К основным признакам общества как системы относятся. Основные параметры, признаки общества как социальной системы. Творчество, в широком смысле – это

Признаки общества как целостной динамично развивающейся системы?

Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество − это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества :

·целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

·устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

·динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

·открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

·саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

·пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);

б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;

в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Общество

3) человечество в целом;

4) правильны все определения.

1) культура; 3) общество;

2) биосфера; 4) цивилизация.

1) часть материального мира;

2) система;

3) формы объединения людей;

4) природная среда.

1) природные условия;

2) отсутствие изменений;

3) общественные отношения;

1) армия; 3) политика;

2) нация; 4) школа.

1) природные почвы;

2) климат;

3) производительные силы;

4) окружающая среда.

2) человеком и техникой;

3) природой и обществом;

1) стабильность элементов;

3) обособленность от природы;

3) саморазвитие;

Общество и природа

1) общество – часть природы;

2) природа – часть общества;

1) общества и природы;

2) техники и технологии;

3) цивилизации и культуры;

2) наличие признаков системы;

3) сознательная деятельность;

4) рост городов.

1) природа – часть общества;

3) осталось частью природы;

1) выборы президента;

1) действие стихийных сил;

2) наличие признаков системы;

3) наличие законов;

4) изменение, развитие.

Общество и культура

1) общество; 3) биосферу;

2) цивилизацию; 4) культуру.

1) производство; 3) культура;

2) цивилизация; 4) реформа.

1) здания;

2) знания;

3) символы;

1) знания; 3) транспорт;

2) возделывание почвы;

3) правила поведения в обществе;

4) создание художественных произведений.

1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой;

2) все элементы материальной и духовной культуры существуют независимо друг от друга;

3) культура представляет меру человеческого в человеке;

4) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности.

7. Культурными универсалиями называют:

1) совокупность норм поведения;

2) особенности национальной культуры;

3) совокупность знаний об обществе;

4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.

8. Какое из утверждений является верным:

1) общество – часть культуры;

2) общество и культура неразрывно связаны;

3) общество и культура существуют независимо друг от друга;

4) общество может существовать вне культуры.

9. К культурным универсалиям не относятся:

1) наличие языка;

2) институт брака и семьи;

3) религиозные ритуалы;

4) особенности национальной культуры.

10. К материальной культуре относят:

1) транспортные средства;

2) систему ценностей;

3) мировоззрение;

4) научные теории.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

1. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сферы жизни общества:

1) экономической; 3) политико-правовой;

2) социальной; 4) духовной.

2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:

1) независимо развивающиеся сферы общества;

2) взаимосвязанные сферы общества;

3) этапы общественной жизни;

4) элементы общественной жизни.

3. К социальной сфере жизни общества относят :

1) власть, государство;

2) производство материальных благ;

3) классы, нации;

4) наука, религия.

4. Отношения в процессе материального производства можно отнести к:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

5. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества:

2) социальную; 4) духовную.

6. Избирательная система, порядок принятия законов характеризуют сферу общества:

1) экономическую; 3) политическую;

2) социальную; 4) духовную.

7. К политической сфере общественной жизни можно отнести:

1) отношения между классами;

2) отношения в процессе материального производства;

3) отношения, возникающие по поводу государственной власти;

4) отношения морали и нравственности.

8. Отношения между представителями различных конфессий характеризуют:

1) экономическую сферу;

2) политическую сферу;

3) социальную сферу;

4) духовную сферу.

9. К какой сфере общественной жизни относятся научные открытия, написание романов:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

10. Выберите верное суждение:

1) все сферы общественной жизни взаимосвязаны;

2) все сферы общественной жизни развиваются независимо друг от друга;

3) политическая сфера общественной жизни не может оказывать влияния на экономику;

4) между явлениями экономической и социальной жизни не существует взаимосвязи.

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1. Верны ли суждения о родовых чертах человека? Человека от животных отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

2. Человека от любого животного отличает способность к:

1) обмену информацией с себе подобным;

2) подражанию (усвоению форм и поведения других);

3) сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда);

4) передаче и взаимному усвоению различных эмоциональных состояний.

3. Важным отличием человека от животных является:

1) самосознание; 3) рефлексы;

2) инстинкты; 4) потребности.

4. И человеку и животному свойственна:

1) трудовая активность;

2) забота о потомстве;

3) познавательная деятельность;

4) самореализация.

5. К основным факторам антропосоциогенеза (происхождения человека) относится:

1) естественный отбор и 1) 2,3,4,5;

борьба за существование; 2) 2,3;

2) труд; 3) 2,4,5;

3) религия; 4) 1,2,4,5;

5) мышление;

6) обычай хоронить умерших.

Бытие человека

1) сознание; 3) абстракция;

2) бытие; 4) движение.

2. Понятие «человек» включает:

1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биопсихосоциального существа;

3. Понятие «индивид» обозначает:

1) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

2) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.

4. Понятие «личность» обозначает:

1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенных гражданством.

5. Индивидуальность – это:

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

2) темперамент человека, его характер;

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

6. Единичного представителя человеческого рода называют:

1) индивидом; 3) личностью;

2) индивидуальностью; 4) творцом.

7. По какому критерию выделяют сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков:

1) характеру; 3) типу личности;

2) темпераменту; 4) индивидуальности.

Деятельность и творчество

1. Творчество, в широком смысле – это:

1) деятельность, порождающая нечто новое;

2) изобретательская деятельность;

3) рационализаторская деятельность;

4) деятельность, порождающее нечто новое, социально значимое.

2. Знание, условия получения которого не осознаются:

1) творчество; 3)деятельность;

2) интуиция; 4) воображение.

3. Необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов, в тех случаях когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточны :

1) интуиция;

2) фантазия;

3) дедукция;

4) индукция.

Цель и смысл жизни человека

Самореализация

1. Самореализация – это:

1) самоактуализация;

2) реализация своих возможностей и способностей;

3) Я – концепция;

4) итоги жизни.

Внутренний мир человека

1. Правила поведения, выступающие в качестве требований высшей, безусловной мудрости, не нуждающиеся в объяснении и доказательствах, – это нормы:

1) религиозные;

2) традиций и обычаев;

3) морали;

4) политические.

2. Понятие, определяющее духовные установки и ценности, присущие отдельному человеку или общественной группе в определенную историческую эпоху:

1) идеология;

2) социальная психология;

3) менталитет;

4) интуиция.

3. Средство приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, то есть к его культуре, – это:

1) мировоззрение;

3) идеология;

4) образование.

4. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:

1) обыденный;

2) научный;

3) религиозный;

4) гуманистический.

5. Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл:

1) обыденный;

2) научный;

3) религиозный;

4) гуманистический.

Сознание и бессознательное

1. Укажите правильное сочетание о психических проявлениях человека. Психические проявления человека, относящиеся к сфере сознательного:

A. Благородное намерение.

B. Панические действия.

Г. Точное понимание.

1) АБВ; 3) АБГ;

2) БВГ; 4) все перечисленное.

2. К сфере сознательного относится:

1) инстинкт самосохранения; 3) благородное намерение;

2) творческое озарение; 4) паническое настроение.

3. К сфере сознательного не относится:

1) твердое убеждение;

2) целенаправленное припоминание;

3) творческое озарение;

4) точное понимание.

4. Укажите правильное сочетание о психических проявлениях человека. Психическое проявление человека, относящееся к сфере бессознательного:

A. Инстинкт самосохранения.

B. Панические действия.

Г. Творческое озарение.

4) все перечисленное.

Самопознание

1. Осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов, поступков:

1) рефлексия;

2) самоактуализация;

3) самореализация;

4) познание.

2. Осознание и оценка своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в мире лежит в основе:

1) самосохранения;

2) самореализации;

3) самообразования;

4) самосознания.

3. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:

1) самовоспитание;

2) самопознание;

3) самореализация;

4) самообладание.

Поведение

1. Укажите правильное сочетание характеристик поведения человека. Черты, объединяющие поведение человека и других живых существ:

A. Сотрудничество (совместное изготовление орудий труда).

Познание

Познание мира

1. Английский философ Ф. Бэкон считал, что:

2) знание – сила;

3) знание – результат познания;

4) знание дается Богом;

5) истина конкретна.

2. Знания предметны, и могут содержать как знания о предметах, их свойствах и функциях, так и:

А. Непроизвольным.

А. Рациональное познание.

Б. Чувственное познание.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) оба суждения верны;

4) неверны оба суждения.

6. Рациональное познание в отличие от чувственного:

1) присуще только образованным людям;

2) формирует понятие о предмете;

3) является критерием истины;

4) приводит к полезным результатам.

7. Назовите первые три позиции, представляющие формы чувственного познания, последующие три формы – рационального познания:

1) суждение; 4) понятие;

2) восприятие; 5) представление;

3) ощущение; 6) умозаключение.

Цифры располагать в порядке возрастания. Ответ:

8. Из перечисленных форм выберите формы рационального познания:

1) понятие;

2) суждение;

3) наблюдение;

4) анализ;

5) восприятие.

9. «Некоторые металлы – жидкости» – это:

1) понятие; 3) умозаключение;

2) суждение; 4) наблюдение.

10. Философы Ф. Бэкон и Д. Локк – это:

1) эмпирики; 3) дуалисты;

2) рационалисты; 4) агностики.

11. Истинное знание в отличие от ложного:

1) добывается в ходе познавательной деятельности;

2) соответствует самому предмету познания;

3) требует усилий для своего понимания;

4) излагается с использованием научных терминов.

Истина и ее критерии

1. Истина с точки зрения современной науки – это:

1) соответствие одной мысли другой;

2) «вещь в себе»;

3) соответствие мысли предмету;

4) результат познания.

2. Выберите верные суждения о воззрениях эмпириков и рационалистов:

А. Научному знанию.

Б. Паранаучному знанию.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) оба суждения верны;

4) неверны оба суждения.

12. Назовите социальную форму познания мира: Социальные формы познания мира

Научное познание

1. Особенностью научного познания является:

1) стремление к объективности;

2) прогрессивность;

3) использование эксперимента;

4) нет верного ответа.

2. Назовите уровни научного познания:

3. Законы, принципы , понятия, теоретические схемы, логические следствия образуют:

1) научные факты;

2) научную теорию;

3) научную школу;

4) научную догму.

А. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся ученых коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи.

Духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь

1. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты – это:

1) культура; 3) духовная культура;

2) цивилизация; 4) материальная культура.

2. Что из перечисленного относится к традициям:

1) празднование Масленицы;

2) изобретение телефона;

3) проведение гражданского форума;

4) произведения поэтов древности.

3. Что из перечисленного характеризует новаторство в культуре:

1) празднование Нового года;

2) религиозные нормы;

3) изобретение радио;

4) правило этикета пропускать женщин вперед.

4. Элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений, – это:

1) культурные традиции;

2) культурные универсалии;

3) новаторство;

4) цивилизационный цикл.

5. Какое положение характеризует явление новаторства в культуре:

1) создание нового, приращение культурного богатства в процессе изобретений;

2) передача культурных ценностей от поколения к поколению;

3) накопление и передача художественных произведений, научных открытий;

4) элементы культурного наследия, складывающиеся на протяжении многих поколений.

6. Какое из утверждений является неверным:

1) культура представляет меру человеческого в человеке;

2) традиции и новаторство – пути развития культуры;

3) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности;

4) каждое поколение создает свои образцы культуры, не опираясь на опыт предшествующих поколений.

7. Под культурой в широком смысле понимается:

1) уровень развития науки и техники;

2) совокупность всех достижений человека;

3) уровень образованности населения;

4) все жанры искусства.

8. Элементом духовной жизни является:

1) проведение кинофестиваля;

3) строительство нового здания театра;

4) повышение политической активности населения.

9. Произведения творцов-новаторов являются, как правило, элементами:

1) массовой культуры;

2) элитарной культуры;

3) народной культуры;

4) экранной культуры.

Наука

1. Сфера деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных, – это:

2) общественное сознание;

3) образование;

4) искусство.

2. Особенностью научных знаний является:

1) теоретический характер;

2) формирование эстетического отношения;

3) субъективный характер;

4) эмоционально-художественное отражение действительности.

3. Для науки как формы культуры не характерно:

1) создание материальных ценностей;

2) связь с умственным трудом;

3) наличие цели;

4) создание духовных ценностей.

4. Какое из суждений о сущности науки неверно:

1) наука является результатом деятельности ученых, направленным на познание окружающего мира;

2) наука – это мышление в понятиях, а искусство – в художественных образах;

3) непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности;

4) научная картина мира является его эмоционально-образной моделью.

5. С какой функцией науки связано решение вопросов, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни:

1) культурно-мировоззренческой;

2) прогностической;

3) производственной;

4) социальной.

6. В создании научно-технической базы для развития производительных сил общества проявляется функция науки:

1) культурно-мировоззренческая;

2) социальная;

3) производственная;

4) прогностическая.

7. В решении глобальных проблем современности более всего важная такая функция науки, как:

1) социальная;

2) производственная;

3) культурно-мировоззренческая;

4) прогностическая.

8. Что из перечисленного не относится к этическим нормам науки:

1) социальная ответственность ученых;

2) получение коммерческой прибыли от исследований;

3) бескорыстный поиск и отстаивание истины;

9. Развитие генной инженерии, биотехнологии делают наиболее актуальной такую этическую норму как:

1) социальная ответственность ученых за последствия своих открытий;

2) бескорыстный поиск;

3) получение коммерческой прибыли;

4) стремление к познанию истины.

10. Какой из признаков не характеризует науку как форму культуры:

1) логическая доказательность;

2) образность;

3) системность;

4) комплексные описания объекта.

4.6. Образование и самообразование

1. В чем проявляется процесс гуманитаризации образования:

1) в усилении внимания к гуманитарным и общественным дисциплинам;

2) в максимальном сближении национальных образовательных систем;

3) в отказе от идеологизации обучения;

4) в усилении внимания к личности, ее интересам, запросам.

2. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой:

1) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека;

2) целенаправленный процесс воспитания и развития в интересах общества;

3) целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства;

4) целенаправленный процесс обучения в интересах государства, общества, человека.

3. В соответствии с Конституцией в РФ обязательным является:

1) высшее образование;

2) начальное профессиональное образование;

3) полное среднее образование;

4) основное общее образование.

4. Одним из принципов образования, при котором особое внимание уделяется личности, ее интересам и запросам, является:

1) гуманизация;

2) гуманитаризация;

3) интернационализм;

4) стандартизация.

5. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

1) наукой; 3) образованием;

2) искусством; 4) творчеством.

6. Что из перечисленного не относится к основным гарантиям права на образование?

1) обязательным является основное общее образование;

2) общедоступность и бесплатность основного общего образования;

3) бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе;

4) обязательным является полное среднее образование.

7. Образование в современном мире отличает:

1) исключительно светский характер;

2) общедоступность;

3) многообразие путей получения;

4) исключительно государственный характер.

8. Что из перечисленного не характеризует принцип гуманизации в образовании:

1) особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека;

2) введение дистанционных форм обучения;

3) внимание к личности, ее интересам;

4) введение новых гуманитарных дисциплин в обучении.

9. Какое из утверждений о характере самообразования является неверным:

1) формой самообразования является заочное обучение;

2) самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры;

3) самообразование – не самоцель, оно диктуется объективными потребностями общества;

4) самообразование характерно для человека в период начальной социализации.

10. Среднее профессиональное образование можно получить в:

1) колледже; 3) гимназии;

2) средней школе; 4) вузе.

1. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, – это:

1) мораль; 3) право;

2) этика; 4) культ.

2. Наука, предметом которой являются нормы морали, правила достойного поведения, – это:

1) этика; 3) культурология;

2) эстетика; 4) философия.

3. Идеи политического морализма, то есть неразрывной связи политики и морали, впервые были сформулированы:

1) Аристотелем; 3) Макиавелли;

2) Марксом; 4) Лениным.

4. Особая форма общественного сознания, регулирующая действие людей в обществе с помощью норм, называется:

1) культурой; 3) моралью;

2) правом; 4) религией.

5. Отличие моральных норм от правовых состоит в том, что они:

1) являются общеобязательными;

2) основаны на общественном мнении;

3) поддерживаются силой государства;

4) формально определены.

6. Какое из утверждений о моральных и правовых нормах является неверным:

1) мораль и право способствуют общественному согласию, гармонизации отношений между людьми;

2) мораль и право регулируют деятельность людей с помощью норм;

3) в основе большинства правовых норм находятся нормы морали;

4) моральные и правовые нормы всегда формально определены.

7. Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей – это:

2) мораль;

3) культура;

1) правовых; 3) моральных;

2) профессиональных; 4) религиозных.

1) И.Кант; 3) К.Маркс;

2) О. Шпенглер; 4) Платон.

10. Безусловное, принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называют:

2) правовой нормой;

4) корпоративной нормой.

Общество

1.1. 1.3; 2.4; 3.3; 4.4; 5.3; 6.3; 7.3; 8.4; 9.4; 10.3

1.2. 1.3; 2.1; 3.2; 4.2; 5.1; 6.4; 7.3; 8.1; 9.3; 10.1

1.3. 1.4; 2.3; 3.1; 4.1; 5.2; 6.2; 7.4; 8.2; 9.4; 10.1

1.4. 1.2; 2.2; 3.3; 4.1; 5.1; 6.3; 7.3; 8.4; 9.4; 10.1

1.5. 1.1; 2.3; 3.4; 4.1; 5.4; 6.4; 7.1; 8.3; 9.3; 10.3

1.6. 1.1; 2.2; 3.2; 4.2; 5.2; 6.3; 7.1; 8.3; 9.4; 10.4

1.7. 1.2; 2.4; 3.4; 4.1; 5.2; 6.4; 7.1; 8.2; 9.1; 10.2

1.8. 1.1; 2.3; 3.1; 4.3; 5.4; 6.3; 7.3; 8.2; 9.3; 10.3

1.9. 1.3; 2.1; 3.4; 4.1; 5.1; 6.2; 7.4; 8.2; 9.1; 10.2

Человек

2.1. 1.3; 2.3; 3.1; 4.2; 5.4

2.2. 1.2; 2.1; 3.1; 4.3; 5.3; 6.1; 7.2

2.3. 1.3; 2.3; 3.4; 4.2; 5.2; 6.1

2.4. 1.1; 2.2; 3.2; 4.3; 5.2; 6.4; 7.2; 8.4; 9.1; 10.4; 11.2; 12.2; 13.2

2.5. 1.1; 2.2; 3.2; 4.3

2.6. 1.1; 2.3; 3.1; 4.1

2.7. 1.2; 2.3

2.8. 1.4; 2.4; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.1

2.9. 1.3; 2.3; 3.4; 4.2; 5.1

2.10. 1.3; 2.3; 3.3; 4.3

2.11. 1.1; 2.4; 3.2; 4.2; 5.3

2.12. 1.3; 2.2; 3.3; 4.3; 5.2; 6. гуманистическое

2.13. 1.4; 2.1; 3.1; 4.4

Познание

3.1. 1.1; 2.3; 3.3; 4. субъекта; 5.3; 6.2; 7.2; 8.3; 9.3; 10.3

3.2. 1.1; 2.2; 3.2; 4. представление; 5.1, 6.2, 7. 235146; 8.1,2; 9.2; 10.1; 11.2

3.3. 1.3; 2.3; 3.4; 4.1; 5.1-Б; 2-А; 3-В

3.4. 1.4; 2.4; 3. научные революции; 4.4; 5.2; 6.3; 7.1; 8.1; 9.3; 10.2; 11.2; 12. искусство

3.5. 1.1, 2. теоретический; 3.2, 4.1, 5. наблюдение; 6. гипотеза; 7.1, 8.1

3.6. 1.4; 2.2; 3.2; 4.2; 5.2; 6.3; 7.3; 8.4; 9.3; 10.2; 11. самооценка; 12.3

3.7. 1.1; 2.3; 3.1; 4. мнения, суждения; 5.3; 6.2; 7.2

Духовная жизнь общества

4.1. 1.1; 2.1; 3.3; 4.1; 5.1; 6.4; 7.2; 8.1; 9.2

4.2. 1.2; 2.1; 3.4; 4.1; 5.1; 6.1; 7.3; 8.2; 9.3; 10.4

4.3. 1.3; 2.2; 3.2; 4.2; 5.4; 6.3; 7.3; 8.2; 9.3; 10.1

4.4. 1.3; 2.2; 3.1; 4.3; 5.4; 6.2; 7.1; 8.2; 9.3; 10.4

4.5. 1.1; 2.1; 3.1; 4.4; 5.1; 6.3; 7.1; 8.2; 9.1; 10.2

4.6. 1.1; 2.3; 3.4; 4.1; 5.3; 6.4; 7.3; 8.4; 9.4; 10.1

4.7. 1.3; 2.2; 3.4; 4.1; 5.2; 6.3; 7.2; 8.4; 9.2; 10.3

4.8. 1.1; 2.1; 3.1; 4.3; 5.2; 6.4; 7.2; 8.3; 9.1; 10.1

4.9. 1.3; 2.3; 3.4; 4.1; 5.4; 6.3

Общество

Общество как динамичная система

1. Понятие «динамичная система» относится:

1) только к обществу; 3) и к природе, и к обществу;

2) только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.

2. Закончите определение «Общество – это…»:

1) определенный этап исторического развития человечества;

2) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности;

3) человечество в целом;

4) правильны все определения.

3. К какому понятию относится определение: «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей»:

1) культура; 3) общество;

2) биосфера; 4) цивилизация.

4. Понятие «общество» не включает в себя положение:

1) часть материального мира;

2) система;

3) формы объединения людей;

4) природная среда.

5. К основным признакам общества как системы относятся:

1) природные условия;

2) отсутствие изменений;

3) общественные отношения;

4) этап исторического развития.

6. К числу основных подсистем общества относится:

1) армия; 3) политика;

2) нация; 4) школа.

7. К элементам общества относятся:

1) природные почвы;

2) климат;

3) производительные силы;

4) окружающая среда.

8. К общественным отношениям относятся связи между:

1) климатическими условиями и сельским хозяйством;

2) человеком и техникой;

3) природой и обществом;

4) различными социальными группами.

9. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) стабильность элементов;

2) неизменность социальных групп;

3) обособленность от природы;

4) обновление социальных форм.

10. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) наличие общественных отношений;

2) связи между подсистемами общества;

3) саморазвитие;

4) способы взаимодействия людей.

Общество и природа

1. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества:

1) общество – часть природы;

2) природа – часть общества;

3) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир;

4) общество потеряло связь с природой.

2. Экологические проблемы служат примером взаимосвязи:

1) общества и природы;

2) техники и технологии;

3) цивилизации и культуры;

4) отношений собственности и социальной структуры.

3. Общей чертой общества и природы является:

1) действие в роли творца культуры;

2) наличие признаков системы;

3) сознательная деятельность;

4) возможность существовать независимо друг от друга.

4. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:

1) принятие нового Трудового кодекса;

2) влияние рек на хозяйственную жизнь славян;

3) установление прожиточного минимума;

4) предоставление льгот ветеранам войны.

5. Примером взаимодействия природы и общества является:

1) глобальное потепление климата;

2) изменение демографической ситуации;

3) развитие сферы производства;

4) рост городов.

6. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы, называют:

1) научно-техническими; 3) культурными;

2) социальными; 4) экологическими.

7. Взаимосвязь природы и общества проявляется в том, что:

1) природа – часть общества;

2) природа определяет развитие общества;

3) природа оказывает влияние на общество;

4) природа не зависит от общества.

8. В процессе развития общество:

1) обособилось от природы, но тесно связано с ней;

2) обособилось от природы и не зависит от нее;

3) осталось частью природы;

4) перестало оказывать влияние на природу.

9. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества:

1) выборы президента;

2) усиление маргинализации общества;

3) принятие экологического законодательства;

4) концерт симфонической музыки.

10. Что отличает природу от общества:

1) действие стихийных сил;

2) наличие признаков системы;

3) наличие законов;

4) изменение, развитие.

Общество и культура

1. Понятие «вторая природа» характеризует:

1) общество; 3) биосферу;

2) цивилизацию; 4) культуру.

2. Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого – это:

1) производство; 3) культура;

2) цивилизация; 4) реформа.

3. К материальной культуре относят:

1) здания;

2) знания;

3) символы;

4. К духовной культуре относят:

1) знания; 3) транспорт;

2) предметы быта; 4) оборудование.

5. Первоначальное значение слова «культура» – это:

1) создание искусственных материалов;

2) возделывание почвы;

Как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Системные характеристики общества

Общество можно представить в виде многоуровневой системы . Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные и , которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система , т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество — открытая система . Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика - новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество как социальная система

С точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Термин "общество" имеет несколько определений.

В широком смысле слова общество

- это формы организации и способы взаимодействия людей и социальных групп, которые обособились от природы, но тесно с ней связаны, и являются частью материального мира.

Понятие общества

в узком смысле представляется в нескольких вариациях:
1. Общество как совокупность людей, объединенная неким общим признаком, интересами (общество книголюбов).
2. Общество как характеристика определенного исторического этапа в развитии человечества (средневековое общество).
3. Общество как отличительные особенности жизни конкретной страны (российское общество).
4. Общество как все население Земли в целом (человеческая раса).


Признаки общества:

а) целостность - означает что общество состоит из взаимосвязанных компонентов (элементы общества);
б) открытость - общество открыто для появления чего-либо нового;
в) устойчивость - общество стремиться к самосохранению
г) динамичность - общество находится в постоянном движении; статичность обществу не свойственно.


Функции общества:

→ репродуктивная - воспроизведение рода.
→ производственная - производство материальных и духовных благ.
→ регламентирующая - установление правил поведения людей в обществе.
→ социализирующая - приобщение человека к достижениям цивилизации.


Общество и природа между собой тесно взаимосвязаны.

Весь материальный мир (планета Земля) состоит из двух частей: общество и природа.
Их взаимодействие может носить как конструктивный, так и деконструктивный характер.
Пример конструктивного взаимодействия общества и природы: первые поселения вдоль рек, сельскохозяйственное производство.
Пример деконструктивного взаимодействия: осушение водоемов, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды.
Как общество может влиять на природу, так и природа может влиять на общество.
Пример влияния общества на природу→ изменения русла реки.
Пример влияния природы на общество→стихийное бедствие (ураган, землетрясение, цунами).


Культура - вся преобразовательная деятельность человека.

Под влиянием чего развивается общество:
1. Идеалисты считают, что - общество изменяется под влиянием идей человека.
2. Материалисты считают, что - общество изменяется под влиянием желания человека жить в комфорте.
3. Натуралистический подход - общество изменяется под воздействием сил природы.
4. Большинство ученых сходятся во мнении, что - общество изменяется не под воздействием какого-то одного подхода, а под воздействием нескольких.

Общество это динамическая система.

Динамическая - потому, что находится в постоянном движении, статичность обществу не свойственно.
Система - потому, что состоит из взаимосвязанных элементов, подсистем общества.
Сферы общества (подсистемы/элементы):
а) социум
б) политика
в) экономика
г) духовный мир

Общественный процесс - пространственно-временное понятие, включающее в себя жизненные вехи различных поколений людей.

Тенденции общественного процесса:
- прогресс (движение от низших форм к сложным)
- регресс (наоборот, деградация).

Критерии общественного прогресса:
прогрессивное развитие производства
степень развитости науки
уровень жизни населения
уровень защиты чести и достоинства личности
уровень нравственности

Формы общественных изменений:
1. Эволюция
2. Революция
3. Реформа
4. Модернизация