Выделение гласных первого ряда из слов. Тема: Гласные второго ряда Занятие гласные первого ряда

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Разделы: Начальная школа

  • Активизация внимания детей, подготовка к предстоящему занятию, ориентировка на тему занятия и актуализация соответствующей лексики.
  • Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
  • Коррекция процессов памяти, внимания.
  • Воспитание навыка общения, ответа на вопрос, контроля над собственном поведением.

Оборудование: Таблица с гласными первого и второго ряда; таблица слогов; карточки для самостоятельной работы; цветные карандаши; мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Ребята перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно справились заданием.

  1. Повторение раннего пройденного материала.

Давайте вспомним и произнесем с вами гласные первого и второго ряда. (Обращаем внимание детей на таблицу гласных) .Скажите, пожалуйста, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный + гласный звук).

Теперь сравните пары гласных: А-Я; О–E; У-Ю; Э-Е; Ы-И. (Выявляем сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию). Ребята, эти гласные называются парными гласными и чтобы не путать их на письме, мы с вами будем учиться их различать.

  1. Сообщение нового материала.

На нашем занятии мы научимся различать парные гласные, и мы узнаем с вами, что гласные второго ряда - волшебные, они делают мягким согласный. Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте прочитаем хором прямые слоги, сочетая М, (Н, С и т.д.), попарно с гласными первого, затем второго ряда.

М А О Э У Ы Н А О Э У Ы
Я E Е Ю И Я E Е Ю И

(При повторном чтении обращаем внимание на изменении звучания согласного от соседства гласных второго ряда).

Ребята, что происходит с согласными, когда после него идет гласный второго ряда?(Согласный становится мягким).

Я предлагаю вам немного поиграть.

  1. Игра «Волшебный мяч».

(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких и мягких согласных).

Ребята, я буду называть вам твердый вариант и при этом кидаю, мяч, а вы называете мягкий вариант и кидаете мяч обратно мне. (Мяч бросаем по очереди).

  • изолированно.

Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д" и т.д..

А теперь обратно, вы называете мягкий вариант, а я твердый.

  • Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д"; и т.д.
  • в слогах (перекидывая мяч).
ДА-ДЯ ДО-ДE ДУ-ДЮ ДЫ-ДИ
  1. Работа в тетради

Диктант слогов.

Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый.

СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА. (Проверяем в слух).

Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их в слух.

МАЛ- МЯЛ; ЛУК-ЛЮК; МЫЛ-МИЛ; НОС-НEС; ВОЛ-ВEЛ.

Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите, одинаково ли они по написанию, по произношению, и по значению? Обратите внимание на первые согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а где мягкие. Запишите эти слова в тетрадь и с помощью цветных карандашей отметим мягкий и твердый согласный.(Синим – твердый, красным- мягкий).

МАЛ-МЯЛ; ЛУК- ЛЮК; МЫЛ- МИЛ; НОС- НEС; ВОЛ- ВEЛ.

Молодцы, а теперь немного отдохнем.

  1. Физминутка.

Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь под подвижную музыку немного потанцуем.

Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги- вуги
Поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.(Тоже самое только с левой рукой).

Вот мы с вами не много отдохнули, а теперь продолжим работу.

  1. Работа по карточкам.

Ребята перед вами лежат карточки с предложениями, где в словах пропущены гласные.Вставьте их и цветными карандашами обведите твердые и мягкие согласные.(мягкий- зеленым, твердый- синим и красным гласный второго ряда).

Цветы у В...ли зав...ли. Л...ся л...бит л...к. Юр... был р...д, что попал в первый р...д. У П...т... ут...т... , а у В...т... кот...т.... Н...жно полить вишн....

Проверяем работу.

(Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).

  1. Самостоятельная работа.

(Эта работа дается, если дети активно работали на занятии, и осталось время, если нет, то задание дается на дом).

Придумайте по три слова начинающийся на мягкий согласный. Запишите их в тетрадь. Цветным карандашом подчеркните мягкий согласный. (На доске пишутся согласные буквы с которых начинаются слова).

  • М- (пример: мяч, Миша, медведь).
  • Л- (пример: лев, лень, люди).
  • Д- (день, дело, дятел).
  • Т- (тень, тело, Тимофей).

С любым из слов составьте одно предложение.(Пример: Миша играл в мяч).

  1. Итог занятия.

Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный.?

Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными, вы меня очень порадовали. Большое вам спасибо! Занятие окончилось. До свидание.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза
Тема:
Гласные буквы I и II ряда.
Цель:
уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Задачи:
1) познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда; 2) развивать фонематическое восприятие; 3) развивать навыки языкового анализа и синтеза; 4) учить делать выводы, слушать и понимать других; 5) развивать память, внимание и мышление.
Ход занятия.
1. Оргмомент. -Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.) А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики): - «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем – правой, затем –вместе обеими). - «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню) - «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе). 2. Повторение. - Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы: - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные) - Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом). - Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым). - Чем отличается звук от буквы? Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно Буквы правильно читаем, Пишем их старательно. 3. Объяснение новой темы. Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется). - Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки
[а], [о], [у] [э] [ы].
Только
[и]
решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне
[ы]
).
Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук
[й]
и решил их развеселить (дать характеристику звука
[й]
– согласный, звонкий, мягкий).
[Й]
пригласил на танец звук
[а]
(запись
[йа]

ЯЯЯЯЯ
. Получилась буква
Я
(запись в правом столбике
[йа]= я).

[Й]
пригласил на танец звук
[о]
(запись
[йо]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЁЁЁЁЁ
. Получилась буква
Ё
(запись в правом столбике
[йо]= ё).

[Й]
пригласил на танец звук
[у]
(запись
[йу]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЮЮЮЮЮ
. Получилась буква
Ю
(запись в правом столбике
[йу]= ю).

[Й]
пригласил на танец звук
[э]
(запись
[йэ]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЕЕЕЕЕ
. Получилась буква
Е
(запись в правом столбике
[йэ]= е).


А вот танец со звуком
[и]
не получился, и он остался один (
[и] = и).
Звуки
[йа]
обозначают буквой
Я
. Когда читаем букву
Я,
слышим два звука. Звуки
[йо]
обозначают буквой
Ё
. Когда читаем букву
Ё,
слышим два звука. Звуки
[йу]
обозначают буквой
Ю
. Когда читаем букву
Ю,
слышим два звука. Буквы Я, Ё, Ю, Е, И –гласные2 ряда. Звуки
[а], [о], [у] [э] [ы]
тоже обозначаются буквами (запись
[а]= а, [о]= о, [у]= у,

[э]= э,

[ы]= ы).
Буквы А, О, У. Э, Ы – гласные 1 ряда. 4. Физкультминутка. Мы ногами топ-топ, (топаем) Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем) Мы глазами миг-миг, (мигаем) Мы плечами чик–чик! (пожимаем плечами) Раз присели, два – привстали, (соответствующие движения) Руки кверху все подняли,
Руки к телу все прижали, И подскоки делать стали. Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. 5. Развитие фонематического восприятия. Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание
. Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?
Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.
Запись в тетрадях: [а] [о] [у] [йу] [и] йа] [йо] [э] [йэ] А О У Ю И Я Ё Э Е
2 задание
. Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч. - Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ). - Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть
твердыми.
Подчеркните согласные определенным цветом (синим). - Прочитайте слоги второго столбика.Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть
мягкими.
Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым). 6. Разминка для глаз. - Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз); - Быстро поморгать; - Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец. 7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Гласные хотят с нами поиграть.
Первая игра «Посели в домик».
Каждый предмет должен поселиться в свой домик. Например: слова, где пишется буква
А
, вселяются в избушку с буквой
А
и т.д.
Запись в тетрадях: А - бант, шар. У – гусь, жук. О – волк, слон. Ы – сыр, мышь.
Вторая

игра

«Загони

ворота».
Поставь между буквой М и Л данные гласные буквы. - Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул). Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные слова. Сравните слова по значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал - [м,ал]). - Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат слишком мал.) 8. Итог занятия. - Назовите гласные I ряда, гласные II ряда. - Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв? - Помогите закончить предложения: Если согласный звучит твердо, то пишем …
Если согласный звучит мягко, то пишем … Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. 9. Релаксация. - Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой. - Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.

Цели:

Коррекционно - образовательные

Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда .

Учить определять место гласных второго ряда в слове и обозначать его на схеме.

Упражнять в выделении гласных второго ряда в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с гласными второго ряда.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, интонационной выразительности.

Развивать внимание, зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.

Оборудование.

Буквы «И», «Й», таблица гласных, рисунок «Хор гласных», разрезная азбука, кружочки для обозначения звуков (красные, синие, зеленые), схемы обозначения появления двух звуков в гласных второго ряда, картинки, содержащие гласные второго ряда, ребусы, картинки семьи: мамы, папы, сына и дочки, пословицы, картинки с символическим изображением слов: «тихо», «громко», «медленно», «быстро», «грустно», «весело», трафареты яблок, цветные карандаши, карточки с изображением верно и неверно написанных гласных второго ряда, наборное полотно, мяч, Ёжик с яблочками-заданиями, игра «Путаница», предложения с различными интонационными схемами, магнитофон и запись музыкальной композиции, корзинка с яблоками по числу учеников.

План занятия.

1. Орг. момент.

5 Упражнения в выделении гласных второго ряда

6. Физ. минутка.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений.

9. Итог занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто придет к нам в гости на занятие.

Шубка – иголки, Рукой не возьмешь.

Светнется – он колкий. Кто это? (Ёж)

Верно (вывешивается картинка ежика). Ёжик пришел к нам не с пустыми лапами, а с яблоками – заданиями. Каждое яблоко – задание. Нам нужно собрать полную корзину яблок, чтобы получить сюрприз от ежика.

2. Знакомство с образованием гласных второго ряда

Беру первое яблочко. Здесь вопрос от ежика: «Есть ли буква «Ё» в

таблице гласных первого ряда? (нет). Назовите гласные первого ряда.

О том, в каком ряду находится эта гласная, и как образовались гласные второго ряда, вы узнаете из сказки о буквах «И» и «Й».

«Жили – были две буквы – сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы «Й» сверху был беретик, а у «И» его не было. Звучали они почти одинаково. Только «И» - протяжно, а «Й» - коротко, отрывисто. Их часто путали и букве «Й» было очень неприятно.

Однажды буква «Й» пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть (вывешивается рисунок «Хора гласных»). «Й» начала – «А» подхватила. Слились их звуки, и так это красиво получилось, что звукам «О», «У», «Э» тоже захотелось спеть вместе с «Й».

Крепко подружились «А», «О», «У», «Э» с новой подружкой, и решили они никогда не расставаться. Пошли они к Царице Грамматике, стали просить ее, чтобы она разрешила им всегда жить вместе. Мудра Царица Грамматика сказала им: «Не могу я разрешить вам жить всегда вместе, потому что обидятся на меня слова, если вы из них уйдете. Лучше придумаю я для вас новые буквы, в которых вы будете встречаться». И придумала Царица Грамматика новые буквы «Я», «Ё», «Ю», «Е», которые состоят из двух звуков: «ЙА», «ЙО», «ЙУ», «ЙЭ».

Обрадованные разошлись звуки «Й», «А», «О», «У», «Э» по домам. С тех пор встречаются они в гласных «Я», «Ё», «Ю», «Е», а чтобы недалеко было гласным звукам ходить к звуку «Й», сделала Царица Грамматика новые буквы гласными и поселила их рядышком, во втором ряду.

Так получилось, что гласные «А», «О», «У», «Э» оказались старшими и стали называться гласными первого ряда, а гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е» оказались младшими и стали называться гласными второго ряда.

К гласным первого ряда присоединилась гласная «Ы», к гласным второго ряда – гласная «И» (вывешивается таблица гласных второго ряда)».

Запомните эти гласные. Хором повторим их (дети называют гласные).

Из каких звуков получились гласные: «Я»? (ЙА), «Ё»? (ЙО), «Ю»? (ЙУ), «Е»? (ЙЭ).

Ребята, здесь есть одна хитрость. Эти гласные не всегда обозначают два

звука: лишь когда стоят в начале слова или после гласных и букв: «Ь», «Ъ» (вывешиваются соответствующие схемы). В других случаях эти гласные выполняют иную функцию, с которой мы познакомимся позже.

3. Упражнение в звуко – буквенном и слоговом анализе слова

Посмотрим, как вы усвоили данную тему (выставляется картинка «ягода». Детям предлагается сосчитать количество букв в этом слове, обозначить звуки соответствующими кружочками и написать графическую слоговую схему: Я Г О Д А - 5 б.

6 зв.

_я _ _о _ _а _ - 3 сл.

С этим заданием мы справились. Кладем яблочко в корзинку.

4. Развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия

1) Развитие мелкой моторики.

Посмотрим, какое задание приготовил нам Ёжик (беру второе яблоко): обвести и заштриховать трафарет яблока наклонными параллельными линиями (дети выполняют задание в тетрадях под музыкальную композицию).

2) Развитие зрительно – пространственного восприятия.

Зачеркните «неправильную» букву (на карточках ученики зачеркивают неправильно написанную букву) Я Ё Ю Е И. Проверка.

5. Упражнения в выделении гласных второго ряда

А в этом яблочке – упражнения для вас.

1) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слогов.

Покажите ту букву, которую бы вы написали в начале слога: ям, ём, из, ес, юр (дети показывают соответствующие буквы: Я, Ё, И, Е, Ю).

2) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слов.

А)- Выделите букву из начала слова: яма, ёрш, Юра, едут, Инна, яма, ёжится, юный, ель, игры, ястреб, южный, искры, ел (дети показывают буквы)

Б)- Запишите ту гласную второго ряда, которая стоит в конце слова: Зоя, Рая, пою, мою, моё, бельё, мне, везде, свою, мои, спи, твоё, моя, себе.

Проверим записанные буквы: я, я, ю, ю, ё, ё, е, е, ю, и, и, ё, я, е. Это яблочко положим в корзину.

В) -В следующем яблочке Ёжик приготовил нам задания с картинками (выставляются картинки): яблоко юбка игла ёлка юла

Рассмотрите картинки, запишите первые буквы названия картинок. Проверка: я, ю, и, ё, ю.

Поиграем в игру «Что изменилось?» (меняю местами картинки, а дети говорят, что я поменяла местами).

Распределите изображения предметов по их реальной величине в порядке убывания(дети расставляют картинки следующим образом: ёлка, юбка, юла, яблоко, игла). Молодцы! Берем другое яблочко – задание.

Г) – Отгадайте загадки. Слова – отгадки обязательно должны начинаться с гласной второго ряда. Отгадки запишем в виде слоговой схемы, надписывая гласные второго ряда (по цепочке дети выходят к доске)..

*Может и разбиться. *На одной ноге кружится *Если б не было его

Может и свариться. Беззаботна, весела Не сказал бы ничего.

Если хочешь, в птицу В пестрой юбке танцовщица (язык) _я_ ___

Может превратиться. Музыкальная …

(яйцо) _я_ ___ (юла) _ю_ ___

*В узкий глазок вдета тонкая нитка *Бегает среди камней

И поплыла за корабликом прытко. Не угонишься за ней.

Шьет, вышивает и колется колко. Ухватил за хвост, но Ах!

А называют кораблик … Удрала, а хвост в руках.

(иголка) _и_ ___ ___ (ящерица) _я_ _е_ _и_ __

*За рекой росли *Круглое, румяное, *Я в июне и в июле

Их на праздник принесли. Я расту на ветке. Что бы ни случилось

На веточках иголки. Любят меня взрослые вдруг.

Что же это? И маленькие детки. Вместе с мамой уезжаю

(ёлки) _ё_ _и_ (яблоко) _я_ ___ ___ А куда? На … (юг) _ю_

Д) – В этом задании Ёжик приготовил нам игры:

«Четвертый – лишний» - назвать «лишнее» слово, обосновать свой выбор: Ельцин, Ефимов, Егор, Елагин (дети называют «Егор», т.к. – это имя, а остальные – фамилии людей).

«Ребусы» - По картинкам отгадать имена мамы (Ира), папы (Игорь), сына (Егор) и дочки (Юля), назвать их одним словом (семья). Записать имена, подчеркивая гласные второго ряда красным карандашом. Какое правило нужно вспомнить? (Имена пишем с заглавной буквы). Проверка.

6. Физ. минутка.

Игра «Назови ласково» (с мячом): ягода - …, яйцо - …, язык - …, ежевика - …, ёлка - …, ёрш - …, юбка - …, ящик - …, яма - …, яблоко - …

Справились с этим заданием, выполним очередное.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений

1) Повторяйте хором чистоговорки:

Я-я-я – всё умею делать я! Ё-ё-ё – глажу с бабушкой бельё.

Е-е-е – помогаю всем в семье! Ю-ю-ю – с папой песни я пою.

Ю-ю-ю- вместе с мамой куклам шью. Я-я-я – с малышом гуляю я!

2) Игра «Путаница» – здесь нам нужно потрудиться и составить из перепутанных слов предложение (на наборном полотне выставляются слова: Емеля, обед, яйцо, на, ест) – Емеля ест на обед яйцо. (Дети записывают предложение в тетрадь. Затем – проверка написанного).

3) Игра «Доскажи пословицу» - Ёжик предлагает нам начало пословиц. Мы должны вспомнить или подобрать подходящий конец пословиц.

Тише едешь - … … мать ученья

Повторенье - … … торопись делом

Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Не нужно торопиться, чтобы избежать беды. Если много повторять – будешь лучше учиться. Сначала делай – потом говори.)

Записать понравившуюся пословицу, подчеркнуть гласные второго ряда красным карандашом. Проверка записанного.

4) Упражнение в выразительном чтении.

Молодцы! С этим заданием тоже справились, берем очередное яблочко.

8. Выделение гласных второго ряда из текста.

В этом задании Ёжик предлагает нам составить про него рассказ по плану:

1. Название животного. (Это ёжик)

2. Где живет. (Он живет в лесу.)

3. Чем питается. (Ёжик ест мышей, жуков, лягушек.)

4. Как зимует. (Ёжик спит всю зиму в норке.)

А) По цепочке несколькими учащимися по одному предложению.

Б) Целиком одним учеником.

В) Записать рассказа в тетрадь, выделяя гласные второго ряда красным карандашом.

Г) Проверка записанного рассказа.

9. Итог занятия

Осталось последнее яблочко. В этом яблоке он прощается с нами и на прощание хочет узнать, с какими гласными мы познакомились? (Гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е, И).

Придумайте слова, начинающиеся на буквы Я, Ё, Ю, Е, И.

Молодцы! Сегодня хорошо поработали и Ёжик дарит вам гостинцы – спелые яблоки.

Цели:

Коррекционно — образовательные

Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда .

Учить определять место гласных второго ряда в слове и обозначать его на схеме.

Упражнять в выделении гласных второго ряда в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с гласными второго ряда.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, интонационной выразительности.

Развивать внимание, зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.

Оборудование.

Буквы «И», «Й», таблица гласных, рисунок «Хор гласных», разрезная азбука, кружочки для обозначения звуков (красные, синие, зеленые), схемы обозначения появления двух звуков в гласных второго ряда, картинки, содержащие гласные второго ряда, ребусы, картинки семьи: мамы, папы, сына и дочки, пословицы, картинки с символическим изображением слов: «тихо», «громко», «медленно», «быстро», «грустно», «весело», трафареты яблок, цветные карандаши, карточки с изображением верно и неверно написанных гласных второго ряда, наборное полотно, мяч, Ёжик с яблочками-заданиями, игра «Путаница», предложения с различными интонационными схемами, магнитофон и запись музыкальной композиции, корзинка с яблоками по числу учеников.

План занятия.

1. Орг. момент.

5 Упражнения в выделении гласных второго ряда

6. Физ. минутка.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений.

9. Итог занятия

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто придет к нам в гости на занятие.

Шубка – иголки, Рукой не возьмешь.

Светнется – он колкий. Кто это? (Ёж)

— Верно (вывешивается картинка ежика). Ёжик пришел к нам не с пустыми лапами, а с яблоками – заданиями. Каждое яблоко – задание. Нам нужно собрать полную корзину яблок, чтобы получить сюрприз от ежика.

2. Знакомство с образованием гласных второго ряда

— Беру первое яблочко. Здесь вопрос от ежика: «Есть ли буква «Ё» в

таблице гласных первого ряда? (нет). Назовите гласные первого ряда.

О том, в каком ряду находится эта гласная, и как образовались гласные второго ряда, вы узнаете из сказки о буквах «И» и «Й».

«Жили – были две буквы – сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы «Й» сверху был беретик, а у «И» его не было. Звучали они почти одинаково. Только «И» — протяжно, а «Й» — коротко, отрывисто. Их часто путали и букве «Й» было очень неприятно.

Однажды буква «Й» пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть (вывешивается рисунок «Хора гласных»). «Й» начала – «А» подхватила. Слились их звуки, и так это красиво получилось, что звукам «О», «У», «Э» тоже захотелось спеть вместе с «Й».

Крепко подружились «А», «О», «У», «Э» с новой подружкой, и решили они никогда не расставаться. Пошли они к Царице Грамматике, стали просить ее, чтобы она разрешила им всегда жить вместе. Мудра Царица Грамматика сказала им: «Не могу я разрешить вам жить всегда вместе, потому что обидятся на меня слова, если вы из них уйдете. Лучше придумаю я для вас новые буквы, в которых вы будете встречаться». И придумала Царица Грамматика новые буквы «Я», «Ё», «Ю», «Е», которые состоят из двух звуков: «ЙА», «ЙО», «ЙУ», «ЙЭ».

Обрадованные разошлись звуки «Й», «А», «О», «У», «Э» по домам. С тех пор встречаются они в гласных «Я», «Ё», «Ю», «Е», а чтобы недалеко было гласным звукам ходить к звуку «Й», сделала Царица Грамматика новые буквы гласными и поселила их рядышком, во втором ряду.

Так получилось, что гласные «А», «О», «У», «Э» оказались старшими и стали называться гласными первого ряда, а гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е» оказались младшими и стали называться гласными второго ряда.

К гласным первого ряда присоединилась гласная «Ы», к гласным второго ряда – гласная «И» (вывешивается таблица гласных второго ряда)».

— Запомните эти гласные. Хором повторим их (дети называют гласные).

— Из каких звуков получились гласные: «Я»? (ЙА), «Ё»? (ЙО), «Ю»? (ЙУ), «Е»? (ЙЭ).

— Ребята, здесь есть одна хитрость. Эти гласные не всегда обозначают два

звука: лишь когда стоят в начале слова или после гласных и букв: «Ь», «Ъ» (вывешиваются соответствующие схемы). В других случаях эти гласные выполняют иную функцию, с которой мы познакомимся позже.

3. Упражнение в звуко – буквенном и слоговом анализе слова

— Посмотрим, как вы усвоили данную тему (выставляется картинка «ягода». Детям предлагается сосчитать количество букв в этом слове, обозначить звуки соответствующими кружочками и написать графическую слоговую схему: Я Г О Д А — 5 б.

— 6 зв.

_я _ _о _ _а _ — 3 сл.

— С этим заданием мы справились. Кладем яблочко в корзинку.

4. Развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия

1) Развитие мелкой моторики.

— Посмотрим, какое задание приготовил нам Ёжик (беру второе яблоко): обвести и заштриховать трафарет яблока наклонными параллельными линиями (дети выполняют задание в тетрадях под музыкальную композицию).

2) Развитие зрительно – пространственного восприятия.

— Зачеркните «неправильную» букву (на карточках ученики зачеркивают неправильно написанную букву) Я Ё Ю Е И. Проверка.

5. Упражнения в выделении гласных второго ряда

— А в этом яблочке – упражнения для вас.

1) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слогов.

— Покажите ту букву, которую бы вы написали в начале слога: ям, ём, из, ес, юр (дети показывают соответствующие буквы: Я, Ё, И, Е, Ю).

2) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слов.

А)- Выделите букву из начала слова: яма, ёрш, Юра, едут, Инна, яма, ёжится, юный, ель, игры, ястреб, южный, искры, ел (дети показывают буквы)

Б)- Запишите ту гласную второго ряда, которая стоит в конце слова: Зоя, Рая, пою, мою, моё, бельё, мне, везде, свою, мои, спи, твоё, моя, себе.

— Проверим записанные буквы: я, я, ю, ю, ё, ё, е, е, ю, и, и, ё, я, е. Это яблочко положим в корзину.

В) -В следующем яблочке Ёжик приготовил нам задания с картинками (выставляются картинки): яблоко юбка игла ёлка юла

— Рассмотрите картинки, запишите первые буквы названия картинок. Проверка: я, ю, и, ё, ю.

— Поиграем в игру «Что изменилось?» (меняю местами картинки, а дети говорят, что я поменяла местами).

— Распределите изображения предметов по их реальной величине в порядке убывания(дети расставляют картинки следующим образом: ёлка, юбка, юла, яблоко, игла). Молодцы! Берем другое яблочко – задание.

Г) – Отгадайте загадки. Слова – отгадки обязательно должны начинаться с гласной второго ряда. Отгадки запишем в виде слоговой схемы, надписывая гласные второго ряда (по цепочке дети выходят к доске)..

*Может и разбиться. *На одной ноге кружится *Если б не было его

Может и свариться. Беззаботна, весела Не сказал бы ничего.

Если хочешь, в птицу В пестрой юбке танцовщица (язык) _я_ ___

Может превратиться. Музыкальная …

(яйцо) _я_ ___ (юла) _ю_ ___

*В узкий глазок вдета тонкая нитка *Бегает среди камней

И поплыла за корабликом прытко. Не угонишься за ней.

Шьет, вышивает и колется колко. Ухватил за хвост, но Ах!

А называют кораблик … Удрала, а хвост в руках.

(иголка) _и_ ___ ___ (ящерица) _я_ _е_ _и_ __

*За рекой росли *Круглое, румяное, *Я в июне и в июле

Их на праздник принесли. Я расту на ветке. Что бы ни случилось

На веточках иголки. Любят меня взрослые вдруг.

Что же это? И маленькие детки. Вместе с мамой уезжаю

(ёлки) _ё_ _и_ (яблоко) _я_ ___ ___ А куда? На … (юг) _ю_

Д) – В этом задании Ёжик приготовил нам игры:

«Четвертый – лишний» — назвать «лишнее» слово, обосновать свой выбор: Ельцин, Ефимов, Егор, Елагин (дети называют «Егор», т.к. – это имя, а остальные – фамилии людей).

«Ребусы» — По картинкам отгадать имена мамы (Ира), папы (Игорь), сына (Егор) и дочки (Юля), назвать их одним словом (семья). Записать имена, подчеркивая гласные второго ряда красным карандашом. Какое правило нужно вспомнить? (Имена пишем с заглавной буквы). Проверка.

6. Физ. минутка.

Игра «Назови ласково» (с мячом): ягода — …, яйцо — …, язык — …, ежевика — …, ёлка — …, ёрш — …, юбка — …, ящик — …, яма — …, яблоко — …

— Справились с этим заданием, выполним очередное.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений

1) Повторяйте хором чистоговорки:

Я-я-я – всё умею делать я! Ё-ё-ё – глажу с бабушкой бельё.

Е-е-е – помогаю всем в семье! Ю-ю-ю – с папой песни я пою.

Ю-ю-ю- вместе с мамой куклам шью. Я-я-я – с малышом гуляю я!

2) Игра «Путаница» – здесь нам нужно потрудиться и составить из перепутанных слов предложение (на наборном полотне выставляются слова: Емеля, обед, яйцо, на, ест) – Емеля ест на обед яйцо. (Дети записывают предложение в тетрадь. Затем – проверка написанного).

3) Игра «Доскажи пословицу» — Ёжик предлагает нам начало пословиц. Мы должны вспомнить или подобрать подходящий конец пословиц.

Т ише едешь — … … мать ученья

Повторенье — … … торопись делом

— Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Не нужно торопиться, чтобы избежать беды. Если много повторять – будешь лучше учиться. Сначала делай – потом говори.)

— Записать понравившуюся пословицу, подчеркнуть гласные второго ряда красным карандашом. Проверка записанного.

4) Упражнение в выразительном чтении.

— Молодцы! С этим заданием тоже справились, берем очередное яблочко.

8. Выделение гласных второго ряда из текста.

— В этом задании Ёжик предлагает нам составить про него рассказ по плану:

1. Название животного. (Это ёжик)

2. Где живет. (Он живет в лесу.)

3. Чем питается. (Ёжик ест мышей, жуков, лягушек.)

4. Как зимует. (Ёжик спит всю зиму в норке.)

А) По цепочке несколькими учащимися по одному предложению.

Б) Целиком одним учеником.

В) Записать рассказа в тетрадь, выделяя гласные второго ряда красным карандашом.

Г) Проверка записанного рассказа.

9. Итог занятия

— Осталось последнее яблочко. В этом яблоке он прощается с нами и на прощание хочет узнать, с какими гласными мы познакомились? (Гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е, И).

Придумайте слова, начинающиеся на буквы Я, Ё, Ю, Е, И.

Молодцы! Сегодня хорошо поработали и Ёжик дарит вам гостинцы – спелые яблоки.