Понятие и виды ценностей и идеалов. Какие ценности и идеалы существуют в современном мире. Идеалы в современном обществе Ценности и идеалы человека примеры

Ценности и идеалы... Но как только любые идеалы, подменяют ценности - они становятся ложными...

"Ценности" - это то, что существует в реальности и чем люди обладают, а "идеалы " то, к чему люди стремятся, но у них нет в реальности, и, может быть, никогда и не будет. Идеалы всегда выражаются в некоторых высказываниях.

Здесь следует различать - существование высказываний как факт обладания ими социальным индивидом или социальным объединением, и, содержание идеалов, выраженных в этих текстах. Содержание идеалов может быть ложным или истинным, что устанавливается по правилам логики, а вступают в конфликт и даже убивают люди друг друга, потому, что эти тексты для них обладают ценностью или люди вовлечены и поставлены в условия принятия этих текстов (например, контракт, присяга и т.п.), независимо от их ложности или истинности. Поэтому, одно дело провозглашать некоторые идеалы, а другое, их реализовывать.

Реализация идеалов всегда приводит к практическому эффекту, обратному тому, чем ожидался. Платон ("Государство"): "Зачем люди создают общество? Зачем люди ведут совместную жизнь? Для того, чтобы быть счастливыми людьми. А что такое счастливая совместная жизнь? Это справедливая жизнь. Что такое справедливая жизнь? Справедливая совместная жизнь устанавливается тогда, когда каждый занят своим делом, делает его хорошо и не мешает другим...." Этот концепт Платона, идеал общественного мироустройства, был реализован в фашистской Германии: "Каждому свое", "Кюхен, киндер, кирха" и т.п. лозунги нам хорошо известны... Идеалы должны оставаться идеалами и не подменять ценности.

Как только идеалы, любые идеалы, подменяют ценности - они становятся ложными ... В таком, именно таком смысле - все без исключения идеалы ложные...Почему подмена.идеалов и ценностей неизбежно приводит к практическим противоречиям? По определению "идеалов". "Идеалы" - создаются путем абстракции. Того, кто создает некоторый идеал будем называть "идеолог". Идеолог выделяет и фиксирует всегда не все, а лишь некоторые, существенные, с точки зрения идеолога, аспекты реальности. Поэтому, когда "идеалы" пытаются осуществить в реальности, то на том или ином этапе их реализации неизбежно возникают противоречия... Что невозможно логически, невозможно и эмпирически. Условия идеализации одни, а условия реализации существенно другие.

Теперь дадим определение терминам "ценность" и "идеал" по правилам логики . В языке употребляется термин "ценность" в двух смыслах, как термин-предикат, т.е. признак предмета, и как термин-субъект, т.е. некоторая вещь (предмет) о которой говорится в высказывании.

А.
1."Ценность ", как термин-предикат - это свойство (признак) которое может приобретать (изменять) любой предмет при таких и только таких условиях: 1. Предмет существует, т.е. выделен и зафиксирован в реальности, 2. Выбрано, а также установлено отношение к предмету и социальному субъекту о нем известно (юридическое, правовое, материальное, техническое и др. типы и виды отношений);

2. "Ценность" ,как термин-субъект - это любой реальный предмет, который соответствует таким и только таким признакам: 1. Относительно предмета, который называется "ценность" зафиксированы отношения эквивалентности или сравнения с другими предметами, об этом известно социальным индивидам и они согласны с таким его определением; 2. Социальный индивид способен всякий раз восстанавливать правила определения и оперирования с предметом как "ценностью".

Б .
"Идеал" - высказывание, которое обладает такими признаками: 1. Высказывание создается всегда приемом изолирующей абстракции; 2. То, что утверждается в высказывании о предмете не содержит условий его реализации (существования в реальности); 3. То, что утверждается о предмете, исполняется всегда в отношении тех свойств предмета, которые были зафиксированы в изолирующей абстракции, и никогда не исполняется полностью, а лишь частично, в отношении реальности, в том числе мыслей и действий людей.

"Преступление нуждается в оправдании"... Преступник всегда ищет предлог для своего действия, подмена понятий "идеал" и "ценность" - это способ формирования такого оправдания для преступления... Например - "Вы арийцы, а потому вам все дано от рождения, думать не нужно, у вас есть расовое превосходство..." , "Вы пролетариат, гегемон истории, а потому вам право дано по происхождению, думать не нужно..." и т.п. формулы, когда "идеалы" подменяют "ценности"...

Убивают люди друг друга по разным поводам и без повода... Когда я служил в армии, один солдат дезертировал с оружием. Нашу роту охраны поставили в заграждение для поимки дезертира. Должен или нет я стрелять в беглеца, если он выйдет на меня? Ни из каких идеалов мое решение автоматически не следует, только конкретно и всякий раз, люди принимают подобные решения...

В социальной эмпирии нет жесткой детерминации между идеалом и действием (например, убийством) как причиной и следствием.
Жесткая закономерная связь есть в том, что "идеал" - имеет логически одни свойства (по определению этого понятия), а "ценности" - логически другие свойства, а потому, когда идеалы подменяют ценности, они неизбежно становятся ложными.

Например, авантюристы, которые, "националистические идеалы " представили не как идеалы, а как проект и программу, которую принялись осуществлять в реальности, т.е. "идеалам" придали статус "ценностей", большевики - также, немецкие фашисты - также, конкистадоры - также...

Преступление всегда нуждается в оправдании... Определение терминов - это известный и самый верный способ объединить людей по тому или иному сознательному критерию, объединить при помощи знаков. Люди принимают текст и соглашаются с текстом, в котором выражен некоторый идеал, субъективно, но сам факт принятия есть уже факт объективный, эмпирический социологический факт, который может быть наблюдаем, вычислим и т.д. Например, выборы в органы власти, каждый избиратель делает выбор субъективно, но результат выборов - объективен.

Очевидно, что операция определения терминов важна, как универсальный прием организации людей в социальные объединения , как универсальная часть механизма создания социальных объединений.

В школе, вспомните, в классе учитель говорил нам: "Будем называть такой-то предмет так-то" или "Будем считать такое-то положение истинным, а такое - ложным" и т.п., если все ученики в классе соглашаются, то учитель, таким образом, объединяет класс по поводу значения и смысла о предмете, вводит общую норму отношения к предмету. Теперь уже все в классе термин соотносят предмету определенным способом. Если некоторые социальные индивиды приняли, например, что будут считать "москалей - нелюдями, негодяями, дырой на человечестве, "ватниками", то и действуют в соответствии с таким определением солидарно или "что Украинский фронт состоял преимущественно из этнических украинцев, а потому и назывался "украинским" и т.п.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Культурология

Идеалы в современном обществе

Введение

2. Культурное пространство 60-х и современная Россия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе это социальные изменения. Для обыденного человека субъекта социального познания нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне.

Мораль способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе.

Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном.

В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России.

1. Идеалы и ценности: исторический обзор

Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.

В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность выражение человеческого в человеке.

Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.

Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним миром, хотя и зависит от него. Человек сам себя определяет, сам себя создает, сам решает, каким ему быть. Если человек говорит: «Что я могу? От меня ничего не зависит», он сам выбрал несвободу, свою зависимость.

Совесть является неоспоримым свидетельством того, что человек свободен. Если нет свободы, то не за что судить: не судят животное, убившее человека, не судят машину. Человека судят и, прежде всего, его судит собственная совесть, если только он еще не превратился в животное, хотя это тоже не редкость. Свободным, согласно Библии, человека считает даже Бог, который наделил его свободой воли. Человек давно уже понял, что свобода и счастье, и бремя. Свобода, тождественная разуму, отличает человека от животных и дает ему радость познания и творчества. Но, одновременно, свобода тяжелая ответственность за себя и свои действия, за мир в целом.

Человек как существо, способное к творчеству, подобен Богу или природе в целом, той творческой силе, которая творит, мир. Значит, он способен либо совершенствовать этот мир, делать его лучше, либо разрушать, уничтожать. В любом случае он несет ответственность за свои действия, за свои поступки, большие и малые. Каждый поступок что-то меняет в этом мире и если человек об этом не думает, не отслеживает последствий своих поступков, значит он еще не стал человеком, существом разумным, он еще в пути и неизвестно, куда приведет этот путь.

Существует одна мораль или их много? Может у каждого своя мораль? Ответить на этот вопрос не так просто. Очевидно, что в обществе всегда существуют несколько кодексов поведения, практикующихся в различных социальных группах.

Регуляция взаимоотношений в обществе в значительной степени определяется нравственными традициями, которые включают в себя систему нравственных ценностей и идеалов. Значительное место в возникновении и эволюции этих идеалов принадлежит философским и религиозным системам.

В античной философии человек осознает себя как существо космическое, пытается осмыслить свое место в космосе. Поиск истины это поиск ответа на вопрос, как устроен мир и как устроен я сам, что есть благо, добро. Переосмысливаются традиционные представления о добре и зле, выделяется истинное благо в противоположность тому, что истинным благом не является, но только считается таковым. Если обыденное сознание благом считало богатство и власть, а также доставляемые ими удовольствия, философия выделило истинное благо мудрость, мужество, умеренность, справедливость.

В эпоху христианства происходит значительный сдвиг в моральном сознании. Были и общие нравственные принципы, сформулированные христианством, которые, правда, в обычной жизни особенно не практиковались даже в среде духовенства. Но это никак не обесценивает значение христианской морали, в которой были сформулированы важные общечеловеческие нравственные принципы и заповеди.

Своим отрицательным отношением к собственности в любой ее форме («не собирайте сокровищ по земле») христианская мораль противопоставила себя господствующему в Римской империи типу морального сознания. Главной идеей в нем становится идея духовного равенства равенства всех перед Богом.

Христианская этика с готовностью приняла все для нее приемлемое из более ранних этических систем. Так, известное правило нравственности «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», авторство которого приписывается Конфуцию и иудейским мудрецам, вошло в канон христианской этики наравне с заповедями Нагорной проповеди.

Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное. Однако это ни в коем случае не означало отказ от своих убеждений. В этом же смысле ставился и вопрос о моральном праве на осуждение: «Не судите, да не судимы будете» надо понимать, как «Не осуждайте, не выносите приговора, ибо вы сами не безгрешны», но остановите совершающего зло, пресеките распространение зла.

Христианская этика провозглашает заповедь добра и любви к врагу, принцип универсальной любви: «Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас... ибо если возлюбите любящих, какая вам награда?».

В Новое время, в XVI-XVII веках, происходят значительные изменения в обществе, что не могло не сказаться на нравственности. Протестантизм провозгласил, что главной обязанностью верующего перед богом является упор

Введение

Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Для обыденного человека - субъекта социального познания - нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне.

Мораль - способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции - обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе.

Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном.

В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество - бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России.

Идеалы и ценности: исторический обзор

Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.

В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность - выражение человеческого в человеке.

Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование - высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.

Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним миром, хотя и зависит от него. Человек сам себя определяет, сам себя создает, сам решает, каким ему быть. Если человек говорит: «Что я могу? От меня ничего не зависит», - он сам выбрал несвободу, свою зависимость.

Совесть является неоспоримым свидетельством того, что человек свободен. Если нет свободы, то не за что судить: не судят животное, убившее человека, не судят машину. Человека судят и, прежде всего, его судит собственная совесть, если только он еще не превратился в животное, хотя это тоже не редкость. Свободным, согласно Библии, человека считает даже Бог, который наделил его свободой воли. Человек давно уже понял, что свобода - и счастье, и бремя. Свобода, тождественная разуму, отличает человека от животных и дает ему радость познания и творчества. Но, одновременно, свобода - тяжелая ответственность за себя и свои действия, за мир в целом.

Человек как существо, способное к творчеству, подобен Богу или природе в целом, той творческой силе, которая творит, мир. Значит, он способен либо совершенствовать этот мир, делать его лучше, либо разрушать, уничтожать. В любом случае он несет ответственность за свои действия, за свои поступки, большие и малые. Каждый поступок что-то меняет в этом мире и если человек об этом не думает, не отслеживает последствий своих поступков, значит он еще не стал человеком, существом разумным, он еще в пути и неизвестно, куда приведет этот путь.

Существует одна мораль или их много? Может у каждого своя мораль? Ответить на этот вопрос не так просто. Очевидно, что в обществе всегда существуют несколько кодексов поведения, практикующихся в различных социальных группах.

Регуляция взаимоотношений в обществе в значительной степени определяется нравственными традициями, которые включают в себя систему нравственных ценностей и идеалов. Значительное место в возникновении и эволюции этих идеалов принадлежит философским и религиозным системам.

В античной философии человек осознает себя как существо космическое, пытается осмыслить свое место в космосе. Поиск истины - это поиск ответа на вопрос, как устроен мир и как устроен я сам, что есть благо, добро. Переосмысливаются традиционные представления о добре и зле, выделяется истинное благо в противоположность тому, что истинным благом не является, но только считается таковым. Если обыденное сознание благом считало богатство и власть, а также доставляемые ими удовольствия, философия выделило истинное благо - мудрость, мужество, умеренность, справедливость.

В эпоху христианства происходит значительный сдвиг в моральном сознании. Были и общие нравственные принципы, сформулированные христианством, которые, правда, в обычной жизни особенно не практиковались даже в среде духовенства. Но это никак не обесценивает значение христианской морали, в которой были сформулированы важные общечеловеческие нравственные принципы и заповеди.

Своим отрицательным отношением к собственности в любой ее форме («не собирайте сокровищ по земле») христианская мораль противопоставила себя господствующему в Римской империи типу морального сознания. Главной идеей в нем становится идея духовного равенства - равенства всех перед Богом.

Христианская этика с готовностью приняла все для нее приемлемое из более ранних этических систем. Так, известное правило нравственности «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», авторство которого приписывается Конфуцию и иудейским мудрецам, вошло в канон христианской этики наравне с заповедями Нагорной проповеди.

Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное. Однако это ни в коем случае не означало отказ от своих убеждений. В этом же смысле ставился и вопрос о моральном праве на осуждение: «Не судите, да не судимы будете» надо понимать, как «Не осуждайте, не выносите приговора, ибо вы сами не безгрешны», но остановите совершающего зло, пресеките распространение зла.

Христианская этика провозглашает заповедь добра и любви к врагу, принцип универсальной любви: «Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас... ибо если возлюбите любящих, какая вам награда?».

В Новое время, в XVI-XVII веках, происходят значительные изменения в обществе, что не могло не сказаться на нравственности. Протестантизм провозгласил, что главной обязанностью верующего перед богом является упорный труд в своей профессии, а свидетельством богоизбранности является успех в делах. Тем самым протестантская церковь дала своей пастве отмашку: «Обогащайтесь!». Если ранее христианство утверждало, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное, то теперь наоборот - богатые становятся богоизбранными, а бедные - отвергнутыми богом.

С развитием капитализма развивается промышленность и наука, изменяется мировоззрение. Мир теряет ореол божественности. Бог вообще стал лишним в этом мире, он мешал человеку почувствовать себя полноценным господином мира и вскоре Ницше провозгласил смерть Бога. «Бог умер. Кто его убил? Вы и я», - говорит Ницше. Человек, освобожденный от Бога, решил сам стать Богом. Только божество это оказалось довольно уродливым. Оно решило, что главная цель - потреблять как можно больше и разнообразнее и создало общество потребления для некоторой части человечества. Правда для этого пришлось уничтожить значительную часть лесов, загрязнить воду и атмосферу, а огромные территории превратить в свалки. Пришлось также создать горы оружия, чтобы защищаться от тех, кто не попал в общество потребления.

Современная мораль вновь стала полуязыческой, напоминающей дохристианскую. В ее основе убеждение - живем один раз, поэтому от жизни надо взять все. Как когда-то Калликл в беседе с Сократом утверждал, что счастье в том, чтобы удовлетворять все свои желания, так и сейчас это становится главным принципом жизни. Правда некоторые интеллигенты с этим не согласились и стали создавать новую мораль. Еще в XIX в. возникла этика ненасилия.

Случилось так, что именно XX в., который никак не назовешь веком гуманизма, и милосердия, породил идеи, находящиеся в прямом противоречии с господствующей практикой решения всех проблем и конфликтов с позиции силы. К жизни оказалось вызванными тихое, во стойкое сопротивление - несогласие, неповиновение, невоздаяние злом за зло. Человек, поставленный в безвыходное положение, униженный и бесправный, находит ненасильственное средство борьбы и освобождения (прежде всего внутреннее). Он как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, берет на себя чужой грех и искупает его своей неотдачей зла.

В марксизме отстаивается мысль о поэтапном установлении подлинной социальной справедливости. Важнейшим аспектом понимания справедливости провозглашается равенство людей по отношению к средствам производства. Признается, что при социализме еще сохраняются различия в квалификации труда, в распределении предметов потребления. Марксизм придерживается тезиса о том, что лишь при коммунизме должно произойти полное совпадение справедливости и социального равенства людей.

Несмотря на то, что в России марксизм породил тоталитарный режим, отрицающий фактически все фундаментальные человеческие ценности (хотя и провозглашая их своей основной целью), советское общество было обществом, где культуре, прежде всего духовной, приписывался высокий статус

Идеалы и ценности ориентируют человека среди объектов внешнего мира, определяя личностную значимость его потребностей, интересов, стремлений в контексте развития .

Идеал (франц. idéal, от греч. idea - идея, понятие, представление) можно определить как обобщенный ценностно-нормативный образ должного будущего, формирующийся в результате предельно широкого обобщения жизненного опыта человека .

Как форма осмысления жизни и образ совершенства идеал:

  • является нерасчленимым, неструктурированным образованием;
  • имеет оценочный и одновременно эмоционально-чувственный характер;
  • отличается от повседневной действительности;
  • определяет способ мышления и деятельности человека;
  • является духовным выражением определенной нормы;
  • извне регулирует целостное и активное отношение человека к настоящему, будущему и даже к прошлому;
  • обладает побудительной силой к действию;
  • обеспечивает обобщенный, панорамный план будущего и стабильность стратегических, смысложизненных характеристик.

По степени обобщенности выделяют персонифицированные, собирательные и программные идеалы .

Персонифицированные идеалы возникают, как правило, в детском возрасте. Они кристаллизируются из наблюдений ребенка за ближайшими родственниками, литературными героями, эстрадными или спортивными кумирами. Персонифицированные идеалы основаны на инфантильном сознании, для которого характерны неуверенность в самом себе, желание поддержки и защиты "сверху", неспособность принимать решения и отвечать за них. В то же время персонифицированные идеалы побуждают личность к самоизменениям. Идентифицируя себя с объектом персонификации, человек пытается, хотя и по внешним пока параметрам, определить ориентиры для саморазвития.

Собирательный идеал кристаллизируется, когда никакой отдельно образ человека не удовлетворяет возросшим требованиям образа желаемого. Формируя собирательный идеал и двигаясь к нему, человек более свободен и самостоятелен, чем в случае с персонифицированным идеалом. Он уже свободно выбирает, присваивает, примеряет на себя желаемые признаки других людей. При этом подразумевается, что человек способен вычленить не только внешние, но и внутренние, сущностные признаки, которые затем вплетаются в ткань собирательного идеала. В собирательных идеалах наиболее ярко проявляется прагматический аспект идеала, который предполагает, что человек четко разграничивает мир действительного и мир желаемого, по пока не сбывшегося, мир норм и мир сверхцелей. При этом человек, у которого сформировался собирательный идеал, как правило, обладает более адекватной самооценкой и надеется прежде всего на самого себя.

Программный идеал предполагает, что человек "идеализирующий", пройдя стадии персонификации и собирания желаемых свойств, может абстрагироваться от конкретных носителей конкретных свойств. Объектом идеализации в программном идеале является сам субъект, который обладает творческой верой в себя самого . Программные идеалы несовместны с инфантильным сознанием, в них человек ориентируется только на собственные силы и потому в высшей степени нравственен.

Чем выше степень развитости, зрелости личности, тем быстрее в системе мировоззрения совершается переход от идеалов персонифицированных через собирательные к идеалам программным. При этом своеобразие личности придает направление ее активности, обусловливает не единоличное присутствие идеалов какого-то одного типа, а то, какие идеалы доминируют в стремлениях человека.

Идеал направляет человека в ходе его деятельности, является организующим началом самопознания, придает человеку целеустремленность, динамизм и видение жизненной перспективы и тем самым выступает стимулом духовного развития.

Ценности выступают как критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор; или как некие концепции желаемого, которые характеризуют индивида или группу и определяют выбор типов, средств и целей поведения .

Вначале, в результате выработки общественным сознанием представлений о должном, в различных сферах общественной жизни формируются социальные ценности. Они отражаются в произведениях материальной и духовной культуры либо человеческих поступках, которые являются конкретным воплощением общественных ценностных идеалов. Одновременно, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, социальные ценности входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей .

Когда идет речь о личностных ценностях, мы должны помнить, что, формируя собственную систему ценностей, человек ориентируется не на декларируемые (ценности, о которых заявляется во всеуслышание на уровне властных структур), а на реальные социальные ценности. Степень реальности той или иной социальной ценности подтверждается общественной практикой.

На уровне общества значительное расхождение между декларируемыми на государственном уровне и реальными социальными ценностями вызывает социальное недовольство, апатию и недоверие к любым новым инициативам, спускаемым "сверху".

На личностном уровне также формируется двойная система ценностей - декларируемых и реальных. Первые позволяют человеку приспосабливаться к навязанным извне требованиям, на вторые он ориентируется при построении собственной траектории жизни. "Встреча" социальных и личностных декларируемых ценностей приводит, как правило, к тому, что социальное взаимодействие приобретает характер неподлинности, а следовательно, останавливается социальное и личностное развитие (замечательно отражает момент такой "встречи" выражение: "Вы делаете вид, что нам платите, мы делаем вид, что работаем").

В то же время сформированные личностные ценности и ценностные ориентации обретают определенную независимость от регулирующей роли внешних, неприсвоенных ценностей.

Личностные ценности осознаются как устойчивые смыслы, задающие вектор активности человека.

При этом необходимо различать ценности:

  • терминальные, или предельные, выступающие как цели, которые стоят того, чтобы к ним стремиться;
  • инструментальные, выступающие как принципы, которые показывают, что предпочтительным для достижения определенной цели в любой ситуации является определенный образ действий.

Инструментальные ценности в идеале должны соответствовать терминальным не только с точки зрения эффективности, но и с точки зрения этики (см. главу 9).

Личностные ценности как регуляторы активности в значительно большей степени, чем потребности, ориентируют человека на развитие, обеспечивают более четкое видение отдаленных целей, соотнесенных с жизненными идеалами, и большую устойчивость в движении к этим целям (табл. 3.2, по Д. А. Леонтьеву ).

Таблица 3.2. Различия между потребностями и личностными ценностями как регуляторами активности человека

Показатель

Потребности

Личностные ценности

Источник

Индивидуальные отношения с миром

Коллективный опыт социальной общности

Относительная значимость и побудительная сила

Постоянно меняются

Неизменны

Зависимость от момента

Отсутствует

Субъективная локализация

"Снаружи"

Характер воздействия

"Толкают"

"Притягивают"

Направленность

Па желаемое состояние

В желательном направлении

Насыщение и дезактуализация

Временно возможны

Невозможны

Форма репрезентации

Связи с объективными условиями жизни

Идеал ("модель должного")

Критерии необходимости

Индивидуальные

Социальные (общие)

Таким образом, деятельность и развитие человека во многом станут эффективнее, если:

  • уменьшится регулирующая роль внешних, социальных, неприсвоенных ценностей и увеличится роль личностных ценностей;
  • потребности человека будут вытеснены его личностными ценностями .

Как и потребности, личностные ценности образуют иерархию, изменение которой приводит к изменениям в направлении, темпе и эффективности деятельности и развития человека.

Как смысловые регуляторы лидерской активности личностные ценности определяют:

  • восприятие и осмысление ситуаций и проблем (ошибку подчиненного лидер, основной ценностью для которого является карьера, будет рассматривать как помех) для своего успеха, а лидер, для которого основной ценностью является помощь другим, - как возможность поддержать сотрудника и развить его профессиональные навыки);
  • отношение лидера к окружающим (лидер, который высоко ценит лояльность, конформизм и вежливость, с трудом будет воспринимать уверенных в себе, независимых, творчески одаренных сотрудников, которые неохотно подчиняются приказам);
  • решения и действия лидера (лидер, который ценит смелость и верность убеждениям, готов принимать непопулярные решения, если уверен в их правильности);
  • использование и делегирование власти (лидер, который рассматривает власть как высшую ценность, сосредоточит ее в своих руках; лидер, для которого высшей ценностью являются компетентность и интересы других, будет распределять властные полномочия между членами группы, если это обеспечит более эффективное решение общегрупповых задач);
  • способы разрешения конфликтов (лидер, для которого наиболее ценны конкуренция и амбиции, будет вести себя не так, как лидер, высоко ценящий сотрудничество)2; и т.д.

Практика показывает, что ценности имеют огромное значение в деятельности лидера как ориентиры и критерии его активности. Именно поэтому в последнее время появилось достаточно много концепций лидерства, опирающихся на ценностный подход (см. главу 2).

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральную практику (выражающуюся в поведении), моральные отношения, моральное сознание.

Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы и ценности - все это элементы морального сознания.
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.


Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как
гуманизм - признание человека высшей ценностью;

альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу;

отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой

социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают ценности - это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Ценности

и

идеалы


Цели и задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с понятиями идеала и ценности;
  • Сформировать понятие конфликта ценностей;
  • Воспитывать уважение к старшим, чувство долга и чести.
  • «ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ДОБРО, А ТОТ, КТО НЕ УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ЗЛА»

В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ

  • «ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК ВРЕДИТ САМОМУ СЕБЕ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПОВРЕДИТ ДРУГОМУ»

АВГУСТИН


Притча «остров духовных ценностей»

  • Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь.
  • Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
  • Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
  • Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
  • - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
  • Познание посмотрело на Любовь:
  • - Это было Время.
  • - Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
  • Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
  • - Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

I .

  • Мораль

3. Этикет.

А) Учение о морали и нравственности

Б) Нормы, которые установило общество.

В) Нормы, которые установило государство.

Г) Правила поведения людей в обществе


II . Сопоставьте термины и понятия:

А)Проводит серьёзные исследования, расширяя представления о мире.

Б) Разбирается в основах наук.

В) Разбирается не только в основах наук, но в литературе и искусстве.

1. Грамотный человек

2. Просвещённый человек

3. Ученый человек


Ответы к тесту:

I . А-4, Б-1, В-2, Г-3.

II . А-3, Б-1, В-2.


Что такое идеал?

Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Идеалист

Идеализация - представление кого-либо или

чего-либо лучшим, чем есть в действительности.

Материалист - человек стремящийся к материальной выгоде.


А что такое ценности?

Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению.

Нравственные ценности служат идеалом для всех людей.

Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.


Выделите те положения, которые являются

ценными для вас в жизни.

Домашние

животные

Верные друзья

Хорошая учёба

отношение

учителей

Спортивные

Уважения

Посещение

театров и музеев

Карманные

деньги на расходы

Понимание

родителей


Выпишите, что вы никогда не сможете простить

человеку, с которым дружите или кого уважаете.

Объясните почему. Дополните список.

Жадность

Грубость

Слабость характера

подлость

Предательство


Укажите, что вы себе никогда не позволяете в

общении с человеком, которого любите и кем дорожите.

Объясните почему. Добавьте свои варианты.

Неопрятно выглядеть

Говорить неправду


Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь.

но порой люди ею рискуют.

Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей

люди рисковали жизнью.

В 1941 году на фронт

тысячи добровольцев,

чтобы сражаться

с фашистскими войсками,

напавшими на нашу страну.

Во время эпидемии

тифа врач помогал

больным, хотя знал,

что эта болезнь.

Предложите

ситуацию.

Два друга-альпиниста

в горах попали под обвал

камней. Один серьёзно

пострадал, а второй спас его,

рискуя собственной жизнью.


«Золотое» правило нравственности:

«Относись к людям так,

как ты хочешь,

чтобы относились

Идеал - высший образец чего-либо, достойный уважения, восхищения, изучения, подражания. Идеал от французского слова (idealis - вид, образ, идея). Идеал - это высшая степень позитивного качества в культуре и в искусстве.

Этичнеские идеалы проявляются в различных явлениях общественной жизни. Идеалы бывают духовные и материальные, субъективные и объективные, синтетические, рукотворные и естественно-природного происхождения и др.

Понятие идеала впервые возникло в христианской морали в результате осознания несоответствия между должным и сущим :
достоинством человека и реальными условиями жизни;
обликом земного человека и образом Иисуса Христа.
Христианская мораль в качестве идеала утверждала образ мученика, аскета.
И. Кант писал: "Идеал есть то, к чему надо стремиться и чего никогда не достигнешь", это "необходимое руководство человеческому разуму". Идеал , по мнению Канта, неизменен для всех времен, оторван от реальной жизни. Идеалом свободы является свобода духа.
В.Ф. Гегель утверждал, что идеал:
является противоположностью (?) действительности;
развивается через это противоречие;
реализуется в плодах деятельности мирового разума.
А. Фейербах полагал, что идеалом является "цельный, всесторонний, совершенный, образованный человек".
Социалисты-утописты, считали идеалом право человека на свободное развитие, которое возможно только в результате ликвидации классового неравенства.
К. Маркс и Ф. Энгельс определяли моральный идеал как составляющую общественного идеала "освобождение угнетенного класса революционным путем. Основатели марксизма считали, что идеал отражает развивающуюся действительность: "История не может получить окончательного завершения в каком-то идеальном состоянии... это... движение... с которым должна сообразовываться действительность".
Идеал является ценностным и императивным представлением (утверждает безусловное, положительное содержание поступков), определяющим содержание добра и зла, должного и т. д.
Современная этика рассматривает идеал с позиций антропоцентризма. Моральный идеал - это:
универсальное, абсолютное, нравственное представление о благе, должном;
образ совершенных отношений между людьми;
устройство общества, обеспечивающего совершенные взаимоотношения людей (общественный идеал);
высший образец нравственной личности.
Личный моральный идеал человека - это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью Он должен иметь социальную значимость. Аспекты личного идеала:
чувственно-эмоциональный (представления о личном счастье);
понимание цели и смысла жизни;
мотивы деятельности;
отношение к другим людям.
Содержание идеала определено социальной средой. Формирование идеал, - это процесс превращения окружающей среды во внутренний мир индивида. В основе идеала могут лежать индивидуальная нравственная программа, положительный пример и т. д.

Основные функции идеала:
определение цели нравственной деятельности человека;
побуждение человека к нравственным поступкам;
объединение должного и сущего;
определение морального облика человека.
Моральный идеал может быть основан на социальном идеале. Социальный идеал:
определяет образ жизни и деятельности общества;
включает моральные установки;
нравственно ориентирует общество

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали , которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

  • Вперёд >
Уже несколько лет в нашей стране ведутся дискуссии о том,как сделать Россию самой передовой страной современного мира. Ряд авторов подчеркивает значение

новейших научных разработок и отечественных достижений в фундаментальных науках. Другие указывают на геополитические и климатические особенности России, предполагающие большие дополнительные затраты на теплоснабжение и прокладку других коммуникаций, преодоление значительных расстояний, переработку первичного сырья и т. д. Третьи уповают на особый национальный дух народа,которому по плечу преодоление любых трудностей. Четвертые считают,что Запад окажет существенную помощь в технологическом и экономическом развитии страны, руководствуясь соображениями геополитической стабильности.

Что думаете вы об этих позициях? Какие из низ больше соответствует здравому смыслу? Какие изначально являются нереальными?

осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных
ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали
в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм.
В современных условиях возросла необходимость качественно иных
способов подготовки и включения индивида в общество».
Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»?
Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт,
приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном
мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и
включения индивида в общество».

Существуют различные значения понятия «общество» . Под обществом в широком смысле понимают

1) всё население Земли
2) весь мир в многообразии его форм и проявлений
3) единство живой и неживой природы
4) определенный этап исторического развития

Понятие «личность» используется для характеристики
1) деятельности человека
2) неповторимого своеобразия человека
3) совокупности социально значимых качеств человека
4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

Бабушка объясняет, как правильно приготовить вкусный борщ. Какую форму общения иллюстрирует этот пример?
1) обмен мнениями
3) передача опыта
2) обмен информацией
4) выражение переживаний

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Существование общества во многом зависит от состояния природы.
Б. Общество всегда негативно влияет на природную среду.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению
знаний и умений называется
1) творчеством
3) социализацией
2) образованием
4) трудом

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития общества.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Производительностью труда называют
1) количество продукции, произведенной за единицу времени
2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками
3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов
4) процесс производства товаров и услуг

Вернувшаяся из отпуска гражданка В. обнаружила, что за месяц цены на
основные потребительские товары увеличились. Впоследствии она отметила
дальнейший рост цен. Проявления какого экономического явления отметила
гражданка В. ?
1) конкуренции
2) инфляции
3) предложения
4) спроса

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика
страны Z носит командный (плановый) характер?
1) Вышедшие на пенсию работники получают пенсию по старости.
2) Большинство работников трудится на промышленных предприятиях.
3) Государство выступает в качестве монополиста по найму рабочей силы.
4) Государство осуществляет контроль над денежной массой.

Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Зарплата работника зависит исключительно от его личных качеств.
Б. Существуют различные формы оплаты труда работников.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

общественно-политические организации и движения г) все перечисленные выше 89. Задание Отметьте правильный ответ Форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов - это: а) политическая система б) политический режим в) государство 90. Задание Отметьте правильный ответ В самом широком смысле власть представляет собой: а) право делать что-то от имени государства б) искусство жить вместе в) способность индивида или группы людей контролировать, влиять на других людей 91. Задание Отметьте правильный ответ Отметьте, к какому виду власти относится власть министра: а) к исполнительной б) к законодательной в) к судебной 92. Задание Отметьте правильный ответ Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее: а) легальность б) легитимность в) этатизм 93. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является обязательным для государства? а) публичная власть б) постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей в) наличие определенной территории г) суверенитет и независимость страны на международной арене 94. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком президентской республики? а) президент - глава государства б) президент избирается пряным всенародным голосованием в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии 95. Задание Отметьте правильный ответ Согласно Конституции Российская Федерация является: а) демократическим государством б) федеративным государством в) правовым государством г) президентской республикой 96. Задание Отметьте правильный ответ Что такое правовое государство? а) государство, в котором существует и реально действует конституция б) государство, главным принципом которого является верховенство права (закона) в) государство с республиканской формой правления 97. Задание Отметьте правильный ответ Признаками правового государства являются: а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти г) взаимная ответственность государства и граждан 98. Задание Отметьте правильный ответ Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 99. Задание Отметьте правильный ответ Основными функциями политических партий является: а) организация избирательного процесса б) обеспечение связи гражданского общества и государства в) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей г) все перечисленное выше 100. Задание Отметьте правильный ответ Система способов и методов реализации власти - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 101. Задание Отметьте правильный ответ Политологи выделяют следующие виды политических режимов: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный г) все перечисленные выше 102. Задание Отметьте правильный ответ Какой документ признается в современном мире "международным эталоном прав и свобод человека?" а) декларация прав народов России б) всеобщая декларация прав человека в) декларация о принципах международного права

11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной

группы, общества – это

1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:

1) Форму объединения людей

2) Части материального мира

3) Природной среды обитания

4) Способов взаимодействия людей

17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

1) Общества и природы

2) Общества и культуры

3) Экономики и религии

4) Цивилизации и формация

18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

участие в игре,сон.

19. Завершите предложения:

1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

институт - … .

2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .

3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

– это … .

4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .

5)Происхождение человека называется … .

6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .

20. Духовное и телесное в человеке:

1)Предшествуют друг другу

2)Связаны друг с другом

3)Противостоят друг другу

4)Независимы друг от друга

21. Отличительным свойством человека является

1)Удовлетворение потребностей

2)Приспособление к окружающей среде

3)Осмысление мира и самого себя

4)Использование орудий труда

22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

1) Гражданственностью

2) Совестью

3) Патриотизмом

4) Ответственностью

23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?

А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.

Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о духовности?

А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер

Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.

26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

«Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»

1) Окружающая среда

2) Культура

4) Деятельность

5) Взаимодействие

6) Поведение

7) Орудие труда

8) Приспособление

9) Поколение

27 . Вам предложено подготовить развернутый ответ по проблеме «Общественный прогресс». Составьте сложный план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

>> Идеал и ценности

23. Идеал и ценности

Что такое идеал ?

В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал (от франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания. Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного бизнесмена, разъезжающего на «мерседесе» (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах, пересечь Северный Ледовитый океан или пустыню.

Советуем запомнить

Идеальное - нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идеалист - бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация - представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем он (оно) есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например роскошный особняк или машину, называют материалистами.

А другого человека называют идеалистом. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы (добро, справедливость, честность). При этом в каждом человеке присутствуют оба
начала: материальное и идельное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не один раз встречались.

Носителями и воплощением идеала всегда выступали герои. Именно поэтому они служили образцом для подражания, вдохновляя людей на возвышенные моральные поступки. В образах героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев
воспевают поэты, их образ запечатлевают в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела.

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

Попробуем задуматься, кто и почему может становиться идеалом для других.

Наверное, вам приходилось слышать фразу юных поклонниц о какой-нибудь популярной певице: «Она мой идеал!» Но что это означает? Девочкам нравится внешность певицы, ее манеры держаться, говорить, смеяться. Нравится успех, которого добилась певица. Но ведь поклонницы ничего не знают о взглядах певицы на жизнь, как она общается со своими родными, друзьями. Речь идет только о внешнем подражании.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов.

У нового времени и современной молодежи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

Что такое ценности?

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих
ситуациях.

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки?

Когда ученые выяснили, какие книги читают подростки 10-13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не киногерои, как у подростков, а реальные люди, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям.

Трудно определить ценности подростков. Некоторые данные говорят о том, что они в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя вопросами о смысле жизни. Однако, с другой стороны, подростки интересуются жизнью своей семьи, религией, неравнодушны к боли и страданиям других людей.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап - когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап - когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определенные этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство людей редко продвигается выше второго уровня. Преступники останавливаются на первом.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Самая простая форма их выражения состоит в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это форма отношений равенства между людьми.

Подведем итоги

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы - это образцы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.

Проверьте свои знания

1. Что обозначают понятия: «идеал», «идеалист», «идеализация»?
2. Перечислите черты характера, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный человек. Обоснуйте свой выбор.
3. Как вы понимаете выражение «У каждого времени свои герои»?
4. Известны ли вам художественные произведения, в которых запечатлены герои, показаны возвышенные идеалы? Назовите их.
5. Опишите ситуацию, в которой отражен конфликт ценностей.
6. Придумайте предложения (фразы) со словами: «польза», «справедливость», «красота», «свобода», «честь», «ответственность».

Практикум

1. Основу культуры Японии и Китая составляет почтительность детей по отношению к родителям.

Она включает официально признанные обязанности, такие, как уважение к родителям, беспрекословное повиновение им, забота об отце и матери.

Соблюдение этой культурной ценности так перестроило отношения в обществе, что китайский и японский народы сегодня, пожалуй, превосходят все другие по части уважения к старшим.

А как обстоит дело с этой культурной ценностью в нашей стране, в российском обществе? Проведите свое мини-исследование (используйте материалы печати, радио, телевидения, свои наблюдения).

2. Выполните задание-тест.

А. Что вы не смогли бы простить человеку, с которым дружите?
1) Хамство;
2) предательство;
3) малодушие, жадность;
4) слабость характера;
5) грубость;
6) другое.

Б. Что вы себе никогда не позволите, общаясь с любимым и дорогим для вас человеком?
1) Неопрятно выглядеть;

2) говорить неправду;
3) оплошать или оконфузиться;
4) повысить голос;
5) другое.

Сделайте вывод, что для вас является ценным в общении с близкими людьми.

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки