Педразвитие. «Антибольшевистские силы: Белое движение и демократическая контрреволюция». Великая Октябрьская социалистическая революция - переход государственности в новое качество

Цель: - создать у обучающихся целостную картину событий февральской

революции;

Способствовать верному нравственному и этическому осмыслению

событий февраля 1917 года;

Развитие исторического мышления;

Воспитывать чувство патриотизма и уважения к историческому

прошлому нашей Родины;

Продолжать формировать информационные и коммуникативные

компетентности.

Задачи:

  • способствовать сплочению студенческого коллектива через включение всех студентов группы в совместную творческую деятельность;
  • способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей;
  • развить инициативу, раскрыть творческие способности студентов.

Форма проведения: просветительское мероприятие

Время и место проведения: актовый зал, 45 минут

Участники: студенты техникума

Оформление и оборудование: - презентация «Февраль 1917»

Музыкальное сопровождение; - проектор; - компьютер.

Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте! Сегодня мы проводим мероприятие посвященное столетию со дня Февральской революции. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Интересным фактом является то, что календарь 1917 года и 2017 года полностью совпадают. Более того такой любимый народом праздник как Масленица выпадал на те же дни, что и в этом году. И так я предоставляю слово ведущим.

Первый ведущий: В своем Послании парламенту президент отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Второй ведущий: Об этом писал и выдающийся русский и советский философ Алексей Федорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, писал он. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное.»

Первый ведущий: « Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь», - подчеркнул Владимир Путин .

Второй ведущий: февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической. Она вторая по счёту революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917 -го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита.

Первый ведущий: Причин февральской революции было несколько.

Видеофрагмент « Кому была выгодна февральская революция»

Второй ведущий: Искрой в бочке пороха стали всего лишь трехдневные перебои в Петрограде с черным хлебом. Только с черным - белый, чуть подороже, лежал свободно. Для этого имелись и объективные причины - снежные заносы, помешавшие подвозу муки. Пошли слухи; что на хлеб введут карточки, и дефицит тут же усилился: хлеб начали скупать на сухари. Все большее число людей, отстоявших “хвост” - т. е. очередь, которые и без того возмущали тогдашних россиян, - оставались с пустыми руками.

Музыкальное сопровождение читает обучающийся группы №11 Картамышев Максим.

«…Уже несколько дней мы жили на вулкане… В Петрограде не стало хлеба, -транспорт сильно разладился из-за необычайных снегов, морозов и, конечно, из-за напряжения войны… Произошли уличные беспорядки… Но дело было, конечно, не в хлебе… Это была последняя капля…Дело было в том, что во всем этом огромном городе нельзя было найти несколько сотен людей, которые бы сочувствовали власти … И даже не в этом…Дело в том, что власть сама себе не сочувствовала… Не было в сущности, ни одного министра, который верил бы в себя и в то, что он делает…Класс былых властителей сходил на нет…» (Вас. Шульгин «Дни»)

Первый ведущий: Город забурлил.

Видеофрагмент: Кровавая революция 1017 года Россия на крови.

Первый ведущий: 2 марта, ночь – Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

Второй ведущий: 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.

Первый ведущий: 4 марта – в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николай II и Манифест об отречении Михаила Александровича.

Музыкальное сопровождение обучающийся группы №11 Лашин Игорь.

«Человек бросился к нам – Милые! – закричал он и схватил меня за руку – Слыхали? Нет царя! Осталась одна Россия. Он крепко расцеловался со всеми и бросился бежать дальше, всхлипывая и что-то бормоча…был уже час ночи, когда Ефремов обыкновенно спал непробудным сном. Вдруг в этот неурочный час раздался гулкий короткий удар соборного колокола. Потом второй удар, третий. Удары учащались, тугой звон уже плыл над городком, и вскоре к нему присоединились колокола всех окрестных церквей. Во всех домах зажглись огни. Улицы заполнились людьми. Двери во многих домах стояли брошенные настежь. Незнакомые люди, плача обнимали друг друга. Со стороны вокзала летел торжественный и ликующий крик паровозов. » (К. Паустовский «Беспокойная юность»)

Второй ведущий: Император вернулся домой и был взят под следствие. Очень переживал, когда узнал, что в общей массе на сторону революции ушел даже его конвой из 500 чел., каждого из которых он знал лично, и не только по именам. Вот так совершилась “общенародная, светлая и бескровная” революция. Между прочим, не такая уж бескровная. Только в столице в дни революции были убиты и ранены 1443 человека. Значительную долю погибших составили служащие Петроградской полиции. Потом ходили упорные слухи, что именно полицейских похоронили на Марсовом поле под видом "героев революции". Так это или нет, но в революционном хаосе они действительно стали одними из немногих героев, до конца исполнивших свой долг.

Первый ведущий : Стих «К Февральской революции» Сергея Момджи читает Трусов Игорь.

Февраль по-старому, а новый - март,
И год семнадцатый со знаком,
Он революцией теперь богат,
Одной такою в нём он датой.

Февраль и Петроградская заря,
Что это было? Горе, благо?
Когда "Долой!", и сбросили царя,
Не изменяя даже флага.

Безвольный царь, бездарная война,
И миллионы недовольных,
Народ и генералы, вся страна,
Участники тех дней невольных.

Свобода же! Бант красный на груди,
И в головах идет кружение,
Братанья! Пораженья позади?
И на фронтах в войсках брожение.

И безответственные болтуны,
Названье даже - Временные,
Разлад, грабеж, развал страны,
И новой революцией беременны!

Народу только пули и штыки,
Для них нагайки у казачьих сотен,
У капитала все рабы они,
И им народ всё так же обездолен.

Развал империи, конечно же, беда,
Свобода, ну, конечно - это благо,
Но только мощной стать должна страна,
И власть народу всю отдать бы надо!

И тот февраль - и благо, и беда,
Он показал: всё по плечу народу,
А либералы - болтуны всегда,
И жди беду, коль делают погоду!

Первый ведущий: Хороша или плоха была Февральская революция? Нужна или нет? Вряд ли этот вопрос имеет смысл. Февраль, в отличие от Октября, был стихийным явлением. Как в грозовой туче: накопилась разность потенциалов - и грянуло. Вряд ли можно выделить и правую сторону в данном социальном конфликте.

Второй ведущий: В заключении уместно процитировать русского историка Василия Осиповича Ключевского. "История, - отмечал он, - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков". Усвоили ли мы уроки событий столетней давности покажет время.

Первый ведущий: На этом наше мероприятие закончено. Спасибо за внимание.


Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Пояснительная записка

Классный час разработан для учащихся 11 класса.

Главная задача педагога заключается в создании «живого» неформального диалога, приобщении старшеклассников к осмыслению фактов новейшей российской истории. Выполнение данной задачи является возможным только после глубокого проникновения в суть проблемы. Поэтому ведущими принципами организации классного часа являются проблемное исследование и понимание того, что гражданская позиция должна формироваться только на основе прочных достоверных исторических знаний и гуманистических ценностей.

Перед классным часом проводится предварительная работа. Учащиеся получают задание подготовить краткие исторические справки «Октябрьская революция 1917 года. Хроника событий», «Предпосылки Октябрьской революции», «Расстановка социально-политических сил во время Гражданской войны», «Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии», « Белое движение. Монархисты. Октябристы. Кадеты. Эсеры», «Повстанческое партизанское движение и национальные движения». С целью активного включения учащихся в обсуждение, им даётся опережающее задание найти материал по теме классного часа; «Оценка Великой Октябрьской революции, её последствий. Мнения учёных, экспертов».

Цель проведения классного часа: воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

Задачи:

  • Развитие исторического мышления;
  • Формирование гуманистических ценностей, нравственное воспитание;
  • Расширение кругозора и знаний по данной теме.

Основной метод: интегрированный подход к раскрытию темы (история и художественная литература).

Оборудование: компьютер , проектор, фрагменты художественных фильмов «Сорок первый» (1956 год, режиссёр Г.Чухрай), «Служили два товарища» (1968 год, режиссёр Е.Карелов), «Адмирал»(2008 год, режиссёр А.Кравчук).

План проведения классного часа

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя

Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков - Российская социал-демократическая партия большевиков, руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги «Власть - Советам», «Мир - народам», «Земля - крестьянам», «Фабрики - рабочим».

Целями Октябрьской революции 1917 года были:

  • Построение более справедливого общества, чем капиталистическое;
  • Искоренение эксплуатации человека человеком;
  • Равенство людей в правах и обязанностях;
  • Борьба против войн;
  • Мировая социалистическая революция.

Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Но все историки единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция – главное событие XX века, она повлияла на последующий ход событий мировой истории.

2. Сообщения учащихся

  • «Октябрьская революция 1917 года. Хроника событий»;
  • «Предпосылки Октябрьской революции»;
  • «Расстановка социально-политических сил во время Гражданской войны»;
  • «Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии».

3. Просмотр фрагментов художественных фильмов по теме с последующим обсуждением

Существуют различные подходы в оценке революционных событий. Если рассматривать в нравственном аспекте, то революция (как изменение политической системы, насильственная смена власти) и последовавшая за ней Гражданская война (борьба между гражданами одного государства) – проявление жестокости и ненависти. Наглядной иллюстрацией такой позиции является русская литература, которая всегда рассматривала трагические события нашей истории с гуманистической точки зрения. Русская литература в целом восприняла революцию и гражданскую войну как великую трагедию народа. Вспомните А.М. Горького «Несвоевременные мысли», И.А. Бунина «Окаянные дни», М.А. Шолохова «Тихий Дон».

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи,
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

(М. Волошин «Гражданская война»)

Просмотр фрагмента кинофильма «Сорок первый»

по одноимённому рассказу Б. А.Лавренёва (финальной сцены, когда Марютка стреляет в поручика Говорух-Отрока).

Просмотр фрагмента кинофильма «Служили два товарища»

(фрагмент знакомства Корякина и Некрасова, рассуждения Ивана Трофимовича о важности пролетарской сущности и дворянском происхождении Ленина).

Просмотр фрагмента фильма «Адмирал»

(расстрел матросами офицеров).

Вопросы к классу:

  • Как вы считаете, когда вершится история, важна жизнь одного человека?
  • Любая ли цель может оправдать средства?
  • Близка ли Вам позиция М.Волошина или Вы не согласны с такой постановкой вопроса?
  • Как Вы оцениваете поступок красноармейца Марютки?
  • Кто такие, по вашему мнению, революционные романтики?
  • Почему попович Некрасов добровольцем пошёл служить в Красную армию?
  • Проявление революционной жестокости и классовой ненависти – вынужденная необходимость или закономерность? Можно ли это оправдать?

Выводы после обсуждения: Конечно, история «мыслит» определёнными категориями, изучая судьбы народов, миллионов людей. Литература исследует судьбу одного человека на фоне событий конкретного времени. Историческая наука анализирует сложные противоречивые процессы в обществе, которые носят как субъективный, так и объективный характер, а литература, как и любой другой вид искусства, изучает в первую очередь «жизнь духа и души», внутреннюю жизнь человека. Эту принципиальную разницу необходимо понимать.

Для возникновения революционной ситуации в России сложились определённые предпосылки. Революция свершилась и в результате победила. Это историческая объективная реальность, которую мы должны принять. Но нельзя и забывать о тех трагических явлениях, которыми сопровождался этот процесс: например, расстрел Царской семьи, политика военного коммунизма. Культ личности Сталина, коллективизация, репрессии, которые позже были осуждены в 1956 году в докладе Н.С. Хрущёва на 20 съезде КПСС.

Попробуем разобраться в этих непростых исторических реалиях.

4. Аналитическая беседа

Знакомство с позициями обеих военно-политических сил:

«Большевики. Красная армия»

Масштабную Гражданскую войну считали логическим продолжением революции. Боевые действия, целью которых было продвижение идей революции, должны были закрепить власть большевиков и способствовать распространению идей социализма во всем мире. В ходе войны большевики планировали уничтожение буржуазии как класса. Таким образом, исходя из этого, конечная цель «красных» - мировая революция.

«Антибольшевистские силы: Белое движение и демократическая контрреволюция»

В документах Добровольческой армии была сформулирована следующая программа: «Уничтожение большевистской анархии, установление правового порядка. Восстановление единой и неделимой России. Созыв Народного собрания на основе всеобщего избирательного права. Децентрализация власти через областную автономию и широкое местное самоуправление. Гражданские свободы, в том числе свобода вероисповедания. Немедленная земельная реформа “для устранения земельной нужды трудящегося населения”. Немедленное рабочее законодательство».

На протяжении нескольких месяцев своего существования все эсеровские правительства проводили преобразования, чтобы возвратить завоевания Февральской революции: «Отмена большевистских декретов; денационализация собственности и возвращение ее прежним владельцам; восстановление земств и городских дум; провозглашение демократических свобод; попытки создания рабочего законодательства; попытки создания собственных вооруженных сил; репрессивные меры в отношении большевиков и участников установления Советской власти».

– На следующем этапе учащиеся показывают положительные достижения революции, также её отрицательные стороны. Возможно, доказательство тезисов конкретными примерами и аргументами из жизненного опыта или художественной литературы. Например, «Котлован», «Потомки солнца» А. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Собачье сердце», «Белая гвардия» М. Булгакова, стихотворения А.Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского и другие произведения русской литературы XX века.

Достижения революции

Достижения революции– ликвидация сословного общества и классового неравенства, помещичьи земля стала принадлежать крестьянам, произошла национализация промышленности, капиталистические отношения перестали существовать, улучшились условия труда на предприятиях, претворялся в жизнь принцип; «От каждого по способностям, каждому – по труду», появились равные возможности во всех сферах жизнедеятельности для граждан, широким слоям населения стало доступно образование, укреплялась идея интернационализма, общество строилось на принципах социальной справедливости. Построено сильное государство, освободившее впоследствии мир от фашизма.

Отрицательные стороны

Отрицательные стороны – искажение идей социализма в реальной жизни, нивелирование личности в условиях тоталитарности государственной власти, эмиграция, уничтожение интеллигенции, отрицание религии, появление новой правящей элиты, гибель миллионов людей в Гражданской войне и после, культ личности Сталина, «условность» идей КПСС, их оторванность от реальной жизни в годы позднего социализма, утрата веры в идеалы революции, распад СССР в 1991 году.

Даны примерные перечни; учащиеся, возможно, их расширят.

5. Подведение итогов. Выводы

Существуют принципиально противоположные оценки Октябрьской революции: от восприятия её как национальной трагедии до осознания её как величайшего прогрессивного события в истории человечества, оказавшего огромное влияние на весь мир, а для России позволившего выбрать некапиталистический путь развития.

6. Заключительное слово классного руководителя

Нельзя к оценке прошлого подходить с категоричных однозначных позиций. Историю надо принимать, уважать и знать. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем. История и литература с разных позиций и разными способами обращают нас к прошлому. А.С. Пушкин считал, что «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Стараясь следовать художественной правде, поэт серьёзно интересовался историей, изучал документы, беседовал с очевидцами событий. Главное в знании истории – это память о предках, их славных делах, верность традициям родины:

Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.

Классный час

Тема : 100-летие Революции 1917 года

Цель: дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1917 г.; воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Оборудование: видеоролики – «Октябрьская революция», новостной блок.

Целевая аудитория: обучающиеся 7-8 классов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Звучит негромкая мелодия

Вед. 1 «Нет лучше спутника, чем память.

С ней наше сердце заодно

Она правдивыми глазами

Найдет, что было так давно»

Вед 2 . В 2017 году мы отмечаем 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Всё дальше и дальше отдаляемся мы от этой исторической вехи.
Великий Октябрь называем событием минувшего столетия

Вед 3. История страны имеет как светлые, так и темные страницы. Воспоминание об этом событии это не попытка сохранить прошлое. Это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя.

Вед 4 . После распада советской державы появились новые книги, кинофильмы. Потускнели легендарные кадры о взятии Зимнего, историки до сих пор спорят о той далекой поре – что в ней правда, а что мифы.

Учитель: Сегодняшний день – день столетия революции - хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Дата эта требует своего осмысления и переосмысления. Возможно, когда-нибудь мы (или наши потомки) придём к верному осмыслению этого процесса. Во всяком случае, нужно этим заниматься. Изучать, анализировать, сопоставлять, взвешивать…

Звучит отрывок из «Интернационала»

Вед. 1. 7 ноября в России отмечается памятная дата День Октябрьской Революции. 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала семьдесят с лишним лет.

ВИДЕО Октябрьская революция (15 мин.)

Вед. 2. Праздновать 7 ноября стали сразу же; этот день отмечался в СССР как главный праздник страны - День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец, военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции.

Вед. 3. Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.

Вед. 4. Хотя отметим, что первые лет 10 сами герои этих событий зачастую называли революцию «Октябрьским переворотом». Подобным же образом, причём с подчеркнуто негативным оттенком, именуют эти события и последние два десятилетия на официальном уровне. Одним словом, праздник умер вместе со страной - СССР, хотя в братской Беларуси и поныне этот день - официальный государственный праздник и выходной.

Вед 1. Праздник, официально называемый «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции», впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

Вед 2. Многие задают вопрос: почему октябрьская революция празднуется в ноябре? Ответ на этот вопрос достаточно прост: революция 1917 года произошла в ночь с 7 на 8 ноября по новому стилю, а по старому стилю - с 25 на 26 октября.

Вед 3. После распада Советского Союза президент уже новой страны - России - Борис Ельцин 13 марта 1995 года подписал федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 7 ноября был назван Днем Освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

ВИДЕО 2 (4,19 мин.)

Вед 4. Своим указом от 7 ноября 1996 года Борис Ельцин дал празднику новое имя День согласия и примирения. В тексте указа, в частности, говорилось: «Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Стремясь впредь не допускать противостояния, в целях единения и консолидации российского общества постановляю: 1. Объявить праздничный день 7 ноября Днем согласия и примирения. 2. Объявить 1997 год - год 80-летия Октябрьской революции - Годом согласия и примирения».

Вед 1 . Мы вновь и вновь свершаем дальний путь

Туда, где пламенеет эта дата.

И нам волненье сдавливает грудь

Как лента пулеметная когда-то.

Вед.2 . Нет лучше спутника, чем память.

С ней наше сердце заодно.

Она правдивыми глазами

Найдет, что было так давно»

Учитель: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.


ЛИТЕРАТУРА

1..html

2. В "колыбели революции" к празднованию 100-летия Великого Октября готовы. видеоматериалы // http://tvkultura.ru/article/show/article_id/198485/

3. Октябрьская революция// https:///blog/oktyabrskaya-revolyutsiya.html

Великая Российская Революция - коренной перелом в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Многие аспекты данного периода российской истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно и политически ангажировано.

2017 год - год столетнего юбилея Революции 1917 года. Столетний рубеж - знаковый для исторической памяти. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков.

Российское историческое общество принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Российской Революции, руководствуясь ценностями научности, верифицируемости и гражданской солидарности, выраженной в деликатном и объективном подходе к историческим событиям.

«Мы подошли к теме Революции 1917 года подготовленными. Ее широкое обсуждение проходило на различных площадках, в рамках разработки концепции преподавания отечественной истории в школе. Уже тогда было предложено рассмотреть Великую Российскую Революцию как сложный и драматичный процесс, включающий в себя взаимосвязанные этапы. События февраля и октября 1917 года, падение монархии и установление республики, выборы в Учредительное собрание и Корниловский мятеж, установление власти Советов и кровопролитную гражданскую войну»,

— председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Новости проекта:

Изучение причин и последствий Великой российской революции будет продолжено - такое заявление на итоговом заседании оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России, сделал Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор» . В экспозиции представлены сотни декоративных тарелок, чашек, блюдец, скульптур, выпущенных в первое двадцатилетие советского государства, которые традиционно принято называть агитационным фарфором.

В концертном зале Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова прошёл Международный историко-музыкальный фестиваль детского и юношеского творчества «Российская революция 1917 года: музыкальная память поколений».

На Никольской улице открылась модульная выставка «Революция 1917 года на улицах Москвы в архивных документах и фотографиях». Экспозиция подготовлена Российским обществом историков-архивистов и Историко-архивным институтом РГГУ при поддержке Российского исторического общества и фонда "История Отечества".

Концерт в Мариинском театре, демонстрация уникальных документов из архива Военно-морского флота и закладка на «Адмиралтейских верфях» камня в память о судостроителях эпохи революции и Гражданской войны: в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные столетию революционного переворота в России.

В канун столетия Великой российской революции Cергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману, в котором рассказал о значении этого исторического события для граждан России, его оценке в современном российском обществе, а также о мероприятиях, проводившихся по всей стране в преддверии этой даты.

В России в скором времени может появиться мемориал всем погибшим в ходе революции и Гражданской войны. С таким предложением выступили депутаты Государственной Думы на парламентских слушаниях «Столетие революции 1917 года в России: международные аспекты» .

В Государственном историческом музее готовится к открытию выставка «Энергия мечты». Она станет заключительным и самым масштабным событием в календаре мероприятий, посвящённых 100-летию Великой российской революции.

В Доме Российского исторического общества прошла Международная научная конференция «Российская Революция и Конституция». Она собрала несколько десятков экспертов из разных стран - историков, юристов, политологов, экономистов, культурологов.

В Париже стартовала «неделя русской революции»: в ближайшие дни в столице Франции пройдут сразу несколько крупных научных форумов и других мероприятий, посвящённых событиям 1917 года и их влиянию на мир.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Чтец 1

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Чтец 3

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Ведущий 1-ый: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»

Ведущий 2-ой : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»

Ведущий 1-ый: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Демонстранты уходят

Ведущий 2-ой: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка . Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

« Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано (пауза) На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Звучит гимн «Рабочая марсельеза»(0:53)

Ведущий 1-ый: 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 2-ой: 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1.

Революция - это ревы улиц, это топот толп, прочтенный вслух. Только в революцию можно стать под пули, грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2.

Революция - это души настежь! Сердце сбило всех обид замки, и в пустые ребра, как очей ни застишь, небо набивает синевы комки.

Чтец 3.

Революция - это праздник праздных, тем, кто не у дел был - даль привет: только в революцию за дело казни, за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II . Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .

Могучая держава, безбрежный океан! Борцам за волю слава, развеявшим туман! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена! Леса, поля, и нивы, и степи, и моря, Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена!

Ведущий 1-ый: Однако окончание Февральской революции и отречение царя не стали концом трагических событий в России.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Песня « Молитва Царской семьи»

Учащиеся 9 класса на сцене стоят со свечами.

Ведущий 1. Наше мероприятие почтил своим присутствуем настоятель Покровской церкви села Атюрьево протоиерей отец Сергий. Предоставляем ему слово.

Выступление отца Сергия

Ведущий 2 . Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!