Население ныроб. Путешествие пермь-пянтег-чердынь-ныроб-камни ветлан и полюд. Централизованная система руководства местами заключения в масштабе страны временно прекратила существование

25 сентября 2017 г. 20:26 Пермский Край — Россия Сентябрь 2017

Сбылась моя давняя мечта: наконец-то мне удалось отправиться в путешествие на север Пермского края в составе туристической группы. Я увидела горы Среднего Урала, населенные пункты, входившие некогда в Чердынь Великую (село Пянтег, города Чердынь и Ныроб), завершила свое знакомство с культурой Западного Урала посещением Краеведческого музея и Художественной галереи города Перми.

Именно с Чердыни Великой пошло заселение Пермского края русскими. В XII веке новгородцы проложили северный путь через места, где сегодня располагается город Чердынь: по реке Колве на Печору. У тамошних жителей новгородцы обменивали свои товары на ценную северную пушнину, а также высокохудожественные серебряные изделия Сасанидов. Местные жители платили новгородцам дань, и название самой высокой горы в здешних местах звучит напоминанием об этом. Гора Полюд обязана своему названию полюдью, то есть дани, собираемой «по людям».

Потом, во времена монголо-татарого ига, когда пали некогда процветавшие государства, этот торговый путь был позабыт. Но после освобождения от татар и с началом объединения русских княжеств вокруг Москвы торговый путь с Уралом и Печорой возродился.

Завоевание и освоение Урала было невозможно без объединяющей идеи, которой стала православная вера. Около 1375 года миссионер Стефан, который впоследствии войдет в историю православной веры под именем святого Стефана Великопермского, создал для зырян (коми-зырян) письменность, которой до того они не имели. В качестве алфавита он использовал зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки, состоявшей из 24 букв, Стефан перевел на язык зырян богослужебные книги и частично Священное Писание. Осенью 1379 года святой Стефан, благословленный московским патриархатом, отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Однако миссионерской деятельности Стефана Великопермского способствовали его талант проповедника, знание языка зырян и глубокая вера в правоту своего дела. Ему также помогла природная кротость зырян. Православно-просветительская деятельность Стефана Великопермского была успешной и в дальнейшем послужила основой христианизации чердынских земель.

1


ПЯНТЕГ

Путешествие нашей туристической группы начиналось с села Пянтег, что недалеко от Чердыни, куда мы добрались из Перми поздно вечером, чтобы переночевать на местной турбазе. Существует гипотеза, согласно которой изначально Чердынь начиналась (строилась) на месте, где сейчас находится это село. По одной из версий Пянтег — это имя языческого бога.

Утром прямо из окна нашей комнаты я увидела широкое речное раздолье Камы. Наскоро позавтракав, вышла на берег реки. Впала в меланхолическую задумчивость среди кедровых сосен, в сакральном месте древних племен коми, заселявших когда-то эти места. Сосны были похожи на экзотических чудищ в которых вселились духи древних: с мощными ветвями-руками, поднятыми к небу, оголенными корнями-ногами, держащими искривленные тела-стволы… Племена коми поклонялись кедровым соснам. Они, поселившись в этих местах, оставили многочисленные клады из предметов высокохудожественного серебра cаcсанидов, которые привозили в обмен на ценный мех в чердынские земли по рекам Каме и Волге, через Булгарское царство, из Сасанидской Персии и Византии…Такие блюда есть и в пермском краеведческом музее, и в столичных музеях. Посмотреть на это стоит: в этой поездке мы увидим древние артефакты в чердынском краеведческом музее.

1


1


1



Пройдя по берегу Камы, я увидела интересную шестигранную деревянную сторожевую башню с православной луковицей и крестом, увенчанную некогда деревянным шатром. Это самое старое на Урале деревянное строение, сохранившееся до наших дней: Богородицкая церковь, датируемая концом XV — началом XVI веков. Она старше знаменитых Кижей. Русские, осваивая уральские земли, построили на берегу Камы, в сакральном для коми месте, сначала сторожевую башню (оборонительное укрепление), а затем, утвердившись здесь, переделали ее в христианскую церковь.

4


В селе Пянтег находили и до сих пор находят фигурки пермского звериного стиля, закопанные древними племенами, называемыми некоторыми краеведами племенами Хранителей. Это большое количество захоронений металлических оберегов, амулетов, целого пантеона духов, так называемого Пермского звериного стиля древних племен. Мы их должны увидеть уже сегодня в Чердынском краеведческом музее. Можно их посмотреть и в Пермском краеведческом музее, и в музеях Петербурга и Москвы. По богатству образов и разнообразию предметов культура Пермского звериного стиля превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя. Хранители, чья цивилизация исчезла около тысячи лет назад, жили вдоль рек Выми, Вычегды, Камы, Колвы и Вишеры. Они занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией; торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазанского каганата, с родственными племенами обских угров за Уральским хребтом. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты Пермского звериного стиля, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов. Интересно, что изготовлением литых фигурок звериного стиля занимались женщины Хранителей. Их мужчины изготавливали оружие. Под натиском племен коми и войск Волжской Булгарии, Хранители вначале были вытеснены в чердынские земли, а затем через ущелья Уральского хребта ушли в Зауралье, где растворились среди обских племен.

Перед последним походом Хранители захоронили в чердынских землях своих богов. Заселившие эти земли после ухода Хранителей племена коми создали легенды о таинственном народе Чудь, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от «злого» и таинственного духа, бросив находку в воду. Постепенно в легендах коми живые Хранители превратились в духов здешних мест.

1

ЧЕРДЫНЬ

К обеду наша туристическая группа уже приехала в Чердынь. Основное мое ощущение в Чердыни — это ощущение свежести и угрюмой чистоты города. Низкое серое небо. Малолюдные улицы, почти без автомобилей и, конечно, без светофоров. Коровы, отдыхающие на холодной, мокрой от дождя земле на фоне старой церкви, невозмутимо жующие жвачку. Маленькая женщина-экскурсовод, взахлеб рассказывающая о своем родном городе. Я внимательно слушала ее, с интересом задавая уточняющие вопросы. Получила приглашение приезжать в гости и телефон… Видимо, чем дальше провинция от столицы, тем люди там более добры и гостеприимны, менее скаредны при своей мизерной, по сравнению со столичной, зарплате…

Самую высокую точку окрестностей — гору (камень) Полюд, похожий на застывший гребень волны, я впервые увидела с крутого берега реки Колвы в городе Чердыни. Говорят, на Полюде в стародавние времена разжигали тревожный костер, предупреждавший всех об опасности, приближении врагов, кочевников-вогулов.

1

Большое впечатление на меня произвел исторический рассказ о часовне, построенной в память о погибших родителях. При очередном нашествии на Чердынь вогулов все мужское население города вышло с оружием навстречу врагу. Но силы были неравные. Вогулов было значительно больше. Все чердынские мужчины погибли, но вогулы почему-то ушли, не тронув город и даже не войдя в него. Своей смертью мужчины спасли остававшихся в городе жен и детей. Дети выросли и построили в память об этом событии часовню…

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой (Чердыни) в состав Московского государства. Вычегодско-Вымская летопись упоминает город с 1451 года. В то время на этих землях правили великопермские князья. Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: «чер» — приток и «дын» — устье, — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Великопермские чердынские князья принимали христианство, становились московскими вассалами, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятичами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. Первая попытка «крестити ко святей вере чердынцев» была предпринята епископом Питиримом. Попытка оказалась неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан первый на Западном Урале христианский Иоанно-Богословский мужской монастырь. После войны с Новгородом и его окончательного включения в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 г. московские полки под командованием воеводы стародубского князя Федора Пестрого разбили пермское войско и взяли в плен местного князя Михаила. Так окончательно было сломлено сопротивление местных правителей Чердыни московским властям

Скрытая непокорность (упрямство) чердынской земли проявилась, на мой взгляд, и в своеобразии христианского церковного убранства. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Однако пермские деревянные боги имеют ярко выраженные черты коми: раскосые глаза, выступающие скулы, темные волосы. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Чердынсмком музее веры и в Пермской художественной галерее, но все они были найдены, в основном, на чердынской и соликамской земле. Особенно интересна, на мой взгляд, деревянная икона Святой Параскевы Пятницы, хранящаяся в пермской художественной галерее. День этой святой совпадает с днем поклонения древней языческой богине, изображаемой вместе со склоненными к ней слева и справа мифическими существами. По бокам от святой Параскевы на барельефе деревянной иконы также располагаются ангелы — один слева, другой справа. И языческий, и христианский праздники имеют похожую направленность — поклонение плодородию и материнству.


Еще один пример непокорности, но уже значительно более поздней исторически, удивил меня в Чердыни. Сюда был сослан во времена сталинизма известный поэт О. Мандельштам, сочинивший в самый разгар культа личности:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца —
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина

Стихотворение передавалось в устной форме в Москве самым доверенным людям. Кто-то из «доверенных» донес куда следует… О чердынской ссылке Мандельштама напоминает мемориальная доска на фасаде больницы.


НЫРОБ

«Ныр» в коми-пермяцком языке означает «нос», «ыб» — «поле», то есть «Носово поле», или «поле Но-са» (в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).

Я долго не хотела посещать этот поселок. Испытывала чувство противоречия. Мол, люди вначале издеваются над какой-либо грандиозной личностью, пытают, казнят. Потом, спустя некоторое время, возводят эту же личность в статус святого и начинают ей поклоняться, придумывая и создавая все новые и новые признаки святости не только замученного, но и здешних и около-здешних мест.

В 1601 году, во времена Бориса Годунова, в Ныроб был сослан (и вскоре здесь умер) боярин Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Этот заключённый был также двоюродным братом царя Федора Иоанновича, последнего представителя прямой линии Рюриковичей на российском престоле (по женской линии) и одним из самых богатых людей государства Российского. М. Н. Романов был красив и необыкновенно силен. Легенда гласит, что когда он, по прибытии в Ныроб, понял, какая его ожидает участь, то в порыве отчаяния, отшвырнул, перевернув, дорожную карету, в которой его сюда привезли. Боярина Романова, закованного в кандалы, заточили в яму. В этой яме он и должен был ждать своей смерти, мучаясь от голода и холода лютой северной зимой, грязный и немытый, лишенный возможности справлять свои естественные потребности в каком-либо другом месте. Жители Ныроба, как могли, помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, приносили ему еду. Наконец, устав ждать смерти боярина, тюремщики его задушили. Впоследствии, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

До 1917 года помолиться в яме-темнице, где принял мученическую смерть боярин Романов, и припасть к его оковам стремились до шести тысяч паломников в год. В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.

Сейчас стало модным снова возить туристов и паломников в эти места. Однако, как я заметила, посетители в основном жаждут получить некое чудесное избавление от собственных проблем различного направления. Совершенно не ясно, как можно, например, получить исцеление, прощение грехов и прочая, всего лишь побывав на месте лютой смерти боярина Романова или испив воды из здешнего «святого» источника. Тем не менее, я не жалею, что побывала здесь.

Сейчас Ныроб и все, что севернее — это зона тюрем. Следуя к достопримечательностям, связанным с именем Романова, видишь длиннющий забор с колючей проволокой с возвышающимися за ним тюремными строениями. Многих интересных личностей: как борцов за справедливость, так и пособников зла, — видели эти стены. В Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов. Сюда свозили репрессированных во времена Сталина. Недавно здесь отбывал наказание (но почему-то спустя недолгое время был выпущен) один из последних аферистов нашего времени, Г. П. Грабовой.

Недалеко от великолепного Никольского храма, построенного в память о замученном боярине Романове, по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» установлен памятный деревянный знак в виде креста с надписью на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003». Одному замученному боярину — великолепный храм, а тысячам замученных не царского звания — деревянный крест. Как говорится: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволену быку».

В поселке создается музей, причём руками людей, отбывающих здесь свой срок заключения или вышедших уже на свободу. Не знаю, как он будет потом называться. Сейчас это все подряд, что может кого-либо заинтересовать: предметы быта ушедшего века, фотографии потомков Романовых, приезжающих сюда из далекой заграницы, картины и костюмы эпохи смутного времени, в которые разрешают наряжаться туристам и прочая. Вообще, постоянно в Ныробе можно услышать фразу: «Это зэки делали».

Самое, на мой взгляд, интересное в Ныробе — это Никольский собор. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел в Ныробе построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 году). В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 году состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.

Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты. Хорошо виден знаменитый «жучковый орнамент» или «жужалица» (как буквы Ж, стоящие рядом), часто встречающийся в архитектуре церквей «русского барокко», особенно на Урале. В нём зашифрованы буквы I и Х — «Иисус Христос». В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Внутренняя кладка купола храма необычна — в ней выложены кресты Голгофы. В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них — святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников. Интересно, я бы сказала, «языческое» изображение этого святого, которого еще называют Христофор-ПСЕголов. Это святой с головой пса. Раньше в день святого Христофора принято было кормить до отвала мясом быка всех собак. Опять языческие традиции! До сих пор на гербе Ныроба изображен бык…

1

Ныроб - посёлок в 40км севернее Чердыни. По населению он превосходит райцентр (7 тыс. жителей), но визуально Ныроб представляет собой большое и мрачное село, которое я про себя окрестил "деревня Зековка". В наши дни это один из крупнейших центров "республики зеков", раскинувшей на севере Пермского края, да и тюремные традиции здесь насчитывают около 400 лет: в 1601 году сюда по приказу Бориса Годунова был сослан и замучен его основной соперник - боярин Михаил Никтич Романов. А в результате еще в конце 17в. здесь появилось нечто вроде современных "монастырей новомучеников" с красивейшей Никольской церковью.

Чердынский район удивляет своей историчностью - что-нибудь примечательное есть почти в каждом деревне, а церквей на единицу площади (а тем более на единицу населения) больше, чем в Тверской области. Помимо Ныроба, самое интересное село - Пянтег , где сохранилась уникальная церковь, вероятно перестроенная из башни острога в 1617 году. Возраст самого сруба же не известен, и это не просто старейшее здание Урала, но и старше любого другого минимум на 100 лет.

Однако Пянтег - по другой дороге, до него 60км, а автобусы ходят всего дважды в день и возят народ в Чердынь на работу, поэтому я туда не попал.

Но и на Ныробском тракте интересно почти каждое село. Например, Покча в 5км от Чердыни - здесь в 1472-1505 годах (когда Чердынское княжество было вассалом Москвы) помещалось русское воеводство, от которого сохранились едва заметные валы городища; в 19в. появилось несколько кварталов купеческих домиков, достойных уездного города, Казанская часовня примитивного вида и Благовещенская церковь (1885), в которую дважды (в самом начале и в самом конце ХХ века) ударяла молния:

В селе Вильгорт - тоже несколько купеческих особняков и очень красивая Троицкая церковь (1772, трапезная и колокольня 1902):

Фото: Сергей и Мария Поповы, из "Народного каталога православной архитектуры ".

Еще две церкви - в сёлах Камгорт и Искор. В тайге в 5км от Искора - скала Узкая Улочка высотой 50м, рассечённая от основания до вершины трещиной чуть меньше метра в ширину. На горе - остатки валов и святилища, а поверье гласит, что тому, кто взойдёт по "улочке" наверх отпустятся все грехи.
Словом, концентрация истории в Чердынском районе на уровне Псковщины.

А потом въезжаешь в Ныроб, точнее в его дальний район Люнва:

Путника тут встречают ЗОНЫ. Они тянутся вдоль дороги на несколько километров - тройные заборы, кольца колючей проволоки, вышки, бараки, трубы котельных, угрюмые тюремщики, горы дров и опилок. Лай собак и вой пилорамы. "Население" этих лагерей - по разным данным (неофициальным) от 2 до 4 тысяч человек, то есть в "республике зеков" это полноценный город.

И здесь же жилые дома. Страшно представить эту жизнь среди зон, когда происходящее за периметром можно наблюдать из окон. К слову, побеги из лагерей тоже регулярны, и опасность столкнуться с беглыми уголовником велика по всему району.

Адекватно фотографировать на Ныробском тракте у меня не получилось - оба раза автобус был переполнен, а я сидел не там, где надо. Поэтому прошу прощение за использование чужих фото и убогое качество своих.

Сам Нароб по своему устройству напомнил мне Соликамск, только меньше раз в 10. Тоже длинный и беспорядочный, и тоже состоит из трёх районов. В Соликамске - промзона, Старый Соликамск и Боровск. В Ныробе - Люнва, Старый Ныроб и Городок.

Старый Ныроб - большое и неуютное село, у меня ассоциирующееся скорее с Сибирью, чем Уралом. Хотя при всей удалённости главная улица тут асфальтирована, а на увале стоят вышки сотовой связи:

Приземистые и грубо сколоченные уральские избы на фоне увалов:

Водопровода тут нет, и воду набирают вот в таких сооружениях - почему они такого размера, сказать не могу. Может быть, насосные станции, а может быть резервуары:

Народ тут, как мне показалось, не агрессивный - но угрюмый и замкнутый. Впрочем, от взглядов мне часто делалось не по себе. Козлы и петухи тоже встречаются:

Однако в Ныробе есть кое-что, ради чего стоит сюда приехать - Никольская церковь, построенная в 1704 году в память Михаила Романова:

В начале 17в. Ныроб был одним из самых дальних владений России - Сибирь тогда была еще в процессе колонизации, и ссылать туда кого-то было негосбезопасно. Михаил Никитич был сослан сюда, по сути, на смерть - его держали в яме с решёткой, куда проникали и дождь, и снег, и где нельзя было даже встать в полный рост, да еще и в оковах весом около 30кг. Жители, видя такое изощрённое и непонятное издевательство, в тайне помогали боярину - носили ему еду и воду, за что неоднократно подвергались пыткам. Романов умер спустя полгода.

Что было дальше, все знают. Хотя Годунов был достаточно мудрым правителем (например, Московский университет вполне мог появиться в начале 17 века), ему не повезло с погодой, два неурожая подряд вызвали страшнейший во всей русской истории голод (погибло до 1/3 трети населения), перешедший в Смутное время, финалом которого стало воцарение Романовых. Про Ныроб они не забыли - еще при Михаиле Фёдоровиче жители Ныроба были освобождены от податей, а в конце 17в. началось строительство мемориальной церкви.

Храм вышел одним из красивейших на Урале - его украшения достойны церквей Соликамска:

Правда, впечатление малость испортил разговор с настоятелем - поп тут точь-в-точь такой, каким его представляют ненавистники РПЦ. Ну что ж - бывает, не все ж такие! А вот девушка, мывшая пол в храме, наоборот показалась мне очень доброй и светлой.

Дом при церкви:

Крест "В память репрессированных РОССИЯН" - это очень неполиткорректно:

Вторая церковь - Богоявленская (1736), обезглавлена и невзрачна:

Здесь же и замечательный деревянный Дом Культуры:

А чуть в стороне - вот такой домик, занятый неким "Мемориальным центром М.Н. Романова":

Подозреваю, это что-то типа музея, но на дверях висел замок, и никаких признаков того, что кто-то его откроет, не было.
А еще чуть дальше (точнее, если ехать из Чердыни, чуть ближе) - Яма Романова:

"Яма новомучеников" - это именно уральский феномен. Ганина Яма, куда были сброшены тела царской семьи, Алапаевская шахта, где так же было с телами семи великих князей - они появились в 1918 году. Династия Романовых вышла из Ипатьевского монастыря и прервалась в Ипатьевском доме, и более того - начала и закончила свою историю в уральских ямах.

Очень красивую модерновую ограду вокруг Ямы построили еще в начале ХХ века. Внутри ограды - обширный пустырь и ажурная часовня над собственно Ямой, похожая больше на клетку:

Ворота оказались наглухо заперты, как и дверь Мемориального центра. В общем, я решил тупо перелезть через забор. Часовня оказалась закрыта на засов, но не замок, и я спокойно отворил дверь:

Вот и сама Яма. Мне не верится, что это подлинник - скорее, всё-таки муляж. Но муляж исторический, ему не менее сотни лет:

На дне - цветы, иконы и мусор. Причём они там мирно уживаются - в этом, по-моему, вся наша жизнь!

Две мемориальных доски 1915 года, когда Яма реконструировалась (а сама часовня, кстати, современная - до Революции была деревянная):

В прошлом тут лежали и подлинные оковы Романова, ныне хранящиеся в Чердынском музее:

Тридцать килограмм, а еще решётка над головой и негде защититься от холода... В общем, судьба Николая Второго, которого "всего лишь" расстреляли, ЗДЕСЬ кажется еще не такой жуткой. В прошлом паломники надевали оковы на себя и молились в яме. Ныне приходят в музей и просто прикладываются к ним.

Около ограды - бывшая богадельня, а ныне больница в приятном модерновом здании (единственном в посёлке):

Дальняя часть Ныроба, в которой находится автостанция - Городок. Пешком от автостанции до церкви идти около получаса, но так как весь Ныроб - одна улица, автобус проезжает мимо храмов и туда, и обратно, причём в черте посёлка еще и с кондуктором.

Застроен Городок в основном вот такими домами, а народ там более люмпенизирован, чем в Старом Ныробе - видимо, пришлые:

Ныроб считают тут "краем земли" - далее нормальные люди почти не живут, а зон больше, чем деревень. А еще дальше, за полосой глухих лесов, вновь начинается обитаемая земля Республики Коми. Вообще же, Чердынский район находится на широте Южной Карелии.

В Ныроб я ездил из Чердыни ненадолго. В самой Чердыни ночевал две ночи - вечером первого дня приехал из Соликамска, утром третьего уехал в Березники. И в целом Пермь Великая вполне достойна Вологодщины.

С Пермью Великой на этом закончим, но поездка в Пермь Великую - меньше половины всего этого путешествия.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

В Ныробе чувствуешь себя как на краю земли – дальше только тайга. Густые еловые чащи перемежаются с сосновыми беломошными борами, о седых уральских горах напоминают причудливые скалы-останцы и неровный рельеф местности, в долинах извилистых рек накапливаются непроходимые болота – природные фильтры воздуха и воды, а на многочисленных водоразделах царствуют альпийские луга. Достопримечательности Ныроба будут интересны всем.

Посёлок находится на одной параллели с Санкт-Петербургом, Сургутом и Магаданом. Любители мистики видят в этой широте сакральный смысл – на ней расположены большие древние святилища. Под Ныробом такое тоже есть – Узкая Улочка на Искорском городище, поднявшись по которой человек очищается от грехов. Пермичи отважились защищать именно это капище от христиан.

Ныробский край известен как страна заключённых, и в Ныробе находится один из её городов, хмуро встречающий гостей посёлка на въезде. Хотя до революции всё было не так мрачно: узником был только Михаил Романов во времена Бориса Годунова, а через некоторое время после смерти его оковы стали считаться чудотворными – исцеляющими. До Ныроба добирались тысячи паломников ежегодно.

Поселок Ныроб Пермский край

История Ныроба

Ныроб – посёлок городского типа в Пермском крае, по асфальтированной дороге от Чердыни 41 км. Он находится на взгорье излучины Колвы, но до самой реки ещё километров 6-8. Делится на 3 части: Люнва – на въезде, территория колоний; Старый Ныроб, в котором сосредоточены все достопримечательности; Городок – современная застройка 2-3-этажными многоквартирными домами.

Первое упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 г.; название с коми-пермяцкого переводится как «Носово поле», поле человека по прозвищу Нос. В 1601 г. сюда сослали Михаила Никитича Романова, что определило дальнейшую судьбу села – до революции правящая династия благоволила ныробчанам.

В советское время в Ныробских краях сформирован Ныроблаг, численность его заключённых колебалась от 10 до 19 тыс. человек. В настоящее время в Чердынском районе отбывает наказание около 4,5 тыс. человек, из них около 2 тыс. – в Ныробе. Заключённые занимаются лесоповалом, а также вспомогательными работами. Постоянно проживают в Ныробе около 5 тыс. человек и заняты либо обслуживанием системы исполнения наказаний, либо обработкой и транспортировкой леса.

Официальный туризм в Ныробе строится вокруг Романовых – до революции в посёлок приходило до 6 тыс. паломников. Однако неофициально многие едут ради Искорского городища с необычными скалами – Большой и Узкой Улочками – и красивых видов на Колве – их создают камни колвинский Ветлан, Бобыка, Светик, Дивий, также примечательна Дивья пещера.


Никольская и Богоявленская церковь в Ныробе

Ныроб и Романовы

Со времени воцарения династии Романовых в 1613 г. Ныроб объявляется святым местом и освобождается от налогов (до 1720 г.). В 1704 г. в память о мученической смерти члена династии строится каменная Никольская церковь, богато украшенная декоративными элементами. В 1736 г. рядом с Никольской добавляется Богоявленская церковь, выполненная в более классическом стиле. В 1793 г. каменная часовня Михаила Архангела сменяет прежнюю деревянную над ямой Романова, а в 1824 г. для неё создаётся иконостас. В 1913-1915 гг. обновляется ограда вокруг часовни и разбивается красивый сквер.

Ссылать в Ныроб по политическим мотивам после 1601 г. стали только в XX в., ещё во времена империи; в частности, сюда был выслан Ворошилов. В советское время о царской династии забыли.

С 2001 г. возвращается прежнее отношение к Романовым – сперва ставят железную часовню-сень над ямой. В 2010 г. её передают в Чердынь и строят обычную каменную часовню – аналог прежней. Возобновляют ограду со всеми атрибутами царской власти. Ремонтируют Никольскую церковь. Создают Мемориальный центр М.Н. Романова – его экспонаты сделаны в большинстве своём руками местных заключённых. И вновь ориентируются на паломнический туризм.


Часовня на месте ямы Михаила Романова в Ныробе

Сложившееся о Ныробе мнение

Ныроб впечатляет действующими колониями на въезде. Впечатления не перебиваются шикарным Никольским храмом в редком для Прикамья стиле барокко. Даже чудная вода из местного «живого» источника не способна изменить послевкусие. В Ныробе слишком чувствуется зона.

Никольская церковь удивляет своей пышностью – в такой глуши точно не ждёшь ничего подобного. Она и на фотографиях выглядит бесподобно, а в реальности, в том окружении, действительно, начинаешь верить в предания. Говорят, её строили по ночам, а местные увидели только уже полностью готовый результат. Хотя в Соликамске церковь смотрелась бы вполне органично.

Местный источник живой воды находится перед въездом в Ныроб, ещё до колоний. Рассказывают, что родник забил тогда же, когда рядом объявилась икона Николая Чудотворца. Икона утеряна во время революции. Над родником стоит часовня, возле которой собирались верующие в советское время.

Что посмотреть в Ныробе

Никольская церковь. Храм сейчас не в первозданном виде: раньше к нему прилагались колокольня, ликвидированная в 1934 г. как не соответствующая духу времени, и крыльцо, разобранное в 1950-х гг. как не соответствующее мнению историков. При этом церковь стала менее гармоничной – ей явно чего-то не хватает.

Также современная окраска не соответствует той, о которой писали путешественники в середине XIX в. (Н.П. Вагнер, путевые заметки «От Чердыни до Ныроба»): «окраска украшений арок и окон: красная, зелёная и жёлтая». Кроме того, на колокольне находился колокол, отлитый в Германии в 1600 г.

Церковь действующая, можно полюбоваться и не менее замечательным интерьером. Утверждают, что часть росписи выполнена до 1725 г.; есть и изображение Христофора, как в Искоре. Однако сверху роспись скрыта слоем извести. Акустика храма улучшена встроенными глиняными сосудами. Также есть непонятные конструкции из восьмиконечных крестов.

Богоявленская церковь (1736). Скромное с виду строение, некогда роскошно украшенное изнутри. В интерьер включалось первоначальное место захоронения М.Н. Романова – прах был перенесён на кладбище Ново-Девичьего монастыря в Москве. Здесь находилась деревянная скульптура Параскевы Пятницы (теперь в Пермской художественной галерее), выполненной в стиле, похожем на пермский звериный.

До революции церковь использовалась для богослужений чаще, чем Никольская. Колокол на её паперти собирал местных жителей на обсуждение вопросов и провожал торговые суда, шедшие по Колве. После революции кресты и главки были сломаны, длительное время в храме находилось представительство Центробанка, а сейчас он просто разрушается.

Никольский родник и часовня . Ключик связывают с иконой Николая Чудотворца, явленной в 1619 г.: якобы её пытались перевезти в другое место, но она снова появлялась здесь. В XIX в. икону изучали и описывали в журналах; её копия есть в Чердынском музее; однако оригинал до нас не дошёл. Часовня возле родника появилась ещё в XVII в., в советское время была разрушена, но к роднику ходили с иконой Николая Чудотворца и проводили службы. К 2010 г. часовня восстановлена, помимо этого, можно искупаться и набрать воды. В воде присутствуют ионы серебра; на вкус она многим нравится.

Романовский сад, яма Михаила Романова, часовня Михаила Архангела . Рядом с Богоявленской церковью огорожен стильной оградой сквер начала XX в. В его центре восстановленная в 2013 г. часовня Михаила Архангела, а под ней – яма, похожая на подвал. Говорят, что она претерпела изменения в XIX в. Можно оценить, насколько тяжело было боярину Михаилу в таком маленьком сооружении, но он продержался почти год. Говорят, что его убили охранники, чтоб быстрее разделаться с ним.

В середине сентября проходят дни памяти М.Н. Романова и разыгрываются максимально приближённо к действительности сцены из серии «Ныробский узник»: прибытие, заточение, помощь местных. Фактически возрождается культ Романова, хотя его оковы пока в Чердынском музее.

Мемориальный центр М.Н. Романова . До этого в посёлке действовал только школьный музей. В 2011 г. создали такой центр; экспонаты для него заказали заключённым, но есть и оригинальные дореволюционные и советские предметы быта. Получилось в целом неплохо.

Городище Люнва . Недалеко от моста через Люнву, не доезжая до Ныроба, колоний и родника.

Куда съездить ещё

Искорское городище . Овеянное мистикой и легендами место, хотя в реале – обычная христианская часовня на холме. Древнему Искору «повезло» – его часовню освятили в честь Параскевы Пятницы, особо почитаемой на севере Прикамья. Сейчас её отреставрировали. Несмотря на то, что на поверхности практически ничего не сохранилось – от археологических раскопок больше следов, – чувствуется дыхание истории. Особенно если никуда торопиться не надо или экскурсовод попался хороший.

Рядом с Искорским городищем гора, на которую можно забраться по широкой расселине – Большой Улочке или маленькой – Узкой. В сухую погоду подняться по Узкой Улочке и очиститься от грехов не так уж сложно, а вот под дождём проблематично. А дожди здесь не редкость, так что не всем отпускаются грехи.

, Вильгорт, Камгорт – В Покче больше резных домов, чем в Искоре или Ныробе.

Колва и камни на её берегах . И Искор, и Ныроб находятся не на берегу – Колва в этих краях уже равнинная река, многократно менявшая своё русло. Горы начинаются выше Вижаихи, деревни на правом берегу Колвы в 7-8 км северо-западнее Ныроба. На машине можно добраться до Ветлана, Бобыки, Светика; на лодке или снегоходе – до Бойца, Дивьего камня. Эти скалы – часть Полюдова кряжа, который пересекает Колва.

Дивий камень с пещерой и водопадом . Относится к особо охраняемым природным территориям. Находится на правом берегу Колвы. Представляет собой риф древнего Пермского моря – в пещере видны ископаемые кораллы, моллюски и даже пещерный жемчуг. Из наиболее интересных ручьёв, вытекающих из камня, – широкий ручей возле нежилой деревни Цепии и речка Алалай, образующая живописный водопад.

Дивья пещера находится на Дивьем же камне; вход в неё расположен выше уровня Колвы на 115 м и скрыт лесом. Длина пещеры больше, чем у широко известной Кунгурской ледяной, – 10,1 км. Гроты украшены кварцитами причудливых форм; есть несколько озёр. В пещере имеются наскальные изображения, относящиеся к каменному веку; она была святилищем на протяжении тысячелетий. Температура в пещере +4-+8 °С; коридоры зачастую узкие и низкие; водятся летучие мыши нескольких видов.

Ныроб на карте

Видео про город Ныроб



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Исторические места и архитектура
  • 3 Население
  • 4 Экономика
  • 5 Культура и досуг
  • Примечания

Введение

Ны́роб - посёлок городского типа, расположенный в Чердынском районе, на севере Пермского края России.

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет .

Население 7234 человека (2009) .

Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныроб входит в Перечень исторических городов России.


1. История

Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году .

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

В периоды 27 февраля 1924-10 июня 1931 года и 20 октября 1931-4 ноября 1959 года был центром Ныробского района .


2. Исторические места и архитектура

Никольская церковь

В Ныробе сохранился памятник архитектуры - каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году). Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Фасад отделан фигурным кирпичом с украшениями барочного типа.

К западу от Никольской церкви находится Богоявленская церковь (1736). Наружный вид церкви более сдержан и скромен, стены без украшений, однако, внутреннее убранство было богатым. Внутри церкви была гробница и хранились цепи Романова - главная святыня Ныроба . В настоящее время в помещении церкви находится отделение банка.

Часовня над ямой боярина М. Н. Романова

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

До 1917 года помолиться в яме-темнице и припасть к оковам Романова стремились до 6000 паломников в год . В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.


3. Население

По итогам переписи 2002 года население Ныроба составило 7500 человек, из них мужчин 5231 и 2269 женщин (69,7 % и 30,3 % соответственно).
По оценке на 1 января 2009 года численность населения пгт. Ныроб составляла 7234 человека.

Численность населения ранее :

  • 476 чел. (1869 год)
  • 896 чел. (1926 год)
  • 7,3 тыс. чел. (2007)

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района.


4. Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

5. Культура и досуг

В Ныробе имеется Культурно-досуговый центр, расположенный на ул. Дзержинского, д. 11 [источник не указан 474 дня ] .

Примечания

  1. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года - www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm
  2. См. ОКТМО.
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа.
  4. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 г. - www.gks.ru/bgd/regl/b09_109/Main.htm. Росстат - www.gks.ru.
  5. 1 2 3 4 5 6 Ныроб в электронной энциклопедии «Пермский край» - enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866&idParentObject=1803674775
  6. 1 2 3 4 5 Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  7. «Оценка численности постоянного населения Пермского края на 1 января 2007 года» - www.oblstat.permregion.ru/pub_p/021-01-2007.doc (бюллетень территориального органа Росстата по Пермскому краю)

Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов.

Координаты для GPS-навигатора

60.73310432730281, 56.71605600000001

Ныроб на карте

Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна. В 1601 году именно сюда был сослан царем Борисом Годуновым его главный соперник – обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Именно поэтому небольшая захолустная деревенька стала известна всей России.

Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В добавок с Михаила не снимали тяжелых цепей.

Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. Когда их разоблачили, уже сами жители были наказаны. Шестерых ныробцев арестовали и отправили из деревни в столицу. Спустя несколько лет обратно вернулись лишь двое – остальные погибли.

Несмотря на тяжелые условия содержания в яме, Михаил прожил еще достаточно долго – почти год. Скончался Михаил в августе 1602 года. Похоронили его неподалеку от места заключения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.

В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.

Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году. Церковь украшена красивым фигурным кирпичом.

Близ Никольской церкви находится другой памятник архитектуры — Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова.

Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области (по другой версии – наоборот в Чердыни лишь копия, споры по этому вопросу не утихают).

Яма Романова находится в паре сотен метров отсюда. До революции над ямой стояла сначала деревянная, затем каменная часовня. Ее назвали во имя духовного покровителя Михаила Романова – во имя Архангела Михаила.

Вокруг ямы — забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Советская власть не обошла это место стороной. В 1930-е годы часовню уничтожили, украшения с забора отбили. На месте романовского сквера был парк отдыха. После падения режима романовский сквер стали потихоньку восстанавливать.

Можно сказать, что Ныроб – это настоящий край географии Пермского края. Севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село.

Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню.

В революционную смуту икона была утрачена. Ее копия хранится в Музее истории веры в Чердыни. 22 мая и 19 января в это место совершаются крестные ходы.

Около Ныроба находится самая длинная пещера Урала — пещера Дивья (ее длина 10100 метров).

Как доехать до Ныроба?

Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.








OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Выпуск программы «По святым местам». Телеканал «Союз»