Презентация "совершенствование техники чтения". Презентация - система заданий для овладения навыком чтения и дальнейшего его совершенствования Презентация использование приемов для формирования навыков чтения

Слайд 1

Формирование первоначальных навыков чтения

Работа Федотовой Елены Титовны Преподавателя МОУ «Гимназия 1» г.Чебоксары

Слайд 2

Проблема:

Как целесообразно и продуктивно проводить работу по формированию навыков чтения?

Слайд 3

1.Анализ разнообразных учебников по обучению чтению. Сравнительная характеристика. 2. Выявление разнообразных видов работ по подготовке ребят к освоению чтения и письма 3. Поиск различных вспомогательных средств для формирования навыка чтения

Слайд 4

Определение путей продуктивной работы педагога над формированием первоначального навыка чтения

Слайд 5

1. Соотношение учебного и обучающего действия при формировании первоначального навыка чтения. Анализ учебников классических и развивающих программ. 2.Проблемы при обучении чтению. Фонетические и графические виды упражнений при отработке первоначального навыка обучения чтению. Алгоритм чтения 3. Игры по обучению чтению, как способ активизации мыслительной деятельности и закрепления навыков чтения. 4. «Методическая копилка»: Слоговые таблицы. Тест. Разработка урока обучения чтению «Буква Н н» 5. Вывод 6. Литература 7. Приложение (слоговые таблицы)

Слайд 6

ЛИТЕРАТУРА

1. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., 1976 2. Горецкий ВТ. О психофизиологических механизмах чтения // Русский язык в начальных классах / под ред. М.С.Соловейчик.- М, 1993.-С.314-315. 3. Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. - М., 1987 4. Русская Азбука: Проб. учеб. для 1 кл. трехл. и четырехлет. нач. шк. / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д.Берестов. - М., 1996 5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О-В. Моя любимая азбука.-М.,1996 6. Репкин В.В. др. Букварь - М.,1993 7. Эльконин Д.Б. Букварь - М., 1994 8. Л.С.Сильченкова Технология обучения русской грамоте 9. Максимук Н.Н. , «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2004г

Слайд 7

Умения и навыки чтения

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и развития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер.

Слайд 8

Навык чтения включает:

Слайд 9

Осознанность чтения

Николай Александрович Корф писал, что каждый учитель должен « приучать к одновременному совершенствованию двух процессов – чтения и уразумения читаемого»

Слайд 10

Способы чтения

Побуквенное Отрывистое слоговое Плавное слоговое Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов Чтение целыми словами и группами слов

Слайд 11

Скорость чтения

Для того, чтобы успешно обучаться в средних и старших классах, выпускник начальной школы должен уметь осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми; словами вслух, при ориентировочном темпе 70 - 90 слов в минуту, и «про себя», на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух (Оморокова и др., 1990).

Слайд 12

Правильность чтения

Выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения букв, слов в читаемом тексте.

Слайд 13

Выразительность чтения

Проявляется в умении обоснованно использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию

Слайд 14

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов

Слайд 15

Система Глена Домана

Слайд 16

Кубики Зайцева

Слайд 17

Разнообразие литературы

Слайд 18

Андрианова. Букварь. Нечаева. Букварь. Эльконин Даниил. Букварь. Андрианова Т.М. Город букв Горецкий Всеслав. Русская азбука Штец. Помощница букваря (1-4). Воронкова. Букварь. 1 класс. Агаркова. Азбука. 1 класс Климанова Л.Ф. АБВГДейка. Азбука первоклассника. Соловейчик М.С. Букварь. .Репкин Владимир. Букварь: Шалаева Г.П. Букваренок Бетенькова. Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Джежелей О.В. Азбука. Учебник для 1 класса

Слайд 19

Сиситема Эльконина Д.Б.

Слайд 20

Учебники Репкина В.

Слайд 21

Горецкий В.Г.

Слайд 22

Бунеев Р.Н.

Слайд 23

Ориентиры чтения

Ориентиры чтения - это зрительные ориентиры, соответствующие способу зашифровки информации в том или ином языке.

Слайд 24

Позиционный (слоговой) принцип ориентиров

например, только такого рода ориентиры мы находим в словах МАЛИНА, ЗАХОДИЛА. Чтобы их прочитать (озвучить), надо действовать по принципу:«Смотри, что за согласной буквой

Слайд 25

Следующая группа ориентиров состоит из букв Е, Я, Ю, Е и в отдельных случаях И.

Здесь имеются в виду те случаи, когда эти буквы обозначают два звука: Ел, Яма, Юла, Елка, поЕхал, заЯвил, каЕмка, паЮснаЯ, боИ, ружьЕ, лисьЯ, съЕл. Чтобы озвучить указанные буквы, читающий должен уметь проанализировать позицию перед указанной гласной буквой: его глаз возвращается назад и только потом правильно находит звуковое соответствие этому ориентиру

Слайд 26

К третьей группе ориентиров

следует отнести согласные буквы русского алфавита, которые не подчиняются действию слогового (позиционного) принципа русской графики: Ц,Щ,Ж,Ш,Ч,Й (в тех случаях, когда она обозначает звук «И»: САРАЙ, КАЙМА, МОЙ). Здесь можно привести следующие примеры: ЧАЩА, ЖИР, ШОВ, ЦАПЛЯ

Слайд 27

Алгоритм чтения

В свете всего выше сказанного можно утверждать, что порядок последовательной расшифровки ориентиров чтения в слове и есть алгоритм чтения.

Слайд 28

Учебник Горецкого В.Г.

Безусловно, большим достижением этого учебника по сравнению с предыдущими, явилось введение согласной буквы для прочтения одновременно твердого и мягкого согласного звуков. Букварная страница является как бы дидактической единицей: здесь помещены слоги, цветовые модели слогов, столбики слов и пр. Одним словом, можно сказать, что обучающий потенциал Букваря Горецкого В.Г. и др. достаточно высок. А вот учебная составляющая этого учебника просматривается не столь явно. Например, порядок введения букв в нем. Сначала дети знакомятся с 5 гласными буквами А, О, И,Ы,У, причем эти буквы подаются только как обозначающие соответствующий гласный звук. Ни слова не говорится о том, что на письме они обозначают еще и твердость или мягкость предшествующего согласного звука. В этом случае буква воспринимается только как рисунок, значок, фигурка. « Между тем, буква в тексте и изолированно начертанная буква - это далеко не одно и то же, и суть обучения чтению состоит как раз в том, чтобы показать механизм функционирования буквы в тексте.

Слайд 29

Учебники Бунеевых

«Мою любимую, азбуку» Р.Н. Бунеева и др.Самые первые буквы, с которыми знакомятся дети, это: Г,П,Т,Р,И. Сгруппированы они так на основе генетического принципа письма: в начертании этих букв много сходства (имеется в виду рукописный вариант). Затем последовательно изучаются буквы 0,А,Ы,Н,К и т.д. Заметим, что здесь активно учат читать как прямые слоги: НА,КИ,ПЫ,ТА, но и обратныё: ИЛ, ИК, ОК, АР, АП. Все это, есть ориентиры первой группы (первого порядка). Графический анализ позиции буквы не проводится. Не звуковой анализ записанных слов, что, безусловно, имеет место в любом уроке обучения грамоте, а выяснение механизма зашифровки звукового состава слова. В этой ситуации вполне закономерно, что у детей возникают определенные трудности при становлении алгоритма чтения слов.

Слайд 30

Учебники Эльконина Д., Репкина В

Буквы расположены по блокам согласно группам ориентиров чтения. Сначала дети усваивают ориентир СГ (сочетание согласной и гласной букв) после последовательного блочного изучения: гласных букв А, О, У, Ы, Э (1 блок); согласных букв M,P, H (2 блок); гласных букв Я, Е, Ю, И, Е (3 блок). Изучение остальных согласных букв представляет собой, по сути дела, закрепление навыка чтения главного ориентира: слога СГ. Также компактно там поданы и ориентиры второго порядка: йотированные гласные буквы Е, Я, Ю, Е, И. Последними по традиции изучаются согласные буквы Ш, Щ, Ж, Ц,Ч,Й. Кстати, на страницах Букваря нет привычных слоговых таблиц, минимум столбиков слов, зато есть небольшие тексты.

Слайд 31

Данный краткий анализ позволяет сделать вывод, что современные Буквари в большинстве своем в большей степени обучающие, чем учебные. Учебная составляющая Букварей и Азбук, а вслед за ними и уроков обучения грамоте, может быть достаточно большой, если в них буквы располагаются по блокам в соответствии с учетом ориентиров чтения. Это способствует формированию обобщенного способа чтения, когда ребенок сразу учится расшифровывать ориентиры какой-либо группы. Правильно расположив учебный материал в Букваре, мы тем самым помогаем ребенку понять механизм раскодирования звукового состава слова. Навык чтения складывается у ребенка постепенно, после многочисленных проб и ошибок. Именно такой подход есть в Букварях и Азбуках, использующихся в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.

Слайд 32

Дидактические игры

Игры классифицируются по дидактическим задачам. Так, отдельные разделы составляют игры, которые направлены на выработку следующих умений: - деление слов на слоги, - выделение и распознавание звуков, - распознавание графического облика букв - чтение слогов - чтение слов и предложений.

Слайд 33

Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове.

Это игры, которые -формируют умение делить слова на слоги, определять их количество -Упражняют учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов, - формируют умение определять и называть ударный слог «Последний слог» Описание игры: Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: КО (- ни, -зы, -тик…)Побеждает тот, кто последним назовёт слог.

Слайд 34

Выделение и распознавание звуков.

Предлагаемые игры направлены на решение следующих задач: - выделение первого и последнего звука -определение места звука в слове -последовательное перечисление всех звуков слова -подбор слов с заданным звуком «Какой звук потерялся?» Описание игры Учитель читает знакомые детям стихи и в каком-то слове пропускает первый звук. Дети хлопают при ошибке и исправляют учителя.

Слайд 35

Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами

Лучше запомнить конфигурацию букв помогают следующие приёмы: - поэлементный анализ - сравнение с предметами -сравнение с уже изученными буквами -конструирование букв -печатание букв в тетрадях в клетку - распознавание букв в тексте «Угадай букву» Описание игры Выбирается водящий. Он закрывает глаза, а дети пишут ему пальцем на ладони букву. Он должен отгадать. Или только на ощупь узнать букву из толстого картона и пр.

Изучить ключевые умения читательской деятельности и определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха). В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. Учитывать индивидуальные особенности детей.




1 уровень: нетрудные в содержательном и лексическом отношении тексты 2 уровень: нетрудные в содержательном отношении тексты, в которых встречаются новые, ещё непонятные ребёнку слова 3 уровень: предлагаются тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом 4 уровень: большие по объёму и более сложные тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом


Определять тему и основную мысль текста; задавать вопросы по сюжету, отвечать на поставленные вопросы; делить текст на смысловые части; составлять план; сопоставлять и осмысливать поступки героев; выражать своё отношение к героям и обосновывать его; читать наизусть лирические стихи; выделять и объяснять из контекста и с помощью словаря непонятные слова; отмечать ключевые слова; передавать смысл прочитанного; находить в тексте фрагменты (отрывок, эпизод, выражение, слова) на заданную тему.






Подробно или кратко излагать прочитанный текст (можно опираться на план), соблюдая логику пересказа; при кратком пересказе придерживаться главной мысли; составлять план произведения; пересказывать от разных лиц; высказывать и обосновывать оценочные суждения.


Индивидуальное чтение текста; чтение и пересказ в малой группе или в паре; составление плана в паре, краткий пересказ текста (при обучении краткому пересказу); выбор фрагмента произведения в паре, составление плана, пересказ фрагмента (при обучении выборочному пересказу) индивидуальное, парное или групповое творческое завершение пересказа (рекомендуется использовать отрывки изучаемых прозаических произведений, которые можно продолжить или изменить, предать содержание от другого лица или в иной логике).




Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний и ударений; соблюдение норм литературного произношения; читать сознательно; делать логические ударения; соблюдать паузы; находить и соблюдать нужную интонацию, в т. ч. передавать голосом эмоциональное состояние героя.




Работа над скороговорками - можно выделять цветным мелом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например: Сенька с Санькой вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. - начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую, например: Из - под Костромы, из - под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.


Формирования трёх умений · Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния. · Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание). · Ставить логическое ударение в предложении. Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Как меняется смысл предложения? Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное » слово уточняет смысл всего предложения.


Набор Тает снег. 2. Идет дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело. Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко). - запишите предложения в обратном порядке; - запишите только второе и пятое предложения; - запишите предложения с третьего по шестое.


Ученик должен уметь: различать элементы книги (титульный лист, обложка, автор, заглавие, оглавление, иллюстрация); различать типы издания (художественное произведение, сборник, собрание сочинений, учебник, периодическая печать, справочник, энциклопедия); различать жанры произведений (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, былина); различать виды информации (художественная, научно - популярная, деловая и пр.) соблюдать правила обращения с книгой.


К освоению произведений, ученик переходит только после успешного завершения предыдущего уровня; нужно учитывать связи между ключевыми умениями читательской деятельности; одно и то же произведение можно использовать для формирования разных ключевых умений, неоднократно возвращаясь к нему, решая те или иные задачи; учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников; создавать « ситуацию успеха », в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их; только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков литературного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Cлайд 1

Формирование техники чтения обучающихся, воспитанников через использование различных методик и приёмов обучения.

Cлайд 2

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Умственно отсталый ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако такие дети, по данным Г.Я.Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Среди школьников 1 – 2-х классов вспомогательных школ отличается большое количество детей со специфическими стойкими нарушениями чтения. Так, по данным К.Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью обнаруживаются дислексии.

Cлайд 3

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков Навык чтения включает два компонента: техническую сторону и смысловую. К технической стороне чтения относятся: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного. Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую.

Cлайд 4

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). У детей с нарушением интеллекта овладение чтением протекает замедленно, характеризуется своеобразием и определёнными трудностями (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Г.И. Данилкина, Н.К. Сорокина). По данным Г.Л. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем школьники в общеобразовательной школе.

Cлайд 5

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т.Федоренко (г. Харьков), в каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, а последнее – уже 46. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем предложение стирается с доски, и ученики записывают его в тетрадь. Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд.

Cлайд 6

Еще один аспект развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Cлайд 7

Очень интересен метод жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников читает не более двух минут. А при «жужжащем» чтении общий тренаж в течение урока составит 10 × 2 = 20 (чел/мин)

Cлайд 8

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Cлайд 9

Упражнения для совершенствования способа чтения. Одним из эффективных приёмов работы являются ежедневные специальные упражнения(«речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Конкретными задачами такой «разминки» являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений выбираются с учётом общего уровня навыка чтения детей, в частности, характера их ошибок. Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. На эти упражнения отводится 4- 5 минуты, в зависимости от объёма материала.

Cлайд 10

Тренировке чтения полезно уделять значительную часть урока. Во избежание быстрого утомления при однообразной работе задания изменяются. Дети читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыков чтения. Авторами разработок стала группа педагогов и психологов: Н.В. Нечаева, Т.А. Ладыженская и другие. Вот некоторые из них: наблюдение за чтением своих товарищей; «жужжащее чтение» (данный приём можно использовать в процессе «разминки»); чтение «эхо»; чтение «канон»; чтение «Спринт»; чтение со счётом слов; чтение с простукиванием ритма; чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки); смысловая догадка.

Cлайд 11

Мной заимствован комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения (И.Т.Федоренко, И.Г. Пальченко): - чтение строчек наоборот,что создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения; - чтение пунктирно написанных слов; - чтение строчек с прикрытой верхней половиной; - поиск в тексте заданных слов; - чтение текста через слово; - быстрое многократное произнесение предложений.

Cлайд 12

Условия для развития беглости чтения и правильности чтения: а) Учащиеся должны чаще и больше читать. Важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Слабых вызывать чаще, но читать они должны недолго; б) Наблюдение учащихся за чтением своих товарищей; в) Один и тот же текст должен перечитываться неоднократно во время урока. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, нужно сопровождать его сменой заданий; г) Специально организовать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте.

Cлайд 13

Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения. Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем: в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное; во фрагментарном понимании текста; в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе; в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.

Cлайд 14

Методы и приемы формирования осознанного чтения. У школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем: в непонимании значений отдельных слов,; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное; во фрагментарном понимании текста; в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе; в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами. Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложением предполагает объяснение смысла образных выражений: эпитетов, сравнений, олицетворений.

Cлайд 15

Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем можно перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом. С целью формирования интереса к прочитанному произведению для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования текста. Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, они еще активизируют их творческие возможности.

Cлайд 16

Литература: Дефектология. Научно-методический журнал,№ 5,2004 г. стр.42–48. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 2 класса специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида.– Спб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2001. Матвеева Л.В. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 3 класса специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.– Спб.:филиал изд-ва “Просвещение”, 2004. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. Изд-во “Просвещение”, 2001..

Cлайд 1

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Cлайд 2

Цель проекта: Формирование всесторонне развитой, успешной, творческой, социально адаптированной в обществе личности.

Cлайд 3

Задачи проекта: прививать интерес к чтению книг повысить внимание к процессу формирования личности дать знания о жизни и окружающем мире развивать самостоятельность мышления учить детей любить книги научить быстро и выразительно читать привить полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки повышать качество знаний учащихся

Cлайд 4

Основная проблема: Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и осознанно

Cлайд 5

Пути решения: установить причину низкой читаемости детей; изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе; применение современных инновационных технологий; довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе; совершенствовать технику чтения; вести контроль знаний по предмету и техники чтения

Cлайд 6

Группы упражнений по совершенствованию навыков чтения Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Cлайд 7

Виды упражнений: разминка (артикуляционная гимнастика); для развития четкости произношения; шёпотом и медленно; тихо и умеренно; громко и быстро; скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок; наложенных друг на друга слов: р с п машина весенний а б е предметы о ж т т о а а к

Cлайд 8

Виды упражнений: «игра в прятки», «мнимое слово», «чтение за диктором»; ролевое чтение; хоровое, жужжащее чтение; чтение согласных по таблице: БТМПВФЧКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ и т.д.; чтение по таблице-треугольнику: м а р 1 а м о р 2 о м у р 3 у м ы р 4 ы м и р 5 и

Cлайд 9

Cлайд 10

Какая же должна быть скорость чтения? надо стремиться достигнуть скорости 80-90 слов в минуту к концу 3 класса; к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту; во 2 полугодии 4 класса основное внимание уделять отстающим ученикам;

Cлайд 11

Контроль и учёт знаний техники чтения стартовый (входной) промежуточный (полугодовой или по четвертям) итоговый (конец года)

Cлайд 12

Таблица техники чтения № Ф.И. учащихся 1 класс 2006-2007г 2 класс 2007-2008г 3 класс 2008-2009г 4 класс 3 четверть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Антонова А. Бабаев В. Баранов А. Кодряну А. Макаров А. Невзорова Л. Остроухов Ю Потапов Н. Потапова Е. Струков Д. 61 52 51 80 38 40 40 140 50 65 80 54 53 74 50 40 40 124 53 84 77 60 62 92 56 40 56 130 60 90 110 99 86 - 70 68 68 150 90 120

Cлайд 13

Информационные источники: 1)Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, 2001. 2)Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999. 3)Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990. 4)Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. 5)Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 1990. 6)Первова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения. Начальная школа. – 1990. - №3 7)Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г. 8)Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977. 9)Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

Cлайд 17

Слайд 2

Цель проекта:

Формирование всесторонне развитой, успешной, творческой, социально адаптированной в обществе личности.

Слайд 3

Задачи проекта:

прививать интерес к чтению книг повысить внимание к процессу формирования личности дать знания о жизни и окружающем мире развивать самостоятельность мышления учить детей любить книги научить быстро и выразительно читать привить полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки повышать качество знаний учащихся

Слайд 4

Основная проблема:

Слайд 5

Пути решения:

установить причину низкой читаемости детей; изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе; применение современных инновационных технологий; довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе; совершенствовать технику чтения; вести контроль знаний по предмету и техники чтения

Слайд 6

Группы упражнений по совершенствованию навыков чтения

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Слайд 7

Виды упражнений:

разминка (артикуляционная гимнастика); для развития четкости произношения; шёпотом и медленно; тихо и умеренно; громко и быстро; скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок; наложенных друг на друга слов: р с п машина весенний а б е предметы о ж т т о а а к

Слайд 8

«игра в прятки», «мнимое слово», «чтение за диктором»; ролевое чтение; хоровое, жужжащее чтение; чтение согласных по таблице: БТМПВФЧКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ и т.д.; чтение по таблице-треугольнику: м а р 1 а м о р 2 о м у р 3 у м ы р 4 ы м и р 5 и

Слайд 9

Методика И.Т.Федоренко

  • Слайд 10

    Какая же должна быть скорость чтения?

    надо стремиться достигнуть скорости 80-90 слов в минуту к концу 3 класса; к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту; во 2 полугодии 4 класса основное внимание уделять отстающим ученикам;

    Слайд 11

    Контроль и учёт знаний техники чтения

    стартовый (входной) промежуточный (полугодовой или по четвертям) итоговый (конец года)

    Слайд 12

    Таблица техники чтения

  • Слайд 13

    Динамика успеваемости учащихся

  • Слайд 15

    Вывод:

    О результативности проекта можно будет судить только по прошествии времени. Но, анализируя уже проведенную работу, можно подвести такие итоги: проект способствовал развитию интереса к чтению; учащиеся повысили технику чтения и качество знаний; ребята приобрели читательскую, коммуникативную и речевую компетентность.

    Слайд 16

    Информационные источники:

    1)Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, 2001. 2)Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999. 3)Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990. 4)Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. 5)Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 1990. 6)Первова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения. Начальная школа. – 1990. - №3 7)Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г. 8)Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977. 9)Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

    Слайд 17

    Спасибо

    ЗА ВНИМАНИЕ!

    Посмотреть все слайды