Школьный пмпк презентация. Организация деятельности ПМПк в условиях образовательных учреждений. коррекционной работы с учащимся

1 слайд

Заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума Курган, 2012 Ковалёва С.В., зам. директора по УВР НШ Департамент социальной политики города Кургана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

2 слайд

Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

3 слайд

ПМПконсилиум составляет единый комплекс клинического, психологического, логопедического и педагогического разделов. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные, в интегрированном виде поставить диагноз и определить важнейшие индивидуально - психологические особенности ребенка.

4 слайд

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

5 слайд

Основные задачи деятельности ПМПконсилиума – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении.

6 слайд

Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и, в то же время, одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения.

7 слайд

Принципы работы школьного ПМПК: комплексность изучения ребенка (тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопеда, психолога и врача); стереогаозис - оценка состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами); индивидуально - коллегиальное проведение обследования (индивидуальное обследование ребенка специалистами и коллегиальное решение о структуре отклоняющегося развития и вытекающих отсюда особенностях коррекционно-развивающих мероприятий).

8 слайд

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми. Плановый консилиум решает следующие задачи: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода.

9 слайд

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя. В задачи внепланового консилиума входят: принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

10 слайд

Консилиум имеет несколько этапов: Подготовительный этап; Основной этап; Заключительный этап. Подготовительный этап включает в себя: психолого-педагогическое изучение педагогически запущенного, проблемного ребенка; беседу с учителем (учителями); подготовку предварительной характеристиками и рекомендаций психолога, педагога, медика, социального педагога.

Развитие современной школы требует знания особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей.

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует создать психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.

Прежде всего, необходимо развести функции, направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленными особенностями развития сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.

На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:

« Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом окружного управления образования и служит для комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений окружного подчинения».

Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия в отличие от консилиума имеет официальное юридическое полномочие выставлять медицинский диагноз. На основании данного диагноза она осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития и на основании установленного психолого-педагогического и медицинского статуса ребенка определяет для него особый образовательный маршрут или дает направление в специализированное образовательное учреждение.

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем.

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.

ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
  • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
  • подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
  • выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
  • анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
  • формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
  • отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
  • определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью выявления «группы риска»;
  • решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);
  • при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии - определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
  • организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

Организация психолого-медико-педагогического консилиума

ПМПк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией.

Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:

Психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

Более наблюдательное и объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей,

Выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

Объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

Определение программы индивидуального развития ребенка;

Распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

Координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику. ПМПк выполняет следующие функции :

Нормативная функция

Деятельность ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФи основывается на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:

  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
  • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.
  • Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
  • Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
  • При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
  • Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
  • Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
  • При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Прогностическая функция

Прогностическая функция включает в себя регулярный анализ и оценку концепции деятельности ПМПк конкретного образовательного учреждения, используемых в работе диагностических методик, коррекционных программ сопровождения определенного ребенка и т.д. Данное направление предполагает оценку актуальности, обоснованности поставленных целей и задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов, средств, методов.

Организационная функция

Данная функция предполагает следующее:

  • ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
  • Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
  • Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
  • Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
  • Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
  • Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
  • На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
  • На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

Экспертно-диагностическая функция

Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.

При осуществлении экспертно-диагностической функции необходимо обратить внимание на следующие составляющие достоверности диагностики, обеспечиваемые многоаспектностью диагностической картины в сочетании с наблюдениями за ее динамическими изменениями:

  • своевременность диагностики (ранняя диагностика) (как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о наличии отклонений в развитии ребенка с последующей адекватной процедурой диагностики);
  • комплексность диагностики (учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей);
  • всесторонняя диагностика (осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции). Под всесторонностью любого вида обследования (медицинского, психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд каждого специалиста на проблемы развития ребенка сквозь призму конкретного предмета исследования. Например, психолог, предполагающий отклонения в состоянии мышления ребенка, обязательно оценивает роль и место этих отклонений в структуре его психического развития. В частности, речь идет о соотношении первичного и вторичных отклонений в развитии.
    (Например, мышление может страдать из-за нарушений собственно мыслительных операций, а может и вследствие нарушений мотивации, эмоционально-волевой и личностной сферы, умственной работоспособности, конкретных психических функций и т.п.)
  • динамические аспекты диагностики (анализ анамнестических и катамнестических данных, «срезовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах. Динамика развития ребенка оценивается с точки зрения как общих онтогенетических закономерностей, так и индивидуальных особенностей развития);
  • целостный подход (реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития и заключается в понимании онтогенетических закономерностей развития, в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме).

Таким образом, диагностика должна рассматриваться в развитии. В центре внимания любого специалиста находится развивающийся ребенок, а не диагноз. Специалист ПМПк должен понимать, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных или резервных возможностей.

Функция сопровождения

На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.

Реабилитирующая функция

Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть:

  • семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи;
  • школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.

Подготовка и проведение ПМПк

Как уже отмечалось, заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

Деятельность плановых консилиумов направлена на:

  • анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);
  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
  • профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь - учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

  • решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка;
  • внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.

Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в квартал проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической, диагностико-коррекционной помощи.

Деятельность ПМПк можно разделить на следующие этапы:

I. Подготовительный этап.

ПМПк представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в образовательном учреждении.

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума проводится: - по результатам обследования всех специалистов;

По запросу учителя (воспитателя);

По запросу психолога;

По запросу учителя-логопеда;

По запросу родителей;

По запросу социального работника;

По запросу медицинского работника;

По запросу ученика.

При подготовке заседания ПМПк необходимо проведение обследования ребенка всеми специалистами консилиума:

  • Медицинское обследование.

Медицинский работник образовательного учреждения дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Соматическое состояние школьников должно оцениваться по трем основным показателям:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума :

Соответствие физического развития возрастным нормам;

Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

Переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2. Факторы риска нарушения развития :

Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;

Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация о ребенке представляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.

Кроме этого на заседание по решению ПМПк могут быть представлены данные:

  • педиатрического обследования (выявление особенностей развития, отклонений в состоянии соматического здоровья, планирование оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для каждого конкретного ребенка; разработка соответствующих рекомендаций);
  • психопатологического обследования, проведенного врачом-психиатром или психоневрологом (выявление, анализ и систематизация отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов, распознавание психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома; формулировка нозологического диагноза, установление клинической формы и типа течения заболевания, рекомендации и составление плана коррекционных мероприятий)

При необходимости предоставляются данные:

Обследования отоларинголога: исследование слуха. Заключение по коррекции слуха;

Обследования офтальмолога. Заключение по коррекции зрения.

Учитывая, что в образовательных учреждениях не предусмотрены такие специалисты как невропатолог, психоневролог, отоларинголог, офтальмолог и др., возникает проблема обеспечения ПМПк данными исследований перечисленных специалистов. Анализируя опыт разных окружных управлений образования, можно предложить следующее:

Образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с районной поликлиникой на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк;

Образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с окружным ПМС-центром (если данные специалисты там присутствуют) на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк.


Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).


Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа- определение готовности к обучению в школе и учет особенностей детей в обучении, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересо­ванности школьников в учебной деятельности, развитие позна­вательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, обеспечение готовности к обучению в основной школе. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзис­тенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, до­стижение личной идентичности), развитие временной перспек­тивы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования.


Психолого-педагогический консилиум – наиболее распространенная и действенная форма работы специалистов по сопровождению учащихся. В состав психолого-педагогического консилиума входят: В состав психолого-педагогического консилиума входят: 1. Зам.директора –председатель консилиума Члены консилиума: Члены консилиума: 1. Педагог-психолог 2. Учитель-дефектолог 3. Учитель-предметник 4. Классный руководитель 5. Медицинский работник


Информация, необходимая для проектирования программы психолого-педагогического сопровождения 1.Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Складывается из следующих показателей: Качественные характеристики учебной деятельности: трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий; трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, у доски; трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы; трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного; виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей. Количественные показатели учебной деятельности: успеваемость по основным предметам; предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности; описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил; индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях: описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке; описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).


2.Педагог-психолог 2.1.Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, которые были получены при анализе данных психолого-педагогического мониторинга, наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей. На заседании рабочей группы психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих данных. 2.2.Информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается психологом в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогам и медику языком. В этой информации может быть: 1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом. 2. Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений: умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений. 3. Названы те сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления. 4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.


Члены консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников по следующим показателям: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: соответствие физического развития возрастным нормам; состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; переносимость физических нагрузок,(на основании данных учителя физкультуры). Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. Характеристика заболеваемости за последний год.


Участники процессов проектирования и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Проектированием программ психолого-педагогического сопровождения занимается рабочая группа: Необходимая информация от педагогов-предметников поступает через классного руководителя и частично педагога-психолога, рекомендации по уровню сопровождения и степени включенности специалистов - от ПМПк. Члены рабочей группы: Заместитель директора Педагог-психолог Учитель-дефектолог Классные руководители (в начальной школе - основные учителя). В состав рабочей группы могут входить: медицинский работник (могут быть подготовлены медицинские документы) социальный педагог. Проект разработанной программы обсуждается и согласовывается завучем со всеми участниками ее реализации. Программа психолого-педагогического сопровождения утверждается директором образовательного учреждения.


На рабочей группе оговаривается содержание программы сопровождения: Какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Какую сопровождающую работу могут взять на себя участники рабочей группы, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника (класса) примут участие психолог, школьный медик, классный руководитель, учителя- предметники, социальный педагог? Какая по содержанию и формам будет предусмотрена работа с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника (класса) и школьной администрацией? Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность? Реализацией программы психолого-педагогического сопровождения занимаются все, кто каким-либо образом может способствовать решению поставленных в программе задач: классный руководитель, педагог- психолог, учитель-предметник, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.


Основные положения психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей 1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.


Направления деятельности Администрация ОУ:1.Определяет необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степень участия каждого из них. 2.Утверждает состав рабочей группы по подготовке программы сопровождения 3.Рассматривает на заседаниях педагогического совета реализацию программ сопровождения 3.По итогам работы рабочей группы: утверждает программу сопровождения учащегося (группы) 4.Подводит итоги реализации программы сопровождения Классный руководитель: 1.Готовит представление с описанием проблемы ученика в администрацию ОУ Привлеченные специалисты: 1.Проводят углубленное диагностическое обследование, готовят представление с описанием проблемы ученика с приложением результатов диагностики, представляют рекомендации к содержанию программы по решению данной проблемы. Консилиум ОУ: 1. Проводится плановое заседание консилиума (вырабатываются рекомендации) 2. Проводит заседания консилиума по промежуточным итогам реализации программы 3. Проводит итоговое заседание консилиума: подводит итоги реализации программы Рабочая группа: 1. Разрабатывает программу сопровождения 2. При необходимости вносит корректировку в программу сопровождения Педагогический совет:1.Рассматривает программу психолого-педагогического сопровождения, принимает решение об утверждении. 2.Может рассмотреть тематические вопросы по организации психолого-педагогического сопровождения.


По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: 1.Модель командного взаимодействия. 2.Моделирование программ комплексной помощи 1. Модель командного взаимодействия 1. Модель командного взаимодействия Административный уровень Административный уровень Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Задачами данного уровня являются: Задачами данного уровня являются: Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Организация работы команды специалистов; Организация работы команды специалистов; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку. Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку.


На административном уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи субъекту образовательного учреждения: сопровождение- наблюдение реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением- наблюдением кураторство специалист, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим участникам коррекционного процесса, консультирует их специалист проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективного коррекционного воздействия (отслеживание динамики развития, консультирование родителей, взаимодействие с участниками коррекционного процесса) специалист консолидирует усилия участников вокруг проблемы ребенка, наблюдает за динамикой его развития. В его обязанности входит проведение КРЗ с сопровождением- наблюдением, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами


Административный уровень включает в себя внутренний и внешний подуровни: Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем


Содержательный уровень Содержательный уровень Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Задачами содержательного уровня являются: Задачами содержательного уровня являются: Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Прогнозирование результатов работы команды; Прогнозирование результатов работы команды; Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Реализация и корректировка программ; Реализация и корректировка программ; Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы.


Формы взаимодействия специалистов на административном уровне Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Плановые заседания Плановые заседания Внеплановые заседания Внеплановые заседания Расширенные Расширенные Малые совещания проводятся, когда при рассмотрении вопроса ребенка не требуется принятия коллегиального решения всеми специалистами консилиума Взаимное консультирование осуществляется между специалистами для более глубокого понимания проблем ребенка на этапе планирования и реализации комплексных программ Супервизия используется, когда возникает необходимость в профессиональной поддержке для анализа сложных случаев и определения стратегии работы одного из специалистов.


Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Диагностическое направление: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика: отслеживание динамики развития ребенка и результатов коррекционных занятий; сопоставительный анализ динамики Коррекционное направление: составление индивидуальных комплексных программ занятий (программ развития детей и коррекции нарушений); реализация комплексных программ; корректировка программ Консультативное направление: выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума); индивидуальные консультации курирующего специалиста; консультации участников образовательного процесса командой специалистов Просветительское и профилактическое направление: выступления на педсоветах, методических объединениях (междисциплинарный подход – общая тема раскрывается разными специалистами); выступления на родительских собраниях (о формах работы специалистов с классами, тематические выступления с рекомендациями); создание печатных работ. Организационно-методическое направление: системный анализ деятельности ПМПк; совместное обобщение практического опыта; оформление единой документации; участие в заседаниях ПМПк.


2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ 2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения трудностей ребенка и путей их решения, он предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с ребенком, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Моделирование программ комплексной помощи предполагает соблюдение определенной структуры построения программ, которая отражает работу административного и содержательного уровней взаимодействия. В программе выделяются 2 блока: В программе выделяются 2 блока: Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: 1. Описание круга проблем ребенка: содержит анализ данных комплексной диагностики, общее заключение ПМПк. 2. Общие рекомендации участникам, реализующим комплексную программу занятий: описание обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий проведения занятий, конкретные рекомендации родителям или педагогу по выбору стратегии воспитания и обучения. 3. Содержание коррекционной работы, определение иерархии решаемых задач и направления коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушений. 4. Этапность в построении работы.


ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. По форме работы это могут быть диагностика и обследование ребенка, анкетирование, беседы с родителями, наблюдения на занятиях (уроках), беседы с родителями и педагогами, изучение анамнестических данных. По результатам проводится заседание ПМПк (может быть расширенное). На заседании формулируется заключение и моделируется вариант комплексной помощи (командное сопровождение; командное сопровождение с коррекционными занятиями одного специалиста и др.), выносится решение о виде коррекционной работы, вырабатываются совместные рекомендации. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. В рамках взаимодействия проводятся: супервизия, совместная работа специалистов сопровождения, отслеживание динамики развития как результата коррекционного процесса и общего статуса развития ребенка, различные варианты консультирования. Проводится плановое заседание консилиума, на котором анализируется динамика развития ребенка, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (индивидуальная - групповая).


Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, планирование совместных мероприятий с учетом поступившей информации, индивидуальное консультирование курирующим специалистом участников образовательного процесса. Переходным моментом на следующий этап является оценка результативности комплексной помощи в конце учебного года. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Важным моментом процесса взаимодействия является заполнение единой документации: 1. Протоколы заседаний консилиума. 2. Протоколы первичных обследований детей (могут находиться у специалиста). 3. Представления на детей. 4. Карты динамического развития детей (карта клиента). Карта содержит заключение ПМПК, комплексное заключение на ребенка ПМПк, представление специалистов, выписку из протокола консилиума с указанием рекомендаций, этапные заключения специалистов, планирование коррекционных занятий, работы ребенка. 5. Бланки программ комплексной помощи учащимся. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков.



Литература: Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Сайт: Сайт:

«Педагогический труд» - Научная организация педагогического труда. НОТ в общественном труде школьника. Научная организация труда. Учитель призван управлять обучением. Цель педагогического труда. Суть науки. Этапы работы по НОПТ. Интерпретация. Критерии реализации принципа. Фундаментальные законы НОТ. Важные дела. Организационное занятие.

«Тьютерское сопровождение» - Педагог. Активные методы обучения. Об образовании в Российской Федерации. Методы. Развитие и образование. Пилотное МБОУ. Основные трудности педагогов. Освоение новых педагогических технологий. Уровни психологической готовности. Формирование положительной учебной мотивации. Психологический аспект тьюторского сопровождения.

«Моя педагогическая философия» - Открытый урок по алгебре. НИПКиПРО. Цели и задачи своей педагогической деятельности: Система работы. 7б класс. При такой системе обучения ученик: Подготовка к классному часу. Трехуровневые домашние задания: Я горжусь своими детьми! И жниц ликующую рать Благослови, о Боже! Моя педагогическая философия.

«Педагогический коллектив» - Анкета 5. Уровень новаторста учителей в школьном коллективе. Анкета 5. Уровень новаторства учителей в школьном коллективе. Анкета 2. Информационная готовность педагогического коллектива. Заместитель директора по увр редько и.А. Система показателей инновационного потенциала педагогического коллетива (иппк).

«История педагогики» - Предмет музейной педагогики. Принципы. Экскурсия по музею. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Воспитание культуры поведения. Формирование у дошкольников представления о музее. Практические: -самостоятельная работа; -разбор, анализ, систематизация материала, -природоохранная деятельность.

«Педагогика» - Органы деятельности высшего учебного заведения. Коррекционная педагогика. Высшее образование. Педагогика как наука. Педагогика высшей школы. Возрастная педагогика. Принципы деятельности высших учебных заведений. Профессиональная педагогика. Исследование закономерностей развития. Объект исследования педагогики.

«Психологическое сопровождение учащихся в коррекционном процессе на примере работы пмпк в КГК ОУ ШКОЛА 3» Подготовила: Г.Н. Бахарева, педагог-психолог


Цель отчета: раскрыть этапы психологического сопровождения учащегося на примере работы пмп к.

  • раскрыть основные направления работы педагога-психолога в коррекционном процессе;
  • определить цели и задачи ПМПк в коррекционной школе VIII вида;
  • показать фрагмент работы ПМПк на примере одного учащегося.

Цель психологической деятельности: Своевременное и целенаправленное устранение нарушений.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать, развивать познавательные процессы.
  • Формировать, развивать эмоционально-волевую сферу.
  • Восполнять пробелы обучения.

Основные направления психологической работы:

  • организационное
  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее
  • методическое

Организационное направление

  • подготовка кабинета к учебному году;
  • составление перспективного плана;
  • оформление психологических карт;
  • составление, утверждение расписания занятий;
  • комплектование групп;
  • оформление тетрадей взаимосвязи;
  • составление отчета работы за год;
  • составление плана работы на следующий учебный год.

Методическое направление

Цель:


  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Письмо Министерства образования РФ
  • «О Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме образовательного учреждения» , 27.03.2000г.,№ 27\901-6, зам. министра Е.Е.Чепурных;
  • «Положение о Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме образовательного учреждения» . 19.02.2001г., Министерство Хабаровского края;
  • Типовое положение о Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края,27.03.2001г., экспертно-методический совет по вопросам коррекционной педагогики комитета общего образования администрации края;
  • Устав КГКСКОУ СКОШ № 3;
  • Положение о Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида № 3, 20.08.2003г., № 70,директор КГКСКОУ СКОШ №3 ;
  • Приказ «О создании школьной ПМПк» , 01.08.2008г. № 98\1 , директор КГКСКОУ СКОШ № 3;
  • План работы Психолого-Медико-Педагогического консилиума на год;
  • Договор между образовательным учреждением и родителями;

В ПМПк ведётся следующая документация:

  • журнал записи учащихся на ПМПк;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
  • протокол заседания консилиума;
  • педагогическое представление на учащегося представление школьного педагога-психолога на учащегося;
  • логопедическое представление для школьного консилиума;
  • заключение ПМПк;

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия имя отчество ученика________________________________________________________

Дата рождения _____________Школа_______________________________Класс_______________

Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями) ______________________________

Особенности развития, адаптации ребенка _____________________________________________

Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок _____________________________

Индивидуальные положительные особенности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы __________________________________________________________

Общее развитие ребенка:

Осведомленность о себе и своей семье, знания и представления об окружающем ____________

Развитие моторики __________________________________________________________________

Развитие речи ______________________________________________________________________

Особенности поведения, отношение к школе и учебной деятельности ______________________

Сформированность учебных навыков:

по математике ______________________________________________________________________

по письму __________________________________________________________________________

по чтению _________________________________________________________________________

Сформированность школьно-значимых умений:

Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать ________________________

Способность понять и принять инструкцию _____________________________________________

Отношение к неудаче _______________________________________________________________

Темп работы _______________________________________________________________________

Заключение ________________________________________________________________________

Дата заполнения____________________ Подписьпедагога____________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧАЩЕГОСЯ НА ПМПк

Фамилия, имя, отчество ученика__________________________________________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________________________________________________________

Школа, класс__________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о семье______________________________________________________________________________________________________________

Особенности учебной деятельности и поведения со слов:

Родителей______________________________________________________________________________________________________________________

Педагогов______________________________________________________________________________________________________________________

Особенности общения:

С одноклассниками______________________________________________________________________________________________________________

С педагогами___________________________________________________________________________________________________________________

С родителями___________________________________________________________________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация ___________________________________________________________________________

Сформированность понятий правой и левой руки, пространственных и временных предстовлений___________________________________________________________________________________________________________

Ведущие: рука________________________нога__________________________ухо_______________________________глаз_______________________

Моторная ловкость _____________________________________________________________________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования_________________________________________________________________________________

Темп деятельности и работоспособность___________________________________________________________________________________________

Познавательная сфера:

Восприятие____________________________________________________________________________________________________________________

Особенности внимания__________________________________________________________________________________________________________

Особенности памяти____________________________________________________________________________________________________________

Мышление____________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков (соответствие требованиям программы, ошибки)

Чтение_______________________________________________________________________________________________________________________

Письмо______________________________________________________________________________________________________________________

Счет_________________________________________________________________________________________________________________________

Решение задач_________________________________________________________________________________________________________________

Особенности психоречевого развития

(речевая активность, словарь, овладение родовыми обобщениями, понимание грамматических конструкций, построение высказываний)_______

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы_____________________________________________________________________

Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, характерные наущения

Дата обследования___________________________ Фамилия школьного педагога-психолога_____________________________________________

Логопедическое представление для школьного консилиума

1. ФИО___________________________________________________________________________

2. Дата рождения_________________________________________________________________

3. Где обучался___________________________________________________________________

4. Краткий анамнез_______________________________________________________________

5. Речевая сфера и социальные условия______________________________________________

6. Общая и мелкая моторика_______________________________________________________

7. Артикуляционный аппарат_______________________________________________________

8. Устная речь:

Общее звучание речи______________________________________________________________

Темп и плавность речи_____________________________________________________________

Понимание речи__________________________________________________________________

Фонетическое восприятие, звуковой анализ, синтез____________________________________

Звукопроизношение_______________________________________________________________

Слоговая структура речи___________________________________________________________

Активный словарь_________________________________________________________________

Грамматический строй речи________________________________________________________

9. Письменная речь:

Чтение__________________________________________________________________________

Письмо__________________________________________________________________________

10. Заключение___________________________________________________________________

Дата обследования _____________ (____________)

  • Подпись ФИО

Дата обследования___________

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения______________________________________________________

1. Особенности развития, адаптации ребенка____________________________

2. Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок___________

3. Индивидуальные положительные особенности личности,

являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы____________

4. Заключение консилиума___________________________________________

___________________________________________________________________

Председатель консилиума:

Члены консилиума:


План индивидуальной

коррекционной работы с учащимся

Проблема

Цели,

задачи

Срок

Ответ-

ственный

Результат


Журнал записи на ПМПк (сентябрь, 2013г)

п\п

дата

Ф.И.О.

уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Инициатор

Классный руководитель1 класса

Повод обращения

обращения

Первичное обследование

10.09.13г-педагог-психолог;

12.09.13г-учитель-логопед


Заседание ПМПк


п\п

Дата

Ф.И.О уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Проблема

Заключение

специалиста или коллегиальное заключение

речь непонятна для окружающих,

Тотальное нарушение всех психических функций.

недостаточно понимает обращенную речь, в общении избирательна. Трудности в усвоении школьной программы по всем предметам.

Специалист или состав ПМПк

Нарушение коммуникативной функции речи. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Слабо развита мелкая моторика рук. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма дизартрии

Педагог-психолог,

учитель-логопед, учитель, воспитатель

Заключение Психолого-Медико-Педагогического консилиума

Дата обследования 13.10.2013г

Фамилия, имя ребенка Иванова Полина Ивановна

Дата рождения 30.07.2004г . Класс 1 а

1. Особенности развития, адаптации ребенка адаптационный период проходит успешно

2.Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок восприятие фрагментарное, внимание

неустойчивое, непродуктивное, испытывает трудности в запоминании учебного материала, низкий уровень

наглядных форм мышления, причинно-следственные связи устанавливает примитивно, слабо ориентируется во

времени и пространстве, грубо нарушены все компоненты речи, затруднен вербальный контакт, отказывается от

общения с незнакомыми людьми, тревожна, слабо развита мелкая моторика рук

3. Индивидуальные положительные особенности личности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы принимает помощь педагога, ориентируется на похвалу педагога , активизируется в ситуации успеха

4. Заключение консилиума

Тотальное нарушение всех психических функций.

Нарушение коммуникативной функции. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Слабое развитие мелкой

моторики рук. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма

дизартрии.

Председатель консилиума:

Члены консилиума:


Журнал записи на ПМПк (январь, 2014г)

п\п

дата

Ф.И.О.уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина ивановна

Инициатор

Классный руководитель 1 класса

обращения

Повод обращения

График консультирования специалистами

Промежуточная диагностика с целью отслеживания усвоения программного материала

19.12.13г-педагог-психолог;

20.12.13г-учитель-логопед

План индивидуальной коррекционной работы с учащейся 1 класса И.Полины

Проблема

Цели,

Нарушение познавательных процессов

задачи

Развивать

Развивать слуховое внимание и

зрительное

Срок

работы

восприятие

Упр. «Что звучит», «Хлопки», «Кто летит», «Запомни слова», «Узнай по звуку»

Развивать

Сентябрь – декабрь

«Зашумленные предметы», «Наложенные предметы», «Чего не хватает» «Узнай целое по части»

восприятие

Развивать

устойчивость внимания

Упр. «Распутай линии», «Найди спрятанные слова», «Счет до 20»

Результат

Учитель, воспитатель

зрительную память

Упр. «Хорошо ли вы знаете друг друга», «Что изменилось», «Запомни 10 слов»

на 1 полугодие

научилась списывать буквы, слоги, короткие слова

Развивать наглядно-действеное,

научилась слушать инструкции учителя,

наглядно-образное мышление

Упр. «Где мы побывали», картинки-загадки, парные картинки, противоположность, пословицы, «Четвертый лишний»

Наблюдается незначительная положительная динамика в продуктивности и устойчивости внимания, однако остается на низком уровне

Наблюдается незначительная положительная динамика в развитии зрительной памяти, однако остается на низком уровне

Наблюдается положительная динамика в развитии наглядно-действенного мышления


Нарушение

эмоционально-волевой сферы

Недоразвитие мелкой моторики рук

Коррекция настроения и отдельных черт характера (замкнутость, тревожность)

Нарушение

Мимические упражнения, этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Развивать мелкую моторику

звукопроизношения

Штриховки, вырезание, лепка, раскраски

Сентябрь-декабрь

Развивать артикуляторную

Выполнять комплекс упражнений для выработки артикулем свистящих звуков.

моторику.

Учитель, воспитатель

Девочка стала чаще улыбаться, в детском коллективе появились друзья, помогает слабым

Тренировать в правильном произнесении звука Ы изолированно, в слогах, в односложных словах (дым), в двусложных словах с открытыми слогами (мамы, папы, дыни).

Развивать речевое

Упр. «Подуй на язычок», упр. на удлинение выдоха «счет от 3 до 10, фразы Собака лает. Лает злая собака. Во дворе лает злая собака»

Звуки С.СЬ поставлены автоматизация

на уровне слога,

поставлен звук Ы, автоматизация на уровне слов.

Нарушение фонематического восприятия, слуха

Нарушение

Развивать

Несформированность навыка

звуко-слоговой

Развивать звуко-слоговую

фонематическое

Упр. «Эхо», отстукивание заданного ритма, лото «Подбери картинку к схеме», «Определи звук», «Что неправильно»

языкового анализа и синтеза

Недоразвитие словарного запаса

Отстукивание заданного ритма, отстукивание ритма слова, знакомство и работа со слоговыми схемами, упр. «Паровозик», «Кто, где живет» (распределение слов по количеству слогов)

структуры слова

Сентябрь-декабрь

а) учить находить первый и последний звук в слове

структуру слова

слух и восприятие

Уточнять, расширять словарный запас

Учитель, воспитатель

б) учить определять количество слогов в слове

Игра «Телевизор», «Волшебный цветок», «Слоговое домино»,

Наблюдается незначительная положительная динамика, однако остается на низком уровне

работа со звуко-слоговыми схемами слов, работа со схемами предложений,

Работа по лексической теме: «Школа», «Семья», «Дом», «Сад», «Огород», «Времена года», рассказывание сказок с опорой на картинки

Произносит простые односложные, двусложные слова с открытым и закрытым слогом, имена одноклассников со стечением согласных, воспроизводит ритмическую структуру некоторых трехсложных слов

Наблюдается незначительная положительная динамика в определении количества слов в предложении, в определении первого и последнего звука в слове

Наблюдается незначительная положительная динамика, однако остается на низком уровне. Ребенок показывает на картинах знакомые овощи и фрукты, старается произносить слова за учителем

Несформированность

грамматического строя речи

Несформированность

а) учить составлять предложение из 2,3-х слов,

зрительно-пространственных координаций и временных представлений

и понимания логико-грамматических отношений

подбирать глагол к существительному и существительное к глаголу

1.Формировать зрительно-пространственные

Работа со схемами предложений, составление предложений по картинкам, с заданным словом, по вопросам.

Упр. на различение понятий «верх-низ», «правое-левое», «впереди-сзади», упр. на ориентировку на себе и на собеседнике, на листе бумаги, в учебнике, графические диктанты (1 уровня), заполнение календаря природы, работы по режиму дня, игра «Когда это бывает», «Назови и подбери»

координации.

Сентябрь-декабрь

Учить задавать вопросы и учить подбирать действия к существительному (картинке) по вопросу «Что делает?» и наоборот (Кто лает? Кто хрюкает?).

б) учить понимать и употреблять предлоги С, НА, ПОД

Учитель, воспитатель

Игра «Коробочка», работа с предлогами по схемам и по картинкам. Учить решать простые логические задачи.

в) учить понимать логико-грамматические отношения

2.Формировать временные представления.

Наблюдается незначительная положительная динамика. С помощью учителя по картинкам и по вопросу составляет фразу из 2-3 слов без предлога, с помощью учителя задает вопрос и отвечает на вопрос по картинке. Показывает местоположение предмета относительно другого предмета.

Научилась ориентироваться на себе, на собеседнике с ошибками, усвоила понятия «верх-низ, впереди-сзади»


Воспитание потребности трудовых умений и навыков

Развивать навыки самообслуживания, умения хозяйственно-бытового труда

Сентябрь-декабрь

Учитель, воспитатель

Поручения, игры, упр., дежурство


Заседание ПМПк

Ф.И.О уч-ся

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Проблема

Заключение

Трудности в усвоении школьной программы по всем предметам.

специалиста или коллегиальное заключение

Испытывает трудности переноса усвоенного способа действий на новое задание и в новую ситуацию

Наблюдается положительная незначительная динамика в развитии слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти в устойчивости и продуктивности внимания, в развитии артикуляторной моторики, в развитии навыков звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, навыков языкового анализа, мелкой моторики рук. Наблюдается положительная динамика в развитии навыков общения.

Нарушение эмоционально-волевой сферы. Мыслительные операции на низком уровне, преобладает наглядно-действенное мышление. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма дизарии.

Коррекция всех психических функций, эмоционально-волевой сферы.

Посещение логопедических занятий по коррекции речи.

Педагог-психолог,учитель-логопед, учитель, воспитатель

Коррекция речи на логопедических занятиях и в условиях класса.

Заключение Психолого-Медико-Педагогического консилиума

Дата обследования 28.01.2014г

1.Фамилия, имя ребенка Иванова Полина Ивановна

2.Дата рождения 30.07.2004г . Класс 1 а

3. Особенности развития, адаптации ребенка адаптационный период прошла успешно

4. Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок Трудности в усвоении школьной программы по всем предметам. Испытывает трудности переноса усвоенного способа действий на новое задание и в новую ситуацию. Восприятие фрагментарное, внимание неустойчивое, непродуктивное, низкий уровень наглядных форм мышления, причинно-следственные связи устанавливает примитивно, слабо ориентируется во времени и пространстве, затруднен вербальный контакт, грубо нарушены все компоненты речи, слабо развита мелкая моторика рук, низкая работоспособность, утомляемость

5. Индивидуальные положительные особенности личности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы принимает помощь педагога, активизируется в ситуации успеха, сформированы трудовые навыки, проявляет интерес к учебной деятельности, заинтересована в успехе, прилагает усилия к достижению положительного результата

6. Заключение кнсилиума

Наблюдается положительная незначительная динамика в развитии слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти, в устойчивости и продуктивности внимания, в развитии артикуляционной моторики, в развитии навыков звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, навыков языкового анализа, мелкой моторики рук. Наблюдается положительная динамика в развитии навыков общения.

Нарушение эмоционально-волевой сферы. Мыслительные операции на низком уровне, преобладает наглядно-действенное мышление.

Председатель консилиума:

Члены консилиума:


Журнал записи на ПМПк (на май 2014г)

Дата рождения

Иванова Полина Ивановна

Инициатор

Повод обращения

обращения

Классный руководитель1 класса

График консультирования специалистами

Итоговая диагностика

с целью отслеживания усвоения программного материала

20.04.14г-педагог-психолог;

22.04.14г-учитель-логопед

Заключение психолого-медико-педагогического Консилиума Дата обследования май.2014 г.

1.Фамилия, имя ребенка Иванова Полина Ивановна

2.Дата рождения 30.07.2004г . Класс 1 а

3. Особенности развития, адаптации ребенка адаптационный период прошла успешно, программу 1 класса усвоила частично.

4. Характер и причины трудностей, которые испытывает ребенок Трудности в усвоении школьной программы по письму и

чтению. Испытывает трудности переноса усвоенного способа действий на новое задание и в новую ситуацию. Восприятие

фрагментарное, внимание неустойчивое, улучшилась продуктивное, низкий уровень наглядных форм мышления но наблюдается

незначительная положительная динамика, затрудняется устанавливать причинно-следственные связи, ориентируется во

времени и пространстве с помощью наводящих вопросов, наблюдается незначительное развитие всех компонентов речи,

развития мелкой моторики рук, работоспособность повысилась.

5. Индивидуальные положительные особенности личности, являющиеся основой для коррекционно-развивающей работы

принимает помощь педагога, активизируется в ситуации успеха, сформированы трудовые навыки, проявляет интерес к учебной

деятельности, заинтересована в успехе, прилагает усилия к достижению положительного результата

6. Заключение консилиума

Наблюдается положительная динамика в развитии слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти, в

устойчивости и продуктивности внимания, в развитии артикуляционной моторики, в развитии навыков звукопроизношения,

звуко-слоговой структуры слова, навыков языкового анализа, мелкой моторики рук. Наблюдается положительная динамика в

развитии навыков общения.

Нарушение эмоционально-волевой сферы. Мыслительные операции на низком уровне, преобладает наглядно-действенное

мышление. Системное недоразвитие языковых и речевых средств (тяжелой степени) при F-70. Стертая форма дизартрии.

Продолжить обучение по программе коррекционной школы VIII вида, во 2 классе.

Председатель консилиума:

Члены консилиума:

Библиографический список

1.Воспитательная работа в школе// Положение о ПМПк. 1/2004 г.

2.Дефектологический словарь. М.. 1970.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 1981.

4.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2000.

5.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995

6.Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов.-Воронеж:Издательство «Учитель», 2003.

7.Лалаева Р. И. Нарушения чтения. - М., 1998

8.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М, Владос, 1999

9.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.-М.:МГОПИ, изд-во «Альфа», 1993.

10.Лоскутова Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников.// Школьный логопед, №2(5),2005

11. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. \\ Недостатки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., -Москва, 1965.

12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.

13. Понятийно- терминологический словарь логопеда. М., 1997.

14. Психолого-педагогический журнал// Типовое положение о ПМПк в образовательных учреждениях Хабаровского края. №1 2001 г.

15. Школьный психолог // Письмо Мин. Образования РФ о ПМПк. № 34 сен 2000 г.

16. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д: Феникс, 2009 г