Глагол: общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические свойства (общая характеристика). Границы глагола как части речи. Значение категориальное значение в словаре лингвистических терминов Причастия и деепричастия

Глагол как часть речи объединяет слова со значением процессуального признака, или действия предмета. Процессуальный признак – это частеречная, категориальная семантика. Ее имеют все глаголы. Особенности этой семантики выявляются при сравнении глаголов с существительными и прилагательными.

Существительное чтение и словоформа читаю лексическим значением называют одно и то же действие, но называют его по-разному: существительное – как независимую субстанцию, совокупность определенных свойств, а глагол – как деятельность предмета (в данном случае человека), т. е. как проявление субстанции, как ее признак. В предложениях Под окном зеленеет трава и Под окном зеленая трава обозначается одна ситуация, которая, однако, прилагательным и глаголом интерпретируется по-разному: прилагательное называет признак травы как нечто данное природой вещей, а глагол изображает «зеленость» как проявление свойств травы, как реализацию ее потенциальных возможностей.

Обозначение признака, в своем существовании обусловленного предметом, которому он приписывается, является отличительной чертой глагольного значения. Каждый глагол включает в себя анафорическую предметную сему, т. е. отсылает к предмету как источнику действия, что соответствует традиционному определению: «глагол как часть речи называет действие предмета». В личных формах глагола эта особенность проявляется в том, что глагольное окончание предопределяет тип действующего предмета, ограничивает возможности его морфемного выражения (пишу я, пишешь ты, пишет он, она, оно, человек). В неличных формах (инфинитиве, причастии и деепричастии) – в синтаксических связях и синтаксической дистрибуции.

Второй специфической чертой процессуального признака является его охарактеризованность во времени. Это свойство глагольного значения также неразрывно связано с морфологическими категориями глагола, а именно с категориями времени и вида. Значение процессуального признака потому и является категориальным, что оно формируется с опорой на грамматическую оформленность глагола.

Как значение грамматической предметности не совпадает с лексическим значением предмета, так и категориальная семантика действия (процессуального признака) не тождественна с лексической семантикой глаголов. Лексически глаголы могут называть как действия, так и недействия: процессы (гнить), события(жениться), состояния (болеть), отношения (граничить) и др. Но что бы ни называл глагол, глагольный признак дается в отнесенности к его источнику и предполагает временную характеристику.

Как в существительных значение предмета или выражается дважды, лексическим значением основы и грамматическими категориями (стол, книга), или зависит только от грамматического оформления слова (пение, бег, нежность), так и в глаголах значение действия может передаваться и лексически, и грамматически (бежать, пилить, умываться) или только грамматически (иметь, принадлежать, состоять, существовать).

Итак, глагол как часть речи обозначает признак предмета, облигаторно охарактеризованный в двух измерениях:

1) признак дается как результат проявления свойств предмета (см. школьный вопрос к глагольному сказуемому: Что делает – делал – будет делать?),

2) признак имеет временные параметры (последнее свойство глагола иногда определяется словом «динамический»: глагол называет динамический признак предмета).

Такова семантическая особенность глагола.

Глагол богат морфологическими категориями. Одни из них – вид, залог, наклонение, время, лицо – есть только в глаголе. Другие – род, число – являются едиными для глагола и имен. С морфологической стороны глагол специфически характеризуется обязательностью словоизменения. Как уже отмечалось, в языке нет неизменяемых глаголов, хотя у глагола есть неизменяемые формы.

Морфологические категории неодинаково характеризуют разные глагольные словоформы. Одни категории обнаруживаются во всех глагольных словоформах. Их называют постоянными глагольными категориями. Таковы категории вида и залога. Другие категории – наклонение, время, лицо, число, род – имеют не все глагольные словоформы. Их называют непостоянными грамматическими категориями глагола. Наклонение, время, лицо в спрягаемом глаголе неразрывно связаны с выражением синтаксической предикативности, т. е. грамматического значения предложения. Поэтому их называют также предикативными категориями глагола.

В грамматическом строе языка глагол как часть речи оформлен и словообразовательными средствами. Важно, что многие суффиксы образуют только глагольные основы: и-ть (белить), е-ть (белеть), а-ть (охать), ну-ть (охнуть), нича-ть (лентяйничать) и др.

Первичной синтаксической функцией глагола является функция сказуемого в глагольном предложении. Существует своего рода симметричность между словоизменительными формами глагола (или тем, что называют финитным, т. е. определенным, глаголом) и их синтаксической ролью. Эти формы не бывают другими членами предложения (речь идет о собственно глагольном употреблении). Подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством глагол может быть только в форме инфинитива, причастия и деепричастия, в связи с чем их можно было бы назвать внутричастеречными синтаксическими дериватами.

В строгом смысле категоризаторами языковых смыслов, возможно, следует считать даже не вопросительные местоимения, а категориальное значение языкового смысла, совпадающее с обобщённым лексико-грамматическим (категориальным) значением номинативной части речи, выступающей в роли основного выразителя данного языкового смысла, и соответствующих местоимений. Вопросительное местоимение выступает своеобразным «маркером», «лакмусовой бумажкой», выявляющей значение данного языкового смысла. Например, категориальным значением языкового смысла является предметность, поэтому категоризаторами (в широком значении этого термина) данного языкового смысла выступают прономинативы кто?, что?; его выразителями являются также соответствующие местоимения других семантических разрядов и имена существительные без предлогов, сохраняющие этот смысл. Другими словами, ядром каждого языкового смысла являются слова, представленные соответствующей частью речи, выраженные начальной формой (если оно изменяемое) или морфологизованным членом предложения. Чем отличается категориальное значение части речи и языкового смысла?

Часть речи - это лексико-грамматический класс слов с набором индивидуальных дифференциальных признаков. Категориальное значение части речи - это обобщённое лексико-грамматическое значение всех слов, входящих в неё. Сказанное предполагает наличие у слов данной части речи общей семантики (обобщения в самой высокой степени) и определённых грамматических признаков (например, у имён существительных - постоянной категории рода, изменяемых категорий числа и падежа, установленных правил функционирования; у имён прилагательных - согласовательных, синтаксических, «отображательных» категорий рода, числа и падежа, использования в роли согласованного определения, именной части сказуемого и т. д.). Именно поэтому категориальное значение части речи трактуется как обобщённое лексикограмматическое значение.

Языковой смысл - это семантико-функционалыюе объединение разнородных по структуре единиц именования. Его ядром является слово (часть речи), но в него входят и расчленённые именования (предложно-падежные формы, лексии, словосочетания особого типа, фразовые номинанты) с той же семантикой. Поэтому говорить о более высокой степени обобщения в семантике языкового смысла (по сравнению с частью речи), на наш взгляд, необходимости нет. Отличие же состоит в разнородности, богатых структурных возможностях выражения того же языкового смысла в одних и тех же рамках функционирования. Это и даёт право определить категориальное значение языкового смысла как семантико-функциональное.

В лингвистической литературе вопрос о категориальном значении языкового смысла не ставился вообще, а вопрос о категориальном значении части речи трактуется неоднозначно. Например, Л. Г. Яцкевич пишет: «Категориальное значение части речи представляет собой особый тип языковой семантики: это векторный имплицитный тип семантики, в отличие от грамматических значений, грамматических категорий и словообразовательного значений, выражающих свою семантику эксплицитно - в грамматической и словообразовательной оформленности слова. Это значение части речи включается в качестве ядерного грамматического значения в языковое поле соответствующего грамматического контекста, который находит в нём своё воплощение» [Яцкевич, 2004, с. 140]. Это определение и показ способов выражения субстантивности (с. 61-68) свидетельствует о том, что автор смешивает понятия «категориальное значение части речи» и «категориальное значение языкового смысла», выводя последнее под именем «грамматический концепт части речи». Особенно чётко это прослеживается в п. 2.2 «Грамматические концепты частей речи. Формы их существования в структуре русского языка», где автор пишет: «Грамматические концепты и категориальные значения частей речи соотносительные, но не тождественные понятия. Соотносительность проявляется в том, что состав грамматических концептов языка определяет состав его частей речи и их категориальных значений. Нетождественность грамматических концептов и категориальных значений частей речи обусловлена тем, что грамматический концепт - результат обобщения более высокого уровня, чем категориальное значение части речи. В силу этого на основе грамматического концепта в лексической системе языка формируются не только грамматические классы - части речи, но и грамматические и лексико-грамматические сверхклассы, подклассы и метаклассы» [Яцкевич, 2004, с. 40- 41]. Последние (подклассы, метаклассы) автором не раскрываются, но можно допустить, что в этом случае имеются в виду расчленённые единицы именования, выделяемые нами, а кроме того - разнородные объединения, вообще не имеющие прямого отношения к анализируемому явлению. Так, автор в субстантивную номинацию включает наречия типа Дома знают об этом. Внизу успели приготовиться ; выделяет субстантивную номинацию, осуществляемую словоформами имён существительных в косвенных падежах, обозначающих тему высказывания: Из Москвы вернулись? (То есть те, кто уехал в Москву) [Яцкевич, 2004, с. 66]. Понятно, что в таком сверхшироком понимании «грамматический концепт части речи» выходит далеко за пределы языкового смысла, и совсем непонятно, почему в названной выше работе речь идёт о части речи, точнее - о категориальном значении части речи.

Известно, что основным средством выражения каждого языкового смысла является слово, точнее - знаменательные слова, объединённые соответствующим способом отображения действительности, категориальным значением, морфологическими свойствами и синтаксическим функционированием в часть речи. Так, главным ономасиологическим средством выражения языкового смысла «предметность» является имя существительное, «пространство» представляют прежде всего наречия места и направления и т. д. Логичен вопрос: как соотносятся категориальные значения языкового смысла и слов той части речи, которая служит главным средством передачи этого смысла? На первый взгляд, можно предположить, что категориальное значение языкового смысла «поглощает» категориальное значение части речи. На самом деле их соотношение намного сложнее и прослеживается по нескольким направлениям. Сравним:

1. Категориальное значение языкового смысла есть общее значение всех ономасиологических средств (слова, предложно-падежной формы слова, словосочетания особого типа, лексии и фразового номинанта), объединённых общим понятийным содержанием.

1. Категориальное значение части речи - это общее лексикограмматическое значение всех слов данной части речи, выступающих в морфологизованной функции (для имени существительного это функция подлежащего и дополнения, для имени прилагательного - функция определения и т. д.).

2. Категориальные значения языковых смыслов не имеют специальных названий, они представлены описательно, например: категориальное значение языкового смысла «признак предмета», категориальное значение языкового смысла «время» и т. д.

2. Категориальные значения знаменательных частей речи имеют специальные названия: у имён существительных - «предметность», у имён прилагательных - «признак предмета», у имён числительных - «количество и число», у глаголов - «действие, состояние, отношение как процесс», у наречий - «признак признака», у безлично-предикативных слов - «состояние».

3. Категориальное значение смысла проявляется в ономасиологических средствах, представленных словом и расчленёнными единицами: предложно-падежной формой имени, словосочетанием особого типа, лексией и фразовым номинантом.

  • 3. Категориальное значение части речи проявляется у ономасиологических единиц, представленных словом только в случаях 1) выполнения ими морфологизованной функции в предложении или 2) в «словарном слове», то есть в исходной форме (если слово изменяемое), начинающей словарную статью в толковых словарях.
  • 4. Часть речи обладает способностью выражать не один, а несколько языковых смыслов, например, имя существительное выражает языковые смыслы «предметность» (смотреть фильм, радоваться встрече), «признак предмета» (шапка брата), «образ и способ действия» (идти берегом), «время» (поздней осенью).

Проведенные наблюдения не дают полного ответа на вопрос о содержании, общих и отличительных качествах категориального значения языкового смысла и категориального значения части речи, поскольку явления эти недостаточно изучены, да и сам вопрос выносится на обсуждение впервые, хотя фрагментарные сведения по этому поводу можно найти в работах многих учёных, ибо рассматриваемая проблема касается кардинальных вопросов семантики, морфологии, синтаксиса и находит своё отражение в когнитивистике, ономасиологии и других аспектах современной лингвистики.

Категориальное значение

Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных - значение предметности, у имен прилагательных - значение признака, свойства, качества, у глаголов - значение процесса, действия, состояния и т. д.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "категориальное значение" в других словарях:

    категориальное значение имени прилагательного - Значение признаковости. Например: вечерний звон – прилагательное вечерний обозначает непроцессуальный признак предмета – это его категориальное значение; конкретное значение прилагательного – это признак предмета по отношению ко времени …

    категориальное значение глагола - Значение процесса (процессуальность), свойственное глаголу независимо от его лексического значения: действия (бежать, пилить), состояния (любить, спать), отношения (включать, обладать) представлены в глаголах как процесс, протекающий во времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категориальное значение существительного - Значение предметности, которое модифицируется по разному: 1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора; 2) наименования растений: роза, ива, тополь; 3) названия веществ: масло, кислород; 4) географические названияСловарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категориальное значение наречия - Признаковость признака: тихо веет. В отдельных случаях наречие обозначает признак предмета: плов по узбекски … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Категориальное восприятие - (греч. kategorikos – утверждающий) особенность или, точнее, стадия формирования наглядных образов, на которой конкретные наглядные образы отождествляются с определённым классом объектов, имеющим определённое значение. Например, тенденция слышать… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа имени существительного - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение имени существительного; 3) начальная форма имени существительного; вопрос к начальной форме имени существительного; вопрос к словоформе в тексте; 4) собственное/нарицательное имя… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категория числа существительных - Одна из основных категорий имени существительного, формирующая у него категориальное значение предметности. Категория числа служит для выражения количественной характеристики предметов объективной действительности. Она противопоставляет… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа категории состояния - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи, категориальное значение; вопрос к словоформе в тексте; 3) начальная форма слова категории состояния (форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени); 4) разряд по значению слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа местоимения - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение местоимения; 3) начальная форма местоимения; вопрос к начальной форме местоимения; вопрос к словоформе в тексте; 4) разряд местоимения по соотношению с другими частями речи… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Категориальное значение глагола. Системный и функциональный аспекты , Н. Н. Болдырев. В настоящей монографии исследуется проблема формирования категориального значения глагола на понятийном, системно-языковом и речевом уровнях. Рассматриваются общие вопросы лингвистической…

ЛЕКЦИЯ 1

Глагол

2. Начальная форма глагола; вопрос к начальной форме.

3. Форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая).

4. Основы глагола (основа инфинитива и основа настоящего времени).

5. Класс глагола; показатели класса глагола.

6. Тип спряжения глагола; показатель спряжения.

7. Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола; способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

9. Возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфикс–ся); функция и значение постфикса – ся.

10.Залог глагола; показатель залога; значение залога.

11. Наклонение глагола; показатель наклонения; значение наклонения.

12.Время глагола; показатель времени; значение времени.

13.Лицо глагола; показатель лица; значение лица.

14.Число глагола; показатель числа; значение числа.

15.Род глагола; показатель рода; значение рода.

16.Парадигма спряжения глагола.

17. Способы образования глаголов.

Глагол противопоставляется имени, как противопоставляются друг другу основные элементы мысли – субъект и предикат. Но исторически глагол связан тесно с именем, поскольку он возник первично из наименований действий. Древнее имя, обозначавшее действие, (путем преобразования первичных личных местоимений в личные окончания) приобрело специфические морфологические признаки и преобразовалось в глагол.

Связь глаголов с другими частями речи проявляется в одинаковых синтаксических функциях: в возможности выступать и подлежащим, и дополнением, и обстоятельством, и даже определением.

Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико- грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.



Слова, объединяемые в этой части речи, обладают обобщенным значением процесса и могут обозначать действие, движение, перемещение в пространстве, состояние (лежать, спать ), проявление признака (почернеть ), изменение признака (белеть, бледнеть ) и т.п.

Мы обычно представляем себе, что как только речь зайдет о действии, оно непременно должно быть выражено глаголом. Но это отнюдь не так. Отвлеченное действие может быть выражено существительным (выход, помощь, передача, рассказывание ). Но отношение действия к деятелю действительно может быть выражено только глаголом: радио играет, гости поют.

В лингвистической литературе существует много определений глагола. Их можно даже подразделить на типы: чисто семантические (например: глагол - есть разряд слов, выражающих действие или состояние, –А.Х. Востоков) ; определения, совмещающие в себе указание на значение глагола и на его грамматические категории (такие определения характерны для грамматик – АГ-70); формально-грамматические определения (слова спрягаемые называются глаголами – С.И.Абакумов).

Попробуем дать определение глагола как части речи, которое учитывало бы общее категориальное значение, грамматические особенности и синтаксические функции этой части речи.



Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико-грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.

Глагол – часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода (Русская грамматика –80, с.582).

Остается добавить к этому определению, что глагол как часть речи в предложении выполняет преимущественно функцию сказуемого.

Психологическая структура слова

Основная функция слова – обозначающая роль (= референтная функция слова). В психологии эту функцию принято обозначать как предметную соотнесенность, как функцию представления, замещения предмета. Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету и обозначает или предмет, или действие, или качество, свойство объекта, или отношение объектов. Это выражается в том, что слово, имеющее предметную соотнесенность, может принимать форму существительного, глагола, прилагательного, или связи – предлога, союза (когда обозначает отношения). Это решающий признак, который отличает язык человека от так называемого «языка» животных.

Слово – особая форма отражения действительности. Слово позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие, совершать умственные эксперименты над вещами. Слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений.

С появлением языка как системы кодов, обозначающих предметы, действия, качества, отношения, человек получает как бы новое измерение сознания, у него создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира.

Под значением слова, которые выходят за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только пробуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово анализирует вещь, вводит эту вещь в систему сложных связей и отношений.

Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших сложных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит, «телефон» – предмет, который на расстоянии (теле-) передает звук.

Каждое слово не только обозначает вещь, выделяет ее признаки, но и обобщает вещи, относит их к определенной категории, иначе говоря, несет сложную интеллектуальную функцию обобщения. Поэтому слово является клеточкой мышления, потому что именно абстракция и обобщение являются важнейшими функциями мышления.

Слово – средство общения. Абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения.

Существует еще одна – еще более глубокая и важная функция значения слова. В развитом языке, который является системой кодов, слово не только выделяет признак и обобщает предмет, нон производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт от поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории общества.

Кроме того, у слова остается еще один компонент. Во многих языках (русский, немецкий, тюркский) слово имеет еще одну часть – флексию, которая может меняться при употреблении слова (чернильница, чернильнице, чернильницу, чернильницы и т.д.), тем самым изменяя отношение, которое данный предмет имеет к окружающей ситуации. Флексия создает новые психологические возможности для функционального обозначения предмета.

Поэтому, язык является системой кодов, достаточных для того, чтобы самостоятельно проанализировать предметы и выразить любые его признаки, свойства, отношения.