Пример предложения с бессоюзной связью между частями. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью). Что такое сложные предложения с разными видами связи. Бессоюзная и союзная подчинительная связь примеры Сочинительной связью между част

Пожалуйста)))))1) Замените книжное слово благоговейный в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это синоним.Ян глядел

на него с благоговейным восторгом.

2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Стрелять в него теперь, (1) когда он отдыхал, (2) не подозревая об опасности, (3) было бы преступлением...Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, (4) он должен выстрелить!

3)Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородными(паралельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

1) Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. 2) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого был целый лес рогов на голове. 3) Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. 4) Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

4) Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

26) Бедное, прекрасное животное!27) Долго мы были врагами: я был преследователем, ты-жертвой, но теперь всё переменилось.28) Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять предо мною.29) Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя.30) Ступай, без страха броди по лесистым холмам: никогда более не стану я преследовать тебя.

5) Как вы понимаете значение слова человечность? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему: Что такое человечность, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите пример из вашего жизненного опыта.

Пожалуйста)))))

Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Нашего учителя математики звали Харлампий Диогенович.
(2) Главное его оружие - это делать человека смешным.
(3) Ученик, отступающий от правил школы, - не лентяй. не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
(4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.
(5) Разумеется, я тоже не избежал общей участи.
(6) В тот день я не решил домашнюю задачу.
(7) В общем, задача была какая-то запутанная, и у меня решение никак не сходилось с ответом.
(8) Начался урок, и Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, выбирая жертву. - я затаил дыхание.
(9) В это мгновение неожиданно раскрылась дверь и появились доктор с медсестрой.
Только давай те серьезно. это очень важно.

Помогите пожалуйста!!Из данных простых предложений составьте сложноподчинённые, употребляя подходящие

по смыслу подчинительные союзы: после того как, как только, едва, до того как, перед тем как, прежде чем. Между частями сложного предложения поставьте запятую.

Тема урока «Сложные предложения с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях».

Сегодня мы поговорим о предложениях с разными видами связи; узнаем, какими бывают эти предложения; выясним некоторые особенности этих предложений.

Мы уже многое знаем о сложных предложениях. В речи мы чаще всего пользуемся простыми предложениями. Например:

-[Погода испортилась ]. [Мы решили поторопиться ].

Но иногда на приходится связывать простые предложения в сложные. Сложное предложение – предложение, у которого две грамматические основы и более. Например:

-[Погода испортилась ], [мы решили поторопиться ].

-[Погода испортилась ], и [мы решили поторопиться ].

-[Погода испортилась ], (поэтому мы решили поторопиться ).

Средства связи простых предложений могут быть разными. Мы соединяем простые предложения в составе сложного при помощи интонации. Если кроме интонации мы не используем больше ничего, то такое предложение называется бессоюзным (БСП). Если вместе с интонацией мы пользуемся сочинительными союзами, то предложение называется сложносочинённым (ССП). А если к интонации присоединяются подчинительные союзы – это сложноподчинённые предложения (СПП).

Однако бывает так, что нам нужно сообщить в одном предложении слизком много информации. В таком случае для нашей цели недостаточно ни одной из разновидностей сложных предложений, поэтому нам необходимо обратиться к многочленному предложению, то есть к СПП с несколькими придаточными. Но если мы можем в одно предложение добавлять несколько придаточных, то что может помешать нам совместить разные виды связи в одном предложении?

В сложном предложении могут совмещаться разные виды связи. Благодаря этому мы можем выразить информацию так, как захотим.

Создадим такое предложение из простых предложений:

Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. В доме было тепло и уютно. Дедушка затопил камин.

Многочленное предложение будет выглядеть так:

бессоюзная связь сочинительная связь подчинительная связь

-[Начался дождь ]; [капли гулко барабанили по стеклу], но [в доме было тепло и уютно ], (ведь дедушка затопил камин).

Получается довольно сложная конструкция. Именно поэтому предложения с разными видами связи также называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК).

С видами связи в ССК мы давно знакомы: это сочинительная, подчинительная и бессоюзная. В ССК возможны различные комбинации с различными видами связи. Например, сочинительная связь часто сочетается в одном предложении с подчинительной (сочинение + подчинение).

сочинительная подчинительная

1.[Часы пробили ], и [раздался звонок на урок], (который все встретили общей радостью).

подчинительная сочинительная

2.[Мне так и не рассказали ], (что говорилось на собрании) и (почему собеседники так мрачны ). что?

(сочинительная связь используется для однородного подчинения, запятая перед и не ставится)

подчинительная сочинительная

3.(Когда мы вошли в комнату), [беседа смолкла ] и [на нас посмотрели очень внимательно].

(между главными предложениями между союзом и запятая не ставится, потому что придаточная часть является общей для обеих частей)

Составим схемы на эти предложения:

    [- =], и [= -], (который…).

    […гл.], (что…) и (почему…).

    (Когда…), [- =] и [- =].

Сочинительная связь может сочетаться не только с подчинительной, но и с бессоюзной связью (сочинение + бессоюзие).

бессоюзие сочинение

    [ Потеплело] ; [на полях появилась первая поросль] , и [деревья отряхнули ветви от снега].

    предложения обособлены по значению

[ = ]; [ = -], и [ - =].

бессоюзие сочинение

    [ Отец учил сына живописи] – [сын хотел стать скульптором], и [ его мечта осуществилась].

    противопоставление, можно вставить а

[ - = ] - [ - = ], и [ - = ].

бессоюзие сочинение

    [Мы заметили ]: не только [малыши наряжали ёлку], но и [их родители с удовольствием приняли участие].

    отношения дополнения, можно вставить союз что

[ - =]: не только [- =], но и [- =].

Существует ещё и третья комбинация ССК: подчинение + бессоюзие.

бессоюзие подчинение

    [ Я принял решение]: [поговорить с другом], (когда увижу его).

    отношения пояснения, можно вставить а именно

[- = ]: […], (когда…).

подчинение бессоюзие

    (Несмотря на то что на улице палило солнце ),[ возле озера было прохладно ]; [ныряли с плеском утки , /блаженствующие в воде/].

    3 предложение имеет свои знаки препинания (прич.оборот)

Несмотря на что?

(Несмотря на то что…), […]; [= -, /п.о./].

бессоюзие подчинение

    [Загрохотала лавина ] – [тяжким стоном отозвалась гора ],(на склоны которой ложилась неподъёмная тяжесть снега).

    резкая смена событий

[= -] - [= -], (…которой…).

Наконец, мы можем сочетать в одном предложении все три вида связи: сочинение + подчинение + бессоюзие.

вторая часть поясняет значение первой, можно вставить а именно.

бессоюзие подчинение

    [Сон изменился ]: [теперь она шла по тёмному коридору], (который весь был увешан картинами), и [с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов]. сочинение

[- = ]: […сущ.], (который…), и [ … О и О = - ].

подчинение бессоюзие

    (Когда внутри машины заскрипело и загрохотало ),[ шофёр ударил по тормозам]; [он бодро нырнул под капот, /посоветовав нам подождать/]; но [мы вовсе не протестовали против неожиданной остановки]. сочинение

    3 предложение имеет свои знаки препинания (деепричастный оборот)

(Когда…О и О), [- =]; […,гл, /д.о./]; но [- =].

В ССК один из видов связи обычно является основным. Вернёмся к предложению:

основной вид связи

-[Начался дождь]; [капли гулко барабанили по стеклу], но [в доме было тепло и уютно], (ведь дедушка затопил камин). наименее важный

(основной здесь является бессоюзная связь, первая часть предложения наиболее независима, за ней следует сочинительная связь. И, наконец, наименее важный вид связи – подчинительная).

Основной вид связи можно определить при членении сложной конструкции на блоки. Например, в нашем предложении мы можем выделить два основных блока: в 1 блок войдут 1и 2 часть, связанные при помощи бессоюзной связи; во 2 блок войдут 3 и 4 часть.

1 блок 2 блок

-[[Начался дождь]; [капли гулко барабанили по стеклу]], но [[в доме было тепло и

уютно], (ведь дедушка затопил камин)].

Помните, что не следует увлекаться сложными предложениями в речи. Ведь из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной. Рассмотрим предложение:

-[Вчера мы были в музее на выставке картин современного художника]; [конечно, я не особенно люблю современное искусство], но [подруга уговорила меня пойти], (потому что считает), (что мы должны повышать свой культурный уровень); и [я не разочаровалась]: [пейзажи были великолепны], а [дивные натюрморты поражали]; (когда же мы добрались до портретов)– [восторгу не было предела]…

(в предложении 10 частей, в котором присутствуют все три вида связи. Но это не придаёт предложению выразительности, не делает его более понятным. Оно выглядит пугающе. В речи таких конструкций лучше избегать).

Итак, многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи. Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК). В этих предложениях виды связи могут комбинироваться следующим образом:

    Сочинение + подчинение.

    Сочинение + бессоюзие.

    Подчинение + бессоюзие.

    Сочинение + подчинение + бессоюзие.

· Сегодня мы поговорим о предложениях с разными видами связи.

· Узнаем, какими бывают эти предложения.

· Выясним некоторые особенности этих предложений.

Мы уже многое знаем о сложных предложениях. Настолько многое, что можем даже запутаться среди понятий и определений. Кажется, нам пора сказать: «Повторение – мать учения!»

Итак, в речи мы чаще всего пользуемся простыми предложениями. Погода испортилась. Мы решили поторопиться.

Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное. Сложным мы называем предложение, в котором две грамматические основы или более.

Погода испортилась, мы решили поторопиться.

Погода испортилась, и мы решили поторопиться.

Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.

Однако бывает так, что нам нужно сообщить в одном предложении слишком много информации. В таком случае для наших целей недостаточно ни одной из разновидностей сложных предложений.

В таком случае мы обращаемся к многочленному предложению. Так называется сложноподчиненное предложение, в котором несколько придаточных.

При этом в многочленном предложении связь между частями − союзная подчинительная.

Но если мы можем добавлять в сложное предложение несколько придаточных, то что может нам помешать совместить разные виды связи в одном предложении?

В сложном предложении могут совмещаться разные виды связи . Благодаря этому, мы можем выразить информацию так, как захотим.

Предложения с разными видами связи также называются многочленными.

Создадим одно такое предложение из простых.

Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. В доме было тепло и уютно. Дедушка затопил камин.

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин.

Первая и вторая части нашего предложения связаны при помощи бессоюзной связи, вторая и третья – при помощи сочинительной связи, а третья и четвертая – при помощи подчинительной связи.

Посмотрите, у нас ведь получилась довольно сложная конструкция!

Именно поэтому предложения с разными видами связи называются также сложными синтаксическими конструкциями (ССК) .

С видами связи, которые встречаются в многочленных предложениях, мы давно знакомы. Это сочинительная , подчинительная , бессоюзная связь.

Интересно то, что в многочленных предложениях возможны различные комбинации видов связи.

Например, сочинительная связь часто сочетается в одном предложении с подчинительной .

Часы пробили, и раздался звонок на урок, который все встретили общей радостью. В данном случае при помощи придаточной части раскрывается одна из частей предложения.

Мне так и не рассказали, что говорилось на собрании и почему собеседники так мрачны. Сочинение здесь используется, чтобы подчеркнуть однородное подчинение. Обратите внимание: поскольку подчинение однородное, запятой перед и мы не ставим.

Когда мы вошли в комнату, беседа смолкла и на нас посмотрели очень внимательно. В этом примере придаточное предложение является общим для двух частей. При этом запятую перед и мы вновь не ставим.

Сочинительная связь может сочетаться не только с подчинительной, но и с бессоюзной. То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение и бессоюзие .

Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули листья от снега . Первые два предложения связаны бессоюзной связью, мы разделяем эти части точкой с запятой, поскольку они обособлены по значению. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Отец учил сына живописи – сын хотел стать скульптором, и его мечта осуществилась. Мы ставим между первой и второй частью тире, поскольку между ними возникают отношения противопоставления. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Мы заметили: не только малыши наряжали елку, но и их родители с удовольствием приняли участие.

Двоеточие между первой и второй частью ставится, поскольку возникают отношения дополнения. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения. Это подтверждает союз не только… но и .

Создадим схему предложения «Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули ветви от снега».

Какую еще комбинацию видов связи мы можем представить? Подчинительная и бессоюзная связь . Такое сочетание тоже возможно.

Я принял решение: поговорить с другом, когда увижу его . Между первой и второй частью возникают отношения пояснения, поэтому мы ставим двоеточие. Третья часть является придаточной по отношению ко второй.

Несмотря на то, что на улице палило солнце, возле озера было прохладно; ныряли с плеском утки, блаженствующие в воде . Первая часть – придаточная по отношению ко второй части. Между второй и третьей частью ставится точка с запятой, потому что третья часть имеет свои знаки препинания.

Загрохотала лавина – тяжким стоном отозвалась гора, на склоны которой ложилась неподъемная тяжесть снега . Между первой и второй частью мы поставим тире, поскольку происходит стремительное, внезапное развитие событий. Между второй и третьей частью складываются подчинительные отношения: третья часть – придаточное определительное.

Наконец, мы можем сочетать в одном предложении все три вида связи.

То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение, подчинение и бессоюзие .

Сон изменился: теперь она шла по тёмному коридору, который весь был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов . Первая и вторая часть соединяются при помощи бессоюзной связи, между ними ставится двоеточие, поскольку вторая часть поясняет значение первой. Вторая и третья часть связаны при помощи подчинения, а третья и четвертая – при помощи сочинительной связи.

Когда внутри машины заскрипело и загрохотало, шофер ударил по тормозам; он бодро нырнул под капот, посоветовав нам подождать; но мы вовсе не протестовали против неожиданной остановки. Первая и вторая части соединяются при помощи подчинения, после второй части ставится точка с запятой, так как третья часть имеет свои знаки препинания. Третья и четвертая часть связаны при помощи сочинительной связи. Но между ними также ставится точка с запятой.

Создадим схему первого из наших примеров.

В многочленных предложениях один из видов связи является обычно основным .

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин .

Основной является бессоюзная связь: первая часть предложения наиболее независима. За ней следует сочинительная связь, и наконец наименее важный вид связи – подчинительная.

Основной вид связи можно определить при членении сложной конструкции на смысловые блоки.

Например, в нашем предложении мы можем выделить два основных блока: в первый войдут первая и вторая часть, связанные при помощи бессоюзной связи. А во второй блок войдут третья и четвертая часть.

Помните, что не следует увлекаться сложными предложениями в речи. Ведь из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной.

Рассмотрим предложение. Вчера мы были в музее на выставке картин известного художника; конечно, я не особенно люблю современное искусство, но подруга уговорила меня пойти, потому что считает, что мы должны повышать свой культурный уровень; и я не разочаровалась: пейзажи были великолепны, а дивные натюрморты поражали; когда же мы добрались до портретов – восторгу не было предела…

В предложении десять частей, причем присутствуют все три вида связи. Но это не придает предложению выразительности, не делает его более понятным. Напротив, оно выглядит пугающе. В речи таких конструкций лучше избегать.

Что же нам требуется запомнить?

Многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи.

Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями .

В многочленных предложениях виды связи могут комбинироваться следующим образом:

· сочинение и подчинение;

· сочинение и бессоюзие;

· подчинение и бессоюзие;

· сочинение, подчинение и бессоюзие.

Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью?

  1. БРАВО! УМНЫЕ ТАКИЕ, ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ СКОПИРОВАЛИ
  2. э бля
  3. Например:

    например:





  4. Например:

    например:


  5. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  6. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  7. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  8. зачем одно и то же?
  9. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  10. пи (д) рилы
  11. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  12. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ.
  13. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  14. плюс 2 балла
  15. Ваще офигели!
  16. И вам не стыдно? человеку действительно непонятно, а вы....

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил

Сложное предложение с разными видами связи состоит из трех и более простых предложений, соединенных минимум двумя видами связи из трех возможных:

  • соединительная;
  • подчинительная;
  • бессоюзная.

Пример: «Пока мама спала , Ваня выбежал из дома, и теплая капля коснулась детской щеки». Это сложная конструкция, состоящая из трех простых предложений, объединенных подчинительной («пока мама спала») и соединительной связью («и теплая капля коснулась детской щеки).

Чтобы выбрать правильные знаки препинания в подобной ситуации, нужно определить, как связаны части такого предложения. Для каждого вида связи характерны свои особенности.

При наличии соединительной связи (части независимы, равнозначны)

  • Перед соединительными союзами ставится запятая:
  • «Николай взглянул украдкой на Марину, и подруга ласково улыбнулась».
  • Исключение. Перед союзами и, или, либо запятая опускается при наличии общего элемента (вводного словосочетания, сравнительного оборота, второстепенных членов, придаточного предложения):
  • «Внезапно вечером спряталось солнце и подул прохладный ветер».

При наличии подчинительной связи (конструкция выглядит как главное + придаточное предложения)

  • Придаточная часть сложноподчиненного предложения выделяется запятыми :
  • «Пока мать готовила обед , дети вышли на улицу».

Запятая не нужна:

  1. перед союзом находится частица «не» :
    • «Профессор решил спросить не кто подготовил доклад, а почему студенты напуганы»;
  2. перед словосочетаниями «во что бы то ни стало», «как ни в чем не бывало» :
    • «Девочка спала как ни в чем не бывало »;
  3. придаточная часть – одно союзное слово:
    • «Вера чувствовала, что Юрий придет, но не знала когда »;
  4. перед союзами написаны слова «то есть», «особенно», «в частности», «а именно» :
    • «Бабушка повеселела, особенно когда услышала о приезде внуков».

Внимание !

Между союзами «что хотя», «что если» не ставится запятая, если дальше пишутся союзы «то», «так» :

«Тетя Аня объяснила, что если завтра будет снег, то мы не пойдем на прогулку».

При наличии бессоюзной связи

Особенность таких конструкций – простые предложения связаны интонационно. В зависимости от смысла и интонации выбирается нужный знак препинания. Можно использовать хитрый прием – мысленно поставить какой-либо союз (союзное слово) между частями. Испробуем этот способ для конкретных знаков препинания.

Запятая ставится, когда части бессоюзного сложного предложения имеют значения перечисления, близкий смысл и не сильно распространены второстепенными членами:

  • «Ярко светит солнце, звонко поют птицы» (мысленно подставляется союз и ).

Точка с запятой ставится, если простые предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

  • «Звонкий ручеек бежит быстро и упрямо; величавые деревья отражаются в глади воды, словно в чистом зеркале».

Двоеточие ставится, если:

  1. вторая часть раскрывает смысл первой:
    • «Олегу было не по себе: голова кружилась и щеки горели огнем» (после двоеточия можно устно подставить слова «а именно» );
  2. в первой части имеются слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается далее:
    • «Ольга решила провести выходной так : сначала навестить мать, потом заехать в магазин, а потом закончить свою картину»;
  3. в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или будет описание:
    • «Антон знал : сестра хочет что-то сказать» (можно вставить слово «что» после двоеточия);
  4. в состав бессоюзного сложного предложения включен прямой вопрос :
    • «Объясни коллективу только одно: как ты переборол страх?»;
  5. вторая часть предложения содержит основание или причину того, о чем говорится в первой (вставляются причинные союзы потому что, так как, поскольку ):
    • «Стоит прийти в поликлинику пораньше: сегодня будет очередь» (проверяется вставкой слов «потому что» ).

Тире ставится, если:

  • имеется внезапное присоединение, резкая смена событий: «Пролетел год, второй – вдруг Марии пришло письмо»;
  • простые предложения противопоставляются между собой: «Истинный друг поможет в беде – у фальшивого найдется отговорка»;
  • присутствует следствие, результат или вывод из того, что сказано в первой части: «Дверь захлопнулась – лезьте через окно»;
  • в первой части указано время совершения действия, о котором идет речь во второй: «Любят сердцем – человека не предают»;
  • в первом предложении говорится, при каком условии совершится действие, описанное во второй части: «Делать добро – быть отзывчивым человеком»;
  • вторая часть – сравнение с тем, о чем говорится в первой: «Искоса взглянет – водой обольет».

Пунктуация на стыке союзов

Бывают ситуации, когда рядом сталкиваются два союза: подчинительные («что если», «что когда», «что хотя» )либо сочинительный и подчинительный («и когда», «и хотя», «но когда» ). Эти столкновения возникают в двух случаях.

  1. Между предложениями, связанными соединительным союзом, появляется придаточное, которое зависит от второй основы:
    • «Дети кричали, и, как только вошел учитель, наступило молчание».
    • От второй основы сложносочиненного предложения («наступило молчание») ставится вопрос к придаточной части («когда?» − «как только вошел учитель»).
    • В таких случаях соединительный союз выделяется запятыми с двух сторон.
  2. Последовательное подчинение придаточных: второе придаточное зависит от первого, но находится перед ним:
    • «Павлу Георгиевичу сообщили, что, если коллектив не примет решение, придется провести сокращение кадров».
    • Последовательность подчинения: «Павлу Георгиевичу сообщили» о чем? – «Придется провести сокращение кадров»». При каком условии? «Если коллектив не примет решение».
    • Союз что относится ко второй придаточной, а значит выделяется запятыми.

Таким образом, в сложных предложениях с разными видами связи выбор пунктуационных знаков зависит непосредственно от вида связи. А если возникает стык двух союзов, то первый из них обособляется запятыми.

Решай ЕГЭ по русскому языку.

Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения.

Вконтакте

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга;
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая;
  • союзная, сочинительная и подчинительная , выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов;

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами :

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Пример бессоюзной связи : Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи — показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч — и выглянуло яркое солнце.

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей , которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи и : где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры :

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры :

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался);
  • места, говорят о месте , соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые);
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц — так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше);
  • степени, уточняет меру или степень действи я, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.);
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше);
  • причины, для присоединения используется союз — потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел);
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал);
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос — в следствие чего? Присоединяются союзом — так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза);
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная;
  • параллельная (централизованная);
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками :

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений :

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как…), (как…).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда…),, (что…).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку , которую можно изобразить на схеме следующим образом:

В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

, (которые…), (что…), (чтобы…).

Возможен и другой вариант , когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда…, (что…), и …), (что…).

В предложениях используются различные знаки препинания :

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который…), (когда…).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение;
  • выделите все грамматические основы;
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части , то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются . Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.

Бессоюзное предложение - это вид сложного предложения, в котором связь между предикативными частями выражается без участия союзов или союзных слов. Связь в бессоюзном предложении осуществляется с помощью знаков пунктуации, интонации и смысла, который зависит от контекста.

Преподаватель заболел, лекцию перенесли на завтра.

В данном предложении имеется значение последовательности действий.

Лекцию перенесли на завтра: преподаватель заболел.

Пояснение.

Преподаватель заболел - лекцию перенесли на завтра.

Причинно-следственная связь между предложениями.

Для облегчения употребления принято употреблять сокращение СБП.

Виды сложных бессоюзных предложений.

Наиболее широко распространена классификация видов бессоюзных предложений по лексическому значению. В соответствии с этим выделяют следующие СБП:

- пояснительные СБП:

На улице творилось что-то непонятное: внезапно послышался невероятный шум.

- СБП со значением последовательности:

Из-за туч выглянуло весеннее солнце, быстро потеплело.

- дополнительные СБП:

Он решил выйти на работу: нужно было выйти вместо заболевшего напарника.

- СБП со значением условия:

Вернусь домой - выгоню всех приживал.

- СБП со значением причины:

Раздался шум открывающейся двери: Вика вернулась с учебы.

- СБП со значением времени:

Солнце взошло - птички весело зачирикали.

- СБП со значением сопоставления:

Делу время - потехе час.

- СБП со значением следствия:

Телевизор сломался: произошел скачок напряжения.

Схема разбора сложного бессоюзного предложения.

1. Тип предложения (Сложное бессоюзное предложение).

2. Количество предикативных частей в СБП (Две, три или больше. Выделите грамматические основы).

3. Вид смысловой связи между частями сложного бессоюзного предложения.

4. Объяснить постановку выбранного знака в предложении.

5. Изобразить схему СБП.