Анализ игровых технологий используемых в работе логопеда. Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи»

МБДОУ " Детский сад №1 г. Льгова"

ИТОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Опыт внедрения игровых технологий в практической деятельности учителя – логопеда

в условиях реализации ФГОС ДО.

учитель-логопед Стародубцева О.Ю.


«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд»

В.А. Сухомлинский

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих воспитанников, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые речевые потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В моей педагогической деятельности современные технологии приобретают всё большее значение.Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.


Актуальность и значимость

Логопедические занятия для таких дошкольников - это тяжелый труд . И чтобы мотивировать интерес ребят к занятиям по коррекции речи, я стала использовать в логопедической практике игровые технологии.


Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования . В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Среди игровых упражнений можно отметить те, которые:

Ø помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; Ø помогают обобщать предметы по определенным признакам; Ø учат ребенка отделять вымысел от реального; Ø воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.


Творчески варьируя сочетаемость разных игровых технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать?

Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия.

Только так можно воспитанников заинтересовать, пригласить к диалогу. Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.



В рамках самообразования в течение учебного года соблюдала этапы изучения темы :

Информационный блок 1. Переработала и проанализировала теоретический материал.


2 . Изучила особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

3. Подобрала методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

4. В течение учебного года систематизировала практический материал, интернет - ресурсы по внедрению игровых технологий в практическую деятельность учителя - логопеда в условиях реализации ФГОС ДО


Технологический блок

1. Консультировала педагогов в течение всего периода по теме использования игровых технологий в образовательном процессе; использования выше указанных технологий в работе с родителями, воспитанниками ДОУ.

Тема . Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий на индивидуально - групповых занятиях:

  • Артикуляционные интерактивные игры.
  • Игры на развитие общей и мелкой моторики.
  • Игры на развитие фонематического слуха.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

2. Были проведены консультации для родителей воспитанников старшей группы в феврале 2018г . " Роль игры в развитии речи детей" .

3. В ноябре 2017г . состоялся семинар-практикум для родителей воспитанников старшей группы №1 (гр.№8) " Игровая артикуляционная гимнастика" .


Организационный блок

1. Создала картотеку игровых развивающих технологий в развитии речи дошкольников; предложила организовать речевые центры в группах с учетом применения инноваций


2. В декабре 2017г. была проведена игровая НОД " Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем" (дети, учитель-логопед, воспитатель)

3. Мною была организована с октября 2017г. по май 2018г. творческая мастерская для детей и родителей подготовительной к школе группы " Речевые развивающие игры мастерим своими руками" . В изготовлении данных пособий принимали участие родители Плоховец В ., Третьяковой Т .



4. В марте 2018г. очень увлекательно прошёл творческий конкурс " Первый звук и буква моего имени", где дети узнали много нового и познавательного материала.

5. Итоговыми мероприятиями стали:

а). Логопедическое занятие - практикум с использованием игровых технологий для развития речи (совместное детей и родителей старшей и подготовительной к школе групп) "ЭТО ИНТЕРЕСНО", планируемое в апреле 2018г.

б). Создание картотеки инновационных речевых игр (май 2018 г.)

«Игры, считалки, пословицы и поговорки, чистоговорки, загадки могут быть использованы с многоцелевым назначением: для забавы, для речевого и умственного развития, для развития ориентации в окружающем мире и в социальных отношениях между людьми»

В.И. Селиверстов


В своей практике я активно пользуюсь электронными пособиями и интернет-ресурсами, как основным источником самообразования.

Игры и упражнения на дисках

"Звуковой калейдоскоп". Диск для развития фонематического слуха содержит 11 игр для:

- выделения ударного гласного звука в словах;

-определения места звука в слове;

-анализа звукового состава слова;

-соотнесения звука и буквы;

-поиска заданного звука в слове.

Подходит для детей от двух до восьми лет.

Диск создан специалистами портала " Мерсибо . "


В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети интернета.

В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ). Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с воспитанниками, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!


Использую в логопедической работе с родителями, педагогическим сообществом следующие сайты:

  • www.logozavr.ru - развивающие он-лайн игры для детей .
  • www.logopedspb.ru - сайт по логопедии. Полезные публикации для специалистов и родителей. Развивающие игры детей. Форум для родителей.
  • www.logopunkt.ru - в помощь родителям и специалистам. Статьи и публикации по логопедии и др.

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ ТЕХОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках , разработанные для постановки всех групп звуков.



Игровое пособие «Артикуляционные кубики»,

на которых изображены разные виды упражнений.

Ребенок бросает кубик и выполняет то

упражнение,которое выпало ему.


В настоящее время работаю над созданием авторского пособия « Весёлая фотосессия» .

Очень нравится детям, когда они примеряют себе различные артикуляционные уклады на палочке. Ребенок угадывает, для какого звука данный уклад, пробует повторить его и, конечно, фото на память.





"Зонтики для ёжиков"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»

Выполнил: учитель-логопед высшей категории Карпова Светлана Васильевна

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Наша задача – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!» . Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

В своей работе я использую игровые технологии для:

  • повышения мотивации к логопедическим занятиям,
  • повышения результативности коррекционно-развивающей работы,
  • повышения работоспособности детей во всех формах и видах занятий,
  • развитие любознательности, интереса к русскому языку.

В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Она выступает как средство побуждения, стимулирования детей к совместной деятельности. Например, появляется гость (Лунтик, Звуковичок, персонажи мультфильмов) , приходит письмо с заданием для детей, создается сказочный сюжет, используется сюрпризные моменты.

Нами разработан и систематизирован наглядный игровой материал, подобраны разнообразные игрушки, дидактические, настольно- печатные, словесные и компьютерные игры, презентации, программы «Игры для Тигры» , «Учимся говорить правильно» . Они являются эффективным средством обучения и развития детей.

На логопедических занятиях я использую игровые технологии для развития артикуляционного аппарата, для выработки плавной направленной воздушной струи, для развития мелкой и общей моторики, звукопроизношения, для развития лексико-грамматических категорий и обучения грамоте.

Влияю на развитие речи с помощью обогащения сенсомоторного опыта детей, включая в работу все их анализаторы. А деятельность всех анализаторов при их взаимодействии успешно влияют на развитие речи. В своей практике используем игры, которые удовлетворяют потребности детей в движениях, в творчестве, корректируют речевые и двигательные нарушения, улучшают память, внимание, восприятие.

Рассмотрим более подробно некоторые игровые технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Мастер-класс с использованием игровых технологий по развитию артикуляционного аппарата.

1. Игровые технологии для развития артикуляционного аппарата

Детям трудно дается выполнение артикуляционных упражнений, это отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Чтобы привлечь ребенка к данному процессу, материал должен более занимательным и увлекательным. При этом применяем различные методы и приемы:

  • биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка,
  • «Сказка о Веселом Язычке» - комплекс артикуляционных упражнений,
  • «Веселая зарядка для язычка» - упражнения в стихотворной форме по лексическим темам.
  • практикую выполнение артикуляционной гимнастики в сопровождении музыки.

При знакомстве с темой «Путешествие в Простоквашино» (домашние животные) с детьми выполняем артикуляционные упражнения.

«Кошка»

Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так…

Высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения, при этом ладони рук сложить в виде чаши, поднеся ее к лицу, изобразить, что это миска с молоком.

Кошка молоко лакала,

После ротик облизала.

Круговым движением языка облизать губы.

Умылась кошка и пошла на охоту.

Возле норки лежит,

Мышку в норке сторожит.

Вылезет мышка из норки,

А кошка ее –хвать! И поймает. Вот так…

Губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем «поймать мышку» -прикусить язык зубами (язык изображает мышку, а зубы- кошку)

Кошку Мурку мы похвалим,

Бантик розовый подарим. Вот такой…

Открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и «выкатить» изо рта наружу, затем прикусить язык, находящийся в таком положении, верхними зубами; зажатая между зубами часть языка будет напоминать бантик.

При знакомстве с темой «Какой бывает транспорт?» выполняем артикуляционное упражнение.

Посмотрите, самолет отправляется в полет.

Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит.

Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук Л, при этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями.

Ну, а это парашют.

Вниз нас спустит в пять минут.

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх.

По шоссе спешат машины, «Би-би!»

Мотоциклы.

Подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель, в руках держать воображаемый руль.

По железной дороге мчатся поезда:

«Чух-чух-чух» , вращать руками, как колесами

«Ту-ту-ту!» помахать рукой в знак прощания

Даже под землей теперь ездят поезда.

В самом деле?

В самом деле!

Выезжает из туннеля. Вот так…

Высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.

2. А сейчас представлю игровы технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него.

Для развития дыхания используются самые разнообразные игры: «Сдуй лягушку в болото» , «Открой картинку» , «Веселые лыжники» , «Сдуй снежинку с рукавички» , малышам нравится надувать мыльные пузыри, отправлять в плавание бумажные лодочки т.д.

Выполним упражнение «С горки»

Цель: тренировать фиксированный выдох.

Оборудование: мячи-гиганты.

Садимся на мячи-гиганты. Выпрямили спинку. В прыжке делаем глубокий вдох носом. Приземляясь, на выдохе произносят «у-у-ух!» (санки свалились в сугроб) . Выполним упражнение вместе.

А сейчас предлагаю выполнить упражнение «Насос»

Цель: формировать фонационное дыхание с сопротивлением.

Оборудование: мяч-гигант.

Нам понадобится мяч-гигант. Встать перед мячом, руками опираясь в него, делаем вдох через нос. Одновременно надавливаем руками на мяч и выдыхая, произнося звук «с-с-с»

3. Игровые технологии для развития фонематического слуха при

подготовке к обучению грамоте.

В работе использую разнообразные игры с мячом. Они удовлетворяют потребности детей в движениях, тем самым развиваем мелкую и общую моторику, глазомер, ловкость, точность движений, что способствует коррекции звукопроизношения, развитию звукового анализа слова, определению первого и последнего звуков в словах.

Приглашаю тех, у кого картинки с мячом.

Предлагаю Вам сыграть в игру с мячом «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» .

Сейчас будем произносить слова по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Вот так… ма-ши-на.

Я показываю игрушку, вы называете ее, отбивая слоги мячом (матрешка, корова, неваляшка, мяч, кукла) .

А сейчас предлагаем вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха с использованием ИКТ. Внимание на экран.

Игра «Разложи картинки по корзинкам» (дифференциация звуков С-Ш)

Разложите картинки по корзинкам со звуками С-Ш. Собака- в какую корзинку положим? (стол, колесо, лошадь, матрешка) И т.п.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.

Благодарю за внимание!!!

МБДОУ №22 «Синяя птица» Учитель – логопед Дунаева Н.С.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные технологии:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Цель данной технологии направлена на развитие следующих навыков:

  • воображения
  • внимания
  • памяти
  • мышления
  • умения сравнивать
  • сопоставлять
  • находить аналогии.

Использую следующие виды игр:

  • Дидактические
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Словесные
  • Игры на развитие психических процессов
  • Фонематического слуха и звукового анализа
  • Слоговой структуры, по обучению грамоте.

В результате работы мы добьёмся следующих результатов:

  • Повышение познавательной активности
  • формирование мотивации учебной деятельности
  • Улучшения речи и.т. д

Применение компьютерных игр, программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Данная инновация в коррекционном процессе сразу дала положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, то есть по всем направлениям работы логопеда. Это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением. Эффективно повысилось у детей желание заниматься.

Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Играя, ребенок расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает зрительное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Развивающие игры включают в себя следующие разделы:

  • Дыхание, воздушная струя (8игр)
  • Фонематический слух, звуко-буквенный анализ (12 игр)
  • Неречевой слух (7 игр)
  • Звукоподражание (4 игры)
  • Грамматический строй (6 игр)
  • Слоговая структура слова (5 игр)
  • Звукопроизношение (16 игр)
  • Связная речь (6 игр)
  • Моторика (3 игры)
  • Логика и внимание (9 игр)
  • Лексика (13 игр)

Для проведения занятий с детьми я подбираю задания по степени сложности, соответствующей возрасту и развитию ребенка.

Особенности программы:

развитие и коррекция речи;

все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи;

красочная графика, множество звуковых файлов;

несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития;

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте с использованием
социо - игровых технологий.
Тема: Буква Р. Звуки Р, Рь.
Подготовила:
Учитель - логопед-
Кабатова Е.В.
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте с использованием социо - игровых технологий.
Тема: Буква Р. Звуки Р, Рь.
Цель: развивать культуру общения детей в совместной деятельности.
Коррекционно-образовательные цели. Формировать у детей графический образ и зрительное восприятие буквы Р. Закреплять умение детей находить букву Р в тексте. Делать звукобуквенный анализ слова «Радуга». Автоматизировать звук Р в словах, в чистоговорках. Закрепить фонематическое представление детей о звуке – Рь, Р, закрепить умение определять позицию звука в слове.
Коррекционно-развивающие цели: Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать инициативность, самостоятельность. Воспитывать сотрудничество между ребенком и логопедом, положительное эмоциональное состояние детей, доброту, активность, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в подгруппе детей, по парам и индивидуально. Воспитывать у детей умение общаться, договариваться друг с другом.
Оборудование: Сундук с подарком, ключ из 5 частей, картинки для определения места звука в слове, домики для картинок, разрезная буква Р- 2 штуки, карточки с текстом 6 штук, разрезные буквы слова «Радуга» 2 набора, карточки к схеме слова «Радуга» 2 набора, простые карандаши 7 штук, лист с образцом печатания буквы –Р, 2 мольберта,1 магнитная доска.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня, я предлагаю поиграть. Но для начала давайте с вами поздороваемся.
Игра «Поздороваемся».
Для этого вам нужно разделиться по парам.
А теперь возьмите за руки друг друга, улыбнитесь, погладьте друг друга по голове, по плечам, пожмите друг другу руки, обнимитесь.
У меня есть для вас сюрприз, но он закрыт в сундуке. Открыть его может Волшебный ключ. А как же нам можно собрать ключ?
Дети: Выполнить все задания.
-За каждое правильно выполненное задание Вы будете получать часть ключа, и собирать его на магнитной доске. А отправимся мы с вами в страну буквы Р, звука Р, где нас ждут интересные задания. Возьмите эмблемы, разделитесь на команды, а название команд угадайте по эмблемам. Что обозначают эти цвета для буквы Р?
Артикуляционная гимнастика.
- Дети что нужно сделать для того, чтобы наш язычок мог чётко произносить звук Р?
Дети: Артикуляционную гимнастику.
«Лошадка»
«Качели»
«Грибок»
«Почистим зубки»
«Барабанщик»
- Чтобы чёткий был звук Р, где должен быть язычок? (на верху у потолочка).
- Ребята, мы готовы, отправимся в путь. А поедим мы с вами на автобусе.
Каждая команда поедет на своем автобусе. Занимайте места в соответствии со своими эмблемами.
- Заводим свои моторчики, послушайте друг друга, все правильно рычат?
Автоматизация звука Р в чистоговорках.
- Вот мы и приехали в страну буквы Р. Посмотрите вокруг, какое задание будем выполнять первым?
Эта остановка «Остров чистоговорок». Чтобы узнать какие предметы нам здесь искать, надо чётко произнести чистоговорки. Команды поочереди по одному проговаривают скороговорки, соревнуясь, кто лучше проговорит. После того, как вы проговорите чистоговорку, подойдите к столу и выбираете нужную картинку.
Ра, ра, ра - мы ловим комара.
Ры, ры, ры - у нас синие шары.
Рок, рок, рок - потяните за шнурок.
Рок, рок, рок - покупаю я сырок.
Ар, ар, ар - купим новый самовар.
Ор, ор, ор - сели куры на забор.
Определение звука в слове. Лото «Необычный дом».
- Ребята, назовите картинки, которые у вас в руках. Что на них изображено? (комар, шар, забор, шнурок, сырок, самовар)
- Какой звук есть в каждом слове? (звук Р).
На доске вы видите домики с окнами. Что можно сделать с этими картинками?
Дети: Определить места звука Р в слове и распределить картинки по домикам.
- Верно. Если в вашем названии предмета звук Р стоит в начале слова, вы помещаете картинку в домик, где живут слова в котором звук Р стоит в начале слов и т. д. Перепроверьте друг друга, правильно ли задания выполнены?
- Справились, вы не спеша, получите часть ключа.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Собери букву».
- Следующая остановка.
У нас здесь рассыпалась буква, давайте ее соберем по командам, кто быстрей и посмотрим, какая буква здесь живет? (дети собирают по командам букву Р).
Какая буква получилась? На что она похожа?
(Показ буквы на доске логопедом с пояснением: «Букву –Р - писать не сложно. Сверху вниз проводим палку, справа осторожно пририсуем мы кружочек и получится флажочек».
-Как можно еще изобразить букву?- Давайте в воздухе рукой нарисуем букву – Р- (С проговариванием).
- Ребята, а кто может изобразить букву Р с помощью своего тела?- А теперь присядьте за столы и выполним с вами следующее задание «Найди букву Р». Перед вами карточки с текстом, в котором вы должны найти букву Р и зачеркнуть ее. Но сначала нужно подготовить наши пальчики.
Вы за столами, какое задание вы считаете здесь?Пальчиковая гимнастика «Крутим мы с трудом давно это толстое бревно,Вы ошиблись - это наш очень тонкий карандаш».
Игра «Найди букву».
-Пальчики готовы, сядьте красиво, возьмите правильно карандаши, приступайте к работе. Взаимопроверьте друг друга.- Справились вы хорошо, вот вам часть ключа ещё.(Дети сами вешают часть ключа).
Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет предметы».
- Следующая остановка «Кто быстрее соберет предметы».
Играем по командам. Первая команда должна собрать предметы в названиях которых есть твердый звук Р, а вторая предметы в названиях которых есть мягкий звук Р. Давайте проверим правильно ли выполнили задание.
- Справились вы хорошо вот вам часть ключа ещё.
Игра «Шифровальщики».
- Следующая остановка «Схема слова».Как вы думаете, какое здесь задание?- А какого вот какого слова, вы узнаете, когда отгадаете ребус. Я вам буду называть слова, вы должны определить первый звук в слове и найти нужную букву. Таким образом у нас получиться слово. (рак, арбуз, дорога, ураган, гора, арка) (Радуга)
- Для начала, давайте вспомним, каким цветом бы обозначаем гласные звуки? Мягкие согласные? Твердые согласные?
А теперь возьмите карточки с нужным цветом и постройтесь в соответствии со схемой слова. Посмотрите, обе команды выполнили правильно?- Сколько слогов в слове (Три). Прохлопайте. - Почему? (Потому что в нём три гласных звука)Назовите гласные звуки.Какой первый звук в слове, дайте характеристику.Какие ещё твёрдые согласные есть в этом слове?- Справились вы хорошо, вот вам часть ключа ещё.
Итог занятия:
-Ключ сумели вы собрать. Для этого вы так старались, чем сегодня занимались? Какой звук нам встречался на пути? А теперь давайте вспомним слова, в названии которых есть звук Р, Рь. «Мяч передавай, слово называй».
А теперь откроем наш сундучок с сюрпризом (в сундуке интересная игра со звуком Р, в которую вы поиграете в группе с другими детьми). А теперь нам пора возвращаться в группу. Занимайте места в автобусе и поехали: Р-Р-Р.

Аннотация:

Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, игра может использоваться для коррекции состояния и поведения ребенка. Но главная функция игры – развивающая. Игра повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Применение в коррекционной работе наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучение грамоте).

Состоит из трех деревьев: яблони, груши и сливы. На яблоне «растут» красные яблоки и в прорези вставляются буквы, обозначающие гласные звуки. На груше – зеленые плоды и в прорези вставляются согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, на сливе – синие плоды и буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

Под каждым деревом расположены клумбы с тремя цветочками для составления схемы слов: под яблоней схемы слов, начинающихся на гласный звук, под грушей схемы слов, начинающихся на согласный мягкий звук, под сливой – на согласный твердый звук. Эти же клумбы можно использовать для определения места звука в слове.

В «Речевой деревне» имеются четыре домика для определения слогового состава слова.

«Кочки с цветочками» помогают в упражнениях по грамматике для определения женского, среднего и мужского рода единственного и множественного числа существительных.

Представляет собой панно, состоящее из съемных плоскостных силуэтных изображений:

  • «Королева Гласа и ее служанки гласочки»,
  • «Король Соглас и его слуги согласики»,
  • «Замок гласных звуков»,
  • «Замок согласных звуков».

Жителями страны являются королева Гласа и король Соглас и их слуги – гласочки и согласики. Ротики гласочек изображают артикуляционный «анфас» гласных звуков, обозначенных буквами: а, о, у, и. Согласики помогают запомнить всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц и всегда мягкие – й, ч, щ.

В «Стране Звукобуквии» возвышаются два замка: красный и сине-зеленый. В окошки красного замка дети помещают картинки, названия которых начинаются с гласных звуков.

Сине-зеленый замок используется на занятиях по дифференциации твердых и мягких согласных. В комнатках гномов Тома и Тима находятся предметы, в названиях которых имеются твердые и мягкие согласные звуки. Дети размещают картинки в окошки замков.

Применяется для развития слоговой структуры слова, формирования деления слов на слоги, развития тонкой моторики.


Пособие представляет собой серединки ромашек с изображением слоговой схемы и насекомых: жук – там, где один слог, муха – там, где два слога, бабочка – там, где три слога. В пособие также входят пчела и лепестки. На каждом лепестке – картинки слов с различным количеством слогов.

Пчела предлагает детям подобрать лепестки к соответствующим серединкам. Дети по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и присоединяют лепесток к соответствующей серединке.

Развивает у детей фонематическое восприятие – навык выделять первый и последний звук в слове и представляет собой карточки округлой формы в виде бусинок с картинками, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего.

Бусинки между собой скрепляются разогнутыми скрепками. В начале занятия бусинки рассыпаны. Логопед прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют нарисованную картинку, выделяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук находится в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку.

Детям гораздо интереснее нанизывать бусинки, чем просто определять первый и последний звук в словах.

Применяются на занятиях по обучению грамоте.

В пособие «Веселые буквы» входят цветные камешки и листы с изображением букв. Дети на практике закрепляют образ буквы и расположение ее элементов на плоскости. А выкладывая ее камешками, развивают мелкую моторику.

Пособие «Паровозик-буквовозик» состоит из паровозика, которым управляет машинист-белка и вагона с двумя окошками. В эти окошки вставляются буквы. Пособие используется для обучения детей слоговому чтению. Дети с удовольствием сами составляют прямые и обратные слоги и читают их.

Представляет собой панно, на котором изображен путь с остановками, где нужно выполнить определенные задания. С обратной стороны заданий прикреплены металлические пластины, а на обратной стороне плоскостного изображения Грамотейки прикреплен магнит.

Путешествуя, Грамотейка выполняет игровые задания, а помогают ему в этом дети. Пособие применяется для формирования лексико-граммматической стороны речи. Вместе с Грамотейкой дети играют в игры:

  • «Скажи наоборот»,
  • «Один — много»,
  • «Назови ласково»,
  • «Слова -родственники»,
  • «Нелепицы»,
  • «Слова — друзья»,
  • «Слова — близнецы».

На остановках наклеены соответствующие заданиям забавные картинки. Пособие может применяться при изучении всех лексических тем.

Опыт показывает, что применение метода наглядности, создание игровой ситуации на занятиях позволяет детям быстрее и прочнее овладеть закономерностями языка, развить у детей фонематические процессы.