Картотека дыхательной гимнастики для логопедов. Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи Дыхательные упражнения в логопедической группе

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель:

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох) ,

Качели вниз (выдох) , Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру »

Цель:

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель:

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель:

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель:

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: « жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач »

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок »

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель:

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Елена Мощинская
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения

1. «Загнать мяч в ворота» .

Цель – выработать длительную направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватку (шарик) пытаться загнать в ворота это шарик на одном выдохе.

2. «Наказать не послушный язычок» .

Цель – выработка умения расслаблять мышцы языка и удерживать его распластанным.

Приоткрыть рот положить распластанный язык на губы и произносить звуки (п) на счет от 1 – 10, края языка должны касаться угла рта. Так же можно делать это упражнения без звука.

Цель – выработка плавной не прерывной струи, которая идет по середине языка.

Дуть на ватку не прерывать струю, при этом стараться как можно дальше её отодвинуть.

4. «Почистить зубки» .

Цель – научить детей удерживать кончик языка, за нижними зубами.

Проводить кончиком языка по зубам.

5. «Киска сердится» (горка)

Цель – выработать удержания спинки языка верху, а кончика языка за нижними зубами.

Рот открыт, губы в улыбке кончик языка упирается в нижние зубы. Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов.

6. «Приклеить конфету» .

Цель – укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Положить широкий кончик языка, на нижнюю губу, на кончик языка положить маленький кусочек ириски и приклеить к нёбу.

7. «Грибок» .

Цель – выработка подъёма языка вверх и растягивание подъязычной уздечки.

Рот открыт губы в улыбке, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу. Упражнение выполняется под счет.

8. «Вкусное варенье»

Цель – выработать движение широкой передней части.

Язык верху и положение языка близко к форме чашечки.

9. «Чашечка» (ковшик) .

Цель – укрепить мышцы языка, выработать подъём боковых краёв и кончика языка и умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка поднят, а средняя часть спинки языка опущена и прогибается, в таком положении удерживать язык от 1 – до 10 счетов, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась.

10. «Заборчик»

Зубы сжаты, так чтобы верхние зубы прикрывали немного нижние зубы.

11. «Трубочка»

Цель - укрепить круговую мышцу рта выработать умение быстро менять положение губ.

Губы сомкнуты, губами имитируется произношения звука (и, о, у) .

12. «Фокус»

Цель – выработать подъём языка верх и умение предавать языку форму ковша, направление воздушной струи по середине языка.

Приоткрыть рот, губы в улыбке, широкий передний край языка

13. «Катушка»

То же положения языка, что и при упражнении «киска сердится» , только язычке нужно прикусить нижними и верхними зубами.

14. «Качели»

Цель – удержания языка в одном положении, и резкая смена этого положения.

Высунуть язык и поднять его вверх к носу, дотянутся до максимальной точки и резко опустить в низ и тянутся языком до подбородка, как можно ниже. Это упражнение может делаться как быстро, так и медленно, под счет.

15. «Моляр» (покрасить потолок)

Цель - выработка подъёма языка вверх.

Кончиком языка проводить от мягкого нёба, до зубов.

16. «Лошадка»

Цель – укрепить мышцы языка выработать подъём языка вверх.

Приоткрыть рот поднять кончик языка к альвеолам и оттолкнутся от них, при этом должен получаться звук копыт.

17. «Индюк»

Цель – выработать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Рот открыть, положить язык на нижнюю губу. сначала медленно затем быстро и добавлять голос (б, л) .

18. «Пароход»

Цель – выработать подъём спинки и корня языка и укрепить мышцу языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу, длительно произносим звук ы, следить сто бы кончик языка находился в глубине рта и чтобы звук ы не переходил в звук и, нижняя челюсть должна быть не подвижна.

Цель : Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц и стимуляция мелкой моторики рук ребенка.

Методика игры : Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на мячик, загоняя его в ворота. Цель игры - забить как можно больше голов противнику и не дать упасть мячу за край «футбольного поля». Чтобы не допустить этого, необходимо правильно дуть на свой футбольный мяч, направляя воздушную струю с помощь губ то сильно, то слабее, перемещая мяч на поле противника. Касаться руками мяча запрещается.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций :

Игру проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос;

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Дозированность количества и темпа игры;

Выдуваемый воздух не задерживать. Придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки .

Использование с детьми игры на основе дыхательных упражнений - это, прежде всего, укрепление их здоровья.

В процессе игры дети учатся управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой.

Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья

Использование игр с элементами дыхательных упражнений - отличная профилактика болезней органов дыхания. С помощью этого игрового пособия дети оздоровятся, будут пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью. При регулярном использовании игры в работе с детьми простуды будут детей обходить стороной!

Выработка правильного дыхания - залог хорошего здоровья!

Таким образом, использование игр на развитие правильного дыхания помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. игра вызывает положительные эмоции, повышает интерес к дыхательной гимнастике, а также развивают творческое воображение и фантазию, Правильное дыхание – основа здоровья.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка».

Развивающее пособие по физкультурно-оздоровительной работе с детьми с использованием здоровье сберегающей технологии «Дыхательная гимнастика»

«Забей мяч в ворота»

« Мой славный мяч, забавный мяч на месте не сидит, за тобой я успеваю и в ворота забиваю!»

Выполнила: воспитатель группы №7

Волкова А.Г.

Занимаемся дыхательной гимнастикой

Советы родителям

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания дифрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми :

  • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
  • Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
  • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
  • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Дыхательные упражнения :

«Загнать мяч в ворота»

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота») .
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.
  1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, -произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: жу-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока») .

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее».

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад: «зз-уу»

«Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Замах направо, а потом налево мы махнем,

И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем».

«Игра «бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».

Игра «мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ».

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС (для свистящих звуков)

Загнать мяч в ворота

Ц е л ь. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

К р а т к о е о п и с а н и е. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Следить чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Ц е л ь. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Ц е л ь. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

Ц е л ь.

О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф

У к а з а н и я. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

Ф а не Х

Почистим зубы

Ц е л ь. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх.

У к а з а н и я. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС (для шипящих звуков)

Наказать непослушный язык

Ц е л ь . Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я . 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Ц е л ь . Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

Приклей конфетку

Ц е л ь . Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

О п и с а н и е. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Ц е л ь . Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

О п и с а н и е . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

У к а з а н и я . 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я . 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х , т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная

Вкусное варенье

Ц е л ь . ш .

О п и с а н и е

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Ц е л ь . Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала ни одна из сторон языка.

Фокус

Ц е л ь . Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС (для [Л])

Наказать непослушный язык

Ц е л ь. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье

Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .

О п и с а н и е . Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит

Ц е л ь . Выработать подъём спинки языка вверх.

О п и с а н и е . Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

У к а з а н и я. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Ц е л ь.

О п и с а н и е бл-бл (как индюк болбочет).

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Качели

Ц е л ь. Вырабатывание умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными, а, ы, о, у.

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

У к а з а н и я. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь.

О п и с а н и е.

У к а з а н и я

Беззвучно пощёлкивать кончиком языка

Ц е л ь. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука Л .

О п и с а н и е. Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

У к а з а н и я . 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС (для [Р])

Чьи зубы чище?

Ц е л ь. Выработать подъём языка вверх и умение владеть языком.

О п и с а н и е . Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

У к а з а н и я. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Ц е л ь . Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

У к а з а н и я. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х , т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

У к а з а н и я . 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье

Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .

О п и с а н и е . Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк

Ц е л ь. Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

О п и с а н и е . Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Барабанщики

Ц е л ь. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно.

Постепенно убыстрять темп.

У к а з а н и я. 1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлопающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги.

При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.