Предшкольная подготовка детей к обучению. Презентация "Предшкольная подготовка детей. Преемственность дошкольного и начального образования". Предполагаемый положительный результат

ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Уважаемые родители будущих первоклассников! Эта страничка для вас!

Поступление в школу - чрезычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению ;

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;

Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым , иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;

У него должно быть хорошее умственное развитие , которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.

Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.

Здесь Вы найдёте материал, который даст Вам представление о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 6-7 лет к моменту поступления в школу, поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем ещё нужно поработать.

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1.Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.

3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

4.Будьте терпеливы,не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность заниматься тем делом, которое ему нравится.

6.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7.Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества.

8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

Тесты и упражнения для будущего первоклассника

    Общая подготовка

Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок

1.Назови своё полное имя и фамилию.

2.Сколько тебе лет?

3.Назови дату своего рождения.

4.Назови имя и отчество твоей мамы.

5.Где и кем она работает?

6.Назови имя и отчество твоего папы.

7.Где и кем он работает?

8.Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?

9.Назови свой домашний адрес.

10. В каком городе ты живёшь?

11. Как называется страна, в которой ты живёшь?

12. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Нравится ли тебе заниматься?

Умение действовать по правилу.

Методика «да» и «нет»

Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».

Пробные вопросы (не оцениваются):

Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое)

Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро)

Тест

1.Мяч сделан из резины?

2.Мухомор можно есть?

3.Снег белого цвета?

4.Лиса рыжего цвета?

5.Ворона меньше воробья?

Лягушка кукарекает?

Голуби умеют плавать?

У часов одна стрелка?

Медведи бывают белыми?

У коровы две ноги?

Оценка полученных результатов:

Высокий уровень – не допущено ни одной ошибки

Средний уровень – одна, две ошибки

Низкий уровень – более двух ошибок

    Внимание

Проверьте, как развито внимание у вашего ребёнка.

Задание 1 : Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.

Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

Результат:

Средний уровень – 1-2 ошибки

Низкий уровень – более 2 ошибок

Задание 2 : Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А .

Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.

Результат:

Высокий уровень– ни одной ошибки

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень –2 и более ошибок

Задание 3 : Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.

Лук , медведь, трава, жук .

Ослик, санки , лейка, банки .

Мишка , рубашка, шишка , берёза.

    Память

Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. С помощью приведённых ниже заданий (лучше выполнять не более одного задания в день) Вы сможете оценить память своего ребёнка. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать!

Задание 1 : Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.

Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Результат :

Не менее 6 слов – высокий уровень

4-5 слов – средний уровень

Менее 4 слов – низкий уровень

Задание 2 : Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.

1.В лесу растут грибы.

2.Утром шёл сильный дождь.

3.Мама читает детям интересную книгу.

4.Вова и Саша несли красные и синие шары.

Результат : Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.

Высокий уровень – все 4 фразы повторил точно

Средний уровень – ошибся только в 1 фразе

Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более

Задание 3 : Послушай и запомни стихотворение.

Прочитайте ребёнку это стихотворение и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Результат :

Высокий уровень – повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений

Средний уровень – повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений

Низкий уровень –допустил ошибки после 4 прочтений

Задание 4 :Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.

Зачитайте ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

Осень – дождь

Ваза – цветы

Кукла – платье

Чашка – блюдце

Книга – страница

Вода – рыба

Машина – колесо

Дом – окно

Конура – собака

Часы – стрелки

Результат :

Высокий уровень – 8-10 пар слов

Средний уровень – 5-7 пар слов

Низкий уровень – менее 5 пар слов

Задание 5 : Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда).

Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

  1. Огонь.
  2. Дом, молоко.
  3. Конь гриб, игла.
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
  7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто.
  8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.
  9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.
  10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

    Мышление

Ребёнок познаёт мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Малыш может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичные упражнения.

Задание 1 : Ответь на вопросы :

1.Чего в огороде больше – картофеля или овощей?

2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?

3.Чего в шкафу больше – одежды или платьев?

Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.

Задание 2 : Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.

1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку.

В куртку какого цвета был одет Петя?(синюю)

2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)

3.Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки.

Что читал Миша?(сказки)

4.Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

5.Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?

6.Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий?

Задание 3 : Ответь на вопросы :

1.Какое животное больше – лошадь или собака?

2.Утром мы завтракаем, а в полдень …?

3.Днём светло, а ночью …?

4.Небо голубое, а трава …?

5.Черешня, слива, вишня – это …?

6.Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

7.Что такое Москва, Калуга, Курск?

8.Чем отличается день от ночи?

9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?

10.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?

11.Почему у всех автомобилей есть тормоза?

12.Чем похожи молоток и топор?

13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?

14.Чемразличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

15.Футбол, теннис, плавание – это…?

16.Какие ты знаешь виды транспорта?

17.Чем отличается старый человек от молодого?

18.Почему люди занимаются спортом?

19.Почему стыдно уклоняться от работы?

20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»

Норма не менее 15 правильных ответов.

Задание 4 : Найди лишнее слово :

Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.

1.Старый, дряхлый, маленький , ветхий.

2.Храбрый, злой , отважный, смелый.

3.Яблоко, слива, огурец , груша.

4.Молоко, творог, сметана, хлеб .

5.Час, минута, лето , секунда.

6.Ложка, тарелка, сумка , кастрюля.

7.Платье, шапка , рубашка, свитер.

8.Мыло, зубная паста, метла , шампунь.

9.Берёза, дуб, сосна, земляника .

10. Книга , телевизор, магнитофон, радио.

Задание 5 : Упражнение на развитие гибкости ума.

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.Назови слова, обозначающие деревья.

2.Назови слова, относящиеся к спорту.

3.Назови слова, обозначающие зверей.

4.Назови слова, обозначающие домашних животных.

5.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6.Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7.Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8.Назови слова, относящиеся к искусству.

9.Назови слова, обозначающие овощи.

10.Назови слова, обозначающие фрукты.

    Развитие речи

К 6-7 годам речь ребёнка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.

Больше разговаривайте с ребёнком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам.

Если ваш ребёнок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Задание 1 : Определи на слух, какими звуками различаются слова.

Прочтите ребёнку пары слов. Ребёнок должен давать ответ после каждой пары.

Коза – коса, игра – игла, дочка – точка, день – тень, почка – бочка.

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Задание 2 : Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук.

Прочтите ребёнку цепочки звуков.

Г-г-г-г-к-г

С-с-с-з-с-с

Р-р-р-р-л-р

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень – 2 и более ошибки

Задание 3 : Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других звуком.

Прочтите ребёнку ряды слов.

Рама, рама, рама, лама, рама.

Колобок, колобок, коробок, колобок.

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень – 2 и более ошибки

Задание 4 : Правильно подбери противоположные по смыслу слова.

Ребёнок должен правильно подобрать противоположное слово к каждому из предложенных. Ошибкой считается ответ типа «громкий – негромкий».

Медленно – (быстро)

День – (ночь)

Горячий – (холодный)

Толстый – (тонкий)

Добрый – (злой)

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень – 2 и более ошибки

Задание 5 : Ответь на вопросы.

Прочтите ребёнку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных.

Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?

Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?

Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1-2 ошибки

Низкий уровень – 3 и более ошибки

Задание 6 : Объясни значения слов.

Прочитайте ребёнку слово. Попросите объяснить его значение. Перед тем, как выполнять это задание, объясните ребёнку на примере слова «стул», как его выполнять. При объяснении ребёнок должен назвать группу, к которой принадлежит этот предмет (стул – это мебель), сказать из чего состоит данный предмет (стул сделан из дерева) и объяснить, для чего он нужен (он нужен для того, чтобы на нём сидеть).

Тетрадь, самолёт, карандаш, стол.

Результат:

Высокий уровень – ребёнок объяснил правильно все понятия

Средний уровень – ребёнок объяснил правильно 2-3 понятия

Низкий уровень – ребёнок объяснил правильно не более одного понятия

Задание 7 : Послушай внимательно рассказ.

Прочтите ребёнку рассказ и предложите ответить на вопросы.

Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем, думает: «Не пойду в школу. Страшно».

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом, он тоже собирался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

В.А.Сухомлинский

Ответь на вопросы:

1.Про кого говорилось в рассказе?

2.В каком классе учились мальчики?

3.Отчего мальчикам стало радостно?

Результат:

Высокий уровень – ребёнок правильно ответил на все вопросы

Средний уровень – ребёнок правильно ответил на 2 вопроса

Низкий уровень – ребёнок правильно ответил только на 1 вопрос

    Окружающий мир

На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

1.Природа

Назови времена года и приметы каждого времени года.

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какую пользу приносят домашние животные?

Каких ты знаешь хищных животных?

Каких ты знаешь травоядных животных?

Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?

Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?

Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

Назови садовые и полевые цветы.

Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

Какие ты знаешь явления природы?

2.Время

Назови части суток по порядку.

Чем отличается день от ночи?

Назови по порядку дни недели.

Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?

Назови месяцы по порядку.

3.География

Какие ты знаешь страны?

Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?

Чем отличается город от деревни?

Какие ты знаешь реки?

Чем отличается река от озера?

Какие ты знаешь планеты?

На какой планете мы живём?

Как называется спутник Земли?

4.Мир и человек

Назови профессии :

Кто учит детей?

Кто лечит людей?

Кто пишет стихи?

Кто сочиняет музыку?

Кто пишет картины?

Кто строит дома?

Кто водит автомобили?

Кто шьёт одежду?

Кто играет в кино и театре?

Какой предмет нужен, чтобы:

Измерять время;

Разговаривать на расстоянии;

Наблюдать за звёздами;

Измерять вес;

Измерять температуру?

Какие ты знаешь виды спорта?

В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?

Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

Каких ты знаешь писателей?

Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?

Зачем нужно учиться? Работать?

Как правильно переходить дорогу?

5.Свойства предметов.

Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?

Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, острым?

Список использованной литературы:

1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс". - 2002. - 80 с. - (Школа для дошколят)

2.Ковалева Е.С., Синицына Е.И.. Готовим ребёнка к школе. - М.: Лист Нью, Вече, КАРО 2001.-256с.,ил.

3.Морозова О.В. Я иду в школу./Большая книга о школе для маленьких детей. Ростов/Д: "Феникс", 2000. - 320с.

4.Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе. - М.: Рольф, 2001. - 208с.

Многие родители думают, что предшкольная подготовка детей нужна для того, чтобы научить их читать и считать. На самом деле более важно подготовить ребенка с психологической стороны и поднять общий уровень его развития.

Часто детки, достигшие школьного возраста, оказываются совсем не готовыми ходить в школу – они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, не «слышат» учителя, рассеяны и невнимательны. Учеба для них чревата психологическими трудностями, а потому интерес к этому занятию может быстро пропасть, и тогда ребенок разлюбит школу на долгие годы. Это может привести к снижению успеваемости и проблемам с поведением не только в первом классе, но и в последующих, поэтому родители должны уделять внимание предшкольной подготовке своего ребенка для предотвращения проблем в будущем в том числе.

Планомерная подготовка ребенка к школе направлена на решение следующих задач:

Приобретение необходимых для первоклассника знаний для облегчения восприятия информации в школе.

Позитивное восприятие учителя и одноклассников, навыки нахождения в коллективе.

Привыкание к дисциплине и труду.

Предшкольная подготовка очень помогает маленькому человеку освоиться в непривычной обстановке и перенести период адаптации в коллективе максимально спокойно, без психологических потрясения. Ведь на самом деле не важно, как будет считать ваш ребенок, а более значимым является то, как он привыкнет к процессу учебы.

Программа Подготовка к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и научит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.

Программа Подготовка к школе «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Ваш ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтение и письме.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В день 3 урока: обучение грамоте, графическое письмо, математика - по 30 минут. В силу физиологических особенностей данного возраста происходит частая смена деятельности.

Что необходимо иметь в портфеле : пенал (ластик, 2 карандаша простых, набор цветных карандашей из 12 цветов, 1 ручка), учебники (нужно обернуть, подписать). Тетради 1 в клеточку, 1 в косую линию.

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

Умение выделять заданный звук в потоке речи;

Умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

Владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.

3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1.социально-психологическая готовность к школе:

-Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

2.Развитие школьно-значимых психологических функций:

Развитие мелких мышц руки(рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет

карандашом, ножницами).

Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

2. Есть ли у ребенка друзья?

3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

5. есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

График работы предшкольной подготовки на 2015 -2016 учебный год.

I группа

Преподаватель: Серова Ирина Евгеньевна

II группа

Преподаватель: Романенко Лариса Михайловна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Преподаватель: Гончарова Надежда Викторовна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Преподаватель: Григорьева Ольга Викторовна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Введение… …………………………………………………………………..

Глава I Подготовка детей к школе

……………………………………………

1.1.Теоретические аспекты подготовки детей к школе

1.2.Диагностические методики, определяющие готовность детей

к школьному обучению:

Фронтальное обследование………………………………………………

Индивидуальное обследование…………………………………………..

2..1.О готовности дошкольников к обучению в школе……………………..

2.2.Предшкольная подготовка: ее цели и задачи…………………………….

    Как готовить ребенка к школе (материалы к родительскому

собранию)……………………………………………………………………

2.3.Организация комфортного обучения в период адаптации

первоклассников……………………………………………………………

    Приложение 1. Диагностическая карта для записи детей в школу…….

Приложение 2. Тест для записи детей в школу…………………………..

Приложение 3. Анкета для родителей…………………………………….

Заключение

ВВЕДЕНИЕ.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый школьник, достигая определенного возраста, идет в школу. Каждый учитель начальных классов, набирая первый класс, начинает предшкольную подготовку детей и их родителей за год до поступления малыша в школу и, конечно же, каждый учитель сталкивается с проблемой обеспечения благополучной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.

«Первоклассник – это человек, который еще хочет ходить в школу» – написано в журнале « Начальная школа» №8 2005г. Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость продуманного подхода к организации предшкольной подготовки к обучению первоклассников.

Цель работы – показать, что возможна такая организация процесса подготовки и обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившиеся у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником).

Задачи:

Во-первых, изучить теоретический материал по теме «Предшкольная подготовка и адаптационный период первоклассника», во-вторых, изложить некоторые аспекты готовности и подготовки детей к школе; в-третьих, изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме, опираясь на статьи и журналы для учителей начальных классов.

Осознание актуальности данной проблемы позволит учителям скорректировать свою деятельность в подготовительный период.

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Крепкое здоровье ребенка - основа успешного обучения в школе. В настоящее время уже ни для кого не является секретом, что все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно же, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.

Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудшается. Ведь школа - очень серьезный, переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.

Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой, которая чаще всего не подходит под его рост, не имеет подножки. Резко сокращается время отдыха, прогулок, вырастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 6-7 лет это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей непосильный.

Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением, у него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут двадцать может работать очень внимательно, не отвлекаясь.

Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот воспитателям, они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. И прежде чем наказать ребёнка, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге, на серьезный срыв здоровья.

Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому необходимо прислушиваться, правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и заняться им нужно как можно раньше.

На что еще в эти последние месяцы перед школой необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня – уроки, домашние задания, прогулки и т.п.

Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать такие навыки, аккуратность, организованность, проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.

Малыша нужно научить быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать, гулять, играть.

Если вовремя не привить необходимые навыки, ребенок будет выглядеть среди будущих первоклассников неловким и неуклюжим, «неумехой», чем он рискует вызвать и насмешки детей и недовольство учителя. А главное, все это будет отягощать его, приведет к излишнему утомлению и в результате к ухудшению здоровья.

Также, стоит уделять 15-20 минут в день для занятий с ним (более продолжительные, еще трудны для него). Главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Это может быть - рисование, лепка, конструирование, мозаика, важно, чтобы он умел слушать взрослого. Понимать вопросы, выполнять задания. Необходимо помнить о временных интервалах занятий, т.к. через 10 минут ребенок уже может не слушать вас, крутиться, лезть под стол, зевать. Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенок даже за самый маленький успех и труд. Еще хотелось бы уделить внимание тому, что часто родители очень мало читают детям. Желательно читать по 10-15 минут в день с обязательным рассматриванием картинок и беседой по прочитанному, задавать ребенку простые вопросы: « О чем читали?», «Кто из героев понравился почему?».Вы научите ребенка высказываться, любить книгу, думать, рассуждать.

Предлагайте ребенку рассказывать о делах в д/ саду, о прожитом дне, его открытость и доверительность вам помогут заметить едва намечающиеся проблемы, а поможет их вам избежать учитель начальных классов. Первый учитель- важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел - любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда, сын, или, дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или не понятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить детей читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него пропадает всякое желание учиться и возникает «школобоязнь».

Совсем не желательно учить ребенка писать. Лучше, если ребенок будет больше рисовать, печатать буквы, устно считать, сравнивать. Очень хорошо. Если ребенок будет знать имена всех членов семьи, профессию своих родителей, время суток, дни недели, времена года и их признаки, развивайте пространственные и количественные представления: больше, меньше. Равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже, дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, педагогическом так и в физиологическом плане. Это новые условия жизни и деятельности человека - новые контакты, новые отношения, новые обязанности .

В психолого-педагогической науке проблеме подготовки детей предшкольного возраста уделяли большое внимание психологи, педагоги, философы, и дидакты.

Рассмотренные в отечественной психологии представления о психологической готовности ребенка к школе во многом основываются на сформулированной Л.С. Выготским идее о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и умений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школе, связывалась автором прежде всего, со способностью обобщать, дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы .

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системой обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники .

Отечественный психолог Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." .

Психологи Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова, говоря о готовности к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а виды готовности. Данные авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе .

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. "Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения" .

В исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи .

Отечественный психолог Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка .

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности .

Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П. Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная "необучаемость", когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность .

Исследование Е.О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым .

С физиологической точки зрения младший школьный возраст - это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психические образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.

Следующим фактором успешности является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) - один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее - часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений .

Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства . Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях.

Важность личностной и интеллектуальной готовности к школе подчеркивала Л.И. Божович. Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям; успешность обучения во многом зависит и от уровня мотивационного развития, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы .

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.). Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. На развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий. В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.);

коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки) .

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

  • · учебные задачи;
  • · учебные действия;
  • · контроль;
  • · оценку .

Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними. Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков).

Вводные навыки:

  • 1. Речевые знания и умения:
    • - знание букв, умение читать;
    • - звуковой анализ слова;
    • - построение фразы;
    • - словарный запас;
    • - фонематический слух;
    • - звукопроизношение.
  • 2. Математические знания и представления:
    • - счет в пределах 10 (прямой и обратный);
    • - состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
    • - представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
    • - пространственные представления (верх - низ, право - лево).
  • 3. Навыки учебной работы:
    • - посадка за столом (партой);
    • - способ удерживания пишущего предмета;
    • - ориентация на странице в тетради, книге;
    • - умение слушать и выполнять задание педагога;
    • - знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

  • - внимательно ли он слушает взрослого;
  • - выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
  • - старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
  • - задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
  • - признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Обязательной задачей при подготовке детей к школьному обучению является формирование графического навыка.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • - массаж кистей рук;
  • - пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • - лепка из глины;
  • - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
  • - выполнение "закручивающих" движений;
  • - специальные упражнения для подготовки руки к письму.
  • - арт-терапия.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур .

При подготовке детей к школе необходимо создать условия для формирования логического мышления.

К концу дошкольного возраста в знакомых областях действительности дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки, начинают использовать также и словесные обобщения. Ребенок овладевает более высоким уровнем обобщений и использует их в общении и деятельности. Эти обобщения Л.С. Выготский назвал потенциальными понятиями, так как по своей форме они - понятия (дети употребляют те же обобщающие слова, что и взрослые, и правильно используют их), но по своему основанию это - комплексы, они включают внешние наглядные признаки и связи объектов, носят практический и функциональный характер. Для ребенка определить предмет или понятие - значит сказать, что можно делать с этим предметом. Потенциальные понятия (предпонятия) - это наиболее развитая форма комплексного мышления, которую Л.С. Выготский назвал "переходным мостом" к высшей ступени развития обобщений - истинным понятиям .

Отечественные психологи, такие как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи, и лишь на основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий.

В мыслительной деятельности старших дошкольников в различной степени представлены три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (понятийное) .

В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий. Ребенок может предвосхищать будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов, выявлять их взаимосвязи. Вначале разрозненные, неполные, конкретные, представления становятся все более полными, точными и обобщенными, формируются пока еще простые системы обобщенных представлений об окружающих вещах и явлениях.

По мере накопления индивидуального опыта в результате практической и познавательной деятельности и общения ребенка с окружающими конкретные образы предметов приобретают все более обобщенный схематизированный характер. При этом наиболее существенные, значимые свойства и связи выступают на первый план и составляют основное содержание представления; несущественные, второстепенные свойства и случайные связи утрачиваются.

Обобщенный и схематизированный характер представлений дошкольников позволяет широко использовать разнообразные модели и схемы для их обучения и формирования элементарных понятий.

Специфика мышления старших дошкольников, его образно-схематический характер проявляется в том, что дети 6-7-летнего возраста достаточно легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план групповой комнаты или местности и т. д.) и активно используют их в игровой и изобразительной деятельности. На интуитивном уровне они уже могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их. Задача воспитателя на данном этапе - научить ребенка осознанному анализу графических изображений. Недостаточное развитие зрительного анализа впоследствии может явиться причиной ошибок при чтении и письме; замене букв, сходных по написанию, и других серьезных затруднений в усвоении математики .

В процессе специально организованной детской деятельности и обучения зрительный анализ достаточно легко тренируется. Поэтому одной из важнейших задач учебно-воспитательной работы детского сада - организовать деятельность детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышления и зрительного анализа.

Большое значение в подготовке детей к школьному обучению придается развитию вербальной и механической памяти.

Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая первоклассниками в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи. Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил.

Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению.

Также при подготовке детей к школьному обучению нужно способствовать формированию произвольной регуляции деятельности.

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти дети неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения воспитателя, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы.

Причины недостаточного развития произвольности поведения и деятельности у детей этого возраста могут быть разные. Это недостаточное развитие социальных мотивов и мотива долженствования, функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга, несформированность психологических (операционных) механизмов произвольной регуляции деятельности и отдельных действий. Поэтому формирование произвольности деятельности включает: развитие мотивов учения; обеспечение условий для нормального развития и функционирования нервной системы ребенка и укрепление его здоровья; формирование психологических механизмов произвольности через организацию детской деятельности и использование специальных игр и упражнений.

В качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе выделяют обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности. В основе понятия "обучаемость" лежит положение Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития ребенка", которая определяет его возможности в сотрудничестве с взрослым усваивать новые знания, поднимаясь, таким образом, на новую ступень умственного развития .

Обучение - это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Целью обучающего является управление познавательной активностью обучаемого, в результате чего он усваивает знания и методы познания, накопленные человечеством, приобретает умения и навыки. Цель школьного обучения: выработать у обучаемого способность к самообучению, развить его индивидуальность, активное творческое мышление, способности. Еще К.Д. Ушинский указывал на то, что ученику следует не только передавать те или другие познания, "но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания" .

Обучаемость - сложное интегральное психическое качество, которое развивается, прежде всего, в процессе общения ребенка с взрослым в ситуациях стихийного и организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка . Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающими людьми, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. В сензитивные периоды развития дошкольник, постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть.

В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров - произвольности и вербальности - в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации [Кравцова, 2004 г.: - стр. 110-111]. Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Характерной чертой дошкольного периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

В современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста , [Мухина, - 121-122], [Немов, с. 56-57] содержится обширный материал о возрастной динамике различных психофизиологических функций. При соотнесении образных и вербальных компонентов функций, а также их произвольных и непроизвольных видов отчетливо проявляется гетерохрония. При этом характерно то, что вербальные и произвольные виды по темпам своего развития опережают образные и непроизвольные компоненты психофизиологических функций . Вместе с тем в изменениях вербальных и произвольных компонентов функций в наибольшей степени выражена неравномерность и ускорение темпа нарастания их продуктивности с возрастом. Вывод: развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.

Елена Викторовна Капустина
Предшкольная подготовка детей

Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Они были введены в связи с пониманием важности именно до-школьного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждо-го ребёнка, доступности для каждого качественного образования.

Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Поэтому организация предшкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоцио-нальной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе . Такие группы актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. И, в связи с ФГОС, очень важно, чтобы образовательная деятельность не свелась к развитию учебных навыков и действий : письму, счёту, чтению, не превратилась в подобие школьных уроков. Не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

При организации предшкольной подготовки должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками : адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоцио-нально благополучного общения с ребёнком. Ребёнка к школе могут подгото-вить и родители , но эта система работы должна обязательно предусмотреть предварительное обучение родителей или возможность получать квалифициро-ванные систематические консультации.

В структуре предшкольной подготовки есть определённые критерии пси-хологической готовности детей к школе . Это и личностная готовность : ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания; интеллектуальная : наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к получаемым знаниям, способность понять определённые связи между явлениями, воспроизвести образец; социально-психологическая : учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний, умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых, умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнять задания) ; физиологическая готовность : уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья.

Новая модель предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоёв равные стартовые условия для получения начального образования, сохранить и укрепить здоровье детей и делает доступным качественное обучение на первой ступени. Внимание педагога должно акцентироваться на следующих подходах в работе с детьми :

Уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,

Обеспечение двигательной активности в различных формах,

Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,

Взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей , возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образова-тельной деятельности,

Создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребёнка,

Широкое использование методов и приёмов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений,

Использование игровых приёмов, создание значимых для детей ситуаций ,

Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является продуктивно-игровая деятельность. Образование детей должно быть направленно на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Ведь именно в игровой форме может быть реализована большая часть содержания образовательных областей, именно в игре происходит перестройка всех по-знавательных процессов ребёнка, включая его поведение, появляются учебные мотивы. В недрах игровой мотивации зарождаются предпосылки учебной дея-тельности, имеющие результат в виде конкретных знаний, умений и навыков, развития психических процессов, а формирование предпосылок учебной дея-тельности – один из планируемых итоговых результатов освоения программы предшкольного образования .

Также адекватными формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и другое. Работа с детьми должна быть направлена на индивидуализацию предшкольного образования , то есть, педагог должен уметь работать, с одной стороны, с ориентацией как на возрастные, так и на индивидуальные особенности детей . С другой стороны - видеть своеобразие каждого из своих воспитанников, уметь индивидуализировать педагогический процесс с учётом данных тщательного и всестороннего изучения старших дошкольников, использовать потенциал интеграции всех областей деятельности для удовлетворения их образовательных потребностей и подготовки к школе .

Предшкольное образование – это , с одной стороны, целенаправленный, организованный социально-педагогический процесс обучения и воспитания де-тей предшкольного возраста , который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс пред-ставляется , как совокупность особых практик взаимодействия различных субъ-ектов : родителей, воспитателей, учителей и самих детей . Поэтому предшколь-ная подготовка приобретает особую значимость.

Эффективность предшкольной подготовки зависит от реализации следующих педагогических условий :

Корректировки представлений педагогов , родителей и детей о сущности предшкольной подготовки в тесном взаимодействии,

Наличия установки педагогов и родителей на значимость организации предшкольной подготовки с использованием личностно-ориентированных средств,

Соблюдения поэтапности обучения,

Наличие регулярной диагностики эффективности предшкольной подготовки в соответствии с её результатом.

Таким образом, значимость предшколной подготовки существенна и име ет первостепенное значение для готовности детей к школе .