Смерды в Древней Руси. Историография о смердах. Чем смерды отличаются от холопов Что значит смерд

СМЕРДЫ СМЕРДЫ - мелкие землевладельцы, составлявшие неоднородную по социально-правовому статусу группу населения в Древней Руси (и в некоторых других славянских странах). В период XI-XII вв. С. - это прежде всего крестьяне-общинники, утратившие личную свободу полностью или частично. Наряду с ними в категорию С. входило также лично свободное сельское население . В период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.) термином "С." обозначались все сельские жители определенной территории (крестьяне - подданные местного феодала). Личная свобода С. ограничивалась запретом перехода под опеку другого феодала. В XIV-XV вв. понятие С. на Руси было заменено новым - крестьяне.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СМЕРДЫ" в других словарях:

    Крестьяне общинники в Древней Руси (9 14 вв.). Изначально свободные, с развитием социально экономических отношений постепенно попадали в зависимость … Большой Энциклопедический словарь

    СМЕРДЫ, крестьяне общинники в Древней Руси (9 14 вв.). Изначально свободные, с развитием социально экономических отношений постепенно попадали в зависимость. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    В древне русском праве, свободные сельские обыватели в противоположность с одной стороны холопам, с другой княжим мужам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Категория зависимого сельского населения в Древней Руси. Упоминаются в Русской правде, «Повести временных лет» и др. Убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопов. Их выморочное имущество наследовал князь. Слово «смерд»… … Энциклопедический словарь

    - (smurdi, smardones) социальный слой слав. общества раннего средневековья. В источниках 11 12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и др. источники), в Польше, у полабских славян; С., возможно, были также на Балканах. По вопросу о том,… … Советская историческая энциклопедия

    СМЕРДЫ - – наименование феодально зависимых крестьян в Древней Руси (9–13 вв.). В. И.Ленин указывает, что «землевладельцы кабалили смердов еще во времена „Русской Правды » (Соч., т. 3, стр. 170). С., прикреплённые к земле, эксплуатировались как… … Советский юридический словарь

    Наименование феодально зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках 11 12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники), в Польше, у полабских славян. С. на Руси крестьяне,… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    смерды - мелкие землевладельцы, составлявшие неоднородную по социально правовому статусу группу населения в Древней Руси (и в некоторых других славянских странах). В период XI XII вв. С. это прежде всего крестьяне общинники, утратившие личную свободу… … Большой юридический словарь

    СМЕРДЫ - земледельческое население сел. В начале исторического существования Руси оно было свободным, а затем постепенно попало в зависимость от отдельных лиц, князей или вотчинников. Первыми письменными собраниями законов они несколько ограничены в… … Казачий словарь-справочник

Книги

  • Цари и смерды: роман. Бенюх О. П. , Бенюх О.П.. Действие романа происходит в глубинке России и охватывает вторую половину XX столетия. На этом историческом фоне показана жизнь двух главных героев - сельского священника и сельского учителя.…

История

Термин «осмердить» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских усобиц. К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне . В XVI -XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд - это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.

Этимология слова

Уничижительный глагол - смердить (смердеть), из выражения «смердячий» ранее подразумевающего человека зависимого и несвободного, в наше время обозначает нечто пахнущее, вонючее (смрад). Возможно ранее имеющее под собой основание - обильные потовыделения в результате активной трудовой деятельности. В некоторых деревнях европейской части России вплоть до начала ХХ века топили «по-чёрному» - печами без труб, выпуская дым через волоковые окошки изб. Дым от костра за один вечер даёт стойкий специфический запах дыма, так что можно себе представить, как пахло от смерда, живущего в такой избе.

Литература

  • Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков - М.: Наука, 1993
  • Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь - М.: Наука, 1993

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Смерд" в других словарях:

    смерд - смерд, а … Русский орфографический словарь

    смерд - смерд/ … Морфемно-орфографический словарь

    Черная кость, крестьянин, плебей, простолюдин, мужик, кухаркин сын, земледелец, чумазый Словарь русских синонимов. смерд см. плебей Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    СМЕРД, смерда, муж. (ист.). 1. В древней Руси крестьянин земледелец. || Впоследствии презр. обозначение крепостного крестьянина (в устах помещика, представителя власти). 2. Простолюдин, незнатный человек, в противоп. князю, дружиннику. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    СМЕРД, а, муж. В Древней Руси: крестьянин, земледелец. Свободные смерды. Закабаление смердов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СМЕРД - Пыхачов, св. 1557. А. Ф. I, 149. Смерд Иванов сын Плещеева, московский дворянин. 1563. Гр. и дог. I, 489 … Биографический словарь

    Смерд, а; мн. смерды, ов … Русское словесное ударение

    М. 1. Крестьянин, земледелец (на Руси IX XIII вв.). 2. перен. Человек незнатного происхождения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Старинное название свободного крестьянина, в отличие от холопа. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    смерд - іменник чоловічого роду, істота у стародавній Русі залежний селянин; людина незнатного походження зневажл. іст., арх … Орфографічний словник української мови

В современном мире большинству людей прекрасно известно старое слово «смерд». У большинства, подобная фраза ассоциируется с ругательством, однако, что именно означало слово «смерд» в древности знают далеко не все. Между тем, по поводу его происхождения, а так же вопросы касательно классов, которые получали именно такое название, споры не утихают до сих пор. Именно поэтому сегодня мы постараемся разобраться в происхождении слова «смерд», рассмотреть разные, авторитетные точки зрения, а так же затронем историческую составляющую.

Итак, согласно известному периодическому изданию «Русская правда» , смерды в Древней Руси - это классы крестьян IX - XIV веков, которые являлись землевладельцами и изначально были свободными, в отличие от холопов. Впоследствии, по мере развития в России помещичьей системы, они стали зависеть от господ и постепенно закрепостились. Однако известный историк Греков дает несколько иную трактовку понятию «смерд». По его мнению, смерды в Древней Руси являлись членами сельской общины, но они на протяжении всего времени зависели непосредственно от князя Киевской Руси . Однако обоснованность, впрочем, как и необоснованность подобной точки зрения доказать (опровергнуть) крайне трудно. Единственным авторитетным мнением в противовес высказыванию Грекова, является текст «Русской правды», который не дает никаких оснований полагать, что смерды зависели исключительно от князя Киевской Руси . Дело в том, что в издании, члены общины, которые принадлежали к семейству, назывались «людьми». В то же время, «Русская правда» утверждала, что выморочное имущество смерда отходило к князю. А в случае, если бы эта категория крестьян принадлежала бы к общине, то выморочное имущество делилось бы именно между членами этой общины. Стоит также упомянуть и о том, что за убийство смерда штраф составлял всего 5 гривен, в то время как за убийство любого свободного человека (людина) виновному пришлось бы уплатить 40 гривен.

В Новгородской же республике смерды испокон веков находились в подчинении у государства. К понятию смерды там относили всю категорию низших слоев населения, которые находились в подчинении у князя. Они работали на собственных земельных участках, уплачивали большой налог в казну. Но в любой момент князь мог переселить смердов, подарить их церкви. Кроме того смерды в Новгородской республике отбывали натуральные повинности и обязаны были поставлять лошадей, кормить солдат в военное время. В отличие от обычных крестьян-общинников (они жили в весях), смерды проживали в селах.

Любопытным является и термин, который появился в промежуток с XI по XIV века. «Осмердить» - значило захватить селения и население вражеского княжества во время княжеских междоусобных воин. После XV века категория смердов перешла к крестьянству, однако сам термин продолжал использоваться и означал неофициальное обращение царя к низшим слоям населения. Впоследствии, термин «смерд» стало использоваться помещиками для оскорбления провинившейся прислуги или крестьян. В завершении, несколько слов хотелось бы сказать об этимологии слова. Дело в том, что в некоторых частях европейской части России дома топились по-черному (т.е. без использования труб), поэтому весь дым и гарь выводились через волоковые окошки изб. Поэтому представить себе, насколько ужасно пахло от всех смердов несложно, учитывая, что этот отвратительный запах гари смешивался с потом.

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Помните знаменитые цитаты из всеми любимого «Ивана Васильевича», который меняет профессию: «Ты почто боярыню обидел, смерд?», «Ах ты, бродяга, смертный прыщ, смерд!»? Мы дружно хохочем над недоумением Якина (Михаила Пуговкина), любуемся Грозным (Юрием Яковлевым), а вот когда берёмся перечитывать бессмертную комедию Булгакова, обращаем внимание и на замечательный язык, коим произведение написано.

Смерд смерду рознь

Современный читатель, быстренько забывающий уроки по такому школьному предмету, как история, наверняка сходу и не скажет, что такое смерд, точнее, кто это. А вот любознательному, конечно, будет интересно выяснить, что таким образом именовались жители древнерусского государства, за исключением знати (бояр) и духовного сословия. Т.е. под этим понятием подразумевался торговый люд, купцы и ремесленники, бродячие скоморохи и горожане, а также крестьяне. Так что такое простолюдин, человек разночинного происхождения. Однако с течением времени слово приобретает иную семантику.

Крестьянский вопрос

Теперь некоторые уточнения. Крестьяне на Руси были некогда свободными землепашцами. Затем, по мере закрепощения, они стали делиться на три категории: «люди», «холопы», «смерды». «Людьми» назывались не имеющие хозяев-бояр граждане низкого происхождения. Как гласит «Русская правда» (тестовый юридический документ XI-XVI веков), если кто-то убьёт свободного человека и будет пойман, он должен заплатить штраф в 40 гривен. А что такое смерд, если его жизнь стоила не более жизни раба (холопа) - 5 гривен? Тоже, получается, раб. Чей? Князя, т.е. боярина.

К категории смердов постепенно стали относить и тех свободных крестьян-земледельцев, которые закрепощались по мере социального расслоения и роста помещичьих угодий. Это значение слова характерно именно для времён Киевской Руси.

Смерд «по-новгородски»

Новгородская республика была особой территорией. И правила там действовали свои. Что такое смерд по местным законам? Это земледелец, зависимый от государства, а не от частного хозяина. Затем к данной категории стали относить вообще всех крестьян. На Руси именно землепашцы являлись самой многочисленной категорией граждан. Государство давало им земельные наделы, за что смерды платили в казну налоги, а князьям - повинность «натурой»: продуктами питания, полотном, живностью домашней и т. д. Жить такие крестьяне обязаны были в селах (от слова «сел», т.е. «оседлый»). Примерно к XV веку термин «смерды» заменяется на «крестьяне». А так как армия набиралась из простого народа, во времена и несколько позже таким словом звались служивые люди.

В документах (приказах, посланиях, грамотах, челобитных) того времени это официально принятая форма при обращении царя к солдатам. Через несколько столетий понятие «смерд» превратилось в презрительное, почти бранное обозначение крепостных и разночинцев. Кстати, во времена княжеских усобиц было специфическое, затем вышедшее из употребления слово «осмердить»: захватить в плен подданых князя-недруга.

И ещё об этимологии и словоупотреблении

Если говорить о то оно относится к индоевропейской языковой группе. Лексическую трансформацию мы рассмотрели. Остаётся сказать ещё о добавочном смысловом значении, полученном в процессе употребления. От слова «смерд» образовался глагол «смердить», т.е. «дурно пахнуть». Дело в том, что в избах, где жили беднейшие крестьяне и рабы-холопы, оконца затягивались совсем не пропускавшим воздух. Топились печи «по-чёрному», дым едва выходил из помещений, всё прокуривая насквозь. А поздней осенью, зимой и ранней весной вместе с людьми в избах держалась и домашняя птица со скотиною. Понятно, что «аромат» смерда можно было учуять за версту. Поэтому с течением времени слово «смерд» вместо «крепостной» стало обозначать грязного, неопрятного, воняющего человека. Современный синоним - «бомж».