Благоустройство населенных пунктов сельских поселениях. Благоустройство въездов в сельские населенные пункты и. Примерное решение благоустройства и озеленение

(Наумова Ю. И., Ибрагимов М. Г.)

(«Законность», 2010, N 9)

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАК ОБЪЕКТ НАДЗОРА

Ю. И. НАУМОВА, М. Г. ИБРАГИМОВ

Наумова Юлия Ивановна, татарский природоохранный межрайонный прокурор.

Ибрагимов Марат Гасангусейнович, помощник татарского природоохранного межрайонного прокурора.

Ключевые слова: благоустройство, надзор, муниципальное образование, снегоотвал, нормативное регулирование.

Development of settlements as an object of supervision

Yu. I. Naumova, M. G. Ibragimov

The authors share their experience of prosecutorial supervision over legality in organization of development of territories of municipal units.

Key words: development, supervision, municipal unit, snow disposal, regulatory control.

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из их интересов и с учетом исторических и местных традиций. Один из наиболее важных вопросов для поселений, муниципальных районов и городских округов — организация благоустройства их территорий.

Вопросы местного значения предполагают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Круг указанных вопросов исчерпывающим образом определен в ст. ст. 14, 15, 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Один из них — организация благоустройства территорий муниципальных образований. Эта важная сфера нормотворчества, напрямую связанная с удобной и комфортной жизнедеятельностью людей, регламентирующая вопросы содержания и уборки территорий, мест массового пребывания граждан, обеспечения чистоты и порядка в границах населенных пунктов, по определению нуждается в четком и ясном нормативном регулировании со стороны муниципальных образований.

Статьей 21 Закона о прокуратуре и п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 предписывается при осуществлении прокурорского надзора безотлагательно реагировать на все факты принятия нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, путем применения мер прокурорского воздействия.

В рамках реализации отмеченных требований татарской природоохранной межрайонной прокуратурой в первом квартале 2010 г. была проведена проверка законности и обоснованности Правил благоустройства муниципальных образований Республики Татарстан (далее — Правила). В результате выявились многочисленные нарушения действующего законодательства.

Наиболее показательными нарушениями при издании Правил стали: регламентация вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, необоснованное вмешательство во внутрихозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе в части проведения проверок субъектов предпринимательства.

Так, Правила восьми муниципальных образований (г. г. Азнакаево, Альметьевск, Лениногорск и др.) содержали запрет на самовольный снос и перестановку торговых киосков, павильонов, гаражей и иных хозяйственно-бытовых объектов. На граждан, индивидуальных предпринимателей и юридические лица возлагались необоснованные обязанности по содержанию и уборке территорий за пределами земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или иного пользования, объектов уличного освещения, урн, табличек и т. п. Доходило даже до того, что запрещалось движение по городу на загрязненном автотранспорте.

Тем самым грубо игнорировались требования ст. ст. 209 и 210 ГК, на основании которых собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону и нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом бремя по содержанию территории, находящейся в муниципальной собственности, должен нести собственник. Тем более что на содержание муниципального имущества специально выделяются средства из местного бюджета.

В нарушение п. 1 ст. 421 ГК, гарантирующего свободу заключения договора, в Правилах благоустройства г. Елабуги содержалось положение о возложении на руководителей хозяйствующих субъектов обязательств по заключению договоров на вывоз твердых бытовых отходов не позднее чем за два месяца до начала года. В тех же Правилах, в нарушение ст. 10 ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необоснованно устанавливались дополнительные основания для проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательства, не было положения о необходимости согласования подобного рода проверок с органами прокуратуры.

Пунктом 3.3 Правил Полянского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ предусматривался отстрел собак на улицах и в общественных местах сельского поселения, хотя ст. 20.13 КоАП вообще запрещает стрельбу из оружия в населенных пунктах.

Кроме того, практически во всех Правилах были установлены коррупциогенные факторы. Документы изобиловали такими формулировками, как «в соответствии с требованиями», «без согласования в установленном порядке», «без согласования с уполномоченным органом», «без получения соответствующего разрешения» и т. п. Такая неясность требуемых процедур и согласований создавала широкие пределы усмотрения для правоприменителя, что, в свою очередь, могло привести к коррупционным проявлениям. Наиболее распространенный характер это носило в Правилах г. г. Альметьевска, Лениногорска, Азнакаево, а также Высокогорского муниципального района.

В отдельных случаях встречались грубые стилистические неточности. Порой доходило до ошибок при нумерации пунктов и подпунктов. В отдельных нормативных документах стилистические неточности затрудняли, а порой и вовсе делали невозможным понимание смысла формулируемых предложений.

В общей сложности по результатам проверки природоохранной прокуратурой в представительные органы муниципальных образований РТ было принесено 12 протестов, которые удовлетворены в полном объеме. В отдельных случаях, когда нарушения закона носили наиболее распространенный характер, рассмотрение протестов производилось с участием прокурора.

В сферу организации благоустройства помимо прочего входит и размещение снегоотвалов в зимнее время. С наступлением холодов в прокуратуру всегда поступают обращения от граждан по вопросу законности размещения снежных свалок. Порой неграмотное согласование муниципальными органами мест размещения снегоотвалов приводит к непредсказуемым последствиям, а в некоторых случаях и к созданию чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья людей.

Одно из подобных обращений поступило в татарскую природоохранную межрайонную прокуратуру от жителей п. Салмачи г. Казани. Граждане жаловались на нарушение гарантированного каждому ст. 42 Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду, выражавшееся в систематическом (более четырех лет) затоплении их домов во время весеннего таяния снега. Ситуация осложнялась еще и тем, что поселок расположен в низинной местности, а снегоотвал находится на возвышении. В отдельных случаях дело доходило даже до плавающих диванов, кроватей и прочих предметов бытового обихода.

В ходе изучения законности размещения снежной свалки было установлено, что она эксплуатировалась с нарушениями требований закона. Размещение снегоотвалов регулируется Правилами благоустройства г. Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. N 4-12, в соответствии с п. 3.4.14 которых места расположения снежных свалок определяются уполномоченным органом и согласовываются с Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ. Аналогичное положение содержится в п. 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 (санитарные правила содержания территорий населенных пунктов). При этом снегоотвалы должны быть оборудованы подъездными путями, освещением, бытовыми помещениями и ограждением.

Статья 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов осуществления землепользования называет приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части необходимости согласования мест расположения снежных свалок грубо нарушала эксплуатирующая организация снегоотвала в п. Салмачи — ООО «Айнур и Ко». Будучи согласованной с ЦТУ Минэкологии РТ, снежная свалка не была огорожена, мер по согласованию ее с Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ не предпринималось. В отношении ООО (как юридического лица) и его директора (как должностного) природоохранной прокуратурой в связи с нарушением Правил благоустройства городских округов возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ. Общая сумма наложенного взыскания составила 30 тыс. руб.

Статья 1065 ГК говорит о том, что опасность причинения вреда в будущем может стать основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. С учетом этого, в суд было направлено исковое заявление к ООО «Айнур и Ко» о запрещении деятельности по завозу и складированию снега на снегоотвале в п. Салмачи до устранения нарушений. В целях обеспечения иска, поскольку снежная свалка была переполнена и каждый дополнительный завоз снега создавал реальную угрозу для местных жителей, одновременно с иском в суд было представлено заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику осуществлять деятельность по завозу и складированию снега на снежной свалке до принятия судом решения по существу. Заявление об обеспечении иска суд удовлетворил, что позволило значительно снизить объем завозимого на свалку снега. При рассмотрении иска по существу требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

Комплексный анализ законности размещения снегоотвалов на территории г. Казани показал, что из 13 санкционированных снежных свалок с органами Роспотребнадзора было согласовано лишь 3. Иными словами, можно заключить, что в большинстве случаев нельзя было с уверенностью утверждать, что для граждан обеспечена надлежащая безопасность снежных свалок.

По результатам проверок горрайпрокурорам РТ были разосланы информационные письма о практике прокурорского надзора в сфере благоустройства населенных пунктов. О состоянии законности при эксплуатации снежных свалок на территории Казани проинформирован исполнительный комитет города.

Результаты проверки были освещены в средствах массовой информации и вызвали широкий общественный резонанс. Показателем эффективности работы являются и поступающие положительные отзывы от граждан, благодарных за защиту прокуратурой их нарушенных прав и законных интересов.

——————————————————————

    БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАК ОБЪЕКТ НАДЗОРА

    Ю.И. НАУМОВА, М.Г. ИБРАГИМОВ

    Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из их интересов и с учетом исторических и местных традиций. Один из наиболее важных вопросов для поселений, муниципальных районов и городских округов - организация благоустройства их территорий.
    Вопросы местного значения предполагают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Круг указанных вопросов исчерпывающим образом определен в ст. ст. 14, 15, 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Один из них - организация благоустройства территорий муниципальных образований. Эта важная сфера нормотворчества, напрямую связанная с удобной и комфортной жизнедеятельностью людей, регламентирующая вопросы содержания и уборки территорий, мест массового пребывания граждан, обеспечения чистоты и порядка в границах населенных пунктов, по определению нуждается в четком и ясном нормативном регулировании со стороны муниципальных образований.
    Статьей 21 Закона о прокуратуре и п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 предписывается при осуществлении прокурорского надзора безотлагательно реагировать на все факты принятия нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, путем применения мер прокурорского воздействия.
    В рамках реализации отмеченных требований татарской природоохранной межрайонной прокуратурой в первом квартале 2010 г. была проведена проверка законности и обоснованности Правил благоустройства муниципальных образований Республики Татарстан (далее - Правила). В результате выявились многочисленные нарушения действующего законодательства.
    Наиболее показательными нарушениями при издании Правил стали: регламентация вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, необоснованное вмешательство во внутрихозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе в части проведения проверок субъектов предпринимательства.
    Так, Правила восьми муниципальных образований (г.г. Азнакаево, Альметьевск, Лениногорск и др.) содержали запрет на самовольный снос и перестановку торговых киосков, павильонов, гаражей и иных хозяйственно-бытовых объектов. На граждан, индивидуальных предпринимателей и юридические лица возлагались необоснованные обязанности по содержанию и уборке территорий за пределами земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или иного пользования, объектов уличного освещения, урн, табличек и т.п. Доходило даже до того, что запрещалось движение по городу на загрязненном автотранспорте.
    Тем самым грубо игнорировались требования ст. ст. 209 и 210 ГК, на основании которых собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону и нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом бремя по содержанию территории, находящейся в муниципальной собственности, должен нести собственник. Тем более что на содержание муниципального имущества специально выделяются средства из местного бюджета.
    В нарушение п. 1 ст. 421 ГК, гарантирующего свободу заключения договора, в Правилах благоустройства г. Елабуги содержалось положение о возложении на руководителей хозяйствующих субъектов обязательств по заключению договоров на вывоз твердых бытовых отходов не позднее чем за два месяца до начала года. В тех же Правилах, в нарушение ст. 10 ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", необоснованно устанавливались дополнительные основания для проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательства, не было положения о необходимости согласования подобного рода проверок с органами прокуратуры.
    Пунктом 3.3 Правил Полянского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ предусматривался отстрел собак на улицах и в общественных местах сельского поселения, хотя ст. 20.13 КоАП вообще запрещает стрельбу из оружия в населенных пунктах.
    Кроме того, практически во всех Правилах были установлены коррупциогенные факторы. Документы изобиловали такими формулировками, как "в соответствии с требованиями", "без согласования в установленном порядке", "без согласования с уполномоченным органом", "без получения соответствующего разрешения" и т.п. Такая неясность требуемых процедур и согласований создавала широкие пределы усмотрения для правоприменителя, что, в свою очередь, могло привести к коррупционным проявлениям. Наиболее распространенный характер это носило в Правилах г.г. Альметьевска, Лениногорска, Азнакаево, а также Высокогорского муниципального района.
    В отдельных случаях встречались грубые стилистические неточности. Порой доходило до ошибок при нумерации пунктов и подпунктов. В отдельных нормативных документах стилистические неточности затрудняли, а порой и вовсе делали невозможным понимание смысла формулируемых предложений.
    В общей сложности по результатам проверки природоохранной прокуратурой в представительные органы муниципальных образований РТ было принесено 12 протестов, которые удовлетворены в полном объеме. В отдельных случаях, когда нарушения закона носили наиболее распространенный характер, рассмотрение протестов производилось с участием прокурора.
    В сферу организации благоустройства помимо прочего входит и размещение снегоотвалов в зимнее время. С наступлением холодов в прокуратуру всегда поступают обращения от граждан по вопросу законности размещения снежных свалок. Порой неграмотное согласование муниципальными органами мест размещения снегоотвалов приводит к непредсказуемым последствиям, а в некоторых случаях и к созданию чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья людей.
    Одно из подобных обращений поступило в татарскую природоохранную межрайонную прокуратуру от жителей п. Салмачи г. Казани. Граждане жаловались на нарушение гарантированного каждому ст. 42 Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду, выражавшееся в систематическом (более четырех лет) затоплении их домов во время весеннего таяния снега. Ситуация осложнялась еще и тем, что поселок расположен в низинной местности, а снегоотвал находится на возвышении. В отдельных случаях дело доходило даже до плавающих диванов, кроватей и прочих предметов бытового обихода.
    В ходе изучения законности размещения снежной свалки было установлено, что она эксплуатировалась с нарушениями требований закона. Размещение снегоотвалов регулируется Правилами благоустройства г. Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. N 4-12, в соответствии с п. 3.4.14 которых места расположения снежных свалок определяются уполномоченным органом и согласовываются с Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ. Аналогичное положение содержится в п. 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 (санитарные правила содержания территорий населенных пунктов). При этом снегоотвалы должны быть оборудованы подъездными путями, освещением, бытовыми помещениями и ограждением.
    Статья 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов осуществления землепользования называет приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
    Требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части необходимости согласования мест расположения снежных свалок грубо нарушала эксплуатирующая организация снегоотвала в п. Салмачи - ООО "Айнур и Ко". Будучи согласованной с ЦТУ Минэкологии РТ, снежная свалка не была огорожена, мер по согласованию ее с Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ не предпринималось. В отношении ООО (как юридического лица) и его директора (как должностного) природоохранной прокуратурой в связи с нарушением Правил благоустройства городских округов возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ. Общая сумма наложенного взыскания составила 30 тыс. руб.
    Статья 1065 ГК говорит о том, что опасность причинения вреда в будущем может стать основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. С учетом этого, в суд было направлено исковое заявление к ООО "Айнур и Ко" о запрещении деятельности по завозу и складированию снега на снегоотвале в п. Салмачи до устранения нарушений. В целях обеспечения иска, поскольку снежная свалка была переполнена и каждый дополнительный завоз снега создавал реальную угрозу для местных жителей, одновременно с иском в суд было представлено заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику осуществлять деятельность по завозу и складированию снега на снежной свалке до принятия судом решения по существу. Заявление об обеспечении иска суд удовлетворил, что позволило значительно снизить объем завозимого на свалку снега. При рассмотрении иска по существу требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
    Комплексный анализ законности размещения снегоотвалов на территории г. Казани показал, что из 13 санкционированных снежных свалок с органами Роспотребнадзора было согласовано лишь 3. Иными словами, можно заключить, что в большинстве случаев нельзя было с уверенностью утверждать, что для граждан обеспечена надлежащая безопасность снежных свалок.
    По результатам проверок горрайпрокурорам РТ были разосланы информационные письма о практике прокурорского надзора в сфере благоустройства населенных пунктов. О состоянии законности при эксплуатации снежных свалок на территории Казани проинформирован исполнительный комитет города.
    Результаты проверки были освещены в средствах массовой информации и вызвали широкий общественный резонанс. Показателем эффективности работы являются и поступающие положительные отзывы от граждан, благодарных за защиту прокуратурой их нарушенных прав и законных интересов.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Благоустройство населённых мест

совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского типа, сельских населённых мест, курортов и мест массового отдыха. Б. н. м. охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует прежде всего уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов (См. Воздушный бассейн), водоёмов и почвы. Б. н. м. включает работы по инженерной подготовке (См. Инженерная подготовка) территории; устройству дорог; развитию городского транспорта; строительству головных сооружений и прокладке коммунальных сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.; отдельные мероприятия по озеленению, улучшению микроклимата, оздоровлению и охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоёмов и почвы, санитарной очистке, снижению уровня городского шума, уменьшению возможности уличного травматизма и пр.

Дореволюционная Россия имела крайне низкий уровень Б. н. м. Например, по состоянию водоснабжения она занимала одно из последних мест в Европе, системы канализации имелись лишь в 18 городах, центральных теплофикационных систем не было вообще. За годы Советской власти достигнуты большие успехи в области Б. н. м. Государство выделяет для этой цели значительные капиталовложения. Высокая степень Б. н. м. обусловлена их рациональной планировкой, комплексной организацией промышленных и жилых районов, системой городского и районных центров, определяющих сети общественных и культурно-бытовых учреждений и создающих наиболее благоприятные условия для труда, быта, общественной деятельности и отдыха населения (см. Градостроительство). Большая роль в Б. н. м. принадлежит коммунальному хозяйству (См. Коммунальное хозяйство), которое обеспечивает бесперебойную работу коммунальных сетей и предприятий (городских котельных, ТЭЦ, газовых подстанций, газовых заводов, мусороперерабатывающих заводов и др.), городского транспорта, коммунально-бытовых учреждений (бань, прачечных, комбинатов бытового обслуживания и др.), осуществляет наиболее целесообразную эксплуатацию жилых и общественных зданий, спортивных сооружений, парков и т.д.

В Советском Союзе мероприятия по благоустройству определяются генеральными планами развития городов (См. Генеральный план). Для новых городов и вновь создаваемых жилых районов старых городов особое значение имеет выбор территории, отвечающей основным градостроительным требованиям. Решение вопросов Б. н. м. существенно облегчается, если на выбранной территории находятся леса и водоёмы, сохраняемые для устройства парков и мест отдыха, отсутствуют заболоченные участки, овраги, оползни и др. Неблагоприятные особенности местности могут быть устранены методами инженерной подготовки территории, включающими устройство дренажей, обвалование, подсыпку и намыв грунта, вертикальную планировку, отвод поверхностных атмосферных вод и пр. При реконструкции городов (См. Реконструкция города) в работы по их благоустройству входят: укрепление берегов городских водоёмов (см. Берегоукрепительные сооружения), устройство набережных (рис. 1 ), транспортных развязок и туннелей (рис. 2 , 3 ), усовершенствованных дорожных покрытий (рис. 4 ), прокладка подземных коммуникаций (рис. 5 ) и др.

Для оздоровления внешней среды предусматриваются постепенный вынос из жилых районов промышленных предприятий, выделяющих вредные выбросы, а также изменение на них технологических процессов, герметизация аппаратуры и внедрение эффективных обезвреживающих устройств; ТЭЦ и котельные переводятся с многозольного топлива на газ, сооружаются высокие, эффективно рассеивающие дымовые трубы и т.д. Вновь строящиеся промышленные предприятия, ж.-д. станции и узлы, ТЭЦ располагаются на расстояниях, определяемых действующими санитарными нормами, их строительство ведётся по технологическим схемам, обеспечивающим максимальную степень утилизации отходов для предупреждения загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями и водоёмов неочищенными стоками. Важное значение для промышленных районов имеют озеленение территории промышленных предприятий, организация безопасного, удобного и быстроходного транспорта от места жительства к месту работы, создание системы стоянок общественного и индивидуального транспорта и пр. Примерами высокой культуры благоустройства мест труда являются территории Днепровской ГЭС имени В. И. Ленина (рис. 6 ), Волжской ГЭС имени 22-го съезда КПСС, заводов имени Лихачева и «Калибр» в Москве, металлургического комбината в Рустави, завода «Запорожсталь» и мн. др.

В жилых районах комплексно благоустраиваются территории Микрорайон ов, где наряду с возведением зданий культурно-бытового назначения осуществляется озеленение, прокладываются пешеходные дорожки, автомобильные проезды, устраиваются игровые и спортивные площадки (рис. 7 , 8 ). Удачный пример комплексной планировки, застройки и благоустройства - новый жилой район Жирмунай в г. Вильнюсе. Большое внимание уделяется благоустройству общегородского (поселкового, сельского) и других общественных центров. С увеличением интенсивности городского движения возрастают масштабы работ по благоустройству улиц, улучшению покрытий и поперечного профиля городских дорог, сооружению подземных переходов для пешеходов, освещению улиц, площадей, набережных, садов, парков, скверов на территории всего населённого места.

Большое значение для Б. н. м. имеет коммунальная энергетика, включающая теплофикацию, электро- и газоснабжение. Рациональная организация теплофикационных, электрических и газовых сетей, коммунальных котельных, электрических подстанций, городских газовых заводов - один из существенных факторов повышения уровня Б. н. м. и улучшения их санитарного состояния. Перспективное направление в Б. н. м. - использование электроэнергии для отопления и приготовления пищи. В населённых местах, расположенных в жарких климатических районах СССР, внедряются централизованные тепло-, холодо- и электроснабжение, а также Кондиционирование воздуха в общественных и жилых зданиях.

Важная часть благоустройства - санитарная очистка населённых мест (сбор мусора и отбросов, их утилизация и уничтожение, соблюдение чистоты на городской территории, рациональное использование парка коммунальных машин (См. Коммунальные машины)).

Один из существенных вопросов советского градостроительства, решение которого тесно связано с повышением уровня Б. н. м., - озеленение городов и посёлков. Система зелёных насаждений наряду с её архитектурно-художественным значением способствует оздоровлению условий жизни населения (улучшает микроклимат населённого места, снижает уровень городского шума, выполняет ветрозащитную и снегозащитную функции, является одним из важнейших факторов защиты почвы). Особенно важна роль зелёных насаждений в благоустройстве курортных городов и районов (например, города-курорты Сочи, Кисловодск и др.). За пределами городской черты благоустраиваются пригородная и зелёная зоны (см. Пригородная зона), которые служат для расширения городов, организации мест массового отдыха населения, строительства сооружений, связанных с Б. н. м. (водоприёмники, электроподстанции, линии электропередачи, очистные сооружения водопровода и канализации), а также для размещения зелёных насаждений, выполняющих защитные и санитарно-гигиенические функции.

Благоустройство сельских населённых мест включает электрификацию, дорожные работы, строительство водоразборной сети, озеленение, санитарную очистку и пр., в первую очередь в центральных посёлках совхозов и колхозов, которые постепенно преобразуются в укрупнённые населённые пункты городского типа.

Для зарубежной градостроительной практики характерна крайне неравномерная степень благоустройства отдельных городов и населённых мест. В США, например, имеется много достижений в благоустройстве городских дорог, стоянок автотранспорта, национальных парков, мест отдыха и пр.; вместе с тем в некоторых крупных городах (Нью-Йорк и др.) остаются нерешенными проблемы оздоровления воздушного бассейна, необходимого освещения и др. Во многих городах капиталистических стран наряду с хорошо благоустроенными районами нередко встречаются целые кварталы трущоб, лишённые элементарного благоустройства, - свидетельство глубоких противоречий капиталистических городов, источником которых является частная собственность на землю и средства производства.

В СССР современные требования к развитию населённых мест определяют всё большие масштабы их благоустройства. В Программе КПСС сказано: «В предстоящий период осуществится широкая программа коммунального строительства и благоустройства всех городов и рабочих поселков, что потребует завершения их электрификации, в необходимой степени газификации, телефонизации, обеспечения коммунальным транспортом, водопроводом и канализацией, проведения системы мероприятий по дальнейшему оздоровлению условий жизни в городах и других населённых пунктах, включая их озеленение, обводнение, решительную борьбу с загрязнением воздуха, почвы и воды» (1965, с. 94).

Лит.: Основы советского градостроительства, т. 1- 4, М., 1966-69; Страментов А. Е., Бутягин В. А., Планировка и благоустройство городов, 2 изд., М., 1962; Абрамов Н. Н., Водоснабжение, М., 1967; Вопросы электрификации промышленности и быта, М., 1964; Найфельд Л. P., Тарасов Н. А., Освоение неудобных земель под городскую застройку, М., 1968; Бакутис В. Э., Санитарное благоустройство городов, М., 1956; Малые формы в застройке и благоустройстве городов, М., 1964.

И. М. Смоляр.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Благоустройство населённых мест" в других словарях:

    Совокупность работ и мероприятий в целях создания здоровых, удобных и эстетически осмысленных условий жизни населения на территории городов, посёлков гор. типа, сел. насел. мест, курортов и мест массового отдыха. Б. н. м., являющееся составной… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Совокупность мероприятий по созданию здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории населённых мест (Болгарский язык; Български) благоустройство на населените места (Чешский язык; Čeština) technické vybavení sídel (Немецкий… … Строительный словарь

    1) комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах; 2) система зелёных насаждений населённых пунктов. Зелёные насаждения среди застройки способствуют улучшению микроклимата и санитарно… …

    Комплекс организационных и технических мероприятий по сбору, транспортировке и обезвреживанию отбросов, образующихся на территории населённых мест. Включает также летнюю и зимнюю уборку улиц, площадей и дворовых территорий. Отбросы… … Большая советская энциклопедия

    - (планировка и застройка сельских населённых мест) в СССР, комплекс мероприятий по переустройству существующих сёл и деревень и строительству новых укрупнённых сельских поселений (См. Сельские поселения) в единой с городами системе… … Большая советская энциклопедия

    Включает обеспечение населения доброкачественной холодной и горячей водой (см. Водоснабжение), удаление жидких отходов (см. Ассенизация, Канализация), удаление твердых отходов, теплоснабжение, энергоснабжение, инженерную подготовку территории,… … Медицинская энциклопедия

    планировка сельских населённых пунктов - планировка сельских населённых пунктов, устройство (или переустройство) сельских населённых мест, включающее организацию их территории, размещение на ней зданий, сооружений, участков и благоустройство. П. с. н. п. производится по проектам,… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

    ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ - устройство (или переустройство) сел. населённых мест, включающее организацию их терр., размещение на ней зданий, сооружений, участков и благоустройство. П. с. н. п. производится по проектам, разрабатываемым спец. проектными орг циями на основе… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

    БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ - БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. Содержание: I. Исторические данные. Санит. значение. . . 493 II. Элементы и техника городского благоустройства и их развитие........ 497 III. Экономика и законодательство....... 5 09 IV. Благоустройство селений … Большая медицинская энциклопедия

    благоустройство - Совокупность работ (по инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.) и мероприятий (по расчистке, осушению и озеленению территории, улучшению… … Справочник технического переводчика

Уважаемые клиенты, студия ландшафтного дизайна LENOTR-PARK проводит комплексные и отдельные виды работ по благоустройству частных ландшафтов, фермерских хозяйств, коттеджных поселков и объектов городской инфраструктуры.

Вы можете заказать в нашей студии:

  • обустройство дорожно-транспортной сети;
  • монтаж системы функционального и декоративного освещения;
  • укрепление склонов;
  • строительство лестниц и подпорных стенок;
  • строительство водоемов;
  • установку МАФов.

Наша визитная карточка - выполненные объекты

В портфолио LENOTR-PARK сотни успешно выполненных проектов. Но особенно мы гордимся тем, что нами полностью или в рамках коллективных заказов благоустроено в Москве и Подмосковье:

  • 2 гольф-клуба;
  • 17 частных и общественных плавательных бассейнов;
  • 26 детских площадок, включая: домики на дереве, игровые комплексы, сказочные теремки и замки;
  • 20 декоративных и общественных водоема. При этом их глубина составляла от 50 см до 9 м, а площадь водного зеркала - от 5 до 1000 м 2 ;
  • 6 участков, прилегающих к крупным офисным центрам и торговым комплексам;
  • 3 жилых массива новостроек.

Что мы гарантируем своим заказчикам

  1. Бесплатные консультации . Сотрудники ландшафтной мастерской LENOTR-PARK предоставляют действительно бесплатную первичную и последующую консультативную помощь. Во многих конкурирующих компаниях такие компетентные и расширенные консультации по умолчанию закладываются в смету.
  2. Прозрачное ценообразование . В пояснительной записке к проекту или в договоре на выполнение отдельных видов работ по благоустройству четко и конкретно расписываются все составляющие: стоимость материалов, затраты на оплату сотрудников и издержки на используемую спецтехнику и оборудование. Мы никогда не закладываем в проектные расходы свои амбиции и объективно оцениваем свой труд.
  3. Программы лояльности . Каждый заказчик свободен в выборе проектировщика и исполнителя, но выполнение благоустройства территории «под ключ» позволяет LENOTR-PARK рационально распределить временные и материальные ресурсы, за счет чего заказчик может сэкономить ¼ всей стоимости проекта.
  4. Гарантийное обслуживание на все выполненные работы в течение 1,5- 3 лет.

Мы уже не раз писали, что подразумевает понятие «благоустройство» с точки зрения ландшафтного дизайна (не путать с благоустройством территории, как объекта муниципального управления). Вкратце напомним, что благоустройство в ландшафтном дизайне – это комплекс работ, направленных на функциональное и эстетическое преобразование открытого пространства с целью создания комфортных условий пребывания в нем людей.

В чем заключается благоустройство территории

Работы по благоустройству могут включать весь ниже приведенный список, могут проводиться частично, в зависимости от степени освоенности местности и поставленных целей.

Благоустройство территории включает:

  • формирование рельефа, согласно проекту;
  • прокладывание инженерных сетей;
  • защита территории от затопления, подтопления;
  • отвод ливневых вод;
  • оборудование водоемов;
  • организация пешеходных путей и их мощение;
  • освещение территории;
  • размещение малых архитектурных форм;
  • щзеленение (хотя это отдельная услуга, часто клиенты не разделяют благоустройство и озеленение).

Говоря о благоустройстве территории, надо понимать, что речь может идти о самых разных вариантах. Это могут быть – частные коттеджные, дачные участки, усадьбы пригородных домов, родовые поместья, а также территории общественного назначения – парки, скверы, дворы городских многоэтажек, дворы детских и учебных учреждений, прилегающие территории к специальным заведениям (больницам, домам отдыха, дворцам культуры) и пр.

Проще выполнить заявку по благоустройству, когда речь идет о создании совершенно нового объекта на неосвоенных землях, когда все мероприятия разрабатываются комплексно на стадии ландшафтного проектирования. Ограничений при таком развитии событий существенно меньше. Однако, подобные варианты случаются редко, разве что при строительстве объектов за чертой города (дома отдыха, туристические базы, лесопарки, пляжи и пр.). Чаще приходится благоустраивать территории, расположенные среди жилых массивов, в окружении транспортных развязок, объектов инфраструктуры.

Особенности благоустройства территорий локального и общего назначения

В статье мы рассматривали особенности благоустройства частных участков. Их отличительная черта – обособленность. Человек ограждает свою территорию от посторонних глаз забором/живой изгородью/стеной и создает свое пространство, свой мир, по образу и духу своему.

С открытыми территориями, которые являются частью комплексной пространственной организации целых городских районов, или имеющими свою специфику (детский сад, школа, санаторий), дело обстоит несколько иначе. Уже хотя бы потому, что такие территории являются местами массового посещения граждан. В их организации главную роль играют вопросы о функциональном назначении и безопасности.

Факторы, влияющие на разработку проекта благоустройства территории:

  • функциональное назначение;
  • расположение инженерно-коммуникационных сетей;
  • площадь и конфигурация территории;
  • фактор инсоляции;
  • категория объектов улично-дорожной сети, пролегающих вблизи искомой территории;
  • стиль окружающей среды, наличие исторических памятников.

Главные требования при благоустройстве территорий общественного назначения:

  • открытость для визуального восприятия;
  • возможность беспрепятственного передвижения;
  • стилевое соответствие элементов благоустройства с окружающей средой;
  • высокая степень безопасности.

Фотогалерея работ по благоустройству территории



Виды территорий общественного назначения, подлежащие благоустройству

К благоустраиваемым территориям в черте населенного пункта относятся все специализированные и многофункциональные зоны, а также центры локального или общего значения.

К объектам благоустройства, находящимся в черте населенных пунктов относятся:

  • парки, скверы, бульвары, аллеи;
  • зоны отдыха, аквапарки;
  • территории дошкольных детских учреждений;
  • территории школьных учреждений (дворцы творчества, летние лагеря, общеобразовательные, музыкальные, спортивные школы и пр.);
  • территории, прилегающие к объектам здравоохранения (поликлиники, больницы, санатории);
  • зеленые зоны при промышленных предприятиях, административных зданиях;
  • территории домов отдыха, пансионатов;
  • спортивные объекты – залы, площадки, стадионы;
  • придомовые территории, детские площадки и пр.

Словом, везде, где проживает или пребывает человек, проводятся работы по благоустройству. Каждый объект имеет свою специфику. Как правило, требования и нормы к благоустройству территорий разных категорий четко прописаны в многочисленных СНИПах, ГОСТах и прочих документах отраслевого, государственного и местного значения, придерживаться которых обязаны исполнители работ.

Компания LE-PARK ответственно подходит к благоустройству городских территорий, ибо мы, как и все граждане, любим свой город и прилагаем усилия, чтобы сделать его еще краше. Каждый, выполненный нами объект, оригинален и неповторим, каждый объект вносит дополнительный штрих в прекрасный облик столицы.