Северная Буковина: между Киевом, Бухарестом и здравым смыслом. Буковина. Другая Западная Украина Где находится буковина

Кровопролитная война в Новороссии длится уже год. За это время киевский режим так и не смог, да и не постарался понять, что Украина не является единым в этническом отношении государством, и модель конструирования украинской нации, изобретенная в Австро-Венгрии сто лет назад и принятая на вооружение украинскими националистами прошлого и настоящего, непригодна к использованию. Народно-освободительное движение в Новороссии - лучшее тому подтверждение. Ведь при условии этнического и культурного единства страны война на Донбассе была бы невозможна, как ни старались бы Россия и прочие мнимые «враги». О кардинальных отличиях между тремя основными регионами - Западом, Центром и Юго-Востоком - написано много. Юго-Восток - это Новороссия, русская земля, ставшая таковой благодаря победам Российской империи и затем включенная в состав искусственно созданной Украинской ССР. Центр - это Малороссия. Как раз то, что мы привыкли называть «Украиной». Ну и Запад - регион не в меньшей степени разнородный, чем все украинское государство в целом.

Западная Украина - не едина

Западная Украина также подразделяется минимум на три региона - Галицко-Волынский, где основную массу населения составляют «галичане» - украинский субэтнос, имеющий кардинальные отличия не только от русских Новороссии, но и от малороссов Центральной Украины; Закарпатский, где проживают русины, являющиеся носителями собственной русинской идентичности и никогда не враждовавшие с Россией, по крайней мере так, как это делают галичане; Буковинский, где также проживают русины, впрочем, имеющие определенные отличия от русин Закарпатья. Каждый из перечисленных регионов обладает неповторимой культурной спецификой и имеет собственную богатую и сложную . Во многом она связана с историей соседних народов, с которыми граничат эти регионы. «Галичане многое заимствовали у поляков, русины Закарпатья длительное время находились в орбите венгерского влияния, а русины Буковины соседствовали с румынами.

С галичанами все понятно - за столетия польского, а затем и австро-венгерского господства, они восприняли многие элементы польской и германской культуры. Значительная часть галичан стала греко-католиками - так называемыми «униатами». Хотя среди галичан до начала Первой мировой войны был сильный пророссийский элемент, впоследствии он усиленно изживался властями тех стран, в состав которых входили земли Галиции. Австро-венгры, а затем поляки и гитлеровцы, стремились «на корню» уничтожить любые русофильские настроения среди жителей Галицкой Руси. В значительной степени им это удалось. Именно Галиция дала основной костяк боевиков украинских антисоветских вооруженных организаций, а в постсоветский период стала «кузницей» современного украинского русофобского национализма.

Полная противоположность Галиции - Закарпатье. Здесь живут русины - представители уникальной народности Карпатских гор. Само слово «русин» прекрасно иллюстрирует их связь с большим русским миром. Другое дело, что годы австро-венгерского владычества не прошли бесследно и для Закарпатья. Здесь также удалось добиться «украинизации» значительной части русин, превратив их в «украинцев». Кое-кто даже воспринял русофобские настроения. Однако в целом политический климат в Закарпатье всегда отличался от настроений в Галиции. Многие русины находились на пророссийских, а затем просоветских позициях. К сожалению, в Советском Союзе существование русин фактически игнорировалось, так как они, в соответствии с официальной линией, считались субэтнической группой украинской нации. Советское правительство проводило политику «украинизации» земель, никогда прежде не составлявших единого государственного пространства, но вошедших в состав Украинской ССР. Тем самым, руководители Советского Союза закладывали мину замедленного действия под Россию и русский мир. Сегодня, спустя почти столетие после Октябрьской революции, эта мина приведена в действие в Новороссии. Закарпатье - второй после русского Юго-Востока «опальный» регион постсоветской Украины. Дело в том, что даже сейчас русины Закарпатья, особенно те, что сохранили национальную самоидентификацию, выступают против украинского национализма, навязываемого Киевом. Многие выражают солидарность с народом Донбасса, отказываются от призыва на военную службу в ВСУ, ведут антикиевскую агитацию. Но о Закарпатье, во многом благодаря активной общественной деятельности русинских организаций, в России знают многие. Между тем, есть и третий регион, географически относящийся к Западной Украине, но, в отличие от Галиции и Закарпатья, куда меньше освещаемый в СМИ. Это - Буковина.

Как и многие другие исторические области Восточной Европы, Буковина в настоящее время поделена между двумя государствами. Южная часть Буковины входит в состав Румынии и формирует жудец (область) Сучава. Северная Буковина в 1940 году, вместе с Бессарабией, вошла в состав Советского Союза. Тогда румынские власти, опасаясь военной операции СССР по присоединению Бессарабии и Северной Буковины, пошли на добровольные территориальные уступки. Так Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР, а после распада Советского Союза под тем же наименованием осталась в составе «самостийной» Украины.

От Австро-Венгрии до советской власти

С давних времен «страну бука», а именно в честь дерева и называется регион, населяли славянские племена, на основе которых впоследствии сложился этнос русинов. Начиная с Х в. северная часть Буковины входила в орбиту влияния древнерусского государства. До первой половины XIV века она являлась частью Галицкого, а затем Галицко-Волынского княжеств, затем два десятилетия находилась в составе Венгерского королевства, а со второй половины XIV в. в политико-административном отношении стала частью Молдавского княжества. С XVI по конец XVIII вв. земли Буковины, как и всей Молдовы в целом, находились в зависимости от Османской империи. По итогам Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. земли Буковины оказались в составе Австро-Венгерской империи. Произошло это потому, что австро-венгерские войска, воспользовавшись ослаблением Османской империи, занятой войной с Россией, вторглись на территорию Буковины и принудили турок уступить им регион. Передача Буковины под власть Австро-Венгрии была задокументирована в Константинополе в 1775 году. В составе Австро-Венгерской империи Буковина образовала Черновицкий округ королевства Галиции и Лодомерии, а в 1849 году получила статус отдельного герцогства. Столицей герцогства Буковины стал город Черновцы.

Первая мировая война привела к краху четырех империй - Российской, Османской, Германской и Австро-Венгерской. На территории Австро-Венгрии, в соответствии с манифестом Карла I Габсбурга, предполагалось создание шести суверенных государств - Австрии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Югославии и Украины. Что касается буковинских земель, то ожидалось их включение в состав планируемого украинского государства. Подобный расклад был вполне ожидаемым, поскольку Австро-Венгрия последние десятилетия своего существования усиленно проводила политику «украинизации» и пыталась сформировать искусственным путем украинскую нацию, в качестве ядра которой были выбраны галичане - жители Королевства Галиции и Лодомерии, наиболее лояльные к австрийским властям. Другие государства Запада план по созданию украинского государства также устраивал, поскольку способствовал расчленению России и русского народа. Проблема заключалась в том, что в Буковине практически не было «украинцев», то есть галичан. Местное славянское население составляли русины, которые на тот период в большинстве своем еще не являлись носителями украинской идентичности. Об «украинстве» славян Буковины говорили только немногочисленные политики, идеологически и, возможно, финансово мотивированные в свое время Австро-Венгрией. Тем не менее, 25 октября 1918 года власть в Буковине перешла к Украинскому краевому комитету, в соответствии с решением которого земли Буковины 3 ноября 1918 г. вошли в состав Западно-Украинской Народной Республики. Президентом края избрали украинского политика Емельяна Поповича. Однако происходящее не устраивало румынское меньшинство населения Буковины. Несмотря на то, что численность румын в Буковине не превышала трети населения региона, они не собирались жить под управлением украинских властей. Румынские общины Буковины рассчитывали на помощь Бухареста. Еще 14 октября 1918 г. в Черновцах прошло Народное собрание румын Украины, избравшее Национальный совет и Исполнительный комитет, главой которого стал Янку Флондор. Национальный совет румын Буковины, узнав о провозглашении края частью Западно-Украинской народной республики, официально обратился за помощью к румынскому правительству.

11 ноября 1918 г., спустя неделю после включения края в состав Украины, в Черновцы вошли подразделения 8-й румынской пехотной дивизии, которыми командовал генерал Якоб Задик. Спустя 4 дня в резиденции черновицкого митрополита состоялся Всеобщий съезд Буковины, на котором численно преобладали румынские делегаты. Они и определили будущее края - съезд единогласно принял Декларацию об объединении с Румынией. Так более чем на два десятилетия Северная Буковина стала частью румынского государства. Естественно, что в годы принадлежности Буковины к Румынии, в регионе продолжалась дискриминация русинского населения, выражающаяся в политике «румынизации». Следует отметить, что значительная часть населения Бессарабии и Северной Буковины не была довольна румынским правлением. В регионах действовали просоветские организации коммунистического толка. Росту антирумынских настроений способствовала дискриминация славянского населения румынскими властями. Как и во время австро-венгерского господства, в румынской Буковине был запрещен русский язык, но дискриминации подвергались и те русины, которые восприняли украинскую идентичность. Бухарест вообще был заинтересован в «румынизации» всех национальных меньшинств страны.

Когда в 1940 г. Советский Союз, воспользовавшись хорошими на тот период отношениями с Германией и стремительным захватом Западной Украины и Западной Белоруссии, предъявил ультиматум Румынии, королевскому правительству не оставалось ничего иного, как пойти на выполнение требований Москвы. В заявлении, которое В.М. Молотов вручил румынскому послу, в частности говорилось, что правительство СССР видит необходимость в «передаче Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу могла бы представить, правда, лишь в незначительной степени средство возмещения того громадного ущерба, который был нанесен Советскому Союзу и населению Бессарабии 22-летним господством Румынии в Бессарабии». В течение шести дней подразделениями РККА была занята территория Бессарабии и Северной Буковины. На землях Северной Буковины образовалась Черновицкая область УССР - самая маленькая по территории союзная область. После войны границы СССР были зафиксированы по состоянию на 22 июня 1941 г., что предполагало вхождение Бессарабии частью в состав Молдавской ССР, частью - в состав Украинской ССР, а Северной Буковины - в состав Украинской ССР. Однако, несмотря на соглашение с Советским Союзом, Румыния никогда не отказывалась от территориальных претензий на Бессарабию и Северную Буковину, хотя в разные периоды своей истории предпочитала и не декларировать свои претензии публично.

Советская Буковина совершила настоящий скачок в социально-экономическом развитии. В Черновицкой области создавались современные промышленные предприятия, открывались школы, больницы, профессиональные учебные заведения. Уровень жизни населения области значительно повысился. Черновцы стали важным центром высокоточного производства, что способствовало увеличению численности населения и города, и области за счет приезжающих из других регионов УССР и СССР в целом специалистов. В городе производились полупроводниковые материалы, действовал филиал Особого конструкторско-технологического бюро Института проблем материаловедения Академии наук. При советской власти население Северной Буковины впервые забыло о том, что такое безработица, неграмотность (еще в начале ХХ века неграмотность здесь была практически всеобщей, так как русских школ в Австро-Венгрии быть не могло, а в немецких русинские дети не могли учиться по причине языкового барьера).

Чудесные трансформации этнического состава Буковины

Вхождение в состав Украинской ССР означало следующий этап «украинизации» русинского населения Буковины. Следует отметить, что более столетия назад, в 1887 году, численность населения Буковины достигала 627,7 тыс. человек. Из них 42% составляли русины, 29,3% - молдаване, 12% - евреи, 8% - немцы, 3,2% - румыны, 3 % - поляки, 1,7% - венгры, 0,5% - армяне и 0,3% - чехи. При этом численность православного населения края достигала 61% населения, иудейского - 12%, евангелического исповедания - 13,3%, римско-католического - 11%, греко-католического - 2,3%. Еще одной небольшой и интересной группой населения Северной Буковины были липоване - русские старообрядцы, которые играли заметную роль в экономической жизни края. Как мы видим, православное население составляло более половины жителей Буковины, а самой многочисленной этнической группой были русины. Ни о каких украинцах в перечне национальностей Буковины конца XIX века не говорится. При этом отсутствие в списке национальностей украинцев не является замалчиванием или следствием дискриминационной политики - до начала ХХ века их действительно не было.

В Буковине жили русины, считавшие себя «руским» народом (именно так, от слова «Русь»). Как писал в свое время известный буковинский общественный деятель Алексей Геровский (1883-1972), «русское население Буковины исстари считало себя русским и не имело никакого понятия о том, что существует какая-то украинская нация и что они должны превратиться в «украинцев» и больше не называть ни себя, ни своего языка русским. Когда, в конце прошлого столетия, пришлые галичане начали пропагандировать в Буковине идею сепаратизма, они вначале, в течение нескольких десятилетий, не смели называть ни себя, ни свой новый «литературный» язык украинским, но называли себя и свой язык руским (через одно «с»). Все русские буковинцы сочли это польской интригой» (Цит. по: Геровский А.Ю. Украинизация Буковины).

Наиболее быстрыми темпами украинизация Буковины началась перед Первой мировой войной, когда с целью искоренения пророссийских настроений австро-венгерские власти стали уделять колоссальное внимание формированию конструкта украинской нации. Но и после Первой мировой войны большая часть славянского населения Буковины еще идентифицировала себя как русины. Ситуация изменилась после присоединения Северной Буковины к Советскому Союзу. В СССР существовала Украинская советская социалистическая республика, титульной нацией которой считались украинцы. Этих украинцев и предстояло формировать из малороссов Центральной Украины, великороссов, малороссов и обрусевших греков Новороссии, а позже - и из галицийских, буковинских и закарпатских русинов. Согласно официальной переписи населения Украины, проведенной в 2001 г., в Черновицкой области, существующей на территории исторической Северной Буковины, украинцы составляют 75% населения, румыны - 12,5% населения, молдаване - 7,3% населения, русские - 4,1% населения, поляки - 0,4% населения, белорусы - 0,2% населения, евреи - 0,2% населения.

Процентное соотношение этнических групп региона, таким образом, коренным образом отличается от национальной карты столетней давности. Понятнее всего дело обстоит с большей частью еврейского населения Буковины, доля которого уменьшилась с 12% до 0,2%. Многим евреям не удалось пережить страшные годы гитлеровской оккупации, очень большое количество евреев, начиная с конца XIX века, эмигрировало в другие страны Европы, в США, а с середины ХХ века - в Израиль. Некоторая часть вследствие межнациональных браков растворилась в славянском и румынском населении. Схожа с евреями и судьба поляков - кто эмигрировал, уехал на историческую родину в Польшу, кто - растворился среди «75% украинцев». Численность румын и молдаван также сократилась, но не настолько заметно. Зато украинское население теперь составляет три четверти жителей Черновицкой области. Но едины ли буковинские украинцы - вот в чем вопрос?

Сегодня «украинцы» Черновицкой области включают в себя как русинское население, так и переселенцев из других областей Украинской ССР и постсоветской Украины, а также русских, молдаван, румын, евреев, цыган, немцев, записывавшихся украинцами. Собственно русинское население Буковины также никогда не было единым. Оно составляет три группы. Северо-восточные районы Черновицкой области населяют руснаки, или бессарабские русины. На северо-западе проживают подоляне, в западной части области - гуцулы. Каждая из перечисленных субэтнических групп русинов имеет собственные культурные отличия и далеко не все из них идентифицируют себя как украинцы. Хотя, следует отметить, что позиции русинского движения в Черновицкой области значительно менее крепки, чем в Закарпатской.

Процесс украинизации русинского населения Буковины был начат в свое время австро-венгерскими властями, опасавшимися распространения пророссийских настроений. Конечно, идеальным вариантом для австро-венгерского руководства была германизация края. Немецкоязычное население составляло большинство в Черновцах, да и в других городках Буковины - ведь горожанами здесь были или немцы - переселенцы из Австрии и Германии, или евреи, разговаривавшие на идиш, близком к немецкому языку. Русинское население было сосредоточено в сельской местности и не охватывалось системой немецкоязычного школьного образования. Поэтому австро-венгерские власти постепенно осознали, что германизировать русинское население не получится и решили, что куда более эффективным вариантом будет включение его в состав конструируемой украинской нации. Ситуация усложнялась тем, что в Галиции было сильно польское влияние, значительная часть населения исповедовала униатство, и греко-католическое духовенство являлось надежным проводником идеи «украинизации» русинского населения.

Православных славян Буковины украинизировать было сложнее - они не понимали, почему должны отказываться от русской идентичности, если тоже исповедуют православие и говорят на «руском» языке. Как вспоминал А.Ю. Геровский, «в последних десятилетиях прошлого столетия буковинская русская интеллигенция состояла главным образом из православных священников. Униатов в Буковине было очень мало и то только по городам. Но и униаты в то время считали себя русскими. В главном городе, Черновцах, униатская церковь всеми называлась просто русской церковью, а улица, на которой эта церковь находилась, даже официально называлась по немецки Руссише Гассе (официальный язык в Буковине был немецкий)» (Геровский А.Ю. Украинизация Буковины).

Для облегчения задачи по украинизации буковинских русинов австро-венгерские власти назначали в Буковину учителей и администраторов - выходцев из Галиции, которые должны были личным примером убедить буковинских русинов в их «украинстве». Но местное население подобных проповедников украинской идентичности принимало враждебно, и дело было не только в непонимании самого смысла навязывания «украинства», но и в банальном бытовом неприятии надменно державшихся чужаков, которые мало того, что назначались на должности вместо местных жителей, но и считали последних людьми второго сорта. Неприязненное отношение буковинских русинов к присланным из Галиции проповедникам «украинства» повлекло за собой обвинения со стороны последних в том, что буковинцы вместо «объединения с братьями - галичанами» ударяются в индивидуализм и не желают участвовать в возрождении «единой украинской нации».

Идеологами украинизации Буковины стали два политических авантюриста неопределенного национального происхождения, почему-то считавших себя «украинцами». Первым был Стефан Смаль-Стоцкий, которому Черновицкий университет присвоил профессорское звание без какой-либо научной подготовки. Заслугой Смаль-Стоцкого посчитали упорную пропаганду «самостоятельности» рутенского (русинского) языка от русского языка. Впоследствии Смаль-Стоцкий попал под следствие за растрату казенных денежных средств. Второй - барон Николай фон Вассилко. Вроде как австрийский аристократ, судя по приставке «фон», но со слишком нетипичными для немца именем и фамилией. На самом деле, Вассилко был сыном румына и армянки и вообще не владел ни одним из славянских языков и наречий - ни русским, ни галицийским, ни русинским. Однако именно ему Австро-Венгрия доверила представлять буковинских славян в австрийском парламенте, так как фон Вассилко был активным сторонником концепта о существовании украинской нации, независимой от русского народа. . В современных украинских источниках Вассилко именуют "Василько Миколой Миколовичем" и, разумеется, называют видным деятелем украинского движения.

Барон Василлко не только активно пропагандировал украинскую идентичность, но и занимался всевозможными экономическими махинациями, играя важную роль в теневой экономике Австро-Венгрии. Как мы видим, финансовая нечистоплотность часто сопутствовала сторонникам украинского национализма - видимо и австро-венгерские власти выбирали для провокационной деятельности людей, которых было легко "держать на крючке". Именно барон Вассилко стал одним из инициаторов массовых репрессий против деятелей буковинского пророссийского движения перед Первой мировой войной. По доносам Василлко, начиная с 1910 г. австро-венгерские власти осуществляли планомерное уничтожение православного русинского населения в Буковине. Многие видные деятели православного пророссийского движения были убиты или попали в концлагерь Талергоф. таким образом, этот "пламенный борец за украинскую идею" повинен в смертях и искалеченных судьбах многих славян Буковины. После прихода к власти петлюровской Директории, Вассилко занимал должность посла УНР в Швейцарии. Умер своей смертью в 1924 г. в Германии.

Свидетельством значительных культурных различий Буковины и той же Галиции является равнодушное отношение жителей Черновицкой области к идее «самостийности». В годы Великой Отечественной войны украинским националистам так и не удалось заручиться на территории Буковины сравнимой с Галицией поддержкой населения. В Великой Отечественной войне, сражаясь в рядах советской армии, погибло 26 тысяч жителей из 100 тысяч призванных на военную службу буковинских мужчин и юношей. Получается, что каждый четвертый буковинский мужчина призывного возраста отдал жизнь в борьбе против гитлеровских оккупантов. До двух тысяч жителей Буковины ушли в партизанские отряды и подпольные группы. Конечно, были и те, кто вступал в ряды коллаборционистов, украинских националистических организаций, но в целом они находились в меньшинстве.

Украинизация, румынизация или... вместе с Россией?

После распада СССР и провозглашения независимости Украины население Черновицкой области встретило эту менее воодушевленно, чем жители Галиции и киевская националистически настроенная интеллигенция. На протяжении двух постсоветских десятилетий в Черновицкой области продолжался процесс украинизации, благодаря которому Киеву удалось добиться определенных продвижений в утверждении украинской идентичности, особенно среди молодого поколения буковинцев. В то же время, настроения жителей Черновицкой области куда менее националистические, чем в той же Галиции. Во-первых, это связано с присутствием значительной доли национальных меньшинств в населении области. К примеру, тем же румынам нет никакого смысла поддерживать идеи украинского национализма. Тем более, что румынское население прекрасно понимает перспективы дальнейшего развития событий в области в случае укрепления позиций киевского режима - будет взят курс на украинизацию не только русинского, но и румынского и молдавского населения Буковины. В каком-то смысле положение буковинских румын напоминает венгров Закарпатья, однако есть и существенные различия. В последние годы Венгрия является едва ли не единственной страной Восточной Европы, демонстрирующей способность к более-менее самостоятельной внешней и внутренней политике. В частности, Венгрия стремится к укреплению экономических отношений с Россией, венгерские патриотические организации очень обеспокоены положением своих соплеменников в Закарпатской области Украины.

Что касается Румынии, то она куда более зависима от американской внешней политики. Фактически Румыния следует марионеточным курсом, как и другие восточноевропейские страны. Россия воспринимается в Румынии как естественный противник, прежде всего - в контексте приднестровского конфликта. Известно, что румынские националисты издавна рассчитывают рано или поздно включить в состав Румынии Молдову. Естественно, что в данном случае речь будет идти и о захвате Приднестровья. Именно активная политика российского государства препятствует реализации экспансионистских планов по созданию «Великой Румынии».

Еще в 1994 г., спустя три года после распада СССР, Румыния денонсировала Договор о режиме советско-румынской границы. Таким образом, претензии к Украине по поводу Северной Буковины и Бессарабии, приобрели открытый характер. Лишь в 2003 г. между Украиной и Румынией был подписан новый договор о румыно-украинской границе, однако он заключался на десятилетнюю перспективу и истек в 2013 г., как раз в год Евромайдана, а во-вторых, Румыния подписывала его, чтобы иметь формальные основания быть принятой в НАТО. Ведь страна с нерешенными территориальными спорами не может, согласно принятым правилам, находиться в составе НАТО. Когда в 2014 г. в Киеве в результате мятежа был свергнут президент Виктор Янукович, румынское правительство приветствовало «революцию» и пообещало новому режиму свою поддержку. И это при том, что реальные интересы Румынии лежат в плоскости возвращения в состав страны Северной Буковины. Не случайно еще несколько лет назад в Черновицкой области была произведена массовая выдача румынских паспортов всем желающим жителям Северной Буковины, имеющим румынское и молдавское происхождение. Всего румынские паспорта получили около 100 тысяч украинских граждан - жителей Черновицкой и Одесской областей Украины.

Тем самым, Бухарест не только взял под защиту румын и молдаван Буковины и Бессарабии, но и дал понять - не исключена вероятность наступления той ситуации, когда гражданство Румынии в Северной Буковине станет реально востребованным. Конечно, киевский режим не будет возвращать Черновицкую область Румынии, поскольку в противном случае у украинского руководства не останется никаких аргументов по ситуации с Крымом и Донбассом. Но в случае отказа от возвращения Северной Буковины Румынии, Украина обречена на сохранение «тлеющего конфликта» со своим юго-западным соседом. Единственное, что может помешать этому конфликту - прямой запрет на выяснение отношений со стороны американских хозяев Киева и Бухареста, который мы видим в настоящее время.

Что касается интересов населения Черновицкой области, то вряд ли они тождественны идеям румынских националистов в Бухаресте или проамериканского режима в Киеве. Люди самых разных национальностей, населяющие Северную Буковину, хотят спокойно жить и работать. Естественно, не входит в их планы гибнуть на далеком Донбассе или отправлять на погибель туда своих отцов, мужей и сыновей. Фактически население региона, как и других областей Украины, стало заложником политики Киева. Политики, осуществляемой в геополитических интересах США, но никак не в реальных интересах украинского населения. Между тем, России следовало бы более активно действовать в направлении решения той же буковинской проблемы. Вполне вероятно, что верным геополитическим выходом из сложившейся ситуации было бы укрепление российских позиций в Черновицкой области.

Возрождение национальной идентичности русинов - народа, признаваемого в большинстве стран Восточной Европы, но игнорируемого и дискриминируемого на Украине, является важнейшей задачей России в Карпатском регионе. Испокон веков среди русинского населения были сильны пророссийские настроения и лишь «промывка мозгов», устроенная сторонниками «украинизации», повлияла на то, что потомки этого уникального и интересного народа в значительной части утратили память о своей национальной принадлежности и стали причислять себя к украинцам. Развитие русской культуры в Буковине - необходимый, но очень сложно реализуемый, особенно в современных условиях, компонент политики по укреплению российского влияния. Тем не менее Россия может так же поддерживать пророссийски настроенную часть населения региона, как это делает Румыния в отношении румын или Венгрия в отношении венгров Закарпатья.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Буковина - самая маленькая из пяти исторических областей Западной Украины, занимающая самую маленькую в стране Черновицкую область (8,1 тыс. квадратных километров - всего в 8 раз крупнее Москвы), да и то не всю. От , Волыни Буковина отличается тем, что никогда не входила в состав Речи Посполитой - на протяжении многих веков этот регион был связан с Румынией и ее предшественниками.

И это - совершенно другая Западная Украина. В отличие от Галиции с ее роскошью и религией, от Подолии с ее бесконечной войной, Буковина - тихая, уютная и не озабоченная национальными вопросами окраина всех владевших ей государств.

Название Буковине дал бук - широколиственное дерево, близкий родственник дуба. Буковые леса - одна из "визитных карточек" Карпат и Балкан, а сам бук легко опознать по каменно-серой коре. Впрочем, я не уверен, что здесь сфотографированы именно буки - цвет тот, но у "правильных" буков кора гладкая:

В основном пейзажи Буковины выглядят так - местность пересеченная и живописная:

Чуть южнее Черновцов возвышается одинокая гора Берда (517 метров) - то ли высшая точка равнинной Украины, то ли самая дальняя из карпатских гор:

Да и супер-пещеры здесь есть. Например, третья по величине в Западной Украине (87км) Золушка, или Емил-Раковица - чуть ли не единственная в мире интернациональная пещера , входы в которую есть по обе стороны украинско-молдавской границы.

Хотя граница тут повсюду. Не государственная - так историческая. Полтора часа от Черновцов на север - и начинается Подолия:

Полтора часа на юг - и начинается Румыния:

С Румынией ярко выраженной природной границы нет, а от Подолии Буковину отделяет Днестр:

По центру Буковины же протекает река Прут (фотографий нет), на которой и стоят Черновцы. Прут образует румыно-молдавскую границу.

Вообще, эти земли правильнее называть Северной Буковиной - ведь Украине принадлежит не более трети этого исторического региона, являющегося частью Молдовы. Сама Молдова - историческая область довольно крупная, по разнообразию и самобытности ее можно сравнить со всей Западной Украиной. И делится она на три части: Молдавия, Бессарабия (которая ныне независимая) и Буковина.

Исторический герб Буковины (малый - молдавский, большой - австрийский).

Впрочем, нынешняя Черновицкая область попала в Буковину примерно так же, как Краков в Галицию. До Монгольского нашествия это была территория Древней Руси: в 1001 году по приказу Владимира Красное Солнышко был основан Хотин, а в 12 веке Ярослав Осмомысл заложил Чорен - предшественник Черновцов. После Монгольского нашествия "прото-Буковина", видимо, вошла в Подольский улус, в 1340-х годах была отвоевана Венгрией, а в 1359 году, после восстания Богдана Первого стала частью независимого от Венгрии Молдавского княжества. Его столица находилась именно в Буковине - сначала Сирет , а с 1385 года - Сучава, ставшая столицей Молдавии в 1385-1579 годах.

Тронная крепость молдавский господарей (из Википедии)

Здесь же находилась Путна - "Иерусалим румынского народа", монастырь, основанный в 1469 году Стефаном Великим и ставший его усыпальницей. Для Румынии это примерно как для России Троице-Сергиева Лавра.

С сайта "Православие.Ру ".

Из Википедии .

Но несмотря на соседство с одним из центром румынской государственности, Северная Буковина оставалась на протяжении всей своей истории славянским регионом. Впрочем, она была периферией - почти все основные события в жизни Буковины и Молдавии разворачивались южнее, будь то междоусобицы или долгая и безнадежная война с турками. В 1403 году в послании львовским купцам впервые упоминаются Черновцы как один из центров польско-молдавской торговли. Древнейшим архитектурным памятником Буковины можно считать Успенскую церковь в селе Лужаны (куда я так и не доехал), основанную не позднее 15 века (а вероятно, еще в древнерусский период).
Однако особое значение в это время получил Хотин:

В 1457-1504 годах Молдавией правил Стефан Великий, или Штефан чел Маре, который во многом напоминал своего современника Ивана Третьего - мудрый, сильный и гуманный (по меркам Средневековья, конечно!) правитель, поставивший на место бояр и успешно воевавший с врагами. При нем Молдавия не только была абсолютно независимой, но и сделалась одной из самых сильных и богатых держав Восточной Европы.
Самый яркий пласт тех времен в Бессарабии - это "каменный пояс" вдоль Днестра, крепости Хотин, Сорока, Тигина (Бендеры) и Четатя-Албэ (Аккерман, Белгород-Днестровский). В итоге в Молдавии (без Приднестровья) осталась лишь одна - Сорокская. Хотинская крепость, сильно перестроенная в последующие века - одна из самых красивых и мощных на Украине:

Впрочем, Хотинский край обособлен от Буковины - его действительно правильнее относить к Бессарабии, и русская гарнизонная церковь 19 века - тому подтверждение. Впрочем, об этом позже.

Еще один памятник средневековой Молдавии - Старая Ильинская церковь (1560) в селе Топоровцы:

Штефан чел Маре вошел в историю не только как герой Молдавии, но и как герой Православия - именно в годы его правления пал Константинополь, и защищая веру, он был близок к тому, что именно Молдова превратится в Третий Рим... но после его смерти не нашлось достойного преемника. Сначала господарь Богдан Кривой начал налаживать отношения с Турцией и ввязался в войну с Польшей, которую проиграл; Стефан Четвертый (или Штефанице - "Стефанчик") погряз в дворцовых интригах, начал войну с Валахией и был отравлен. Господарь Петр Рареш попытался централизовать власть, но его свергли турки, посадив на престол "своего человека" Стефана Лакусту, таким образом сделав Молдавию вассалом. Господари сменялись чуть ли не ежегодно, то друзьями, то врагами становились Польша и казаки. К концу 16 века Молдавия окончательно вошла в состав Османской империи.

Руины мечети в Хотине.

Двести лет Османского владычества (до 1775 года) стали, наверное, самым тяжелым периодом в истории Буковины. Наследие этой эпохи - церкви-хаты, которых всё еще много в Черновицкой области:

Это явление того же типа, что синагоги, татарские мечети , старообрядческие храмы : эстетика приносилась в жертву скрытности и простоте. Такие храмы строили там, где понимали, что уберечь их невозможно, а главным критерием была восстановимость. То же самое касается иконописи - есть даже такое понятие, как "буковинский примитивизм". И в то же время, в отличие от Речи Посполитой, Османская империя не навязывала свою религию покоренным народам - и даже в таком состоянии Буковина оставалась православной:

Но в общем до рубежа 18-19 веков Буковина жила в подполье. Однако в 1775 году, воспользовавшись поражение турок в русско-турецкой войне, австрийская императрица Мария Терезия аннексировала этот регион:

(Ратуша в Черновцах)

А в 1812 году вместе со всей Бессарабией в состав России вошел Хотин:

Но если Хотин был дальней окраиной губернии с центром в Кишинёве, то Черновцы (ставшие городом с 1491 года) оказались центром Буковинского округа, сначала подчиненного Королевству Галиции и Лодомерии, а в 1849 году выделенного в отдельную провинцию. И именно на эту эпоху пришелся расцвет Буковины - кажется, в 1850-1930-е годы было создано не менее 90% ее наследия.
Черновцы превратились пусть и в небольшой (67 тыс. жителей в начале ХХ века), но роскошный город, достойный Львова:

С таким же буйством сецессии:

И столь любимой австрийцами скульптурной обнаженкой (а специфические формы некоторых скульптур озадачили бы Фрейда):

При австрийцах сюда пришли железные дороги (1866), и появился роскошный вокзал:

Причем именно по австрийской дороге, через Львов, идут поезда в Черновцы сейчас. Ведь более прямая дорога на восток несколько раз пересекает границу Молдавии. На поезде Москва-Черновцы я ездил уже трижды - туда-обратно в Галицию и только "туда" в Подолию, и поезд этот абсолютно самый ужасный из всех, какими я пользовался. А особенностью Буковины и Ивано-Франковской области можно назвать старые дизель-поезда Д1, выпускавшиеся Венгрией по заказу СССР (1960-80-е):

А другая дорога ведет в Румынию, и ближе к границе я видел даже участки совмещенной (три рельса) "русской" и "стефенской" колеи (в кадр не попал).

Строились в это время и церкви, причем в основном православные. Архитектура и детали очень характерны - примерно так же, только проще, выглядит и большинство сельских церквей:

Православие при Австро-Венгрии осталось господствующей религией Буковины. Здесь находилась Буковинско-Далмацкая митрополия, входившая в "домашний" Карловацкий патриархат, существовавший в 1848-1920 годах в городе Сремски-Карловцы, центре австрийской провинции Сербская Воеводина.

Кафедральный собор в Черновцах (1844-64)

Буковина сыграла совершенно особую роль и в истории русского православия. Но не Московского патриархата, а староверов. При Николае Первом в России закончился период относительной религиозной свободы, начатый Екатериной Второй. В 1827 староверам было запрещено принимать священников из новообрядцев, а так как у староверов не было епископов, это грозило им потерей религии. В 1838 году в Буковину прибыли иноки-староверы Павел и Алимпий, а в 1846 году ими был найден грек Амвросий Папа-Георгополу, бывший митрополит Буковинско-Далмацкий, низложенный в 1840 году Константинопольским патриархом и живший в нищете в османской столице.

Павел и Алимпий пришли к нему не с пустыми руками, а с полученным еще в 1844 году разрешением от австрийских властей на создание старообрядческой митрополии. Был найден уже и центр - старинное село Белая Криница, основанное липованами - беглыми староверами из числа казаков (множество их поселений раскиданы по всей Молдове от Буковины до дельты Дуная).
В 1846 году Амвросий второй раз стал митрополитом - но теперь уже новой конфессии: Русской Православной Старообрядческой Церкви, более известной как Белокриницкое согласие. В наше время из 2 миллионов староверов к РПСЦ принадлежат 1,5 миллиона. И хотя в 1853 году центр РПСЦ был перенесен обратно в в Москве, Белая Криница осталась одной из главных святынь староверия:

Еще австрийский период примечателен многочисленными архитектурными экспериментами в области историзма. Архитектура Буковины отличалась от архитектуры Галиции активным использованием приемов молдавского зодчества - например, черепичные орнаменты на крышах (в данном случае Черновицкий университет, экс-резиденция Буковинско-Далмацких митрополитов):

Или Ново-Ильинская церковь в Топоровцах - типичный румынский храм, явно навеянный монастырями Молдовы, хотя и построена в 1914 году:

Первая Мировая война здесь прошла гораздо легче, чем в Галиции и Подолии - хотя город был трижды занят русскими войсками и побыл центром Черновицкой губернии Галицийского генерал-губернаторства, за распадом Австро-Венгрии не последовало новых войн. Буковина просто стала одним из жудецев (уездов) Румынии.
Развитие архитектуры же будто и не прерывалась, просто на смену"молдавским мотивам пришли валашские - так называемый "необрынковянский стиль". Вот например Никольская церковь (1927-39) в Черновцах, за форму прозванная "Пьяной церковью" - всего лишь стилизация под Епископскую церковь в столице средневековой Валахии Куртя-де-Арджеш:

А гражданские "необрынковянские" дома выглядят в основном так (слева):

Но самый характерный пласт румынского периода - функционализм, который здесь подчеркнуто безэстетичен, чем и интересен:

Вот это, например, не хрущоба, а Румынский Народный дом (1937) в Черновцах:

Дальше была Вторая Мировая война - и опять же, не столь кровавая, как в Галиции. Северную Буковину и Бессарабию Румыния в 1940 году отдала СССР в добровольно-принудительном порядке, поэтому и масштабы репрессий тут были не те. В 1941-44 годах Буковина вновь была в составе Румынии, а в Черновцах находилась гетто - однако румыны всё таки не немцы, и Холокост здесь был не столь тотальным. Благодаря усилиям черновицкого мэра Траяна Поповича было спасено более 20 тысяч евреев - он просто сумел убедить Антонеску в том, что на евреях держится экономика города.
Советский период в жизни Буковины тоже был очень тихим. Буковина вновь стала уютной глубинкой на окраине империи. Черновцы превратились в крупный промышленный центр точных производств.

И в независимой Украине Буковина отличается от своих соседей. Первое, что бросается тут в глаза по сравнению с Подолией - религиозность. Такие же, как в Галиции, часовни вдоль дорог - только не греко-католические, а православные:

А по сравнению с Галицией бросается в глаза то, что здесь явно больше симпатий к России и СССР. Здесь есть улицы Чкалова, Володарского, Московской Олимпиады и т.д.. Здесь можно увидеть и традиционную символику Победы (георгиевские ленточки, серп-и-молоты, силуэты Спасской башни), памятники-танки, и только разве что Лениных здесь нет:

В общем, Буковина производит впечатление очень толерантного региона. Причем это не "плавильный котёл" - скорее место, где разные народы мирно уживались. С чем это связано - не знаю. Может быть, с почти полным отсутствием периодов воинствующего окатоличивания, а может быть с тем, что здесь никогда не было этнического угнетения украинцев, которым "славилась" Польша.

И немного о сельской Буковине.
Традиционная деревня тут сохранилась только в скансенах:

Но осталось много других пережитков. Например, деревянная резьба:

Как румынская, так и советская. Деревянные остановки бывают не только на Русском Севере:

А вдоль дорог кое-где стоят старые ветряные мельницы. На трассе Черновцы-Хотин я видел их минимум три штуки. Они не работают, а просто украшают пейзаж - и это очень кстати, учитывая примитивность деревянных церквей. Впрочем, этот кадр я снял в скансене, но у трассы ветряки такие же:

А современная сельская Буковина впечатляет еще сильнее, чем сельская Галиция. Если в Галиции обычный крестьянский дом тянет на "дачу обеспеченного москвича", то в Буковине - на "дачу среднего бизнесмена":

Я не фотографировал через забор, так что поверьте мне на слово - во дворах подобных домов (но не конкретного этого!!! ) по плиточке гуляют куры, у дома стоит "Запорожец", и даже воду набирают из колодца. Этот феномен вряд ли возможно понять в России, где своей нищетой (особенно мнимой) гордятся..
Впрочем, здесь я наконец заснял то, что много раз видел в Галиции - даты на хатах. Почти все датированные - 1960-80-х годов:

Кстати, довольно много румын и молдаван тут живет и по сей день - по всей области около 20% (12% румыны, 7% молдаване), а в Герцаевском районе, вплотную прилегающем к Черновцам, все 90% (это была часть Южной Буковины). Еще по дороге из Черткова я заметил, что здесь много явных не славян - в Москве я бы принял их за кавказцев. Но в общем уже через пару часов различия внешности перестаешь замечать, и по крайней мере я присутствие другого народа никак не ощущал.

И в общем несмотря на ужасную погоду, Буковина мне очень понравилась.
Следующие 4 части - о Черновцах.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010

    БУКОВИНА - историческое название (с 15 в.) части территории современной Черновицкой области на Украине (Северная Буковина) и области Сучава в Румынии (Южная Буковина) … Большой Энциклопедический словарь

    буковина - сущ., кол во синонимов: 1 область (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Буковина - БУКОВИНА. См. Австро Венгрія … Военная энциклопедия

    Буковина - У этого термина существуют и другие значения, см. Буковина (значения). Линия раздела Буковины и область Герца … Википедия

    Буковина - историческая область в Южном Прикарпатье. В 1 м тысячелетии до н. э. заселена фракийцами; славянские поселения известны с VI в. С X в. в составе Древнерусского государства, затем Галицкого и Галицко Волынского княжеств; во второй половине XIV в. … Энциклопедический словарь

    БУКОВИНА - историческое название территории, входящей в состав совр. Черновицкой обл. Украины (Сев. Буковина) и обл. Сучава Румынии (Юж. Буковина). В X XI вв. являлась частью Древнерусского гос ва; в XII 1 й пол. XIV в. в составе Галицкого, а затем Галицко… … Православная энциклопедия

    Буковина - историческое название территории, входящей в состав современной Черновицкой области УССР и области Сучава СРР. Наименование получила от буковых лесов, покрывавших большую часть её территории. Северная Буковина в 1 м тысячелетии была… … Большая советская энциклопедия

    Буковина - (т. е. страна бука, Bukowina) герцогство, входящее в состав цислейтанской части Австро Венгерской монархии, граничащее на севере с Галицией, на З, кроме Галиции, с Венгрией и Седмиградией, а с Ю и В с Молдавией; имеет 10451 кв. км протяжения и на … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Буковина - Sp Bukovinà Ap Bucovina rumuniškai Ap Буковина/Bukovyna ukrainiškai L ist. sr. Rumunijoje ir PV Ukrainoje … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

    Буковина - истор. геогр. обл., Украина (Черновицкая обл.) и Румыния (жудец Сучава). Название от буковина буковый лес … Топонимический словарь

    БУКОВИНА - ист. назв. территории, входящей в состав совр. Черновицкой обл. УССР (Сев. Б.) и совр. обл. Сучава Рум. Нар. Республики (Юж. В.). Свое назв. (впервые встречающееся в 1392) Б. получила от массивов буковых лесов. Коренное население вост. слав.… … Советская историческая энциклопедия

    БУКОВИНА - историческая русская земля на юго западе России. Свое название (впервые встречающееся в 1392) получила от массивов буковых лесов. Коренное население русские племена тиверцев и уличей. В X XI вв. в составе Руси. В XII XIII вв. в составе Галицко… … Русская история

    буковина - местное название почвенной разновидности, характеризующейся черным цветом, рыхлой, легкой, рассыпчатой структурой. Залегает в виде пятен в падях или по нижним частям склонов, не образуя сплошных участков; в сухое время года сильно выдувается… … Географические названия Восточной Сибири

    буковина - кубовина … Краткий словарь анаграмм

    Буковина - іменник жіночого роду регіон в Україні та Румунії … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР , Jesse Russell , Внимание! Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР (также Бессарабская операция, Бессарабский поход, Прутский поход 1940, присоединение Северной Буковины к СССР и Бессарабская… Категория: Общество и социальные исследования Серия: Издатель: VSD , Купить за 870 руб
  • Баллада о всаднике на белом коне | Ивасюк Михаил Григорьевич , Ивасюк М. , Цирин Дмитрий , В книгу украинского писателя Михаила Ивасюка вошли два романа: «Баллада о всаднике на белом коне» и «Приговор сыну Заратустры». Первый из них посвящен истории борьбы славянского населения… Категория: Книги Издатель: Советский писатель. Москва , Купить за 234 руб
  • ДО ГАЛИЧИНИ , Поллак Мартін , До Галичини (Nach Galicien, 1984) перша книжка Мартіна Поллака, у якій письменник розвіює австрійський цукровий міф про колишню коронну землю Австро-Угорської імперії. Його уявна подорож… Категория: Видавництво Книги ХХІ Издатель: Книги-ХХІ , Производитель: Книги-ХХІ , Купить за 154 грн (только Украина)
  • Кузьма Демочко - журналіст, редактор, мистецтвознавець , Иван Фостий , От издателя:Героєм нарису є відомий в Україні і за її межами журналіст, багатолітній редактор газети «Радянська Буковина» (нині «Буковина») Кузьма Макарович Демочко, який з дня створення… Категория: Писатели, поэты и сценаристы Производитель:
Буковина на Викискладе

Букови́на (буквально страна бука ; укр. Буковина , рум. Bucovina ) - историческая область в Восточной Европе . В настоящее время северная её часть (Северная Буковина) составляет Черновицкую область Украины без Хотинского , Кельменецкого , Сокирянского , Новоселицкого и Герцаевского районов, а Южная Буковина - жудец Сучава Румынии .

Этнические общины Черновицкой области по данным переписи 2001 года: украинцы (75,0 %), румыны (2,7 %), молдаване (17,3 %), русские (4,1 %), поляки (0,3 %), белорусы (0,2 %) и евреи (0,2 %). Большая часть Буковины покрыта отрогами Карпатских гор , достигающими высот 1190-2180 м.

Реки Буковины принадлежат к бассейну Чёрного моря . Часть рек летом маловодна, но весной и после сильных ливней они выходят из берегов и производят сильные опустошения. Прут и в меньшей мере Днестр касаются границ Буковины; Сирет и Сучава берут в ней своё начало.

Климат умеренно-континентальный. Расположение в зоне степей и лесостепей делают его достаточно засушливым. Близость гор с одной стороны (из-за господства в этих широтах западного переноса) влияет как препятствие для проникновения большого количества осадков, с другой стороны - является фактором существенного понижения зимних температур. Почвы - чернозёмы на равнинных участках и серые лесные, бурые и оподзоленные в горах. На равнинных участках развито земледелие . Возвышенные территории с их лугами используются под пастбища .

Этимология

Название официально вошло в употребление в 1775 году , с аннексией территории Габсбургской империей . Название происходит от славянского слова «бук » .

Средневековье

В Южной Буковине находится древняя столица Молдавского княжества XIV - начала XVI вв. - Сучава , монастырь Путна с гробницами князей и ряд других древних монастырей Молдовы.

В составе Австро-Венгрии

герб герцогства Буковина

В 1849-1918 гг. Буковина имела статус герцогства в составе цислейтанской части Австро-Венгерской монархии , граничащим на севере с Галицией , на западе с Венгрией и Трансильванией , а на юге и востоке - с Румынией и Бессарабией .

Устройство и управление

В Буковине возникло украинское националистическое движение, хотя и более слабое, чем в соседней Галиции . В 1930 году в Черновцах появился Легион украинских националистов (ЛУР) во главе с О. Зубачинским, в 1932 году создана группа «Мстители Украины» («Месники України»). Организации установили контакты с ОУН и с 1934 года Зубачинский стал краевым руководителем ОУН на Буковине, в Бессарабии и Марамуреше .

В конце 1930-х годов политика румынизации была усилена. Новая Конституция 1938 года запрещала натурализовавшимся румынам приобретать собственность в сельской местности, а министром мог стать только румын в 3-м поколении . Правда, одновременно были сделаны уступки национальным меньшинствам, в том числе и на Буковине. В апреле 1940 года было разрешено преподавание украинского языка в школах и Черновицком университете, а также была введена должность инспектора для контроля за обучением на украинском языке (он должен был быть украинцем по происхождению) .

Присоединение Северной Буковины к СССР

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова буковина

буковина в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

буковина

историческое название (с 15 в.) части территории современной Черновицкой области на Украине (Северная Буковина) и области Сучава в Румынии (Южная Буковина).

Буковина

историческое название территории, входящей в состав современной Черновицкой области УССР и области Сучава СРР. Наименование получила от буковых лесов, покрывавших большую часть её территории. Северная Буковина в 1-м тысячелетии была населена восточнославянскими племенами тиверцев и белых хорватов. В настоящее время в Северной Б. проживают преимущественно украинцы и русские. В 10≈12 вв. входила в состав Киевской Руси, в 13≈1-й половине 14 вв. ≈ в Галицко-Волынское княжество. В 14 в. отошла к Молдавскому княжеству, с начала 16 в. до 1774 находилась под властью турок, а затем до 1918 входила в состав Австро-Венгрии. Часть Северной Б. по Бухарестскому мирному договору 1812 отошла к России. Северная Б. была тесно связана с Украиной. Крестьяне участвовали в освободительной войне украинского народа в 1648≈54 на стороне Богдана Хмельницкого. В 40-х гг. 19 в. на Северной Б. произошло восстание под руководством Л. Кобылицы. Революция 1848 заставила австрийское правительство отменить крепостное право. Но условия жизни оставались крайне тяжёлыми; с 1901 по 1910 эмигрировало около 50 тыс. чел., главным образом украинцев. Под влиянием Революции 1905≈07 в Северной Б. ширилось революционное движение, росло влияние большевиков. Великая Октябрьская социалистическая революция охватила и Северную Б. 3 ноября 1918 Буковинское народное вече решило воссоединить Северную Б. с Советской Украиной, в тот же день был избран временный ЦК компартии Буковины во главе с С. Канюком. В ноябре 1918 румынские войска оккупировали Северную Б. В 1940 по договорённости с Румынией Северная Б. была возвращена СССР и воссоединена с УССР, на её территории создана Черновицкая область. В период Великой Отечественной войны на территории Северной Б. действовали подпольные партийные и комсомольские организации, партизанские отряды. Северная Б. была освобождена Советской Армией от немецко-фашистских войск в марте ≈ апреле 1944.

Южная Буковина в древности была заселена валахами и славянами. В настоящее время здесь проживают преимущественно румыны. В 12≈13 вв. входила в состав Галицко-Волынского княжества, в 14 в. стала центром формирования феодального Молдавского княжества. С начала 16 в. под властью турок, с 1774 до 1918 в составе Австрийской империи. В 1918 вошла в состав Румынии, где была одной из наиболее отсталых в экономическом отношении земель. С освобождением Южной Б. Советской Армией в 1944 и установлением на её территории народной власти превратилась в индустриально-аграрный район Социалистической Республики Румынии.

Лит.: Компанieц I. I., Становище i боротьба трудящих мас Гальчини, Буковини та Закарпаття на початку XX ст. (1900≈1919 роки), К., 1960: Григоренко О. С., Буковина вчора i съогоднi, К., 1967.

Буковина (футбольный клуб)

«Букови́на» - украинский футбольный клуб из города Черновцы. Основан в 1958 году. В советские времена команда дважды (в 1982 и 1988) становилась победителем чемпионата УССР и трижды (в 1968 , 1980 и 1989) серебряным призёром чемпионата УССР. Дважды доходили до четвертьфинала кубка УССР. Во времена независимой Украины команда становилась серебряным призёром Первой лиги Украины в 1996 году, и дважды победителем Второй лиги Украины в 2000 и 2010 году.

Буковина (значения)

Букови́на :

  • Буковина - область в Восточной Европе.
  • Герцогство Буковина - коронный край в Австро-Венгерской имеперии (1849-1918)
  • « Буковина » - украинский футбольный клуб из города Черновцы.
  • « Буковина » - стадион в городе Черновцы.
  • Буковина - деревня в Словакии, в районе Липтовски Микулаш Жилинского края.
  • Буковина - село в Львовской области Украины.
  • Буковина - гетто времён Второй мировой войны во Львовской области Украины.
  • Буковина-Татшаньская - сельская гмина в Польше, входит в Татровский повят, Малопольское воеводство.

Буковина (стадион)

Спортивно-оздоровительное учреждение «Буковина» - стадион в Черновцах. Домашняя арена футбольной команды «Буковина» . Открыт в 1967 году.

Находится в центре города, недалеко от Парка культуры и отдыха имени Тараса Шевченко.

В 2000 году на стадионе установлены пластиковые сиденья.

На территории СОУ «Буковина» находятся также: мини-футбольная площадка с искусственным покрытием, на которой происходят любительские соревнования, в частности, чемпионат Черновцов по мини-футболу, первенство различных учебных заведений области; а также площадка для игры в пляжный волейбол и теннисный корт. Продолжается строительство гандбольной площадки.
В 2015 году на стадионе провели реконструкцию табла вместо электронного 15 × 10, вмонтировали цифровое информационное.

Примеры употребления слова буковина в литературе.

Буковина является последней недостающей частью единой Украины и что по этой причине советское правительство придает важность разрешению этого вопроса одновременно с бессарабским.

Молотов возразил, сказав, что Буковина является последней недостающей частью единой Украины и что по этой причине Советское правительство придает важность разрешения этого вопроса одновременно с бессарабским Молотов обещал учесть наши экономические интересы в Румынии в самом благожелательном для нас духе.