Дидактическая система т и шамовой. Управление образовательными системами – научная школа Т.И. Шамовой. опыт ценностных отношений

Татьяна Ивановна Шамова - основоположник научной школы Управления образовательными системами

Т.И. Шамова в 1947 г. с отличием окончила физико-математический факультет Новосибирского государственного педагогического института. 12 лет работала в школе учителем, завучем, директором. Затем работала директором Новосибирского института усовершенствования учителей. В 1966 г. защитила кандидатскую диссертацию «Организация познавательных действий учащихся в условиях проблемного обучения (на материале предметов естественно-математического цикла)». С 1969 г. была переведена в Москву заместителем директора по научной работе научноисследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР. В течение трех лет с 1978 г. работала заместителем главного редактора журнала «Советская педагогика». В 1978 г. в диссертационном совете при Московском государственного педагогического института (МГПИ) защитила докторскую диссертацию «Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении)».

В 1982 г. Татьяна Ивановна была назначена деканом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МГПИ. Под руководством Т.И. Шамовой факультет и кафедра

научных основ управления школой стали ведущим научно-методическим и учебным центром системы дополнительного образования, где обучаются, повышают квалификацию и проходят переподготовку все категории руководителей образовательных учреждений России. В 1992 году по инициативе и под непосредственным руководством Т.И. Шамовой открывается первая в России магистратура по подготовке менеджеров образования, дающая возможность получения управленцами полноценного профессионального управленческого образования. В 1993 г. Т.И. Шамова была избрана член-корреспондентом Российской академии образования, в 1998 г присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2000 г. Приказом Министерства образования РФ Татьяна Ивановна была удостоена медали «К.Д. Ушинский» В 2004 г. Татьяна Ивановна была удостоена медали «В.А. Сухомлинский», на которой написано: «Сердце отдаю детям».

За сорок лет существования научной школы под руководством Татьяны Ивановны и её учеников было защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций, в которых теоретически обосновывались исследовательский, рефлексивный, проблемно-функциональный, программно-целевой, кластерный и другие прогрессивные подходы управления образованием. Научная школа Татьяны Ивановны Шамовой имеет известность, научную репутацию, высокий исследовательский уровень научных работ, деятельность школы проверена временем. Все современные учебники педагогики обязательно уделяют достойное внимание концепции активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой, рассматривающей активность как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. В историю отечественной теории внутришкольного управления Татьяна Ивановна Шамова вошла как уникальный автор самой стройной и целостной концепции управленческого

цикла. Разработка и внедрение соответствующего научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений всех уровней, создание современных моделей управления, оптимизация содержания и форм качественного функционирования системы повышения квалификации работников образования являются основными направлениями научной школы Т.И. Шамовой.

Основные научные публикации: «Активизация учения школьников» (1976, 1979, 2004 гг.), «Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления» (1983, 2009 гг., в соавторстве с Ю.А. Конаржевским), «Исследовательский подход в управлении школой» (1992, 2004 гг.), «Менеджмент в управлении школой» (1995 г.), «Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление (2005 г., в соавторстве с Г.Н. Шибановой), «Управление образовательными системами» (2005-2011 гг., в соавторстве Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибановой), «Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода» (2006 г., в соавторстве с Г.Н. Подчалимовой, А.Н. Худиным), «Избранное» (2004 г.), «Избранные труды» (2009 г.), «Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения» (2010 г., в соавторстве с С.Г. Воровщиковым, М.М. Новожиловой) и др.


В.А. Сластенин и др. «Внутришкольный контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа» Ю.А. Конаржевский «… внутришкольный контроль - одна из важнейших управленческих функций…» П.И. Третьяков «Внутришкольный контроль - вид деятельности… по установлению соответствия функционирования и развития всей системы УВР школы на диагностической основе»


2004. Боровикова Т.И., Морев И.А. « … внутришкольного контроля, определяемого как наблюдение, изучение, проверка, мониторинг (отслеживание каких-либо явлений или объектов), сбор и обработка информации, ее анализ, систематизация, выявление состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности» Н.С. Толстов « Эффективность внутришкольного управления находится в прямой зависимости от уровня организации контроля администрацией школы на основе личностно-правового подхода, предусматривающего обеспечение и уважение прав и свобод личности каждого участника образовательного процесса в пределах охраняемых государством и органами власти, школой норм. Сущность внутришкольного контроля должна заключаться в оказании профессиональных услуг персоналу».


«… демократизация управления … требует объединения контроля сверху и снизу. Роль каждого члена трудового коллектива в контроле повысится при условии роста его ответственности за результаты своей работы. Практическая возможность реализации этого положения обеспечивается сочетанием самоконтроля ученика с контролем учителя; самоконтроля учителя с контролем административно-общественным, самоконтроля руководителя с общественным контролем». Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, – 192 с.




Внутришкольный контроль в модели обеспечения качества образования (Ю.А. Конаржевский, 1986) это системообразующий ресурс единой системы управления в образовательном процессе, атрибутивно определяемый как объектная система, интегрирующая в своем содержании в виде критериев, их показателей и уровневых дескрипторов все требования к качеству образовательного процесса; и как процессная система, реализующая все функции управленческой деятельности при осуществлении различных форматов контроля.


Отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, снижающие валидность оценки результатов деятельности как ученика, так и учителя требует пересмотра и совершенствования в ВШК систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов в оценке уровня учебного успеха ученика; За последние годы автору удалось выявить ресурсы ВШК в решении наиболее острых проблем современного образования: Рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости требует введения в систему ВШК мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;


Недостаточный уровень компетентности педагогов и школьных управленцев в обеспечении субъектной позиции ученика требует, в первую очередь, мотивации учителей на самосовершенствование, здесь введение в ВШК мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям и умениям, лежащим в основе индивидуализации образования. Недостатки во внедрении инноваций требуют выстраивания ВШК научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностного подходов;


«… Внутришкольный контроль только тогда дает положительные результаты, когда он охватывает все стороны педагогического процесса, нацелен на конечный результат, когда в нем взаимодействуют все участники педагогического процесса, когда осуществляется гуманистический подход к контролю» Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, – 192 с.


Изменения поведения социальных систем в рамках эволюционной теории управления (А.Чандлер и И.Ансофф) Столкнувшись с принципиально новыми внешними изменениями и осознав их характер, социальные системы, прежде всего, пытаются изменить стратегию, не меняя внутренних систем и структур управления. Такое поведение соответствует теореме о минимуме производства энтропии, когда система пытается выработать адекватную реакцию без кардинальной перестройки внутренней структуры (смена целей без организационных изменений).


После достижения внешними изменениями критического уровня, когда новая стратегия входит в противоречия с существующей системой и её структурой, должна начаться внутренняя реорганизация. В зависимости от глубины изменений реорганизация может ограничиться формированием нового уровня структуры, нового содержания и технологий системы управления, а может вылиться в перестройку всей организации. Сегодня в школах реализуется, в основном, первый этап «по Чандлеру и Ансоффу».




Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика - учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. ФГОС



Отношение к критериальному оцениванию образовательных результатов учащихся как методологическому ресурсу управления (1317 респондентов, г.г.) САМООЦЕНКА!!! ~ 73% респондентов понимают смысл 26,5% умеют педагогическими методами определить уровень развития этих внутренних ресурсов у своих учащихся 8,9% умеют проектировать образовательный процесс по предмету на основании этих данных (118 человек: 96 оказались учителями школ КРО, 6 человек имели два образования, одно из которых - дефектологическое …) обученность, обучаемость, логические, организационные и коммуникативные умения, особенности мотивационно-волевой сферы и психофизиологические особенности познавательной сферы ученика


«Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого- физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета…» ПРИКАЗ МИНСОЦРАЗВИТИЯ от 26 августа 2010 г. N 761н, Квалификационный справочник, должность «учитель». Может ли система ВШК стать инструментом и при решении этих проблем? Да, если в регламенте ВШК будут четко прописаны критерии, показатели и уровневые дескрипторы оценки каждого образовательного результата.




1999 г. О.Г. Хомерики была предпринята попытка «проанализировать возможности действующих систем ВШК с помощью проблемного анализа» Автор выделила атрибутивные качества/характеристики внутришкольного контроля: Средосообразностьобъектосообразность Целевой характер ВШК консолидирующий, интегративный характер ВШК Как система с обратной связью ВШК должен обладать: коллегиальностью, гласностью, компетентностью субъектов, простотой, гибкостью, экономичностью


ВШК как управленческий ресурс, реализующий консолидирующий, интегративный характер ВШК: Качество образовательного процесса Качество инновационных процессов Если ВО ВСЕХ тематических контрольных работах ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ будут присутствовать разделы, проверяющие уровень сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий на предметном материале, то… …учитель обязательно будет в процессе работы над темой отрабатывать данные умения … … а если окажется, что у учителя недостаточно собственных знаний и умения для такой работы, становится необходимой реализация новых программ развития для учителя.




ФГОС ВШК Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной общей программы Требования к структуре основной образовательной программы 2. Педагогические кадры 3. Учебно- материальная база 1. Учебно- воспитательный процесс Качество результатов Качество результатов - по ученику Качество процесса Качество процесса - по урокам, событиям, кабинетам, подпрограммам… По компетентности педагогов Качество системы управления Качество системы управления - по качеству ВШК, по компетентности администрации ВШК (в соответствии с требованиями ФГОС)


ФГОС ВШК (в соответствии с требованиями ФГОС) Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной общей программы Требования к структуре основной образовательной программы Качество результатов Качество результатов - по ученику Качество процесса Качество системы управления Качество системы управления - по качеству системы ВШК, по компетентности администрации По кабинетам, мат- техническому оснащению По компетентности учителя По событиям, по урокам



Качествосвойство уровень цвет, вкус, форма, знания, навык, внимание, температура, вес, скорость………. соответствие требованиям стандартов качества, соответствие уровню запланированного результата, вектору поставленных целей………… ЧТО ИЗМЕРЯЕМ КАК ИЗМЕРЯЕМ Качество – существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого Качество- степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть


ВШК как объектная система. Соответствие состава и структуры ВШК в школе принципам социального управления демократизаци и и гуманизациидемократизаци и и гуманизации оптимального сочетания централизации и децентрализации в управленииоптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении системности целостностисистемности целостности научностинаучности Критерии качества: принципы управления


Системности и целостности 1. Принцип системности и целостности в управлении 1.Оптимальный уровень (максимум баллов) В школе действует локальный акт, в котором прописан критериальный аппарат всех составляющих ВШК с подробными уровневыми дескрипторами качества: образовательных результатов (по ученику - на основе требований ФГОС: по обученности, по УУД, по социализированности, уровню здоровья) качества образовательного процесса (по урокам, событиям, компетентности учителя, оснащенности кабинетов, экскурсионной деятельности и т.д.) Соответствие состава и структуры ВШК целям и задачам школы, наличие всех направлений ВШК


2.Критический уровень В школе есть локальный акт, но не все показатели включены в структуру ВШК, и/или нет уровневых дескрипторов показателей 3.Недопустимый уровень В школе нет локального акта, не все показатели включены в структуру ВШК, нет описания показателей системности и целостности 1. Принцип системности и целостности в управлении Соответствие состава и структуры ВШК целям и задачам школы, наличие всех направлений ВШК


Демократизации и гуманизации 2. Принцип демократизации и гуманизации управления Наличие этапов обратной связи в системе ВШК качества ОП 1. Оптимальный уровень (максимум баллов) В школе принят все коллективом регламент ВШК с утвержденной (утверждаемой ежегодно на первом педсовете) циклограммой ВШК; в циклограмме указаны сроки, место, даты и задачи обсуждения результатов каждого этапа мониторинга, каждого микроисследования


2. Критический уровень В регламенте ВШК отсутствуют сроки, место, даты и задачи обсуждения результатов каждого этапа мониторинга, каждого микроисследования 3. Недопустимый уровень В школе нет регламента ВШК демократизации и гуманизации 2. Принцип демократизации и гуманизации управления Наличие этапов обратной связи в системе ВШК качества ОП


Централизации и децентрализации 3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Оптимальность распределения управленческих полномочий Оптимальный уровень (максимум баллов) В регламенте ВШК реализуется принцип распределенной ответственности: все направления ВШК курируются субъектами, реализующими свое право решения вопросов, входящих в их компетенцию


2.Критический уровень В регламенте ВШК не реализован принцип распределенной ответственности - в направлениях и этапах ВШК полноценно не реализуется управленческая компетентность учителя 3.Недопустимый уровень В школе нет регламента ВШК централизации и децентрализации 3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Оптимальность распределения управленческих полномочий


4. Принцип научности управления Реализация компетентностного, системно-деятельностного и других научных подходов в проектировании ВШК Оптимальный уровень (максимум баллов) ВШК представляет собой систему, включающую необходимые подсистемы, объединенные целями, формулируемыми диагностично и операционально: показатели качества результата и процесса, определяющие цели ВШК план – циклограмма ВШК, описывающая структуру ВШК технологии мониторинга, инструментарий сбора и/или получения данных информационно-методическое сопровождение в бумажном и цифровом формате с описанием и программами сбора, систематизации, хранения, распространения и анализа всех полученных данных субъекты реализации целей и задач ВШК с достаточным уровнем управленческой компетентности


4. Принцип научности управления Реализация компетентностного, системно-деятельностного и других научных подходов в проектировании ВШК 2. Критический уровень В системе ВШК отсутствуют или недостаточно реализуются 1-2 подсистемы. 3. Недопустимый уровень ВШК не представляет собой систему, не реализуется компетентностный подход


Планово – прогностическая функция управления ВШК как процессная система. Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления Организационно- исполнительская функция Контрольно- диагностическая функция Информационно- аналитическая функция управления Мотивационно- целевая функция управления Критерии качества: функции управления Регулятивно-коррекционная функция управления


Операционально и диагностично представлены цели, по целям определено содержание (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов), для данного содержания прописан и апробирован диагностический инструментарий (формы, методы, условия и технологии измерений), определен формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы), определены механизмы обратной связи с помощью этих продуктов кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК), разработан подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта по принципу распределенной ответственности.




Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты 1. Требования к квалификации. ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761н (за что платят учителю…) 2. ФГОС (три группы требований к качеству образовательного процесса) 3. …


Критерии: 1.Образовательные достижения учащихся, обучающихся у данного учителя 2. Качество деятельности учителя по созданию условий и реализации ресурсов для учебного успеха учащихся (качество обучающей деятельности учителя) 3. Качество воспитательной деятельность педагога, классного руководителя, воспитателя, тьютора 4. Качество деятельности учителя по совершенствованию собственного профессионализма 5. Качество деятельности учителя как члена единого профессионального коллектива




« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский




«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» К.Д.Ушинский Человек как предмет воспитания // Собр. Соч. в 11 т.- М., – Т.8.С.55




«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.


Я.А.Коменский: "На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями.


Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» И действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей". (Я.А.Коменский, Великая дидактика).


«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. во всех отношениях. В таком случае, заметят нам, педагогов еще нет, и не скоро они будут. Это очень может быть; но тем не менее положение наше справедливо. Педагогика находится еще не только у нас, Педагогика находится еще не только у нас, но и везде в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, так как многие из наук, из законов, которых она должна черпать свои правила, которых она должна черпать свои правила, сами еще недавно только сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершеннолетия…».» Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения. М. Педагогика. т 5. с 15.

11 / 03 / 2020

Видеоролик программы: https://yadi.sk/d/n2qahuubEQUwcg Ближайшее зачисление на обучение запланировано на апрель 2020 года. Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» предназначена для формирования и расширения знаний и компетенций в области теории и практики управления образовательными системами, организациями и их подразделениями в условиях модернизации...

26 / 02 / 2020

22 февраля стартовал курс «Презентация актуальных исследований в сфере управления образованием» для студентов магистерских программ «Менеджмент в образовании» и «Менеджмент проектов и программ». В рамках дисциплины предполагается рассматривать вопросы методологии подготовки к защите выпускных квалификационных работ. Проблематика семинарских занятий будет...

17 / 02 / 2020

Сотрудники кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ приняли участие в XVII Международной конференции «Тенденции развития образования». Основная тема дискуссий этого года: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. 13 и 14 февраля пленумы, круглые столы и мастер-классы...

13 / 02 / 2020

12 февраля в рамках повышения квалификации МПГУ под руководством профессора Натальи Львовны Галеевой директора школ Томска, Екатеринбурга и Надыма со своими командами изучали образовательно-исследовательское пространство «Среда Просвещения» в издательстве “Просвещение”. Мы познакомились с высокотехнологичным оборудованием, специализированными программами и передовыми технологиями....

11 / 02 / 2020

10 февраля 2020 года в ИСГО кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой приняла гостей, приехавших на курсы повышения квалификации «Внутришкольная система оценки качества образования как ресурс реализации требований ФГОС и профстандарта педагога». Среди тридцати слушателей – директора и завучи школ...

06 / 02 / 2020

5 февраля 2020 года доцент кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ Лидия Васильевна Козилова выступила экспертом II Межрегиональной научно-практической конференции «ВМЕСТЕ исследуем и проектируем». Конференция организована партнером кафедры – Школой № 2097 г. Москвы и...

27 / 01 / 2020

Тем, кто хочет стать эффективным менеджером образования! Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Программа «Менеджмент в образовании» направлена на формирование способов управленческой деятельности на основе современных теорий и практик менеджмента; на формирование, развитие и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций,...

27 / 01 / 2020

Несмотря на большой педагогический опыт и интерес к работе в школе, мы все больше погружаемся в научное пространство университета. Большое влияние на нас оказало участие в 2018 и 2019 году в Неделе Памяти Т.И. Шамовой и затем в „Шамовских педагогических...

Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, действительный член МАНПО, ветеран Великой Отечественной войны, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ивановна Шамова начинала свою научную деятельность в 60-х годах прошлого столетия. Предпосылкой к ней стала работа в школе, любовь к детям и профессии учителя, талант и встреча с судьбоносными людьми.

Научная деятельность Татьяны Ивановны многоаспектна и охватывает широкий диапазон педагогических проблем, впрочем, чем крупнее ученый, тем более многогранно его творчество.

Всю свою жизнь она посвятила педагогической науке, делу отечественного просвещения. Ее детище – это научный коллектив, завоевавший авторитет высоким уровнем исследований в области педагогической мысли, основанной на традициях, передаваемых новым поколениям научных кадров.

Широко известная сегодня научная школа управления образовательными системами Т.И. Шамовой берет свое начало в 1969 г., когда появился первый ученик-соискатель Ю.А. Конаржевский. По словам Татьяны Ивановны, именно этот ее первенец превзошел своего учителя.

В научной школе управления образовательными системами Т.И. Шамовой 20 ученых защитили диссертации на соискание степени доктора и 245 – кандидата педагогических наук. Растет не только число ученых, перенявших исследовательские традиции (более 300 человек), но и количество их публикаций, что в настоящий момент составляет 7 756 научных и учебно-методических работ. За 35 лет работы факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета Татьяна Ивановна и ее соратники обучили 19 062 человека.

Это происходит сейчас. А как же все начиналось?

Учитель физики

22 ноября 1924 г. в деревне Кузьминка, Венгеровского района Новосибирской области в семье армейского ветеринарного фельдшера родилась Татьяна Ивановна Бородихина. Ее старшая сестра Лидия была учительницей сельской начальной школы, и однажды Татьяну привлекли к работе с учащимися 1–2-х классов, с которыми она проводила уроки в связи с болезнью педагога. Тогда она впервые задумалась о профессии учителя, а в 14 лет стала вожатой.

Шло время. Началась Великая Отечественная война. В первый год войны Татьяна вступила в комсомол. Вскоре начала учиться на рабочем факультете при Якутском государственном педагогическом институте. Здесь она увлеклась спортом, занималась спортивной гимнастикой, стала чемпионкой Якутской республики в беге на 400 метров. А 1 сентября 1942 г. Белоглазовский РОНО Алтайского края назначил ее преподавателем физики и математики в Бестужевскую семилетнюю школу.

Позже, в 1947 г., Татьяна Ивановна с отличием окончила Новосибирский государственный педагогический институт и уже 15 августа Болотинским РОНО назначается преподавателем физики 6–10-х классов средней школы города. Обучение этому предмету здесь было поставлено плохо. Предыдущая учительница не уделяла должного внимания ни знаниям, ни детям, да и кабинет находился в запустении.

Таня Бородихина, 4-й класс (верхний ряд, 6-я слева), 23.08.1934, село Сизево Барабинского района

Татьяна Ивановна, будучи молодым учителем, поначалу растерялась. Однако собралась и поехала в город, в свой институт к знакомому преподавателю элементарной математики, чтобы посоветоваться, как быть. Выслушав ее, он ответил, что именно на таком фоне необходимо проявить себя и завоевать авторитет у учеников. Для начала он предложил ей обставить класс физики, показать тем самым научную основу.

Поэтому вернувшись в школу, молодая учительница пошла прямо к директору. Она написала заявление и получила разрешение отправиться в Новосибирский учебный коллектор, чтобы получить необходимое оборудование для оснащения физического кабинета.

В результате среди прочего Татьяна Ивановна привезла кинопроектор, который был тогда совершенной диковинкой. Она подружилась с лаборантом, который помог ей оборудовать и оформить кабинет. Вскоре началось ведение кружка. Детей тянуло на занятия к учителю, сумевшему увлечь и заинтересовать их физикой. Немалую роль в этом сыграл новый аппарат. Дети так и липли к нему.

К зимним каникулам была организована выставка по итогам работы учеников в кружке физики. На стенах кабинета они закрепили металлическую железную дорогу, по которой бегал трамвайчик. Все, кто ни приходил сюда, были в полном восторге.

Ученик Татьяны Ивановны готовит кинопроектор к занятию по физике

Эксперименты Татьяны Ивановны в области образовательного процесса продолжались и когда она в 1950 г. начала работать преподавателем физики в Чистоозерной средней школе Новосибирской области, где вскоре стала завучем. Она создавала многочисленные пособия для учащихся и организовала лучший в условиях села кабинет физики. Ее уроки посетил секретарь обкома Е.К. Лигачев, который, пораженный талантом молодой учительницы, вскоре инициировал ее перевод на должность директора областного Новосибирского института усовершенствования учителей.

Молодой ученый

В 1960 г., выступая с докладом на Всесоюзном совещании по проблемам программированного обучения, где Татьяна Ивановна находилась в составе делегации учителей из Новосибирской области, она обосновала целесообразность понимания учения как самоуправляемой деятельности. На этом совещании она познакомилась с членом Президиума АПН СССР, академиком, доктором педагогических наук, профессором Н.К. Гончаровым, который впоследствии поддержал научные взгляды Т.И. Шамовой на защите ее докторской диссертации.

В эти годы на Всероссийских педагогических чтениях в городе Казани Татьяна Ивановна выступила с докладом по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь ей посчастливилось познакомиться с доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии педагогических наук РСФСР Ф.Ф. Королевым – выдающимся ученым, методологом, теоретиком новой отечественной школы, крупным историком педагогики. С 1948 г. он заведовал отделом в журнале «Советская педагогика», в 1963 г. стал его главным редактором. Именно по инициативе этого человека Т.И. Шамова была введена в состав редколлегии.

Татьяна Ивановна с учениками

Чтения подарили молодому ученому и знаменательную встречу с одним из основоположников советской педагогики, крупнейшим дидактом и методологом отечественного образования М.А. Даниловым. Татьяна Ивановна отмечает, что его научные труды по проблемам дидактики расширили взгляды и явились фундаментом для ее исследований в этой области.

В 1960 г. Шамова написала свою первую статью «Некоторые приемы установления взаимосвязей между общеобразовательными и производственно-техническими знаниями» (сборник «Опыт соединения обучения с производительным трудом»). Она заложила основу научному творчеству Татьяны Ивановны, которое на настоящий момент насчитывает более 200 публикаций.

С 1961 г. начинается работа над проблемами, разработанными в дальнейшем в кандидатской диссертации по теме «Организация познавательных действий учащихся в условиях проблемного обучения (на материале предметов естественно-математического цикла)».

Первый ученик

В 1969 г. у Татьяны Ивановны появляется первый ученик, обусловивший зарождение научной школы, Юрий Анатольевич Конаржевский. Выдающийся ученый, он внес огромный вклад в теорию и практику системного рассмотрения процесса управления образованием.

Юрий Анатольевич разработал концепцию внутришкольного управления, обосновал управленческий цикл и роль каждой его функции, такие методологические подходы к управлению школой, как: системный, человекоцентристский, проблемно-функциональный, программно-целевой.

Лозунг Юрия Анатольевича «Вперед и только вперед! В науке промедление и застой смерти подобны!» актуален и сегодня, в условиях модернизации российского образования, когда растет потребность в обобщении учеными эмпирического опыта, накопленного за период развития внутришкольного управления, а также выявляется потребность в разработке инновационных подходов, отвечающих требованиям современной действительности.

Ю.А. Конаржевский и Т.И. Шамова

Особого внимания заслуживают его научные труды «Педагогический анализ как основа управления школой» (1978 г.), «Введение в теорию педагогического анализа» (1981 г.), «Закономерности управления школой / Теория и практика управления школой» (1983 г.), «Концепция внутришкольного управления» (1991 г.), «Концепция проблемно-функционального внутришкольного управления» (1992 г.), «Внутришкольный менеджмент» (1994 г.), «Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год» (1995 г.), «Менеджмент и внутришкольное управление» (2000 г.) и др.

В большой науке

В 1978 г. Т.И. Шамову назначили на должность главного редактора журнала «Советская педагогика». Именно в нем начиная с 1964 г. было опубликовано свыше 30-ти ее научных статей.

В том же году Татьяна Ивановна защитила докторскую диссертацию по теме: «Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении)» (содержание данного диссертационного исследования нашло отражение в 47-ми публикациях Т.И. Шамовой, три из них напечатаны в Болгарии и Венгрии).

Как отмечает Л.М. Перминова: «Фактически, в трудах Б.Е. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина был разработан “первый кирпич” из трех, на которые опирается теория активизации учения школьников Т.И. Шамовой – самостоятельная работа учащихся на уроке; “второй кирпич” – проблемное обучение – составляют труды М.И. Махмутова, Н.А. Половниковой, но главной все-таки в этом ряду является концепция И.Я. Лернера “Проблемное обучение”».

ПОЕЗДКИ

В жизни Татьяны Ивановны особое место занимали зарубежные научные командировки в такие страны как Англия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Италия, Китай, Канада, Куба, Польша, Финляндия, Франция, Чехословакия и т.д. За рубежом было прочитано множество лекций, сделаны научные сообщения. Было и такое: в знак высокой оценки содержательного двухчасового выступления перед педагогами в Пекине зал из 600 человек встал и взорвался аплодисментами. С Китаем Татьяну Ивановну связывают и ее ученики Цю Син и Ши Гэн Дун.

Т.И. Шамова на Великой китайской стене…

… и у своих учеников в Китае

Вел заседание совета член корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор И.Т. Огородников, в качестве оппонентов выступали действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор Э.И. Моносзон и член-корреспондент АПН СССР М.Н. Скаткин, а также доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, которые поддержали молодого и талантливого ученого.

В 80–90-е гг. членами научной школы управления образовательными системами были подготовлены и опубликованы оригинальные методические пособия, рекомендации и монографии «Формирование общих умений и навыков школьников», «Совершенствование управленческой деятельности руководителей школы» (Н.А. Лошкарева – 1982 г.); «Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления» (Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский – 1983 г.); «Планирование работы в школе» (Т.И. Шамова, Т.И. Нефедова – 1984 г.); «Совершенствование системы внутришкольной информации как важнейшее условие реализации школьной реформы» (Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарева – 1983 г.); «Осуществление системы внутришкольного контроля в условиях реализации школьной реформы» (Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарева – 1985 г.); «Учебная управленческая игра как метод обучения на ФППК ОНО» (Т.И. Шамова, Р.Б. Козина – 1987 г.); «Управленческая деятельность в школе: психологический аспект» (В.А. Терехов – 1987 г.); «Профессиограмма директора общеобразовательной школы» (Т.И. Шамова, К.Н. Ахлестин – 1988 г.); «Целевая комплексная программа целостной системы ученического самоуправления в школе» (Н.П. Капустин – 1988 г.); «Содержание и планирование воспитательной работы в школе» (В.А. Миславский – 1989 г.); «Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся» (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко – 1990 г.); «Управление общеобразовательной школой в крупном городе» (П.И. Третьяков – 1991 г.); «Внутришкольное управление: вопросы теории и практики» (под ред. Т.И. Шамовой – 1991 г.); «Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы» (В.И. Зверева – 1992 г.); «Менеджмент в управлении школой» (под ред. Т.И. Шамовой – 1992 г.); «Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ» (Т.И. Шамова – 1992 г.) и др., оказавшие существенную помощь слушателям факультета в овладении теорией и практикой внутришкольного управления.

В 1994 г. были изданы методические рекомендации руководителям школ и учителям «Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя». В это же время выходит в свет коллективная монография авторов: Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой «Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы».

В современных условиях развития научной школы разрабатываются такие методологические подходы к управлению образовательными системами, как: компетентностный (С.Г. Воровщиков), кластерный (Т.И. Шамова, Е.Н. Симыкина, Е.В. Талалаева и др.), интегративный (А.А. Ярулов), дидактический (Н.Л. Галеева), структурно-деятельностный (Л.М. Асмолова (Плахова)), опережающий (Т.И. Шамова и др.).

Душа научной школы

Важнейшей функцией научной школы является забота о преемственности. В данный момент Татьяна Ивановна готовит 15 молодых ученых – аспирантов, докторантов и соискателей. За 40 лет ею воспитано 50 кандидатов и 15 докторов педагогических наук, которые, в свою очередь, ведут научное руководство диссертационными исследованиями и уже имеют научные школы.

Действительно, множество вопросов возникает, как только мы начинаем работать над диссертационным исследованием, ведь не у всех есть опыт в оформлении работ, не все владеют методикой написания и процедурой защиты.

Создание научного труда – кропотливый, творческий и трудоемкий процесс, поэтому мы нуждаемся в помощи научного руководителя при подготовке докторских и кандидатских диссертаций, статей и монографий. Иметь такого научного руководителя, как Татьяна Ивановна Шамова, являющегося крупным ученым, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом – это не только встать на новую ступень познания, но и открыть для себя весь многогранный мир педагогической науки.

Именно из научной школы управления образовательными системами Т.И. Шамовой выросла целая плеяда замечательных ученых, которые обогатили педагогическую науку. Как сказал Владимир Маяковский: «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?» Действительно, сверкающее небо педагогической науки распахнуло свои двери для «шамовских» звезд: Ю.А. Конаржевский, К.А. Нефедова, В.Н. Руденко, С.Е. Дурнев, Б.И. Бухалов, Т.К. Чекмарева, В.И. Щеголь, В.Г. Новиков, Е.Б. Ястребова, Е.А. Лутцева, Р.Б. Козина, Г.М. Тюлю, В.П. Зинченко, Н.П. Капустин, Ю.Л. Загуменнов, Л.П. Погребняк, Н.В. Силкина, Т.М. Давыденко, П.И. Третьяков, И.В. Ирхина, Н.В. Немова, Н.А. Рогачева, Н.А. Тураева, Цю Син, Ши Гэн Дун, Л.М. Перминова, Т.И. Березина, А.Г. Зырянов, Э.В. Литвиненко, Г.Н. Шибанова, Л.М. Асмолова (Плахова), Т.К. Родионова, И.Н. Щербо, Е.И. Фадеева, С.В. Красиков, Б.И. Канаев, Г.Н. Подчалимова, Н.А. Шарай, И.В. Ильина, В.Л. Чудов, О.Ю. Заславская, Т.В. Ахлебинина, М.А. Сергеева, В.В. Лебедев, О.В. Решетников, Е.В. Макарова, М.П. Нечаев, И.В. Илюхина, Т.А. Воробьева, Е.Л. Болотова, Н.К. Винокурова, Н.Л. Галеева, Л.А. Куманяева, Е.В. Орлова, Е.Ю. Ривкин, С.Г. Воровщиков, Л.В. Карпухина, А.А. Ярулов, А.Н. Худин, И.Г. Корнеева, Т.Н. Могильниченко, Т.В. Спирина, Е.А. Юлкина, Е.В. Бахарева и др.

Научная школа Т.И. Шамовой имеет известность, репутацию, высокий исследовательский уровень работ, ее деятельность проверена временем. Необходимо отметить, что стиль мышления Татьяны Ивановны поддерживается ее учениками и последователями, что свидетельствует о передаче традиций, а значит и о сохранении особого видения и преемственности взглядов.

Своеобразной чертой шамовской школы является многогранность исследований членов коллектива, да это и неудивительно, ведь чем крупнее ученый, тем шире его интересы. Безусловно, ученики Татьяны Ивановны разделяют с ней научные ценности и традиции, но и их самостоятельный поиск и результаты исследований развивают школу.

ТРАДИЦИИ

Есть давняя традиция на кафедре управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета – собираться за круглым, уютным столом на шамовский чай. Здесь есть место всем: от слушателя, соискателя и аспиранта до педагогических светил.

Это своего рода творческая лаборатория, где можно неожиданно получить научную консультацию или добрый совет. Как отмечает Любовь Мироновна Асмолова, «совместное питиё “шамовского чая“ – это место, куда устремляются все не только для утоления жажды после полуторачасовых лекций, но и для утоления потребности в общении, в котором мы так нуждаемся. Общении бескорыстном, чутком, внимательном, заботливом».

А жизнь продолжается!

29 января 2009 г.в московской школе № 354 им. Д.М. Карбышева состоялись Первые Шамовские педагогические чтения «Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования», посвященные 40-летию научной школы Татьяны Ивановны Шамовой. В мероприятии приняли участие более 260-ти человек – это ученики и последователи из Белоруссии и нескольких городов России: Белгорода, Вологды, Калуги, Курска, Москвы, Новосибирска, Пскова, Самары, Ставрополя, Тольятти, Тамбова, Челябинска, Череповца, Хабаровска и др.

Как отмечает С.Г. Воровщиков, проведение данных чтений можно считать очередным этапом в упрочении позиций научной школы Т.И. Шамовой, предполагающим не только подведение итогов, но и определение перспективных направлений исследования корневых проблем теории и практики внутришкольного управления, повышения профессиональной компетентности работников народного образования.

Следует также отметить, что научная школа управления образовательными системами Т.И. Шамовой соответствует всем признакам научной школы, обозначенным в Постановлении Правительства РФ № 633 от 23 мая 1996 г. «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых – докторов наук и государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации»:

– наличие нескольких поколений в связках «учитель–ученик», объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом;

– общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

– рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых;

– расширение исследовательского интереса к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки и др.

В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. говорится о необходимости создания условий для их эффективного воспроизводства и закрепления молодежи в науке, образовании и высоких технологиях, сохранения преемственности поколений в этих сферах. Таким условием для развития педагогической науки и является деятельность научных школ.

В пособии дается общая характеристика образовательных систем, действующих в нашей стране, и управления ими; особое внимание уделено школе; глубоко раскрыта сущность образовательного процесса.
Пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений всех уровней; будет полезно работникам системы дополнительного профессионального образования.

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК СИСТЕМА.
Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества.

Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях.

В связи с этим остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России, охватывающей все звенья, начиная от дошкольных учреждений и кончая высшими учебными заведениями.
Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие, а с другой - важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Глава 1. Общая характеристика управления образованием в РОССИИ 6
§1. Образование в РОССИИ как система 6
§2. Органы управления образованием 9
§3. Системный подход - методологическая основа управления образовательным учрежден нем 17
§4. Школа как социально-педагогическая система 25
Глава 2. Внутри школьное управление как система 32
§1. Общая характеристика внутри школьного управления 32
§2. Основное содержание практической управленческой деятельности 47
§3. Управление инновационными процессами в школе 136
Глава 3. Управление образовательным процессом в школе 162
§1. Образовательный процесс как система 162
§2. Учебное занятие как система 168
§3. Управление качествам результатов образовательного процесса 183
§4. Образовательные технологии 189
Глава 4. Управление развитием воспитательных систем в образовательном учреждении 198
§1. Основные затруднения в практике 196
§2. Уровне нос управление воспитательными системами 203
§3. Адаптивная воспитательная система 209
§4. Развитие школьного самоуправления 220
§5. Методика измерения уровня воспитанности учащихся 231
§6. Этапы развития адаптивной воспитательной системы 243
§7. Взаимодействие семьи и школы 249
Приложения 258
Приложение 1. Учебная программа курса Управление образе нательными системами» .258
Приложение 2. Программа курса «Управление образовательным процессом в школе» 263
Приложение 3. Программа курса «Управление развитием воспитательных систем в образовательном учреждении 264
Приложение 4. Модель примерного плана работы школы по конечным результатам 269
Приложение 5. Стержневые линии курса алгебры 300
Приложение 6. Математика. 1 класс; 2 класс; 3 класс 303
Приложение 7. Проекты; «Питьевая вода: хлорировать, озонировать или...?, «Наш пруд» 311.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.