Изобразительное искусство в специальной школе. Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах. §1. Рисование с натуры

Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положитель­ных возможностей умственно отсталых детей. При этом эти усло­вия не возникают автоматически. Эффективность работы по всœестороннему развитию умственно отсталых детей всœецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно - направленны­ми. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы макси­мально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отста­лого ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его нужно хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что при хорошей организации и совершенной методике преподавания учащиеся вспомогательной школы вполне могут овладеть простейшими навыками изобразительной деятельности.

На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом вни­мания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета͵ величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участ­вует в данном процессе. Зрительные, осязательные, кинœестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.

Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благо­приятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целœенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На базе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в осо­бенности ощущений цвета͵ цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия у умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация на уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмо­циональное восприятие которых учащиеся вспомогательной шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.

Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целœенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразо­вательное значение учебных предметов значительно повышается.

Наконец, крайне важно отметить, что уроки рисования помо­гают изучить некоторые индивидуальные особенности умствен­но отсталых школьников. Наиболее, отчетливо это прослежи­вается в том случае, в случае если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индиви­дуальных особенностей учащихся позволяет учителю более пра­вильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.

Получить оптимальные результаты в процессе занятий изо­бразительной деятельностью, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использова­ния всœех возможностей, заключенных в данном учебном предмете.

Вопросы и задания

1.Какие общие и специальные задачи решаются при обучению изобразительному искусству учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида?

2. Каково значение изобразительной деятельности в общей системе обучения данных учащихся?

3. Проведите сопоставительный анализ задач обучения в массовой школе и школе восьмого вида.

4. Почему занятия рисованием оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию чувственного познания и мышления умственно отсталых школьников?

Специальной (коррекционной) школе VIII вида - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специальной (коррекционной) школе VIII вида" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • - VIII. Александр Иванов и Суриков. Цветовые проблемы пленэра и картина.

    Александр Иванов 10 июня 1855 года писал: «Одним словом, я, как бы оставляя старый быт искусства, никакого еще не положил твердого камня к новому, и в этом положении делаюсь невольно переходным художником...» 1. Хотя эти слова сказаны в связи с поисками нового толкования... .


  • - VIII. ЛЮДИ

    Снова я коснулся истины и, не поняв, прошел мимо. Я уже думал - вот и гибель, предел отчаяния, и тогда-то, оставив всякую надежду, обрел душевный покой. Кажется, в такие часы и узнаешь самого себя, находишь в себе друга. Ничто не сравнится с этим ощущением душевной... .

  • - Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI-XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии.... .


  • - С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о - полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой... .


  • Статья по теме:

    «Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».

    Овчинникова Светлана Александровна, учитель ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида г. Ульяновск.
    Описание. Данная статья будет полезна для учителей начального блога специальной (коррекционной) школы VIII вида. Поможет в разработке планирования тематики уроков изобразительного искусства.
    Цель: распространение педагогического опыта.
    Задачи:
    - познакомить педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования;
    - сообщить о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ;
    - вызвать интерес у педагогов к данному материалу и использование его в планировании тем уроков рисования.

    Латинское слово «декор» означает «узор» . Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов. Декоративному рисованию обучающиеся коррекционной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы.
    Тесно соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся коррекционной школы. Параллельно с практическими занятиями декоративным рисованием обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.




    Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе практических занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. При составлении узоров обучающиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование их по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большее количество разнообразных орнаментов.


    Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно обучающиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует детей и тем самым активизирует их деятельность.


    Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, освоить тот или иной способ действий.
    Во время декоративного рисования обучающиеся отрабатывают ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.



    Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.
    В процессе декоративного рисования, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений обучающихся о геометрических формах. Геометрическая форма, как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то в других видах занятий связывается с предметом, то есть происходит опредмечивание.
    В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой – круг маленький, круг большой – круг маленький).


    Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг - квадрат).
    Более сложную композицию, состоящую из двух – трех форм и других геометрических элементов.



    При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая, правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и другие в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества.
    Яркость, красочность, ритмичность, присущие работам декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. Обучающие упражняются в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.
    В начальный период следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами, а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета. Надо давать детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов.


    Заключение. Уроки изобразительного искусства оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (моторика рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия.




    Это самодельные трафареты, которыми пользуемся на уроках рисования. А заводскому трафарету лет 20, он уже не отмывается, кое-где укреплен скотчем. В магазинах таких не видела.

    В качестве фотоматериалов к статье использовала детские работы, выполненные на уроках рисования.

    Спасибо за внимание.

    Литература.

    Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
    Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975.
    Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

    8. Изобразительная деятельность.

    1.Вступление.

    В процессе занятий изобразительным искусством осуществляется всесторонне развитие детей: умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое. Уроки изобразительного искусства предоставляют богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Коррекционная направленность занятия – обязательное условие учебного процесса.

    На правильно организованных занятиях по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для более прочного усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир. В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято, но и осмысленно.

    Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию, от характера, качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающей действительности. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.

    У большинства учащихся специальной школы отмечаются грубые нарушения пространственных ориентировок и пространственных отношений. Уровень развития пространственных представлений, в значительной степени, является показателем общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. В данном случае важное значение имеет композиция рисунка. Понятие «композиция» обозначение составление, расположение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. На уроках изо учащиеся приобретают умение ориентироваться в пространстве листа бумаги, ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов, учатся передаче в рисунке расположения предметов в пространстве.

    Особую роль в изобразительном творчестве играет цвет. Наши дети с удовольствием раскрашивают рисунки цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами, лепят из цветного пластилина, делают аппликации из цветной бумаги и т.д. При этом дети испытывают радость и чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом дети решают ряд познавательных задач, связанных с восприятием и воспроизведением цвета и цветовых сочетаний.

    Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Одновременность зрительного и двигательного контроля имеет особое значение при выполнении рисунка.

    Для успешности изобразительной деятельности необходимы специальные графические умения: умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

    Дети – олигофрены имеют различные нейродинамические расстройства. Одни спокойны, уравновешенны и легко подчиняются требованиям учителя. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство положительно сказывается на развитии эмоционально-волевой сферы учащихся.

    Подавляющее большинство учащихся любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Это так же верно относится и к детям группы «Особый ребенок». Особую активность учащиеся проявляют во время свободного рисования. Радуясь цветным карандашам, краскам, дети, как правило, рисуют ранее изображавшиеся и излюбленные предметы. Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то столь большого желания и интереса проявлено не будет. В этом случае учителю приходится активно помогать учащимся, делать все возможное, чтобы дети не потеряли веру в себя, в свои возможности, не растерялись и сохранили интерес к творчеству.

    Важное психолого-педагогическое значение имеет оценка собственной деятельности и ее результатов. После каждого урока мы всем классом обсуждаем качество выполненных работ, выбираем лучшие работы и находим в них удачные моменты.

    Таким образом, изобразительное искусство в специальной школе не просто урок, но и метод обучения на других предметах, средство коррекции недостатков развития и способ диагностики интеллектуального развития, эмоциональных проблем ребенка. Изобразительная деятельность имеет терапевтическое значение, т.к. благотворно влияет на общее психофизическое состояние ребенка, в частности, на его эмоциональную и двигательно-моторную сферы.

    Существую следующие виды занятий изобразительным искусством:

    2)рисование с натуры;

    3)тематическое рисование;

    4)беседы об изобразительном искусстве.

    Все виды уроков тесно связаны между собой и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, играют важную роль в развитии умственно отсталых школьников. Систематическому обучению рисованию предшествует пропедевтический период.

    ^ 2.Пропедевтический период обучения рисованию.Первоначальная задача пропедевтики рисования состоит в том, чтобы изучить характерные особенности каждого ученика.

    Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Необходимо сформировать у учащихся умения слушать учителя, правильно сидеть, держать карандаш, пользоваться резинкой, использовать в работе трафареты, шаблоны, рисовать разные линии по длине, толщине, направлению, различать цвета, рисовать по клеткам узоры.

    Дидактические игры и упражнения, предшествующие рисованию, позволяют школьникам развивать самостоятельность. Организуемые в пропедевтический период игры и упражнения в зависимости от дидактической задачи можно разделить на такие группы:

    1)игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;

    2) предметов по форме;

    3)игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов;

    4)игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;

    5)специальные графические упражнения для формирования технических умений и навыков изобразительной деятельности;

    6)упражнения для развития мелкой моторики рук.

    ^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.

    1)Учитель раскладывает на столе наборы плоских о объемных предметов разной величины: кубики, шары, матрешки, кольца, круги, квадраты и т.п. Учащиеся должны направить свои действия на подбор, расстановку и раскладывание предметов и их частей. Дети должны выполнить задания:

    Покажите самый большой кубик.

    \Покажите самый маленький шар.

    Сложите башню, начиная с самого большого кубика.

    Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца.

    Расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой (с самой маленькой).

    Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.

    2)На столе – три набора трехсоставных матрешек в разобранном виде. Вызываются три ученика, которые должны сложить матрешек, а затем поставить их в ряд, начиная с самой большой. Выигрывает тот, кто быстрее всех сложит свою матрешку.

    3)В игре участвуют несколько учащихся. Каждому из них дают в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним – большой, другим – чуть поменьше. Дети должны разделиться на две группы с учетом величины геометрических фигур.

    4)К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены заранее 8-10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Приглашаются двое учеников. Один отбирает большие кольца и надевает их на гвоздики, другой – кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики.

    5)К доске прикрепляются рисунки предметов разной величины. По очереди приглашаются учащиеся. С каждым отрабатываются следующие понятия:

    большой – маленький (шар, мяч);

    высокий – низкий (забор, столб);

    длинный – короткий (карандаш, веревка);

    широкий – узкий (ремень, лента);

    толстый – тонкий (альбом, книга).

    Учащиеся рисуют мелом на доске предметы соответствующей величины.

    Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.

    1)На столе – кубики и шарики. Дети должны положить кубики в коробку слева, а шарики в коробку справа.

    2)Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги, квадраты). Детям дается задание разложить их на две группы.

    3)Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами, в которых лук, огурцы, морковь, репа, капуста, лимоны, яблоки, апельсины, груши (вырезанные из картона).

    Дидактические задачи: совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представление о форме разных овощей и фруктов

    Игра «Наш огород». Учитель предлагает: «Надо посадить овощи. Для этого следует сделать грядки. Я начну грядку, а вы продолжите». Учащиеся по очереди сажают в грядку (прикрепляют к доске) только одинаковые овощи.

    Игра «Наш сад». На доске контуры фруктовых деревьев. На разных деревьях растут разные фрукты. В качестве образца к каждому дереву прикрепляются по одному лимону, яблоку и т.д.

    Задача игры – вырастить хороший урожай фруктов. Для этого нужно, чтобы на каждом дереве было много плодов. Нужно следить, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше – лимоны и т.п.

    ^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.

    1)У каждого ученика – наборы мелких предметов или геометрических фигур разных цветов. Дается задание сгруппировать их по цвету. Сначала берется два цвета, затем – три и т.д. Аналогичную работу проделывает ученик, которого приглашают к доске.

    2)На столе дано начало дорожки из брусков двух цветов: синих (С), желтых (Ж). Дети должны закончить строительство дорожки по образцу: СЖСЖСЖСЖ…, СЖЖСЖЖСЖЖ…

    3)У детей разноцветные кружки. Дается инструкция: «Сейчас будем играть в фонарики. Будем зажигать их по очереди. Когда я скажу: «Зажгитесь желтые фонарики», - поднимают свои фонарики только те ученики, у кого в руках фонарики желтого цвета. А когда я скажу: «Загораются фонарики зеленые», - фонарики поднимут те, у кого есть зеленые фонарики и т.д.»

    4)Можно использовать словесное рисование по художественным текстам, стихотворениям. Например, учитель читает стихотворение П.Ефимова «Цветные карандаши» и показывает цветную иллюстрацию к нему.

    На столе у малыша

    Три цветных карандаша.

    Выбирай себе любой –

    Красный, желтый, голубой.

    Мальчуган нашел тетрадь.

    Стал в ней домик рисовать.

    Получился дом хороший –

    Два крыльца и пять окошек.

    Есть труба и даже двор,

    А кругом большой забор.

    Карандашик взял он красный –

    Засияло солнце ясно.

    Карандашик взял другой –

    Крышу сделал голубой.

    Желтым стал просторный двор.

    Чем же выкрасить забор?

    Плохо, что у малыша

    Только три карандаша.

    И остался до сих пор

    Не раскрашенным забор.

    ^ Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

    1)На доске большой лист бумаги. Дети по очереди выполняют задания:

    Покажите верхний край листа.

    Покажите нижний край листа.

    Покажите, где левая (правая) сторона.

    Покажите середину листа.

    Возьмите вот эту елочку (дается елочка из картона) и посадите ее посередине листа.

    Слева, у самого края, растет белый гриб. Нарисуйте его.

    Справа, тоже у самого края, растет подосиновик. Нарисуйте, где он растет.

    По самому низу листа – зеленая травка.

    Высоко вверху, посередине, нарисуйте яркое солнце.

    Аналогичный «графический диктант» учащиеся выполняют у себя в альбомах.

    2)Посередине классной доски нарисована большая клетка для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Учитель приглашает к доске учащихся, и они выполняют различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия: высоко - низко, выше – ниже, вверху – внизу, справа – слева, правее – левее, близко – далеко, ближе – дальше, спереди – сзади и т.д.

    ^ Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.

    1)Рисование от руки прямых вертикальных линий: «Высокие столбы», «Заборчик».

    2)Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «Провода», «Дорожки», «Цветные веревочки».

    3)Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «Лесенки», «Окошки», «Рамки», «Качели», «Шахматная доска».

    4)Рисование от руки дугообразных линий: «Дым идет», «Извилистые ручейки», «Волны».

    6)Рисование замкнутых круговых линий: «Воздушные шарики», «Бублики» и т.д.

    Эти и подобные им графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Нашим учащимся, особенно начинающим, для усвоения надлежащих навыков требуется большое количество повторений. Но иногда и это не дает ожидаемых результатов. Поэтому в некоторых случаях приходится использовать способ 2механического руководства», т.е. учитель направляет руку ребенка. Этот прием ведущий на начальном этапе обучения рисовальным движениям. Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков у детей, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы:

    зрительное и двигательно-осязательное восприятие предмета;

    составление контура этого предмета из палочек или спичек;

    построение формы предмета с помощью шаблона;

    обведение формы предмета по трафарету;

    рисование этой формы в воздухе;

    рисование по уже готовым контурным линиям;

    рисование предмета с использованием опорных точек;

    штриховка и раскраска контурных изображений;

    рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги (предметы простой формы).

    Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    Учащиеся под счет выполняют следующие движения:

    похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);

    постучать согнутыми пальцами по парте;

    провести попеременно похлопывание ладонью и постукивание согнутыми пальцами по парте;

    погладить поверхность парты;

    сжать руки в кулак, разжать;

    согнуть пальцы одновременно и по очереди;

    поочередно противопоставить большому пальцу все остальныею

    Учащиеся работают с предметами:

    составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу);

    вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы);

    разобрать «колодец» по одной цветной палочке, сложить в коробку;

    сжимать маленький мячик (комочек ваты).

    Латинское слово «декор» означает «узор». Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформление праздничных плакатов, открыток и т.п.

    Значение декоративного рисования для развития наших детей очень велико, т.к. оно обладает многими преимуществами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее доступен и понятен нашим учащимся. Поэтому с этого вида работы нужно начинать систематическое обучение рисованию. Декоративное рисование предполагает так называемую стилизацию изображаемого, т.е.:

    а) обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки предмета;

    б) плоскостное изображение объемных предметов, которые не требуют передачи светотени;

    в) условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета, и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.

    Учащиеся постепенно овладевают декоративным рисованием. Для этого используется система заданий:

    составление узоров по готовым образцам;

    составление узоров из данных элементов;

    составление узоров по заданной схеме;

    самостоятельно составление узоров.

    Большое значение в работе по декоративному рисованию отводится беседам, объяснению и показу. Как правило, беседа проводится перед началом новой работы. Вопросы должны быть краткими, четко сформулированными, доступными детям, должны побуждать их к мыслительной деятельности.

    Значительное место при обучении декоративному рисованию отводится методу показа. В этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. Учитель рисует на доске, а дети – в альбомах.

    На уроках декоративного рисования широко используются образцы. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики: красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания. Для развития активности учащихся иногда часть урока посвящается коллективному придумыванию узора. Для этого к доске по очереди приглашаются ученики. В результате такой работы последовательно составляется узор – плод коллективного творчества детей.

    Наиболее простым и доступным видом работы для наших учащихся является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т.п. Детям трудно нарисовать полоску на листе бумаги. Поэтому в их альбомах или на отдельных листах заранее обозначаются опорные точки. Которые задают ширину полосы.

    Учащиеся испытывают сложности в делении полосы на равные части. Для упрощения работы можно использовать маркировку опорными точками, трафареты (квадраты и прямоугольники из плотного картона).

    В работе по декоративному рисованию используются следующие виды декоративного оформления:

    крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами;

    квадрат делится на четыре равные части, в каждой из которых повторяется элемент узора;

    элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата;

    квадрат украшается узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.

    Схему построения узоров в круге можно использовать для украшения посуды (тарелок, блюдец).

    В программе по декоративному рисованию предусмотрено ознакомление с элементами брускового шрифта. В связи с этим в какой-то степени уже решается задача синтеза. Ученики учатся выполнять сочетание изобразительной части и шрифтовой. Дети знакомятся с художественной открыткой как жанром изобразительного искусства. Все, что изображается на открытке, должно быть показано в единстве, т.е. элементы рисунка и шрифтовая часть должны быть умело скомпанованы.

    ^ 4.Уроки рисования с натуры.

    Во время занятий по рисованию с натуры решаются следующие задачи:

    формирование умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве;

    развитие осмысленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;

    качественное улучшение зрительных представлений;

    формирование интеллектуальных опеораций и действий;

    коррекция пространственных представлений;

    развитие речи как регулятора деятельности и средства общения;

    воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему;

    формирование положительных качеств личности, самостоятельности, уменич доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

    Рисование с натуры предполагает умение выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение предметов и их частей. Учащиеся учатся целенаправленному наблюдению и анализу предметов. Облегчают эти процессы организующие деятельность вопросы учителя: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Где расположены части предмета?» Учитель выполняет на доске объяснительный рисунок. Этим наглядно демонстрируются как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Учащиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют в соответствии с указаниями педагога.

    Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы на уроках рисования с натуры является установление тесной связи с другими уроками и в первую очередь с ручным трудом. Занятия лепкой и последующее рисование вылепленного предмета – это поступательное движение от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объемного предмета к его плоскостному изображению.

    Предшествующее рисованию изучение объектов изображения является надежным средством развития точности и дифференцированности восприятия.

    ^ 5.Тематическое рисование.

    Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в работе с детьми группы «Особый ребенок». Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий.

    Рисуя по представлению, учащиеся нашей школы опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематичных, технически неразвитых приемов изображения.

    План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урока рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры и тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению.

    Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» проводится серия уроков, на которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.д.

    В качестве подготовительных упражнений детям предлагается нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Например, на первом году обучения можно предложить:

    нарисовать три шарика на ниточках;

    нарисовать два кубика: красный и синий;

    нарисовать две морковки: маленькую и большую.

    На втором-третьем годах обучения упражнения усложняются:

    Нарисовать на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша красного цвета, а у большого – зеленого.

    Нарисовать двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна. Рядом с ней стоит легковая машина.

    На одной полке стоят три толстые и две тонкие книги, а на другой – две игрушки: матрешка и мячик. Подумайте, как их нарисовать.

    В левой части листа, поближе к краю, нарисуйте маленький домик, справа от домика – большое дерево, под деревом скамеечку, справа от скамеечки – качели.

    Посередине листа нирисуйте снежную бабу. В руках у нее метла, на голове – ведро. Справа от снежной бабы – маленькая елочка, а слева – горка, с которой катаются дети. Идет сильный снег.

    При обучении тематическому рисованию большое внимание уделяется композиции рисунка.

    Значительную роль в развитии творческих способностей детей играет природа. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас далеко несовершенна. Дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.

    Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке детей группы «Особый ребенок» следует отметить их умение по-разному изображать фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию: она способствует передаче настроения, чувств.

    Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, обогащения опыта ребенка, его постепенного развития

    Нужно всегда помнить об эмоциях как движущей силе воображения, об экспрессивной выразительности детского творчества.

    Л.С.Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому.

    Поэтические произведения в значительной степени способствуют развитию композиционных умений детей. Лирические строки как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства. Изображение возвышенного пространства можно почувствовать в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

    Важным приемом обучения является анализ детских рисунков. При оценке детских рисунков учитель исходит из следующих критериев:

    передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика;

    разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);

    изображение формы, ее характерных признаков, деталей;

    соответствие рисунка теме.

    Целенаправленная организация коррекционно-развивающей работы на уроках тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.

    ^ 6.Беседы об изобразительном искусстве.

    Беседы об изобразительном искусстве обогащают кругозор детей, развивают их речь и мышление. Но для учащихся группы «Особый ребенок» такой вид работы довольно сложен. Поэтому обычно беседы о произведениях изобразительного искусства непосредственно связаны с конкретной темой урока и сочетаются с проведением практических работ. Например, перед рисованием на тему «Осенний день» можно провести беседу по картине И.И.Левитана «Золотая осень», сравнить ее с картиной И.С. Остроухова «Золотая осень». Это сравнение очень полезно для учащихся, во-первых, как конкретный пример воплощения образов природы, которую они многократно наблюдали в жизни, во-вторых, как пример различных композиций, форматов, дающих возможность вариативности выражения одной темы.

    После беседы дети работают над созданием композиции рисунка. Этот вид работы требует достаточной подготовки детей. На первоначальных этапах работы беседы по картинам выполняют задачу развития осмысленного восприятия: дети учатся узнавать в изображениях реальные предметы, людей, животных, растений и т.п., различать форму, величину и форму предметов, их взаимное расположение, оценивать эмоциональную выразительность картины.

    Конспект урока изобразительной деятельности в группе «Особый ребенок»

    Третий год обучения, первая четверть

    ^ Цели урока: 1)Учить детей изображать предметы сложной по данному образцу, подбирать соответствующие цвета и оттенки, получать разные цвета, смешивая три основных: синий, желтый, красный.

    2)Расширять представления о признаках осени, закрепить временные понятия: времена года; развивать операции анализа и синтеза с опорой на предметный и наглядный материал.

    3)Воспитывать эстетическое восприятие действительности, наблюдательность, любознательность.

    БОУ КМР ВО « Талицкая средняя общеобразовательная школа»

    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    для 3, 5, 7 -9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

    на учебный год

    Составитель рабочей программы:

    учебный год

    Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ .

    Структура рабочей программы по ИЗО

    предусматривает следующие разделы:

    I. Пояснительная записка

    II. Основное содержание предмета, практические работы

    III. Требования к уровню подготовки обучающихся

    IV. Нормы оценок

    V. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

    · Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

    · Учебный план БОУ КМР ВО « Талицкая СОШ» на учебный год.


    Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

    Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

    Личностными результатами изучения курса являются:

    1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

    2. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

    3. Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

    4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

    5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

    Метапредметными результатами изучения курса являются:

    В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

    Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

    Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

    При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

    Характерными особенностями учебного предмета являются:

    Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

    Применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

    Применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.


    Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

    · коррекционно – обучающую;

    · коррекционно – развивающую;

    · коррекционно – воспитательную;

    · воспитание положительных качеств личности;

    · развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

    Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

    Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

    В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

    Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

    Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

    Межпредметные связи:

    · ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

    · ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

    · ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

    · ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

    Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

    Учебно-тематический план по изобразительному искусству

    предусматривает следующее распределение по часам:

    ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в3, 5 и 7 кл.;

    ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 3, 5 и 7 кл.; в 8-9кл. 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет факультатива. ;

    ü Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    8-9 классы

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Школьная газета

    Аппликация

    Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства

    Предмет

    название учебников, издательство

    Входит в Федеральный перечень учебников

    Изобразительное искусство 5 – 7 классы

    Специальных учебников нет.

    Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

    Практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

    Составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

    Составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

    Демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

    - Развитие воображения и творческого мышления

    - Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

    Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

    Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

    Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

    Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

    II . Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО

    Краткое содержание рабочей программы по ИЗО

    (по крупным разделам программы)

    I четверть (8 ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование

    Рисование на темы.

    Беседы об

    изобразительном

    искусстве.

    II четверть (8ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Рисование на темы. Беседы об

    изобразительном

    искусстве

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    III четверть (10ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Рисование на темы Беседы об

    изобразительном

    искусстве.

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    IV четверть (8ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Беседы об

    изобразитель-ном

    искусстве

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    Рисование на темы

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    5 класс

    Темы

    Краткое содержание тем

    Рисование с натуры

    Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

    Декоративное рисование

    Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

    Рисование на темы

    Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

    Беседы об изобразительном искусстве

    Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

    7 класс

    Конорева Лариса Алексеевна,
    учитель изобразительного искусства
    ГБСКОУ школа №13
    Приморского района Санкт-Петербурга

    В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

    помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

    Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

    В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

    В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

    Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

    Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

    Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.