Личностные ууд по фгос примеры. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации фгос. Создание проблемной ситуации

В сегодняшнем обществе, пропитанном новейшими технологиями, качеств и умения учиться требуют особых усилий как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Ввиду такого положения в обучающий процесс введено новое понятие. Что такое УУД? Как помочь ребенку научиться формировать свою личность с раннего возраста? Насколько важны универсальные учебные действия в современном обществе? Постараемся дать ответы на эти вопросы.

Определение УУД

Возможно, для учителей не составит особого труда ответить на вопрос о том, что такое УУД, но родители часто не понимают аббревиатуры, и понятие "универсальные учебные действия" им незнакомо. Многие учились еще по стандартной схеме, созданной в СССР. Учителя давали на уроках знания, а процесс происходил дома. Но сегодня мир изменился, а значит, обязаны поменяться и методы обучения детей в учебных заведениях.

Это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. В необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы.

На сегодняшний день дети хорошо разбираются в технике, но при этом не задумываются над элементарными правилами поведения. Что стало причиной такого неуравновешенного развития? Смогут ли новые стандарты, введенные в РФ, справиться со столь трудной задачей, как воспитание личностей из маленьких детей?

Причины изменения методик преподавания

XX век был индустриальным, а XXI-й является информативным. Дети сегодня отлично разбираются в мобильных телефонах, планшетах и компьютерах. Поток информации рекой льется на еще не сформированную детскую психику. Как результат, они не в состоянии переработать всю получаемую информацию. В итоге дети не умеют учиться, самостоятельно проводить исследования и решать поставленные задачи.

К тому же большинство родителей сосредотачивают свое внимание на интеллектуальном развитии своих чад и полностью игнорируют нравственное и духовное воспитание. В результате умные дети не способны развивать коммуникативные качества и при этом пропадает желание учиться. Гордость, эгоизм и неумение сотрудничать с другими людьми ведут к пагубным последствиям как в школе, так и во взрослой жизни.

Сегодня не модно читать книги, а особенно классику. Дети больше заняты фильмами и видеоиграми, которые не способствуют развитию умственных способностей. Отсюда появляются трудности в обучении, плохое воображение, неспособность анализировать прочитанный материал и логически мыслить.

Это лишь некоторые из причин, по которым назревает пересмотр всей образовательной системы. Вот почему в среднее общее образование требуется введение универсальных учебных действий. Рассмотрение четырех видов УУД поможет глубже понять, какие действия потребуются от ученика.

Личностные УУД

Рассмотрим виды УУД, которые относятся к развитию личностных качеств. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть умение сопоставлять события и поступки с существующими моральными принципами и нравственными нормами. Дети должны научиться не теряться в отношениях с другими и в социальных ролях. Какие виды деятельности к этому относятся?

  • Самоопределение. Выделяют личностное, жизненное и профессиональное. Ребенок должен расти индивидуумом и учится выражать собственное мнение.
  • Смыслообразование. По сути, учащиеся должны ответить себе на такой вопрос: «Какое значение имеет для меня обучение?» Они должны видеть связь между обучением и мотивом, который побуждает к действию.
  • Нравственно-этическая ориентация. Оценка изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Предоставляется личный выбор на основании моральных принципов.

Познавательные УУД

Включают в себя логические действия, общеучебные и знаково-символические. Эти виды УУД содействуют развитию логического мышления у школьников. Что конкретно включают в себя познавательные действия?

Логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями.

К общеучебным действиям относятся: самостоятельное постановление познавательной цели, нахождение полезной информации, структурирование полученных знаний. Школьники должны уметь осмысленно и произвольно излагать свои размышления как в письменной форме, так и в устной. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов творчески и с поиском необходимой информации.

Развивать познавательные способности у школьников необходимо с помощью УУД. Математика в начальных классах помогает развивать логику при решении задач, составляя при этом схемы. Краткое описание условия задачи дает школьникам определенный алгоритм, который они впоследствии могут использовать при решении более сложных вариантов.

Регулятивные УУД

Регулятивные качества обеспечивают организацию учащимися своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы.

Целеполагание учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым. Далее требуется планирование - это значит, что ученик обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему. Прогнозирование поможет увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также временную шкалу получения результата.

Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать способности самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенным образцом, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и вырабатывать определенный план действий. Требуется также саморегуляция - способность мобилизовать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.

Коммуникативные качества

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми.

Для воспитания таких качеств от преподавателя потребуется создавать ситуации, в которых предусматривается сотрудничество между учащимися. Например, можно применить УУД по технологии: школьникам предложить совместную работу над проектом, разделив класс на группы. Для младших классов даются такие задания: «найдите отличия в одинаковых предметах, выполненных разными техниками» или «какие инструменты нужны или не нужны при выполнении определенного задания». Заданий можно придумать множество, главное, чтобы они развивали коммуникативные способности каждого ребенка в классе.

Федеральный государственный стандарт

Для развития у детей учебных навыков и личностных качеств, введены новые стандарты. ФГОС «Школа России» - это , введенный с 1 сентября 2011 года по всей территории РФ. Он предъявляет ряд требований к обучающему процессу в школах.

В первую очередь требования предъявляются к формированию личности учащегося, а не только к приобретению им необходимых знаний и умений. Таким образом, система полностью отказывается от старой программы обучения. Среднее общее образование должно сформировать личность ученика. Следствием обучения становятся личностные, метапредметные и предметные результаты.

Неотъемлемой частью нового стандарта выступает введение универсальных учебных действий. Для внедрения новых методов была разработана программа УУД. Для каждого предмета составлен отдельный учебник, помогающий учителям формировать требуемые навыки.

Наряду с приобретением стандартных навыков обучения и воспитанием личности учащегося вводится методика для ориентирования младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях, а также для вырабатывания способности их осведомленно применять. Как это выглядит на практике?

Внедрение УУД в учебные предметы

Тематическое планирование с УУД позволит с самых первых уроков видеть в учениках отдельные личности со своими способностями. Так как особенность новых стандартов состоит не только в формировании личности ученика, а еще и во внедрении современных технологий, учителю потребуется хорошая подготовка. В требования входит вместе с обычными навыками традиционного письма введение клавиатурного набора текста на компьютере. Это поможет ребенку быстро осваивать новые технологии и развивать память, логику и способность общаться со сверстниками.

На сегодняшний день появилась целая система учебников для новых стандартов ФГОС «Школа России». Они прошли федеральную экспертизу и получили положительные отзывы от Российской академии наук. Все учебники входят в рекомендованный федеральный перечень. В них пересмотрен подход к образованию. В материалах объясняется, что такое УУД, и как его применить на практике. По новым стандартам, учебники направлены на развитие у учащихся универсальных учебных действий. Также в них содержится методика вовлечения детей в учебный процесс при изучении всех школьных предметов.

Новшества

Программа УУД школы помогает учителям при помощи современных учебных пособий формировать заданные навыки у детей. В учебники были включены специальные задания, которые развивают умение школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к заданной теме или конкретному уроку.

Повышено количество заданий и вопросов воспитательного и увлекательного характера, а также для работы в группах или в паре. Они помогают учащемуся акцентировать внимание на собственной точке зрения и связывать имеющиеся знания с реальными событиями.

В учебниках присутствуют новые разделы, помогающие размышлять над узнанным материалом: «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения». Рубрики «Наши проекты», «Странички для любознательных» и «Выскажи свое мнение» помогут учителям развивать у младших школьников необходимые навыки.

УУД по технологии

Что можно внести нового и как включить требования современных стандартов в обучающий процесс? Наработки опытных преподавателей помогут в этом. Что первостепенно необходимо сформировать в младших школьниках? УУД по технологии требуют от педагога внимательного отношения к своим ученикам.

Ему потребуется развить у детей умение оценивать собственный труд, для этого следует разработать алгоритм оценивания своей работы. В данном случае важно не сравнивать учеников друг с другом, а показать успехи ребенка по сравнению с его прошлыми работами.

Учитель должен привлечь детей к открытию новых знаний. Для этого потребуется совместно обсудить, для чего необходимо задание, как его можно применить в жизни.

Еще один момент: именно учитель технологии обязан помочь детям освоить сотрудничество в группе. Этот основной навык коммуникабельности развивается только при совместной работе. Здесь необходимо научить детей обсуждать вместе поставленную задачу, находить коллективное решение вопросов и анализировать полученный результат.

Для формирования всевозможных навыков потребуется качественное планирование УУД, особенно с младшими школьниками. Пока дети еще ничему не научились, можно использовать различные методики и задания. Например, любимая детская игра «найди отличия». Можно указать число отличий, а можно, чтобы малыши сами нашли и поделились с одноклассниками.

Имеются разные виды заданий, которые направленны на формирование универсальных учебных действий. Например, участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное и вербальное восприятие музыки.

3 класс (ФГОС) с УУД может уже справляться с более сложными заданиями, среди которых упорядочивание, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, исправление «преднамеренных» ошибок, поиск необходимой информации в предложенных источниках, взаимоконтроль.

Для проверки знаний можно использовать КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему), диалоговое слушание, задания «подготовить рассказ…», «описать устно…», «объяснить…».

Технология может стать опорным пунктом в развитии универсальных учебных действий.

УУД по физкультуре

Может показаться, что на таком уроке, как физкультура, нельзя воспитывать нравственные навыки у детей. Но это далеко не так. Новые методы воспитания и развития правильного отношения к собственному здоровью помогают использовать УУД по физкультуре.

Именно тренер может побудить вести здоровый образ жизни. Как развивать навыки у детей, занимаясь физической культурой? Начнем с того, какие универсальные способности можно развить.

  • Во-первых, ребенок должен уметь организовать свою деятельность, выборочно применять средства для достижения поставленной цели.
  • Во-вторых, уметь активно сотрудничать с коллективом, объединять усилия со сверстниками для достижения коллективных целей.
  • В-третьих, только на физкультуре можно научиться преподносить информацию просто, в экспрессивной и яркой форме, в процессе общения и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми людьми.

Какие личностные качества приобретут учащиеся? Можно научиться общаться и сотрудничать со сверстниками, основываясь на принципах уважения и доброжелательности, взаимной помощи и сопереживания. Не менее важно уметь выражать позитивные качества личности и управлять своими чувствами в разнообразных нестандартных обстоятельствах и условиях. Эти результаты помогут вырастить уравновешенного человека. Физкультура поспособствует дисциплинированности, трудолюбию и настойчивости в достижении поставленных задач.

ИЗО

Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован на решение предметных задач и формировать определенные качества ребенка. УУД по ФГОС по ИЗО помогает развивать необходимые навыки у младших школьников.

Пример учителя может вдохновить учащихся охотнее объяснять свои впечатления от увиденной картины, подбирать слова для выражения эмоций, рассказывать старшим и товарищам об увиденном.

Совместное творчество детей, разделенных на пары или группы по несколько человек, позволяет быстро приобретать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь дети учатся и вести разговор, и даже защищать свое мнение, уважать мнение партнера, ориентироваться на конечный результат, причем не личный, а общий. Все это позволяет быстро вливаться в коллектив и приобретать положительные качества.

Для наглядности приведем пример совместного творчества. Дети получили задание нарисовать в группе варежки на руки. Как можно оценить их совместную работу по тем действиям, которые они произвели? Уровни оценивания разные.

  • Низкий: узоры нарисованы с очевидными отличиями или в них вообще нет сходства. Что произошло? Дети не стараются договариваться между собой, все настаивают на своих предпочтениях.
  • Средний: схожесть частичная - отдельные рисунки совпадают, но имеются и заметные отличия. Результат неумелого договора, каждый хотел чем-то выделиться.
  • Высокий: варежки украшены одинаково или с очень схожим рисунком. Дети трудятся с наслаждением, оживленно обсуждают имеющиеся вариации, сопоставляют способы действия и согласовывают их, строят совместные планы и следят за выполнением своей задумки. Этот вариант - самый лучший способ показать, что такое УУД, а точнее его применение на практике.

Ввиду требований новых стандартов по обучению детей новым технологиям возможно не только традиционное изобразительное искусство, но и применение компьютерных технологий в обучении детей. Например, нарисовать картину не только на альбомном листе, но и произвести это в определенной программе. Можно также учить детей делать фотографии, фоторепортажи, обучать правильно пользоваться графическими программами.

Наука и образование сейчас идут рука об руку, и методы обучения также должны меняться в соответствии с потребностями нового поколения.

Во главу угла процесса обучения ставится формирование УУД. Усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД)

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе

Главной задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий» (далее УУД). УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

    Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

    Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

    Познавательные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Условия, обеспечивающие развитие УУД :

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

    формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

    формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

    универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:

Учебное сотрудничество

Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог.

Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников.

При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников.

Творческая, проектная,

учебно – исследовательская

деятельность

Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально – значимых инициатив и др.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений .

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и

рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.

Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка.

На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

    постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

    предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

    способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;

    организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

    формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

    формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

    организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд

младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.

Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Спортивная деятельность

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

Формы организации учебного пространства, способствующие формированию УУД.

Проблемная ситуация;

Взаимообучения;

Свободный урок;

Урок разновозрастного

сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности

Индивидуальное занятие

Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных траекторий

Внеучебные формы

Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Как сформировать УУД (список технологий формирования УУД)

    Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценивать свое задание

    Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания

    Учитель не сравнивает детей между собой

    Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

    Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний

    Учитель обучает детей приемами работы в группе

    Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах

    Учитель вмешивается в учебные конфликты, проговаривая (направляя, показывая) образец

    Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку

    Учитель ставит цели на уроке и работает с детьми в направлении целей

    Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с различными источниками

    Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления

    Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации

    Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности

    Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс

    Учитель учит детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностными материалом и его анализом

    Учитель находит способ увлечь детей знаниями

    Учитель показывает смысл учения, делает это в «корректной» форме

    Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела

    Учитель дает шанс исправить ошибку

    Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям

    Учитель позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания ответов

    Учитель помогает ребенку найти самого себя, составляя индивидуальный маршрут

    Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути достижения

    Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать

    Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере

    Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других

    Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания

    Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельнсоти

    Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям

    Учитель показывает, как распределить роли и обязанности, работая в команде

    В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

    Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов

    Учитель и ребенок общаются с позиции «на равных»

    Учитель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем

    Учитель строит урок в деятельностной парадигме

    Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

    Учитель организует работу в парах сменного состава

    Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных

    Учитель организует конструктивную совместную деятельность

Практичекая работа №3

Выполнил Платонов Д.А. ИН-15.

1. УУД: определение, функции, виды.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

· самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

· смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;


· нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

· целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

· планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

· структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

· смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

· моделирование;

· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

· анализ;

· синтез;

· сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

· подведение под понятие, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей;

· построение логической цепи рассуждений;

· доказательство;

· выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

· формулирование проблемы;

· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, сaпособов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Этапы формирования УУД в учебном процессе.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

3. Технологии формирования и развития УУД при обучении информатике. Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных и познавательных УУД на основе дидактической системы деятельностного метода обучения на уроках информатики

Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.

В процессе формирования УУД школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим все виды универсальных учебных действий и их развитие на уроках информатики.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать коммуникативные УУД:

1) наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованные в учебном процессе оргтехника, мультимедийные устройства;

2) компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет не только индивидуальное рабочее место, но и доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках;

3) именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

4) предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составление заданий партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по разработке презентаций; групповая работа по рисованию в графических редакторах, различные игры и викторины.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с требованиями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Итак, в деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:

Умение формулировать собственные учебные цели – цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т. п.

Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Очень важно, чтобы каждый ученик был вовлечен в активный познавательный процесс, применяя на практике полученные знания и четко осознавая, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть им применены. Это способствует развитию личностных УУД у обучающихся, формирует и поддерживает интерес к учебному материалу, побуждает ребенка задавать вопросы, что и способствует в конечном итоге выработке устойчивого интереса к окружающему миру, формированию позитивного отношения к себе и окружающим. В конечном счете, все это формирует у обучающихся желание выполнять учебные действия.

Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:

Понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия);

Владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);

Умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. При обучение информатике, на наш взгляд, формируемые личностные УУД будут выглядеть следующим образом

Познавательные УУД – познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Исходя из данного определения, можно заключить, что это основные действия, формируемые на уроках информатики, основной целью которой является научить эффективно отбирать и обрабатывать информацию из разных источников

В соответствие с данным описанием универсальных учебных действий и рекомендаций ФГОС ООО, одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися какого-то нового продукта в ходе самостоятельной учебной деятельности. На уроках информатики метод проектов оказывается удобным для использования, так как позволяет обучать использованию каких-то конкретных информационных и коммуникационных технологий при решении практических задач. С одной стороны учащиеся добывают самостоятельно знания по одной из тем курса «Информатика и ИКТ», а с другой осваивают новые для них технологии работы с программными продуктами. При этом не требуется дополнительная мотивация для изучения необходимого в работе программного обеспечения. Рассмотрим один из таких проектов более подробно.

Прием «Мозговой штурм»

При работе обращаю внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

тема «Системы счисления», 6-й класс.

I уровень

– Какие системы счисления наиболее распространены в жизни?

II уровень

– С какой системой счисления работает компьютер и почему?

III уровень

– Какие действия можно выполнять в различных системах счисления?

Для формирования регулятивных УУД использую различные листы самооценки, взаимооценки.

На заключительном этапе выполнения учебного проекта учащийся получает три равнозначных оценки: самооценка, оценка учителя и средняя оценка класса.

Реализуется это так. Сначала выступает автор с анализом своей работы, затем выступают «защитник», «критик»: выявляя недостатки и достоинства работы. В обсуждении участвуют все ученики. Последним анализирует работу учитель. По окончании выступления все участники выставляют оценки в «оценочных листах».

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

В блоке универсальных действий познавательной направленности особое внимание уделяю на развитие умений составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение структурировать знания.

Прием «Написание эссе»

«Интернет. Друг или враг?»

Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет – друг. Он ведет себя, как друг. Если мне что-то непонятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как тут. Заказать билеты, выбрать кинотеатр или фильм.

Пример задачи на универсальные логические действия.

В соревновании по бегу участвовали пять спортсменов. Виктору не удалось занять первое место. Григория обогнал не только Дмитрий, но еще один спортсмен, отставший от Дмитрия. Андрей достиг финиша не первым, но и не последним. Борис финишировал сразу вслед за Виктором.

Кто какое место занял в соревнованиях?

Технология проектной деятельности способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для выполнения учебного проекта удачным решением считаю использование графических способов: ментальная карта, схема «Фишбоун», денотатный граф.

Уроки информатики и предметные курсы обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, таким образом, осуществляются коммуникативные действия.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Поэтому в данной главе представлен материал раскрывающий виды и функции УУД, их формирование в процессе преподавания математики.

Виды и функции УУД. Формирование УУД на уроках математики

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Какой смысл они вкладывали в понятие «универсальные учебные действия».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

На официальной странице Федерального Государственного образовательного стандарта представлено такое определение данного понятия: «универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик .

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) коммуникатывные; 4) познавательные .

Виды УУД, представленные в фундаментальном ядре содержания общего образования.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Рис.1.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Рис. 2.


Рис. 3.

Познавательные УУД будут подробно рассмотрены во втором параграфе данной главы.

Функции универсальных учебных действий включают:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области .

Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. «…Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Поэтому, если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь имеем дело и с метапредметными и личностными результатами, определяющими мотивацию и направленность деятельности человека .

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», но при этом нельзя забывать и о фундаменте образования - знаниях, умениях и навыках, на базе которых формируется и развивается «умение учиться».

Математика -- наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин .

Математика представляет собой уникальную область знаний, которая сама по себе может рассматриваться и как содержание, и как технология формирования «умения учиться». Это объясняется тем, что в содержании и технологиях самого предмета заложен аппарат, с помощью которого учитель может достигнуть значительных образовательных, развивающих и воспитательных результатов .

Кроме того, нет ни одной школьной дисциплины, которая использовала бы при раскрытии учебного материала такое многообразие видов деятельности, как математика: «математическая деятельность высоко инструментальна, т.е. позволяет легко транслировать учащимся образцы деятельности посредством предъявления учебных задач, в ходе решения которых эти образцы реализуются» .

Каким же образом происходит формирование разных видов универсальных учебных действий на уроках математики.

Следует отметить, что предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных УУД. Об этом будет более подробно рассказано во втором пункте данной главы.

Таким образом, анализ литературы позволяет нам сформулировать регулятивные УУД, формируемые на уроках математики:

· умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

· овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

· работа по алгоритму, с памятками, правилами - ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Наряду с этой всем очевидной ролью математики важной является и задача формирования коммуникативных УУД. Это связанно с тем, что в процессе изучения математики учащиеся обучаются читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений:

· развитие устной научной речи;

· развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

Формирование личностных УУД реализуется через взаимодействие с математическим содержанием и учит уважать и принимать чужое мнение. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Безусловно, большой потенциал в этой деятельности имеет исторический материал по математике. Технология проблемного обучения, исследовательская деятельность дают учителю возможность продемонстрировать красоту и стройность математических доказательств как формы эффективного интеллектуально взаимодействия .

Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений также неразрывно связана с личностными результатами. Потому, что основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения любая задача по математике ориентирована на достижение личностных результатов. Сформулируем личностные УУД, формируемые средствами математики:

· формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);

· формирование математической компетенции.

Таким образом, математика представляет более наглядные возможности реализации идеи ФГОС об Универсальных учебных действиях.

Министерство образования с целью совершенствования образовательного процесса постоянно вводит в него какие-то новшества, наполняет его новыми терминами и понятиями. Простой обыватель, изучая методическую литературу или читая новости об образовании, очень часто сталкивается с непонятным словосочетанием УУД по ФГОС. Как расшифровывается эта аббревиатура и что она означает простыми словами?

Содержание:

Понятие «УУД»

УУД – универсальная учебная деятельность. Она включает:

  • Способность к обучению и получению новых знаний, умение учиться;
  • Стремление человека к самосовершенствованию посредством приобретения нового опыта;
  • Понимание необходимости получения знаний и осознанный подход к образовательному процессу;
  • Вникание в суть самого образования и его составляющих частей;
  • Целенаправленные действия человека на поиск возможностей широкой ориентации как в разных предметных сферах, так и в структуре самой учебной деятельности;
  • Осмысление целевой направленности образовательного процесса, его ценностно-смысловых и эксплуатационных свойств.



Разработкой УУД занимались еще в ХХ веке в Советском Союзе. В то время педагогическая наука переживала активное развитие и закладывался фундамент ее новых течений. Понятие «универсальные учебные действия» стало очень популярным в настоящее время, сфера его применения достаточно широкая и охватывает практически все возможные уровни и виды образования. В основе разработки УУД лежит деятельностный подход, который разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов и другие научные школы.

Эльконин и Давыдов являются основоположниками теории развивающего обучения, ключевым понятием которой является УДД.

Что такое ФГОС?

Это Федеральный государственный образовательный стандарт. Он включает:

  • Перечень требований, предъявляемых к государственным образовательным учреждениям;
  • Закон «Об образовании» – основа ФГОС;
  • Обновленный стандарт действует во всех школах с 1 сентября 2011 года – ФГОС начального общего образования (НОО).




Требования ФГОС касаются:

  • Структуры процесса образования. Каждый год необходимо составлять и утверждать рабочий план, направленный на оптимальное продвижение учеников к получению новых знаний, руководствуясь этим планом, периодически совершенствовать учебно-методический комплекс (УМК) дисциплин.
  • Реализации образовательной программы. Если структура образовательного процесса лежит в области ответственности администрации и методических отделов, то за реализацию плана несет ответственность непосредственно педагогический состав школ;
  • Результатов образования. Успеваемость учащихся – наглядная демонстрация и свидетельство успешности разработанной структуры и программы образования, соблюдения всех требований. Во внимание берется среднестатистическая оценка успеваемости по всей школе.

Базовые группы УУД?

Требования к УУД зависят от того, в классах какой ступени – начальной, средней или старшей – учатся школьники. Должно выполняться соответствие выдвигаемых требований возрасту детей. Для всех них в последнее время повышаются требования к использованию в учебной деятельности компьютерной техники и информационных технологий.




Существуют следующие базовые группы универсальных учебных действий:

  • Личностные – направлены на поиск возможностей познания самого себя и осмысления собственной личности. Их цель – сформировать у учащихся правильную адекватную нравственную и этическую оценку самих себя;
  • Познавательные – относятся к возможностям формирования основных навыков и умений восприятия информации, ее обработки и анализа, на основе которого делаются определенные выводы и заключения. Группа познавательных действий включает систему общих и логических учебных действий, процесс постановки и решения проблемы;
  • Коммуникативные – способствуют социализации учащихся, формированию навыков эффективного взаимодействия с окружающими – одноклассниками, учителями, друзьями и другими людьми. В школе каждый ребенок проходит самый важный этап социального развития. Если вовремя не решить возникающие в процессе общения проблемы, то они могут перейти во взрослую жизнь и будут напоминать о себе еще долгие годы, даже после окончания школы;
  • Регулятивные – направлены на развитие способностей составления плана своих действий и его изменения под влиянием различных факторов окружающей среды. Этот полезный навык, приобретенный в стенах школы, пригодится и в дальнейшей жизни.

Ученики овладевают УУД в процессе изучения разных учебных предметов. Результатом успешного овладения является формирование инициативности, стремления учеников к самостоятельному добыванию знаний и получению компетентности. Учащиеся должны уметь без помощи взрослых самостоятельно организовывать процесс обучения.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

Обучение на домашнем режиме представляет собой альтернативный вариант школьного образования. Когда причиной такого выбора родителей выступают медицинские показания (заболевания физического или умственного характера), домашнее обучение – самый лучший вариант. Но в том случае, если родителями руководят другие мотивы – страхи перед социализацией ребенка, нежелание отпускать детей в школу по причине того, что они не смогут без мамы или папы самостоятельно решать школьные задачи, – все это ведет к самым непредсказуемым негативным последствиям.



Разберем преимущества и недостатки домашнего обучения.

Плюсы

Минусы

Исключаются нападки, издевки со стороны одноклассников, ребенок не станет объектом буллинга

У учеников отсутствует мотивация, в классе ученики наблюдают друг за другом, соперничают, тянутся друг за другом, стремятся к лучшему результату, имеют более богатый материал для анализа

Большая гибкость графика учебы по сравнению со школьным образованием, возможность самостоятельного планирования количества уроков в день

Нет возможности учиться взаимодействовать друг с другом внутри коллектива, мир построения социальных взаимоотношений остается закрытым

Усвоение материала за более короткие сроки, поскольку ученик и учитель сотрудничают один на один

Не учатся заводить новые знакомства, отстаивать свою точку зрения, не контактируют ни с кем, кроме семьи и близких друзей

Появляется больше свободного времени, которое можно потратить на посещение кружков и спортивных секций

В момент обучения дома ребенок находится в зоне комфорта, а как только он остается наедине с собой, становится абсолютно беззащитным и не знает, как себя вести в той или иной ситуации

Возможность индивидуальной проработки с ребенком всех сложностей и слабых моментов, которые возникают в ходе освоения учебной программы

Домашнее обучение исключает возможность выработки ребенком действенных способов противодействия ущемлению своих прав



Воздействие УУД по ФГОС на школьников носит противоречивый характер, поскольку каждый ребенок – это уникальная личность, индивидуальность, у каждого разные способности и таланты. УУД способствует усвоению моральных норм и принципов, выработанных обществом, что ведет к формированию целостной личности. В то же время ФГОС ограничивает ребенка жесткими рамками, не дает проявлять инициативу и свободолюбие.

Важно! УУД по ФГОС – это набор требований к образовательному процессу. В основе разработки стандартов лежит стремление в предоставлении каждому ребенку возможности получить и усвоить все знания, которые ему пригодятся в будущем. Задача школы – сформировать такие навыки, которые будут не только полезны в дальнейшем обучении, но и обеспечат нормальную жизнедеятельность каждого человека в обществе.