Качественные характеристики труда как фактора производства. Основные факторы производства. Что такое труд как фактор производства

Труд - это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ.

Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта.

Подобные затраты рассматриваются экономической теорией как расходование рабочей силы человека.

Под рабочей силой понимается способность человека к труду - способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы трудиться, надо обладать определенным здоровьем и профессиональными знаниями и навыками.

Рабочая сила, таким образом, существует до того, как начинается процесс труда, который предстает в виде функции рабочей силы. Поскольку рабочая сила выступает как труд в потенциале, то она рассматривается как трудовой ресурс.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть напряженностью труда в единицу времени.

Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят работников, обучение и подготовка которых потребовали значительного времени, которые овладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане трудовые операции. В эту категорию прежде всего включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, врачи, юристы, экономисты, руководящие работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходимой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготовка которых не потребовала продолжительного времени и которые, владея ограниченным объемом информации, способны производить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняющих работу, не требующую специальной подготовки. Как правило, обучение необходимым трудовым операциям и получение необходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как, например, труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Рассмотренные характеристики труда тесно связаны друг с другом, недостатки одних характеристик могут быть возмещены достоинствами других. Например, с точки зрения общественного производства, неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продолжительностью рабочего времени или интенсивностью труда работников. Рост интенсивности труда компенсирует сокращение рабочего дня и наоборот.

Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов (П) к его затратам в единицу времени (Зт) характеризует производительность труда (Пт):

Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосредственно связано с человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифицированный. Другим фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исключать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду, вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой единицы капитала до определенного момента, после чего отдача начинает падать, то есть вступает в действие эффект убывающей отдачи на капитал как фактор производства.

Следует отметить, что субъективные и объективные факторы влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Хотя, можно говорить о чистой производительности, определяемой только субъективными факторами или только вещественными. В первом случае приходится говорить о производительной силе труда, а во втором - о производительной силе земли или капитала. Но обычно производительность определяют одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не

произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

Тесная связь труда и капитала будет особенно отчетливо видна при последующем рассмотрении капитала как фактора производства.

Еще по теме 3.3. Труд как фактор производства:

  1. 8.1. Социально-экономические особенности труда в товарном производстве
  2. 8.3. Процесс труда как процесс производства стоимости и прибавочной стоимости
  3. 1.5. Общественный труд как фактор эволюции экономических систем
  4. 8.Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация.
  5. Понятие экономических ресурсов и их классификация. Экономические ресурсы как фактор производства. Особенности ресурсов
  6. 3.1. Содержание процесса взаимодействия факторов производства
  7. 4.2. Воздействие современного российского хозяйственного механизма на взаимодействие факторов производства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Ключевые слова: труд, фактор, производства, теории

Одним из определяющих факторов производства является труд.

НОСИТЕЛЬ ТРУДА, Т. Е. РАБОЧАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА, НА­ЗЫВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРОМ.

ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩАЯ СПО­СОБНОСТЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ УЧАСТВОВАТЬ В ТРУДЕ, ОБРАЗУЕТ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

Близким к трудовым ресурсам, но более широким понятием является «трудовой потенциал».

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ - ЭТО ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, ОБРАЗУЮЩАЯ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, С УЧЕ­ТОМ ТЕХ ЛИЦ, КОТОРЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В ТУ ИЛИ ИНУЮ СТОРОНУ.

В отличие от других факторов производства труд имеет осо­бенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром, в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.

Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме зара­ботной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходи­мая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.

В отличие от марксистского классового подхода, в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.

Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, тех­нократический, инновационный виды управления трудом, со­ответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 1).

Таблица 1

Организация и управление трудом

Тип экономического роста

Управление трудом

Материальная основа

Вид управления трудом

Доиндустриальный

Мануфактурное производство

Ремесленный

Индустриальный

Крупное машинное производство

Технократический

Научно-технический

Гибкое производство, ориентированное на нововведения

Инновационный

РЕМЕСЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ характеризуется ручным производством, наличием разделения труда (например, произ­водство кареты требовало разделить труд между столярами, плот­никами и т. д.), подчинением прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ предполагает пе­реход от ручного труда к машинному, углубление разделения труда, выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности.

В ходе совершенствования своей материальной базы (совершенствование техники), улучшение видов управления прошло несколько этапов. Переход к технократическому управлению осуществился в конце XIX - начале XXв. и связан с именем Ф. Тейлора.

Тейлоризм включает в себя методы, основанные на хроно­метраже каждой операции, которую выполняет рабочий. В со­ответствии с ним устраняются бесполезные движения рабочего и отбираются наиболее совершенные. Эти принципы работы легли в основу «научной организации труда».

Следующий этап технократического управления связан с име­нем Т. Форда.

Фордизм основан на поточно-конвейерном производстве, ко­торое задает темп работы, снижает издержки, повышает выработку и тем самым - производительность труда.

30-40-е гг. XX в. отмечены включением в технократическое управление психологических и социальных компонентов: соци­ального обеспечения, установления минимального уровня оплаты труда, оплаты сверхурочных работ, введения техники безопасности и др. В значительной мере это было сделано под влиянием соци­альных достижений Советского Союза.

В 50 -60-е гг. в технократическое управление внедряется теория «человеческих отношений», в которой доказывается, что людям нравится самостоятельность в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, уважение к ним и их труду. В соответствии с этим пересматривается режим работы, усиливается зависимость вознаграждения от результата работы, внедряются формы «участия рабочих в прибылях» и др.

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ связано с переходом к новому технологическому способу производства, который по­требовал привлечения высококвалифицированного «человеческого ресурса», способного самостоятельно принимать решения, быть лояльным фирме и обеспечивать высокую производительность и качество работы. Методы его применения находятся в состо­янии развития .

Труд выступает как процесс, совершающийся между человеком и природой, в которой человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен вещества между собой и природой.

Труд представляет собой раскрытие человеком собственного потенциала физической и духовной энергии, направленной на получение экономических благ (или дохода), необходимых для удовлетворения потребностей.

Слово «труд» происходит от латинского «tripalus» Этим словом древние люди обозначали специальное приспособление для обездвиживания строптивых быков или лошадей, когда их собирались подковывать.

Несколько позже римляне для обозначения труда использовали слова «opus» и «labor» Opus - означает созидательный труд, labor - тяжелый труд, предназначенный только для рабов

В качестве основных элементов процесса труда выделяются предметы труда, средства труда и целесообразная деятельность человека. Последнее означает, что труд человека осуществляется по заранее составленному плану. Предварительно определяются цель деятельности, конкретный набор инструментов. При этом человек последовательно Использование тех или иных свойств рабочей силы проявляется через содержание труда. Кроме содержания труда следует выделять характер труда.

Характер труда обнаруживается через способ включения рабочей силы в трудовой процесс или через экономический способ соединения рабочей силы и средств производства (67).

По характеру труда можно выделить труд домашний, труд наемный и труд принудительный (или подневольный).

Для домашнего труда присущ свободный и добровольный характер. Это - труд на самого себя, что проявляется через своеобразное самообслуживание. Во многих случаях сегодня домашний труд выступает как возможность разнообразия жизнедеятельности, имеет воспитательный характер, когда посильное участие в нем вместе со взрослыми принимают и дети.

Свободный характер труда присущ и для предпринимателя, и для ремесленника, когда в одном лице выступают и работник, и хозяин производства.

Для наемного труда характерно то, что такие отношения заранее оформляются договором, или контрактом. Тот, кто оформляется на работу, выступает как работополучателъ. Тот, кто нанимает на работу других, называется работодателем.

Работополучателъ должен быть лично свободным. Именно поэтому он имеет прямую возможность продавать свою способность к труду, договариваться с работодателем о размере предстоящего вознаграждения (недельного, месячного) и о продолжительности самого труда. В то же время наемный работник вынужден продавать свою способность к труду и вступать в трудовые отношения такого рода, потому что он лишен других стабильных источников существования. Его личная свобода дополняется его свободой от средств производства. Отсюда возникает его экономическая зависимость от рынка труда, работодателя и т. п.

Особой разновидностью наемного труда выступает в отдельных случаях так называемый пожизненный найм, когда работнику гарантируется предоставление рабочего места и постоянного источника существования, определяются и другие социальные льготы.

Что касается принудительного труда, то такая разновидность исторически длительное время выступала в виде рабского труда, подне вольного труда зависимого крестьянина и т.

Д. В современных условиях принудительный труд существует в скрытых формах. В меньшей степени это касается военнопленных, труда заключенных и др. Тем более что труд заключенных не принято считать трудом подневольным, если такой труд нормирован и протекает в соответствующих условиях (исключение - принудительный труд бродяг). В качестве особой современной разновидности принудительного труда следует выделить долговое рабство, похищение людей и превращение их в бесправных рабов, а также обман при найме, разного рода «общественно полезные работы», что характерно для административно-командной системы.

Рабочая сила как объект купли - продажи. Длительный период времени в экономической литературе дискуссионным был вопрос о том, что является объектом купли-продажи на рынке факторов производства и что является действительным фактором производства - труд или рабочая сила.

Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда. Все эти способности к труду человек формирует заранее, еще до вступления в сам процесс труда. Труд обнаруживается как процесс между человеком и природой, в котором человек выступает как активный участник.

Что же на самом деле выступает в качестве фактора производства - труд-процесс или рабочая сила как способность к труду?

Нарастающее доминирование в отечественной экономической литературе западных концепций привело к тому, что в качестве фактора производства сегодня все чаще признается труд, а не рабочая сила.

Если считать, что работодателя (испытывает спрос на трудовой фактор производства) и работополучателя (предлагает свои услуги применительно к конкретному рабочему месту) интересуют прежде всего продолжительность рабочего времени, то при таком подходе объектом купли-продажи и фактором производства выступает труд как процесс.

Если же считать, что объектом интереса со стороны предпринимателей выступают способности к труду (физические, умственные, духовные), которые наемный работник еще должен продемонстрировать, то в этом случае фактором производства действительно выступает ра бочая сила. Количество труда определяется заранее, с учетом действующего законодательства и специфики предстоящей работы.

Таким образом, объектом купли-продажи выступает именно рабочая сила определенной квалификации. Но в качестве полезности и объекта экономического интереса для работодателя (предпринимателя) выступают не послужной список работника и не его трудовая биография (включая копии дипломов и т. п.), а реальная способность включиться в конкретный процесс труда, способность отработать определенное количество времени.

При этом возможность эффективного включения в трудовой процесс зависит не только от реальных способностей рабочей силы, дисциплинированности самого работника, но и от организации трудового процесса на предприятии.

Не случайно при расчете объема имеющихся в масштабах всей страны трудовых ресурсов обычно исходят из численности всего населения (а не из часов труда) и с учетом возраста определяют численность трудоспособного населения. Общая численность занятых (т. е. официально имеющих работу) и тех, кто ищет работу (безработные), образует экономически активное население. В нормально отлаженной национальной экономической системе численность экономически активного населения и численность населения в трудоспособном возрасте должны максимально сближаться. Экономически активная часть населения может быть временно увеличена за счет работающих пенсионеров, а также за счет тех, кто имеет временные подработки или вторую работу («работа при лунном свете»), и уменьшена за счет тех, кто может работать, но не имеет и не ищет работу (теневой бизнес, маргинальные слои населения, домашнее хозяйство).

Эти и другие факторы, влияющие на процессы трудоустройства, должны учитываться экспертами при составлении соответствующих расчетов. В целом объем предложения рабочей силы в национальной экономике зависит не только от численности трудоспособного населения, но и готовности работников уступать свою рабочую силу в пользование работодателю. Сказываются состояние здоровья, условия жизни, доминирующие субъективные оценки ценности рабочего и свободного времени.

Прямое воздействие на объем предложения рабочей силы могут оказать различные программы по выплате денежных пособий (посо бия по безработице, социальные выплаты семьям с учетом численности детей и т. д.), которые снижают общую склонность иметь постоянную работу (ценность занятости).

Объем предложения рабочей силы как фактора производства зависит от миграции рабочей силы (сказываются различия в уровнях зарплаты между разными странами), а также от социальной и политической стабильности, программы сокращения армии, продолжительности учебы в средних школах, степени доступности для молодежи высшего образования.

Таким образом, в отличие от земли и капитала рабочая сила (или труд) как фактор производства выступает как формирующийся фактор - под прямым воздействием социально-экономических условий.

Для того чтобы стать фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство. Это означает, что на нее должен быть спрос, который, при прочих равных условиях, зависит от: 1)

степени загрузки имеющихся производственных мощностей, т. е. наличия свободных рабочих мест; 2)

продолжительности рабочего дня, так как удлинение или сокращение рабочего дня соответственно снижает или повышает такой спрос; 3)

темпов развития производственного потенциала на основе реализации новых проектов и т. д.; принятой технологической модели, т. е. в целом от открытия новых рабочих мест.

Включение рабочей силы в процесс производства в той или иной степени может подвергаться дискриминации.

Тотальная дискриминация проявляется тогда, когда под разными предлогами снижается национальный уровень заработной платы, вводится трудовая повинность, а само отношение к труду превращается в показатель лояльности к существующему социальному строю или политическому режиму, наконец, когда всеми способами экономят на создании нормальных условий труда.

Частичная дискриминация рабочей силы может иметь место, когда:

а) не обеспечивается равенство возможностей для отдельных групп работников найти работу;

б) затрудняется получение рабочего места для представителей национальных меньшинств или получение работы по национальному признаку, устанавливается искусственно заниженная зарплата;

в) получение работы обставляется соблюдением ряда политических, социальных и других условий («запреты на профессию»);

г) работодатели отказываются брать на работу высококвалифицированных работников;

д) женщинам-работницам при приеме на работу снижают зарплату или вообще отказывают в трудоустройстве.

В дальнейшем обозначенные здесь вопросы формирования объема спроса и предложения рабочей силы составят, в процессе изучения курса фундаментальной экономической теории, предмет специального анализа.

Пока же сделаем основной вывод о том, что рабочая сила (или труд) как фактор производства в отличие от земли и капитала выступает как фактор производства, формирующийся под прямым воздействием существующих социально-экономических условий.

Для того чтобы стать реальным фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство, быть дополненной производительным капиталом. В итоге капитал как движение предполагает наличие рабочей силы, а сама рабочая сила как фактор современного производства предполагает наличие капитала как материальной базы собственного существования.

Функционирование рабочей силы в качестве фактора производства протекает не только в виде индивидуальной рабочей силы, носителем которой выступает отдельно взятый человек.

В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Образование совокупной рабочей силы есть следствие разделения и специализации труда, его комбинирования.

Человеческий капитал. В труде как факторе производства сложно разграничить способности, данные самой природой, и навыки, сформированные в результате образования и профессионального обучения. Чтобы подчеркнуть возможность наличия этого искусственного прироста, в современных экономических концепциях широко используется понятие «человеческий капитал».

« Человеческий капитал» выступает как совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к труду, состояние здоровья, его таланты и деловые качества, а также уровень квалификации и образования, способствующие его идентификации и приносящие устойчиво дополнительный доход.

Через выделение «человеческого капитала» (примерно с 60-70-х їтодов XX в.) подчеркивается возможность «поставки» домашним хозяйством на рынок труда не просто живого человеческого организма, способного к простому труду, а рабочей силы, наделенной высокими интеллектуальными способностями.

Мы уже знаем, что рабочая сила определяется как совокупность физических, умственных, интеллектуальных и т. п. способностей, которые человек может использовать в процессе труда. Но для того чтобы обладать такими способностями, необходимо предварительно сформировать их в процессе воспитания и образования.

Семья начинает тратиться на содержание ребенка, т.е. инвестировать в «человеческий капитал» с момента его появления. Так, по некоторым оценкам в США воспитание одного ребенка и предоставление ему образования на уровне колледжа обходится семье в 500 тыс. долларов.

Чем больше такие инвестиции в «человеческий капитал», тем больше вероятность подготовить более квалифицированную рабочую силу. Легко доказать, что разница, например, между высококвалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силой основывается на разных объемах инвестиций в «человеческий капитал».

Таким образом, формирование рабочей силы как фактора производства включает также и процесс инвестирования в «человеческий капитал». В качестве инвестиций в «человеческий капитал» признаются любые действия, повышающие квалификацию и способности настоящего или будущего работника.

Основными направлениями такого инвестирования выступают образование, воспитание и здоровье. Инвестором в «человеческий капитал» могут выступить не только семья, но и государство, фирмы, разного рода ассоциации, наконец, сам работник.

Получение дополнительного дохода с «человеческого капитала» (см. рис. 3.10) для семьи есть своеобразная компенсация ранее понесенных затрат. Одновременно прирост с определенного момента денежного дохода облегчает семье продолжение уже начатого процесса формирования «человеческого капитала». Кроме возросшего денежного дохода в качестве дополнительных социальных выгод неденежного характера следует выделить расширение кругозора и круга общения, а также приобретение навыков воспринимать и редуцировать (рождать) новые идеи.

Рис. 3.10. Формирование и реализация «человеческого капитала» на уровне домашнего хозяйства

Семья в какой-то момент может оказаться перед выбором: или купить новый дом и улучшить жилищные условия; или купить участок земли и освободиться от платежей за аренду; или учить своих детей необходимым наукам, дать им возможность получить диплом и соответствующую специальность.

Внешне здесь обнаруживаются весьма разные действия и весьма разные экономические последствия с точки зрения формы и ликвидности (возможности возврата) вкладываемых денежных средств. Но общность всех данных возможных действий состоит в том, что в любом случае люди стремятся получить «запас» (капитал): или материальный, или «человеческий».

Выделим особое экономическое правило: со временем все такие инвестиции в «человеческий капитал» должны быть компенсированы (затраты на обучение, книги, потерянный за период учения элементарный денежный доход и т. д.).

Есть смысл сделать не менее полезный вывод на перспективу: те профессии, которые требуют более длительной и дорогостоящей подготовки, которые предполагают формирование «человеческого капитала» и более квалифицированной рабочей силы, должны оплачиваться выше.

Теория «человеческого капитала» объясняет справедливость дифференциации уровней заработной платы в национальной экономике, раскрывает некоторые причины наличия более высокого уровня безработицы среди неквалифицированных работников. Получается, что инвестиции в «человеческий капитал» выступают как особая разновидность социального страхования по безработице. Кроме того, дан ная теория подчеркивает особое значение семьи в воспроизводстве рабочей силы и формировании «моды» на получение образования как высшей потребности современного человека.

Признаками образования и наличия «человеческого капитала» выступают, в конечном счете, не сами понесенные денежные расходы и оплаченные счета за учебу, а развитые интеллект и интеллигентность, профессиональные знания и широта кругозора, культура и дисциплинированность.

Нужно помнить: при наличии образования недостаток воспитания чувствуется в межличностных отношениях особенно остро.


Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) – это земля.

Труд как фактор производства также неоднородное понятие, в комплексе означающее совокупные усилия людей. Поскольку профессий и специальностей существует очень много, и для каждой из них требуются специфические знания и умения, для их получения нужна соответствующая подготовка. Обучение позволяет приобрести эти знания и повысить уже имеющуюся квалификацию. Население, способное трудиться, имеет название рабочей силы. Для России рабочую силу составляют мужчины (18-60 лет) и женщины (18-55 лет).

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд – это не просто двигатель прогресса, труд – это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные – это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд – это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник – это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Труд - это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный - ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный - это труд то­каря, продавца, врача, учителя - и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий "трудоспособный возраст" и "трудоспособное состояние" в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.



Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой - от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности. Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно по их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в стране дошкольного воспитания професси­онального образования и - всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день - это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда. Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя - время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом: недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот. Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это - его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект - убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала. В целом производительность определяется одновременно несколькими факторами: если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

В товарном хозяйстве труд одновременно является общественным и частным. Первая особенность труда связана с его специализацией и соответствующим разделением труда товаропроизводителей. Труд отдельных производителей предстает как часть общественного труда, создающего общественный продукт. Он является трудом для удовлетворения потребностей других людей, то есть трудом на общество.

При этом труд одного производителя оказывается связанным с трудом других, что характеризует обобществление труда. Благодаря обобществлению труда экономика превращается в единую общенациональную систему, именуемую в экономической теории народным хозяйством. Так что системность экономики, ее народнохозяйственный характер обеспечиваются обобществлением труда, обусловленным развитием товарного производства.

Вторая особенность труда заключается в том, что он выступает как труд обособленных, экономически самостоятельных товаропроизводителей, имеет частный характер.

В основе этого характера труда лежит частная собственность на капитал как фактор производства и на производимый товар. Она обусловливает то, что производство того или иного товара является частным делом владельца капитала как товаропроизводителя. Лишь рынок через покупку товара признает труд его производителя общественным - трудом на общество. Но произведенный товар могут не купить на рынке, что означает его непризнание обществом. В этом случае вложенный в него труд так и остается частным.

Следующая характерная особенность труда в товарном производстве заключается в его подчиненном положении по отношению к капиталу. Это обусловлено тем, что именно собственность на капитал как фактор производства определяет собственность на произведенный товар, и именно собственники товаров, включая деньги как товар-эквивалент, являются субъектами рынка. Отсутствие капитала обусловливает и отсутствие возможности выхода на рынок с произведенным товаром. В этом случае единственным товаром, который можно продать, становится способность человека к труду, то есть рабочая сила. Покупателем такого товара становится владелец капитала, достаточно крупного, чтобы привлекать для обеспечения его функционирования дополнительную рабочую силу.

Труд в системе социально-экономических отношений может быть свободным, либо наемным.

Свободным является труд собственников капитала, которые сами определяют условия труда, его напряженность и продолжительность. Товарный характер производства обусловливает такую особенность данного труда как его единство с предпринимательской деятельностью. Эта деятельность включает выбор вида товара, который нужно производить, организацию производства такого товара и его реализацию.

Подобное единство труда и предпринимательской деятельности характерно для мелкотоварного производства, именуемого простым товарным производством. Его представителями являются ремесленники, фермеры (крестьяне), торговцы.

При достаточно крупных размерах капитала необходимый для его использования труд может быть возложен на наемных работников, а за собственниками капитала остается чисто предпринимательская деятельность. Так возникает отделение труда работников от предпринимательской деятельности, отражающее отношения найма.

Наемный труд возникает при трех основных условиях.

Первое условие. Личная свобода работников как собственников своей рабочей силы, которая позволяет им распоряжаться ею по своему усмотрению, в том числе продавать на рынке труда. Такой возможностью не обладали в свое время ни рабы, ни крепостные крестьяне, так как не были лично свободны.

Второе условие. Лишение работников собственных средств производства в виде земли и капитала, а также средств существования. Так, в свое время развитию наемного труда способствовало освобождение крепостных крестьян без земли. Мы также знаем уже, что могут лишиться собственных средств производства и разорившиеся в результате действия закона стоимости мелкие товаропроизводители.

Третье условие. Сосредоточение крупного капитала как фактора производства в руках отдельных людей, именуемых капиталистами. Этот процесс получил название «первоначальное накопление капитала». В результате данного процесса появляются владельцы крупных капиталов, не способные обеспечить его функционирование собственным трудом без привлечения наемных работников.

В целом, отношения найма возникают при наличии, с одной стороны, массы людей, лишенных собственных средств производства и средств существования и обладающих лишь рабочей силой, потому вынужденных идти в наем, а с другой - крупных капиталов, требующих для своего функционирования значительных затрат труда. Сам характер данных отношений обусловливает подчиненное положение труда по отношению к капиталу - ведь именно владельцы капитала нанимают носителей труда, а не собственники рабочей силы нанимают капитал.

Рабочая сила как товар

Отношения найма предполагают сделку между работником и собственником капитала о предоставлении в распоряжение второго рабочей силы первого за определенную плату.

С точки зрения отношений собственности, рабочий, как владелец рабочей силы передает право ее использования, распоряжения и присвоения результатов ее использования владельцу капитала. По-существу, это не что иное, как сделка купли-продажи рабочей силы как товара.

Существование рабочей силы как товара предполагаетналичие у нее характерных всем товарам свойств: стоимость и потребительная стоимость.

Стоимость товара «рабочая сила» определяется вложенными в ее производство затратами:

1. Затраты на необходимые рабочему и его семье средства существования.

2. Затраты на образование рабочего, как общие, так и профессиональные.

3. На восстановление способности к труду.

4. Затрат на содержание детей рабочих.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» может себя проявить лишь в процессе ее потребления, то есть в процессе труда. Ее полезность оценивается покупателем – владельцем капитала. Для последнего эта полезность заключается в способности рабочей силы производить нужный товар. Однако, только этим ее полезность ограничиться не может. Ведь производство организуется владельцем капитала ради дохода, получаемого от продажи произведенных товаров. Причем такое производство для владельцев капитала приобретает экономический смысл, если стоимость произведенных товаров превышает стоимость затраченных факторов производства этих товаров, то есть получается дополнительная, или прибавочная стоимость.

Поскольку прибавочная стоимость - часть стоимости производимого товара, то она также создается трудом. Значит, рабочий, создавая стоимость товара, создает и прибавочную стоимость. В этой способности создавать прибавочную стоимость заключается главная полезность рабочей силы для владельцев капитала.

Ценой рабочей силы является заработная плата. Она предстает как денежное выражение стоимости рабочей силы.

Наемный труд применяется на сравнительно крупных предприятиях, которые в условиях товарно-денежных отношений имеют преимущества перед мелкими и средними предприятиями. С развитием товарного производства возрастает доля наемного труда. Это обуславливает социально-экономическую значимость отношений между владельцем капитала и наемными рабочими. Центральное место в этих отношениях занимают отношения, касающиеся производства и распределения стоимости производимых товаров, включая прибавочную стоимость.

Процесс труда как процесс производства стоимости и прибавочной стоимости

Процесс производства товара требует использования всех факторов производства. Использование наемного труда предполагает, что функцию организации производства выполняет владелец капитала непосредственно либо опосредованно черед передачу факторов в распоряжение специалистов по управлению – менеджеров.

При анализе процесса труда следует учитывать его двойственный характер. Одновременно он предстает как труд конкретный и как абстрактный.

Будучи конкретным, труд создает потребительную стоимость товара со всеми его физическими свойствами и качествами.

Одновременно труд является абстрактным, выступая в виде затрат энергии работника, его мускулов, нервов и т.п. как таковой он создает новую стоимость.

Труд наемного работника делится на две части. Одна создает стоимость, равную стоимости их рабочей силы, другая – прибавочную стоимость. Это означает деление труда не необходимый и прибавочный. На необходимое и прибавочное время делится и рабочий день. Результат необходимого труда достается рабочему в виде заработной платы, а прибавочного – владельцу капитала. Для владельца капитала особую ценность представляет способность рабочей силы создавать стоимость больше собственной на величину прибавочной стоимости.

Дополнительный доход можно рассматривать как дополнительную или избыточную прибавочная стоимость. Возможность получения избыточной прибавочной стоимости выступает в качестве стимулятора роста производительности труда рабочего.