Ландшафтная организация общественных центров. Ландшафтная организация общественных центров Материал по теме архитектурно ландшафтное пространство

Дата публикации: 23.11.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Изобразительное искусство 7 класс

УРОК № 25-26.

ТЕМА УРОКА.  ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРА. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТИОГО ПРОСТРАНСТВА пони мать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры;

Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Регулятивные:

Работать по плану, создавая архитектурно-ландшафтные объекты;

Определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Организовывать работу в группе;

Планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, выдвигать аргументы в дискуссии, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)

 осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

Осваивать новые приёмы работы в процессе макетирования;

Вырабатывать аналитическое мышление, выполняя практическую работу;

Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальна

Образовательные ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/\viki/

Режим доступа: www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: графические материалы, бумага, ткани, природный материал, клей, резак, ножницы

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Природа в городе», «Архитектурно-природное творчество». Карточки с предметами архитектурно-ландшафтных сооружений

Основные понятия и термины

Ландшафт. Ландшафтная архитектура

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

I. Органи-зацион-ный момент

Подготовка учащихся

к изучению нового материала

- Предлагаю поиграть! Я дам одному человеку из класса карточку, на которой изображен предмет. Необходимо рассказать о предмете, не называя его (река, деревья, клумба, скамейка, беседка, лестница, скульптурные сооружение, качели).

Что объединяет все эти предметы?

Правильно. Это окружает нас на улицах города!

Вспомните уроки географии и назовите, о какой отрасли архитектуры пойдёт речь сегодня?

Ландшафтная архитектура

 Играют. Отгадывают предметы. Приходят к выводу. Ставят перед собой цель

Фронталь-ная

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели

II. Изу-чение нового материала

Объяснительно-иллюстратив-ный

- Вместе с известным из географии термином «ландшафт», ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура», тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности.

Парк Петергофа.

Ландшафтный дизайн - это также проектирование садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм. Он формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Тропический сад Нонг Нуч, Таиланд.

Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и убранство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. «Птичьи гнезда» в парке Гуэль. Мир каменной скульптуры. Барселона.

Презентация «Природа в городе». (Слайды 2-4.)

Дайте определение понятию «ландшафтная архитектура».

Это специальная отрасль архитектуры, которая включает в себя садово-парковое искусство и архитектурно-природное творчество.

Предлагаю познакомиться с ландшафтной архитектурой, с законами и приемами ландшафтного дизайна, с некоторыми элементами оформления сада.

Висячие сады Семирамиды.

Как известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени.

К примеру, роспись садовой комнаты в доме Ливии в Риме, выполненная в 1 веке до н. э., отражает идеализированный образ райского места. Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства Древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. (Древний Вавилон.)

Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. (Готический замок Карлштейн. Чехия.) Презентация «Природа в город». (Слайды 5-7.)

Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты относятся к готическому стилю.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. (Садово-парковое искусство эпохи Возрождения.)

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Презентация «Природа в городе». (Слайды 8- 9.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом эпохи Возрождения.

Во времена барокко в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. (Ландшафт королевского сада виллы Марлиа в стиле позднего барокко.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 10.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле барокко.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. (Ландшафтный парк Уильяма Кента.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 11.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле классицизма.

ХХ век отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. (Ландшафт в стиле техно.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 12.)

Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты выполнены в современном стиле.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Удивительна школа ландшафтной архитектуры стран Востока. Главное в ней - философски-поэтическое осознание роли природы в жизни человека. (Сад камней в Японии.)

Английской школе присуще художественное и функциональное единство природной среды и архитектурных сооружений. (Парк князя Пюклера в Бад-Мускау - самый крупный английский парк.) Французская школа основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция парков имеет жёсткий каркас и выглядит как огромный сочинённый орнамент зелёного ковра. (Парк Версальского дворца.)

В Древней Руси укреплялись только города вместо замков, как в средневековой Европе. Стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями. (Торжок. Василёво. Тверская область. «Чертов мост) Русский город строился на противопоставлении яркой полихромности построек природному окружению любого времени года. Памятников ландшафтной архитектуры ло ХУI века практически не сохранилось. (Русская усадьба. Середниково.)

До ХУIII века в русском ландшафте наблюдается период, названный «екатерининским классицизмом». (Усадьба Кусково - уникальный памятник; культуры XVIlI века.)

XIX век - период интенсивного развития городских садов, бульваров и набережных, предназначенных специально для «гуляния» горожан. (Петергоф, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького в Москве.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 13-19.)

Подумайте и скажите, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко.

Традиции садово-паркового искусства стран Европы и Азии питают творчество современных архитекторов. (Ландшафтный дизайн внутреннего дворика Trinity Col1ege. Канада.)

Знакомятся с искусством создания садов, пар ков, бульваров. Делают вывод и дают определение понятию «ландшафтная архитектура».

Смотрят презентации, высказывают свое мнение.

Смотрят презентации, высказывают свое мнение. Развешивают приготовленные фотоматериалы в соответствии со стилем ландшафтного дизайна. Определяют, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: понимают эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; приобретают общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют, делают выводы; строят логически обоснованные рассуждения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность

Частично-поисковый

- Составьте «характеристику взаимоотношений архитектуры и природы». Сравните два различных архитектурно-ландшафтных стиля на конкретном примере. Выполнение заданий: с. 131, задание 1 учебника.

Чтобы выполнить следующее задание, необходимо понять, что необходимо для воплощения идеи в макете ландшафта.

См. ресурсный материал (1) к уроку "а с. 149.

Рассмотрите картину великого русского художника Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель».

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, то есть к законам архитектуры. Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Ландшафт, созданный человеком, подчиняется законам композиции. Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения, необходимо добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии.

Японский сад Никка Юко, Канада.

Презентация «Архитектурно-природное творчество» (Слайды 2-5.)

Придумайте и выполните схему-чертёж будущей ландшафтной композиции.

Законы перспективы также важны при организации архитектурно-ландшафтного пространства. Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Хайлайн - зеленый оазис в Нью-Йорке, Различают перспективу линейную и воздушную. Си. ресурсный материал (2) к уроку на с. 149.

Сады Будхарт. Канада. Канченджанга, самая высокая гора Индии.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы, в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства. Японский пар к Кёраку-эн,

Презентация « Архитектурно-природное творчество» (Слайды 6-8.)

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Сад Staircase в Киото. Япония.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений: любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;

при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге.

Клумбы. Япония.

Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайды 9- 10.)

Подберите материал для будущей работы в определённой гамме.

В тихой зоне сада или приусадебного парка среди зелени и цветов, как правило, устанавливают беседки. Хорошо, когда беседку закрывает от господствующих ветров склон холма или кроны деревьев, а рядом оборудована игровая площадки или небольшой водоем. Сады времен правлении династии Мин. Китай. Презентация « Архитектурно-природное творчество». (Слайд 11.)

Используя бумажную пластику, сконструируйте беседку для своего будущего ландшафта в выбранном вами стиле.

Бельведер - загадочное и непривычное слово, что объясняется историей этого элегантного, но несколько специфического сооружения. Лет сто назад бельведеры были весьма популярны: из бельведера помещики любовались своими поместьями, кстати, слово бельведер так и переводится с итальянского - красивый вид. Бельведеры по назначению подобны беседкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет. Бельведер на самой высокой точке итальянского сада в окружении статуй.

Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайд 12.)

Для конструкции бельведера можно использовать про волоку или другой материал. Сделайте лёгкую конструкцию из природного материала.

Неотъемлемой частью всех ограждений являются ворота и калитки. Их необходимо попытаться выдержать в одном стиле с забором, по своей композиции ворота и калитки должны гармонировать с домом и оградой. Калитка в сад. Китай.

Вертикальное озеленение садового участка придает ему неповторимое очарование.

Cм. ресурсный материал (3) к уроку на с. 149. Рокарий в японском стиле.

Лестницы давно превратились из элемента ландшафтного дизайна в эффектное декоративное украшение. Водопадная лестница Большого каскада. Петергоф. Презентация «.4рхитскmурно-nрuрод1l0е творчество». (Слайды 13-17.)

Используйте в своей работе природный материал, различные фактуры.

Сады, парки, бульвары не обретут свой индивидуальный и законченный облик, если не будет уделено должного внимания элементам оформления. Ведь любовь к месту, где мы живем, складывается из мелочей, которые нам дороги.

Парк культуры и отдыха «Сокольники». Москва. Презентация «.4рхuтектурно-nрuродное творчество». (Слайд 18.)

Выполнение заданий: С. 131, задание 3 учебника

Слушают учителя. Знакомятся с правилами организации пространства 

ландшафта. Готовятся к практической работе. Смотрят презентацию, анализируют, делают выводы.

Создают элементы для макета и ландшафт в определённом стиле

Индивиду-альная

Познавательные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; выполняют аналитическое упражнение; получают представление об эстетическом сосуществовании природы и архитектуры; используют известные и осваивают новые приёмы работы с бумагой и другими материалами.

Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

IV. Итоги урока. Рефлек-сия

Творческое обсуждение работ

Организует обсуждение работ.

Рассмотрите работы своих товарищей. Расскажите друг другу о своих пластических находках. Поделитесь опытом

Делятся опытом выполнения работы

Фронталь-ная работа

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение

Ресурсный материал к урокам 25-26

2. И в природе, и на картине мы замечаем, как сходятся на горизонте уходящие от нас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Воздушная перспектива -- это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

3. С помощью этого простого приема украшают подходы к дому и другим строениям, создают теневые зоны, которые спасают от палящих лучей солнца, придают участку единственный, только ему при сущий вид. К вертикальным садовым конструкциям относят перголы, трельяжи, шпалеры, различные арочные конструкции. Пергола выполнена в средневековой традиции. Мостики не только помогают преодолеть препятствия, неровности рельефа - овраги, ручьи, но и являются изящным декоративным элементом в ландшафтном дизайне. Существуют интересные инструменты в ландшафтной архитектуре, которые идеально приспособлены для декора участков со склонами. Рокарий - один из таких инструментов - живописная конструкция из камней разных размеров и растений, расположенная на склонах и террасах.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Природа и архитектура» Технологическая карта урока Учебный предмет Класс Тип урока Технология построения урока Тема урока Цель урока Основные термины, понятия Изобразительное искусство 7 комбинированный урок проблемно­диалогическая «Природа и архитектура. Организация архитектурно­ландшафтного пространства» Познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна. Формировать представление об основных видах садово­парковых систем. Ландшафтный дизайн, название регулярного (или «французского») парка, «итальянская»(каскадная) парковая система, пейзажная (или «английский») парковая система, пандус, грот, терраса, каскад воды. Личностные Метапредметные Предметные Формы работы Методы: объяснительно иллюстративный, беседа. Формы: групповая, фронтальная, Планируемый результат Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Получить новые знания о видах ландшафтного дизайна, об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить образцы Крымского паркостроения. Организация пространства Ресурсы Учебник: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс, автор Питерских А.С., раздаточный материал.

индивидуальная. Этапы урока Организация на урок Мотивация учебной деятельности. Цели: ­ актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; ­ создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; ­ уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: ­ Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. ­ Организовать фиксирование учащимися Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. Деятельность учителя Ребята, скажите пожалуйста, какие виды изобразительного искусства мы с вами изучаем в данной четверти? Назовите архитектурные стили, которые мы изучали. (Ответ учеников). Давайте на примерах архитектурных памятников Крыма. Легко ли написать картину такую, чтобы она менялась не только в зависимости от точки обзора, но и от времени суток, времени года? Чтобы она каждый час, каждый миг наполнялась новым содержанием и смыслом, чтобы радовала каждую секунду и, как положено истинному творению, была неповторима? Конечно, нелегко, но возможно. И мы видим это, посещая сады и парки наших земляков, творящих свои неповторимые полотна. Созидая свои картины, они берут немного земли, кусочек неба, пару­тройку облаков. На этом фоне строят журчащий ручей и тихое озеро, в темном таинственно­зеленом углу зажигают старый фонарь... Мир преображается. Не верилось, что такую неземную красоту можно создать своими руками. Откуда берутся силы переворачивать тонны земли, искать, сажать невиданные цветы, похожие на застывших бабочек? Как, получается, выращивать то, что по определению, по природным условиям у нас расти не должно? В результате долгого и изумленного изучения вопроса приходишь к выводу ­ этими людьми движет страсть созидания и любовь к красоте, любовь, в конце концов, к тем, которым они показывают с замиранием сердца свои полотна и получают в ответ благодарность и восхищение. А ещё они заражают своей Деятельность учеников Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Ученики: Архитектура, дизайн Ученики: Античный, романский, готический, стиль Ренессанс, и т. д. Ученики: Рассматривают изображения архитектурных памятников Крыма. Осознанно слушают Смотрят показываемые учителем Изображения различных видов парков Формируемые умения ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование

индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: ­ организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи. благородной «страстью» окружающих, которые незаметно для себя начинают по­другому смотреть на деревья, цветы, кусты, начинают придумывать, как посадить петрушку, чтобы она украшала мир не меньше розы, как найти, а потом положить в саду камень, чтобы у него хотелось бы остановиться и подумать. Подумать о Мире, Любви и Красоте. Ребята, как вы думаете, о каком виде дизайна сегодня пойдёт речь? Рассмотрим архитектурные стили. Посмотрите, пожалуйста, на проектную доску, глядя на фото назовите архитектурный объект и его стиль, уверена, что многие из них вы посещали на экскурсиях по Крыму. Просмотр слайдов с фото архитектурных памятников Крыма. Действительно, одним из видов дизайна является – ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами. Ландшафтный дизайн тесно связан с архитектурой. Нередко здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими. Некоторые сооружения, например средневековые замки, располагающиеся на скалистых кручах, будучи связаны с ландшафтом, подавляли собой всё окружающее, господствовали над местностью. Другие же здания, особенно хотелось бы отметить некоторые парковые павильоны, наоборот, как бы «растворяются» в пейзаже, «тонут» в нём. Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зелёные насаждения – сады и парки. Искусство создания садов и парков известно человечеству с глубокой древности. До наших дней дошла легенда о «висячих садах Семирамиды» ­ одном из чудес света. Действительно, одним из видов дизайна является – Изучают и рассматривают изображения Крымских парков, анализируют их конструкцию и пытаются определить по какому принципу разбит данный парк и какие насаждения там присутствуют. познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой

информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные УДД) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать Дети рассматривают изображения садов и парков Ученики: А чем отличаются сады от парков. Основные отличия? Включение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами. Ландшафтный дизайн тесно связан с архитектурой. Нередко здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими. Некоторые сооружения, например средневековые замки, располагающиеся на скалистых кручах, будучи связаны с ландшафтом, подавляли собой всё окружающее, господствовали над местностью. Другие же здания, особенно хотелось бы отметить некоторые парковые павильоны, наоборот, как бы «растворяются» в пейзаже, «тонут» в нём. Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зелёные насаждения – сады и парки. Искусство создания садов и парков известно человечеству с глубокой древности. До наших дней дошла легенда о «висячих садах Семирамиды» ­ одном из чудес света. Парки представляют собой сложные композиции, которые разрабатываются архитекторами ландшафтной архитектуры. По отношению к садам и паркам применимы те же архитектурные принципы. Композиция парка может быть самой разнообразной. Во многих парках планировка подсказана рельефом местности. Существуют три основные, исторически сложившиеся системы парковой планировки. Первая из них, так называемая «итальянская» (каскадная), предусматривает размещение парка по склону горы с чётко выраженной осью, с организацией на ней лестниц, пандусов, гротов, террас, каскадов воды. Примерами могут служить многочисленные виллы 17­18 веков, расположенные близ Рима. Вторая система получила название регулярного (или

«французского») парка. Она характеризуется также строго симметричной планировкой, но строится не на рельефе, а на ровной местности. Для таких парков типичны ­ геометрическая сетка аллей, широкое применение стриженой травы, фонтанов, водоёмов. Крупнейшим парком регулярного типа является знаменитый Версальский парк близ Парижа. Третья система планировки парка получила название пейзажной (или «английский»). Пейзажные парки ассиметричны по композиции, они подражают естественным формам природы. Изгибы дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку. В пейзажном парке много красивых прудов, каскадов, фонтанов. Планировка определена рельефом, здесь полностью отсутствуют какие либо элементы регулярности. Давайте рассмотрим парки, созданные нашими земляками, и попробуем определить, к какому типу парковой системы относятся данные образцы. Просмотр слайдов. Итак, ребята, мы с вами рассмотрели образцы ландшафтного дизайна, некоторые из них вы неоднократно посещали во время экскурсий. Практическая работа. Создание композиции «Сад моей души». А теперь на какое­то время вы превратитесь в ландшафтных архитекторов и создадите свой сад, который расположится перед домом. Каждый из вас может выбрать планировку своего участка в чистой системе (система каскадная ­ итальянская, французская – регулярная, английская – пейзажная) или смешанной. Итог урока, выставка, анализ ученических работ. Заключительное слово. Учитель. У каждого из вас получился чудный уголок природы. Закрепление пройденного материала. Учащиеся называют основные системы садово­паркового дизайна Самостоятельная работа. Цели: ­организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; ­организовать самопроверку по эталону, самооценку Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: ­ Зафиксировать новое содержание урока; ­ Организовать рефлексию и самооценку учениками Дети: Придумывают свой природный мотив для парка и рисуют парк своей мечты. Дети приступают к работе в альбомах. Дети выставляют свои работы и анализируют их, насколько каждому удалось передать в работе то, что хотелось? Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

собственной учебной деятельности Рефлексия. ­Вам понравился сегодняшний урок? ­Появилось желание стать ландшафтным дизайнером? ­А желание создать свой уголок природы? ­Спасибо за ваше внимание на уроке. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: Подготовиться к следующему занятию. Дети отвечают на вопросы учителя. (Личностные УУД)

Стремление художника показать всему миру свое творение естественно и понятно. Очевидно, эти мотивы двигали и мной в желании представить на суд читателя плоды моих усилий по озеленению участка. Путь к достигнутому был тернист. О том, как мне удалось преодолеть трудности, я и хочу поведать тем, кому все это еще предстоит. Буду рада, если мой опыт окажется хоть сколько-нибудь полезным.

Участок размером от 1 гектара предстает перед глазами ландшафтного архитектора сформировавшимся миром живой природы, куда человек приходит «гостем». Это, конечно, реально при условии, что ландшафт не изувечен каким-нибудь строительным управлением и архитектор не должен полностью реанимировать естественную среду. Лес, луг, водоем самодостаточны и без вмешательства специалиста по ландшафтам, поэтому при организации большого пространства весь ход работы определяется изначальным решением — менять естественную среду или нет. А определяет это решение не только желание хозяина участка, но и творческий импульс самого дизайнера: каким должен стать этот фрагмент мира?

Активное вторжение архитектуры в природное пространство можно увидеть в планировке французских, итальянских и дворцовых английских садов. Их создатели навязывали окружающей среде «абсолютистскую» логику. Российским аналогом такой работы с ландшафтом являются знаменитая подмосковная усадьба Архангельское и ансамбль Петродворца. Жесткая геометрия зданий, дорожек, каскадов с земляными барьерами, аллей и фонтанов — эта структура подчинена законам математики и вычленена из природы.

Совершенно противоположный подход к решению большого ландшафтного пространства необходим, когда хозяин участка хочет оставить почти все нетронутым: сохранить земляничные поляны или грибные места, которые не смогут восстановить ботаники. В некоторых случаях такое решение резонно. И не всегда речь идет только о сохранении живой природы, порой вопрос касается спасения реликвий другого рода: подмосковные участки часто находятся на местах боев Великой Отечественной, и там можно встретить заросшие окопы и даже сохранившиеся могилы солдат.

Каждый вариант решения пространства предполагает выбор определенных средств. Когда нужна регулярная планировка участка и ландшафтник вторгается в пространство, то среди его инструментов могут оказаться и скульптура, и легкие строения с декоративным навесом, только на большой территории они выступают в новом качестве в отличие от их декоративных функций на меньших по размеру участках. Скульптура становится определенной пространственной величиной, а иногда и доминантой.

Но и скульптура, и беседка, и лестницы — все эти элементы не могут возникнуть на участке «просто так»: их появление должно подчиняться законам архитектуры. Это подобно тому, когда доказывают теорему: каждая строка доказательства не самоценна, она служит общему решению. Прекрасным примером — правда, в городской архитектуре — является дом Пашкова на Моховой. В. Баженов нашел для каждого элемента здания место и размер — состоявшиеся и неизменные.

При работе с большим ландшафтом нельзя ошибаться ни с малыми, ни с монументальными элементами пространства. Даже с такими, как небо. Не стоит удивляться: и небо может стать «инструментом» ландшафтного архитектора. Его отражение в большом водоеме способно реорганизовать пространство, придать достаточно скучному пейзажу поэтическое звучание. Именно так, кстати, организованы водоемы в Версале — огромный массив воды сбалансировал весь пейзаж. В конце великолепного канала — скульптура, а в канале отражается небо. Это не случайность, а точный расчет архитектора. А в другом месте лучше смотрится большой участок газона — и снова все определит выбор мастеров ландшафта.

Нельзя забывать и о соблюдении принципа соразмерности ландшафта человеку. Бывает, что участок не «читается». Куда течет ручей? Что находится за этой сопкой? На большом пространстве можно потерять ориентацию, что вызывает естественный дискомфорт. Конечно, это может входить в замысел хозяина владения, который, например, мечтает о жизни в натуральном заповеднике, чтобы гости, отправленные в лес по грибы да ягоды, выходили к дому только через неделю. Тогда ландшафтнику остается только проложить дорожки рядом с домом — на этом его деятельность заканчивается.Чаще архитектора приглашают на большую территорию «обуздать» пространство. Что это значит? Идея ландшафта должна стать ясной, чтобы человек не терялся в пейзаже, а ощущал себя уютно.

От одного конца участка до другого 20 минут ходьбы, но создана такая система координат, что пространство стало понятным. Например, на небольшом холме — беседка. Это — сигнал: пространство зафиксировано, оно подконтрольно человеку, беседка — точка для «сканирования» всего пейзажа. Главный инструмент архитектора — особенно ландшафтного — это умелая апелляция к человеческой психике. Хороший архитектор не только мастер дизайнерских приемов, но прежде всего — психолог.

При строгой регулярной планировке (характерной для официальных европейских садов) ландшафт может стать «шахматной доской», где движения хозяев и гостей заранее предусмотрены и просчитаны архитектором. Правда, есть и более изящные решения: например, оставить рощу нетронутой, но немного проредить ее, чтобы появилась возможность понять пространство. В этом случае архитектор может сохранить естественный рисунок леса, а еще сделать ручей, овражек, холмы абсолютно живыми, так что гость, впервые посетивший загородное владение, может (и должен) не догадываться, что все это — творение человеческих рук.

Иногда на значительных лесных участках возникает ситуация «лишней» земли, об использовании которой очень беспокоится хозяин. В подобном лесу может появиться большой свободный вольер для животных, например косуль (такой удачный опыт использования лесных участков автор этих строк видел в Литве).

Прежде чем «препарировать» ландшафт, надо начать жить его жизнью, сродниться с ним, и тогда пространство может стать цельным текстом. У ландшафтного дизайнера — свой алфавит, с помощью которого он рассказывает свою версию данного пейзажа. Об азах ландшафтного букваря мы уже рассказывали, а на участке от гектара начинается сложный «синтаксис». Здесь объем дома всегда проигрывает пространству. Это может стать принципом организации участка: дом в таком случае «спрятан» в уголке, затушеван, его расположение не акцентируется.

В других вариантах дом приводят в согласие с окружающей средой, и тогда среди ландшафтных элементов доминируют мотивы домовой архитектуры. Так, в том же Архангельском усадебный дом стоит наверху, но сам он невелик и в одиночку не «вытянул» бы пространство парка, не совладал с ним. Но именно дом главенствует в ландшафте Архангельского. Короля в этом случае, как и полагается, играет свита: лестницы, опорные стены вместе с прочими архитектурными элементами четко ориентированы на главный дом. И тот захватывает пространство, присваивает его себе, отчего создается впечатление, что сама усадьба и есть доминанта.

Всегда на большом участке архитектор сразу ставит вопрос, как увязать дом со средой. Должен быть определен масштаб малых архитектурных форм, работающих на общую формулу решения, и других важных элементов современного ландшафтного дизайна — в частности дорог. Ни для кого не секрет, что владельцы больших загородных домов должны соблюдать обязательные ритуалы, отличающие определенный образ жизни. Как правило, в подобных владениях часто проходят приемы, приезжает много гостей, и дорога от ворот до дома — серьезная задача для ландшафтного архитектора.В советские времена, на загородных партийных усадьбах она решалась попросту: дорога от контрольно-пропускного пункта к подъезду дома вела строго по прямой, как будто номенклатурный работник не мог успокоиться и летел без остановки от Кремля до подъезда казенного имения.

К сожалению, такой прямолинейный (в прямом и переносном смысле) подход к проектированию дорог часто сохраняется и на современных загородных участках. В этом случае ландшафтный архитектор бессилен придумать что-нибудь, кроме «парадной» аллеи на таком «продолжении шоссе».

А ведь дорогу можно сделать интересной, со сложной траекторией — вести ее от ворот по дуге, по большому кольцу, чтобы показать главный дом загородного владения. При грамотной работе проектировщиков дом может стать «сердцем» большого участка и тогда должен появляться в поле зрения подъезжающих с наиболее выгодной стороны.

Дороги на большом участке выполняют и сугубо функциональные задачи. Частное владение такого масштаба живет насыщенной жизнью, подразумевающей и солидный штат обслуживающего персонала, и много технических строений. Поэтому, помимо необходимого элемента дороги — парадного подъезда к дому с разворотной петлей, надо продумать и решение подъездных путей к хозяйственным выходам, которые не должны привлекать внимание.

Говоря о дорогах, надо не забыть и о такой, на первый взгляд, второстепенной детали, как подъездные пути к самому участку. На территорию большого загородного владения пропускают далеко не все автомашины. Если перед воротами не предусмотрено парковочных мест для таких машин (преимущественно — технических служб), то они, разумеется, будут отъезжать на обочины, а что такое разбитые обочины в России, знает каждый. В итоге состояние дороги у ворот может испортить общее впечатление даже от идеально выполненного ландшафта на самом участке. Автостоянка для гостей, гаражи с мойками и другими средствами автосервиса — это необходимые элементы загородного участка «нового поколения».

Дом стоит на берегу водохранилища? Значит, надо предусмотреть, как будут читаться в ландшафтном решении эллинги для яхт. А если естественного водоема на участке нет, то можно устроить искусственный, причем маленьким декоративным прудиком или водопадом, как на участке 15-30 соток, здесь не ограничиться. На 1 гектаре можно создать озеро — его площадь будет исчисляться уже не квадратными метрами, а сотками. Можно сделать и протяженный ручей, текущий вдоль берегов со сложным рельефом и кончающийся многометровым водопадом. Даже прогулка по таким местам — прекрасный отдых.

Кстати, устройство прогулочных дорожек современного типа тоже заслуживает внимания. Ведь дорожки, которые устраивали на партийных советских виллах, производят сейчас странное впечатление «зоны отдыха высокопоставленных трудящихся»: вдоль асфальтовой тропы расположены громадные уличные фонари и садово-парковые скамейки образца 1950 года.

Большое пространство, особенно со сложным рельефом, позволяет ландшафтному архитектору организовать лыжные спуски и трассы. Тогда загородная вилла может стать зимним мини-курортом. Но если речь зашла о спорте, то на таком участке проектируется не просто спортивная площадка, а целый оздоровительный комплекс, куда входят и теннисный корт, и поле для мини-футбола, и помещение для тренажеров, и сауна.

Большое загородное владение диктует особый образ жизни со своим ритуалом и микромиром, который ландшафтник обязан учитывать. Так, например, овощи для хозяйского стола выращиваются, в основном, в теплицах — теплицы можно сделать интересными архитектурными сооружениями, которые придадут обаяние укромным уголкам участка.

Впрочем, с «укромностью» тоже есть свои проблемы. Например, беседка с мангалом или другое декоративное строение для пикника, расположенные, как правило, в 10-15 минутах ходьбы от центрального дома, заставляют решать технические проблемы, о которых порой забывают. Здесь надо сделать приспособления для хранения посуды, холодильник и просто элементарные удобства, чтобы не приходилось возвращаться в дом.

Это — частности, а между тем все мелкие проблемы складываются в решение более глобальной задачи — обшей стилистики загородного дома ХХI века. Конечно, состоятельный человек может заказать на своем подмосковном участке маленький Версаль. Или выстроить копию русской загородной усадьбы ХIХ века со скульптурными аллеями. Но ясно, что на современной вилле с джакузи и теплыми полами едва ли станут топить камины для обогрева дома. Впрочем, строить в русском лесу нечто ультрасовременное — это значит вступать в конфликт с историческими традициями, да и с самим ландшафтом. Иначе подобное сооружение будет выглядеть неуклюжей декорацией из советских фантастических фильмов 1980-х, где на сосновой опушке красовалось нечто сферическое, из стекла и бетона.

Это напрямую относится и к ландшафту участка. Французский сад в подмосковной усадьбе невозможен не только по стилистическим соображениям: подобные сады существовали в климатических зонах, где приживались определенные растения. Только таким растениям садовники и могли придать самые невероятные формы: подстричь их как шар или пирамиду. В наших широтах очень трудно вырастить подобные растения. А те, которые все же приживаются, растут слишком долго, чтобы хозяин дождался, когда кустарник можно будет подстричь. Но ведь ту же усадьбу XIX века можно выстроить, учитывая все современные технологии, и не играя всерьез в «барство» прошлого века, а предложив тонкую стилизацию.

В следующих беседах нам представится возможность поговорить о контакте современных архитектурных форм с естественной средой. Это напрямую соотносится с темой загородного дома XXI века.

Беседу с Александром Ждановым вел В. Шухмин

Бутенко О.В., Куранова Р.З. бинарный урок изо и информатики СОШ№8 г. Ханты-Мансийск

7 класс

Учитель изо: Бутенко О.В.

Учитель информатики: Куранова Р.З.

Тема: Природа и архитектура

Цель: закрепление усвоенных знаний через умение формировать видеоряд

Задачи:

  • систематизировать знания по теме «Презентация» и создать мини проект для учителей начальной школы по выбранной теме;
  • систематизировать знания по теме «Природа и архитектура» выполнить проект в рисунке;
  • воспитывать умение работать в малых группах.

Тип урока: закрепления знаний и формирование практических умений и навыков.

Вид урока: творческая игра

Выбраны технологии, которые дополняют друг друга:

  1. ИКТ – технология – для зрительного восприятия нового материала, словарной работы, поиска решений по выдвинутой проблеме;
  2. технология проектов – для повышения интереса у детей к изучаемой теме через применение знаний на практике при выполнении творческой проектной работы, где включены все этапы от идеи до защиты;
  3. технология работы в малых группах – запланирована для развития умения общаться, договариваться, находить общее решение при выполнении проектного задания

Методы:

  • по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесный, наглядный с использованием ИКТ, практический;
  • п о степени самостоятельности мышления : проблемно-поисковый ;
  • метод стимулирования и контроля

Словарь: мультимедиа - это способность сохранить воедино числовую, текстовую, логическую, графическую, звуковую и видеоинформации;

анимация – оживление рисунка;

архитектура – искусство проектировать сооружения или совокупность зданий;

ландшафт – общий вид местности;

дизайн – деятельность по проектированию и созданию объектов.

Зрительный ряд: презентация к уроку.

Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук)

Оборудование для детей: компьютеры с выходом в интернет, А-4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши

Ход урока

этап

работа учителя

работа учащихся

слайд

орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы закрепим усвоенные

знания через умение формировать видеоряд

  • систематизируя знания по теме «Презентация» и
  • знания по теме «Природа и архитектура»

повторение

Вспомним основные понятия, которые вы изучили: архитектура, ландшафт, дизайн

Художник, создающий здания…

Все, что человек создает – это продолжение мира природы или его разрушение

– искусство проектировать сооружения или совокупность зданий

– общий вид местности

– деятельность по проектированию и созданию объектов

Зодчий, архитектор

Кто такой ландшафтный архитектор?

Существуют школы ландшафтного дизайна, которые отличаются отношением к гармонии природы и архитектуры: английская, французская, школа Востока, русская усадьба

Вспомните их особенности

Художник, проектирующий оформление пространства вокруг зданий

Новая тема

Вы часто слышите слово "мультимедиа". А как вы думаете, что оно обозначает?

Сегодня мы с вами познакомимся с программой Microsoft Power Point ., мультимедийными презентациями, что намного облегчает понимание многих тем при раскрытии их при помощи презентаций.

С появлением огромного количества гаджетов, к каждой из техник придумывают программы для воспроизведения мультимедиа. -Сегодняшняя наша задача создать презентацию в программе Microsoft Power Point используя выбранный уровень.

1-й – оформление первого слайда с указанием темы проекта, подборка иллюстраций в соответствии с темой;

2-й - оформление первого слайда с указанием темы проекта, подборка иллюстраций в соответствии с темой, тексты для иллюстраций;

3-й - оформление первого слайда с указанием темы проекта, подборка иллюстраций в соответствии с темой, тексты для иллюстраций, анимация

- Компьютерная презентация состоит из слайдов - это страницы, на которых можно располагать различного вида информацию.

На вкладке главная расположены основные элементы для редактирования текста, и добавление страниц.

Чтоб вставить изображение, таблицу, звук, гипертекст есть вкладка вставить .

Для красочного оформления презентаций есть специальная вкладка дизайн .

Для того, чтоб наша презентация ожила, есть закладка анимация .

При помощи закладки показ слайдов , можно просматривать презентацию как автоматически, так и с выбранного нами слайда.

Перед началом создания презентации обязательно надо иметь четкий план действий, с помощью которого мы сможем качественно создать нужный нам продукт.

Необходимо учитывать:

Тему презентации;

Выбор дизайна презентации,

Выбор содержимого слайдов.

При работе используйте памятку для создания презентации и соблюдайте технику безопасности

Техника безопасности:

  1. садиться за компьютер спокойно и не торопясь.
  2. не включать компьютер без разрешения учителя.
  3. не трогать провода и разъемы.
  4. не отвлекаться и не мешать однокласснику.
  5. в случае поломки оборудования, сообщить учителю.
  6. сидеть за компьютером прямо, ноги должны касаться пола, монитор должен находиться на уровне глаз

Памятка для создания презентации

1. Не следует перегружать слайды текстом. По возможности текста должно быть как можно меньше.

2. Фон не должен быть слишком пестр, так как это мешает восприятию информации.

3. Не надо включать лишние рисунки в презентацию, так как это отвлекает от материала и напрягает зрение.

4. Не стоит устанавливать ко всем объектам анимационные эффекты, так как это затягивает урок и отнимает лишнее время. То же самое относится и к эффекту смены слайда и звуковому эффекту.

5. Надо помнить, что при показе презентации на большом экране контрастность презентации снижается.

7. Минимальный размер шрифта для презентации 28 пункт, чем больше шрифт или объект на слайде, тем лучше.

проектная деятельность

Вы сегодня создаете проект презентации и проект в рисунке по выбранной теме

Для учителей начальной школы

Время на практическую деятельность у вас ограничено – 15 минут

Темы проектов

Архитектура в гармонии с природой

Природа – лучшее вдохновение для архитектора

Природа и архитектура – миф о взаимодействии

Архитектура эмитирующая природу

Природа как основа архитектуры

Распределите задания между собой в группе

Определите уровень выполнения презентации.

итог

Рассмотрите проекты

Приготовьтесь к просмотру проектов презентации

Так как вы считаете, Все, что человек создает – это продолжение мира природы или его разрушение?

Связь архитектуры с природой

Очевидно, что сущности человека и природы существуют неразрывно, как бы человек не стремился к прогрессу, в конечном итоге он возвращается к природным истокам. Природа является первым началом, из которого на протяжении всего существования человечество продолжает черпать вдохновение при архитектурном проектировании. Однако научно-технический прогресс и духовные убеждения накладывают определенный отпечаток на сооружения разных исторических эпох.

Большое количество новых решений, появившихся в результате развития области строительных материалов и конструкций, позволяет человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности местности строительства, климатические условия и культурно-исторические особенности народов влияют на образования форм архитектурных композиций. Несомненно, природный облик накладывает отпечаток на эстетическое воспитание и формирует живые ценности, ведь появляется возможность сохранить природу для будущих поколений.

Природа проявляется в мире в многообразии форм, поэтому окруженный со всех сторон продуктами научно-технического прогресса человек продолжает брать вдохновение у природы и психологически поддается своему стремлению к духовному отдыху. Однако, это не всегда могут позволить нам архитектурные концепции рекреационных зон.

Замечание 1

Со временем трактовка термина архитектура изменилась. Изначально он означал искусство строить здания, на сегодняшний день архитектурой можно назвать отображения возможностей человечества в области технологий строительства.

Рисунок 1. Стеклянный куб Леонардо. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день самыми известными специалистами в области «природного» проектирования можно назвать таких архитекторов, как:

  • Грег Линн;
  • Майкл Соркин;
  • Сантьяго Калатрава;
  • Норман Фостер.

Сегодня разрабатывается множество новых конструктивных схем здания, всё чаще фасады украшают стекло и металл, примечательно использование грубых форм в архитектуре не только деловых и общественных точек города, но и в архитектуре рекреационных зон.

Для удовлетворения психологической потребности человека в энергетическом отдыхе важно доминирование природы, поэтому важно быть у нее «в гостях», а не являться её хозяином.

Известные сооружения, иллюстрирующие связь природы и человека

Современные технологии позволяют строить здания-сады, здания с «зелеными стенами». Такие концепции, связывающие строительную архитектуру и природу, сегодня очень популярны. Рассмотрим некоторые из самых ярких примеров таких сочетаний:

  • Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе, Испания. По форме это здание напоминает причудливую рыбу. Крыша отличается характерным изгибом, высота которого изменяется по всей длине здания. Боковые окна Концертного зала напоминают полузакрытые веками глаза. Основной зал имеет 1616 посадочных мест и сцену шириной 16,5 метров. Войти в холл этой оперы можно с двух сторон здания, сооружение снабжено двумя террасами с видом на море;
  • Комплекс сетчатых оранжерей «Эдем», Великобритания. Купола этих сооружений состоят из множества пластиковых шестиугольников, объединяющихся в одну конструкцию. Каркас состоит из металлических труб, образующих многоугольные рамы. По форме этот комплекс сооружений напоминает сетчатые пчелиные соты;
  • Стеклянный куб Леонардо, Германия. Это здание служит местом проведения неофициальных встреч. Здесь можно увидеть взаимодействие внутреннего интерьера и дизайна окружающего ландшафта. Внутренний интерьер сооружения выполнен в белом цвете и коррелирует с архитектурой фасада в плавности форм;
  • Планетарий Эмисферик, Испания. Это сооружение успешно выполняет функции как планетария, так и кинотеатра Imax. Переводится название этого сооружения как «полусфера», именно такую форму имеет здание. Часть полусфера подвижна: при движении открывает находящийся внутри шар. По задумке архитектора это сооружение должно напоминать человеческий глаз, символизирующий наблюдение за огромным окружающим миром;
  • Музей искусств Милуоки, США. При первом же взгляде на это сооружения появляются ассоциации с белой птицей. В галереях музея насчитывается более 30000 произведений искусства;
  • Комплекс подземных домов Питера Ветча, Швейцария. Здесь за основу взята концепция земли, как теплоизоляционного материала, эффективно защищающего от дождя и потери тепла. Эти сооружения представляют собой классические дерновые дома с зеленой крышей, имеющие округлую «природную» форму и характеризующиеся отсутствием повторяющихся элементов. Архитекторы таких проектов стремятся максимально использовать природный ландшафт местности, превратив фундаментальные строительные решения в сказочные.

Наряду с конкретными сооружениями можно выделить и целые направления в архитектуре, стремящиеся усилить взаимодействие человека с природой. Например, в скандинавских странах большое распространения получили травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такое покрытие обладает не только хорошими тепло- и звукоизоляционными свойствами, но и является экологичным и экономически выгодным. В Германии также становится популярным украшение крыш композициями из цветов, это позволяет человеку почувствовать гармонию с природой, а также подчеркнуть особую индивидуальность здания.

Рисунок 2. Подземные дома Питера Ветча. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные аспекты «природной» архитектуры

Архитектура является одним из основных элементов, присутствующих в жизни человека, а также несет функцию защиты. Поэтому важно организовать пространство и внешний облик здания во взаимосвязи с экологически благоприятной рекреационной средой. Архитектура объединяет в единый организм созданное человеком и существующую природу. Это можно объяснить тем, что гармония является равновесием противоположных сил, что определяет главным принцип существования природы, ведь равноценность сил – это основа гармонии бытия. Сегодняшняя архитектура воплощает природу руками человека и является наивысшей степенью гармоничного воздействия.