Петр 1 конкретные итоги их деятельности. Результаты преобразовательной деятельности Петра I. Период Великого правления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В ведение

Период правления Петра Первого (его преобразования и реформы) сопровожден со сложностью и противоречивостью исторического развития страны в это время. С одной стороны, его действия имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Именно поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в дальнейшем выступали всё сильнее. В результате преобразований Петра I Россия быстрыми темпами догоняла развитие европейских стран, в которых преобладало господство феодально-крепостнических отношений.

Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неисчерпаемой энергией, невиданным размахом, смелостью в переломе уже сложившихся законов, устоев, уклада жизни и быта. Прекрасно понимая значение развития торговли и промышленности, Пётр I осуществил ряд мероприятий, соответствовавших интересам купечества. Но он, же укреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью.

1. Форм ирование личности Петра Первого

Петр Первый родился 30 мая 1672 года. В этот день по всей Москве служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Счастливый отец, царь Алексей Михайлович Романов прощал казенные долги, одаривал своих ближних, отменял суровые приговоры преступникам. Ото всюду в царский дворец ехали люди со всевозможными дарами.

Царь Алексей Михайлович возлагал на своего младшего сына огромные надежды. Сам он был женат во второй раз на Наталье Кирилловне Нарышкиной. От первого брака с Марьей Милославской у него уже было трое детей - Федор, Иван и Софья. Но они были не в состоянии воплотить в реальность отцовские планы, так как один из них был больной, а другой слабоумный.

До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении. В 1676 году Алексей Михайлович умер. Петру тогда было три с половиной года, и на престол вступил его старший брат Федор, но в 1782 году умер и он, не оставив наследников престола.

Вскоре, патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра, которому на тот момент было 10 лет. Однако права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов - Нарышкиных они подняли стрелецкое войско.

Стрельцам заявили о том, что царевич Иван задушен и дали в руки список «изменников-бояр». В ответ на это стрельцы начали открытый мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако последние не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи.

Пётр, оказавшись очевидцем этих кровавых сцен, вызвал удивление своей стойкостью - стоя на Красном крыльце, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников он не изменился в лице. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам.

Через неделю после начала бунта - 23 мая, победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата, а еще через неделю, по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.

После этих событий Царица Наталья вместе со своим сыном уехала в подмосковное село Преображенское. Петр с детства пристрастился к военным играм. Там он сформировал из своих ровесников два «потешных» батальона, которые в будущем стали настоящими военными подразделениями - Семеновским и Преображенским полками - основной гвардии Петра. Их выучкой занимались иностранные офицеры, и сам Петр прошел все солдатские чины, начиная с барабанщика. С большим интересом царь стал изучать арифметику, геометрию, военные науки, которым обучал его голландец Тиммерман. Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же тетради показывают, что эти премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и под руководством корабельного мастера голландца Бранта Петр плавал на своем ботике сначала по реке Яузе, а потом на Переяславском озере, где заложил первую верфь для строительства судов. Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для русских людей вещам. Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовывались близкие отношения с “немцами”. Пётр не любил правительство Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями Софьи.

Царевна Софья считала военные занятия Петра глупым сумасбродством, но была довольна, что он не лезет в царские дела. Мать до поры до времени тоже спокойно относилась потехам сына, но потом решила, что ему пора остепениться, вести жизнь, достойную царского звания, и подыскала ему невесту. Это было единственное крупное и неудачное вмешательство матери в личную жизнь Петра. В 1689 году, раньше достижения своего семнадцатилетия, Петр женится на дочери московского боярина Евдокии Лопухиной. Царица Наталья надеялась отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным. По русскому обычаю он теперь, считался совершеннолетним и мог претендовать на самостоятельное правление.

С женитьбой Пётр не изменил своих привычек. Несходством характеров супругов и нелюбовью двора к Лопухиной объясняется то, что любовь Петра к жене продолжилась весьма недолго, а затем Пётр стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. Новое занятие - судостроение - отвлекло его ещё дальше: с Яузы он вместе со своими кораблями переселился на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой.

Однако царевна Софья не хотела лишаться власти и подняла против Петра стрельцов. Петр узнал об этом ночью и, как бы в ночной рубашке сел на коня и ускакал в ближайший лес, а оттуда в Троице-Сергиеву лавру. По мнению историков, это был единственный случай, когда он смертельно испугался за свою жизнь, вспомнив свой детский ужас уже после смерти отца, когда у него на глазах стрельцы подняли на копья его родного дядю, поубивали других его родственников. С того же времени у него появились - нервный тик и судороги, которые время от времени перекашивали его лицо и сотрясали тело.

Но вскоре Петр пришел в себя и жестоко подавил восстание. В результате - царевну Софью сослали в Новодевичий монастырь, наиболее активных сторонников казнили, а остальных отправили на вечную каторгу. Так началось царствование Петра.

2. Реформы Петра Первого

В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной и опасной. Пётр полностью втянулся в военные дела. Он, то сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в Воронеж для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ страны от возможных нападений врага. В таких условиях правитель не мог думать о систематических преобразованиях. Его главной заботой являлось - добыть достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала регулярных войск: он искал способы их увеличения и лучшего устройства, - и это обстоятельство подталкивало его к реформированию военного дела и переустройству дворянского сословия и, в частности, дворянской службы.

Война требовала денег - и в процессе их поиска Пётр всё больше осознавал необходимость проведения податной реформы и осуществлении перемен в положении народов страны и крестьянства в целом. Под давлением военных нужд Пётр спешно совершил ряд нововведений, разрушавших старые порядки, но не создававших ничего нового в управлении государством.

2.1 Реформа органов управления и власти

Из всех преобразований Петра центральное положение занимала именно эта реформа. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться со сложившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Этот контроль он выполнял через прокуроров, назначаемых во всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушении ими “казенного интереса”.

В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой отраслью или сферой управления. Главными считались три коллегии: иностранная, военная и адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии. Последняя из них ведала металлургией и горной промышленностью. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, Вотчинная, учреждённая несколько позднее, - дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат. Особое место занимала Духовная коллегия, или Синод, управляющая церковью. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которыми они ведали.

В 1708 году Пётр впервые ввёл в России деление губернии. Несколько прежних уездов соединялись в провинцию, а несколько провинций - в губернию. Во главе губернии стоял губернатор (или генерал-губернатор), подчинённый Сенату; во главе провинций и уездов - воеводы. При них состояли выборные от дворян ландраты, позже - земские комиссары, помогавшие им в управлении общим советом и в уездах.

Новая система управления закрепила активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно расширила объём и формы службы дворян, что вызвало его недовольство. Таким образом, после реформы государство управлялось вверху чиновниками, а внизу выборными властями, как и до Петра. В целом дело управления значительно усложнилось, и не во всех частях было достаточно выработано.

2.2 Военная реформа

Военная реформа была крайне необходима. Пётр постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки сразу после стрелецкого розыска 1698 года. Он постепенно упразднил дворянские конные ополчения, привлекая дворян к служению в регулярных полках.

Пётр увеличивал число регулярных полков, постепенно сделав их основным видом полевых войск. Для комплектования этих полков была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий. От службы были освобождены только семьи духовенства. Также, Пётр приобщил к своей армии казачьи войска в качестве постоянной составной части.

Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце царствования он располагал армией, в которой было около 200 тысяч регулярных войск (полевых и гарнизонных) и не менее 75 тысяч казачьих регулярных; кроме того, на флоте служило 28 тысяч человек, было 48 крупных кораблей и до 800 мелких судов.

2.3 Преоб разования в устройстве сословий

1. Служивое сословие. Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии, и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с низших чинов.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие - шляхтехство. Все нижние чины одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В этом табеле все чины были распределены на 14 рангов или по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и высший ранг. “Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике, а не обученных лишал права жениться и получать офицерский чин. Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон “О майорате”, 1714).

Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство негодовало и требовало облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от службы.

2. Городское сословие (посадские и городские люди). До Петра I городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе.

Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и оставались в том же жалком положение, в каком были и раньше. Причиной этого был далёкий от торгово-промышленного строя строй русской жизни и тяжелые войны.

3. Крестьянство. В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20% (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки («ревизские сказки»), должны были платить по 74 копеек подушной подати в год. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 копеек «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и так далее.

В конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство определяло их жизнь повинностью, а не правом.

2.4 Церковная реформа

Важное место в становлении абсолютизма занимала церковная реформа. В 1721 году патриаршество было ликвидировано, и его место заняла Духовная коллегия, или “Святейший правительствующий синод”. Его главой был назначаемый царём обер-прокурор Синода. Ликвидация патриаршества, учреждение Синода означали ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть государственного аппарата.

Параллельно с этим государство усилило контроль над доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную их часть на строительство флота, содержание армии, инвалидов, школ и на другие расходы. Было запрещено создание новых и ограниченно число монахов в существующих монастырях. Эти действия Петра вызвали недовольство церковной иерархии и чёрного духовенства, и явилось одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

2.5 Финансовые изменения

Пётр I не только изменил прямую подать, сделав её подушной, но и значительно повысил косвенные налоги, изобретал новые источники получения доходов.

За 8 лет войны он набирал около 200 тысяч солдат, доведя численность армии с 40 до 100 тысяч. Стоимость этой армии обходится в 1709 году почти вдвое дороже, чем в 1701- 1.810.000 руб. вместо 982.000. За первые 6 лет войны было заплачено более 1,5млн. польскому королю в виде субсидий. Расходы на флот, артиллерию, содержание дипломатов, вызванные войной составляли 2.3 млн. в 1701 году, 2.7 млн. в 1706 году и 3.2 млн. в 1710. Уже первая из этих цифр слишком велика по сравнению с теми средствами, которые получал Пётр в виде налогов от населения (около 1.5 млн.). Надо было искать дополнительные источники доходов.

Первое время Пётр брал для своих целей из государственных учреждений не только их свободные средства, но и те суммы, которые расходовались прежде на другие назначения: этим расстраивался правильный ход государственной машины. Армия содержалась из главных доходов государства - таможенных и кабацких пошлин. Для содержания кавалерии понадобилось назначить новый налог “драгунские деньги”, для флота - “корабельные” и т.д. Однако этих прямых налогов скорее оказалось недостаточно, тем более что они собирались очень медленно. Поэтому придумывались и другие источники налогов.

Самая ранняя выдумка этого рода, введённая по совету Курбатова - гербовая бумага, не дала ожидавшихся от неё барышей. Тем большее значение имела порча монеты. Новой мерой для повышения доходов была «переоброчка» в 1704 году старых оброчных статей и отдача на оброк новых. Общая цифра казённых поступлений по этой статье поднялась к 1708 году с 300 до 670 тыс. руб. ежегодно. Далее, казна взяла в руки продажу соли, принесшую ей до 300 тыс. руб. ежегодного дохода, табака (это предприятие оказалось неудачным) и других продуктов, дававших до 100 тыс. руб. ежегодно. В результате в конце царствования Петра государственные доходы возросли до 10 с лишним миллионов.

Разумеется, этот рост нелегко пришёлся народу. Пётр хотел прийти на помощь своим подданным, улучшить условия их труда, поднять благосостояние. Он всячески поощрял торговлю. Зная бедность русских горожан, он советовал им соединяться в компании и привлекал к торговле дворян. Кроме того Пётр поощрял и развитие промышленности, сам заводил фабрики, пускал их в ход, а затем отдавал в частные руки. При нём были впервые оценены минеральные богатства Урала, на Юге был найден уголь.

Пётр I искал средств народного обогащения и желал подъёма производительности труда. Для этого он применял политику протекционизма, опекая каждый шаг торговли и производства.

2.6 Реформа культуры и быта

Первая светская школа была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне «Школа математицких и навигацких наук», послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы. Возникновение светской школы требовало создания новых учебников. Огромное значение имело создание в 1703 году «Арифметики сиречь науки числительной» Л.Магницкого, являвшейся учебником по всем разделам математики. Первоначально, когда необходимость в специалистах была особенно велика, правительство допускало в школы детей податных сословий, но уже в конце XVII века школы приобретают характер сословных дворянских учебных заведений. Рядом с ними вырастает система духовных семинарий.

Для печатанья светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета «Ведомости», публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и так далее. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. Поскольку в стране отсутствовала система общеобразовательной школы, то её составной частью являлись академический университет и гимназия. Открытие академии, большинство членов которой составляли приглашённые в Россию иностранные учёные, состоялось в самом конце 1725 года.

С первой четверти XVIII века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города определяет уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии в живописи на смену иконописи приходит портрет. К тому же времени относятся попытки создания русского тетра. Прочнее вошли в жизнь торжественные праздники с иллюминациями, исполнением кантат, строительством триумфальных арок.

Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была запрещена и заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Большое сопротивление и недовольства вызвало запрещение носить бороды.

Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Вывод

Мнения о правлении и реформах Петра сильно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, что они были весьма успешными. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Пётр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Пётр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю.

Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформах Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности.

Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремлённостью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности. Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач.

Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Он умел подбирать деятельных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности.

Но все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.

Думаю, что девизом того времени могли бы стать строчки Пушкина: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Пётр Великий не жалел ни сил, ни здоровья во имя процветания России, старался, чтобы его сподвижники и весь российский народ следовал его примеру.

Список используемой литературы

1. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во «Высшая школа», 1975.

2. Ключевский В.О. «Исторические портреты», М., Изд-во «Правда», 1991.

3. Павленко Н.И. «Пётр I и его время», М., Изд-во «Просвещение», 1989.

4. Платонов С.Ф. «Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический», М., Изд-во «Звено», 1994.

5. Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., Изд-во «Правда», 1989.

6. Сыров С.Н. «Страницы истории», М., Изд-во «Русский язык», 1983.

Подобные документы

    Обзор периода правления первого царя всея Руси Иоанна IV Васильевича, его реформ военной службы, судебной системы и государственного управления. Анализ государственной деятельности и особенностей характера последнего царя из династии Романовых Петра I.

    доклад , добавлен 11.05.2012

    Формирование личности царя-реформатора и начало самостоятельного правления Петра I. Сущность проведения областной, судебной, военной, церковной и финансовой реформ в России. Реформы в промышленности и торговле, образовании, изменение положения крестьян.

    реферат , добавлен 18.03.2017

    Этапы жизни и государственной деятельности великого реформатора, первого абсолютного монарха-самодержца в истории государства Российского - Петра Первого. Законодательные указы царя и роль их в развитии политического и технического потенциала страны.

    реферат , добавлен 04.05.2011

    История государственной и журналистской деятельности Петра Великого. Характеристика петровской эпохи. Формирование личности императора. Основные государственные, дипломатические и культурные реформы и преобразования, их значение для развития России.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Реформы Петра Первого: административные преобразования, военные реформы, церковная реформа, судебная реформа. Итоги петровских преобразований. Выход к Балтийскому морю. Россия стала великой европейской державой. Власть монарха.

    реферат , добавлен 20.06.2004

    Биография и особенности формирования личности Петра I. Предпосылки, этапы и исход Северной войны. Внешняя, экономическая и социальная политика, реформы армии и органов власти, преобразования в сфере культуры и быта в эпоху царствования Петра Великого.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Изучение биографии Петра I (Великого) - царя Московского из династии Романовых (с 1682 года) и первого императора всероссийского. Его детство, юность, образование и начало самостоятельного правления. Реформы управления, преобразования в области культуры.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Характеристика природно-географических условий и причин потребности в проведении реформ в России. Деятельность Петра Первого как политика и полководца, его вклад в развитие страны. Итоги и сущность петровских преобразований, их историческое значение.

    реферат , добавлен 29.05.2013

    Принцип законности как основа реформы управленческой мысли в России Петра I. Российское крестьянство в период реформ Петра I и при его преемниках в XVIII в. Преобразования структуры государственного управления в ходе развития реформаторской деятельности.

    реферат , добавлен 07.07.2014

    Причины возникновения реформ в сфере налогообложения в период царствования Петра Первого в XVIII в. Реформы косвенных и прямых налогов, финансового аппарата. Оценка налоговой реформы, ее историческое, политическое и экономическое значение для России.

Россия конца 17 века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Ее отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Обновление России, проведенное Петром, было его личным делом, делом беспримерно насильственным, но в то же время и необходимым. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Существуют разные взгляды на последствия реформ Петра Великого.

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Вольтер также писал неоднократно о Петре. Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

Западники также положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

Известный общественный деятель П.Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696--1715 годы и 1715--1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западно-европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

3

Активная преобразовательная деятельность Петра I началась сразу же после возвращения из-за границы.

Какие же цели преследовали реформы Петра I ?

Радикальные петровские преобразования, по мнению А.Б. Каменского, явились «откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине XVII в.». Реформы должны были обеспечить прогресс страны, ликвидировать отставание её от Западной Европы, сохранить и укрепить независимость, покончить со «старомосковским традиционным образом жизни».

Реформы охватили многие сферы жизни. Их последовательность определялась, прежде всего, нуждами Северной войны , которая длилась более двадцати лет (1700-1721 гг.) В частности, война заставила в срочном порядке создать новую боеспособную армию и военно-морской флот. Поэтому основной реформой стала военная.

До Петра I основой русского войска было дворянское ополчение. Служилые люди являлись по призыву царя «конно, людно и оружно». Такая армия была слабо обученной, плохо организованной. Попытки создать регулярную армию (стрелецкие полки Ивана IV , полки «иноземного строя» Алексея Михайловича) особого успеха не имели из-за отсутствия в казне денег на их содержание. В 1705г. Пётр I ввёл рекрутские наборы с податных сословий (крестьян, горожан). Рекрутов набирали по одному с двадцати дворов. Солдатская служба была пожизненной (в 1793г. Екатерина II ограничила её 25-ю годами). До 1725г. было проведено 83 рекрутских набора. Они дали армии и флоту 284 тыс. человек.

Рекрутские наборы решали проблему рядового состава. Для решения проблемы офицерского состава была проведена реформа сословий. Бояре и дворяне объединялись в единое служилое сословие (первоначально оно получило название шляхетство, но позднее утвердилось название дворянство ). Каждый представитель служилого сословия был обязан нести службу, начиная с 15 лет, (единственная привилегия состояла в том, что дворяне служили в гвардейских полках – Семеновском и Преображенском). Только после сдачи экзамена дворянин мог быть произведен в офицеры. Дворяне перестали получать поместье за службу. Теперь им платили денежное жалование. Отказ от службы вёл к конфискации имения. В 1714г. был издан «Указ о единонаследии », согласно которому имение передавалось по наследству лишь одному из сыновей, а остальные должны были зарабатывать средства к существованию. Для подготовки офицерского состава были открыты школы – навигационная, артиллерийская, инженерная.

В 1722г. указом царя была введена т.н. «Табель о рангах ». Вводились 14 военных и приравненных к ним гражданских чинов. Каждый офицер или чиновник, начав службу с нижних чинов, в зависимости от своего усердия и интеллекта, мог продвинуться по служебной лестнице вплоть до самого верха. Не был закрыт путь и представителям податных сословий. Солдат мог получить за храбрость офицерский чин и автоматически приобретал личное дворянство. Дослужившись до восьмого ранга он становился потомственным дворянином – дворянство начали давать его детям. Теперь положение в обществе определялось не только его происхождением, но и местом в служебной иерархии . Основным был принцип – «Тот не дворянин, кто не служит».

Таким образом, сложилась довольно сложная военно-бюрократическая иерархия с царём во главе. Все сословия находились на государственной службе, несли обязанности в пользу государства.

В результате реформ Петра I были созданы регулярная армия , численностью 212 тыс. человек и мощный флот (48 линейных кораблей и 800 галер с 24 тыс. моряков).

Содержание армии и флота поглощало 2/3 государственного дохода. Приходилось изыскивать все новые и новые источники поступления в казну. Важнейшим средством пополнения казны были налоги. При Петре I вводились косвенные налоги (на дубовые гробы, за ношение русского платья, на бороды и др.). С целью увеличения сбора налогов была проведена налоговая реформа. До Петра I единицей обложения был крестьянский двор (хозяйство). Крестьяне, чтобы платить меньше податей, сбивались по несколько семей в один двор – вместе жили деды, отцы, братья, внуки, правнуки. Петр заменил подворную подать подушной . Единицей налогообложения стала душа мужского пола , от грудных младенцев до стариков.

В 1710 г. была проведена перепись всех тяглых людей, как государственных, так и помещичьих. Все они были обложены податью. Была введена паспортная система – без паспорта никто не мог покинуть место жительства. Тем самым произошло окончательное закрепощение всего населения , а не только помещичьих крестьян. В европейских странах ничего подобного паспортной системе не было *. С введением подушной подати налоги на душу населения выросли в среднем в три раза.

Постоянные войны (из 36 лет своего правления Пётр I провоевал 28 лет), радикальные преобразования резко увеличили нагрузку на центральные и местные органы власти. Старая государственная машина оказалась не в состоянии справиться с новыми задачами и начала давать сбои.

Пётр I провел реорганизацию всей системы власти и управления. В допетровской Руси законы принимались царем совместно с Боярской Думой. После утверждения царем решения Думы принимали силу закона. Пётр перестал созывать Боярскую Думу, а все важнейшие дела решал в Ближней канцелярии, называвшейся с 1708г. «Консилия министров», т.е. с узким кругом доверенных лиц. Тем самым, законодательная ветвь власти была ликвидирована . Законы оформлялись указами царя.

В 1711г. был создан Правительствующий Сенат . В отличие от Боярской Думы Сенат не принимал законов. Его функции были чисто контрольными. Перед Сенатом ставилась задача контролировать органы местного управления, проверять соответствие действий администрации законам, издаваемых царем. Члены Сената назначались царем. С 1722г. была введена должность генерал -прокурора , который назначался царём для контроля за работой Сената («око государево»). Кроме того, институт «фискалов », обязанных тайно проверять и доносить о злоупотреблениях должностных лиц.

В 1718-1720 гг. была проведена коллежская реформа , заменявшая систему приказов новыми центральными органами отраслевого управления – коллегиями . Коллегии не подчинялись друг другу и распространяли свое действие на территорию всей страны. Внутреннее устройство коллегии базировалось на коллегиальной, четкой регламентации обязанностей чиновников, стабильности штатных служащих. Всего было создано 11 коллегий (вместо 50-ти приказов): Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Каммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг, мануфактур-коллегия, Коллегия иностранных дел. Важнейшими «государственными» являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными делами. Другая группа коллегий занималась финансами; доходами Камер – коллегия; расходами – Штатс – контор – коллегия; контроль за сбором и расходованием средств – Ревизион коллегия. Торговлей и промышленностью руководили, соответственно, Коммерц-коллегия и Берг – мануфактур коллегия, разделённая на два ведомства в 1722г. В 1721г. были созданы Вотчинная коллегия, занимавшаяся дворянским землевладением и находившаяся в Москве. Другой сословной коллегией явился, созданный в 1720г., Главный магистрат, управлявший городским сословием – ремесленниками и купечеством.

Была реорганизована система местного управления. В 1707г. вышел указ царя, согласно которому вся страна делилась на губернии . Первоначально их было шесть – Московская, Киевская, Смоленская, Азовская, Казанская, Архангелогородская. Потом их стало десять – образованы Ингерманландская (Петербургская) * и Сибирская, а Казанская – разделена на Нижнегородскую и Астраханскую. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы . Губернаторы обладали широкими полномочиями, осуществляли административную, судебную власть, контролировали сбор налогов. Губернии делились на провинции с воеводами во главе, а провинции – на уезды, уезды на дистрикты, упразднённые позже.

Реформы центрального и местного управления были дополнены церковной реформой. До Петра I русскую православную церковь возглавлял патриарх , избираемый высшим духовенством. Хотя православная церковь признавала примат государства над церковью, тем не менее, власть патриарха была все же достаточно велика. Патриарх, как и царь, носил титул «великий государь», пользовался большой самостоятельностью. Реформы Петра I , его стремление заимствовать западные обычаи, одежду, внешний облик, засилье иностранцев при царском дворе – все это вызывало недовольство церкви. Чтобы ограничить ее влияние Петр в 1721г. упразднил патриаршество . Вместо него была создана коллегия по делам церкви – Святейший Синод . Члены Синода назначались царем из числа высшего духовенства, во главе Синода стоял назначаемый государем обер -прокурор . Тайный контроль за деятельностью Синода осуществлял главный фискал по духовным делам. Тем самым, церковь была окончательно подчинена государству , стала частью госаппарата, вплоть до того, что священникам было вменено в обязанность немедленно сообщать обо всех антиправительственных замыслах, о которых становилось известно во время исповеди. Такая роль церкви сохранялась до 1917г.

Таким образом, Пётр I создал стройную, централизованную систему власти и управления: самодержец – Сенат – коллегии – губернии – провинции – уезды. Ее дополняла такая же стройная система контроля (Преображенский приказ, фискалитет), карательных органов (Тайная канцелярия, полиция) 22 сентября 1721г. (в день торжественного празднования Ништадского мира, знаменовавшего окончание многолетней и тяжелой для России Северной войны), Сенат присвоил Петру I титулы «Император », «Отец Отечества » и «Великий ». Этим актом завершился процесс превращения сословно-представительной монархии в абсолютную. Неограниченная власть Петра I получила юридическое закрепление, а Россия превратилась в империю .

Экономическая политика Петра I также была направлена на укрепление военной мощи страны. Наряду с налогами, важнейшим источником средств на содержание армии и флота была внутренняя и внешняя торговля. Во внешней торговле Пётр I последовательно проводил политику меркантилизма. Суть ее: вывоз товаров всегда должен превосходить их ввоз. Такая политика обеспечивала положительный торговый баланс, что вело к накоплению денег в казне.

Для осуществления политики меркантилизма необходим был государственный контроль за торговлей. Его осуществляла Каммерц-коллегия. Средством осуществления политики меркантилизма стали высокие пошлины на ввозимые товары, достигавшие 60%. На торговлю рядом товаров, приносивших наибольшую прибыль (соль, табак, лен, кожа, икра, хлеб и др.), была введена государственная монополия – продавать и покупать их могло только государство.

Купцов принуждали объединяться в торговые компании , указывали, в какие порты везти товары, по каким ценам продавать их, насильно переселяли из одних городов в другие. Такая политика решала задачи протекционизма – защиты отечественных производителей от конкуренции зарубежных товаров. На начальных этапах модернизации политика протекционизма была вполне оправдана. Однако ее длительное сохранение могло привести к тому, что в отсутствие конкуренции производители перестанут заботиться о качестве товаров и снижении их стоимости.

Важной составляющей петровских преобразований стало быстрое развитие промышленности. Это было обусловлено тем, что без наличия мощной индустриальной базы снабдить армию и флот всем необходимым было невозможно. При Петре I промышленность, особенно те отрасли, которые работали на оборону, сделала рывок в своем развитии. Строились новые заводы, развивались металлургическая и горнозаводская промышленность. Крупным промышленным центром стал Урал. К 1712г. армия и флот были полностью обеспечены оружием собственного производства. К концу правления Петра I в России было свыше 200 мануфактур, в десять раз больше, чем до него.

Выплавка чугуна выросла со 150 тыс. пудов в 1700г. до 800 тыс. пудов в 1725г. Русский чугун с уральских заводов экспортировали даже в Англию.

Типичной чертой экономики петровского времени было усиление роли государства в руководстве промышленностью. Естественным путем мануфактурное производство развиваться не могло, так как для этого не созрели экономические условия – процесс первоначального накопления находился в самом начале. Поэтому большинство мануфактур строились на государственные деньги и принадлежали государству. Практически все мануфактуры работали по государственным заказам. Часто государство само строило новые заводы, а затем передавало их в частные руки. Но если заводовладелец не справлялся с делом – давал продукцию дорогую и низкого качества – завод могли отобрать и передать другому владельцу. Такие предприятия назывались посессионными (владельческими). Не случайно русских заводчиков называли «завододержателями». Русские заводовладельцы петровского времени не были капиталистами предпринимателями в западном понимании. Они скорее являлись помещиками, только роль поместья играл завод.

Это сходство особенно ярко демонстрировало то, как решался вопрос о рабочей силе . В результате налоговой реформы крепостное право стало всеобщим, все податное население было прикреплено к земле, свободных рабочих рук не было. Поэтому российская промышленность была основана на использовании крепостного труда . Целые деревни государственных крестьян приписывались к заводам. Они должны были 2-3 месяца в году отрабатывать на заводе барщину (добывать руду, жечь уголь и т.д.). Таких крестьян называли приписными . В 1721г. Пётр I издал указ, разрешавший заводовладельцам покупать крестьян в собственность для работ на заводе. Такие рабочие назывались посессионными . Следовательно, мануфактуры при Петре I , хорошо технически оснащенные, были предприятиями не капиталистическими, а феодально-крепостническими.

Особенно впечатляющими были преобразования Петра I в области образования , науки и техники, культуры и быта .

Перестройка всей системы образования была обусловлена необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов, в которых остро нуждалась страна. Введение светского образования в России произошло почти 600 лет спустя после Западной Европы. В 1699г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математицких и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в 42–х цифирных школах, где готовили местных чиновников, и гарнизонных школах, где обучали солдатских детей. В 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия» пастора Э.Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. В 1724г. была открыта горная школа в Екатеринбурге. Она готовила специалистов для горнозаводской промышленности Урала.

Светское образование потребовало новых учебников. В 1703г. вышла в свет «Арифметика, сиречь, наука числительная…» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных. Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». Появились «Букварь», «Грамматика Славянская» и другие книги. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович.

В основе развития науки и техники в петровское время лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых, в изобретательском деле. М. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок); известным механиком петровского времени была А. Нартов – изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

По инициативе Петра I началось собирание научных коллекций. В 1718г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на камнях, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». В 1719г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов», которое послужило основой для коллекции будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. Итогом достижения петровского времени в области образования и науки стало создание (по указу от 28 января 1724г.) в Петербурге Академии наук . Она была открыта уже после смерти Петра I в 1725г.

В период правления Петра I было введено западноевропейское летоисчисление (от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше) *. Появились типографии, газета (с декабря 1702г. стало выходить первое в России периодическое издание – газета «Ведомости», тиражом от 100 до 2500 экз.). Были учреждены библиотеки, театр в Москве и многое другое.

Характерная черта русской культуры при Петре I – её государственный характер. Культуру, искусство, образование, науку Пётр оценивал с позиций пользы, приносимой государству. Поэтому государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Труд писателя, актера, художника, педагога, ученого превратили в разновидность государственной службы, обеспеченную жалованием. Культура обеспечивала определенные общественные функции.

Второй характерной чертой русской культуры, сложившейся во времена Петра I стал цивилизационный раскол русского общества. Активно заимствовались западные обычаи, одежда, образ жизни, даже язык. Но все это было уделом служилого сословия – дворянства. Низшие сословия (крестьянство, купечество) сохраняли традиционную культуру. Высшие и низшие сословия различались даже внешне. По существу в русской культуре существовали независимо друг от друга две культуры: западническая - дворянская, и традиционная, почвенническая – крестьянская, противостоящие друг - другу.


* В России паспорта были отменены в 1917г. и вновь введены в 1932г.

* В 1713 г. Пётр I перенёс столицу России из Москвы в Санкт-Петербург.

* Пётр I , чтобы не входить в лишние раздоры с православной церковью, ввел юлианский календарь, хотя Европа жила по григорианскому. Отсюда разница в 13 дней, которая просуществовала до 1918г. Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю.

Среди достойных внимания личностей, связанных с незабываемыми страницами летописи государства, немало звучных фамилий, однако особого внимании заслуживают деяния Петра Великого.

Равно как и те методы, стили, посредством которых они были достигнуты, итоги правления Петра 1 носят неоднозначный характер. Хватает приверженцев его реформаторских практик, несмотря на то, что намеченные в них цели достигались жесточайшей эксплуатацией, принуждением. Немало критиков, утверждающих непреодоление рубежа отсталости Государства Российского. Но, в любом случае, невозможно недооценивать ключевую роль этого Великого правителя в становлении России, как государства с принципиально новым режимом правления.

Подводя черту под деятельностью Петра Великого

Итак, подводя итоги правления Петра 1, в первую очередь, необходимо отметить, что основная совокупность его деятельности определяется сменой правящего режима власти. Титаническими усилиями был достигнут стройный механизм управления государством, основан оплот мощного, сильного, победоносного флота, армии. Словно птица Феникс, воскресшая из пепла экономика страны не просто громко заявила о себе на всем мировом пространстве торговли, но и получила возможность оказывать немалое влияние на отдельные вопросы мировой политики. Для кого-то режим казался абсолютизмом, но именно такая его интерпретация кардинально изменила суть управления.

Не изменяя по жизни принципам капитана, Петру 1 удалось преобразовать огромную, необузданную страну в корабль военного предназначения, где единовластное командование капитана определяет успешность маневра. Венец преобразований охарактеризовался изменениями 1721 года, когда Россия примерила на себя новый титул «Империя», а самого государя стали величать Императором.

Благодаря неординарным данным самодержца, Россия не просто преодолела болотистые места. Не сев на мель, виртуозно обойдя подводные камни, рифы, она победоносно вошла в просторы бурлящего мирового океана.

Период Великого правления

Безусловно, непростыми, но сумевшими занять достойное место в истории, называют годы правления Петра 1. Боевое крещение произошло в глубоком детстве, когда начавшийся Стрелецкий бунт в Москве, произвел неизгладимое впечатление на будущего монарха. Вынужденный находиться вместе со своей матерью в селах, принадлежащих дворцовой семье, подросток не терял времени даром. Милое детское увлечение боевым ремеслом трансформировалось в серьезное преобразование полков Семеновского и Преображенского, многократно превосходящих по количеству и мастерству войско стрельцов.

История правления Петра 1 началась с возрождения страны нищей, отсталой, разоренной, без определенных перспектив на будущее. Реабилитационный путь был выбран жесткий, отличный от европейского реформирования общества, когда изменения шли снизу от мало защищенных слоев общества к его верхушке. Так называемый путь по-русски предполагал диктатуру правящего слоя власти, с поэтапным ростом степени деспотизма, на каждом новом витке развития.

Сама деятельность руководителя, полководца условно может быть поделена на несколько периодов. Во время первого, который охватывает временной промежуток с 1695 по 1715 года, зачастую имело место принятие необдуманных решений. Единственным аргументированным объяснением этого может быть Северная война, в которую была втянута Россия. Отсюда поспешные, не всегда обоснованные действия. Потребность в вооружении армии стала предпосылкой жесткого способа сбора денег для данных целей.

Временные рамки второго промежутка правления припадают на 1715-1725 годы. Основная цель деятельности государя предусматривала необходимость внутренней реорганизации страны. С этой целью были проведены ряд реформ, молниеносных, поверхностных, но оказавшихся в результате достаточно действенными.

Реформаторские преобразования России

Характеризуя в целом положительно реформы Петра 1, кратко необходимо отметить ряд наиболее значимых изменений, затронувших разные сферы хозяйственной, производственной деятельности страны.

Перемены в управлении государством

Прообразом будущего Сената Правительства можно рассматривать создание Совета Министров, принявшего на себя выполнение обязанностей Думы Бояр, которая давно утратила доверие, да и эффективность ее собраний сводилась к нулю. В число непосредственных целей Совета включались управление сбором и расходованием денежных средств, с обязательным учетом целесообразности предстоящих затрат. Причем приоритетным направлением всегда оставалось оснащение армии.

Преобразование исполнительной власти предусматривало создание 11 коллегий, праотцов нынешних министерств.

Политика Петра 1 предполагала укрепление местного самоуправления, чему поспособствовало разделение Российского государства на несколько губерний, во главе каждой из которых стоял губернатор. В первоначальной интерпретации указы не приводили ни к чему, кроме дополнительных затрат на содержание административного аппарата. А вот вторая волна реформ оказалась более действенной, позволившей действительно оформить абсолютную монархию, в прочном тандеме с бюрократическим аппаратом, на который и опирался правитель.

Доносы и тайное обличение легли в основу контроля над деятельностью государственных служащих с целью уличения их в казнокрадстве, взяточничестве, коррумпированности.

Преобразование армии, флота

Добиться создания мощной регулярной армии и могучего военно-морского флота удалось благодаря опыту иностранных специалистов. Именно он лег в основу Морской академии, открывшейся для воспитания собственного офицерского состава, набираемого их сословия дворян.

Грамотная подготовка общего набора рекрутов аналогична той, по которой шло формирование Семеновского и Преображенского полков, завершилась триумфом Российской армии в Северной войне.

Церковь - реформаторские нововведения

Коснулась политика Петра 1 церковного реформирования, предусмотрев усовершенствование иерархии управления церковью. Святейший Синод заменил деятельность патриаршества, оказалась ликвидированной автономия духовенства. Церковь перешла в беспрекословное подчинение государству.

Наметилась стойкая тенденция к терпимости вероисповедания. Зеленый свет был дан отличным от христианства верам и конфессиям.

Экономические преобразования

Россия при Петре 1 получила новую денежную единицу - копейку, подворное обложение было заменено подушной податью. Это дало возможность увеличить сборы денежных средств на восстановление и содержание армии. Под подать попадали не только представители крестьян, но и помещики.

Промышленность, торговля - принцип кардинального реформирования

Бедой Российской промышленности был явный недостаток квалифицированных специалистов. Итоги правления Петра 1 на развитии этой отрасли хозяйственной деятельности государства ознаменовались привлечением специалистов из-за рубежа, а также обучением и повышением квалификации собственных сил за границей. Побочно это дало подоплеку развития еще одной сферы - образования.

В приоритете стал отечественный производитель, а вот на продукцию иностранного производства был наложен значительный налог.

Результат преобразований был более чем убедителен - первое место Российского государства на просторах мирового промышленного рынка.

Преобразования социальной политики

Россия при Петре 1 перестала слыть крепостной державой, поскольку реформы его правления предусмотрели перевод части крепостных крестьян в категорию лично свободных.

Крестьяне могли прикрепляться к мануфактурным учреждениям, работая на них, либо к земле.

Поменялся принцип управления местом. Введенное городское самоуправление представлялось Городским Магистратом, который носил выборной характер.

Итоги правления Петра 1 более чем очевидны. Преобразования никогда не проходили ровно, гладко, особенно в условиях впавшей в анархию страны, которую пытались оккупировать соседние государства.

Однако, реформы Петра 1 кратко говорят о неординарных способностях правителя, которые смогли направить Россию на принципиально новый путь развития, что стало немаловажным фактором для всех будущих поколений.

С 1892г. По 1898г. Историки называют «Университет Петра». В этот период времени его сестра Софья являлась регентшей при двух наследниках Иване и Петре. В этот период он живет с матерью в селе Преображенском, а на другом берегу немецкая слобода Кукуй, где жили выходцы из Западной Европы, которые были приглашены при Иване III. Петр приезжая на лодки к ним, там он вобрал основы Западной Европы, их культуру. И сравнивая нашу русскую самобытность, он приходит к выводу, что Русь нужно разворачивать к Западной Европе. После «великого посольства» (поездка в Западную Европу). 1697г. Он начинает проводить реформы по изменению быта русского дворянства (пить кофе, брить бороды, ввел платья по Венгерскому образцу).

Цель: Повернуть развитие России по Западному пути. Но не для того, что бы рядом с ними встать, а для того что бы Россию сделать большой процветающей державой.

Результаты: Россия получила выход в Балтийское море, и стала морской державой при сильном флоте, сильная армия, развитая экономика страны, из возящей превратилась в вывозящую. Возвышение международного престижа России.

Политика просвещенного абсолютизма в России. Екатерина II.

1762-1796гг. Правление Екатерины II, называется «Золотым веком дворянства» и эпоха просвещения абсолютизма. Распространение культуры, просвещение в России.

Просвещенный абсолютизм- это союз философов и монархов. В это время широкое распространение получило теория согласно которой, феодальные основы общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным, самими монархами и их дворянами при помощи мудрых советников философов и прочих просвещенных людей. Цари, которые должны быть людьми просвещенными учениками идеологов просвещения, таковыми были: Фридрих II (король Пруссии) и Екатерина II. В этот период был «Золотой век дворянства», по жалованной грамоте дворянства 1762г. Дворянам разрешалось не служить и это дало возможность им заниматься просвещением, отправлять детей на учебу за границу. На этом этапе дворянства было высоко просвещенное элитное общество.

Меры по либерализации крестьянского вопроса и попытки политической модернизации в первой половине XIX в. Александр I, Николай I.

Либерализация крестьянского вопроса - реформа крепостного права. Александр I, внук Екатерины II, его правление можно разделить на две части:

1.Дней Александровых прекрасное начало;

2.Царствование;

В 1802 был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавших освобождать своих крестьян с землей. В 1808-1809 – было запрещено продавать крестьян, печатать газетах о продажах, и отправлять их в ссылку по воле помещиком. Но результаты были незначительны.

Николай I провел много реформ. Реформа « О государственных крестьянах»(1837-1842). Этой категории давалось частичное самоуправление, были открыты школы, больницы, крестьян просвещали по агротехники, насыщали сельхоз\культурой. При Николае I, каждая община выращивала картофель. 1842г. Указ об «обязанных крестьянах». Помещики могли давать крестьянам личную свободу, а за пользованием землей крестьяне должны выполнять определенные повинности.

Политическая модернизация Александра I:

1.В первой половине своего правления, его секретарь Сперанский разработал проект - конституции. На основании которых, создается: государственная дума, местная дума, как выборный представительный орган власти. 1810г. Был утвержден государственный орган, который состоял из: государственных сановников, которые должны были выступать с законодательной инициативой перед царем. Это единственный орган просуществовал до революции 1917г.

Николай I (1825-1855). Своей задачей считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократию(чиновники), для охраны и слежки за неблагонадежными людьми создается II отделение Собственного Его Императорского Величия канцелярия. Для работы этой канцелярии создается корпус Джардамвов, который занимался политическим сыском.

2.1833г. был выпущен «свод законов Российской империи».

3. Финансовая реформа.

4.Промышленный переворот (рост городского населения), строительство ж\д.

5.Вводится реальное образование (институты).