Бедная лиза главные герои и их характеристика. «Бедная Лиза» Карамзина: анализ произведения, характеристика героев, тесты, цитаты. Сюжет и своеобразие

Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

История создания повести

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

«Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

Анализ произведения

Сюжет повести

Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».

Главные герои

Лиза

Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.

Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

Цитаты

"Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." . Лиза .

"Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" .

"Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза .

"Теперь, может быть, они уже примирились!" Автор

Тематика, конфликт повести

Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

  • Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня - дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
  • Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
  • Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
  • Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.

Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.

Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти они с матерью быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чувствительной старушкой, но уже неспособной на работу. Поэтому Лиза бралась за любую работу и трудилась, не щадя себя. Она и холсты ткала, и чулки вязала, собирала ягоды и цветы, а затем продавала в городе. Основные черты характера Лизы – это чувствительность, наивность, непорочность и умение преданно любить. В людях она видит только хорошее, хотя мать ее предупреждала, что встречаются и «злые» люди, которые могут и обидеть.

Однажды, продавая цветы в Москве, она познакомилась с молодым богатым дворянином, который просил впредь продавать свою продукцию только ему. Мать Лизы такая новость обрадовала, ведь дочери не придется больше так часто ездить в город. Новоиспеченный знакомый Лизы по имени Эраст начинает часто навещать девушку и молодые люди влюбляются. Они часто встречаются и гуляют у пруда. Однако Эраст впоследствии предает Лизу. Сказав, что уходит на службу, он больше не возвращается к ней. Во время службы он много играл в карты и проиграл все состояние. В результате ему пришлось жениться на богатой вдове. Сердце Лизы не выдержало такой новости, и девушка утопилась в глубоком пруду.

После ее смерти к могиле девушки стали приходить и другие несчастные в любви девушки. Эраст до конца жизни был несчастен и считал себя виновным в смерти Лизы.

Николай Михайлович Карамзин - это крупнейший историк своего времени, а также литератор эпохи сентиментализма.

Творчество Карамзина заинтересовало меня, так как это настолько многогранный и удивительный человек, что русские люди просто обязаны знать о деятельности своего соотечественника. Карамзин был поэтом, журналистом, общественным деятелем и реформатором русского литературного языка.

Родился он 1 декабря 1766 года в дворянской семье под Симбирском, а потому образование им было получено хорошее. Сначала он учился в частном пансионе своего родного города, а позднее в Москве в пансионе И. М. Шадена, после которого поступил в Московский университет. Отслужив после университета год в Преображенском полку, он целиком посвятил себя литературе, а позднее историческим очеркам.

В 1792 году была написана "Бедная Лиза", которая была первым произведением того времени, написанным в жанре русской прозы

"Бедная Лиза" Сюжет

Повествование данной повести рассказчик начинает спустя тридцать лет после произошедших событий. Воспоминания его происходят в Москве около Симонова монастыря, где когда-то в бедном домике проживала крестьянская девушка Лиза со своей матерью. Жили они бедно, так как муж и отец их давно умер и помочь было некому. В пятнадцать лет Лизе приходилось ткать холсты, вязать чулки, да продавать всякую всячину в Москве. В один из таких дней, продавая ландыши в Москве, она и познакомилась с Эрастом. Эраст купил ее цветы и хотел дать за них целый рубль, но девушка е взяла столь большую плату, а взяла только настоящую стоимость букетика в несколько копеек. Эта безыскусность и простота дедушки и заинтересовали Эраста. Через день он явился под окна ее хижины. Вскоре юный дворянин и крестьянская девушка начали часто встречаться, признались в любви друг другу. Так прошла неделя. Через неделю Лиза сообщила Эрасту, что мать заставляет ее выйти замуж за другого, того, кто посватался за нее. Но для нее это невыносимо, так как она любит своего Эраста.

С той поры их любовь стала еще крепче, а девушка, сама не ведая что творит, подарила Эрасту свою невинность. С той поры интерес Эраста к Лизе стал постепенно угасать, как и бывает с теми, кто получил желаемое. Она больше не увлекала его настолько, так как перестала быть непорочным ангелом. Все реже он начал видеться с ней и, наконец, сказал, что не придет к ней некоторое время, так как дела военной службы этого требуют. Лиза поверила ему и простилась со слезами.

Через некоторое время бедная девушка встретила в Москве карету с Эрастом, он же холодно сообщил ей о том, что помолвлен с другой и скоро свадьба, дал Лизе сто рублей денег и отправил домой. Сам же вынужден был жениться на богатой старой вдове. Бедная Лиза не смогла вынести своего горя и бросилась в реку, где тотчас утонула. Мать, узнав о том, что случилось с дочерью, тоже умерла от горя. Хижина опустела.

На такой трагической ноте заканчивается данное произведение. Счастья нет ни у кого.

Герои данного произведения - это простые люди. Крестьянка Лиза и ее мать, дворянин Эраст, да повествователь, рассказывающий о разворачивающихся событиях. Повесть, к сожалению, печальна и даже трагична.

Итак Лиза - бедная крестьянка пятнадцати лет от роду. Это честная девушка, которая трудилась от зари до зари, зарабатывая на пропитание себе и матери. Всем своим сердцем она полюбила Эраста. Когда и он признался ей в любви, то сердце ее и душа были отданы ему навсегда. Все желания своего возлюбленного она исполняла, поэтому и перестала быть ему интересной. Трагизм этого произведения не только в том, что молодой дворянин опорочил девушку, лишив ее невинности, а в том, что он бросил ее в итоге.

Я думаю, что если бы даже Лиза не лишилась невинности в тот момент, когда узнала, что любимый помолвлен с другой, то все равно утопилась бы, так как счастья с другим не представляла.

Эраст - юный дворянин. Он имеет доброе сердце, потому и останавливается около Лизы первый раз. Однако характер юноша имеет ветреный, способный только к развлечениям и кутежам. Общение с бедной девушкой ему интересно только поначалу, как новое необыкновенное приключение в его жизни. Поначалу он воспринимает Лизу, как светлого ангела непорочности. Однако, как только все желания юноши были удовлетворены, ореол волшебства сразу же слетел, а девушка стала обычной, такой, как и многие другие. Вновь Эраста стали интересовать только кутежи да карты. Проигранное имение и появившиеся долги явились следствием его разгульного образа жизни. Эраст также несчастлив, так как вынужден жениться на старой вдове только затем, что бы избавиться от долгов.

Отдельным героем в данной повести выступает повествователь. Нет, это не рассказ от имени Карамзина, это отдельное действующее лицо. Именно его воспоминания мы читаем. Очень красиво описывает повествователь красоты Москвы, особенно Симонов монастырь.

Поскольку произведение "Бедная Лиза" является сентиментальной прозой, то мы часто читаем о том, как все по очереди плачут от переизбытка чувств. И мать, и Лиза, и даже Эраст выступают чересчур чувствительными героями. Однако несмотря на столь слезливые страницы, мне произведение очень понравилось.

Данное произведение рекомендовано к изучению в школе в девятом классе. я считаю, что в этом возрасте самое время изучать такие произведения, так как девушки в этом возрасте уже должны задумываться о своей чести и иметь правильное суждение об этом. А потому повествование о Лизе, конечно, трагично, но полезно для прочтения юным девушкам. Ведь девушка должна соблюдать себя в чистоте и невинности.

Юноши тоже должны понимать о вреде разгульного образа жизни. Ведь в долговую яму Эраст загнал себя сам. Надо было самому трудиться, как настоящему мужчине, а не тратить все время на увеселительные мероприятия.

Данное произведение я сравнила бы с зарубежным произведением Шекспира "Ромео и Джульетта". В этом произведении влюбленные также юнны, как Эраст и Лиза, и финал их истории также трагичен. Здесь, правда Эраст остается живым фактически, но ощущение складывается такое, что и он как-будто умер. Ведь жениться на старухе - это все равно, что похоронить себя заживо. Так что бедного Эраста мне тоже очень жалко. Ведь его нельзя назвать до конца отрицательным персонажем. Он обладает добрым, отзывчивым сердцем, не жалеет денег для своей любимой и готов ежедневно покупать все ее связанные носки и все продаваемые цветы. Надо отдать должное и Лизе, которая не стремится взять с возлюбленного лишних денег. Она берет ровно столько, сколько заработала. Так почему же двоих влюбленных, обладающих массой достоинств и положительных качеств, ждет такой тяжелый и трагичный финал?! Я считаю, что всему виной ветреность и бесхарактерность Эраста. Обвинить в таком финале можно и мать Лизы, которая после смерти отца настолько опустила руки, что бедной девушке пришлось самой зарабатывать на них обеих. тому же, мать видела неоднократно Эраста и знала о взаимоотношениях двух юных сердец, поэтому могла и предупредить дочь о возможных ожидаемых последствиях встреч мужчины и девушки наедине.

Лиза (Бедная Лиза) - главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «...и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью - «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант - умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста.

Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

Чувствительность - так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана.

Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести Карамзина деревенский человек - человек природы - оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он пытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но Л. делает то же самое, посылая матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела - глаза навек закрылись».

Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной бедной девушки становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретает национальный колорит.

Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).

«Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «...Все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря - воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» - так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. (к настоящему времени сохранилось только несколько построек, большая часть взорвана в 1930 г.). Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. По существу, Л. была канонизирована сентиментальной культурой.

К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).

Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М. Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей (примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.

Образ «бедной Л.» тут же разошелся в многочисленных литературных копиях эпигонов Карамзина (ср. хотя бы «Несчастная Лиза» Долгорукова). Но серьезное развитие образ Л. и связанный с ним идеал чувствительности получил не в этих повестях, а в поэзии. Незримое присутствие «бедной Л.» ощутимо в опубликованной через десять лет после карамзинской повести, в 1802 г., элегии Жуковского «Сельское кладбище», положившей, по словам В. С. Соловьева, «начало истинно человеческой поэзии в России ». К самому же сюжету о соблазненной поселянке обращаются три крупных поэта пушкинской поры: Е. А. Баратынский (в сюжетной поэме «Эда», 1826, А. А. Дельвиг (в идиллии «Конец Золотого Века», 1828) и И. И. Козлов (в «русской повести» «Безумная», 1830).

В «Повестях Белкина» Пушкин дважды варьирует-сюжетную канву повести о «бедной Л.», усиливая ее трагическое звучание в «Станционном смотрителе» и обращая в шутку в «Барышне-крестьянке». Связь «Бедной Лизы» с «Пиковой дамой», героиня которой носит имя Лизаве-та Ивановна, очень сложна. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» (подобно «бедной Тане», героине «Евгения Онегина») переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Всем героиням Пушкина, находящимся в «силовом поле» героини Карамзина, суждена счастливая или несчастная - но жизнь. «К истокам», к Карамзину возвращает пушкинскую Лизу П. И. Чайковский, в опере которого «Пиковая дама» Лиза (уже не Лизавета Ивановна) кончает с собой, бросившись в Зимнюю канавку.

Судьба Л. в разных вариантах ее разрешения тщательно прописана Ф. М. Достоевским. В его творчестве и слово «бедный», и имя «Лиза» с самого начала обретают особый статус. Самые известные в ряду его героинь - соименниц карамзинской крестьянки - Лизавета («Преступление и наказание»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), блаженная Лизавета и Лиза Тушина («Бесы»), и Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»). Но швейцарки Мари из «Идиота» и Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» тоже не было бы без Лизы Карамзина. Карамзинская схема ложится и в основу истории отношений Нехлюдова и Катюши Масловой - героев романа Л. Н. Толстого « Воскресение ».

В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980-х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

Многие помнят Н.М. Карамзина по его историческим работам. Но и для литературы он сделал немало. Именно его стараниями получил развитие сентиментальный роман, в котором описываются не просто обычные люди, но их чувства, страдания, переживания. сблизил простых людей и богачей как чувствующих, думающих и испытывающих одинаковые эмоции и потребности. В то время, в каком году была написана «Бедная Лиза», а именно в 1792, до освобождения крестьян было еще далеко, и их существование казалось чем-то непонятным и диким. Сентиментализм же вывел их в полноправные чувствующие герои.

Вконтакте

История создания

Важно! Он же ввел моду на малоизвестные имена – Эраст и Елизавета. Практически не используемые имена быстро стали нарицательными, определяющими характер человека.

Именно эта простая внешне и незамысловатая полностью выдуманная история любви и смерти породила целый ряд подражателей. А пруд даже был местом паломничества для несчастных влюбленных.

Несложно запомнить, о чем повесть. Ведь ее сюжет не отличается насыщенностью или перипетиями. Аннотация к повести позволяет узнать главные события. Сам Карамзин краткое содержание передал бы так:

  1. Оставшись без отца, Лиза начала помогать обедневшей матери, продавая цветы и ягоды.
  2. Эраст, покоренный ее красотою и свежестью, предлагает ей продавать товар только ему и потом вообще просит не выходить на улицу, а отдавать ему товар из дома. Этот богатый, но ветреный дворянин влюбляется в Лизу . Они начинают проводить вечера наедине.
  3. Вскоре к Лизавете сватается зажиточный сосед, но Эраст утешает ее, обещая сам жениться. Происходит близость, и Эраст теряет интерес к погубленной им девушке. Вскоре юноша уезжает на службу. Лизавета ждет и боится. Но случайно они встречаются на улице, и Лизавета бросается ему на шею.
  4. Эраст сообщает, что помолвлен с другой, и приказывает слуге дать ей денег и вывести со двора. Лизавета, передав деньги матушке, бросается в пруд. Мать ее умирает от удара.
  5. Эраст разорен проигрышем в карты и принужден жениться на богатой вдове. Он не находит счастья в жизни и винит себя.

В город продавать цветы

Главные герои

Понятно, что характеристика одного из героев повести «Бедная Лиза» будет недостаточной. Их надо оценивать вместе, во влиянии друг на друга.

Несмотря на новизну и оригинальность сюжета, образ Эраста в повести «Бедная Лиза» не нов, не спасает и малоизвестное имя. Богатый и скучающий дворянин , уставший от доступных и жеманных красавиц. Он ищет ярких ощущений и находит невинную и чистую девушку. Ее образ удивляет его, манит и даже пробуждает любовь. Но первая же близость превращает ангела в обычную земную девушку. Он сразу вспоминает, что она бедна, необразованна, и уже ее репутация погублена. Он бежит от ответственности, от преступления.

Бежит он в привычные увлечения – карты и гулянья, что приводит к разорению. Но он не желает терять свои привычки и жить с любимой трудовой жизнью. Эраст продает свою молодость и свободу за богатство вдовы. Хотя пару месяцев назад он отговаривал любимую от удачного брака.

Встреча с любимой после разлуки лишь утомляет его, мешает. Он цинично бросает ей деньги и заставляет слугу вывести несчастную. Этот жест показывает глубину падения и всю его жестокость .

А вот образ главной героини повести Карамзина отличается свежестью и новизной. Она бедна, работает для выживания матери и при этом нежна и красива. Отличительные ее черты – чувствительность и народность. В повести Карамзина бедная Лиза – типичная героиня из деревни, поэтичная и с нежным сердцем. Именно ее чувства и эмоции заменяют ей воспитание, нравственность и нормы .

Автор, щедро наделяя бедную девушку добротой и любовью, словно подчеркивает, что таким женщинам присуща естественная , не требующая ограничений и поучений. Она готова жить ради любимых, трудиться и сохранять радость.

Важно! Жизнь уже испытывала ее на прочность, и она достойно выдержала испытание. За ее образом, честным, красивым, нежным, забывается, что она бедная, необразованная крестьянка. Что она работает руками и торгует, чем Бог послал. Это следует помнить, когда становится известна новость о разорении Эраста. Лиза не боится бедности.

Сцена, описывающая, как умерла бедная девушка, полна отчаяния и трагизма . Верующей и любящей девушке несомненно понятно, что самоубийство – страшный грех. Понимает она и то, что мать не проживет без ее помощи. Но боль от предательства и осознание, что она опозорена, слишком тяжело ею переживается. Лиза трезво смотрела на жизнь и честно говорила Эрасту, что бедна, что не пара ему и что мать нашла ей достойного жениха, пусть и нелюбимого.

Но юноша убедил в своей любви и совершил непоправимое преступление – забрал ее честь. То, что для него стало рядовым скучным событием, оказалось для бедной Лизы концом света и началом новой жизни одновременно. Ее нежнейшая и чистая душа окунулась в грязь, а новая встреча показала, что любимый оценил ее поступок как распущенность.

Важно! Тот, кто написал повесть «Бедная Лиза», осознавал, что поднимает целый пласт проблем и в частности тему ответственности богатых скучающих дворянчиков перед несчастными бедными девушками, чьи судьбы и жизни разбиваются от скуки, которая позже нашла свой отклик в творчестве , Бунина и прочих.

Сцена возле пруда

Реакция читателей

Публика встретила повесть неоднозначно. Женщины сострадали и совершали паломничество к пруду, ставшему последним пристанищем несчастной девушки. Некоторые критики-мужчины стыдили автора и обвиняли в излишней чувствительности, в обильных слезах, которые льются постоянно, в картинности персонажей.

На самом деле за внешней приторностью и слезливостью, упреками в которых полна каждая критическая статья, кроется истинный смысл, понятый внимательными читателями. Автор сталкивает не только два характера, но два мира :

  • Искреннее, чувствительное, до боли наивное крестьянство с его трогательными и глупенькими, но настоящими девушками.
  • Добродушное, увлекающееся, щедрое дворянство с изнеженными и капризными мужчинами.

Одну закаляют трудности жизни, другого эти же трудности ломают и пугают.

Жанр произведения

Сам Карамзин описал свое произведение как сентиментальную сказку, но оно получило статус сентиментальная повесть, так как в нем есть герои, действующие в длительном времени, полноценная завязка, развитие и развязка. Герои проживают не отдельные эпизоды, а значительную часть своей жизни.

Бедная ЛИЗА. Николай Карамзин

Пересказ Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»

Вывод

Итак, вопрос: «Бедная Лиза» – это повесть или рассказ, решен давно и однозначно. Аннотация к книге дает точный ответ.