Василий панкратов комитет по культуре биография. С царём в Тобольске. Член Учредительного собрания

В музейной сфере работает с 1994 года. Начинал свою деятельность в Государственном музее истории Петербурга, где в 1997 году стал заместителем директора по экспозиционно-выставочной работе и развитию. Был замечен в конфликте с директором Борисом Аракчеевым.

В 2005 году перешел на госслужбу и занял пост заместителя председателя комитета по культуре. Это произошло в разгар конфликта в Петропавловке, в результате которого лишился своей должности директор музея Борис Аракчеев.

В течение 5 лет (период работы в комитете по культуре) курировал деятельность городских учреждений культуры, включая музеи, театры, библиотеки. Разработал "Концепцию развития сферы культуры на 2006-2009 гг".

В 2008 году, когда с новой силой разгорелся скандал в Гатчине, озвучивал журналистам официальные версии происходящего.

Панкратов возглавил Гатчину в 2010 году, когда ее делили между собой город и Ленинградская область. Скандал вышел на федеральный уровень. Панкратов, по версии СМИ, "прикрыл амбразуру грудью". Гатчина пока что осталась за Ленобластью.

Со 2 апреля 2013 года по 12 февраля 2015 года работал главой комитета по культуре Санкт-Петербурга. Уволен с должности в связи с назначением на нее 12 февраля 2015 года Константина Сухенко. 12 февраля 2015 года награжден губернатором Петербурга Георгием Полтавченко почетной грамотой за добросовестный труд.

Панкратов Василий Юрьевич – разносторонне образованный человек. За плечами — физический факультет Ленинградского государственного университета, Литературный институт имени Максима Горького. Губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко награжден Почетной грамотой за добросовестный труд.

Трудовая деятельность не менее интересна: с 1994 года работал « Петропавловке» в Музее истории города заместителем директора, в 2005 году — заместитель председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга, курирующий деятельность городских учреждений культуры, включая музеи, театры, библиотеки. Кстати, именно он разработал, трудясь в комитете, «Концепцию развития сферы культуры на 2006-2009 годы». Неплохой документ, как утверждали специалисты.

В 2010 году, в то время, когда не могли определиться власти города и области кому же должна принадлежать Гатчина, Василия Юрьевича Панкратова «кинули» образно говоря «на амбразуру» — 02 февраля назначили директором Государственного Музея-заповедника «Гатчина». Полное название сейчас – Санкт-Петербургское бюджетное учреждение культуры: Государственный историко-художественный дворцово-парковый заповедник «Гатчина».

Однако это не все. 2 февраля 2013 г. – Панкратов вновь возвращается в комитет по культуре Санкт-Петербурга, на сей раз председателем и трудится здесь по 12 февраля 2015 год, пока на смену ему не назначили нынешнего главу комитета Константина Сухенко. А что же наш герой? Говорят, нельзя войти дважды в одну и ту же воду… А Панкратов вошел — вновь возглавил Музей –заповедник «Гатчина». И довольно успешно продвигает реставрацию комплекса. Многое сделано, много предстоит сделать.

На традиционный наш вопрос, какие дворцы, парки, сады у него в приоритете он отвечал в должности Председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга. На одной из пресс-конференций, Василий Панкратов, который родился в Ленинграде на Гороховой улице, в доме №1, рассказывая про свой любимый сад, он вспомнил свое детство, которое прошло в Александровском саду , где он маленьким мальчиком гулял у фонтана. И, сегодня он улыбается сверкающим брызгам старинного фонтана Александровского сада саду сегодня, которые уносят его в детские годы. Этот сад в центре города остается его самым любимым. Но это не единственное любимое место в Петербурге. « Петропавловская крепость, -, сказал Василий Юрьевич. — Это самая главная моя любовь. Думаю, я не единственный, кто отдает предпочтение этому грандиозному историческому сооружению. А вот теперь мой ум и сердце полностью принадлежит «Гатчине». Ведь Гатчинский дворец один из крупнейших пригородных дворцов Санкт-Петербурга, на протяжении 120 лет был резиденцией императорской фамилии и неразрывно связан с историей и культурой России. Здесь проходили пышные праздники и

ГМЗ «ГАТЧИНА»

торжественные собрания, военные парады и веселые охоты, впервые для публики исполнялись музыкальные произведения и испытывались новейшие технические изобретения.

Со временем все здесь ветшало, приходило в упадок. Нанесла немалый урон и Великая Отечественная война. Сейчас потихоньку дворец восстанавливается. 30 декабря уходящего года после реставрации откроется Мраморная лестница. Которая расположена на перпекрестье Центрального корпуса Большого Гатчинского дворца и его изначально вспомогательного корпуса – Арсенального каре (ранее Конюшенного).

Лестница сильно пострадала во время Великой Отечественной войны от бомбового удара – были обрушены кровля, чердачное перекрытие, ложные своды и центральный марш лестницы, возник пожар. Далее, в послевоенные годы, когда комплекс дворца использовался не по назначению, лестница утратила свой исторический вид. Были утеряны чугунные огражлдения лестницы, искажены и частично утрачены элементы основного объема лепного убранства, обветшали участки облицовки стен, пилястр, колонн. Реставрационные работы производились со второй половины 2013 года.


Простите, я могу говорить о Гатчинском дворце много и долго. Но Вы спросили о садах и парках? Мне комфортно и душевно в парках Павловска, любое свободное время с удовольствием посещаю его. Дворцово-парковый ансамбль Гатчины: парки Дворцовый, Зверинец, Приоратный, Верхний и Нижний Голландские сады, конечно, тоже в приоритете.

В Петербурге есть прекраснейший сад – Михайловский, с его красивейшей ажурной оградой. Сад это в любое время красив, а летом в солнечную погоду сквозь крону деревьев такие блики на аллеях, аж дух захватывает от красоты».

Слушала с интересом Марина Морева (во время пресс-тура, накануне открытия после реставрации Мраморной лестницы Гатчинского дворца, /Фото Фото Елены Флеровой и Елены Тарасенко 27.12.2016/

Комитет по культуре наконец-то обрел нового председателя

С тех пор как Дмитрий Месхиев летом 2012 года неожиданно ушел в отставку, кресло председателя комитета по культуре пустовало полгода.

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на все вопросы СМИ о том, определился ли он с кандидатурой председателя, отвечал: «Честно вам скажу: пока нет. Много кандидатур предлагалось и предлагается. Я на всех внимательно смотрю, но, вы знаете, вы правы, город у нас очень большой культуры, здесь очень много деятелей культуры. К сожалению, а может, к счастью, я увидел, что очень сложно найти такую фигуру, которая бы, мягко говоря, устраивала всех».

И вот в конце марта губернатор наконец определился. Но интрига сохранялась до последнего, Полтавченко не называл имени кандидата, но пообещал журналистам: «Он вам понравится!»

В начале апреля тайна была раскрыта: новым рулевым петербургской культуры стал Василий Панкратов, трудившийся несколько лет на посту заместителя председателя комитета по культуре, а затем три года проработавший директором ГМЗ «Гатчина» и отлично себя там зарекомендовавший. При нем в Гатчине успешно реставрировались дворец и парк, появилось множество интересных экскурсий и мероприятий, из которых публике особенно полюбилась «Ночь музыки». Прошлым летом праздник, посвященный Сергею Рахманинову, посетили 17 тысяч человек.

Сегодня Василий Юрьевич, интервью с которым в бытность его директором Гатчинского музея не раз публиковались в «Вечёрке», отвечает на вопросы нашего корреспондента Галины Артеменко уже в своем новом качестве.

Сейчас надо прежде всего наладить нормальную работу

— Василий Юрьевич, зная, как вы «жили Гатчиной» все эти три года, не могу не спросить: как же вас все-таки уговорили-то в Смольном на комитет?
— Понимаете, есть ощущение, что происходит что-то не так на нашем культурном поле. И мне кажется, что руководство города это видит. Ситуацию надо исправлять. Предложили мне — значит, мой опыт может пригодиться, надо помогать. И отношение ко мне в нашей среде хорошее, реально хорошее. Не только среди музейщиков, которые — мой цех, но и среди театральных, среди музыкантов. Значит, сможем решать проблемы вместе, сообща. Хотя эти доводы второстепенные. Главное, я побывал уже «на государевой службе» и за четыре с половиной года привык к тому, что если твой руководитель говорит «надо», то следует ответить «есть». Мне сказали: «Нужен!» — и я ответил: «Есть!». Вот и все.

— Есть ли у вас уже какие-то идеи о том, как дальше развиваться, что будет происходить «в культурном поле»?
— Я массу своих идей не успел реализовать в бытность замом председателя — какие-то планы было рано воплощать, что-то не дали воплотить. Возможно, к каким-то идеям тогдашним я вернусь уже в новом качестве. Но сейчас надо прежде всего наладить нормальную деловую работу, чтобы отношение к комитету у культурного сообщества было таким, каким мы когда-то задумывали, — как к месту, где людей встречают с пониманием и сочувствием и где можно рассчитывать на помощь.

Я в первый день своей работы здесь в новом качестве сотрудникам говорил: совершенно не считаю, что комитет стал хуже работать. Но что-то явно произошло, какой-то надлом, может быть, сыграло роль столь долгое отсутствие председателя. Еще полгода назад я не чувствовал такой тревоги в профессиональном нашем сообществе, такого брожения, какое ощущаю сейчас. Все же людям важно знать, кто их возглавляет и куда ведет. Поэтому я свою роль сейчас вижу не в том, чтобы предлагать и делать какие-то новые проекты, «улучшать культурное поле», а чтобы сначала восстановить разрушившиеся связи.

— Где больше всего ослабли нити?
— Например, не совсем внятной оказалась политика комитета в отношении театров. Я считаю, что для власти самыми главными аргументами для поддержки того или иного театра должны быть не его прошлая слава, не состав труппы, количество народных артистов, отношение умных театроведов или что-то еще, а вполне конкретные результаты — сколько пришло зрителей, сколько поставлено новых спектаклей. Вот сегодня это стало применяться. Но смогла ли власть достаточно ясно объяснить, что делается, зачем делается? Любой переход к новому — достаточно болезненный. А тут людям даже не объяснили толком чисто технические вещи — что и как меняется в организационных вопросах, в порядке финансирования. В результате все выглядит так, будто просто, ни с того ни с сего, изъяли у театров часть зарплатных денег — и живите как хотите. Естественно, поднялся шум.

Слияние четырех кинофестивалей воспринимаю как любопытный эксперимент

— Вернете ли петербургским кинофестивалям их привычный традиционный календарь или оставите всех в пространстве одного Кинофорума?
— Пока могу только сказать, что хорошо понимаю, почему их решили проводить одновременно. Это политика укрупнения, она может сработать, если речь идет о ежегодных событиях, в которых уже заметны следы кризиса. Еще думаю, у города было желание создать масштабное и конкурентоспособное кинособытие, что тоже неплохо. Словом, прошлогоднее слияние четырех фестивалей я лично воспринимаю как любопытный эксперимент. Кстати, и результаты, кажется, были не столь огорчительными. В этом году, насколько мне известно, фестиваль «Виват кино России!» возвращается в свое обычное время, открытие запланировано на 13 мая, а в осенний расклад мне еще надо вникнуть.

День города будем праздновать три дня

— У нас есть такие праздники и события, когда нужна серьезная финансовая поддержка, например, День города. То это у нас «ивент», то местечковый праздник с любительскими коллективами. Каким будет он на этот раз?
— День города — очень важное мероприятие, надо бороться за то, чтобы это событие было качественным, значимым, запоминающимся. Для любого петербуржца это должен быть особый день, мне всегда хотелось, чтобы все наши жители стремились провести его в Петербурге, а не на даче, на грядке. Сейчас до Дня города осталось мало времени, и особенно вмешиваться я не собираюсь. Знаю, что программа рассчитана на три дня. 27 мая — это понедельник, так что начнем праздновать еще в субботу. Там будет и фестиваль уличных театров, и фестиваль духовых оркестров, и впечатляющий хоровой проект, и акция «В театр — за 10 рублей». Я еще до конца не разобрался, буду вникать. Все-таки я три года жил Гатчиной.

Я не поклонник актуального искусства, но понимаю его социальную значимость

— Василий Юрьевич, еще три года назад невозможно было представить, что Петербург будут называть «столицей мракобесия», что у кого-то поднимется рука бросить в окна Музея Набокова бутылку, а на стене намалевать оскорбительные надписи, что станут пикетировать выставки современного искусства и угрожать его создателям. Вы что по этому поводу думаете?
— Ну, «столица мракобесия» — это, пожалуй, слишком. Интересно, кто автор этого хлесткого словечка? Думаю, человек, очень довольный собой. «Лолиту» я считаю самым слабым произведением Набокова, в которого был влюблен в течение, наверное, трех-четырех лет. Выставку «ICONS» я не видел по той простой причине, что «искания» ее авторов мне абсолютно неинтересны. Не думаю, что ее появление без скандала могло бы содействовать репутации Петербурга как «очага культуры». И вообще я не являюсь любителем актуального искусства, мои личные вкусы очень просты и традиционны: Пушкин, Толстой, Рахманинов, «березки». С другой стороны, я вхожу в попечительский совет Института Pro arte с самого его основания. Понимаю и значимость, и социальную функцию, и политическую важность современного искусства. Все знают это мое отношение. И если уж я оказался на месте председателя комитета по культуре, я буду и здесь придерживаться той же позиции.

ОБЗОРН0-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по материалам архивного личного дела № 9004 УФСБ России по Ростовской области

Панкратов Василий Васильевич

1.Биографический раздел

Родился в 1901 году в селе Касторное Центральной Чернозёмной губернии в семье рабочего.

С 1912 г. по 1916 г. учился в сельской (земской) школе. По окончании школы поступил на железную дорогу в службу ремонта пути табельщиком (учётчиком).

Участник Гражданской войны (дата: 1917 г. – 1922 г. Итог: победа РККА, образование СССР), в 1917 г. ушёл в Красную Гвардию (образована в апреле 1917 г., к октябрю 1919 г. интегрирована в РККА) - в отряд комиссара Дмитриева. Тогда же вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков).

Весной 1918 г. в составе отряда командира Макова участвовал в партизанском движении на территории Украины, оккупированной австро-германскими войсками.

Служил на броне-летучке «Мир хижинам, война дворцам» (командир Михайличенко), действовавшую против немецких войск на участке Валуйки - Новый Оскол.

После ранения в июле 1918 года вернулся в Касторную на долечивание. По 50% партийной мобилизации (в губерниях прифронтовой полосы начата в июле 1918 г.) волостным комитетом Российской коммунистической партии (большевиков) - председатель В. Кандыбин (1889 – 1955) – направлен в железнодорожную Чрезвычайную комиссию (структура губернской ВЧК) комиссаром местного железнодорожного узла.

В составе Богучарского полка Отдельного экспедиционного корпуса Южного фронта участвовал в подавлении Верхне - Донского восстания (дата: 11 марта – 8 июня 1919 г. Итог: победа восставших при поддержке Вооружённых сил Юга России).

Осенью 1919 г. по тяжёлому ранению эвакуирован в Воронеж. После выздоровления поступил в особый отдел Воронежской губернской Чрезвычайной комиссии. (Председатель комиссии Н. Алексеевский {сентябрь - октябрь 1919 г. и 01 апреля 1920 г. – 12 октября 1920 г.}).

После взятия Воронежа частями Белых армий - 17.09.1919 г. (К. Мамантов) и 06.10.1919 г. (А. Деникин) в виду вновь отрывшейся раны отправлен на долечивание в Елец.

В составе 42-ой дивизии (начдив И. Паука), входившей в ударную группу 13-ой армии, участвовал в Воронежско - Касторненской операции Южного фронта (дата: 13 октября - 16 ноября 1919 г. Итог: победа РККА, создание Первой конной армии, образованной по решению Реввоенсовета РСФСР от 17 ноября 1919 г.).

После взятия Касторной частями 1-го конного корпуса С. Будённого (15 ноября 1919 г.) поступил в Касторенскую уездную ЧК, образованную 23 сентября 1918 г. (штат - четыре сотрудника).

В апреле (марте) 1920 г. направлен в полевой особый отдел 13-ой армии (командарм И. Паука), в составе которой участвовал в Перекопско-Чонгарской операции Южного фронта (дата: 07 ноября -17 ноября 1920 г. Итог: победа РККА (комфронта М. Фрунзе) и Крымской группы войск Совета Революционных Повстанцев Украины (председатель Совета Н. Махно).

После взятия Крыма (17 ноября 1920 г.) полевой особый отдел 13-армии переброшен в Новороссийск, где весь личный состав включён в штат Особого отдела Черного и Азовского морей, образованного по приказу ВЧК № 87 1920 г.

В дальнейшем переведён в Единый Ревтрибунал Крыма (председатель П. Русаков), созданный 01 августа 1921 г. в результате объединения Крымского областного Ревтрибунала (губернская юстиция) и Ревтрибунала Крыма и побережья Азовского и Чёрного морей (военная юстиция).

В 1921 г., как не сдавший автобиографию в соответствии с обращением ЦК РКП(б) «Ко всем партийным организациям. Об очистке партии» (опубликовано в «Правде» 27 июля 1921 г.), исключён из РКП/б.

Назначен начальником пограничного пункта (24 ноября 1920 года ответственность за охрану границы РСФСР была передана Особому отделу ВЧК).

В 1923 г. уволился из органов ГПУ при НКВД РСФСР и поступил на рабфак, на дневном отделении которого с 1922 г. был установлен трёхлетний, а на вечерних - четырёхлетний срок обучения.

В 1927 г. по окончании рабфака возвратился на службу в органы безопасности с назначением на должность уполномоченного Особого отдела Чеченского областного (Чеченского, Чечено-Грозненского) отдела ОГПУ при СНК СССР (начальник областного отдела Г. Крафт).

В качестве начальника оперативной группы участвовал в ликвидации

Баксанского восстания в Кабардино-Балкарии (дата: июнь 1928 г. Итог: восстание подавлено),

Шалинского восстания в Чеченской АО (дата: ноябрь - декабрь 1929 г. Итог: «почётный мир» с прекращением боевых действий и амнистией участникам восстания. Руководитель восстания Ш. Истамулов ликвидирован в 1931 г.).

Принимал участие в операции ОГПУ по ликвидации «Всесоюзной контрреволюционной церковно-монархической организации “Истинно-Православная Церковь”» . Второй этап операции (дата: сентябрь 1929 г. – апрель 1930 г. Итог: по делам № 2076, № 1448 и № 660 на Северном Кавказе арестованы 157 человек).

В 1931 г. под его руководством ликвидирована кадровая контрреволюционная бандгруппировка во главе с Вахаевым и Умхаевым (Чеченская АО). В том же году в хуторе Турты Чаймохк из”яты 12 членов банды и Шамилёв Муцу (последний имам Чечни).

Принимал участие в ликвидации Ножай-Юртовского восстания в Чеченской АО (дата: март 1932 г. Результат: восстание подавлено).

Застрелился в 1936 г. (Ростов-на-Дону), находясь в должности начальника Оперативного сектора Управления НКВД СССР по Азово-Черноморскому краю (начальник управления П. Рудь). Чин – капитан государственной безопасности.

Проживал Ростов-на-Дону, Братский пер., 27/11

2. Награды и поощрения

“Маузер” (за активное участие б/б и к/р). Приказ ОГПУ СКК от 12/III -1930г. № 34/25 (Е. Евдокимов - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1923 -1930}).

Револьвер “Кольт” (за успешную ликвидацию к/р восстания по М-Карачаю). Приказ Карачаевского Окружного исполкома от 7/V - 1930 г.№ 16 (Б. Шаманов - председатель Исполнительного комитета Совета {1929-1932}).

С абля (за боевые заслуги). Приказ Карачаевского Облисполкома от 12/VII – 1930 г. б/н (Б. Шаманов - председатель Исполнительного комитета Совета {1929-1932}).

Револьвер № 370720 (за беспощадную борьбу с к/р на СКК). Приказ ОГПУ СКК 20/VII – 1930 г. № 116 (Е. Евдокимов - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1923 -1930}).

Часы (за успешную борьбу с к/р на СКК). Приказ Карачаевского Крайисполкома от 28/XI – 1930 г. № 136 (Б. Шаманов - председатель Исполнительного комитета Совета {1929-1932}).

Революционная благодарность (в день 13 годовщины ВЧК-ОГПУ). Приказ ОГПУ СКК от 23/XII – 1930 г. № 124 (Р. Пиляр - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1930 – 1932}).

Революционная благодарность (за активное участие в сектантской операции). Приказ ОГПУ СКК от 23/II – 1931 г. № 47 (Р. Пиляр - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1930 – 1932}).

Благодарность (за успешное выполнение поручаемых заданий). Приказ УНКВД АЧК от 26/XI - 1934 г. № 346/105 (П. Рудь - начальник Управления НКВД СССР по Азово-Черноморскому краю {1934-1936}).

Отец - Василий Васильевич Панкратов (? – июль 1941 г.), слесарь железнодорожных мастерских депо станции Касторная, преподаватель труда в ФЗУ, член ВКП(б), рабочий стаж свыше 40 лет. Остался на оккупированной территории. Расстрелян немцами в июле 1941 г.

Жена - Фаина (Ефросинья) Герасимовна Панкратова, урождённая Лукина (?- август 1945 г.). После окончания пединститута преподавала в школе историю. В 1942-1945 г.г. - секретарь военного трибунала пограничных войск НКВД СССР Армянского округа, затем военного трибунала Северо-Кавказского военного округа (председатель трибунала - Б. Иевлев).

Сын - Владимир Васильевич Панкратов (24 июля 1930 - 16 ноября 2006), криминолог, разработчик концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних, автор ряда модульных программ по этой тематике. Докладчик от СССР на VII конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, Италия, август-сентябрь 1985 г.). Имеет свыше 200 публикаций. Классический труд – монография «Методология и методика криминологических исследований» (1972 г.). Почётный работник прокуратуры Российской Федерации (1993 г.).

Прикрепленные файлы

Прикрепленные файлы доступны только зарегистрированным пользователям

Увы, сейчас уже мало кто помнит эти имена. Из нынешнего поколения знают Василия Семеновича Панкратова лишь единицы. Между тем в конце прошлого и начале нынешнего века был он заметной фигурой в русском революционном движении.

Восемнадцатилетним юношей, только-только освоив специальность токаря-металлиста на заводе Семянникова в Петербурге, связался В. С. Панкратов с народовольческими кружками и остался верен идее «Народной воли» вплоть до самой своей смерти в 1925 году. На похоронах кто-то из присутствующих сравнил его в надгробной речи с Петром Алексеевым. И действительно - оба они рабочие, оба из крестьян, ушедших в город на заработки, обоих царизм жестоко покарал. Петр Алексеев, сказавший на суде свои знаменитые слова: «И тогда поднимется мускулистая рука рабочего класса…» - получил десять лет каторги на Каре. Василий Панкратов был приговорен к двадцати годам одиночного заключения в приснопамятной Шлиссельбургской крепости - при аресте он оказал вооруженное сопротивление, давая возможность скрыться своей спутнице.

В Шлиссельбурге его камера располагалась рядом с той, в которой была заключена Вера Николаевна Фигнер. В ее известных записках «Когда часы жизни остановились» находим характеристику В. С. Панкратова как человека, и в тюремных условиях оставшегося несломленным. Во многом благодаря его усилиям и требованиям, например, заключенные с определенного момента стали получать книги. Для самого В. С. Панкратова это имело особое значение, поскольку за долгие четырнадцать лет, которые ему пришлось провести в шлиссельбургской одиночке (приговор был в конце концов чуть смягчен), он полностью закончил самообразование и всерьез заинтересовался геологией, сыгравшей в его последующей жизни немалую роль.

Illлиссельбургское заключение окончилось для В. С. Панкратова в 1898 году - последующие годы одиночки ему были заменены ссылкой в далекий Вилюйск, городок, наиболее известный тем, что здесь в семидесятых годах прошлого века отбывал аналогичную ссылку Н. Г. Чернышевский, которого революционное народничество считало своим идейным вдохновителем и наставником. Городок был по тем временам действительно малопримечательный, однако бескрайняя тайга, лежащая вокруг, суровые скалы и тракты Якутии надолго приковали к себе сердце В. С. Панкратова, и «якутская история» имела для него свое продолжение.

В самый канун революции 1905 года В. С. Панкратов получил наконец возможность вернуться в Москву. В древней российской столице кипели страсти. Еще свежи были в памяти людей события Девятого января, когда войска расстреляли безоружную толпу, двигавшуюся «на поклон» к царю в Петербурге. Всероссийская октябрьская политическая стачка, волнения в армии и на флоте побудили правящие круги России выступить с манифестом, в коем царь обязывался «усовершенствовать» порядки в государстве, даровать гражданам основные политические свободы. Появились легальные независимые партии, такие, как, например, кадеты, октябристы, претендующие на народовольческую преемственность, эсеры и др. Человеку, надолго оторванному от политической борьбы, несложно было запутаться в таких обстоятельствах. С В. С. Панкратовым ничего подобного не произошло - он быстро нашел общий язык с новым поколением революционеров. Участвовал в московском вооруженном восстании в декабре 1905 года, а после разгрома восставших скрывался, помогал спастись от расправы ушедшим в подполье товарищам.

И все же революция была разбита. В. С. Панкратов попытался найти себе место в новой и еще не совсем осознанной бывшими политкаторжанами действительности. Пригодились, как ни странно, знания геологии, с таким трудом освоенные в шлиссельбургской одиночке. В. С. Панкратов, не особенно стремившийся задержаться в Москве, где о его революционных деяниях многим было известно, уехал обратно в Сибирь с первой подвернувшейся под руку научной экспедицией. Впрочем, для ее руководителей человек, хорошо знакомый со специальностью да еще и получивший немалый опыт жизни в Якутии, был сущим кладом.

С геологическим молотком и рюкзаком за плечами, в пушистой местной кюхлянке он исходил всю Якутию - понятно, более или менее освоенную ее часть. Исследовал Алдано-нельканский тракт, Вилюйскую низменность и одноименное плато. Это была новая для него работа - труд ученого, и он, казалось, целиком отдался ему на целых пять лет. И когда верилось, что найдена уже последняя в жизни, окончательная стезя, грянула в стране революция 1917, года.

В. С. Панкратов вернулся «в Россию» - так тогда говорили сибиряки, уезжавшие на запад. О том, чем он был занят в Петербурге в первые месяцы после февральских событий, рассказано в самом начале предлагаемых читателю воспоминаний. Ну а потом это удивительное путешествие в Тобольск… Ясно, что выбор тогда пал именно на него потому, что снова требовался человек, по личному опыту знакомый с Сибирью, но при этом и безупречно честный, и умеющий взять на себя решение тех или иных непростых вопросов, и обладавший непререкаемым авторитетом среди очень пестрых по составу русских революционных слоев. В. С. Панкратов обладал для выполнения задачи всеми необходимыми качествами.

А то, что положение петербургской колонии в Тобольске было сложным, явственно чувствуется с первых страниц записок В. С. Панкратова.

Ни в коем случае не пытаясь «рецензировать» написанное много лет назад, отметим все же редкостную достоверность воспоминаний В. С. Панкратова. Казалось бы, почти невозможно сохранить спокойный повествовательный тон человеку, описывающему быт людей, по прямой вине которых он вынес столько страданий. Но старый «шлиссельбуржец» ни разу не опускается до, пусть самого невинного, упрека. Вероятно, воспоминания его и кажутся поэтому столь достоверными.

Естественно, как всякий человек (а В. С. Панкратов был личностью далеко не ординарной), он субъективен в изображении некоторых деталей жизни бывшей царской семьи. Но он стремился запечатлеть все, что связано с теми днями, по возможности точно, и только благодаря его пристальному взгляду мы получили сегодня

Воспоминания В. С. Панкратова были обработаны и опубликованы им в кооперативном издательском товариществе «Былое» (Ленинград) в начале двадцатых годов и с тех пор больше не печатались. Думается, что современному читателю, особенно молодому и не очень хорошо разбирающемуся в обстановке первых послереволюционных месяцев, будет весьма полезно познакомиться с впечатлениями очевидца, причем такого, которого никак не заподозришь в предвзятости. Вот почему мы предлагаем читательскому вниманию этот уникальный человеческий документ революционной эпохи.

С царем в тобольске

Из воспоминаний

В начале августа 1917 года Временное правительство предложило мне отправиться в город Тобольск в качестве комиссара по охране бывшего царя Николая II и его семьи. Сначала я отказался, потому что мне не хотелось расставаться с любимым, только что начатым делом по культурно-просветительной части в Петроградском гарнизоне. Работа только что начала налаживаться, удалось подобрать добросовестных и опытных соработников из петроградских педагогов и старых народовольцев. Лекции, собеседования в Финляндском полку по естественной истории, доклады в Литовском и других производили оздоровляющее действие на солдат. Мне же эта работа доставляла истинное наслаждение и убеждала меня в том, что только такой работой можно поднимать развитие солдат. Повторяю, тяжело было отрываться от такой работы и менять ее на комиссарство в Тобольске. Кроме того, я не был уверен, что справлюсь с этой последней задачей, так как ни офицеры, ни солдаты отряда абсолютно не были мне знакомы. Я ехал, как говорится, в темный лес.