Конспект занятия «Правда и ложь. Коррекционно-развивающее занятие о правде и лжи Разработка факультативного занятия по теме детская ложь

Ирина Мухина
Формирование у старших дошкольников нравственных понятий «правда» и «ложь». Открытое занятие в подготовительной группе

Цель : Познакомить с понятиями «правда » и «ложь » ; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитывать такие качества, как честность и справедливость .

Воспитатель : Дорогие ребята! Послушайте стихотворение, которое называется «Вранье» .

У льва и тигра когти как острые клинки.

У льва и тигра в пасти ужасные клыки.

А у вранья – ни пасти, ни спрятанных когтей,

Но в целом белом свете нет ничего страшней.

О чем говорится в стихотворении?

Дети : Самое страшное на свете – это вранье, обман.

Воспитатель : И сегодня, ребята, мы с вами поговорим о правде и лжи . Но прежде чем мы начнем разговор, я предлагаю вам послушать сказку.

За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда , другую – Ложь . Правда была красивой , сильной, доброй; Ложь – хитрой , изворотливой. Народ Правду любил , а Ложь стороной обходил , так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут : «Что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет» .

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву : ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила , а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить . Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

Как вы понимаете, что такое ложь ?

А правда ?

Как уберечь себя от лжи?

Какой вы себе представляете правду , а какой – ложь ?

Разыгрывание ситуации.

Воспитатель : Ребята подготовили ситуацию , и сейчас вам ее представят.

«Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой –боятся :

Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают,что лучше : соврать или правду сказать ?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить.

А я правду скажу , - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь – лесной сторож идет.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое .

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду . За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое .

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка и простила».

- Правильно ли поступили мальчики?

Как бы вы поступили?

Что лучше правда или ложь ?

Воспитатель : Ребята к нам сегодня пришел корреспондент и тоже хочет задать каждому из вас свои шуточные вопросы, касающиеся нашей темы о правде и лжи .

Корреспондент : Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам задам вопросы, а ваша задача отличить «правильную » историю от «неправильной » .

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

Отвечай, правда ли ? А что идет в марте?

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечай, правда ли ? А что любит кошка?

Ночью в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечай, правда ли ? Кого пасет пастух?

Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблони в саду.

Отвечай, правда ли ? Где спит лебедь?

Шерсть смотали мы в моток,

Выйдет шелковый платок.

Отвечай, правда ли ? Какой выйдет платок?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечай, правда ли ?

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечай, правда ли ? Пес кудахчет и несет яйца?

Лапой хвать, зубами щелк,

Хищник – тигр и хищник – волк.

Отвечай, правда ли ?

Корреспондент : Спасибо, ребята! Вы все просто молодцы. Ну а мне пора возвращаться на работу.

Воспитатель : Ребята, я смотрю вы засиделись. Предлагаю провести физкультминутку.

Ветер тихо клен качает,

Вправо , влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Мы ногами топ – топ! Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик,

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Воспитатель : А сейчас я хочу чтобы вы ответили на вопросы, которые видите на экране.

Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Приведите примеры. (Лиса. Сказки «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Лиса и заяц» ).

Как бы вы повели себя, если бы опоздали на урок?

Как бы вы повели себя, если бы разбили мячом окно?

Как бы вы повели себя, если вы получили двойку?

Как бы вы повели себя, если бы разбили любимую мамину вазу? Какие слова нужно найти, чтобы рассказать маме о случившемся?

А у вас были ситуации, когда вы обманывали?

Воспитатель : Есть немало пословиц и поговорок о правде и лжи .

Маленькая ложь за собою большую ведет.

Врал в молодости, не поверят и в старости .

Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Врет,что блины печет : только шипит.

Воспитатель : Наше занятие подходит к концу .

О чем мы говорили сегодня?

Какой вы сделали вывод из всего вышесказанного?

Ребята, правда и ложь , так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще не совсем взрослые и не полностью осмысливаете эти понятия . Хорошо то,что вы понимаете : нужно не бояться говорить правду , а ложь обходить стороной .

И закончить наше занятие я хочу стихотворением :

На свете так бывает,порой не разберешь :

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь ?

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом ,

А с ложью не дружить ?

Бывает ложь красива , а правда так горька ,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить !

Конспект занятия.

Разработала, воспитатель

Тема: «Правда и ложь»

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.

Задачи:

1. Учить детей говорить правду.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость.

Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь

обходить стороной.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Введение в тему:

Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры». Как, вы, думаете, почему сказка так называется? Что может произойти в этой сказке?

· Чтение воспитателем сказки «Две сестры»:

« За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали - Правда, другую (Как вы, думаете, ее звали?) – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудится. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: (Что ложь могла сказать им?) «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: (Что сделает ленивый человек?) ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. (А можно избавиться ото лжи? И как это сделать?) Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для лжи свое сердце

(Как это? Что значит?), то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?

Оправдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки?

Что-то новое узнали о правде и лжи?

Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей)

3. Сообщение темы: Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи.

4. Работа по теме: - Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол.

Игра «Одень кукол – сестренок Правду и Ложь»

(Предлагается одежда темных и светлых цветов, различные ленточки и тряпочки)

Комментарий детей о том, что одели и почему.

Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?

· Игра «Подбери по смыслу слова», с комментированием каждого слова:

Правда Ложь

Искренность Лицемерие

Прямота Криводушие

Правдивость Предательство

Честность Обман

Откровенность Вранье

Истина Измена

Значение слов «правда» и «ложь» из толкового словаря.

· Вопросы:

1. Что значит быть честным?

2. Как вы думаете, что легче сказать – правду или ложь?

3. Что чаще вы говорите – правду или ложь?

4. Что бы вы выбрали: горькую правду или сладкую ложь?

5. Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.

6. Как бы вы повели себя в таких ситуациях: опоздал на урок; разбил окно мячом; получил двойку; сломал новую машину? Как вы об этом рассказали бы?

7. А у вас были такие ситуации, когда вы обманывали?

8. Какому человеку на свете легче жить – честному или лживому?

· Предъявление ситуаций: Как бы вы поступили в таких ситуациях?

«Я разбил красивую чашку из дорого сервиза. Когда пришла мама с работы, я честно рассказал ей об этом. Хотя маме было жаль чашки, но она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность».

«Во 2 классе я получила двойку по русскому языку . Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она мне объяснила эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела».

· Обсуждение пословиц и поговорок о правде и лжи:

«Красива ложь, да от правды не уйдешь»

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет»

«Говоришь правду – правду и делай»

«Ложь искривляет, правда исправляет»

«Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает»

· Пересказ рассказа А. Ульянова «Кто разбил графин?»

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? Что может произойти с героями этого рассказа?

Первичное чтение рассказа воспитателем.

«Володя был большим шалуном и проказником, но его хорошей стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:

Об коленку сломал, - приподнимая ногу и показывая, как это произошло.

Хорошо, что он не делает ничего исподтишка, - говорила мать.

Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать оттуда в деревню Кокушкино к тёте. В Казани, в квартире тёти, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаянно маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. В комнату вошла тётя.

Кто разбил графин, дети? – спросила она.

Не я, не я, - говорил каждый.

Не я, - сказал и Володя.

Он испугался признаться перед малознакомой тётей, в чужой квартире; ему, самому младшему, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вышло таким образом, что графин сам разбился. Прошло два или три месяца. Володя давно уже уехал из Кокушкино и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.

Я тётю Аню обманул, - сказал он, всхлипывая, - я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.

Мать утешила его, сказав, что напишет тёте Ане и что она, наверное, простит его».

Вопросы: Понравился рассказ? Почему? Как называется рассказ?

Кто главный герой? Что с ним произошло?

Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин?

Как, вы думаете, что чувствовал Володя, когда разбился графин?

Отчего Володя расплакался ночью?

Почему Володя, спустя время, решил признаться маме в совершенном проступке?

Как, вы, думаете, что Володя почувствовал, когда признался в своем проступке?

Как бы вы поступили на месте мальчика?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Самостоятельное чтение детей. Выбор ключевых слов или фраз.

Пересказ рассказа детьми.

5. Подведение итога:

Сегодня мы говорили с вами о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной. В заключение я хочу прочитать стихотворение:

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь?

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о таких качествах, как правдивость и лживость.

Согласитесь, иногда мы попадаем в ситуацию, когда нелегко сказать правду.

Давайте припомним такие случаи. Если вы в чем-нибудь виноваты и боитесь признаться в этом, пытаетесь свалить вину на другого. Вдумайтесь, ведь в этом случае ложь идет рука об руку с трусостью.

Бывает, что вы стесняетесь сказать правду другу, потому что не хотите его обидеть или огорчить. Но «горькая правда всегда лучше, чем сладкая ложь» — помните эти слова.

♦ Попадали ли вы в ситуацию, года стеснялись сказать другу правду, боясь его обидеть? Расскажите об этом.

Случается, что вы говорите неправду, чтобы оправдать свою леность. Например, не выполнили задание, а сказал воспитательнице, что забыли о нем. Или опоздали в детский сад, потому что проспали, а свалили все на неисправный будильник.

В народе про ложь говорят: «Кто врет, тот в сеть попадет». В самом деле, одна ложь, как за веревочку, тянет за собой другую, другая — третью.

Послушайте стихотворение.

Никого не красит ложь!

Никого не красит ложь!

Если хоть разок соврешь,

Друга можешь потерять,

Будешь врать опять, опять.

Знают взрослые и дети:

Ложь затягивает в сети.

Нелегко их разорвать —

Лучше никогда не врать!

Недаром замечено: «Людям ложь вредна, а себе еще вреднее».

Послушайте, какая история приключилась с маленькой Катей.

Однажды к Катиной бабушке зашла в гости ее приятельница. Она принесла вафельный торт. Бабушка достала из буфета конфеты, печенье, вскипятила чайник и расставила на столе красивые новые чашки с золотым ободком и большими ярко-синими цветами.

Бабушка позвала гостью и Катю к столу. Они беседовали, пили чай. А потом бабушка пошла проводить свою старинную подругу, а внучке захотелось еще полакомиться шоколадными конфетами.

Девочка встала на стул, потянулась через весь стол к вазочке с конфетами и нечаянно задела рукой красивую чашечку из сервиза. Та упала на пол и разбилась на мелкие осколки.

Катя была очень испугана и огорчена. Сначала она подумала, что может быть попробовать папиным клеем склеить чашку, но от этой мысли пришлось отказаться — чашка разбилась на мелкие осколки. Тогда Катя собрала их с пола, завернула в старую газету и спрятала сверток за диван.

«Когда пойду гулять, возьму сверток с собой и незаметно его выброшу», — подумала девочка.

А чтобы бабушка ничего не заметила, Катя помыла оставшиеся чашки, вытерла их полотенцем и убрала в буфет.

Скоро бабушка вернулась и заметила, что внучка навела порядок на столе.

— Умница, — похвалила она девочку, — помогла мне, а то я устала и хочу прилечь отдохнуть.

Катя ни словом не обмолвилась о разбитой чашке. Когда за ней зашли подруги, девочка убежала с ними гулять, а про сверток с осколками и забыла.

Прошло несколько дней. Ни бабушка, ни мама не заметили, что одной чашки в буфете не хватает. Но вот бабушка вздумала делать уборку, заглянула за диван, чтобы вытереть пыль, и обнаружила сверток с осколками разбитой чашки.

— Катя! — позвала она девочку. — Что это такое? Кто разбил чашку? Уж не ты ли?

— Нет, нет, бабуля! Это не я! — громко закричала девочка.

— Если не ты, тогда кто же? Ведь кроме тебя дома никого не было, — продолжала задавать неприятные вопросы бабушка.

— Это, наверное, Мурка! Я видела, как она прыгнула с подоконника на стул и хвостом зацепила чашку.

Катя соврала еще раз. Ведь говорят, что одна ложь тянет за собой другую.

— Мурка? — удивилась бабушка.

А серая пушистая Мурка, бабушкина любимица, не подозревая, что ее в чем-то обвиняют, терлась спинкой о Катины ноги и ласково мурлыкала.

— Ну, хорошо! — согласилась с Катей бабушка. — Пусть Мурка разбила чашку, но не могла же кошка завернуть осколки в газету!

— Я увидела осколки на полу и убрала их, а в мусорное ведро выбрасывать не стала, чтобы не огорчать тебя, — объяснила Катя.

— Ох, Катя, Катя, — тяжело вздохнула бабушка. — Лучше скажи правду, не сваливай свою вину на Мурку. Ведь говорят же люди: «Правда что шило — в мешке не утаишь».

Но Катя упрямо настаивала на своем:

— Это Мурка чашку разбила, а не я. Вот и все!

— Ну Мурка, так Мурка, — наконец согласилась бабушка. — Тогда придется ее наказать, чтобы в другой раз не прыгала с подоконника на стул. Ишь, прыгунья нашлась!

Бабушка взяла Мурку на руки, отругала ее за разбитую чашку:

— Ах ты, разбойница! Мою любимую чашку разбила. Ну-ка, уходи за дверь!

Бабушка вынесла кошку за дверь квартиры.

На лестнице в подъезде было неуютно и холодно, и Мурка стала громко и обиженно мяукать — проситься в квартиру. Но бабушка, казалось, не обращала на это внимание.

Кате стало очень жаль Мурку. Ведь она ни в чем не виновата! Из-за вранья кошке приходится мерзнуть в подъезде.

Прошло минут двадцать. Наконец девочка не выдержала и, подойдя к бабушке, призналась:

— Бабуля! Это я разбила чашку, а Мурка здесь ни при чем. Она не виновата. Пусти, пожалуйста, Мурку домой.

Бабушка молча открыла дверь, и кошка вошла в квартиру.

— Прости, Мурка, — сказала бабушка, погладила свою любимицу и налила ей молока в блюдце. — А тебе, внучка, я так скажу: жаль, конечно, красивую чашку, но что ж поделаешь, в жизни всякое бывает. Ты ведь разбила ее нечаянно... Хорошо, что нашла в себе силы и сказала правду. Плохо, что сначала врала, изворачивалась, да еще и свалила все на Мурку. Запомни, Катюша, как люди о правде-то говорят: «Правда чище ясна месяца, дороже золота».

♦ Как бы вы поступили на месте Кати?

♦ Как вы думаете, почему соврала Катя?

♦ Зачем девочка свалила свою вину на кошку?

♦ Подумала ли она о том, что бабушка накажет Мурку?

♦ Как вы считаете, поверила бабушка Кате или нет?

♦ Как вы думаете, почему Катя в конце концов сказала бабушке правду?

♦ Всегда ли вы говорите своим родителям, друзьям, воспитателям правду?

♦ Если нет, то почему лжете?

♦ Сколько раз соврала Катя? Когда?

♦ Как вы думаете, связаны ложь и трусость, правдивость и смелость? Приведите примеры, расскажете случаи из вашей жизни.

♦ Как вы думаете, связаны ли лень и ложь? Приведите примеры.

Послушайте историю о мальчике Яше.

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда воспитательница попросила его прочесть стихи, он не смог сказать ни строчки.

Чтобы воспитательница Анна Анатольевна его не ругала, Яша соврал, что потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети стали собираться на прогулку, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.

— Так вот же листок со стихами! — воскликнула она.

— Нет! Это записка бабушки, — снова соврал Яша, пряча листок в карман.

♦ Бывали ли подобные случаи с вами?

♦ Что вы можете сказать об этом мальчике? Правдивый он или лживый? Как бы вы поступили на месте Вали?

Ложь связана и с другим человеческим недостатком — жадностью.

Попробуйте сами придумать историю, в которой бы ложь и жадность были связаны. Например, девочка попросила что-то у подруги, а та солгала, что такой вещи у нее нет.

Послушайте стихотворение.

Про Свешу и кассеты

У подружки просит Света:

— Дай мне видеокассету.

— Ну, конечно же, бери

И мультфильмы посмотри!

У Антоши просит Света:

— Дай, пожалуйста, кассеты

«Приключенья Мумми-Троллей»,

Фильм про пуделя и колли.

У Сережи просит Света:

— Дай мне новую кассету

Про медведя и лису.

— Ладно, завтра принесу!

Но когда попросят Свету

Принести друзьям кассету,

Света очень недовольна,

Света морщится невольно:

— Не могу найти кассету,

Видно, затерялась где-то...

♦ Как вы думаете, Света на самом деле не может отыскать кассету, или ей не хочется давать ее друзьям?

♦ Нравится ли вам характер Светы? Почему?

♦ Почему девочка солгала?

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Мама дала вам деньги на покупку пакета молока, а вы потратили их на мороженое. Как вы объясните маме, что не купили молоко?

1. Скажете правду.

2. Скажете, что молока в магазине не оказалось.

3. Скажете, что потеряли деньги.

Иногда ложь связана не только с жадностью, леностью или трусостью, но и с хвастовством. Когда человек хвастается, он старается преувеличить свои умения, знания или успехи. Ему хочется выглядеть значительней, интересней в глазах окружающих.

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Волшебный молоток

«Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». «Какая правильная пословица! — думал Дима, возвращаясь домой из детского сада. — Зачем я только соврал ребятам и Анне Анатольевне, что сумею сделать ящичек для новогодних поздравлений? Сам не знаю зачем? Кто меня за язык тянул? Ведь я ни гвоздей, ни молотка в руках не держал и лобзиком никогда не выпиливал, да у меня и лобзика нет. Вот у Бори есть. Боря бы легко смастерил такой ящичек. Но ведь это Боря, а не я».

Что же произошло в тот день в детском саду? А произошло вот что.

Анна Анатольевна сказала:

— Ребята! Мне вот какая мысль пришла в голову: сделать небольшой деревянный ящичек, похожий на почтовый, только поменьше, прикрепить его к стене и опускать в него открытки и письма с новогодними поздравлениями.

Маша — подружка Димы — тут же подняла руку и сказала:

— Анна Анатольевна, этот ящичек можно яркими рисунками и наклейками украсить.

— Верно, Машенька! Но кто из ребят возьмется сделать ящичек?

Воспитательница внимательно посмотрела на ребят.

В этот момент Дима вдруг вскочил и выпалил:

— Анна Анатольевна! Поручите это мне! Я сумею!

— Сумеешь? — с некоторым сомнением переспросила воспитательница. — Ты любишь мастерить?

— Очень люблю! — горячо воскликнул мальчик. — Я дома все время что-нибудь мастерю.

Сказав так, он краем глаза покосился на Машу. Диме хотелось произвести на нее впечатление. Вот поэтому, может быть, Дима и соврал.

Ребятишки окружили Диму. Многие смотрели на него с уважением: еще бы — взяться за такое трудное и ответственное дело!

Придя домой, Дима призадумался: «Как же сделать новогодний ящичек?» Думал он, думал и решил сходить к другу Боре в соседний подъезд и попросить его помощи.

Дверь Диме открыла Борина мама.

— Димочка! Ты корью болел? — спросила она мальчика.

— Нет, не болел, — ответил Дима. — А что?

— Да вот Боря корью заболел, а эта болезнь заразная, так что лучше тебе с ним сегодня не видеться. Ты приходи в другой раз, когда он совсем выздоровеет.

— Хорошо, — согласился Дима. — Вы Боре, пожалуйста, привет передайте и скажите, чтобы быстрее поправлялся.

Очень грустный Дима побрел домой.

«Жаль... Значит Боря не сможет мне помочь», — думал мальчик.

Прошло несколько дней, и как-то Анна Анатольевна спросила Диму:

— Дима, ну как наш ящичек?

Дима опустил голову и покраснел. Ему было стыдно. Но делать нечего, пришлось снова соврать.

Недаром ведь говорится, что одна ложь, как за ниточку, тянет другую.

— Ящичек почти готов, — бодро ответил он. — Скоро я его принесу.

— Молодец! — похвалила мальчика воспитательница.

А Машенька стояла рядом и тихо сказала:

— Дима, я уже нарисовала несколько картинок с шариками, елочкой и Дедом Морозом, чтобы украсить ящичек. Я их завтра принесу. Хорошо?

— Хорошо, — согласился мальчик.

«Что же мне делать? Что делать? — напряженно думал он. — Может быть, признаться во всем? Сказать ребятам и Анне Анатольевне правду, пока не поздно. Нет, нет! — тут же отверг эту мысль Дима. — Это очень стыдно. Ребята меня засмеют! А Машенька не захочет дружить с таким вруном и хвастунишкой.

А может быть, попробовать самому смастерить ящичек? Вдруг получится? Пойду-ка я в выходной в папин сарай, где хранятся инструменты, и примусь за дело.

Жалко, конечно, что папа в командировке, а то бы он помог мне, но ничего, сделаю ящичек сам».

В сарае Дима нашел гвозди, молоток, небольшую пилу и кусок фанеры.

Но как сделать ящичек? Мальчик пробовал и так и эдак, но ничего у него не получалось.

Тогда Дима сел на табуретку, сгорбился и тяжело вздохнул.

— Что вы вздыхаете, молодой человек? — услышал он чей-то голос.

Дима огляделся по сторонам. Никого!

Вдруг мальчик услышал, как кто-то негромко постукивает: тук-тук, тук-тук, тук-тук. Дима перевел взгляд на рабочий столик и остолбенел: над ним приплясывал папин молоточек! Сам собой! Он то взлетал над столом, то опускался и забивал в доску гвоздики. А в руках его никто не держал. Вот чудо-то!

— Волшебный молоток! — воскликнул Дима.

— Да, молодой человек, вы правы. Я самый настоящий волшебный молоток. Я хочу вам помочь. Ведь, насколько я понимаю, вы попали в сложное положение.

— Да уж! — ответил Дима и честно рассказал волшебному молоточку все.

— Видите, молодой человек, все ваши неприятности начались с того, что вы один раз соврали. А потом уж одна ложь потянула за собой другую. Я помогу вам смастерить ящичек, но обещайте мне, что никогда больше не будете лгать. Если же хитрая ложь потянет вас за язычок, вы его лучше прикусите. И помните: если соврете, новогодний ящичек тут же рассыплется — ведь гвоздики, которые его скрепляют, волшебные!

— Хорошо, — согласился Дима. — Я обещаю, что больше не буду лгать.

— Замечательно! — воскликнул волшебный молоточек. — Тогда за дело! Берите куски фанеры, держите их, а я стану забивать гвоздики.

Откуда ни возьмись, на столе появились маленькие блестящие гвоздики. Дима брал в руку гвоздик, а молоток сам забивал его и даже напевал при этом веселую песенку:

Поработаю часок.

Слышишь мой веселый стук?

Я волшебный молоток,

Я стучу: тук-тук, тук-тук.

Я волшебный молоток.

Я тебе, малыш, помог.

Я трудился, что есть сил —

Быстро ящик смастерил!

И в самом деле, ящик скоро был готов. Он получился очень красивым! Дима поблагодарил волшебный молоточек, бережно убрал его в коробку с инструментами и побежал домой.

На другой день мальчик принес ящичек в детский сад и показал ребятам. Все хвалили Диму. Ведь ящичек вышел на славу!

— Неужели ты сам его сделал и тебе никто не помогал? — удивленно спросила Анна Анатольевна.

— Мне помогал волшебный молоточек, — правдиво ответил мальчик.

Ребята, окружавшие Диму, засмеялись, ведь они думали, что он шутит. А Машенька достала красивые яркие картинки и обклеила ими ящичек.

♦ Что предложила сделать Анна Анатольевна?

♦ Кто взялся смастерить ящичек?

Тема группового занятия: Правда и ложь.

Познакомить с понятиями “правда” и “ложь”; показать значимость честности; выяснить, каковы могут быть последствия лжи для человека, говорящего неправду;

Совершенствовать навыки культуры общения, развивать у учащихся мышление, речь, память, внимание;

Воспитывать такие нравственные качества личности, как честность, порядочность и справедливость.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, словари, бумажная кукла, цветик-семицветик.

Ход занятия:

Орг. момент:

Здравствуйте, мои друзья!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.

Введение в тему.

Чтобы определить тему нашего занятия предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Пиноккио».

Посмотрите и ответьте на вопрос «Что случилось с Пиноккио и почему?»

Просмотр фрагмента.

Что случилось с Пиноккио и почему? (у Пиноккио вырос огромный нос, т. к. он обманывал, говорил неправду - лгал.)

Ложь это положительное или отрицательное качество? (отрицательное)

А есть ли противоположность лжи? (правда)

Теперь вы можете сформулировать тему занятия. (Правда и ложь) слайд

На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?

Вот и Пиноккио просит нас помочь ему разобраться, чтобы его нос стал прежним.

Поможем?

Отправимся вместе с Пиноккио в поисках Правды. Слайд

Целеполагание.

В помощь Фея дала нам вопросы-подсказки, чтобы Пиноккио ничего не забыл. Но т.к. он в школу не ходил Пиноккио все перепутал. Все слова в предложениях слились. Нужно слова разделить, чтобы узнать какие вопросы-подсказки дала Фея.(у каждого на парте приложение 1)

Чтотакоеправда?

Чтотакоеложь?

Почемулюдилгут?

Какложьвлияетначеловека? слайд

Вот на эти вопросы мы и попробуем ответить в нашем путешествии «В поисках Правды».

Сегодня два понятия
Подробно разберем,
Правда и неправда
Мы в жизни их зовем

Словарная работа.

Попробуем дать определение этим понятиям.

На ваших столах набор слов. Обсудите в парах и подберите к каждому понятию «правда» и «ложь», близкие по значению слова. (Приложение 2)

Правда ложь

Истина неправда

Действительность обман

Честность вранье

Быль небылица

Справедливость

Что у вас получилось? Встретились ли непонятные, незнакомые слова? (Объяснение понятий совместно с детьми, опираясь на их знания)

Попробуйте при помощи этих слов дать полное определение что такое, правда? Ложь?

В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

* Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

* Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Если обман это плохо, то зачем люди лгут и говорят неправду?

Работа над рассказом.

Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».

Послушайте внимательно и подумайте, почему мальчики сказали неправду? Слайд

"Что легче?" В.А. Осеева. Рассказ для детей про ложь.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

Так почему мальчики сказали неправду? (боялись)

Кому легче было: кто солгал или сказал правду?

Как можно назвать мальчика, который сказал правду? (смелым, т. к. не побоялся)

Каким лучше быть? Почему?

Люди лгут, чтобы другие не узнали, не хотят признавать свою вину, неудачу и даже преступление. Они хотят, чтобы о них думали лучше. И эти все люди ведомы страхом. Поэтому, если вы будете говорить правду, вас будут считать человеком смелым, честным, с сильным и твердым характером. Такой человек никогда не возьмет чужого, всегда сознается и скажет правду. Это его главное отличие от лживого и нечестного человека.

Вот мы и ответили еще на один вопрос: «Почему люди лгут?»

Вы, ребята, все устали?
Мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Разотрите все ладошки,
Приготовьте для хлопков
Если правда – вы хлопаете,
Если ложь – то топаете.

Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле… рожки
Оля ягодки берёт
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Оле… ручки
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле… сушки
Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле… зубки.

Пока мы с вами отдыхали, к нам пришла кукла Лиза. (Воспитатель показывает бумажную куклу, которая вся скомкана и измята). Слайд. С ней приключилась беда. Она была в другой школе. Ее там обижали, обманывали, обзывали. Посмотрите, на кого она стала похожа. Каждое лживое слово причинило ей боль.

Можем ли мы что-то изменить?

Как нам помочь ей? (пожалеть, сказать что-то приятное)

Давайте, попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать ее шрамы. Одно доброе слово – один разглаженный шрам.

Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она прежней, как была? Почему?

Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, обманывая, вы причиняете боль. А боль остается в душе еще очень долго и никакие комплименты и извинения не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал «Словом можно убить». И я надеюсь, что прежде чем сказать неправду, или наговорить на кого-то, обозвать – вы хорошо подумаете, а не сделаю ли я больно этому человеку.

Кукла Лиза осталась очень вами довольна, в благодарность за это она дарит вам цветик-семицветик.

На каждом лепестке ситуация. Если все ситуации мы решим правильно, то закончим наше путешествие.

Ситуации.

Как вы поступите если:

Получили двойку,

Разбили красивую вазу,

Опоздали на урок,

Не приехали в школу вовремя,

Потеряли сменную обувь,

Взяли чужие варежки,

Не выучили стихотворение.

Молодцы! Я надеюсь, что впредь вы будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной.

Рефлексия.

Давайте подумаем, а на все ли вопросы мы помогли ответить Пиноккио?

Давайте вспомним их. Слайд.

Что такое правда?

Что такое ложь?

Почему люди лгут?

Как ложь влияет на человека?

Мы ответили на все вопросы-подсказки, которые дала нам фея, но чтобы вернуть Пиноккио прежний облик нужно произнести волшебные слова, а т. к. эти слова волшебные – они зашифрованы. Ваша задача собрать их по букве, начиная с буквы «П» следуя по часовой стрелке.

- «Правду говори всегда» - хором.

Вот и вернулся к Пиноккио его прежний облик, я надеюсь, это будет для него хорошим уроком. Фрагмент мультфильма.

А мне хочется поблагодарить тех ребят, которые лучше всех потрудились в поисках Правды.

Вам понравился, ребята,
Необычный наш урок. Это всё запомни ты,
В жизни это примени.
Понравилось?
Вы истину мне расскажите,
Себя ложью не черните.
Подошёл к концу урок
Заливается звонок.
Дружно выйдем из-за парт
Глубоко вздохнём, вот так…

Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов Петрова Вера Ивановна

Правда – неправда

Правда – неправда

Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои проступки. Сильное эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.

Воспитатель на примерах старается показать детям, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чем не повинного человека.

В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда», «честность», и их противоположности: «неправда», «нечестность», «ложь», «обман».

Доброе дело – правду говорить смело (4–5 лет)

Воспитатель напоминает детям о том, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.

Педагог начинает разговор с пословицы «Доброе дело – правду говорить смело», поясняет детям ее смысл. Затем читает рассказ С. Баруздина «За обедом».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Глава 2 Какая правда скрывается за детской ложью? Начнем с себя Давайте с вами немного пофантазируем. Представим на минуту, что наша мечта сбылась и любимое чадо не только не опускается до откровенной лжи, но и не позволяет себе и малейшей нечестности. И…«Малыш, подойди,

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Глава 1 Дитя, которое принес вам аист, оказалось интровертом? Интроверсия: правда и вымысел В душе десятилетнего Мэтью мирно уживаются два разных ребенка. Он любит свой дом, своих собак, интересуется массой вещей, особенно ему нравится все, что связано с природой и

Из книги Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления автора Фонотов Михаил Саввич

Правда анкеты и правда человека Да, шли годы, а Макаренко оставался внутри «системы». Это, заметьте, через годы возбудило подозрительность некоторых потомков, которые уже в наше время стали допытываться: почему? Допытываются как раз те, которые ищут «всю правду» о

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

Что делать, когда говорят или пишут в газетах, что скоро будет конец света?! Подруги говорят, что это правда, папа и мама говорят, что это глупости, а у меня из головы не выходит! Как мне быть? Для того, чтобы понять, как относиться к газетным «страшилкам» (и не только газетным)

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Правда «Это тебя не касается. Дай взрослым спокойно поговорить». Французская система воспитания настаивает, что дети должны знать только то, что напрямую их касается. Франсуаза Дольто, известный психоаналитик, считает, что даже новорожденные понимают все, что происходит