Кем были и кем стали советские пионервожатые. Старший пионервожатый Старшая пионервожатая

Учительница биологии Попова Надежда Александровна с 1969 по 1988 гг. была старшей пионерской вожатой.

«Я теперь вспоминаю, как песню, пионерии первый отряд,
Вижу снова рабочую песню и знакомые лица ребят,
Становлюсь я сильнее и выше, словно падает бремя годов
Только дробь барабана услышу и призыв огневой – «Будь готов!»
Спой песню, как бывало, отрядный запевала,
А я её тихонько подхвачу
И молоды мы снова, и к подвигу готовы,
И нам любое дело по плечу.
Нет, мы лёгких путей не искали
Мчали нас по стране поезда…».

«В 1967 году, по путёвке райкома комсомола, молодые, полные романтики и отваги девчата и парни были направлены в отдалённые сёла работать учителями, вожатыми т.к. там постоянно не хватало педагогов. Молодёжь уезжала далеко от домашнего очага и уюта. Вот так я попала в село Каянча, где проработала два года, а затем была переведена в Алтайскую восьмилетнюю школу № 2 старшей пионерской вожатой.

Да это были интересные годы жизни, детям некогда было заниматься бездельничеством, вредными привычками. Они были заняты полезной по тем временам работой. Наша пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской. О жизни и подвиге её ребята знали всё, ездили в Петрищево, где была казнена Зоя, переписывались с музеем Зои и Шуры Космодемьянских, а каждый отряд (класс) носили имя какого-либо героя: Лизы Чайкиной, Юрия Гагарина, Александра Матросова и т.д. Каждый отряд имел свою атрибутику: флаг, горн, барабан и альбом, в котором была отражена история жизни героя, которым назван отряд и текущая жизнь данного отряда. Можно назвать боевыми председателями Совета дружины: Раю Сеневу, Таню Царегородцеву, Эрну Штабель, Галю Панову. Они являлись заводилами всех полезных дел: ежегодно собирали тонны металлолома.

Ребята всей школы выполняли эти дела с важностью, никого не надо было уговаривать, упрашивать. Все понимали важность поставленной задачи – «мартеновским печам нужен металлолом». Ребята соревновались друг перед другом – «кто больше», гордились за свой класс – «а мы больше…». И всё это бескорыстно, без ожидания наград. За собранный металлолом ребят награждали Почётными грамотами, ценными подарками, подпиской на газету «Пионерская правда», а лидеров отправляли отдыхать во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» и Всероссийский «Орлёнок».

Каждый год в марте резали черенки тополя, для того чтобы высадить их в лесозащитные полосы с целью защиты полей от ветровой эрозии и снегозадержания. Зимой собирали сосновые шишки, а затем члены школьного лесничества в мае вместе с работниками лесхоза высевали семена и ухаживали за маленькими сеянцами сосны. Подросшие сеянцы высаживали на склонах гор, где до сих пор шумят уже взрослые деревья сосны.

Летом работа дружины продолжалась в лагере труда и отдыха «Ровесник». По две недели ребята жили, отдыхали и посильно помогали совхозу «Мичуринец» в прополке и уборке урожая земляники, малины смородины и т.д. Старшеклассники были объединены в производственную бригаду, где они по 2 часа в день работали на тракторах, обрабатывали междурядья смородины, яблонь и т. д. С учителем производственного обучения Пановым Сергеем Михайловичем. Руководство совхоза «Мичуринец» организовали прекрасные условия: просторные спальни, игровые, спортивные площадки, пруд для купания, 4-х разовое питание, туристические поездки на озеро Ая, в город Бийск и т.д.

Ребятами была создана агитбригада. Юные артисты выступали не только у себя в лагере, но и на полевых станах. Уставшие механизаторы, доярки, садоводы в перерывах слушали частушки, песни, смотрели сценки. Люди до сих пор помнят замечательных агитбригадовцев – Мячину Надю, Казанцеву Лену, Полукарову Марину, Оствальд Лиду, Отт Люду и др. Глядя на этих ребят, суровые уставшие лица оттаивали, появлялась улыбка и слышался смех. А какие интересные мероприятия проводились в лагере. Многие всё ещё помнят «День Нептуна». Нептун (Юрий Михайлович Попов) с трезубцем на реке Каменке со своей «свитой русалок» всех купали, заставляли посетить их «обитель», не взирая на личности, всех сталкивали в воду. Всем очень нравился праздник «В гостях у Врунгеля-барона». В лагерь приезжали артисты, писатели, поэты.

Рядом с лагерем было прекрасный пруд, в нём могли купаться. Но в лагере была строгая дисциплина и режим. За нарушение дисциплины Совет лагеря мог наказать вплоть до исключения из лагеря. Однако за всё существования лагеря таковых не было. Вечерами долго засиживались у костра. Гитара и песни были постоянными спутниками. Ребята знали очень много хороших песен. В лагере царила доброжелательная атмосфера. Все относились друг к другу и старшим с уважением. Бывало очень часто, когда заканчивалось время прохождения практики в лагере, а ребята не хотят расходиться по домам. Весь трудовой коллектив делился на бригады во главе с бригадирами, бригады делились на звенья во главе со звеньевыми. Ребята выполняли туже работу, что и взрослые, только рабочий день был короче. Все заработанные деньги перечислялись в школу.

В памяти выпускников того времени навсегда останутся Дни урожая. На них подводились итоги работы детей за летний период. Затем в совхозной столовой всех ждал вкусный обед из трёх блюд. Всё мероприятие заканчивалось концертом детской художественной самодеятельности и танцами. С совхозом была налажена тесная связь. Каждый год на линейке «Последний звонок» руководство совхоза во главе с директором Яркиным И.А. благодарили ребят и педагогов за помощь, дарили почти всем подарки.

Ярким событием в школе были сборы пионерской дружины. Во время сбора все отряды выстраивались по одной линии. Отдельно знаменосцы, горнисты, барабанщики. Председатели совета отряда сдавали рапорта о готовности к проведению сбора дружины. Под звуки горна и барабанную дробь вносили дружинное знамя и в чётком строю, не шелохнувшись с замиранием сердца, стояли ребята. Звучал призыв «Будь готов!», на который пионеры отвечали «Всегда готов!», звучал гимн страны. Все торжества начинались с гимна и пионерского салюта. Интересно проходили военизированные игры для малышей «Зарничка», для средних и старших ребят – «Зарница».

Заранее все учащиеся делились на «зелёных» и «синих». Назначались санитары, разведчики, стрелки, химики, повара, командиры и т. д. Ответственные учителя проводили занятия с ними. Заранее подыскивалось в лесхозе место на горе Муха, причём считалось, чем труднее место, тем игра будет интереснее. В школьной мастерской изготавливалось всевозможное «оружие». У каждого школьника был опознавательный знак – погон или повязка синего или зелёного цвета. И ещё пряталось знамя. Соревнование шло на то, кто вперёд найдёт знамя, кто быстрее разминирует поле, кто больше соберёт опознавательных знаков противника. Что же делалось на поле сражения, трудно описать. В смекалке и ловкости никто друг другу не уступал. Здесь же вместе с детьми также «храбро и отважно» сражались и педагоги. А в заключение всех ждал неимоверно вкусный солдатский обед – каша и горячий чай.

Полевые кухни давал снова родной совхоз «Мичуринец». Сколько было впечатлений, разговоров, обсуждений и восторгов, а главное эта игра воспитывала сплочённость, умение чувствовать плечо товарища. Самые отважные и смекалистые ребята становились участниками районной игры «Зарница», которая начиналась на площади по родам войск. Здесь были представители разных родов войск – моряки, парашютисты, летчики и т.д. Все отличались своей формой, песней и учитывалась при смотре строевая подготовка. На стадионе соревнования продолжались по специальностям. Лучшие «Зарничники» ездили на Республиканскую игру в г. Псков и др. города.

В школе работали многие отряды: ЮДПД – юный друг пожарной дружины, ЮДМ – юный друг милиции, «Голубые» и «Зелёные» патрули. Все эти детские организации работали под руководством соответствующих служб района: пожарная, детская комната милиции, экологический штаб района и т.д. Старшие классы, а это в то время были 8 классы, создали «Штаб справедливых». Председателем был Саша Зиновьев, а члены штаба – Шиков Б., Вербицкий С. и др., которые на переменах следили за дисциплиной и журили нарушителей порядка. Координировал работу штаба, директор школы Турушев С.Г. Он так же чётко следил за подготовкой всех общешкольных мероприятий.

Очень часто проводились встречи с лучшими людьми совхоза, ветеранами войны и труда, участниками Афганских событий. Дети выражали протесты против войны во Вьетнаме, отправляли посылки детям Вьетнама. Ребята переписывались с детьми практически всех союзных республик. Из Молдавии, Грузии, Украины, Белоруссии и Германской Демократической республики (ГДР) получали посылки, сувениры. Об этом оформляли альбомы.

Интересно проходили смотры-конкурсы: к 23 февраля – конкурс «Строя и песни», к 9 мая – конкурс военной инсценированной песни – такие как «В землянке», «Дан приказ» и т.д. Не были забыты и ветераны – люди, которым нужна была помощь. Работал штаб «Тимуровец». Ребята помогали престарелым так, чтобы они не узнали, кто помог. Иногда помощь оказывали рано утром или поздно вечером. Много тогда получали благодарностей дети от убелённых сединой людей. Зачастую они и не знали, кто им конкретно помог.

Пионерский костёр – это что-то особенное. К нему готовились задолго. С начала учили костровых, как сложить костёр («колодец», «шалаш» и др. виды), как зажечь его с одной спички и чей костёр загорит быстрее. Кто признавался лучшим, тому давали право зажечь большой пионерский костёр.

Я знаю, есть характер у каждого костра,
Но я бывалый костровой, не проведешь меня.
Здесь голосов нестройный хор и тишина светлей,
Не за огонь люблю костёр, за тесный круг друзей.

19 мая в день рождения пионерской организации разводили большой пионерский костёр, но это всё проходило после сдачи рапортов, где ребята отчитывались о проделанной работе за учебный год и здесь же принимали в свои ряды третьеклассников и четвероклассников. Они давали «Торжественное обещание», что будут хорошо учиться и быть примером во всём. В 1991 году на большой пионерский костёр поднялась вся школа на гору Проходная и в 6 часов 20 минут, когда солнышко только начало вставать из-за горизонта, на фоне огненно красного солнца стояли третьеклассники в белых рубашечках, держа на правой руке алый пионерский галстук. И перед выстроенными в ровные шеренги ребят, давали собравшимся «Торжественное обещание». Конечно, этот праздник навсегда останется в памяти у всех, а особенно у вновь вступивших в пионеры – это у Наташи Кутузовой и её одноклассников и в том числе у их первой учительницы Чернышовой Елены Владимировны.

Пионерский сбор на горе Проходной. Прием в пионеры. 19 мая 1989 г. Директор школы Шипунова Т.М. и старшая пионерская вожатая Гевейлер В.П. принимают отчёты о проделанной работе в отрядах.

В школе с 1989 года плодотворно работает краеведческое объединение «Искатель» под руководством Шипуновой Тамары Михайловны. А вообще оно организовано ещё в 1978 году ещё в школе №3, где она до этого работала. За время его существования была проведена огромная работа. Занимались спелеологией – изучили все пещеры нашего района, нашли исток реки Каменки, ездили в археологические и палеонтологические экспедиции, написали историю нашей школы, работали несколько лет над темой «Их именами названы улицы села» и т.д. Всегда успешно участвовали в российских, краевых и районных краеведческих конференциях.

Так Наташа Афоничкина в 2003 году в Москве представляла наш край на Всероссийской краеведческой конференции «Отечество» и заняла третье место. В 2005 году Копылов Роман, Афоничкина Наталья, Кулёмина Юлия, Бибикина Дарья стали лауреатами в конкурсе «Гардемарины вперёд!», который проходил в рамках Всероссийского фестиваля детского и молодёжного творчества «Салют победа», а в конкурсе «Колокола памяти», который состоялся в Самаре, победила Захарьева Анна.

Декан одного из факультетов Академии госслужбы Владимир Киселёв знает об этом не понаслышке. Когда-то он сам был отрядным вожатым.

- Владимир Николаевич, пожалуйста, расскажите какую-нибудь историю про макулатуру из собственного вожатского опыта!

Однажды, чтобы сделать сбор макулатуры привлекательным для ребят, мы придумали целую историю. Тогда многие увлекались творчеством ленинградского писателя Вольта Суслова. Мы с друзьями обратились к нему. Пригласили к себе в дружину, и он честно рассказал - мол, задумал новое произведение, работаю над ним сейчас. Чтобы книжка в результате получилась иллюстративной, на хорошей бумаге, нужно собрать определённый объём макулатуры. Собрав названное количество - счёт шёл на тонны! - пионеры отрапортовали Вольту Суслову. Книга вышла, и писатель сразу пришёл с ней в школу, подарил экземпляр с автографом и пожеланиями нашей библиотеке. Понятно, что не обошлось без хитрости со стороны взрослых. Зато сбор был мотивированным. Кое-где, конечно, занимались «орнитологией» - работали ради «галочки» или «птички». Райком комсомола скрупулёзно подсчитывал килограммы и тонны - какая пионерская дружина больше собрала, та и победила. На следующий год мы, вожатые, придумали игру по станциям. Дети изучали, сколько нужно потратить деревьев на изготовление бумаги определённого сорта, решали иные задачки. Ответы подводили ребят к пониманию, что это - важное государственное дело.

Позже вы долгое время работали в Ленинградском Дворце пионеров, стали последним его директором. Тогда в бывшем Аничковом дворце была сосредоточена методическая работа всей городской пионерской организации. Ключевыми людьми в ней являлись пионервожатые. В чём заключались их задачи?

Директором Ленинградского дворца пионеров имени Жданова я стал в 1990 году, в самый переломный период. Уже через год бывший Аничков стал Санкт-Петербургским городским дворцом творчества юных. Но смысл его деятельности не изменился - служить интересам детей, организуя их досуг на благо здоровью и творческому развитию. Семь лет до назначения директором я был замдиректора по учебной работе, ведал творческими коллективами, к организации пионерской работы имел только касательное отношение. Но задачи вожатых, конечно, знаю. Вожатый должен был научить пионеров многим практическим навыкам: как одной спичкой разжечь костёр в походе, правильно установить палатку и не промокнуть в ней, если пойдёт дождь, сварить вкусную еду на костре. Вожатые обязаны были заниматься спортом сами и уметь организовывать соревнования по пионерболу и «взрослым» видам спорта. При активном участии вожатых был придуман хоккейный турнир «Золотая шайба». В то же время вожатые создавали театральные студии или клубы любителей поэзии, музыкальные коллективы. Пробудив в талантливых детях интерес к какой-либо творческой или научной сфере, грамотные вожатые направляли их в районный Дом пионеров или городской Дворец имени Жданова к профессиональным преподавателям в этой области.


Командующий парадом на Дворцовой площади председатель Городского пионерского штаба Максим Соколов отдаёт рапорт председателю Ленинградского Совета пионерской организации Олегу Кузину в присутствии первого секретаря обкома ВЛКСМ Валентины Матвиенко

В каждой советской школе был старший пионервожатый, являвшийся членом педагогического коллектива. Значит, были и рядовые пионервожатые?

В советское время должность старшего пионерского вожатого числилась в штатном расписании каждой общеобразовательной школы. Работа старшим пионервожатым засчитывалась в педагогический стаж наравне с учительской. На старшего вожатого учили в педучилищах и некоторых педагогических вузах нашей страны. Самый серьёзный из них, Костромской педагогический институт, занимался и подготовкой вожатых, и методическим её обеспечением - в общем, разрабатывал эту профессию на научной основе. В Санкт-Петербургском университете имени Герцена пионерским движением занимались на кафедре педагогики. В тарифно-квалификационном справочнике с должностными обязанностями 2010 года, нормативы которого утверждены Министерством труда, можно найти формализованную должностную инструкцию старшего вожатого, в которой перечислены все его функции и квалификационные требования. Должность существует по-прежнему, только называется не «пионерский вожатый», а «старший вожатый» или «вожатый в детских лагерях». В школе вожатые появились в 1922 году, сразу с образованием Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Старшие вожатые были назначены чуть позже - сначала работа шла на уровне отрядов. В каждом классе школы действовал пионерский отряд, причем одноклассников принимали в него не одновременно - сначала лучших из лучших, а постепенно и всех остальных. В результате класс полностью становился пионерским. В качестве отрядных пионервожатых, как правило, выступали старшеклассники, а к октябрятским классам в начальной школе иногда «приставляли» шефов из числа пионеров-семиклассников.

В первые годы существования пионерии в СССР отрядными вожатыми часто становились пролетарии. Точнее, работающая молодёжь с предприятий, из молодёжных организаций, вузов, а также из театров и других творческих коллективов. Постепенно на опыте общественной работы возникла «освобождённая» должность старшего пионерского вожатого, получавшего зарплату. Старший пионервожатый отвечал за организацию всей внешкольной работы и систему воспитательной работы в школе. А отрядные вожатые были добровольными помощниками старшего.

То есть старший вожатый координировал работу отрядных. Если школа была большая, в ней иногда трудились двое старших вожатых. Директор школы определял их взаимодействие, соподчинённость и так далее. Когда в начале 1970-х годов была создана должность замдиректора школы по воспитательной работе, вожатые стали его подчинёнными. Замечу, что опытные педагоги ценили вожатого как коллегу, являвшегося полезным и хорошим помощником - тут и энергия через край, и здоровые амбиции, и мощный творческий потенциал. Вожатый, как правило, был немногим старше самих пионеров - возрастная дистанция составляла три-четыре года. Поэтому подопечные испытывали к нему особое доверие, как к своему и в то же время - кумиру.

Знаете ли вы примеры, когда педагог старшего возраста задерживался в должности пионервожатого - например, когда ему переваливало за сорок лет?

Старшими пионервожатыми, в основном, работали выпускники педагогических вузов или даже студенты вечерних и заочных отделений. Были примеры, когда люди оставались в этой «молодёжной» должности чуть ли не до пенсии. Но вообще-то, вожатый - это профессия с быстрым «выгоранием». Три-пять лет, и надо уступать дорогу молодым. Глаза уже не горят как прежде, становится неинтересно самому, и эту фальшь очень быстро чувствуют пионеры. Многим успешным сейчас людям вожатская работа вспоминается как удачный старт.

Моё детство, с 1996-го до 2005-го, прошло в пионерских лагерях, то есть в детских оздоровительных центрах. У нас в отрядах тоже работали вожатые как помощники воспитателей. Можно ли считать их «наследниками» пионервожатых советского времени?

Разумеется! В советское время точно так же в отряде работали вожатый и воспитатель, у которого было больше организационных функций - он отвечал за весь режим дня. Вожатые занимались подготовкой конкретных творческих дел и приучали ребёнка к выполнению элементарных бытовых обязанностей, ведь дома за него всё делали родители.

Сейчас просто исчезла политическая составляющая работы вожатого, при том, что она не была главной и в советское время. Даже если вожатые проводили политинформации, они были интересны для детей. Я и сам вёл занятия в Городском пионерском штабе по текущей политике, учил своих слушателей самостоятельно оценивать и анализировать события. Ведь «Пионерская правда» и «Ленинские искры» давали штампованные, скучные комментарии. В узком кругу можно было себе позволить относительно искренние разговоры с ребятами, которые ценили доверие старшего товарища.

У Дворца пионеров был свой лагерь «Зеркальный», он и сейчас действует, называясь загородным центром детско-юношеского творчества. Туда я приезжал ещё школьником. Утро в «Зеркальном» всегда начиналось с зарядки, заканчивался день «Светланой», мелодией из фильма «Гусарская баллада», которая по-прежнему там звучит - с самого открытия лагеря в 1969 году:

Лунные поляны, ночь, как день, светла...

Спи, моя Светлана, спи как я спала

В уголок подушки носиком уткнись

Звезды, как веснушки, мирно светят вниз.

Зазвучала «Светлана» - значит, отбой, все в постелях. Утром раздаются позывные, которые тоже сохранились в «Зеркальном».


Пионеры сдают макулатуру у дверей школы. Архивная фотография

- Значение вожатых было выше в школах или в пионерских лагерях?

Безусловно, в лагерях. Но вожатый в лагере - ещё более «выгораемая» работа, чем в школе. Два года подряд - это уже серьёзный стаж. Ведь там они вместе с детьми круглые сутки. Поэтому в лагере и отрядные вожатые, и старшие вожатые всегда получали и получают зарплату. Кстати, вожатым, как и в советское время, помогает наш петербургский детский журнал «Костёр», который до сих пор выходит в Петербурге. Был и профессиональный журнал «Вожатый», там печаталось много инструктивно-методических материалов из опыта работы. Во Дворце пионеров каждый год выходили материалы - методические рекомендации, как можно построить жизнь пионерских дружин в этом учебном году. В том «Зеркальном» ежегодно проходила школа вожатского мастерства, проводились семинары, были и лекции, но чаще - практические занятия. Газета «Ленинские искры» устраивала всевозможные общегородские акции. Движение «Красных следопытов», по сути, было рождено этой газетой. Когда я был пионером, мы с вожатыми занимались поисками в Тосненском районе - там в болоте обнаружили детали самолёта, извлекли оттуда вещи лётчика - в планшете сохранились полуистлевшие документы. Впоследствии по этим документам нам удалось узнать его имя - Алексей Рычин. До того он числился пропавшим без вести. Мы два года искали его родственников, месяцами ждали ответа из архивов, отправляли новые запросы. И всё-таки нашли в Перми сестру и других родственников пилота. Они приехали в посёлок, где я тогда учился. Состоялось торжественное захоронение останков героя, погибшего, защищая Родину. Я вспоминаю, как мы встречали их и ходили на эту могилу. Сейчас я приезжаю туда очень редко, но всегда хожу на улицу Алексея Рычина. Ведь она появилась на карте благодаря тому, что было сделано мальчишками и девчонками нашего класса во главе с вожатым в далёком уже 1965 году.

Да, вожатские будни действительно впечатляют! Но случались ведь в деятельности пионерской организации и праздники? Была красивая парадная форма, значки, галстуки - вожатые их носили?

Форма, конечно, была - и парадная, и повседневная. Пионерский галстук, значок, шевроны: у звеньевого один, у председателя Совета отряда - два, у председателя Совета дружины - три. Старший пионервожатый, естественно, уже член Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), носил на груди комсомольский значок. Каждый год 19 мая, в день рождения Пионерской организации, в Ленинграде обязательно проводился парад на Дворцовой площади. Право выйти на него предоставлялось только правофланговым дружинам. Многие из них носили имена известных учёных, полководцев или героев войны. С трибуны парадом командовал председатель Городского пионерского штаба. В каждом классе был председатель Совета отряда, в школе - председатель Совета дружины, в районе действовали пионерские штабы, состоявшие из представителей дружин всех школ района, и главный штаб - городской. Он находился во Дворце пионеров. Одно время председателем Городского пионерского штаба был нынешний министр транспорта России Максим Соколов. У меня в личном архиве есть фотография, где он мальчишкой-старшеклассником командует парадом и отдаёт рапорт Олегу Кузину, тогда - председателю Ленинградского Совета пионерской организации, будущему главному редактору «Ленправды» и «СПб Ведомостей». Рапорт отдаётся в присутствии Валентины Матвиенко, в те времена - первого секретаря обкома комсомола, а теперь - председателя Совета Федерации России.


С пионеров в общественно полезных делах, таких как сбор макулатуры, брали пример их более юные товарищи - октябрята. Архивная фотография

À PROPOS

Владимир Николаевич Киселёв - заслуженный работник культуры России, состоит в Правлении Всемирного клуба петербуржцев

Обложка публикации: Владимир Николаевич Киселёв. Фотография из личного архива

Характеристика

старшей вожатой МКОУ «Сухочевская основная общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области

Валивахиной Надежды Викторовны

Валивахина Надежда Викторовна в 1991 году окончила Курское педагогическое училище и получила специальность учитель начальных классов, старший пионервожатый. В данной школе работает 22 года, в должности старшей вожатой – 10 лет. За время работы проявила себя как ответственный, творчески работающий вожатый.

Надежда Викторовна способствует развитию и деятельности детского общественного объединения «Факел». Помогает детям и подросткам в программировании деятельности их объединения, осуществляет календарное и перспективное планирование. Самостоятельно разработала и реализует долгосрочную программу развития детского общественного объединения, целью которой является саморазвитие личности ребёнка на основе общечеловеческих ценностей с учётом индивидуальных особенностей каждого, основной идеей программы является воспитание гражданина России. Деятельность детского объединения «Факел» направлена на реализацию основных направлений: развитие творческих способностей учащихся, организация досуга молодёжи, развитие самоуправления, совершенствование лидерских качеств, гражданско-патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Учитывая возрастные особенности и интересы детей, Надежда Викторовна создаёт благоприятные условия, позволяющие проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, с пользой проводить свободное время. Для этого организует массовую внеурочную деятельность, каникулярный отдых детей. Все мероприятия построены с учётом здоровьесбережения детей и подростков.

Валивахина Надежда Викторовна работает над методической проблемой «Технология и проведение праздников». Использует технологии коллективного творческого воспитания, игровые технологии, формы диагностической работы с детьми, владеет методикой анализа организационно-методической деятельности.

Как руководитель детского объединения Надежда Викторовна активно вовлекает своих воспитанников в дела общие для села, района, области, страны. Ребята детского объединения «Факел» ежегодно участвуют в мероприятиях Управления образования администрации Фатежского района, в районных слётах детских объединений, в конкурсной программе районного и областного фестивалей «Детство без границ», в акциях Курского областного эколого-биологического центра, в мероприятиях Фатежского Дома пионеров и школьников. Часто занимают призовые места. В 2011 году детскому объединению Факел» МКОУ «Сухочевская ООШ» Комитетом по делам молодёжи и туризму Курской области была выражена благодарность за вклад в развитие детского добровольческого движения Курской области за активное участие в акции «Доброе дело». В 2012 году в честь знаменательной даты – 90-летия пионерской организации ребята детского объединения «Факел» активно участвовали в акции «Салют, Пионерия!» и с достоинством выполнили Пионерское задание. Координационный комитет акции оценил работу ребят на «отлично». Дети с большим уважением относятся к своей старшей вожатой.

19 мая 1922 года - была образована Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. В результате в Советском Союзе появилась такая профессия - пионервожатый. Советского Союза нет, пионерия ушла в прошлое, а профессия странным образом осталась. Потому что те, кто успел в 70-е, 80-е, 90-е поработать пионервожатым, уверены: вожатых бывших не бывает. О том, чем так хорошо было быть пионервожатым, вспоминают люди, ими в душе и оставшиеся.

К то в вожатые пошел

Пионервожатым в СССР можно было работать в пионерском лагере и в школе (в школах была такая штатная единица - старший пионервожатый). Там вожатый подчинялся завучу по внеклассной работе, тот в свою очередь - директору школы.

Зарплата у старшего пионервожатого была 70 - 80 рублей в месяц. Вожатыми, как правило, работали студенты, совмещая работу с учебой, чаще всего в педагогическом вузе (но - не обязательно).

Я сама с пионерами проработала пять лет, два года вожатой и три - зам. директора школы по воспитательной работе. Муж любит вспоминать, как в первые годы нашей совместной жизни я, практически не просыпаясь, садилась ночью на кровати и очень убедительно его просила: «Посиди с моими пионерами».

Летом дети разъезжались в пионерские лагеря (впрочем, после 8-го или 9-го класса школьники еще ездили работать в ЛТО - лагерь труда и отдыха, а с ними отправлялись и воспитатели). Пионерские лагеря были разными.

Главным лагерем страны считался «Артек» - официальный, пафосный, фасадный, всесоюзный. Совсем другое дело - всероссийский лагерь «Орленок» под Туапсе. В «Орленок» и «Артек» должны были попадать лучшие дети - пионерские и комсомольские активисты, победители всяческих олимпиад и соревнований, творческих конкурсов и фестивалей. Смены в этих лагерях, как правило, были тематическими. Путевки распределялись через горкомы и райкомы комсомола, можно сказать, по разнарядке.

Например, смена пионерского актива, нужно отправить председателя совета пионерской дружины, желательно девочку (мальчика) определенного возраста… Или спортивная смена - детей ищут в спортшколах и клубах и т.п. Эти лагеря работали круглогодично, там не только отдыхали, но и учились. Считалось, что каждый советский пионер мечтал там побывать.

Путевки в пионерлагеря были как бесплатными, так и платными, или частично платными. В Ленинградской области своеобразным аналогом «Орленка» был «Зеркальный». В 1990-е годы стало возможным просто купить туда путевку для своего ребенка. Из таких детей создавался отдельный отряд (об этом см. в рассказе Игоря Павловского).

Остальные лагеря были в основном от различных производственных объединений, заводов и фабрик. Чем богаче предприятие, тем лучше лагерь.

Пионерская жизнь во многом зависела от директора лагеря и старшего пионервожатого. Но людей, которым совсем не нравилось в пионерском лагере, я лично знаю немного - как правило, это те, у кого аллергия на дисциплину и коллективный образ жизни. Для большинства - это, прежде всего, романтика: костры, песни, походы, первая любовь, концерты, спектакли и т.д.

Часто директор пионерского лагеря формировал отряд вожатых и воспитателей, собирая людей по вузам и школам. Но в основном туда ездили студенты, работали иногда за деньги, иногда в рамках студенческого вожатского отряда, иногда бесплатно. Так Алла Репина работала в «Орленке» в качестве волонтера.

Кем был юный барабанщик?

Все, что я сама больше всего любила в пионерской работе, - орлятский круг, вечерние посиделки «расскажи мне обо мне» и творческое отношение к любому делу - пришло к нам из «Орленка». С 1976 по 1980 год вожатой в «Орленке» работала Алла Репина, сейчас редактор отдела газеты «Вечерний Петербург», а тогда студентка факультета журналистики ЛГУ. Дух 60-х (лагерь задумывался в 1957-м, а начал свою работу в 1960-м), новые идеи, творческая атмосфера - все это тянуло Репину в «Орленок», где она и проводила свои летние студенческие каникулы.

Раз в год в лагере устраивалась международная смена. В «Орленок» приезжали «наши иностранцы»: дисциплинированные чехи и еще более дисциплинированные немцы из ГДР, веселые греки и кубинцы. Последние мерзли и не могли понять, зачем их привезли к этому холодному морю, а еще - почему мальчикам и девочкам нельзя спать в одной спальне? Алла Репина помнит, как почетным гостем лагеря была Алейда Гевара Марч - дочь команданте Эрнесто Че Гевары. Но настоящим культурным шоком для нее стал приезд палестинцев.

Это был отряд юных палестинских партизан, - вспоминает Алла. - Неуправляемых мальчишек 10 - 12 лет. В пионерской дружине «Стремительная», где я работала, так же, как и во всем лагере, отряды были профильными. Кто пел, кто танцевал. Это очень подходило, например, кубинцам. Но чем занять этих палестинских детей? Нужно было как-то их дисциплинировать, предложить что-то армейского плана. Решили создать из них отряд юных барабанщиков.

И вожатая Алла Репина изо дня в день, к удовольствию палестинцев, разучивала с ними на барабане всем известный пионерский марш «Кем был, кем был, юный барабанщик? Чем был, чем был старый барабан?».

И вот смотрю я как-то новости по телевизору, - продолжает Алла. - В секторе Газа идет демонстрация палестинцев, во главе - солидные 40-летние арабские дядьки, идут и играют практически на пионерских барабанах. Сердце екнуло: не те ли это барабанщики? Я даже стала интересоваться у специалистов по Ближнему Востоку, часто ли палестинцы ходят на демонстрации с барабанами?

Взрослые игры

Идеология в работе вожатого, конечно, присутствовала. Но количество этой идеологии зависело от тех, кто с детьми работал. Умные использовали ее как инструмент. Или - как пример нравственного идеала.

19 мая, а я училась в школе в Ивангороде, мы уходили в поход, обязательно с ночевкой. Ставили лагерь на Нарове, - рассказывает Наталия Савощик, редактор Радио России, пионервожатая «призыва» 1982 - 1985 гг. Может быть, поэтому, получив диплом Ленинградского института культуры по специальности «Режиссура массовых праздников», Савощик стала членом Межвузовского воспитательного отряда и не одно лето работала в пионерском лагере вожатой. Особенно памятным оказалось лето 85-го, проведенное в поселке Анино, в трудовом лагере, которым руководил психолог и педагог Анатолий Осницкий.

По-моему, Анатолий Викторович пытался адаптировать систему Макаренко к современным условиям, - рассказывает Савощик. - У нас не было отрядов, были разновозрастные экипажи. Все ребята были матросами, вожатые - младшими офицерами. Мы носили форму, желтые морские рубашки с погонами капитан-лейтенантов. Уборка, дежурство на кухне - дисциплина соблюдалась легко, все проходило в игровой форме.
Благодаря Осницкому я первый раз поняла, что любая игра - это отражение жизни.

Помню, как 22 июня в четыре утра в лагере раздался тревожный вой сирен, за ним прозвучали взрывы снарядов, - мы с вожатыми решили не просто отметить день начала войны, а погрузить ребят в атмосферу того времени. По тревоге в лагере прошло срочное построение, за ним последовал 8-километровый марш-бросок на Воронью гору, это Пулковские высоты. После уборки возложили цветы к мемориалу, а на рассвете провели Вахту памяти. По-моему, это из разряда того, что нас формирует и остается с нами навсегда. Форма лагеря была игровой, а отношения между людьми самыми настоящими.

За жизнь и здоровье

Самым трудным для пионервожатого в лагере было не только понять, что в этот момент ты «за жизнь и здоровье детей отвечаешь» (мы все подписывались под этой фразой в приказах о назначении на должность пионервожатым, об организации школьного турслета, о выезде старшеклассников на каникулы и т.п.), но и реально отвечать за жизнь и здоровье двадцати - тридцати детей, которые младше тебя всего на несколько лет.

Именно профессия вожатого научила Игоря Павловского, сейчас зам. главного редактора агентства Regnum, работать с большими сложными коллективами. Вожатым Павловский, тогда студент исторического факультета Педагогического института, работал летом 1991 - 1993 гг. И он совершенно четко помнит момент, когда впервые почувствовал себя взрослым. Пионерский лагерь «Зеркальный». Лето 92-го. Игоря, который приехал на смену в качестве помощника, ставят вожатым на самый сложный старший сводный отряд.

Если в других отрядах отдыхали творческие коллективы Дворца пионеров, пионерские и комсомольские активисты, то в старшем сводном - раздолбаи (определение Павловского), которым состоятельные родители купили путевки в лучший лагерь Ленинградской области. Встретил Игорь свой отряд на железнодорожной платформе, довел до жилого корпуса, построил. Стоят 20 человек, все на него смотрят и ждут, что он скажет. Вот тут-то Павловский и понял, что теперь он здесь крайний. «Вчера еще ты студент 18 лет, а сегодня - «за жизнь и здоровье отвечаю» - уточняет на тот момент свое состояние Игорь Павловский.

Следующим летом Павловский в «Зеркальном» был вожатым у клуба «Дерзание» Дворца пионеров. Вместе придумали символику отряда: герб, флаг - голубое полотно, в центре фолиант с пером и золотые звезды по кругу, как сейчас у Евросоюза. Но он здесь ни при чем - так на пионерскую жизнь влияло пристрастие Игоря к «Золоту на голубом» Гребенщикова. Игорь до сих пор общается с некоторыми из своих воспитанников, например, с Елизаветой Агамалян, пресс-секретарем спикера ЗакСа. А в помощниках у пионервожатого Павловского был известный ныне Денис Клявер из группы «Чай вдвоем».

Я помню, - рассказывает Игорь, - что в лагере спали мы 2 -3 часа, не более. Целый день с детьми возишься, а после отбоя жизнь вожатская начинается. У нас, например, часть вожатского отряда уходила ночью на лодках на остров, мы там пели, жгли костры и варили «гамми-ягод-сок» - на три литра сливового компота один литр спирта «Рояль» и перемешать…

Сейчас в школе никаких вожатых нет, остался только завуч по воспитательной работе. В летних лагерях что-то похожее на пионервожатых есть, хотя они и по-другому называются. Впрочем, по сути это все те же молодые люди, которых влечет все та же романтика. И песни до сих пор поют у костра под гитару, и в походы ходят… С идеалами только посложнее, не очень понятно, кого детям в качестве этих идеалов предлагать.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2010 годар.п. Павловка

Николаевскийрайонный суд Ульяновской областив составе

Председательствующего судьи Довженко Т.В.

При секретаре Васечкиной В.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А* Л* П* кГосударственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерациив Павловском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

А* обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что 15 января 2010 года она обратилась с заявлением в Управление пенсионного фонда РФ в Павловском районео назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по имеющимся документам. На день обращения в Пенсионный фонд стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей превышает более 25 лет. Несмотря на это комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия не менее 25 лет специального педагогического стажа. С решением комиссии она не согласна, так какне включены в педагогический стаж периоды: с 10 сентября 1985 года по 31 августа 1986 года,с 02 сентября 1987 годапо 31 августа 1988 года, с02 сентября 1990 года по 20 ноября 1991 года – работа в должности старшей пионервожатой в Илюшкинскойсредней общеобразовательной школе;с 10 сентября 1993 года по 01 сентября 1994 года – работа в должности организатора детского движения. Просит обязать ответчика включить указанные периоды в стаж работы и признать право на досрочную трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления, то есть с 15 января 2010 года.

В судебном заседании истица А* полностью поддержала свои исковые требования,пояснив, что в Илюшкинской средней общеобразовательной школе она работает с 1985 года, с 10.09.1985 года была переведена на должность старшей пионервожатой. Кроме того, параллельно с исполнением обязанностей старшей пионервожатой она вела уроки с 5 по 9 классы различного профиля: рисование, черчение, музыку, то есть работала учителем, за что получала заработную плату и доплату за работу старшей пионервожатой.Однако в трудовой книжке отсутствует запись, что она работала учителем, указано только «переведена на должность старшей пионервожатой». Считает, что периоды ее работы в должности старшей пионервожатой с 10 сентября 1985 года по 31 августа 1986 года,с 02 сентября 1987 годапо 31 августа 1988 года, с02 сентября 1990 года по 20 ноября 1991 года подлежат включению в специальный педагогический стаж.

Кроме того, с 10.09.1993 года по 01.09.1994 года она работала учителем начальных классов иодновременно на нее были возложены обязанности организатора детского движения на 0,5 ставки. Однако в трудовой книжке отсутствует запись, что она работала учителем, указано только «переведена на должность организатора детского движения», хотя по тарификационным спискам видно, что она работала в должности учителя, получала заработную плату как учитель и доплату за организатора детского движения. Название должности «Старшая пионервожатая» было в 1993 году переименовано в «организатора детского движения» на один год в связи с приказом Министерства образования, однако функциональные обязанности остались прежними, должностная инструкция не менялась, основными направлениями деятельности старшего вожатого как были, так и остались: содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, организация досуга обучающихся, работа с детьми в учебное и каникулярное время. Считает, что период работы ее в должности организатора детского движения с 10.09.1993 года по 01.09.1994 годатакже необходимо включить в специальный педагогический стаж.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области А* с иском не согласна, пояснила, что 15 января 2010 годаА* обратилась в УПФ РФ в Павловском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ей было отказано на том основании, что у нее нет необходимого стажа. На момент обращения педагогическая деятельность у истицысоставила 20 лет 10 месяцев 01 день.

Периоды с 10 сентября 1985 года по 31 августа 1986 года,с 02 сентября 1987 годапо 31 августа 1988 года, с02 сентября 1990 года по 20 ноября 1991 года – работа в должности старшей пионервожатой в Илюшкинской средней общеобразовательной школе, и с 10.09.1993 года по 01.09.1994 года – работа в должности организатора детского движения - не подлежат включению в специальный педагогический стаж, так каксогласно Списка работ, профессий и должностей и учреждений,утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий и должностей, специальностейи учреждений», с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в разделе «наименование должностей» должность «старшая пионервожатая» и «организатор детского движения» отсутствует. Считает, что иск не подлежит удовлетворению.

Представитель третьего лица Управление образования администрации МО «Павловский район», будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

Суд, выслушав стороны, исследовавписьменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность вучреждениях длядетей,независимо от ихвозраста.

Согласно п.2 данной нормы, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Судом установлено, что А* осуществляет педагогическую деятельность с14.01.1985 года по настоящее время, в настоящее время -в должности учителя начальных классов в учреждениях для детей. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой А*, выпиской из приказа от 16.01.1985 года №155, согласно которой А* назначена воспитателемв группу продленного дня с 14.01.1985 года (на основании приказа РОНО №229 от 15.01.85 года) в Илюшкинской средней общеобразовательной школе.

Должность учителя и наименование образовательногоучреждения – школа предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Согласно выписки из приказа №166 от 10.09.1985 года А* была переведена с должности воспитателя группы продленного дня на должность старшей пионервожатой.

Согласно Должностной инструкции старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности: способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся.

Согласно тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений образования РФ старший вожатый согласно должностных обязанностей: способствует развитию и деятельностидетских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей)… организует каникулярный отдых. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками…

Во исполнение указанного выше Закона, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года №449)утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Названным списком должность старшей пионервожатой не предусмотрена, не была эта должность предусмотренаи нормативными актами, действовавшимидо 01.01.2002 года, которые принимались в соответствии с Законом РФ от20.11.1990 года рождения«О государственных пенсиях в Российской Федерации».

На момент исполненияА*обязанностей старшей пионервожатой - с 10.09.1985 года по 20.11.1991 год - действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в числе прочих, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве старших пионервожатых. В силу п. 4 Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Судом установлено, что истица непрерывно с 1985 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в Илюшкинской средней общеобразовательной школе, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, ответчиком необоснованно периоды с 10 сентября 1985 года по 31 августа 1986 года,с 02 сентября 1987 годапо 31 августа 1988 года, с02 сентября 1990 года по20 ноября 1991 года – работа в должности старшей пионервожатой в Илюшкинской средней общеобразовательной школе не включены в педагогический стаж.

Кроме того, истицей также заявлено требование о включении в педагогический стажпериод работы с 10 сентября 1993 года по 01 сентября 1994 года – работа в должности организатора детского движения.

Согласно трудовой книжке, выписки из приказа №14 от 10.09.1993 годаистица была переведена на должность организатора детского движения.

Согласно справки №184 от 05.02.2010 года, выданной Управлением образования администрации МО «Павловский район», А* работала организатором детского движения и учителем начальных классов в Илюшкинской средней школе с 01.09.1993 года по 01.09.1994 года.

В ходе судебного заседания было установлено, что А*, работая организатором детского движения, выполняла функциональные обязанности старшей пионервожатой- организация досуга обучающихся, работа с детьми в учебное и каникулярное время, то есть ее обязанности не менялись, должностная инструкция не менялась,она делала ту же работу. Кроме того, в данный период времени она работала учителем начальных классов.

Согласно выписки из приказа №12 от 21.11.1991 года А* представлена должность учителя в 1 классе на время декретного отпуска учителя С* с 21.11.1991 года.

Согласно тарификационного списка, в графе «занимаемая должность, преподаваемый предмет» указано « организатор детского движения 0,5 ставки, учитель 4 класса», в графе « ставка в месяцс учетом повышения» указано напротив «организатор детского движения»- 35300 рублей, напротив «учитель»- 70600 рублей.

Согласно карточки-справки, датированной 1985 годом наА* в графе «должность, руководитель, предмет» указано «организатор детского движения 0,5 ст. – оклад 35300 рублей, учитель 4 класса – оклад 70600 рублей».

Свидетель С* показала суду, что также работала в Илюшкинской средней школе учителем, А* работала в группе продленного дня, затем в 1985 году ее перевели на должность старшей пионервожатой, параллельно она еще вела и уроки: музыку, черчение, рисование. С 1991 года А* приняла у нее 1 класс, и одновременно с этим выполняла обязанности организатора детского движения.Должности пионервожатой и организатор детского движения – идентичны, это работа с детьми, утренники, мероприятия, организация досуга, как в учебное время, так и в каникулярное, восьмичасовой рабочий день. Название должности с пионервожатой поменялось на организатора детского движения буквально на один год на основании приказа Министерства образования. Через год данная должность снова стала именоваться «старшая пионервожатая». Должностные обязанности пионервожатой и организатора детского движения не менялись,организаторы детского движения работали по должностной инструкции старшего вожатого. Заработную плату А* получала как учитель начальных классов, плюс доплату за организатора детского движения.

Свидетель Г* показала суду, что с 1973 года она работала в Илюшкинской средней школе учителем русского языка и литературы, А* работает в школе с 1985 года в должности пионервожатой. Кроме того, А* вела и уроки: музыку, рисование, черчение, труды, находясь на рабочем месте полный рабочий день. В 1993 году должность старшей пионервожатой была переименована в организатора детского движения, однако должностные обязанности А* не изменились, она вела всю ту же работу - организацию досуга учащихся в учебное и каникулярное время. Через год данная должность снова стала именоваться «старшая пионервожатая».

Кроме того, в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П Конституционный Суд РФ указывает, что за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, периоды:с 10 сентября 1985 года по 31 августа 1986 года,с 02 сентября 1987 годапо 31 августа 1988 года, с02 сентября 1990 года по 20 ноября 1991 года – работа в должности старшей пионервожатой в Илюшкинскойсредней общеобразовательной школе;с 10 сентября 1993 года по 01 сентября 1994 года – работа в должности организатора детского движения должны быть включены в стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Отказ Пенсионного Фонда РФ в Павловском районе является необоснованным. У истицы А* имеется необходимый педагогический стаж не менее 25 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностьюнадень обращения в Управление пенсионного фонда с 15 января 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требованияА* Л* П*удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Ульяновской области включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности А* периоды:с 10 сентября 1985 года по 31 августа 1986 года,с 02 сентября 1987 годапо 31 августа 1988 года, с02 сентября 1990 года по 20 ноября 1991 года – работа в должности старшей пионервожатой в Илюшкинскойсредней общеобразовательной школе;с 10 сентября 1993 года по 01 сентября 1994 года – работа в должности организатора детского движения, иназначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения, с 15января 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Николаевский районный суд (р.п. Павловка, ул. 50 лет ВЛКСМ дом 6) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательнойформе.

СудьяТ.В.Довженко

СудьяТ.В. Довженко