Актуальность темы обуславливается. Как написать актуальность темы дипломной работы? Требования к заключению

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

«Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста»

(использование нетрадиционной технологии мнемотехники в развитии речи дошкольников)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко»

город Муравленко, ЯНАО

Ивланова Т. С.

под руководством зам. заведующего Начаровой О.В.

Муравленко, 2016

Пояснительная записка
Актуальность исследования обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и высокая социальная значимость интегрированного подхода в образовании заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду . Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, немаловажную роль играет и в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка.

Проблема словарной работы с детьми на этапе дошкольного детства исследовалась в разных направлениях многими учеными. В частности, обогащение словаря детей раннего дошкольного возраста (Ю.А. Аркин, Г.М. Лямина, А.М. Богуш, Ю.С Ляховская, И.М. Непомнящая, и др.); особенности становления и развития словаря детей в течение дошкольного детства (А.П. Иваненко, М.Н. Конина, Н.И. Луцан, Ю.С. Ляховская и др.).

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения .

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин.

В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию народной сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор обогащения связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка .

Учитывая вышеизложенные факты, возникла необходимость поиска эффективных педагогических мероприятий по обогащению словаря детей дошкольного возраста посредством использования народных сказок, что и определяет тему нашего исследования «Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народные сказки как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение влияния народных сказок на процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи исследования:


  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме, сделать обзор основных понятий.

  2. Раскрыть задачи и содержание словарной работы в детском саду;

  3. Охарактеризовать использование народных сказок в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста.

  4. Организовать и провести опытно-практическую работу по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста с использованием народных сказок.

  5. Обработать и проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и программно-методической литературы; опытно-практическая работа; методы психолого-педагогической диагностики.

Практическая значимость : предлагаемые в исследовании педагогические мероприятия (работа по опорным схемам – мнемотаблицам; развивающие занятия по русским народным сказкам) по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством использования народных сказок может быть использована в практической деятельности воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС «Солнышко» г. Муравленко, ЯНАО. В эксперименте принимали участие 20 детей подготовительной к школе группы.

Теоретическое обоснование использования народных сказок в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста
1.1 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы .

Сегодня принято выделять четыре основные задачи :

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности .

Прежде всего, дети усваивают:

Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный);

Качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный);

Слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли-приплелись, засмеялись-захихикали);

С помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову);

Слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);

Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три таких направления: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится, прежде всего, в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на названия объектов – Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т.е. семасиологический аспект (обращается внимание на само слово – Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

В основных общеобразовательных программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. Учитывая потребности практики, в ряде исследований предпринята попытка создания примерных словарей-минимумов для детей разных возрастных групп. Словники-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей (Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, В. И. Яшина, Н. П. Иванова).

При отборе слов учитываются следующие критерии: коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей; необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада; частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям .

По степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;

Учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

Значимость слова для решения воспитательных задач;

Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

Отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).

Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.
1.2 Народные сказки как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами . Сказка и ее влияния на воспитание дошкольников стала предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева и другие).

Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка .

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Дети любят сказку. Созданная в давние времена, она живёт до сих пор, увлекая детей и содержанием и художественной формой, сказка всегда поучительна, она первая знакомит ребёнка с искусством своего народа, его культурой .

Сказка – это устное народное произведение. Она возникла в устах талантливых сказителей, в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название своё она получила от слова «сказывать» . В течение долгого времени сказка, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, приобрела традиционные, устойчивые формы композиций и меткость, выразительность языка. Убедительней звучат интонации народной речи в устной передачи сказки, а не в чтении её по книге, поэтому сказку лучше ребёнку рассказывать, а не читать.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей, обогащения их словаря .

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. – На острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны.

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет – улица, налево – переулочек». Так запечатлен бег богатырского коня: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного для нас классического стиха Пушкина, Лермонтова, Некрасова с определенным количеством слогов и ударений в стихах и нередко рифмы; слогов же может быть разное количество .

Некоторые сказки рассказывались полностью сказовым стихом. Таковы, например, сказки о козе – белой бороде, вороне-праведнице.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк – «из-за кустов хап», лиса – «на поле краса», медведь – «всем пригнетыш»…

В художественном произведении поэтические средства всегда используются целесообразно и экономно. Они являются и приметами жанра. Именно поэтому мы не встретим, например, в сказках о животных вместо их привычного зачина «Жили – были…» развернутого, фантастического зачина волшебной сказки. Это было бы художественно не целесообразно. Именно поэтому пышные «формульные» диалоги, которые ведут между собой персонажи волшебных сказок, отличаются от диалогов персонажей новеллистических сказок: в последние диалоги приближены к нашей живой, бытовой речи, хотя и не копируют ее .

Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Если иметь в виду только сюжеты сказок, то их – более тысячи, а опубликованных записей сказок около пяти тысяч.

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой .

Н.С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность .

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос) .

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях .

М.М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. Можно объединять произведения одного жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

Б) чтение в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

А) оно может быть логически связано с содержанием занятия;

Б) чтение может быть самостоятельной частью занятия.

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций .

Сказки детям рассказывают и читают. Рассказывают реже, чем на предыдущей возрастной ступени, так как в большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их воспитателю нелегко.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.

1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.

2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие. И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», - рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и читает сказку.

4. Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием – «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (Отмечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)

«Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало», - предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению .

В данной возрастной группе надо чаще использовать присказки, особенно в тех случаях, когда не проводится подготовительная работа к занятию. Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с произведением, хотя подбор этот будет во многом условен. Практика показывает, что во втором полугодии дошкольники, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды.

После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра .

Необходимость в такой беседе очевидна. Известный советский психолог Б.М. Теплов отмечал, что произведение искусства выступает перед ребенком как эстетический объект не с самого начала, а тогда, когда оно становится для него конкретным, осмысленным . Это высказывание целиком относится и к произведениям художественной литературы. В то же время не следует забывать, что каждая встреча со сказкой – это, прежде всего воспитание чувств ребенка. Совершенно справедливо утверждение, что малыш должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.

Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Народная сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка. Чтобы каждое путешествие в новую страну было интересным и увлекательным для детей, чтение (рассказывание) сказки необходимо в простой и доступной для детей форме сопровождать рассказом (обязательно подкрепляемом наглядностью) о природе этой страны, о людям (показать национальные костюмы и традиционное жилье), о народной музыке и детских песнях разных народов, о народных играх (подобрать подходящие для этого возраста). Важно, чтобы дети почувствовали красоту и природы, и народного творчества, для этого и необходимо использовать красочный иллюстративный материал, фонограммы, сувениры из разных стран.

Таким образом, проанализировав литературные источники по исследуемой проблеме, мы пришли к следующим выводам:

Мы выделили четыре основные задачи словарной работы в ДОУ:

1) обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;

2) закрепление и уточнение словаря;

3) активизация словаря;

4) устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Мы установили, что эффективность образовательной работы немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

Одним из главных вопросов, на какой обязательно нужно ответить в ведении к курсовой работе, является актуальность выбранной темы. То есть необходимо твердо знать, почему следует заниматься изучением выбранной темы. Потому что если исследование не актуально в данное время, то не имеет никакого смысла начинать писать работу.

В актуальности нужно указать уровень важности темы курсовой на сегодняшний день, ее перспективность. Пишется все коротко, ясно и конкретно, без всякой «лишней воды». Как правило, актуальность темы связывают с экономической, социальной или политической ситуацией в стране. При этом, указывают как данное исследование может помочь в улучшении ситуации на конкретном объекте или в стране в целом. Обычно, объем, достаточный для написания актуальности, составляет полстраницы.

При написании актуальности можно выделить две основные характеристики, на которые следует ориентироваться:

  1. Изученность темы. В этом случае будет актуальна потому, что некоторые аспекты были изучены недостаточно и данное исследование ориентировано на устранение этих пробелов.
  2. Актуальность ориентирована на возможность найти решение некоторой практической задачи на основе данных, полученных в результате исследования.

Либо одна, либо обе характеристики присутствуют при составлении этой важной части .

Следует помнить, актуальность темы курсовой работы располагается вначале, а потом идут цели и задачи.

Если все же в ходе написания научного исследования возникло множество вопросов, то можно воспользоваться услугами наших специалистов и с правильно написанными всеми ее частями.

Пример 1. Актуальность проблемы. Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего состоянием современной эргономики, в которой накоплен огромный фактологический материал о человеке как ведущем звене в системе «человек-человек» (СЧЧ). Этот материал требует систематизации, обобщения, осмысления, структуризации и представления его как единого комплекса знаний об эргатических системах.
Эргономическая антропология является одним из первых направлений исследований в области синтеза эргономических знаний. Она отражает одну из сторон морфо-психологических исследований комплексного и системного характера, сложившихся на стыке антропологии и психологии в рамках эргономики».

Возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Пример 2. «Актуальность и постановка проблемы исследования. Существующая тенденция роста преступлений в России в последние годы, гибель многих сотрудников ОВД при выполнении служебного долга, все возрастающие требования в обществе к проблеме борьбы с преступностью предопределяют необходимость существенного повышения уровня боевой, физической и морально-. психологической подготовки личного состава, поиска новых, эффективных путей его обучения.
О наличии проблемной ситуации неоднократно подчеркивалось в решении Коллегии МВД России, на встречах Министра внутренних дел с профессорско-преподавательским составом учебных заведений МВД России, где было прямо указано, что выпускники учебных заведений не всегда способны противостоять криминальной среде и имеют слабую физическую и психологическую подготовленность.

Перспективы развития психологической подготовки в органах внутренних дел могут быть определены лишь на основе научно обоснованной концепции. Однако, на наш взгляд, такой концепции в МВД сегодня нет».

Курсовая работа, прежде всего, должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. При обосновании актуальности темы работы, написанной на материале конкретной организации, необходимо указать, почему решение данной проблемы особенно важно именно в этой организации.

Актуальность темы исследования формулируется следующим образом:

· Об актуальности темы свидетельствует...;

· Актуальность темы определяется...;

· Актуальность темы обусловлена...;

· Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что... .

· Актуальность выбранной темы обусловлена...

2.Анализ степени изученности темы представляет собой краткую характеристику достоинств и недостатков теоретических и методических трудов авторов, которые исследовали данную тему до того, как ее начал исследовать студент. Студент должен продемонстрировать осведомленность в литературе по данной теме, изложить существующие концепции и альтернативные подходы в решении исследуемой проблемы.

После обоснования актуальности и характеристики степени изученности темы нужно кратко констатировать необходимость дальнейшего изучения данной темы или необходимость ее разработки, если тема является новой, мало изученной в литературе.

3.Формулировка цели и задач курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения.

Цель должна быть сформулирована кратко и конкретно, вытекать из формулировки поставленной научной проблемы либо темы работы, но не совпадать с ней.

В формулировке цели следует избегать глаголов, имеющих значение длительного процесса, например: изучить, исследовать, рассмотреть, проанализировать и пр. Цель работы предполагает получение законченного результата, поэтому должна формулироваться с помощью таких глаголов и отглагольных существительных, как: выявить/выявление, систематизировать/систематизация, установить/установление классифицировать/классификация, разработать/разработка и др., например:

· Целью курсовой работы является разработка мероприятий (определение закономерностей, выявление особенностей, систематизация документов, классификация признаков и т.д.).

· Цель работы - выявить закономерности (установить последовательность, сформулировать предложения и др.).

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.). Задачи работы должны быть сформулированы таким образом, чтобы это способствовало оптимальному достижению цели.

В курсовой работе принято ставить задачи по главам и параграфам. Такая постановка задач помогает проследить логику исследования, обосновать наличие тех или иных глав и параграфов. Рекомендуется формулировать не менее 4, но не более 6 задач, которые будут раскрыты в главах и параграфах курсовой работы.

Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, например:

· описать (исторические этапы...);

· характеризировать (специфику...);

· проанализировать (систему...);

· определить (способы,...);

· обобщить (опыт...);

· конкретизировать (основные понятия...);

· сопоставить (приемы...);

· систематизировать (функции...) ;

· составить (проект...).

4. Указание на объект и предмет исследования является обязательным элементом введения. Под объектом понимаются сфера изучения в самом широком смысле, т.е. некие системы, структуры, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и необходимость её изучения.

Предмет исследования представляет собой выделенную часть объекта, отвечает на вопрос: каким образом, зачем, с какой целью и для чего изучают объект.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе.

5. Обязательным элементом введения является указание научных методов, которыми пользовался автор.

Метод - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Методика исследования представляет собой комплекс общенаучных и частных методов.

К общенаучным методам относятся методы 1) эмпирического и 2) теоретического познания.

1) Методы эмпирического познания :

· Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

· Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

· Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

· Интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

· Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом.

· Эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности, проверки истинность выдвигаемых гипотез.

· Методы эмпирического познания служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

2) Методы теоретического исследования :

· Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.

· Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

· Индукция – умозаключение от частных суждений к общему выводу, к некоторой гипотезе (общему утверждению).

· Дедукция – умозаключение от общего суждения к частному выводу.

· Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

· Исторический метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

· Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Методы частных наук – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, например:

· в социологии – социометрия; метод экспертных оценок, контент-анализ, социологический тест, внешний и внутренний анализ документов и др.;

· в документоведении – моделирование, унификация, метод формулярного анализа, метод экспертизы ценности документов и пр.

При необходимости во введении могут обосновываться хронологические и территориальные рамки. В данном случае должно быть указано, почему выбран именно этот период (нижняя и верхняя даты) и именно эта территория.

Во введении можно указать элементы новизны и реальную или потенциальную практическую значимость курсовой работы.

6. Обоснование структуры работы - пункт введения, содержащий описание структуры всей курсовой работы, может быть представлена следующим образом:

· Цель, задачи и логика исследования позволили определить его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

· Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

· Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Требования к содержанию глав / разделов курсовой работы

Главы курсовой работы могут содержать:

· характеристику объекта исследования (учреждения, организации, ее структурного подразделения);

· описание проблемы (например, документационного обеспечения управления в определенной организации и при определенных условиях);

· анализ организационных или технологических особенностей документирования (или работы с документами);

· историю развития вопроса или проблемы.

В теоретической части отражается умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение.

Практическая (аналитическая) часть работы должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, могут быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта.

Например, курсовая работа по дисциплине «Организация и технология документационного обеспечения управления», состоящая из двух глав, может содержать:

1) в теоретической части (1-й главе) на основе изучения нормативно-методической базы и литературных источников – характеристику сущности исследуемой проблемы, анализ различных подходов ее решения, изложение собственной позиции студента;

2) в практической части (2-й главе) – анализ исследуемой проблемы на примере условного или конкретного предприятия, формулировки конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию той части делопроизводственного процесса предприятия, которой посвящена тема курсовой работы.

В практической части курсовой работы по теме «Организация документооборота на предприятии и проблемы его совершенствования» необходимо выявить количественные и качественные характеристики документооборота конкретной организации:

· указать основные документопотоки;

· определить видовой состав документов каждого потока;

· обозначить, откуда поступают или куда направляются документы каждого потока;

· раскрыть состав операций, производимых с документами каждого потока;

· выявить особенности последовательности выполнения операций, соответствие или несоответствие организации движения документов требованиям нормативно-методических документов;

· составить (желательно) схемы движения отдельных категорий документов;

В конце каждой главы студенты должны представить выводы, сделанные на основе анализа теоретического и/или эмпирического материала.

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

Если по тексту встречаются громоздкие таблицы или графики, то их «выносят» в Приложение.

Требования к заключению

В Заключении курсовой работы отражаются следующие аспекты:

· значимость рассмотренных вопросов в курсовой работе (актуальность проблемы в целом или ее отдельных аспектов, современный взгляд на проблему;

· целесообразность применения тех или иных методов и методик;

· сжатая формулировка основных теоретических и практических выводов, полученных в результате исследования;

В начале заключения еще раз уточняется основная тема, которая должна была быть изучена в процессе написания работы. Последующие пункты демонстрируют ее раскрытие и выводы, сделанные на основе проанализированного материала. Обычно структура заключения курсовой работы соответствует структуре ее основной части. То есть если в работе имеется две главы, содержащие по три параграфа каждая, то в заключение выносятся шесть основных выводов.

Если работа помимо теоретической главы включает практическую часть, то результаты, полученные в ходе исследования, излагаются в заключении после всех теоретических выводов. Важно помнить, что заключение не должно содержать в себе подробных расчетов, доказательств или цепочек логических умозаключений. Это все входит в содержание самих глав основной части. Мысли, изложенные в заключении, должны быть тезисными и краткими.

В заключении хорошей курсовой работы всегда должна быть отражена собственная позиция автора работы. Все выводы заключения должны быть сформулированы кратко, лаконично и объективно, то есть не содержать эмоциональной оценки. Заключение курсовой должно быть целостным и подводить итог всей работы, придавать ей завершенность.

В заключении не допускается повторение содержания введения, глав и параграфов основной части.

Возможно изложение перспективы дальнейшей работы студента над темой (при подготовке выпускной квалификационной работы).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

7.1 Общие требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа представляется в машинописном (компьютерном) виде. Работа пишется на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210Х197 мм).

Способ оформления основного текста должен быть единым для всей курсовой работы:

· Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

· Шрифт - «Times New Roman», кегль (размер) - 14.

· Междустрочный интервал - 1,5.

· Интервал между словами - 1 знак.

· Абзацный отступ - 1,25 (должен быть одинаковым по всей работе).

· Выравнивание связного текста - по ширине.

· Выравнивание заголовком и подзаголовков - по центру.

· Нумерация страниц - арабскими цифрами на нижнем поле листа, по центру, без кавычек, дефисов и других знаков препинания. Нумерация страниц основного текста и приложений - сквозная.

Для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах разрешается использование в работе выделения жирным шрифтом, курсивом.

Не допускаются использование подчеркивания, а также одновременное использование выделения курсивом и жирным шрифтом.

Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме Списка использованной литературы) должны стоять перед фамилией, например: И.И. Иванов.

7.2 Требования к оформлению титульного листа и оглавления

Курсовой работы

Титульный лист должен содержать: наименование вуза, наименование кафедры, название учебного курса, название темы курсовой работы. Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении 1.

На титульном листе по порядку сверху вниз приводятся следующие данные: полное наименование образовательного учреждения, института, кафедры, тип работы (курсовая работа), тема работы, фамилия, имя, отчество (полностью) студента (в именительном падеже), ученая степень, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Титульный лист не нумеруют, но включают в общий объем курсовой работы.

7.3 Требования к оформлению заголовком и подзаголовков

Разделы/главы и параграфы работы имеют заголовки, которые должны соответствовать их наименованиям в оглавлении. Желательно, чтобы заголовки не совпадали слово в слово ни друг с другом, ни с темой. Они должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направлять внимание на конкретный материал.

Заголовки структурных элементов работы («Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы») следует располагать в середине строки (выравнивание по центру) без абзацного отступа и без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Наименования глав и разделов нумеруются арабскими цифрами (без слов «глава», «раздел»). Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений). Нумерация подразделов состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например: 1.2; 2.1. и т.д. Подзаголовки третьего уровня в курсовой работе не желательны.

Текст заголовка следует набирать полужирным шрифтом. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их следует разделять точками. Перенос слов по слогам в заголовках не допускается.

Например:

ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН И ИХ ОФОРМЛЕНИЮ.