Образовательный портал. Современные образовательные технологии как фактор повышения эффективности работы школы Использование эффективных образовательных технологий

Министерство образования и науки РФ и РД

МКОУ «Стальская гимназия»

Кизилюртовский район РД

Доклад на заседание методического объединение района учителей технологии

на тему:

« Эффективность урока через применение современных образовательных технологий »

Подготовил: учитель технологии МКОУ «Стальская гимназия» Абдулова Патимат Мусаевна

2016 г.

«Эффективность урока через применение современных образовательных технологий»

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.

Современные образовательные технологии на уроках основываются на нескольких подходах к проведению урока.

Сюда включают:

личностно-ориентированный;

деятельный;

системный;

оптимальный;

инновационно - творческий.

Современные образовательные технологии на уроках учитывают требования обязательного минимума содержания образования, самооценку возможностей учителя и диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика.

На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход. Благодаря ему возможно проведение более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины.

Личностно-ориентированный подход в современных образовательных технологиях

Современные образовательные технологии на уроках в школе, которые используют личностно-ориентированный подход, опираются на деятельность учителя, направленную на учащихся. Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью подразумевает наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса и использование проблемных творческих заданий.

Современные образовательные технологии поощряют применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала: словесную, графическую, условно-символическую. Также положительным опытом подтверждено создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Особенно это важно в начале урока. Кроме этого следует в начале урока сообщать не только тему урока, но и особенности организации учебной деятельности в ходе урока.

Современные образовательные технологии на уроках обязательно включают обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали или чем овладели, но и того, что им понравилось или не понравилось. Почем тот или иной аспект урока понравился или не понравился ученикам. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Современные образовательные технологии на уроках также подразумевают оценку или поощрение при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался. Это не подразумевает плохих аргументов, наоборот учителем должны по возможности выявляться положительные стороны даже в неверном ответе. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. Причем последние аргументы должны быть более важны для учеников, чем просто оценка.

Современные школьные образовательные технологии предусматривают, что при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Таким образом, учитель использует личностно-ориентированный подход даже вне урока. Это является основной концепцией в современных технологиях образования в школе.

Образовательные технологии современного урока

Современный урок начинается с предварительной организации класса. Она включает в себя подготовку психологического настроя учащихся на предстоящее занятие и обеспечение нормальной обстановки на уроке. Действия учителя и учащихся при этом следующие:

взаимное приветствие учителя и учащихся

проверка отсутствующих

проверка внешнего состояния помещения

проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся организация внимания

Современные образовательные технологии на уроках разделяют деятельность учителя и учащихся в зависимости от направленности конкретной части урока. Т.е. урок представляется в виде нескольких частей. Структурно они соответствуют классическим элементам урока: изучение нового материала, закрепление пройденного, оценка знаний учащихся и домашнее задание.

Изучение нового материала на уроке включает в себя усвоение фактов и основных идей темы, усвоение метода исследования изучаемого материала и овладение методикой воспроизведения изучаемого материала. Действия учителя и учащихся состоят в следующем:

педагогические задачи обработки нового материала

объяснение материала учителем

самостоятельное изучение материала на уроке

Закрепление пройденного должно быть направлено на прочное усвоение знаний. Ученики при этом повторяют фундаментальные знания по теме, а учитель должен провести итоговое повторение по теме.

Контроль и оценка знаний учащихся заключается в выработке учителем критериев оценки знаний, позитивной мотивации к получению знаний и воспитание учителем объективной самооценки у учеников. Педагоги для этих целей проводят устные опросы, самостоятельные и контрольные работы. В конце учебного года организуют годовую контрольную работу и/или экзамен.

Домашнее задание согласно современным образовательным технологиям направлено на развитие самостоятельности и творческого мышления, а также совершенствование методов самостоятельной работы учеников. Учитель должен разъяснить домашнее задание, а на следующем уроке проверить и оценить домашнее задание. Современные образовательные технологии предполагают также возможность индивидуализации педагогами домашнего задания в отношении отдельных учеников или групп учеников соответственно их способностям.

Современные образовательные технологии на уроках отдельно выделяют задачи, направленные на обобщение и систематизацию знаний учеников. Они предполагают выработку у учащихся системы знаний, умений, способностей и качеств, которые формируются в рамках изучаемого предмета. Основное значение в этом отношении отводится повторительно-обобщающим урокам и итоговому повторению.

Теперь рассмотрим особенности использования современных образовательных технологий на уроках в отношении структуры урока, анализа урока и оценки эффективности урока.

Современные образовательные технологии и структура урока

Рассмотрим структуру урока на основе современных образовательных технологий.

Структура урока:

1. Цели, задачи темы учебного материала: образовательные, воспитательные, развивающие или оздоровительные.

2. Требования к целям и задачам урока:

Ориентация на максимальные возможности разных учеников.

Цели должны быть достижимы и осознаны учащимися.

Задачи должны быть конкретны и ориентированы на результат.

3. Требования к содержанию учебного материала

Научность

Доступность

Целесообразность по объему

Наличествует степень новизны

Присутствует вариативность, возможность творческой деятельности

4. Основные этапы урока в соответствии с личностно-ориентированным подходом рассмотрены выше. Современные образовательные технологии на урока предполагают возможность гибкого использования предложенных этапов в соответствии с особенностями конкретного урока.

5. Основные методы обучения включают в себя словесные, наглядные и практические.

6. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, парные и индивидуальные.

7. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся реализуется через следующие умения учителя:

Организовывать деятельность учащихся по осознанию целей урока.

Обеспечить включение каждого ученика в деятельность по усвоению ведущих понятий, знаний, способов деятельности (активизация).

Добиться, чтобы каждый ученик совершил подобный цикл познания.

Получить обратную информацию.

8. В качестве реального результата и показателей результативности современные образовательные технологии на уроках в школе предполагают использование следующих объектов оценки: объем и качество знаний; практические умения и навыки; интеллектуальное развитие; мотивация на учебную деятельность. При этом преобладающее значение имеют второй и четвертый объекты оценки.

9. Определение степени обученности учащихся.

10. Самоанализ урока

Последние два пункта являются важными элементами развития познавательной деятельности учеников.

Современные образовательные технологии на уроках подразумевают постоянный контроль учителя за развитием способностей учащихся к обучению и усвоению материала урока и проведение критического самоанализа с целью постоянного совершенствования образовательного процесса.

Использование современных образовательных технологий для анализа урока и оценки его эффективности

Необходимо отметить, что схема психологического анализа урока базируется на оценке основных факторов успешного проведения занятия и, следовательно, лучшего усвоения учениками учебного материала. Современные образовательные технологии на уроках включают в себя 6 таких факторов.

1. Психолого-педагогические цели и задачи урока.

2. Учёт психических особенностей учащихся при подготовке к уроку. Учёт особенностей взаимоотношений учащихся в коллективе, уровня организованности, подготовленности учащихся, их отношения к учению, к данному предмету.

3. Психологические аспекты формирования на уроке ценностных качеств:

воспитательные задачи урока;

формирование убеждений, идеалов, мировоззрения;

использование на уроке знаний психологии (возрастных и индивидуальных особенностей учащихся).

4. Активизация познавательной деятельности учащихся оценивается по развитию способностей учащихся.

Приёмы развития внимания (устойчивость, переключаемость, объём), памяти (произвольное и непроизвольное запоминание и воспроизведение, приёмы прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкость, глубина, широта, творческое и репродуктивное мышление, различные мыслительные операции), воображения (связь слова и наглядности, элементы творческого воображения, фантазии и т.д.).

5. Деятельность и личность учащихся на уроке:

интерес к предмету;

степень лёгкости усвоения материала;

эрудированность;

деятельность учащихся как единого коллектива, сплочённость, организованность, аккуратность, отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;

активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы;

дисциплинированность;

умение правильно воспринимать критику и готовность поддерживать действия педагога;

отношение учащихся к преподавателю и друг к другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка и т.д.).

6. Характеристика личности и деятельности преподавателя:

знание предмета, эрудиция, разносторонность интересов;

умение доступно объяснить материал;

умение заинтересовать темой, показать её практическую значимость;

требовательность,

такт, вежливость в общении;

дисциплина на уроке;

вовлечение учащихся в активную работу на уроке;

справедливость, чёткость;

скромность, простота;

умение отмечать достоинства учащихся;

создание благоприятной психологической атмосферы, общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.);

учёт психического состояния отдельных учащихся;

коммуникативные умения преподавателя (умение находить выход из сложных ситуаций, самообладание, раскованность, снятие неблагоприятных эмоциональных состояний).

После проведения психологического анализа урока оценивается эффективность урока. Для этого следует воспользоваться следующим планом:

1. Организация начала занятий.

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Подготовка к основному этапу

4. Усвоение новых знаний

5. Первичная проверка понимания

6. Закрепление знаний

7. Обобщение и систематизация знаний

8. Контроль и самопроверка

9. Подведение итогов деятельности

10. Информация о домашнем задании.

Главная цель моей работы с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно.

Свою методическую работу строю на изучении передовых развивающих технологий, использую принципы развивающего обучения, выделенные З.И.Калмыковой:

принцип проблемного обучения;

принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;

принцип специальной организации мнемонической деятельности.

Эти принципы, обеспечивают активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы:

Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материала.

Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии.

Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю.

Очень часто результат обучения и воспитания оценивается по действиям ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет. Это внешняя сторона его деятельности, она видна и понятна для нас.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по предмету технологии в группах 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в выставках детского творчества: школьных, районных,краевых у слабых учащихся снижается порог тревожности.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Необходимость систематического повышения эффективности школьного обучения вызывает вопрос: какие образовательные технологии по ФГОС являются наиболее результативными? Какие организационные системы могут применяться в современной школе? Рекомендации экспертов по теме, включая перечень инновационных образовательных технологий, вы найдете в статье.

В основу федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения положен деятельностный принцип, предусматривающий необходимость организации обучения посредством передачи инициативы от учителя к учащимся. Современные образовательные технологии по ФГОС являются совокупностью педагогических методов, форм и средств, систематически используемых в учебно-воспитательном процессе и позволяющих неизменно достигать декларированного результата с допустимыми показателями отклонения. Признаки образовательных технологий нового поколения:

  • характер и последовательность действий учителя соответствует конкретному педагогическому замыслу, в их основе лежит обоснованная авторская позиция;
  • цепочка организационных действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, что обеспечивает последовательное движение в пользу намеченного результата;
  • педагог отказывается от практики объект-субъектного взаимодействия с детьми в пользу субъект-субъектного;
  • элементы педагогического процесса, основанного на моделирование ситуаций поиска, «открытия» знаний и анализа их практической ценности, могут быть воспроизведены любым учителем и отмечены достижением поставленной цели;
  • значимой частью технологии являются диагностические процедуры, позволяющие системно проводить само- и взаимоконтроль знаний.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Реализация образовательных проектов при переходе на ФГОС основного общего образования (примеры проектов)
- Профильное обучение в контексте реализации ФГОС среднего общего образования (актуализация нормативной базы)

Классификация образовательных технологий в соответствии с ФГОС

Необходимость качественного изменения системы российского образования, которая долгие годы опиралась на знаниевую основу формирования знаний, обусловливает необходимость постоянного ведения методологического поиска. Объединяя традиции отечественной педагогической науки и новаторские идеи, современные образовательные технологии, разрабатываемые в соответствии с ФГОС, позволяют удовлетворить требования регулятора и общественные запросы, а потому разработка и апробация активно ведения на всех уровнях. Уже сегодня можно выделить по-настоящему большое количество организационно-образовательных моделей ведения педагогической практики, которые могут использоваться в чистом виде, переосмысливаться с учетом реалий учебно-воспитательного процесса или специфики работы в конкретной школе, комплексно интегрироваться и дополняться.

Чтобы понимать возможности и особенности реализации образовательных технологий, педагогам следует понимать их границы, определяемые в рамках существующих классификаций.

Параметры классификации основных образовательных технологий по ФГОС Группы педтехнологий
По уровню применения
  1. Общепедагогические - могут использоваться для обеспечения целостности образовательного процесса на уровне учебного учреждения, школы, ступени обучения, региона, страны.
  2. Частнопредметные - реализуются в рамках одной предметной дисциплины.
  3. Локальные (модульные) - применяются в отдельных частях учебного процесса.
По организационным формам
  1. Классно-урочные и альтернативные.
  2. Академические и клубные.
  3. Коллективные, групповые, индивидуальные.
  4. Технологии дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной активностью школьников
  1. Традиционные (лекционные, предусматривающие использование учебников, пособий, ТСО).
  2. Дифференцированные (с участием «репетитора», в малых группах).
  3. Программированные (основанные на использование обучающих и контрольно-диагностических программ).
По подходу к ребенку
  1. Авторитарные, характеризующиеся реализацией субъект-субъектной модели, жесткой регламентации образовательного процесса, подавлением детской инициативности.
  2. Массовые. Рассчитаны на «средних» учеников, что обусловливает необходимость «дотягивания» слабых и поиска возможностей включения в систему одаренных детей. Технологии сотрудничества, в основу которых положены принципы равноправия, взаимоуважения, соавторства.
  3. Технологии свободного воспитания - предусматривают предоставление ребенку свободы выбора, в том числе при организации обучающей деятельности.
  4. Личностно-ориентированные образовательные технологии ФГОС ОО, основанные на идее выстраивания учебно-воспитательного процесса вокруг личности ребенка, что гарантирует возможность поступательного, комфортного и гармоничного возрастного развития.
  5. Гуманно-личностные, вдохновленные идеями психотерапевтической педагогики, направленными на поддержку самоценности личности.
  6. Технологии продвинутого образования, направленные на углубленное изучение отдельных дисциплин (характерны для гимназистской, лицейской системы образования).
  7. Технологии компенсирующего обучения - рекомендованы в рамках обеспечения психолого-педагогической коррекции, «выравнивания», адаптации в системе школьного образования детей с недостатками возрастного развития.
По уровню ориентации на личностные структуры
  1. Информационные, направленные на закрепление базовых ЗУН.
  2. Операционные, обеспечивающие тренировку широкого спектра интеллектуальных действий.
  3. Технологии саморазвития (предусматривают формирование способов умственных действий).
  4. Эвристические, предусматривающие реализацию личностного творческого потенциала.
  5. Прикладные - их применение обеспечивает развитие действенно-практической сферы личности.
По характеру содержания
  1. Обучающие и воспитательные.
  2. Светские и религиозные.
  3. Общеобразовательные и профориентационные.
  4. Гуманистические, технократические.
  5. Моно-, политехнологии.

В современной педагогической науке совокупно выделяют более ста организационно-педагогических решений, но в российских школах широко используются только наиболее эффективные образовательные технологии ФГОС, в числе которых - развивающее, проблемное, разноуровневое обучение, метод проектов, ТРИЗ, технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая технология, система инновационной оценки «портфель достижений». Рассмотрим подробнее теоретические особенности и возможности реализации основных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационная образовательная технология обучения по ФГОС

Ввиду того, что ключевой целью модернизации системы российского обучения является улучшение качества обучения подрастающего поколения, создание условий для гармоничного развития личности, способной свободно ориентироваться в информационно-коммуникационном пространстве, самостоятельно «добывать» знания, расширять имеющийся теоретический и практический опыт, внедрение ИК-технологий в повседневный учебно-воспитательный процесс является приоритетным направлением ведения педагогического поиска.

Современные информационно-коммуникационные образовательные технологии и методики ФГОС направлены на формирование у детей устойчивой мотивации к самообразованию, развитие коммуникативных компетенций и критического мышления, что можно реализовать посредством:

  1. Предоставления учащимся свободного доступа к информационным ресурсам, содержание которых не противоречим государственным, правовым и нравственным нормам.
  2. Использования всех доступных средств информационной поддержки учебно-воспитательного процесса.
  3. Внедрения контрольно-диагностических методик, соответствующих требованиям времени (ведение электронных дневников, тестирование на ПК, учреждение детско-родительских тематических чатов).
  4. Реализации процесса индивидуализации, дифференциации обучения, повышение результативности уроков за счет использования обучающих возможностей специальных технических средств.

Образовательные технологии по ФГОС, направленные на формирование критического мышления

В условиях свободного выбора, повсеместной доступности информации, которая постепенно утрачивает ценностный аспект, образовательные технологии критического мышления наиболее полно соответствуют требованиям ФГОС в вопросе формирования метапредметных компетенций будущих выпускников школы. Привитие особого способа восприятия данных, предусматривающего их обязательный анализ на предмет достоверности, осуществляется на основе проектирования особых образовательных ситуаций, когда учащимся предлагается системная работа с различными источниками знаний, которые необходимо классифицировать, систематизировать, соотнести с имеющимся знаниевым опытом, оценивая уровень полезности и практичности.

Педагогическая технология критического мышления предусматривает последовательное моделирование образовательных ситуаций, обусловливающих необходимость «прохождения» учащихся через три стадии: вызова, осмысления и рефлексии. Благодаря этому дети учатся трезво оценивать информацию, отсекая неподтвержденные домыслы и предположения, аргументированно формировать собственное мнение, строить причинно-следственные связи и логические цепочки, высказывать свою точку зрения корректно, соблюдая принципы толерантности и взаимоуважения.

В рамках образовательной технологии критического мышления используют многочисленные методические приемы: кластеризацию, проведение «мозгового штурма», составление эссе, сиквейнов, дискуссии, интеллектуальные разминки, создание «шкатулок полезных идей» и многие другие.

Проектная образовательная технология по ФГОС

Метод создания проектов как педагогический прием широко применяется в школах США с целью наочной демонстрации учащимся высокой практической ценности получения знаний, общего повышения показателей учебной мотивации. В числе современных образовательных технологий по ФГОС моделирование проектов считает одним из наиболее ценных, поскольку он:

  1. Открывает возможности для глубокого исследования конкретной проблемы, формирования знаний в рамках перехода от точечного к общему.
  2. Способствует развитию коммуникативной культуры, практики активного группового взаимодействия.
  3. Предполагает представление учащимся точки зрения с обязательной аргументацией, готовностью отстаивать ее в форме ведения конструктивной дискуссии с «оппонентами».

Создание проектов широко практикуется при подготовке дисциплинарных или тематических выставок, конкурсов научных работ, учебных фестивалей, ведении поисковой направленной работы одаренными учащимся при содействии педагогов. При условии грамотной реализации данная технология обеспечивает комплексное формирование у детей поисковых, анализаторских, презентационных и рефлексивных умений.

Образовательные технологии реализации ФГОС через проблемное обучение

Практика развивающего (проблемного) обучения, основанная на дифференциации областей знаний на ранее изученное, переходящее и неизвестное, была представлена советскими педагогами еще в середине прошлого столетия, и сейчас она уверенно вошла в число наиболее эффективных видов образовательных технологий по ФГОС. Базируется на направленном моделировании педагогом ситуаций, обусловливающих познавательную активность детей на пути к расширению знаний через определение границ известного, формулирование предположений и гипотез, поиск оптимального пути разрешения образовательной проблемы, проведение коллективного обсуждения и рефлексии.

Технология проблемного обучения, способствующая не только формированию у детей системы знаний и умений, но и достижению высоких интеллектуальных качеств, уверенности в собственных силах, может быть эффективна только при условии соответствия поставленной задачи реальному знаниевому уровню учащихся, когда возможно выделение границы уже известного и требующего подтверждения. При этом далеко не каждое проблемное задание содержит в себе проблемную ситуацию, что обусловливает необходимость тщательной предварительной подготовки при применении данного метода обучения.

Использование современных образовательных технологий, включающих игровой компонент, по ФГОС

Игра является одним из основных адаптационных механизмов детского возраста, способствующих усвоению знаний о явлениях, предметах, моделях поведение через воссоздание опыта. Игровые образовательных технологии, характеризующиеся высоким уровнем охвата аудитории, при условии должной адаптации широко применяются во время педагогической работы с школьниками разных возрастных групп.

Дидактические игры классифицируют:

  1. По областям применения - физические, интеллектуальные, социальные, поисковые.
  2. По типу обучающего компонента - информационные, тренинговые, обобщающие, диагностические, контролирующие.
  3. По специфике технологии - предметные, деловые, имитационные.
  4. По предмету - языковые, литературные, математические, физические и т.д.
  5. По типу среды - без или с предметами, компьютерные, настольные.

Педагогическая игровая технология способствует проектированию образовательного процесса по ФГОС, в рамках которого накопление и закрепление знаний ведется легко и непринужденно, дети учатся спокойно реагировать на неправильные ответы и искать верные, появляется возможность в полной мере реализовать дифференциацию процесса обучения и психологически комфортный контроль знаний. Во время участия в дидактических играх, включающих соревновательный компонент, школьники учатся мыслить самостоятельно, активно взаимодействовать между собой, демонстрировать активность и самостоятельность, что способствует повышению учебной мотивации и позволяет улучшить показатели динамики образовательного комплекса в целом.

Модульная образовательная технология в школе по ФГОС

Для учащихся основной школы преимущественно характерно последовательное снижение учебного интереса, в особенности к дисциплинам, овладение которыми вызывает серьезные затруднения. Новейшие образовательные технологии ФГОС, предусматривающие возможность учителя разделить учебный материал на отдельные модули, позволяет переломить сложившуюся тенденцию и повысить уровень качественного усвоения знаний детьми, а также обеспечить равные условия обучения в классах, где наблюдается значительная дифференциация способностей обучающихся. Важно отметить, что модулем может считаться информационный блок, для которого характерно наличие четко сформулированной цели, мини-программы, перечня практических заданий разного уровня сложности, а также схемы проведения контрольного оценивания.

В рамках модульной технологии детям предлагается осваивать знания короткими блоками, по каждому из которых проводится промежуточное оценивание. За выполнение из каждого видов деятельности учащиеся накапливают баллы, сумма которых формирует итоговую оценку. Помимо развития самостоятельности, формирования навыков самооценивания, данная образовательная технология открывает школьникам возможность не зацикливаться на промежуточных результатах, даже если они не соответствуют ожиданиям, а приложить усилия к исправлению учебной ситуации во время освоения следующего модуля.

Образовательная технология разноуровневого обучения в условиях реализации ФГОС

Еще одно эффективное организационно-педагогическое решение, позволяющее гарантировать равные возможности всех учащихся (независимо от психофизических способностей) к освоению программного минимума, - организация разноуровневого обучения. Данная образовательная технология позволяет наиболее полно обеспечить условия для реализации ФГОС, поскольку в ее основу положена идея оценивания не результата учебной деятельности, а усилий, приложенных ребенком по овладению программным материалом и его дальнейшему применению.

Для возможности внедрения системы разноуровневого обучения практические задачи по каждому из предметов должны быть дифференцированы с учетом глубины и сложности учебного материала (но не ниже базового минимума). За учащимися закрепляется право выбирать задания того уровня, который соответствует личным образовательным потребностям и устремлением, при этом по разным предметам уровни глубины изучения материала могут отличаться. При реализации технологии разноуровневого обучения ключевая задача педагогов заключается в поддержке детской инициативы, оказания поддержки при желании учащегося повысить «планку», чтобы добиться более высоких образовательных результатов.

Педагогика сотрудничества - современная образовательная технология реализации ФГОС

Ввиду курса на повсеместную гуманизацию системы образования, в центр которой ставятся интересы и потребности ребенка, была разработана методология педагогики сотрудничества, которая характеризуется сохранением максимального уровня психологического комфорта для школьников и учителей. В числе современных образовательных технологий реализации ФГОС педагогика сотрудничества является наиболее непростым организационным решением ввиду необходимости:

  • полного отказа от требований, передачу учебной инициативы от педагога к ребенку с одновременным обеспечением индивидуализации образовательного процесса;
  • использования в дидактических пособиях специальной словесно-символьной системы, определяющей характер учебных действий (прочитай, напиши, запомни, обрати внимание);
  • обеспечения детям свободного вида деятельности в зависимости от личных потребностей и текущего состояния;
  • проведения систематического самоанализа и поиска путей для коррекции затруднений (при поддержке учителя).

Новая образовательная технология по ФГОС - технология мастерских

Качественно новым организационным решением, являющимся альтернативой традиционной классно-урочной системе, признана технология мастерских, основанная на принципах педагогики воспитания, партнерства, методах полного погружения, ведения безоценочной образовательной деятельности.

Концептуально в рамках реализации данной технологии учитель становится «мастером», который после создания особой эмоциональной атмосферы открывает подопечным «таинства» мира знаний. Благодаря этому получение новой информации организуется в парах или мини-группах через активизацию уже имеющегося учебного опыта, посредством последовательного «наслаивания». «Мастер» при этом создает все новые и новые возможности для развития, самостоятельного поиска и творчества, что способствует развитию детской инициативы, коммуникабельности, готовности к активному взаимодействию в группах. В свете этого можно легко провести параллели между технологией мастерских и методом проектов, но первая характеризуется большей степенью созидательности, а потому представляет для учителя множество организационных сложностей. Конечно, в условиях современной школы проектирование мастерских не может осуществляться системно, но в качестве способа активизации познавательной активности данная технология очень эффективна.

Особенности реализации современных образовательных технологий в школе по ФГОС

Полный список современных образовательных технологий по ФГОС, которые могут быть реализованы в условиях современной школы, очень объемный. Помимо вышеперечисленных, он также охватывает здоровьесберегающие организационно-педагогические решения, активные методы обучения, технологию опережающего обучения, кейс-технологию и многие другие. Поэтому одной из значимых задач практикующих педагогов становится поиск тех новаторских практик, которые бы в условиях реальной образовательной ситуации позволили бы создать оптимальные условия для овладения детьми программным материалом, формирования у них метапредметных компетенций, гармоничного развития с последовательным раскрытием природных дарований.

Принято различать три уровня применения педагогами образовательных технологий по ФГОС на уроках в школе:

  1. Элементарный. Учитель применяет элементы технологий эпизодически, интуитивно, допуская погрешности при реализации установленных алгоритмов.
  2. Развивающийся. Педагог в целом следует алгоритмам технологии, использует широкий спектр педагогических приемов и методов, но допускает незначительные ошибки и исключает возможность творчества.
  3. Оптимальный, характеризующийся уверенным использованием образовательных технологий, гарантированным достижением декларируемых результатов с допустимым показателем погрешности, готовностью учителя уверенно сочетать элементы организационных решений, вести творческий поиск.
Учителям и руководителям школ следует помнить, что достижение высоких результатов учебно-воспитательной деятельности в условиях нового времени невозможно без применения образовательных технологий по ФГОС, что обусловливает необходимость принятия комплекса мер по их изучению, интеграции в процесс школьного обучения и совершенствования с учетом реальной образовательной ситуации.

учитель — логопед МБОУ «СОШ № 1»

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Современная педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.

Современные технологии, используемые при обучении и воспитании

  1. Технологии коррекционно-развивающего обучения.
  2. Игровые технологии.
  3. Технологии дифференцированного обучения.
  4. Технологии коллективного способа обучения.
  5. Технология индивидуализации обучения.
  6. Технологии проектного обучения
  7. Технологии проблемного обучения
  8. Здоровьесберегающие технологии.
  9. Личностно – ориентированные технологии
  10. Информационно — коммуникационные технологии.

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ .

Эти технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  3. развитие основных мыслительных операций;
  4. развитие различных видов мышления;
  5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  6. развитие речи;
  7. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;

— учебная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве её средства;

— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебно воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и т.д.).

ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении, рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях подгруппы/группы. Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического комфорта обучающихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», и в которой качество образования повышается.

ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ .

Использование метода коллективной организации учебной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения:

— способствует развитию самостоятельности, активности учебной деятельности;

— повышает уровень речевого развития и коммуникативных навыков.

ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ .

Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ .

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Джорджем Дьюи и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях, и получая в итоге реальный результат.

В основе метода проектов лежит:

— развитие познавательных умений и навыков обучающихся;

— умение ориентироваться в информационном пространстве;

— умение самостоятельно конструировать свои знания;

— умение интегрировать знания из различных областей наук;

— умение критически мыслить.

Проектная технология предполагает:

— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

— практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

— самостоятельную деятельность обучающегося;

— структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

— использование исследовательских методов.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Проблема организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей, так как именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности обучающихся, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации обучающихся к обучению.

Обучение осуществляется так, что усвоение знаний идёт не только на основе запоминания, а в большей степени на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач. В этом случае школьники учатся рассуждать и использовать имеющуюся информацию.

В процессе организации обучения используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение обычно требует не одного, а ряда методов, их комплекса. Варьирование методов обучения будет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приёмы овладения знаниями.

На базе применения технологий активного обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей обучающегося.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и практические умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии – реальный шанс решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно и системно. Занятия строятся с учётом индивидуального подхода к обучающимся, учитывая особенности их психического развития. Только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».

Итак, здоровьесберегающие технологии включают в себя:

— Артикуляционную гимнастику

— Применение сказкотерапии

— Дыхательную гимнастику

— Зрительную гимнастику

— Элементы релаксации

— Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

— Пальчиковые гимнастики с применением самомассажа.

— Элементы психогимнастики.

Многолетняя практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов, индивидуальный подход к школьникам, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяют повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья детей.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от обычной (формализованной) передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях – здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

— гуманистической сущностью;

— психотерапевтической направленностью;

— ставят цель — разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Ни для кого ни секрет, что бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск.

Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности обучающихся.

Необходимость использования информационных технологий в коррекционном обучении неоспорима так как является перспективным направлением развития коррекционного образования.

Использование компьютерных технологий даёт положительный результат в обучении работе на компьютере, а также в закреплении полученных знаний.

Применение данных технологий в целостной системе помогает увеличить результативность и эффективность коррекционной деятельности, о чем свидетельствует положительная динамика освоения коррекционной программы.

Результативность применения современных педагогических технологий в образовательном процессе

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

    личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

    содержания учебного материала;

    применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

( Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник. Учитель: – Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].) – Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) – Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?) Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию: – Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Урок русского языка.

На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например , ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

2. Исследовательская работа .

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3. Здоровьесберегающие технологии .

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием :

Математика

Решите задачу .
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Например:

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

    Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

    Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

Разотру ладошки

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

5. Игровые технологии

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

    для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

    в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например , на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например:

Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:

Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу. – Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…

4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Литература:

    Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65

    Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38

    Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5

    Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Использование эффективных образовательных технологий для повышения качества обучения. Выполнила: учитель русского языка и литературы Узденова М.И. МКОУ «СОШ №1 им.А.М.Ижаева с.Учкекен»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы.

4 слайд

Описание слайда:

Цель: Внедрить современные образовательные технологии, способствующие повышению качества обучения, формированию грамотности, развитию потенциальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.

5 слайд

Описание слайда:

Задачи: выбор СОТ для повышения качества обучения русскому языку и литературе; развитие ключевых компетенций учащихся; повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога; формирование ключевых компетенций педагога; включение педагога в проектирование, исследование и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся; внедрение в учебный процесс технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий; технологий дифференцированного обучения; информационных технологий; технологий обучения в сотрудничестве; игровых технологий; технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

6 слайд

Описание слайда:

Образовательные технологии В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии использовать технологии оценки современные технологии проектирования образовательной среды

7 слайд

Описание слайда:

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

8 слайд

Описание слайда:

Современные педагогическиетехнологии Здоровьесберегающиетехнологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационнокоммуникационная(ИКТ) Технологии дифференцированного обучения Деловые игры Проблемное обучение Портфолиоучащихся компьютерные технологии интерактивные технологии Технологииразноуровнегообучения

9 слайд

Описание слайда:

Большое распространение получили следующие образовательные технологии: технология проектного обучения; технология дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; игровые технологии; компьютерные технологии;

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии. Применение в работе Итоговый урок по русским народным сказкам в 5 классе (викторина). Урок сопровождается компьютерной презентацией. Примечание: предварительно учащиеся получают вопросы для подготовки к занятию. Игра «Узнай героя» применяется во многих классах на итоговых уроках литературы. Такие уроки сопровождаются компьютерной презентацией, учащиеся должны по портрету или характеристики узнать литературного героя. Дидактическая игра «Составь рассказ, используя… (например, неопределённые местоимения: каждый ученик по очереди составляет предложение, в котором должно быть неопределённое местоимение, предложения связываются между собой по смыслу, так получается связный рассказ). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах. Дидактическая игра «Исключи лишнее» (может применятся при изучении различный орфограмм и частей речи). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах. 6. Дидактическая игра «Исправь ошибки» (могут быть предложены различные правила, определения и т.д.). Игра может применяться и на уроках русского языка, и на уроках литературы. 7. Игра «Назови последним» (предлагается перечислить определённые признаки или слова (например, личные местоимения), выигрывает тот, кто называет последний).

12 слайд

Описание слайда:

Результат применения СОТ Данное мероприятие позволяет активизировать знания ребят, формирует коммуникативную компетенцию, позволяет расширить кругозор школьников и обогатить словарный запас. Урок даёт возможность осуществить дифференцированный подход в обучении: каждый ученик выбирает вопросы по своим возможностям. Материал викторины позволяет углубить знания ребят и привлечь внимание к глубинам устного народного творчества. А этап самостоятельной подготовки формирует информационную компетенцию. Данный вид работы позволяет активизировать знания ребят и делает процесс обучения более увлекательным.

13 слайд

Описание слайда:

Технология проблемного обучения Применение в работе 1. Русский язык. 6 класс. «Чередующиеся гласные» (создаётся проблемная ситуация: ребята обнаруживают, что не все безударные гласные можно проверить ударением; анализируя языковой материал, ученики устанавливают закономерность в работе с данной орфограммой). 2. Русский язык. 7 класс.» Причастие как часть речи» (при определении морфологических признаков причастия учащимся предлагается две точки зрения на определение причастия как части речи (особая форма глагола или самостоятельная часть речи), ребята должны выбрать одну из точек зрения и обосновать свой выбор). 3. Характеристика литературных героев, которым нельзя дать однозначную оценку (например, уроки литературы по романам «Евгений Онегин», «Герой нашего времени»; может использоваться приём «фишбоу»).

14 слайд

Описание слайда:

Результат применения СОТ 1.Создание проблемной ситуации позволяет сделать акцент не на простое запоминание, а на осмысленное усвоение материала. 2.Такая методика развивает мышление учащихся, коммуникативную компетентность. Кроме того позволяет осуществить личностноориентированный подход в обучении. 3.Этот вид работы формирует познавательные универсальные учебные действия: умение обобщать, анализировать, приводить примеры, обосновывать своё мнение, структурировать материал.