Задания по делению слов слоги. Учим детей делить слова на слоги учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему. Алгоритм выполнения слогораздела

Деление слова на слоги. Правила переноса слов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА: Слоги - это части слова, на которые оно делится при произнесении. Например: Ок-но, а-ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный Сколько букв может быть в слоге? Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной - никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге. Гласный звук образует слог. Как определить количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни-е Как слова делятся для переноса? Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. Какие слова переносить нельзя? Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя. Например: класс, осы, юла. Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ? Буква Й при переносе не отделяется от гласной. Например: май - ка, зай - ка. Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной. Например: боль - шой, подъ - езд. Как можно перенести слова с двойными согласными буквами? При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится. Например: кас - са, рас - сказ. ЗАПОМНИ! 1. Слог разрывать нельзя. 2. Слова из одного слога не переносятся. 3. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать. КАРТОЧКА №1 Допиши слог так, чтобы получилось слово. ре… но… печ… ша… лу… лу… гор… но… ко… ре… боч… коч… чай… ме… ко… КАРТОЧКА №2 Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова. Облака, кора, отмель - … Сало, ступа, вата - … Купи, перо, снежок - … Пальма, орлы, ерши - … Много, чучело, носок - … Муза, поезда, удача - … КАРТОЧКА №3 Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово. Пример: каша, река, тарелка - карета. колос, рота, ваза - ___________________________ молоко, невод, таракан - _____________________ коса, лото, боксёр - __________________________ баран, рана, банка - __________________________ КАРТОЧКА №4 Раздели слова, где можно, на слоги. утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы КАРТОЧКА №5 Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей. хороша, дворе, горка, нашем, в её, ребята, сделали Наташа, возили, Яков, снег, и скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________ __________________________________________________________ КАРТОЧКА №6 Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги. ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ КАРТОЧКА №7 Подчеркни слова, которые нельзя переносить: Крайний, змейка, ежи, оса, олени, сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла. КАРТОЧКА №8 Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса: Ле - йка, май - ка, оси - на, гу - лять, гу - лять, уро - жай, э - таж, угол - ьки, Иль-я, Жа-нна. КАРТОЧКА №9 Запиши слова - названия предметов с делением для переноса. ________________________________________________________ ______________________________________________ КАРТОЧКА №10 Прочитайте текст. Раздели слова для переноса. Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают. КАРТОЧКА №11 Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса. Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ КАРТОЧКА №12 Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Придумай свои два примера. Дом - __________, ____________ - ______________ , клён - __________, ____________ - ______________ . КАРТОЧКА №13 Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса. Я - ластик, я - резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста - Помарку стёрла я с листа. ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________ КАРТОЧКА №14 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли, глядим в окно. Снег ложится белый - белый… Отчего же так темно? КАРТОЧКА №15 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно - красен, И реки блестят извивы. КАРТОЧКА №16 Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя. Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью, угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень. КАРТОЧКА №17 Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса. Авось и к нам на двор солнышко взойдёт. Без собаки зайца не поймать. Без хозяина - двор, а без хозяйки изба плачет. Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Бобы не грибы, не сеешь - не взойдут. Не зная броду, не суйся в воду. КАРТОЧКА №18 Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся. У кого жить, тому и служить. Умей шутить, умей и отшучиваться. Что ни день, то новость. Семь дел в одни руки не берут. Добро и во сне хорошо. Худ обед, коли хлеба нет. КАРТОЧКА №19 По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса. Солёная вода для засолки овощей - ________________ . Помещение в школе, где идёт урок - _______________ . Шестой день недели - __________________________ . Обучение животных послушанию - ________________ . Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой __________________________________ . Асфальтированная дорога - ______________________ . Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ . КАРТОЧКА №20 Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса. В марте воробьи гнёзда вьют. Парит - перед дождём. Солнечный дождь быстро пройдёт. Снег прилипает к деревьям - к теплу. Длинные сосульки - к долгой весне. Большая роса в мае - к урожаю огурцов.

В этом разделе мы будем тренироваться делить слова на слоги. (Не путайте с делением слов для переноса, которое рассматривается в другом разделе. Это несколько разные вещи, так как существуют определенные правила переноса слов.)

Деление слов на слоги

Умение делить слова на слоги — очень важный навык, который желательно приобрести еще до поступления в первый класс. У детей, которые учились читать по слогам, соответственно, проблем возникает меньше. Но все равно бывают.

Представьте себе, ребенок уже слитно читает, мы его научили, какие бывают буквы — гласные и согласные, научили считать буквы в слове, а затем начали подходить к переносу слов, и снова вернулись к слогам. В этой ситуации часто дети путаются, и вместо деления на слоги делят слово по буквам.

Как же научить ребенка делить слова на слоги? Для этого существует множество способов.

Правила деления слов на слоги

  • слоги всегда образуются с помощью гласных букв , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает. Примеры: мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.
  • Если слог состоит из нескольких букв, то он всегда начинается с согласной буквы. (Исключение — случаи, когда предыдущий слог оканчивается на Й: рай-он)

Раньше правила деления на слоги и для переноса были одинаковые, за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. Новые правила деления на слоги, по которым дети учатся сейчас, значительно сложнее, и, самое главное, отличаются от деления слов для переноса.. Особенно это касается слов с несколькими согласными в середине слова. Мы делили: кош-ка, ок-но, клас-сы и др.

По новым правилам, только сонорные согласные (м, н, л, р, мь, ль,нь,рь) и Й «прилипают» к первому слогу, в остальных же случаях все согласные «отходят» ко второму слогу. Например: кром-ка, бан-ка, бань-ка, май-ка, но: ша-пка, ра-вный, и т.д.

Два одинаковых согласных при делении на слоги обязательно отходят ко второму слогу: да-нный,

о-ттечь. При этом деление тех же слов для переноса будет другое — дан-ный, от-течь, шап-ка и т.д.

В любом случае тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно, особенно, если с этим проблемы. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Помогает «прохлопывание» слов в ладоши. Часто логопеды и учителя советуют ставить тыльную сторону кисти руки под подбородок, и громко произносить слово, при этом подбородок касается руки с каждым слогом.

Мы предлагаем вам онлайн игру-тренажер «Деление слов на слоги». В ней нужно перетаскивать черточки-разделители на слово. Подобные задания часто встречаются в тестах по русскому языку в 1 классе. В этой игре мы будем делить слова на слоги. В следующем разделе мы потренируемся делить слова для переноса.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7 .

Тема. Слог . Деление слов на слоги .

Цель : дать понятие о слоге , учить делить слова на слоги ,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова ; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас , мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий ? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий , слова – признаки предметов?

Ига : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов , а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении .

Например : Мишка спит. (2-слова )

РАБОТА У ДОСКИ

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении . Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам , как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

Кто из вас был на соревнованиях?

Где они проходят?

Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово ? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части . 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба . Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово . Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ .

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью , а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два , три, четыре и больше слогов . А есть и такие слова , в которых только один слог . Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов . Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова )

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги » .

Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов , которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики »

Я называю слова , а вы должны, проговаривая слова по слогам , столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов .

Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов , можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове .

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам . Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам . Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки , чтобы каждое слово делилось на слоги .

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов .

Чтобы определить количество слогов в слове , есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги , вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Каким способом вы делили слова на слоги ?

Сколько слогов может быть в слове ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Для чего нужно уметь делить слова на слоги ?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей , клички животных.

Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую группу, это ещё более важная задача! Как известно, у дошкольников с речевой патологией наблюдаются серьёзные нарушения в слоговой структуре слов. Дети не могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги, например: «снегиик» («снеговик»), «висипед» («велосипед») и т.п. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учим детей делить слова на слоги»

Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую группу, это ещё более важная задача! Как известно, у дошкольников с речевой патологией наблюдаются серьёзные нарушения в слоговой структуре слов. Дети не могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги, например: «снегиик» («снеговик»), «висипед» («велосипед») и т.п. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции.

Как правильно делить слова на слоги?

1 правило: ребёнок прикладывает тыльную сторону ладони к подбородку снизу.

2 правило: ребёнок медленно произносит слово, старательно проговаривая гласные.

3 правило: при проговаривании ребёнок отсчитывает, сколько раз открылся рот (и упёрся подбородок в ладонь). Отсчёт можно делать, разгибая или загибая пальчики, как удобнее.

4 правило: ребёнок делает вывод, напрмер: «В слове «барабан» три слога».

! Когда ребёнок усвоит понятие «гласный звук», ему важно запомнить следующее правило: « Сколько гласных звуков в слове, столько же и слогов».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  1. С помощью ладошки под подбородком определить, сколько слогов в названии игрушки.
  2. Выбрать правильную слоговую схему, а лишнюю удалить щелчком мышки. Правильная схема не удалится!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра - презентация "Делим слова на слоги"

Веселый паровозик помогает ребенку определить количество слогов в слове. На экране появляется картинка, ребенок нажимает на вагончик с нужным количеством окошек (слогов). если выбор правильный, ...

Игра "Делим слова на слоги" (тема: "Животные жарких стран")

С помощью кисти руки под подбородком (ладонью вниз) определить, сколько слогов в названии животного. Сколько раз откроется рот (упрётся подбородок в кисть руки), столько слогов в слове. Рот отк...