Водные слова в русском языке презентация. Вводные слова и обращения. Не являются вводными


Цели: сформировать знания о вводных словах и словосочетаниях

Развивать способность анализировать, находить и выделять вводные слова в предложениях,

Воспитывать любовь к родине .

  • Ты, человек, любя природу,
  • Хоть иногда её жалей;
  • В увеселительных походах
  • Ты не топчи родных полей.



Стратегия брейн-сторминг

  • . 1 э т а п:
  • Подумайте и запишите все, что вы знаете или думаете, о вводных словах; 2 э т а п:
  • Обмен информацией.

Вводные слова и словосочетания (Қыстырма сөз және сөз тіркесі)

  • Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий передает свое отношение к содержанию высказывания: уверенность, неуверенность и др.
  • Вводные слова, словосчетания обычно выделяются запятыми, если стоят в середине предложения, и отделяются запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

Значения

Вводные слова, словосочетания

Уверенность

примеры

Конечно, разумеется, без сомнения,безусловнр, бесспорно

Неуверенность

Различные чувства

Зима, конечно, будет снежная

Кажется, вероятно, возможно, может быть, по-видимому.

Источник высказывания

К счастью, к сожалению, по-моему, как говорят

Зима, кажется, будет снежная

Зима, к счастью, будет снежная

По словам, по мнению, по-моему, как говорят

Порядок событий и связь между ними

По мнению старожилов, зима будет снежная

Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например

Оценка способа высказывания, его уточнение

Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежной

Другими словами, словом, так сказать, правду сказать, как говорится

Словом, стал дед Щукарь кучером.


Прочитайте, правильно интонируя вводные слова и словосочетания. Определите их значение.

  • К счастью, лихорадка застала меня в уездном городе. Признаюсь, у меня самого кругом пошла голова. Все сообщения, так сказать, прекратились совершенно. Старушка, разумеется, догадалась. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично.

Выпишите предложения с вводными словами, расставляя знаки препинания.Объясните свой выбор.

  • На дворе не было видно ни зги. Видно ещё одно письмо не дошло по адресу! Поезд нёс меня к счастью. К счастью станция была недалеко. Он казалось чувствовал своё достоинство. Солнце казалось огромным раскаленным шаром. Решение арбитра было бесспорно и обоснованно. Бесспорно спорно тебе повезло.

Преобразуйте предложения, вставляя вводные слова и словосочетания и запишите их, расставьте знаки препинания.

  • Партнеры (возразить)против предложенных нами условий поставки товаров.
  • Переговоры(произойти) в обстановке полной секретности.
  • Мы (возразить)против ввода завода в эксплуатацию.
  • Ссора между братьями (разрешиться)примирением.
  • Нам удалось (попасть) на концерт популярного эстрадного певца, лауреата многих международных конкурсов.
  • Ему удалось(одержать) победу, несмотря на травму, полученную перед соревнованиями.

Работа над текстом упр 235, стр 169-170

  • Строим ПИРАМИДУ 1. О чём. (1 словом) 2. Особенности. (2 словами) 3. Место и время. (3 словами) 4. Главные события. (4 словами) 5. Главные герои. (5 словами) 6. Ваши эмоции. (6 словами) 7. Дополнение к п. 1 (7 словами) 8. Собственное мнение о прочитанном. (8 словами)

Решаем тест

1.Вводные слова-это:

А) слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения

Б) специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

С) слова, которые обозначают предмет и зависят от сказуемого или другого члена предложения.

2. Определите тип вводного слова в предложении: Пароход отойдёт, конечно, не раньше рассвета.

А) уверенность Б) неуверенность С) различные чувства Д) порядок событий

3. Укажите разряд обособленного члена в предложении: Покраснев от стыда, он не мог вымолвить ни слова. А) дополнение Б) уточняющий член С) обстоятельство Д) определение

4.Укажите предложение, где вводное слово обозначает различные чувства:

А) К счастью, лихорадка застала меня в уездном городе. Б) Старушка, разумеется, догадалась

С)Кажется, голова у меня закружилась Д) Словом, стал дед Щукарь кучером

5. Укажите предложение, где вводное слово обозначает неуверенность:

А) Зима, кажется, будет снежной Б) Значит, на полях будет много влаги

С) В денежном ящике кроме денег хранится деловая корреспонденция

Д) Лето, конечно, будет жарким


Проверяем тест:


Игра: «Лучший переводчик».

Жаз шыққалы Тоқсабаның көңілі қош еді. Там үйден безіп, ауылдардың сиыр жайылмайтын, бұзау торпақ шиырламайтын қырат бетіне,құйқалы бурыл бетегелі өртеңге көне киіз үйін тіктірген. Соңғы жылдары, анау бір заманда айналдырып кеткен тыма, баспа, құяң, шойырылма сияқты мазасыз, қадірсіз сырқаттардан мүлде дерлік айыққан. Тек анда санда басы ауырып,жүрегі алқынатын. Оған мән берген емес. Елудің ішінде кәрілікті мойындап еді, қазір алпыстың тоғызында. Тың, ширақ. Алда талай ғұмыр бар сияқты. Көрер қызығы да алда тұрғаны күмәнсіз.

Өзінің он жетідегі өресіне Нәрік он төртінде жетті. Енді бір екі жылда, жоқ, үш жылда, жалпы білім беретін орта мектепті бітірер кезде домбыраның жоғары дәрежелі академиясын да тамамдары анық. Шертісі қазірдің өзінде ғажап. Өзінің туған атасы Тоқсабаның серпіні бар. Бір ақ көргенде талайын жазбай таныған батагөй атасы Айтанның әсемдігі бар.


Итоги урока:

  • Что такое вводные слова?
  • Какие значения имеют вводные слова?

Домашнее задание:

  • Упр 236, стр 170. подготовьтесь к диалогу для обсуждения программы “Стратегия “ Казахстан-2050””, упр 238, стр 171, спишите, расставляя знаки препинания, в порядке увеличения числа осложняющих его членов: с одним, с двумя, и т.д.

О словах,

грамматически не связанных

с членами предложения

Задание №17 ЕГЭ Задание № 10 ОГЭ


В русском языке есть такие предложения, в которых находятся слова, грамматически не связанные с этими предложениями:

  • вводные слова, словосочетания, предложения и вставки , например: Между тем мятежники , видимо, приготовились к действию (А.Пушкин) Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв свою высокую шапку, остановился у дверей. (А.Пушкин) ;
  • обращения : - А поворотись-ка , сын ! (Н.Гоголь) ;
  • именительный падеж представления: Заклад ! А где мне взять заклада, дьявол! (А.Пушкин) ;
  • слова-предложения да, нет :

-Учитель доволен вами? - Да, доволен, - сказал Володя. (Л. Толстой)


Вводные слова, словосочетания,

предложения и вставки

Языковая единица, которая передает отношение говорящего к высказанной мысли, называется вводным словом (вводным словосочетанием, вводным предложением).

Вводные слова грамматически не связаны с предложением, в котором употребляются: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от других слов предложения.

Вводные слова выделяются запятыми. Большинство вводных слов нужно просто запомнить, однако перечислить все существующие вводные слова почти невозможно - следовательно, нужно знать, какие значения выражаются этими словами.


1. Выражающие чувства говорящего

к счастью к несчастью к радости к огорчению

2. Выражающие степень уверенности говорящего

к сожалению странное дело на удивление не ровен час

конечно несомненно * очевидно * без сомнения безусловно разумеется бесспорно наверное *

3.Указывающие на порядок следования мыслей

к удивлению на радость избави Бог и т.п.

действительно * возможно * верно вероятно может (быть) * кажется * казалось * по-видимому

итак в общем вообще * значит * однако * наоборот напротив наконец *

видимо пожалуй в самом деле * правда право надо полагать думаю и т.п.

следовательно в частности * между прочим кроме того таким образом * с одной стороны * и т.п.

так * например * впрочем повторяю во-первых во-вторых в-третьих и т.п.


Разряды вводных слов по значению

4. Указывающие на способ оформления мыслей

кстати * вернее * иначе говоря словом

5. Указывающие на источник сообщения

одним словом * лучше сказать иными словами мягко выражаясь

говорят * сообщают * по словам … по сведениям … по мнению … по сообщению …

6.Представляющие собой призыв или обращение к собеседнику

так сказать точнее * скорее * и т.п.

по-моему по-вашему и т.п. на мой взгляд по слухам помнится

видишь (ли) понимаешь (ли) знаешь (ли) поверь(те) послушай (те)

Не являются вводными:

вообрази(те) согласи(те)сь * представь(те) себе извини(те)

по указанию

по решению

прости(те) пожалуйста сделай(те) милость позволь(те)


Разряды вводных слов по значению

7. Указывающие на обычность сообщаемого

бывает * бывало *

8. Выражающие экспрессивность высказывания

по обычаю по обыкновению

по правде (говоря) по совести (говоря) кроме шуток смешно сказать честно говоря

случалось случается

сказать по чести

* О вводных словах, помеченных звездочкой, есть дополнительная информация (см. слайды № 10 -13)


Вводные слова в составе обособленного оборота

Если вводное слово оказывается в начале или в конце обособленного оборота, то оно не отделяется от него запятой:

Огромный кабинет был наполнен вещами, | очевидно беспрестанно употребляемыми | . Анна отвела глаза от ее лица, | по - видимому желая понять значение ее слов | .

Вводные слова, стоящие в середине обособленного оборота, выделяются запятыми с обеих сторон:

Вдруг он сильно вздрогнул, | спасенный , может быть, вновь от обморока безобразным видением | .


Союз а перед вводным словом

Союз «а» перед вводным словом может выполнять две функции:

  • связывать какие-либо члены предложения, тогда после союза перед вводным словом ставится запятая: Он вовсе не огорчился, а , казалось, обрадовался. Она не опоздала, а , наоборот, уже ждала его.
  • относиться к самому вводному слову, в этом случае союз не отделяется запятой от вводного слова: Если бы он знал, сколько затруднений , а может быть, и злодейств ему придется преодолеть и совершить!

О словах, помеченных звездочкой *

Вводное это слово или нет

Среди этих слов можно выделить 2 группы:

Определяемые

по синтаксической функции в предложении

определяемые по смыслу

ложные вводные слова


I.

Определить, вводные или нет слова из I группы, довольно легко.

1. Существительные с предлогом и зависимыми словами или без них, выступающие как вводные слова, могут использоваться и в своем прямом значении: У каждого свой путь к счастью. К счастью, худшего не произошло.

С одной стороны стола стояли закуски. С одной стороны, он прав.

Вводные слова не являются членами предложения.

2. Слово «однако» может играть роль союза «но», в этом случае его легко заменить на союз «но» . Однако = но:

Он обещал прийти, однако не пришел ( между однородными членами ).

Он обещал прийти, однако обстоятельства задержали его (между частями сложного предложения).

Однако прийти ему не удалось (в начале предложения, для связи с предыдущей фразой).

Заменяя «однако» на «но», не меняйте его местами в предложении! Сравните: Однако прийти ему не удалось. («однако» = «но») Прийти ему, однако, не удалось.) «однако» = «но»)

Слово «однако» является вводным, когда его нельзя заменить на союз «но» или когда к нему относится частица «же».


I. Определяй по синтаксической функции в предложении

3. Большинство помеченных звездочкой слов может выступать в роли сказуемых.

А счастье было так возможно…

Его заблуждение очевидно. Мне кажется, будет гроза.

Простые случаи

Если после слов «кажется», «казалось», «очевидно», «видно», «бывало», «думаю», «согласитесь», «возможно» и т.п. есть относящийся к ним союз «что», то они выполняют функцию не вводных слов, а сказуемых в главной части сложноподчиненного предложения:

Более

сложные случаи

[ Лачужки тесно прижались друг к дружке ] , и [ кажется ] , ( что они терпеливо дышат, ожидая нового налета лютого вихря ) .


II. Определяй по смыслу

Слово

Вводное

Не вводное

  • в начале предложения
  • в значении «например»

таким образом

  • в значении «таким образом», «таким способом»
  • является обстоятельством
  • в значении «итак», «следовательно»
  • указывает на порядок изложения мыслей

вообще

в самом деле

  • если после него есть или подразумевается слово «говоря»
  • в значении «вот так» , «таким способом»
  • является обстоятельством
  • для выражения эмоций: удивления, возмущения, негодования

значит

  • в значении «в целом», «во всех отношениях»
  • является обстоятельством
  • в значении «на самом деле», «в действительности»
  • является обстоятельством
  • в значении «стало быть»,«следовательно»
  • в значении «означает»
  • является сказуемым

Определяй по смыслу

Слово

Вводное

прежде всего

Не вводное

  • в значении «во-первых»

наверно наверное

  • в значении «сначала
  • является обстоятельством
  • выражает степень уверенности
  • заменяется на «возможно»

кстати

  • если после него есть или подразумевается слово «говоря» или «сказать»

наконец

в конце концов

  • в значении «наверняка» , «точно»
  • является обстоятельством
  • в значении «вовремя», «в самый подходящий момент»
  • является обстоятельством
  • если указывает на порядок мыслей, завершает перечисление (кроме этого)
  • если следует за информацией со словами «во-первых», «во-вторых»…
  • если выражает эмоциональную оценку
  • в значении «под конец», «напоследок» , «в результате»
  • если есть частица -то
  • является обстоятельством

III. Не являются вводными словами (независимо от интонации)

буквально

как будто как бы вдобавок в довершение примерно притом причем

в конечном счете

между тем наверняка по-своему небось приблизительно просто якобы

по совету

по указанию

по решению

по постановлению по замыслу по распоряжению по традиции

Это так называемые «ложные» вводные слова , т.е. слова и выражения, которые, как показывает практика, чаще всего принимают за вводные.


Вводные предложения

Вводными называются предложения, которые вносят в основное предложение дополнительную информацию и при этом никак не связаны с синтаксической структурой основного предложения.

Если подобные предложения присоединяются при помощи союзов, то знаки ставятся точно так же, как в обыкновенных сложных предложениях.

Вводные предложения

I. Нераспространенныепредложения, близкие к вводным словам

Распространенные предложения, поясняющие или дополняющие основное сообщение

Выделяются при помощи скобок и тире

Выделяются запятыми


Обращения

Обращения - это слова, обозначающие лицо или предмет, к которому в предложении обращено высказывание.

Обращения выделяются запятыми независимо от их места в предложении, способа выражения и распространенности.

Прощай, Онегин , мне пора. Русь , куда ж несешься ты, дай ответ?

Не извольте гневаться, ваше превосходительство !

Если обращение стоит в начале предложения и является интонационно выделенным, то после него ставится восклицательный знак:

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.

Если перед обращением стоит частица, усиливающая интонацию обращения, она не отделяется от него запятой: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?


В презентации использованы материалы Справочника «Секреты русской пунктуации» Я.В. Темиз - М., 1999


Цели урока: 1.Систематизировать и обобщить знания по теме" Вводные слова и предложения". 2.Развивать у учащихся умение логически мыслить и конструировать предложения с вводными словами и вводными конструкциями. 3.Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.


















Исправь ошибки! Степень достоверности сообщения:вероятно, кажется, должно быть. Различные чувства:к счастью, к удивлению, очевидно. Источник сообщения: говорят, по преданию, по мнению. Обращение к собеседнику: заметьте, во- вторых, будьте любезны. Оформление мысли: во- первых, итак, одним словом.




Спишите предложения, найдите вводные конструкции, укажите их значение, расставьте недостающие знаки препинания. Решите орфографические задачи.. 1) Очевидно (не)надо искать по белу свету места, где можно встретить все дары природы. 2) Бе(с,сс)порно этим благодатным краем является мой родной край! 3) Здесь несомненно (не)повторимая природа, удивительный народ, таинстве(н,нн)ые памятники прошлого, уникальная культура. 4) Прямо скажем никого не оставит равнодушным земля бе(с,з)крайних степей, целебных родников, чистых рек и талантливых людей.


Деловая игра «Я учитель» Найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Исправьте ошибки. Объясните, в чем ошибался ученик. Тебе мой край родной я песни буду петь. Легкий ветерок, бывало прикоснется к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнится ароматом трав. К счастью, невозможно привыкнуть.








О чём задумался курган? Куда бы вы ни поехали по степным дорогам нашего края, везде их встретите. Возникновение курганов связано с древним обрядом погребения. Курганы предназначались для захоронения предводителей и прославленных воинов. О чём задумался курган? Быть может, о делах давно минувших дней, а может, о настоящем или скором будущем?


Домашнее задание Написать творческую работу«О чем задумался курган?», используя вводные конструкции, с помощью которых можно выразить разную степень уверенности или неуверенности, источник сообщения и другие значения вводных слов. Объем – не менее 70 слов. Оцениваться работа будет по следующим критериям: - логичность; - последовательность, связность изложения; - точность и выразительность речи; - уместное использование вводных конструкций; - авторская позиция; - грамотность. Или вариант 14, часть 3 (С2.1) из книги Н.А.Сениной «Подготовка к ГИА-2012»


Вводные слова Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь. И замедляют нашу речь. И все ж удобны потому, Что выдают легко другим, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. О чем, смущаясь, говорим. Мне скажут: "К счастью..." Мне скажут: "К счастью..." И потом Пусть что угодно говорят, Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова "во-первых", "во-вторых". Они, начав издалека, Давали повод не спеша Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа. Не знаю, где была душа.



Вводные слова Вводные слова

Я славлю жемчуг слова...

Алишер Навои

Олифирова Татьяна Ивановна, учитель СОШ № 14

г. Северодонецка Луганской области

Урок русского языка в 8 классе

Цель урока:

  • углубить знания о вводных словах, научиться использовать их в речи;
  • развивать умение находить вводные слова в предложении и правильно выделять их.
Во времена Аристотеля все науки делились на две главные: геологию, которая изучала всё, что есть на Земле, и теологию, которая имела отношение ко всему,что связано с душой. Теологи утверждали: сначала было Слово. Геологи доказывали: сначала был камень. Самой большой драгоценностью многих народов мира считалсяся камень “лу – лу”, известный нам как жемчуг.

Жемчужина ─ символ души, истины

Какие слова называются вводными? Изменится ли смысл предложения, если в него ввести вводные слова? С жемчугом бесс е и - - т С жемчугом бесс порно связано множество верований. По пре данию у некоторых народов жемчужины счи тали слезами богини любви. В Римской империи например жемчуг во- первых символизировал власть, во- вторых мудрость. В Китае в част ности люди верили в связь внешнего вида жемчужин со здоровьем владельца.

Расставьте знаки препинания, прокомментируйте выделенные орфограммы

С жемчугом, бесс е и - - т С жемчугом, бесс порно, связано множество верований. По пре данию, у некоторых народов жемчужины счи тали слезами богини любви. В Римской империи, например, жемчуг, во- первых, символизировал власть, во- вторых, мудрость. В Китае, в част ности, люди верили в связь внешнего вида жемчужин со здоровьем владельца.

Проверьте знаки препинания, объясните значение вводных слов

Самая крупная и знаменитая -Жемчужина Аллаха, получившая своё название за сходство с человеческой головой в тюрбане. Средний диаметр гигантского перла почти 24 см, а вес – 6 кг 370 г. Жемчужина была вынута из огромной трёхтонной раковины у филиппинского острова Палован. Створки этого моллюска защемили руку мальчику - ловцу жемчуга.

Не в силах освободиться самостоятельно, юноша погиб, а чтобы освободить его тело пришлось резать раковину. Так и была обнаружена огромная жемчужина.

Проверь и запомни! По – моему, к негодованию, по – видимому, по преданию, сделайте милость, поистине, во – первых, к прискорбию, по несчастью, неровен час, в конце концов, как известно, по – нашему, к сожалению, как полагают, в частности. правда, видно Составьте и запишите по два предложения так, чтобы в одном случае данные слова были вводными, а в другом – членами предложения. Жемчуг – изысканное украшение. Он подходит женщинам любого возраста. Жемчуг удачно дополняет как вечернее платье, так и повседневное.

Введите в предложения вводные слова

1 жемчужина:

“Я знаю…”

2 жемчужина:

“Я умею…”

3 жемчужина:

“Я понял…”

4 жемчужина:

“Я убедился…”

Соберите в ожерелье жемчуг знаний,

полученных на уроке

Молодцы! Спасибо за урок!

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/210/58210328_1272139260_busuy_zhem.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2014/08/27/9647607.gif

http://99px.ru/sstorage/56/2011/09/image_561809111808296447565.gif

Интернет-ресурсы

http://freiya.ru/stones/zhemchug/foto-zhemchuga/c4f9f9452c7f6384f62cf8c37a8e8567.jpg

http://lol54.ru/uploads/posts/2011-10/1317725053_9960af8be1f9.jpg

http://pro-kamni.ru/wp-content/uploads/2011/05/ZHemchuzhina-Allaha.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/84/154/84154290_zhimchuzhina_allaha.jpg

http://blog.ludmilakazakova.ru/wp-content/uploads/2011/09/htmhug77.jpg

http://www.kakprosto.ru/kak-38887-kak-hranit-zhemchug

Слайд 2

Вводные слова

Слайд 3

Учащиеся должны:

  • что называется вводными словами
  • на какие группы делятся вводные слова
  • какими знаками препинания выделяются вводные слова
  • находить вводные слова в предложении
  • грамотно оформлять вводные слова знаками препинания
  • Слайд 4

    Что такое вводные слова?

    Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением

    • К ним нельзя задать вопрос от другого члена предложения
    • Не являются членом предложения
    • Могут стоять в начале, в середине и в конце предложения
  • Слайд 5

    Слайд 6

    Знаки препинания при вводных словах

  • Слайд 7

    Вводные слова, стоящие в начале, в середине и в конце предложения, выделяются запятыми

    • К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места.
    • Мать, наверное, приехала усталой.
  • Слайд 8

    Если вводные слова стоят рядом, то они разделяются запятыми

    • Итак, к нашему удивлению, горы оказались всего в двух километрах от нас.
  • Слайд 9

    От предшествующего сочинительного союза вводные слова отделяются запятой

    Вводное слово при этом можно поставить в другое место предложения

    • Но, быть может, читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсяникова.- Но читателю, быть может, уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсяникова.
  • Слайд 10

    Вводные слова а значит, а впрочем включают в себя союз и не отделяются от него запятой

    • А значит, он ни в чем не виноват.
  • Слайд 11

    Запятая не ставится, если перед вводным словом стоит присоединительный союз

    И кроме того, предстояло закупить продукты и снаряжение для двухлетней экспедиции.

    Слайд 12

    Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, оно не отделяется от него запятой:

    • сущ.,/ввод.слово + прич. оборот/,
    • сущ., /прич. оборот + ввод. слово/

    Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально приготовленные заранее.

    Слайд 13

    Не являются вводными словами и не выделяются запятыми слова:

    авось, небось, вдобавок, вряд ли

    Авось чего-нибудь подыщу.

    Слайд 14

    Слово наконец

    Синонимично слову еще, содержит оценку факта

    Имеет значение «напоследок», «в результате всего»

    Является вводным словом

    Не является вводным словом и не выделяется запятой

    Слайд 15

    Слово значит

    Синонимично словам следовательно, стало быть

    Синонимично слову означает

    Является вводным словом

    Слайд 16

    Слово однако

    Стоит в середине предложения

    Стоит в начале предложения и равно по значению союзу но

    Является вводным словом

    Не является вводным и не выделяется запятыми

    Слайд 17

    Тренировочные упражнения

  • Слайд 18

    Расставьте знаки препинания в предложениях

    • Мы может быть больше не увидимся.
    • Очевидно этот город жил всеми силами своей жизни.
    • Уже поздно и пожалуй нам пора возвращаться.
    • Платок был отличный и по-видимому стоил недешево.
  • Слайд 19

    5. Шахматную партию казалось уже нельзя было спасти никакими ходами.

    6. Он в конце концов прав.

    9. Бывало он часто бывал у нас.

    10. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении.

    11. Казалось приросли к скале две сакли дружною четою.

    Слайд 20

    Проверь себя

    • Мы, может быть, больше не увидимся.
    • Очевидно, этот город жил всеми силами своей жизни.
    • Уже поздно и, пожалуй, нам пора возвращаться.
    • Платок был отличный и, по-видимому, стоил недешево.
  • Слайд 21

    5. Шахматную партию, казалось, уже нельзя было спасти никакими ходами.

    6. Он, в конце концов, прав.

    7. Случилось это якобы не так.

    8. Я ведь ничего подобного не имел в виду.

    9. Бывало, он часто бывал у нас.

    10. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении.

    11. Казалось, приросли к скале две сакли дружною четою.

  • Слайд 22

    Контрольный тест

  • Слайд 23

    На месте каких цифр должны быть запятые?

    • Правда (1) смех Лизы показался мне принужденным.
    • В самом деле (2)ничего съестного в деревне мой кучер не нашел.
    • Жизнь (3) увы (4)не вечный дар.