Проблемы порожденные самой системой образования. Четыре проблемы современного школьного образования. Что бы вы хотели добавить в тест

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Развитие Российской Федерации вместе с экономическим, политическим и административным векторами предполагает и развитие человеческого капитала страны. Именно благодаря человеческому капиталу возможно реализация любых задуманных, спланированных проектов развития. Во многом низкая эффективность экономических и политических реформ конца ХХ века в нашем государстве связана с неверной оценкой человеческого фактора. Так переход к рыночным отношениям инициированный, прежде всего, реформами «сверху» наткнулся на проблему реализации и воплощения в жизнь законодательных инициатив начала 90х. Так для успешного внедрения рыночных отношений реформы необходимым образом должны были опираться на особый психотип человека. Классически он был описан в работах А.Смита как эгоист, склонный к обмену ради приобретения личной выгоды. Однако, на протяжении уже нескольких десятилетий в стране формировали иной эталонный тип поведения, опирающийся на представлении о равенстве, справедливости и самопожертвовании ради общественных интересов. Конечно, и в советском государстве встречались отдельные личности разделявшие идеалы человеческого поведения в духе А.Смита, однако в то время они подвергались общественному порицанию, а особо проявившихся на почве экономической деятельности судили и отправляли в соответствующие места исправительного характера. Поэтому, после реформ начала 90х сопровождавшихся амнистией по экономическим преступлениям мы получили сильный криминальный крен во внедрении рыночных способов экономической организации государства. То есть именно человеческий капитал обусловил низкую эффективность рыночных преобразований.

Одной из самых значимых детерминант накопления человеческого капитала является система образования. Однако, реформы образования инициированные с середины 90х годов ХХ века не дают оснований для позитивной оценки человеческого потенциала для реализации целей развития Российской Федерации. Современная система образования нашей страны напоминает мифологический персонаж «химера» - существо, составленное из частей различных животных. Соединение советской образовательной традиции с Болонским процессом делает такой продукт малопригодный для нужд современного общества страны.

В чем состояла сила советской системы образования? Во-первых, она встраивалась как в политическую, так и в экономическую систему государства. То есть, в образовательных учреждениях Советского Союза начиная с дошкольного уровня и заканчивая высшим образованием, шла целенаправленная работа по формированию человека с заранее заданными государством параметрами. Государство знало, что оно хочет от населения, и четко формулировало свой запрос к образованию. Во-вторых, необходимость единых образовательных программ на всей территории СССР имело целью сформировать единое идеологическое пространство, единую систему ценностей. Благодаря этому не имело значение в какой части государства человек получал образование, его поведенческие шаблоны и ход мыслей были понятны в любом конце страны. Этот элемент системы назывался общее образование доступное для всех. В-третьих, система планирования количества специалистов в каждой отрасли и распределения на места работы позволяла с одной стороны насытить отстающие регионы необходимыми специалистами, а с другой давало молодым людям гарантированное место работы и точку отсчета для начала профессиональной карьеры.

Позитивными достижениями этой системы можно назвать достаточно надежную до определенного момента работу социальных лифтов (чья работа была мало эффективна в Российской империи), появление ученых и представителей творческой интеллигенции, признаваемых на международном уровне и наличие колоссальных научных прорывов значимых для всего мирового сообщества (например, полет человека в космос и пр.).

Подобная система образования имела и негативные для формирования социальной реальности моменты, которые до начала 80х годов ХХ века не имели решающего значения. Среди них можно назвать разрушение межпоколенных связей, ослабление значимости института семьи, возрождение на новый лад общинных и сословных моделей поведения в социуме. Так, например, разрушение межпоколенных связей было спровоцировано порядками образовательной системы. Дети с первых лет жизни отдавались на воспитание в среде своих сверстников специально обученным людям. То есть из года в год большая часть жизнь детей без непосредственного участия родителей.


Сначала детский сад с 8:00 до 20:00 (а есть еще и ночные группы, где дети ночуют в детском саду), затем школа основная смена + дополнительные кружки (а есть еще школы-интернаты). Получается, что процессы передачи опыта от родителей к детям нарушаются, так как ребенок в лучшем случае имеет возможность пообщаться после дня своих трудов с усталым старшим поколением вечером, либо в выходные. Большую часть времени они проводят со своими сверстниками и учителями. Значение семейного воспитания снижается, как и роль семьи в обществе. Общение со сверстниками предполагает выработку своих внутренних правил поведения, кодекса и ценностей. Это накладывается на архетипические модели общинного поведения и сословности. В итоге к 80-м годам ХХ века получаем замкнутость трудовых общин на свои корпоративные интересы (в том числе неформальные и криминальные группы молодежи), блат (вместе учились в школе, вузе), поощрение трудовых династий (переход к сословности) и появление класса партийной номенклатуры (новая сословность). На мой взгляд, этих проблем эпохи позднего социализма можно было бы избежать, если бы идеологическое развитие государства не остановилось после 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС вместе с обличением культа личности был потерян творческий посыл этой работы для новых поколений. Это привело к тому что старые лозунги не вдохновляли молодежь на новые свершения, экономический рост замедлялся и встала необходимость социальных, политических и экономических преобразований.

Сейчас, наверное, мало кто помнит, что реформа образования в середине 90х годов начиналась под лозунги гуманизации образования, внедрения личностного подхода для преодоления «безликости и уравниловки» советской системы. В 1999 году была принята Болонская декларация и Россия присоединяется к ее положениям в 2003 году. Происходит перестройка всей образовательной системы государства. Однако, данная перестройка по сути является надстройкой разваливающейся системы советского образования. Начало развала было положено отменой государственного заказа на подготовку специалистов и системы распределения на места работы. Отмена государственного заказа привело к снижению восстребованности и деградации образования в регионах. Конечно же эта отмена была связана с отменой пятилетних экономических планов развития. Тем самым была устранена включенность системы образования в интересы государства. Но вместе с тем сохранен принцип всеобщности образования, единого для всех. Эти решения заложили основу миграционных процессов новой России. Следование Болонской декларации структурировало и усилило эту миграцию. Вместе с этим оценка учеников и школ по результатам сдачи ЕГЭ в тестовой форме привело к разрушению воспитательной и развивающей функций образования и нивелировала идеи гуманизации середины 90х.

Современная система образования не справляется с реализацией главной идеи образования, доставшейся нам с эпохи Просвещения. Эту идею можно сформулировать так: «Образование должно знакомить подрастающее поколение с образом мира в котором ему предстоит жить». Образование должно подсказывать молодым людям куда прилагать свои усилия, какие проблемы актуальны в настоящем и обеспечить необходимыми (или накопленными) знаниями, умениями, создавать мотивацию. Центральными предметами, знакомящими школьников с социальным, политическим и экономическим проблемным полем является история и литература.

Чему учит история? Вот живет сообщество людей на определенной территории. У него имеется вот такой список проблем. Оно решает эти проблемы вот такими способами и получает следующие результаты, последствия. И так из века в век подрастающее поколение знакомится с проблемным полем региона. Если же мы говорим о Сибири, то географически территория Сибири и Дальнего Востока занимает более двух третей территории Российской Федерации. Возникает резонный вопрос: «Что мы можем узнать о проблемном поле этого региона из современных школьных (да и вузовских) учебников истории?». Большая часть повествования касается истории центрального региона Российской Федерации. Литература, в свою очередь, знакомит школьников с нравами региона. Возникает второй вопрос: «Почему нельзя заменить некоторые литературные произведения сходных по тематике на произведения сибирских писателей?»


Это имеет колоссальное значение для развития регионов нашего государства. Так как способный ученик, хорошо осваивающий школьную программу в региональной школе, к концу обучения оказывается дезориентирован. В школе его учат на одном проблемном поле, а в регионе актуальны иные проблемы.

Еще большее значение это приобретает в системе высшего профессионального образования после присоединения к Болонской декларации. Спросите выпускника регионального вуза проходившего обучение по профилю экономика предприятий, менеджмент, муниципальное управление или предпринимательская деятельность: «Где вы предполагаете реализовать свои профессиональные знания? В каком регионе?». 90% ответов будет в России или в том регионе, где он живет в настоящий момент. Задайте второй вопрос: «А знаете ли вы хоть одну отечественную экономическую теорию, теорию мотивации или управления?». За последние 7 лет преподавания в экономическом вузе никто не мог вспомнить хоть одну. Еще раз повторю это способные ученики, хорошо успевающие практически по всем преподаваемым дисциплинам. Получается, что студент отличник после окончания вуза не имеет необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности знаний и умений. И когда он, даже если устраивается на работу по специальности, от своего работодателя фразу: «Забудь все чему учили в вузе и начинай сначала» в его уме происходит серьезный разлад. Суть его проста: он является обладателем мало пригодных для жизни в данном обществе знаний, на которые потратил около 20 лет своей жизни, много времени, нервов и усилий.

Из этой ситуации для отличника есть три способа решить этот конфликт. Первый - поступить так, как советует работодатель и начать все заново. Сопровождается сильными психологическими издержками. Второй – трудоустроится по другой специальности: все равно же переучиваться. Это психологически сделать проще. Поэтому значительная часть современной экономики строится непрофессионалами. То есть государство тратит значительное количество ресурсов на образование специалиста, а его экономическая отдача для государства в разы ниже ожидаемой. Третий путь таков: Если знания не соответствуют месту трудовой деятельности (региону работы), то тогда я поеду туда, где эти знания будут совпадать с проблемным полем и запросам региона. То есть сама система образования закладывает миграционные процессы. Причем, начинаются они не с антитезы «регион-центр», а скорее с антитезы «деревня-город».

Сообразительные дети в деревнях получают знания, которые будут востребованы в городе, районном центре. Из этих малых городов стремятся уехать в областные центры. Оттуда в федеральный центр, а затем за границу. Причем уезжают именно наиболее активные и способные, именно тот контингент, который необходим их малой родине для своего развития.


Без сомнения идея такого образования была сформулирована и реализована на заре формирования СССР. Но отток интеллектуальных ресурсов из региона в центр в советское время компенсировался распределением специалистов по регионам. Сейчас же обратный поток специалистов из центра в регион ничтожен. Обычно в регионы прибывают граждане из иных культурных сред подрывая социальную стабильность региона и затормаживая возможные темпы развитие региона, так как приезжающим необходимо время на адаптацию, погружение в культурные традиции совместного проживания и проблемное поле того места куда они приехали.

Таким образом, реформа образования должна начинаться с ответа на вопрос: какое население и с каким набором качеств хочет видеть государство через 15-20 лет. В свою очередь ответ на этот вопрос должен решаться со стратегических планов развития государство, которых до сих пор нет. При этом идея единого для всех образования закладывает тенденции миграции из менее развитых регионов в более развитые. Поэтому необходимы государственные механизмы, компенсирующие эти процессы. Либо мы отказываемся от идеи единого образования и создаем систему образования с региональным проблемным полем, что позволит удержать часть активного и хорошо образованного населения в регионах. В любом случае выбор того или иного варианта предполагает определение идеологических ориентиров государства. Отсутствие же выбора и отпускание ситуации на самотек замедляет возможные темпы развития Российской Федерации. А с определенного момента это может привести к ситуации, когда отсутствие целенаправленной работы с человеческий капиталом регионов станет источником разрушения государственности на этих территориях.

Прислал на почту,
к.псх.н. Мунгалов В.Н., Иркутск

Вконтакте

Одноклассники

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы:

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

В связи с проблемами в сфере образования некоторые российские студенты стремятся получить образование за рубежом. Фото: nikolayhg/pixabay.com/CC0 0.1

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Ростовскую область можно назвать одним из крупнейших образовательных комплексов в Российской Федерации. На территории субъекта собрано около трех тысяч образовательных учреждений всех типов, организационно-правовых форм и видов, о которых говорилось в первой главе моей курсовой работы. Это говорит о том, что человек может получить любую из массовых профессий и специальностей, как следствие, быть востребованным на рынке труда.

Анализ основных документов в сфере управления образованием Ростовской области позволил выделить ряд основных проблем рассматриваемой области:

· Недостаточное финансирование учреждений образования всех типов, в связи с переходом на подушевое финансирование. Например, здания учебного учреждения большие, а в связи с малой рождаемостью, детей на обучении находится мало и, как следствие, мало средств выделяется для самого учреждения, что ведет к изношенности и частичному закрытию здания.

· Несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов связано с невозможностью закупки компьютерных технологий в больших объемах и установки их в приспособленные кабинеты.

· Неудовлетворительный уровень доступности высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями. Выделяется недостаточное количество бюджетных мест в высших учебных заведениях.

· Дефицит, нехватка преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Недостаточный «приток» молодых высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения. Средний возраст педагогов 45 лет и увеличивается с каждым годом.

· Низкая оплата труда работников образования и как следствие непопулярность профессии, непривлекательность рабочих мест.

· Недостаточное соответствие мировому уровню стандартов образования. Гражданин России должен составлять достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке.

· Проблема поставки учебного и школьного оборудования из-за нововведений в области закупок через интернет.

· При введении электронного документооборота в виду не полного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения.

· С введением единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации повысился уровень коррупции;

· Неготовность старых педагогов и неприятие ими внедрения новых методик и технологий в учебный процесс, поэтому и возникла необходимость в переобучении, переподготовке кадров.

· Старые методы измерения качества обучения не подходят к новым методикам образования. Не существует единой оценки качества выполнения образовательных услуг.

Выделяют и другие острые и тревожные социальные аспекты, такие как: изменение содержания программ; резкое сокращение аудиторных занятий; принцип сближения (слияния) государственных и негосударственных образовательных учреждений на коммерческой основе, но детально их рассмотреть невозможно в силу ограниченности объема курсовой работы.

В связи со стремительным развитием научно-технического прогресса появляется необходимость реформирования системы образования. Так как появляются новые технологии во всех отраслях экономики и наш гражданин должен ими владеть в полной мере. Создание независимых систем оценки качества образования, включающих национальные экзамены, сегодня является важнейшим направлением модернизации большинства образовательных систем.

Следует отметить, что пристальное внимание в деятельности региональных управленческих структур должно быть уделено повышению уровня управления образованием путем создания эффективной системы подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала. Высококвалифицированные кадры являются первоосновой для эффективного функционирования образовательной деятельности. Результаты опросов населения свидетельствуют о том, что наибольшие затруднения в деятельности государственных и муниципальных органов управления вызывают разрозненность в принятии управленческих решений и неидеальные взаимодействия различных управленческих структур, как по горизонтали, так и по вертикали власти.

Задачи, которые выдвигает определенная система, всегда являются итогом некоторого соотношения потребностей и возможностей их осуществления, поэтому деятельность региональных управленческих структур обязана быть прогнозируемой, опережающей, определяющей планы, ориентирующей участников образовательного процесса на будущие, порой сложно прогнозируемые ценности.

Эффективность реализации организационных механизмов в процессе управления зависит от следующих факторов:

· гибкость и динамичность определяет их адаптацию к внешним социально-экономическим условиям;

· внутренняя стабильность образования;

· усредненность (необходимо не допускать крайности: от всеобщей усредненности, унифицированности до разрушения образовательного пространства).

В большей мере это также зависит от оптимального и эффективного стиля управления в региональной системе образования. Стиль должен характеризоваться тщательным учетом субъективных и объективных факторов, их рациональным использованием, стабильностью, гибкостью и динамизмом, высокой степенью адаптивности к быстроменяющимся условиям, высокой сплоченностью организации, профессионализма, нравственности, внутренней культуры персонала управления. Необходима разработка новой стратегии развития и формирования других, совершенно новых механизмов финансирования образовательной сферы, эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Деятельность управленческих структур непосредственно связана и напрямую влияет на развитие образовательной сферы. За последние годы территориальные органы управления были подвержены реорганизации, организационным изменениям. На сегодняшний день сформированы и успешно функционируют организационные структуры, ориентированные на качественное обновление системы образования.

С точки зрения описания инновационных процессов в управлении нужно отметить, что объектом обновления должны становиться не только процессы функционирования систем управления, но и оптимизация сочетания функционирования и инноваций в общей жизнедеятельности этих систем. Развитие мы не можем представить себе без определенных изменений в рассматриваемом объекте.

О развитии и прогрессе мы говорим, прежде всего, при наличии качественных изменений в системах управления. В отличие от бизнес- организаций, которые всегда ориентируются на рост своих размеров, прибыли и доли на рынке, образовательные учреждения могут повышать успешность своей деятельности и эффективность функционирования в основном за счет качественных изменений. С этой точки зрения правомерно различать совершенствование и даже оптимизацию определенных сторон и показателей управления в рамках текущего стабильного функционирования и переход его в новое качество. Это значит, что развитие предусматривает существенное изменение свойств и элементов системы управления, переорганизация структуры, вследствие чего возможно появление новых системных, интегративных качеств. Прогресс и развитие связано, прежде всего, с качественными изменениями в функционировании и работе систем управления. Сущность, смысл, назначение развития заключается в переходе системы управления в совершенно новое качественное состояние.

Выше были рассмотрены основные проблемы развития сферы образования, вследствие чего хотелось бы выделить наиболее оптимальные, пути их решения.

Для решения проблемы недостаточного финансирования учреждений образования всех типов в связи с переходом на подушевое финансирование необходимо пересмотреть дополнительное финансирование для тех учебных заведений, которые находятся в сельской местности, малонаселенных городах и не имеют возможности получения доходов от платных услуг.

Проблему несоответствия материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов можно исправить следующим образом: выполнить капитальные ремонты образовательных учреждений с целью приспособления этих зданий к установке современного интерактивного (интерактивные доски) и компьютерного (компьютеры, проекторы) оборудования. А также строить новые здания уже с учетом современных требований.

Недоступность высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями также необходимо решать путем увеличения количества бюджетных мест в ВУЗах за счет целевых направлений из различных районов. Это позволит таким детям получать полноценное качественное образование.

Для решения проблемы дефицита преподавательских кадров необходимо поднять престиж профессии, увеличить заработную плату педагогам, проводить агитацию молодых специалистов на работу с помощью средств массовой информации, привлекать молодых специалистов в образовательные учреждения, применяя материальную мотивацию в виде денежных выплат, а также моральную мотивацию в виде возможности получения повышенной категории.

Низкая оплата труда работников образования приводит к непопулярности профессии, непривлекательности рабочих мест. Эту проблему можно решить, например, выделением средств из областного и местного бюджета на премии и надбавки учителям. А также можно установить льготы на оплату коммунальных услуг, каковы были раньше.

Для того чтобы гражданин России мог составить достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке труда, необходимо усилить контроль за образовательной деятельностью, за качеством подготовки выпускников.

При введении электронного документооборота в виду неполного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения. Поэтому необходимо организовать бесплатные курсы по преодолению компьютерной неграмотности. И следует упростить систему закупок учебного оборудования, дать самостоятельно образовательным учреждениям выбирать оборудование и поставщика для закупки продукции.

Также следует регулярно проводить антикоррупционные мероприятия. Требуется усиление меры ответственности, как за дачу взятки, так и за ее получение. Необходимо усилить контроль в образовательных учреждениях.

Если говорить о неготовности педагогов к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс, то нужно повысить требования по переподготовке кадров, по повышению курсов квалификации и внедрению новых образовательный стандартов в учебный процесс.

Одной из основных и значимых проблем является то, что старые методы измерения качества образования не подходят к новым методикам образования. Нет единой оценки качества выполнения образовательных услуг. Поэтому, в первую очередь, следует разработать систему оценки качества работы педагогических коллективов, которой на данный момент как таковой ее не существует.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы о проделанной работе. Был рассмотрен исторический аспект государственного управления образованием; система органов управления образованием на федеральном и региональном уровнях, а также нормативно-правовая база этой сферы. Главным результатом работы стало выявление основных проблем в сфере образования Ростовской области.

В первой главе рассмотрена сущность сферы образования, детально описана его структура. Образование - это процесс непрерывного обучения, состоящий из нескольких последовательных уровней. Включает в себя государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.), учреждения дополнительного образования, другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

В становлении системы образования России можно выделить три этапа: Российская империя, СССР, современная Россия. Каждый этап отличается своей индивидуальной историей и разными предпосылками к реформированию образовательной сферы. Во втором разделе первой главы изучены правовые и организационные основы функционирования системы управления образованием в России.

Современный этап развития управления системой образования в Российской Федерации характеризуется децентрализацией, регионализацией и муниципализацией, т.е. делегированием государством части полномочий в области образования региональными муниципальным органам власти и управления, наделение их определенными правами и обязанностями в решении конкретных проблем территориальных образовательных систем. Деятельность в данном направлении приводит к тому, что социальные институты, местное сообщество объединяются вокруг решения задач образования, в результате чего прорабатываются общественные цели образования и создаются государственно-общественные органы управления образованием.

Во второй главе также рассмотрена образовательная сфера Ростовской области. Было установлено, что работа региональных органов управления образованием связана с различными проблемами и трудностями, вызванными недостаточной нормативно-правовой базой, организационными и экономическими механизмами, ограниченностью материально-ресурсного обеспечения.

В связи с этим многое еще требует решения: совершенствование кадровой политики с целью привлечения, закрепления и профессионального роста кадров, более активная поддержка лучших педагогов и талантливой молодежи, расширение практики использования современных информационных технологий, продолжение работы по созданию современной образовательной инфраструктуры, развитие общественной составляющей в управлении образованием.