"язык есть исповедь народа, его душа и быт родной". Презентация на тему: "Язык есть исповедь народа. В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. П.А. Вяземский Я могу отказаться от того, чего я не говорил, но я не смогу.". Скачать бесплатно и без р

Эссе «Деловая игра.Успех моей будущей профессии»

Мелькаева Кристина

Эссе: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной»

Почему исповедь? В древнерусском языке было слово «видати» – знать, иметь. От него и возникло слово «поведать» – сообщить, рассказать. И вот исповедь – откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении и употребил это слово в сочетании «исповеди народа» Петр Андреевич Вяземский. Он хотел подчеркнуть, что язык открывает все тайники, отражает все, что было в жизни народа…

Действительно, в языке народ сохраняет и через язык передает не только факты истории, но и характер, систему нравственных ценностей. А это и есть то, что называется менталитетом. Принадлежность человека к определенной культуре определяет его менталитет. Менталитет с наибольшей полнотой проявляется в словаре, в лексиконе. В “Энциклопедическом словаре культуры” дано определение: “Ментальность - глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, доминирующий в толще общества…”

« Каждое слово – «живой свидетель» истории. Все стороны жизни народа отражаются - и выражаются! - в языке», - эти слова принадлежат известному русскому публицисту К. Д. Ушинскому. Действительно, язык – необходимое условие существование человека и нации, универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без языка невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, журнал, газету и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку, поэтому можно смело утверждать, что язык есть исповедь народа.

Примером является библейская легенда о Вавилонской башне, смысл которой в том, что потеря единого языка не дала людям осуществить их общий замысел. Язык – это общественное явление, на котором основывается существование нашей цивилизации.

История языка неотделима от истории народа; он, как зеркало, отражает все этапы развития общества. С помощью языка сохраняются и передаются последующим поколениям знания, опыт, культурные традиции. Это отражается в сохранении в языке древних диалектов, географических названий, имен – таким образом, осуществляется связь предков и потомков.

Язык является важнейшим средством передачи и хранения информации. Он дает нам возможность мыслить, строить предложения, выводить суждения. Невозможно мыслить без слов, то есть не молча, а в прямом смысле – без участия знакомых средств. Но язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека. Они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью.

Новицкая Даниэлла

Таллиннская Мустамяэская реальная гимназия, 11 класс, Эстония

Эссе на тему «Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Его душа и быт родной...»

Диплом I степени

Что есть родной язык для народа? Трудно ответить на этот вопрос точнее, осмысленнее, чем удалость это сделать известному русскому критику, историку и поэту П.А. Вяземскому. Как исповедь - рассказ о самом сокровенном - язык рассказывает все о народе, его создавшем. Бесспорно, язык каждого народа по-своему уникален и прекрасен. Но как же красив и выразителен русский язык! Именно в нем, как в драгоценной шкатулке, спрятаны основы мировосприятия и миропонимания русского человека, его чаяния, радости и печали. Как часто звучат удивительно красивые слова «здравствуйте», «спасибо». А знаем ли мы их глубинный смысл? Признаюсь, я лишь совсем недавно открыла его для себя: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю вас - уважая вас, готов к ответному доброму делу (благо дарю!); спасибо - спаси бог за доброе дело. И если речь одного человека - выражение его души, то язык народа - способ выражения национального самосознания.

Да, язык, как тонкая невидимая нить, связывает прошлое и настоящее, связывает поколения жившие, живущие и будущие. Каждое слово - «живой свидетель истории», которое несет в себе напоминание о каком-либо периоде времени, но оно же и послание потомкам, в котором сосредоточено самое сокровенное - многовековой духовный опыт народа. И здесь я не могу не вспомнить, какое значение имеет для нас русская литература... Именно она является уникальной ценностью народа, поскольку объединяет в себе святоносную силу слова и духовность. Для меня знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского стало поистине откровением... Как часто, анализируя роман «Преступление и наказание» , мы на уроках употребляли выражения: «жить по совести», «руководствоваться совестью». И только потом ко мне пришло истинное понимание этих слов: это значит «жить со-вестью», данной Богом, то есть по десяти заповедям.

Язык - это не только история народа, но и его чувства, вера, его природа и быт. Ведь непосредственное бытие русского народа - это река и лес, степь и поле. Вслушайтесь, сколько простора и широты в каждом этом слове! Так в языке утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов:

Ах ты, степь широкая,

Степь раздольная,

Широко ты, матушка,

Протянулася.

Русский человек в народной песне с помощью удивительного образного языка олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные переживания, утверждая слияние человека с природой. Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:

Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?

Богатство русского языка вовсе не в количестве слов, оно в образности, выразительности, совершенствующей силе. Русский язык, как любой другой родной язык, объединяет народ. Трудно переоценить значение родного языка для человека. «…Человек, лишенный с первых лет жизни возможности развивать свои силы языком своей отчизны, среди чужих принимает их язык будто родной: так сирота, воспитываясь в чужой семье, природняется к ней и чувством родственным… Изучением языка родного <…> начинается и поддерживается развитие духовных сил человека», - писал И.И. Срезневский. Родной язык - часть человеческой души. И в силах каждого заглянуть в этот интереснейший мир, мир родного русского языка, изучить его, постигая удивительные секреты, и постараться передать другим. Каждый носитель языка вносит свой вклад в его жизнь и развитие, в значимость и красоту. Из этого и состоит язык - из языков отдельных людей, объединенных им, Языком народа, «…в котором слышится его природа, его душа и быт родной…».


И литературы

Тейково, 2013

«Язык есть исповедь народа…»

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

П. Вяземский

Наш мир полон чудес. Разве не чудо то, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися далеко от нас, например, на космической станции? Или смотреть прямые трансляции концертов любимых певцов, которые проходят за сотни тысяч километров от нас? Да только ли это чудо? Среди различных чудес и соблазнов современного мира мы забыли ещё об одном – самом удивительном – нашем родном языке…

Что значит для человека язык? Это удивительное, неповторимое явление! Родной язык – это целый мир слов, который открывает окружающую жизнь во всём её многообразии.

«Язык есть исповедь народа…» Задумаемся, а почему исповедь? Было в древнерусском языке слово «ведати», и означало оно – «знать, иметь». От него произошло слово поведать – «рассказать». И вот вам исповедь – «откровенный рассказ обо всём, что есть, в том числе и о самом тайном». Мне думается, что именно в таком значении и употребил это слово Пётр Андреевич Вяземский, известный русский поэт 19 века. Язык открывает нам свои тайники, отражает всё, что было в судьбе народа, который его создал. «Народ отражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык один без другого представлен быть не может», – так сказал другой известный человек 19 века, историк и филолог Измаил Иванович Срезневский. Возможно, в этих истинах мы убедимся сами…

Всем известно, что язык – это важнейшее средство общения. Но чтобы стать этим незаменимым средством общения, язык должен обладать определенным набором качеств. Прежде всего, язык должны знать все говорящие на нём. Существует между людьми договорённость, что дом они называют домом, а небо – небом.

Но бывает так, что не все слова известны говорящим на данном языке. Употребляются они только в определённой местности. Это диалектные слова. В уместных количествах они придают колорит речи и не мешают восприятию. Я считаю, что диалектные слова – это чудо, кладовая языка, его память…

В гостях у бабушкиной племянницы, участницы Великой Отечественной войны, Евдокии Ивановны Семёновой, я проводила первые в своей жизни каникулы. Деревня Студенец, о которой многие мои друзья и одноклассники и слыхом не слыхивали, стоит на берегу древней реки Нерль. В этой деревне было несколько домов, жили в них почти одни старики. По вечерам они собирались у кого-нибудь в доме за самоваром, распевали песни и вели беседы.

Таких самоваров я не видела никогда – огромный, пузатый, до блеска начищенный заботливыми руками Евдокии Ивановны, он отражал моё лицо с искажениями, чем вызывал мой неподдельный интерес. А интересно было всё, особенно разговоры и песни. В то лето я услышала множество незнакомых мне удивительных слов и, может быть, тогда впервые в своей жизни почувствовала свою неразрывную связь с родиной, землёй моих предков.

Чтобы удобнее было рассказывать о моих маленьких открытиях в области родного языка и не только, предлагаю совершить небольшое путешествие в деревенскую жизнь.

Есть такое слово, думаю, многим известное – пятистенок . «У него дом большой – пятистенок!» – услышала я и заинтересовалась: четыре стены видно, а где же пятая? Объяснили мне тогда старики, что стена эта рубленая, находится посередине дома и снаружи ее не увидишь, что обычно по фасаду такого дома пять окон. Стала я присматриваться к деревенским домам и увидела, что разные они все, хоть и похожи друг на друга.

А русская печка! Вокруг неё шла своим чередом жизнь крестьянской семьи. Печь обогревала, кормила, лечила, служила местом для отдыха. А сколько слов, связанных с ней я узнала тогда… Вот, например, боров (стенка печки), шесток (площадка перед устьем печки, сюда ставили горшок с тестом, а потом выпеченный хлеб), печурка (небольшое углубление в печи, там зимой сушили варежки, носки), ухват (инструмент в виде рогатины для вынимания горшков из печки). А однажды моё внимание привлекло круглое отверстие в печке, закрытое крышкой. Объяснили мне, что называется оно самоварник , и служит для того, чтобы не выносить зимой самовар из дому, его подключали к печке через Г–образную трубу.

В Студенце услышала я впервые слово «мутовка» , а потом и сам предмет увидела. Это такой ручной миксер что-ли, как бы назвали сейчас. Мутовку ставят вертикально и быстро вращают между ладонями. Изготавливали мутовку из кусочка сухого соснового ствола с расходящимися веточками (они расположены мутовчато - на одном уровне). В далёкие времена у хорошей хозяйки было до 5 мутовок: большая для хлебного теста, поменьше - для крутого белого теста или картофельного пюре, ещё меньше - для жидкого теста. А самая маленькая с семью веточками - только для взбивания яичных белков, и её ни для чего другого не использовали. Есть такая поговорка: "Прощай, квашня да мутовка - загуляла старая чертовка"...

Много подобных слов ушло из активного употребления в связи с тем, что мало осталось таких домов и таких печей, изменился образ жизни людей, теперь у многих природный газ, электрические самовары, миксеры, мультиварки. А слов этих древних жаль, красивые они, по-настоящему русские, пахнет от них чем-то старинным, родным…

Услышала я слово бадья , понятно было, что это ведро, но раз употребляют другое слово, значит, необычное то ведро… И точно, правильной была моя догадка, есть тут тонкость – это широкое, низкое деревянное ведро, им достают воду из колодца.

«Пойду за водой», – сказала я как-то. А Евдокия Ивановна и бабушка моя чуть не в один голос: «За водой пойдёшь – не вернёшься! По воду пойти – вот как надо сказать». В самом деле, в слове вода можно услышать то, что она «ведёт» куда-то, то есть служит путём, дорогой, какой она была для наших предков, ведь передвигались-то тогда главным образом по рекам.

А со словом мост вообще вышел смешной случай! о каком-то человеке буйного нрава: «Такой был хара́ктерный, обиделся, ушёл и спал всю ночь на мосту!» «Вот это да! – подумала я, – как же его машины-то не задавили?» А потом узнала, что мостом в этой местности называют холодный коридор в доме, сени.

Сколько новых слов узнала я в то лето из области кулинарии!

До сих пор помню вкуснейшие пироги с ревенем, пресняки , испеченные нашей искусной хозяйкой. По вкусу начинка напоминала кисло-сладкие яблоки, но нежнее и в сто раз вкуснее.

Раннее утро, просыпаюсь от мелодичного позвякиванья посуды на кухне (бабушка и Евдокия Ивановна вставали рано) и необыкновенно тонкого запаха теста и деревенского творога… Зовут завтракать: «Пей молоко с куженьками». О, день начинается с нового слова, что же это за кулинарный шедевр такой, куженька !? Смотрю на стол и вижу: ватрушки это. Немного досадно, что так просто слово разгадано, но вкус этих куженек не оставил и следа от этого разочарования.

Щи я, ненавидевшая капусту во всех видах, уплетала за обе щеки. Ещё бы, сама срезала на огороде кочан ранней капусты, который, впрочем, местные жители называли опарыш . А из верхних листочков капусты осенью многие готовят щаницу , то есть заготовку для зимних щей, которые потом варят с мясом, а точнее, томят в недрах русской печки в чугунке.

Болтуном здесь называют яйцо без зародыша, а не болтливого человека…

Гонобобель – слово, довольно распространенное в нашей местности, но жителям других областей оно не известно. «Хороши пироги с гонобобелем», – говорила моя бабушка. Эта таинственная ягода оказалась обыкновенной голубикой, а вот пироги с ней действительно необыкновенными…

Прикутка – еще одно довольно прозрачное слово, в котором четко слышится его значение. Маленький сарайчик, пристроенный к основательным хозяйственным постройкам, служащий для хранения небольшого количества дров и хозяйственного инвентаря.

Небольшой костерок, который мы развели однажды вечером, чтобы испечь картошки, бабушка назвала теплинкой . И повеяло от этого слова такой теплотой и нежностью, легким дымком, который и сейчас уносит в далёкое детство.

Множество явлений природы тоже имели свои названия. Вот лишь некоторые из них.

Вёдро ­– ясная, тихая, сухая погода. «Отколе гроза, оттоле и вёдро», – говорила моя бабушка.

Разъярышивается – улучшается, разгуливается погода. А ведь есть в этих краях деревня Ярышево! Так вот что означает её название, значит, с той стороны, где расположена эта деревня и приходила хорошая погода, в той стороне разгуливалось и начиналось вёдро.

Вьюга-подеруха – так часто характеризовала моя бабушка ненастную зимнюю погоду. Запомнилось мне это слово, какое-то оно точное, меткое. Слышу его, и встают перед глазами образы пушкинских «Бесов», пробегает по телу холодок…

Изморозь и изморось – эти слова местные жители различали. Измороз ь – это такой инееобразный снежок, а изморос ь – очень мелкий и холодный осенний дождик.

Для характеристики человека, его состояния и поступков имелось немало слов. Путный – правильный, толковый, деловой человек. Прощелыга – пройдоха, пронырливый человек. Оботур – упрямец, грубый, упорный и скрытный человек. Балахрыст – лентяй. Кулёма – нерасторопный человек. Прокуратник – проказник. Бололо – болтливый, необязательный человек, обманщик. Переневолилась – устала. Подрадела – позаботилась, постаралась. Булгачить – будоражить, всполошить, тревожить. Шлёндает – ходит без дела.

Диалектные слова служат дополнением к основному словарному фонду языка, к общеизвестным словам. Это своего рода местная «приправа» к общеупотребительной лексике. Однако в настоящее время под влиянием средств массовой информации молодые люди забывают местные слова, стесняются употреблять их в своей речи. Хорошо это или плохо? Если исчезнут из нашей речи диалектные слова, образность, стилистическая окрашенность, а наша речь станет повсеместно одинаковой? По моему мнению, взамен мы получим рафинированный, стандартный и безвкусный язык…

ещё 200 лет назад горестно писал:

Сокровища родного слова-

Заметят важные умы-

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим Муз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

А не читаем книг своих…

Когда я вдруг слышу одно из тех слов, о которых вела речь, то невольно вздрагиваю, ведь они как привет из того уже далёкого времени... Вспоминаю деревню, наши песни и разговоры. Ни с кем больше не пела я таких песен, не сидела за самоваром. И изб таких, как в той деревне, нигде не видела – с кружевными наличниками на окнах… Нет на свете моей бабушки, Марии Васильевны Петровой, нет её племянницы, Евдокии Ивановны Семёновой, но я считаю своим приятным долгом поблагодарить их за то, что они, пусть и невольно, пробудили во мне интерес к родному языку, живому слову, воспитали во мне почтение и уважение к метким народным словам. Для кого-то эти слова покажутся не более чем забавными, но для меня они – мой родной дом, моя земля… Поэтому и говорю я их без усмешки, обдуманно и, надеюсь, к месту.

«Выражается сильно русский народ… Произнесённое метко, всё равно, что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубинки Руси…» Эти слова Николая Васильевича Гоголя очень точно подмечают особенность повседневной речи народа. Что ни слово, то жемчужина!

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.» П. А. Вяземский

Богатство русского языка трудно переоценить. Это невероятно, но все чаще в научных кругах появляются заявления о том, что первый в мире алфавит появился на Руси. Исследователи приводят убедительные доводы и археологические находки в пользу своей теории. Какой же была древняя азбука наших предков и почему постепенно правителями вводились новые языковые реформы? Давайте разберемся вместе.

В истории, которую сейчас преподают в школе, довольно скудно описывается жизнь наших предков, их культура, ценности, письменность. В основном лишь несколько параграфов книги уделяется информации о том, что на территории древней Руси проживали разрозненные племена охотников, собирателей, а то и вовсе дикарей. Поэтому принято считать, что письменность у славян появилась в период становления христианства благодаря работе Кирилла и Мефодия.


Однако, находки археологов проливают свет на запыленную веками историю и помогают увидеть причины искажения информации о славянах. Предполагается, что славяне пользовались письмом как минимум с 500 года н.э., а скорее всего и раньше. В древности наши предки использовали пиктографическое письмо, которое постепенно трансформировалась в глаголицу, затем в буквицу, которую уже в свое время в угоду церкви переделали монахи Кирилл и Мефодий. Так было положено начало реформам по упрощению славянского языка, его примитивизации и потере образности.

Уникальность буквицы.

Древнеславянская азбука - поистине уникальна среди всех известных на данный момент способов буквенной письменности, к тому же она в полной мере обладает таким признаком, как акрофоничность. Акрофония - образование новых слов из начальных букв слов словосочетаний, когда эти новые слова читаются не по алфавитным названиям букв, а по их звукам. К примеру, акрофоническим способом построена знакомая всем фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но вернемся к буквице, которая состояла из 49 букв. В этой древней азбуке каждой букве соответствует определенное слово и образ, а некоторым еще и цифра. Буквы составлены в квадрат семь на семь, что также очень символично, если вспомнить про сакральное значение семерки у всех древних народов. Таким образом, древнеславянская азбука представляет собой закодированное послание.

«Мама мыла раму» или различие морально-нравственных ориентиров древних и современных людей.


Первая буква в древней азбуке – А, звучит как Аз, что означает исток, изначалье, т. е. то, из чего все произошло. Также Аз употреблялась в качестве местоимения «я». Б - Боги, означала высшую структуру пантеона богов славян: Сварог, Лада, Рожана, Макошь и т. д. Д - добро… Согласитесь, наши предки приписывали определенной букве довольно необычные слова-образы. Сама последовательность: Аз, Боги, Веди, Глаголи, Добро и т. д., – говорит о высоких нравственно-моральных ценностях славян, об их жизненных ориентирах. Учитывая современную ситуацию в обществе, становится понятна причина постоянных языковых реформ. Ведь с утратой духовного наследия происходит деградация общества. А таким обществом уже становится гораздо легче управлять. Есть повод задуматься, не так ли? Интересна также славянская буква Ом, напоминающая английскую W. Многие считают, что родина этого звука - восток. Оказывается, нет! Наши ученые установили, что славянский язык является одним из праязыков, который распространился по всему миру. И буква Ом (W) обозначала у славян изначальный звук, произнесенный Богом.

Послание древних славян своим потомкам.

Но вернемся к посланию. Некоторые буквы имели также цифровое значение. На табличке с азбукой можно заметить определенную цифровую последовательность: 1-9, 10-90, 100-900. Таким образом, если сформировать табличку с числами от меньшего к большему, получится три столбца по девять строк. Вот вам и Тридевятое царство в Тридевятом государстве. Далее, если заменить каждую букву на соответствующее слово и адаптировать на современный русский язык получается следующее послание:

«Я истинная речь
знаю суть слова
Говорю люди твердо:
добро мыслить призыв
есть наша значимость.
Очень дух гармоничен,
Земля она душа
и покоя предел
слияние прекрасная цель.»

А теперь возникает вопрос: «Какие же дикари, охотники и собиратели могли такое сотворить?» Если взять буквы с их смысловым значением по горизонтали, то тоже получается послание. По вертикали и диагонали - аналогично. Становится очевидно, что наши древние предки знали гораздо больше о смысле жизни, нежели современный человек. Они понимали, что человек - временен и что целью его пребывания на земле не является банальное: «построить дом, посадить дерево и родить потомство».

«Язык есть вековой труд целого поколения.» В. И. Даль

Но это еще не все. Русские ученые-физики также проявили интерес к древней азбуке и установили, что что каждая буква имеет свою вибрацию. Сейчас об этом написано множество книг, сняты десятки фильмов. Удивительно, что всего лишь за тысячелетие наша азбука претерпела кардинальные изменения. Были изъяты 17 букв, убраны или подменены изначальные значения и образы букв. Таким образом, намеренно уничтожались родовые корни, истоки, культура, а главное - духовная мудрость предков.

«Ну что ты хотел, – пожал плечами Сэнсэй. – История для масс, к сожалению, в большинстве своих «фактов» фаршируется на кухне мировой политики и подается этими «поварами» на блюде с прикрасами, так сказать в форме «общепринятых мировых концепций» , - отрывок из книги .


А ведь древние славяне ни на кого не нападали, не завоевывали чужих земель. Они жили мирно и мудро, и были добрым народом, в культуре которого не было разделения времени на прошлое, настоящее и будущее. Они жили здесь и сейчас, а впереди их ждала вечность. В былинах и сказаниях нашего народа даже боги – это реально существовавшие люди. Люди, достигшие определенных духовных высот и помогающие своему народу, а не обманывающие и устрашающие, как в мифах Древней Греции и др. Наверное, именно поэтому наша русская душа и по сей день пугает «сильных мира сего» своей непредсказуемостью…

В наше время остро стоит вопрос об объединении народов на основе дружбы и взаимопомощи. И кто, как не славяне, руководствуясь посланием предков, способны стать примером для мирового сообщества! Хоть история и разделила нас на разные государства, но духом наши народы все равно едины, ведь, по сути, все мы ветки одного дерева, поэтому у нас общие корни.




"Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь" (Из Поучения Владимира Мономаха) ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ


ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ 1. От учтивых слов …… 2. Доброму слову …. 3. Ласковые слова…. 4. Как аукнется….. 5. Каков голосок,…. 6. От пустого слова….. 8. Рана от сабли заживает,…. 9. Доброе слово … Кстати промолчишь, …. 11. Слово пуще …. 12. Пустые речи …… травинка не зеленеет. так и откликнется слаще мёда язык не отсохнет таков и отголосок рана от слова – нет что большое слово молвишь стрелы разит слушать неча а грызня грызёт и кошка рада. опускает саблю


1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Доброму слову и кошка рада. 3. Ласковые слова слаще мёда 4. Как аукнется, так и откликнется 5. Каков голосок, таков и отголосок. 6. От пустого слова травинка не зеленеет. 7. Рана от сабли заживает, рана от слова – нет. 8. Клевета беззуба, а грызня грызёт. 9. Кстати промолчишь, что большое слово молвишь. 10. Доброе слово опускает саблю, доброе слово режет сталь. 11. Слово пуще стрелы разит. 12. И скажешь - плохо, и не скажешь - плохо. 13. Пустые речи и слушать неча.


Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. В уста целует, кто отвечает словами верными Язык мудрости













Человеческие качества Их наличие: + / - Описание характера 1. Самостоятельность 2. Ответственность 3. Умение думать не только о себе 4. Доброта 5. Смелость 6. Уверенность в себе несамостоятельны безответственны эгоисты озлобленны трусливы неуверенны в себе





Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам. 1-е место – «Я» 2-е место – «Имя» 3-е место – «Хочу» - желания и интересы человека 4-е место – «Хороший» - осознание и преподнесение своих сильных сторон 5-е место – «Пол» - признание со стороны представителей противоположного пола 6-е место – «Был-Есть-Буду» - уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее. 7-е место – «Имею право» - осознание и заявление своих прав 8-е место – «Должен» - осознание


Хит-парад обидных слов 12 место: « Шаромыжники» - cher ami (дорогой друг). 11 место: «Урода" - по-польски Красота. 10 место: « Идиот» - греческое "Идиотэс" не дурень, а "частное лицо". В языке Византии – мирянин. 9 место: «Олух» произошло от "волоха" (пастух). 8 место: «Болван» – в древнерусском "массивная глыба", " скала". 7 место: "Подлец" в польском языке означало " простой, незнатный человек ". 6 место: «Поганец» (пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель. 5 место: «Кретин» (из латыни) - христианин. 4 место: «Скотина" произошло от германского "Скат«, означало "деньги", "богатство", "сокровище". "Сволочами" в древнем русском языке называли людей, которые собрались (то есть сволоклись) в какое-то определенное место. Это слово – однокоренное со словом "волость". 3 место: «Негодяй» - обозначало "рекрут, непригодный к воинской службе ". 2 место: «Зараза". Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза "Какая вы зараза!" означало "Какая вы прелесть, само очарование!" 1 место: «Ряха" не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно " неряха".




СОВЕТЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ГРУБЫХ И ОБИДНЫХ СЛОВ 1. Не опускайтесь до уровня хама. 2. Первый способ остановить словесный поток грубияна изменение темпа вашей речи и тембра голоса. 3. Глядите своему собеседнику прямо в глаза. Произносите все слова неторопливо и плавно, нараспев. 4. Вызовите своим поведением удивление у вашего оппонента. 5. Поразите хама, задав ему неожиданный вопрос. 6. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Откажитесь от сквернословия! 7. Чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.


Как не стать объектом агрессии Не позволяй себя обижать! 1. Не бойся агрессора, держись уверенно. 2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо. 3. Не груби в ответ и не дерись. 4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения: твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение; пошути в ответ; спокойно уйди, (не убегай); обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.


Правила класса Мы поддерживаем добрые взаимоотношения. Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда говорят: «Давай подразним вместе!» - каждый из нас отвечает: «Нет!» Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают. Мы не исключаем из игры никого, и это здорово! Мы называем друг друга по имени. Мы уважаем друг друга!


Говорите слова, говорите. Говорите красивые слова, Говорите добрые слова, И чтобы не кружилась голова, А было так тепло и радостно И в будний день, и в праздники Слово ранит, и слово лечит Давайте мир увековечим От добрых слов, красивых слов Лица озаряются.