В каком городе находится памятник крылову. Памятник Крылову И.А.: звери говорят за баснописца. Внешний облик скульптурной композиции

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца.

В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.

Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: Могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.

Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств. На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова — последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

У мастера жили крупные хищники волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе. По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.

Из воспоминаний сына П. К. Клодта:

Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком … Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.

Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.

Вопрос места установки памятника решался достаточно долго. Предлагалось установить его перед Академией художеств, Публичной библиотекой, зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году). Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду, где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.

В. В. Стасов писал о нём:

Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации…

Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после смерти Крылова, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.

Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всё равно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.

1768-1844 гг. — годы жизни баснописца И. А. Крылова.

Памятник Крылову — Санкт- Петербург

Если Гончаров увековечил Крылова в своем «Обломове», то скульптор Клодт больше внимания уделил натуральности других персонажей. Рассказываем о некоторых фактах из истории памятника баснописцу в Петербурге.

13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, крупнейшего русского баснописца, чьи строки давно разошлись на пословицы и поговорки. И вот уже 160 с лишним лет бронзовый Крылов смотрит на потомков с перекрестка аллей Летнего сада. Сегодня мы расскажем о нескольких малоизвестных фактах из истории создания этого монумента.

Многие считают, что первым в истории памятником российским писателям был памятник Пушкину, но это не так. На самом деле им стал памятник ученому и при этом немного еще и писателю Михаилу Васильевичу Ломоносову. Установлен он был в 1832 году в Архангельске. В 1845 году открыли памятник историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске, а в 1847-м — политическому деятелю и тоже немножко поэту Гавриилу Романовичу Державину в Казани. Зато памятник Крылову, открытый в 1855 году, спустя 11 лет после его смерти стал действительно первым «писательским» памятником в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. И, пожалуй, первым народным памятником в России: деньги на его создание собирались по подписке по всей стране.

Найти свое место

    Памятник Екатерине II

    Памятник В. М. Ломоносову

Иван Андреевич Крылов был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, но от варианта установки этого памятника над его могилой отказались сразу: тот был слишком хорош для столь мрачного места. Потому первоначально решили установить памятник на площади перед Александринским театром и Публичной библиотекой, где 30 лет служил Крылов (сейчас на этом месте стоит памятник Екатерине Великой). Но Николай I категорически запретил устанавливать памятник Крылову в самом центре города. Тогда последний предложили разместить на набережной Невы, рядом с университетом (Там сейчас находится памятник Ломоносову). Но и это место по каким-то причинам было отвергнуто. Наконец, пришли к консенсусу: памятнику быть в Летнем саду. Оно и к лучшему: Летний сад Крылов любил и нередко там прогуливался.

От эскиза до зверинца — один шаг

Эскиз памятника и рисунки барельефов на сюжеты крыловских басен выполнил художник Александр Алексеевич Агин, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации, автор классических иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя. На постамент он поместил героев басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Слон на воеводстве», «Лисица и виноград» и других.

Лев позировал Клодту в зверинце немца Зама на Фонтанке. А смотреть на слона скульптор ездил в Царское Село

Автор монумента, скульптор Петр Карлович фон Клодт всех зверей, изображенных на памятнике, лепил с натуры. Поэтому в мастерской у него образовался целый зверинец. Здесь жили собаки, осел, обезьяна, кот, овца с ягнятами, лиса, журавль и даже волк с медведем. Вот только для льва и слона места в мастерской не нашлось. Лев позировал Клодту в зверинце немца Зама на Фонтанке. А смотреть на слона скульптор ездил в Царское Село. Общежитие зверей в мастерской Клодта продолжалось четыре года. Именно столько длилась работа над памятником. После ее окончания все «модели» были переданы в зверинец на Фонтанке.

Иван Андреевич Обломов

И. А. Крылов в 44 года (слева) и в преклонном возрасте (справа)

Архитектор Владимир Васильевич Стасов так описывал памятник: «Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своем сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации»…

Когда однажды Крылов собрался на маскарад, то спросил совета у одной своей знакомой, какую маску ему выбрать. На что получил ответ: «Иван Андреич, вы помойтесь и причешитесь, и вас никто не узнает»

Хотя в юности Крылов увлекался кулачными боями стенка на стенку, в зрелости прославился своим остроумием, силой воли и целеустремленностью, но в последние годы своей жизни, он действительно любил хорошо поесть, поспать, одевался кое-как. О его воистину гаргантюанском аппетите, неряшливости и лени ходили легенды, похожие на анекдоты. ( .)

Рассказывают, как на Масленицу, устроенную в доме Олениных, Крылов за один присест съел 30 блинов с икрой, каждый из которых был толщиной в палец и величиной с большое блюдо. А когда однажды Крылов собрался на маскарад, то спросил совета у одной своей знакомой, какую маску ему выбрать. На что получил ответ: «Иван Андреич, вы помойтесь и причешитесь, и вас никто не узнает».


Со своего любимого дивана он мог не вставать сутками. Фигура Крылова даже послужила писателю Гончарову прототипом его знаменитого Обломова.

Тем не менее потомкам осталось 236 басен, собранных в девять сборников, которые выходили с 1809 по 1843 год. Из них на памятнике представлено 22 сюжета*. А театральная маска на постаменте напоминает, что Крылов — не только баснописец, но и драматург. Он написал десяток комедий и даже одну трагедию «Филомела», ставшую его первым, хоть и не вполне удачным литературным опытом. Но остальные пьесы Крылова были не менее популярны у публики, чем его басни. Особенным успехом пользовались комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам».

*Автор статьи лично произвел подсчеты, так что эта цифра приводится в «крылововедении» впервые. Даже в справочной и краеведческой литературе указываются совсем другие цифры. Обычно все повторяют друг за другом, что на барельефах, окружающих памятник, изображены сюжеты 36 басен, но никто и никогда этого не проверял.

Памятник Ивану Крылову (Санкт-Петербург, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Идея увековечить память о талантливом баснописце И. А. Крылове пришла в голову почитателям его творчества сразу после смерти писателя. При содействии городских властей и жителей был создан специальный комитет, собравший за три года больше 13 тыс. рублей - сумму, невероятную по тем временам.

В 1848 г. Императорская Академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента. Через 1,5 года, после рассмотрения десятков предоставленных вариантов комиссия выбрала работу скульптора П. К. Клодта. Мастер корпел над памятником более 5 лет, образ Крылова получился живым, выразительным и, без сомнения, стал одним из самых выдающихся его произведений.

Что посмотреть

По предложению создателя мемориал установили в Летнем саду в 1855 г. Место выбрали не случайно - писатель любил проводить здесь время и, возможно, некоторые сюжеты своих остроумных сказок он придумал в глубине тенистых аллей. Через 20 лет, в целях защиты от вандалов изваяние окружили художественной оградой в форме кованной решетки. Во время Великой Отечественной войны осколки снарядов его повредили, но в 1945 г. конструкцию полностью восстановили.

Монумент изготовлен из бронзы в литейной мастерской Императорской Академии художеств. И. А. Крылов изображен восседающим на камне с книгой в руках, погруженный в глубокое раздумье. Он одет в свою привычную одежду и выглядит, по мнению критика В. В. Стасова, «добродушным разгильдяем», хотя в чертах нахмурившегося лица скорее прослеживаются серьезность, одухотворенность и достоинство, чем беспечность.

На барельефах пьедестала оживают герои знаменитых басен: хитроумная рыжая плутовка из «Вороны и лисицы», осел, косолапый и козел из «Квартета», забавная обезьянка из «Мартышки и очков», а также другие полюбившиеся с детства герои.

Во время работы над памятником П. К. Клодт использовал настоящих зверей в качестве моделей. В его мастерской даже побывали волк и медведь. Вот только козла он почему-то не решился привести в свою студию.

В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты "Санкт-Петербургские Ведомости" был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.

Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств. На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова - последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.

В процессе создания памятника Крылову у скульптора в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). улицы и отели . Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской - козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе. По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.

Из воспоминаний сына П. К. Клодта:

Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.

Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.

Вопрос места установки памятника решался достаточно долго. Предлагалось установить его перед Академией художеств , Публичной библиотекой , зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году). Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду , где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.

Торжественное открытие памятника И. А. Крылову состоялось 12 мая 1855 года. В. В. Стасов писал о нём:

Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации...

Через 20 лет после открытия памятника, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.

Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всёравно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.

Отец писателя с 1774 года служил председателем уголовной палаты губернского магистрата в Твери, после его смерти юный Иван начал служить в Тверском губернском магистрате в чине подканцеляриста, за крайне низкое жалование.

А.К. Жизневский, управляющий Тверской казенной палатой, писал: «Как сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с действительною жизнью, рано начал сталкиваться с людьми. С детства он любил бродить по городу. Все закоулки и улицы Твери были ему известны, и всюду он имел товарищей. Он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою». В Твери того времени можно было увидеть много такого, что впоследствии воплотилось в знаменитых баснях Ивана Андреевича. Его наблюдения этого периода стали основой для непридуманных историй, в которых образы людей переданы на примере животных.

Композиция памятника

Центр композиции - фигура поэта в рост, стоящая на высоком постаменте с надписью «Иван Андреевич Крылов». В скульптуре передано портретное сходство и характер баснописца, который был описан его современниками. В.М. Княжевич в заметках 1820 года писал: «Гнедич рассказывал мне, как баснописец наш И.А. Крылов совершил великий подвиг, выучившись по-гречески. Ему уже более 50 лет; известны характерные черты его: гастрономия, сонливость, рассеянность, притом и толщина его. Все это не предполагает усидчивости и терпения». Поэт представлен зрителям задумчивым, немного грузным, спокойным и добродушным человеком. Еще один современник И.А. Крылова вспоминал: «Недавно еще жил посреди нас муж высоких достоинств, осанистой наружности, которого белые волосы хотя и напоминали о многих годах, им прожитых, но которого сила, крепость и дородство, казалось, предвещали ему исключительное долголетие».

Иван Андреевич скончался в 75 лет, в 1844 году, а первый памятник баснописцу был установлен в Санкт-Петербурге в 1855 году.

Тверской памятник стал вторым, воздвигнутым в честь И.А. Крылова. В нем, как и на постаменте петербургского монумента, показаны легко узнаваемые герои басен. На полукруглой площадке, к которой ведут широкие ступени, вокруг памятника находятся гранитные скамьи.

Герои басен

Скульптурные иллюстрации известных басен расположились по углам небольшой площади, на которой возвышается фигура поэта. Всего представлено четыре стелы с восемью рельефными изображениями сцен из басен «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Квартет», «Лев и Волк», «Свинья под дубом», «Лев состарившийся», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок». Они расставлены как страницы открытых книг, выполненных в бронзе.

Памятник великому баснописцу вписался в пространство города, не нарушив его.