Пять причин почему азербайджанские парни выбирают русских девушек. Почему азербайджанцы любят русских женщин. Почему идет вражда между арменией и азербайджаном Азербайджанцы самая омерзительная и кровожадная нация

Причиной роста числа разводов является крах системы семейных ценностей.

Об этом Oxu.Az сказала глава Общественного объединения помощи женщинам Təmiz Dünya Мехрибан Зейналова .

По ее словам, причин для разводов много:

«В первую очередь, некоторые люди управляют семьей по устаревшим порядкам. Конечно, не все с этим согласны, в результате чего отношения портятся, и происходит развод. Также играют роль принудительные ранние браки, принудительная женитьба ввиду возраста, безработица и измена. Некоторые женщины не хотят, чтобы их свободу насильно ограничивали».

Мехрибан Зейналова заявила, что предотвратить развод невозможно:

«Система ценностей дала трещину. Предовратить разводы каким-то способом невозможно. Процесс саморегулируется. Это будет длиться до тех пор, пока процесс создания семьи не станет сознательным».

Заведующий отделом демографии и географии населения Института географии Национальной академии наук Азербайджана Низами Эюбов заявил, что в настоящее время одной из самых больших проблем Азербайджана является эрозия национально-духовных ценностей:

«К эрозии ценностей приводят интернет, социальные сети, возросшая жестокость людей. Раньше мы жили не очень хорошо, но люди ладили, договаривались друг с другом. Сейчас проблемы появляются из ниоткуда и разрастаются. Люди не могут принять друг друга и разводятся. Исследования показывают, что проблемы между людьми не повод для развода».

Низами Эюбов заявил, что за последние 10 лет численность разводов увеличилась на 70-80 процентов:

«Если сравнить первые годы независимости и наше время, то сейчас разводов больше. Естественный прирост населения сократился и продолжает снижаться. Естественный прирост на 1000 человек населения сократился с 19-20 до 9.

Государство приняло программы для решения демографических проблем, но естественный прирост продолжает падать. Все дело в разводах и резком сокращении рождаемости. Хочет ли детей разведенный человек? Конечно, нет».

Заведующий отделом отметил, что естественный прирост населения продолжит снижаться:

«Сейчас население Азербайджана растет как за счет естественного прироста, так и за счет приезжих. Миграционный баланс и раньше был отрицательным.

Также часть естественного прироста покидала страну. Сейчас не так. В Армении естественный прирост и численность населения втрое ниже чем у нас. По сравнению с Арменией у нас ситуация очень хорошая. Но надо обязательно предотвратить разрушение национально-семейных ценностей».

Отметим, что в первой половине 2018 года районные (городские) отделы регистрации Минюста зарегистрировали 27525 браков и 7219 разводов. Количество браков на 1000 человек населения составило 5,7, разводов - 1,5.

За соответствующий период прошлого года в стране было зафиксировано 40256 браков и 9787 разводов. Количество браков на 1000 человек населения составило 6,2, разводов - 1,5.

Для ответа на вопрос, почему армяне не любят азербайджанцев, стоит обратиться к истории двух народов, и тогда станет более-менее понятно, почему уже более века между ними, то затухают, то вновь вспыхивают острые конфликты, приводящие к массовым столкновениям и большому числу жертв.

В-первых, эти два народа исповедуют разную религию.

Армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.

Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм.

Во-вторых, проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. Насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной, армяне – это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения – предмет научных споров.

Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры.

В-третьих, в начале XIX века Российская империя начала проводить политику репатриации армян на территории бывших тюркских ханств, завоеванных в результате русско-персидских войн 1804-1813 и 1826-1828 годов. Считается, что мусульмане Закавказья всегда ощущали себя частью единого мусульманского мира, тогда как армяне воспринимали себя отдельной нацией на протяжении многих веков. Очевидно, что при возвращении на свои исконные земли армяне были не склонны легко уживаться с людьми, которых воспринимали как «захватчиков». К тому же в царской России существовали определенные ограничения на участие нехристиан в делах государства, что приводило к политической дискриминации азербайджанского населения.

Наконец, основу для непримиримой вражды между этими двумя народами заложили события начала XX века. Во время революции 1905 года вспыхивает так называемая армяно-татарская резня (в России азербайджанцев тогда называли закавказскими татарами). Этнические проблемы обострились в период безвластия после Октябрьской революции, что привело к армяно-азербайджанской войне 1918-1920 годов. Каждое военное столкновение между армянами и азербайджанцами сопровождалось большими потерями среди мирного населения, что не могло не провоцировать новые конфликты.

Долгое время, контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения.

Конец XX века ознаменовался новым полномасштабным кризисом в армяно-азербайджанских отношениях: в 1988 году вспыхнул Карабахский конфликт, который привел к полноценным военным действиям в 1991-1994 годах. Статус Нагорно-Карабахской Республики остается спорным до сих пор.

Политическую реальность всего нашего региона невозможно представить без Азербайджанской республики, государства, расположенного на востоке региона. Преимуществами Азербайджана являются выгодное географическое расположение и серьезные запасы нефти и газа. Значительная часть Азербайджана расположена на Великом Шелковом пути, некогда связывавшим Европу со странами Центральной Азии и классического Востока. И если новорожденная Азербайджанская демократическая республика (АДР) многими политиками начала ХХ века не воспринималась в качестве серьезного и прочного государственного образования, то современная Азербайджанская республика представляет собой геополитическую реальность, с которой нельзя не считаться.

Впервые самопровозглашение АДР произошло в результате свержения царизма в России и, как следствие, распада Российской империи. Тогда от России отпало немало территорий, в том числе и Закавказье. В конце мая 1918 года армяне, грузины и кавказские татары, или, как их еще называли, закавказские турки (тюрки), провозгласили о своих государствах, названных соответственно Республикой Армения, Грузинской демократической республикой и Азербайджанской демократической республикой. Но если армяне и грузины уже имели многовековые традиции собственной государственности, то пришлые в регионе закавказские турки приобретали государственность впервые, и на территории, провозглашенной Азербайджанской демократической республикой, не имели численного преимущества. Большая часть населения новообразованной республики состояла из коренных армян, талышей, лезгин, парсийцев, аварцев, цахуров, удин, и других остатков албанских племен.

Провозглашение закавказскими турками «своего» национального государства стало возможным исключительно в результате военной интервенции регулярной турецкой армии под командованием генерала Нури. Но даже после этого марионеточное правительство Азербайджанской демократической республики еще свыше ста дней не могло вступить в провозглашенный столицей АДР Баку. 15 сентября 1918 года Баку был захвачен турецкой армией, на штыках которой в город вошло правительство Азербайджана. Падение Баку, который защищали представители практически всех населяющих город национальностей, завершилось кровавой резней христианского населения, в первую очередь, армян. В результате трехдневной вакханалии турецких аскеров и вооруженных банд закавказских турок, в городе было вырезано свыше 30 тысяч жителей армянской национальности.

Название «Азербайджан» явилось следствием стратегии пантюркизма, направленной на подготовку почвы для будущих территориальных притязаний к соседнему Ирану, северные провинции которого без малого два с половиной тысячелетия носят это название. Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов, историк, академик В.В. Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан».

Таким образом, новое государственное образование, так, кстати, и не признанное Лигой Наций и мировым сообществом, уже с самого своего зарождения преследовало и планировало аннексионистские и ассимиляторские цели. Эти цели Азербайджанской республики по сей день не потеряли своей актуальности. Симптоматично, что на Второй съезд азербайджанцев мира, прошедший в Баку в середине марта 2006 года, азербайджанцы из Ирана приглашены не были. Бакинские чиновники заявили, что не считают их диаспорой. Объяснения официальных лиц Баку заключались в следующем: диаспора живет за пределами родины, а заселенные азербайджанским населением северные провинции Ирана являются временно отторгнутой частью Азербайджанской республики.

В этом плане характерно высказывание экс-президента Азербайджана А. Эльчибея, сделанное им весной 2000 года в Анкаре: «Сорок миллионов азербайджанских турок и семьдесят миллионов анатолийских должны объединиться и создать 110-миллионное государство, мощный региональный гигант, к мнению которого прислушивался бы весь мир». Данное заявление Эльчибея, который в числе «азербайджанских турок» «сосчитал» и тюркоязычное население Ирана, не только касается территориальной целостности Ирана, тюркоязычных иранцев северных провинций которого он огульно причислил к туркам, но и полностью игнорирует как гражданские, так и национальные права проживающих в Азербайджане и Турции нетюркских народов. Куда деваться не желающим стать турками примерно 15-20 миллионам курдам Турции, или, например, пяти миллионам народа заза в той же Турции? Как быть с проживающими в Азербайджанской республике лезгинами и талышами, аварцами и удинами, парсийцами, курдамии цахурами, не имеющими никакого отношения к тюркам? С другой стороны, это заявление, как и многие подобные, является наглядной и зловещей иллюстрацией аннексионистского значения названия Азербайджанская республика и экспансионистской политики этого государства.

С первых же дней своего провозглашения в мае 1918-го года Азербайджанская республика предъявила претензии на огромные территории Грузии и Армении. Вместе с тем, на провозглашенной территории республики велась активная и агрессивная политика насильственной ассимиляции древних автохтонных народов, в первую очередь, удин, парсийцев, талышей и лезгин.

Следует сказать, что подобная политика требовала от бакинских властей немало изворотливости. Собственно тюркских сил в республике явно не хватало. Необходимо было убедить (или заставить) ассимилируемые народы воевать за жизненное пространство для ассимиляторов-тюрок. И правительство Азербайджана взялось за эксплуатацию религиозных чувств жителей страны. Это было тем более удобно, что самоназванием закавказских турок было, да и сегодня остается, мусульманин. А подавляющая часть жителей названного Азербайджаном государства также являлись мусульманами.

Тем не менее, это обстоятельство не мешало мусульманам-туркам всячески притеснять, как единоверцев шиитов, так и суннитов Азербайджана. Фактически государство взяло на вооружение не признающую религии политику пантюркизма. С этой точки зрения все жители-нетюрки Азербайджанской республики воспринимались представителями тюркских племен если не прямыми врагами, то досадной и нежелательной помехой на пути построения тюркского государства. А таковых было много: ираноязычные талыши, курды и парсийцы; кавказоязычные лезгины, аварцы, цахурцы, удины, народности шахдагской группы: крызцы, хиналугцы, джекцы, будухцы, гапутлинцы и т. д. Это не считая армян, естественно, воспринимаемых турками в качестве наиболее нежелательной нации в новоявленном государстве.

Советизация Азербайджана никак не повлияла на внутреннюю и внешнюю ассимиляторскую политику этого государства. Более того, процесс ассимиляции нетюркских народов республики принял особо массовый характер после того, как волевым решением Сталина в 1936 году тюркские племена Азербайджана стали именоваться азербайджанцами. Фактический абсурд, когда разношерстные пришлые кочевые племена, создав на турецких штыках государство, назвали его Азербайджаном, затем сами «стали» азербайджанцами, привел к восприятию их в качестве титульной нации республики. Между тем, на территории современной Азербайджанской республики тысячелетия проживали аборигенные народы, которые сегодня преподносятся (и воспринимаются!) официальной пропагандой в качестве национальных меньшинств.

Самопровозглашение Азербайджанской республики в мае 1918 года стало возможным в результате фактической оккупации территории автохтонных армян, талышей, удин, лезгин и других населяющих юго-восток Закавказья народов, сопротивление которых было сломлено с помощью турецкой регулярной армии. Особенно активным было сопротивление армян, талышей и лезгин. Так, армии кавказских тюрок так и не удалось захватить населенные армянами горные регионы Арцаха, а также часть территории Утика.

Сильное сопротивление было оказано захватчикам и на территории Талышского ханства, где населением весной 1919 даже была провозглашена Талыш-Муганская Советская Республика. Данное государственное образование просуществовало чуть более года, после чего было потоплено в крови с помощью турецкой иррегулярной армии. Тем не менее, рецидивы сопротивления талышей тюркскому господству имели место еще и после установления в крае советской власти.

Не менее ожесточенный характер носило сопротивление лезгин и аварцев, прекратившееся много позже установления советской власти в Азербайджане. Так, достаточно кровопролитным было направленное на выход из Аз. ССР восстание аварцев в 1930-31 годах. Тогда под предлогом создания колхозов, у авар были изъяты крупные земельные наделы в пользу закавказских турок.

Надо сказать, что советизация Азербайджана произошла в условиях массового обвала провозглашенных Азербайджанской демократической республикой границ. В результате поражения Центральных Держав в Первой мировой войне, Турция была вынуждена в ноябре 1918 года покинуть большую часть Закавказья. Потеряв важнейшего стратегического партнера, «родителя», воевавшего за сохранение оккупированных и приобретение новых территорий для Азербайджана, Баку стремительно стал терять как реально контролируемые, так и лишь провозглашенные им территории. Вышел из подчинения Южный Лезгистан, была провозглашена Талыш-Муганская республика, добился независимости Арцах… На границе с Арменией турки терпели поражения, свои претензии на Закатальский округ предъявил Тбилиси, зафиксировавший в принятой парламентом Конституции принадлежность региона Грузии.

В 1919 году Азербайджан потерял контроль над Шарур-Даралагязом и Нахиджеваном, равно как и нагорной частью Казахского уезда. В этих условиях ввод 11-ой Красной Армии, ныне преподносимой бакинской пропагандой как оккупация Азербайджана, стал спасением для этой республики. Советские войска, продолжая дело турецкой армии, хотя и из совершенно других побуждений, не только помогли Азербайджану выжить, но и приобрели для него новые территории: Закатальский округ, Арцах, Нахиджеван, Южный Лезгистан, Талыш-Муганская республика.

Тем не менее, сопротивление населяющих республику коренных народов не прекращалось. Это стало еще одной причиной того, что при советизации Азербайджан был объявлен интернациональной республикой, что способствовало ослаблению сопротивления нетюркских этнических групп. Проживающие в республике нации и народности стали воспринимать себя в качестве носителя государственности. Обмануть их помогло и то обстоятельство, что это была единственная советская республика, не носящая название титульного народа, которого просто не было (не забудем, нации под названием «азербайджанцы» еще попросту не существовало).

Советская власть сохранила за территорией и название «Азербайджанская республика», прибавив к нему определение «Советская социалистическая». Вообще, слово «Азербайджан» явилось для большевиков «подарком судьбы», ибо способствовало политико-идеологическому «обоснованию» попыток экспорта большевистской революции на территорию Ирана, а также предъявлению территориальных претензий Тегерану. Замыслы большевизма и пантюркизма в этом плане были практически идентичны, а турки невольно проделали для большевиков всю «черновую» работу.

Небольшой вступление от KCity:

Лет 6 читаю азербайджанские форумы. Был day.az, сейчас появился disput.az - самый большой русскоязычный форум Азербайджана. Там очень много русофобов, есть и лояльные. Естественно там тролят и русские, которых в прочем очень быстро банят, которые вступают в дискуссии и указывают на место азербайджанцев.

Основные русофобы- это азербайджанцы живущие в России. Похожие на наших либералов, твердят одинаковые мантры и не отличаются умом и сообразительностью, впрочем как и все приматы.

В основном азербайджанцы живущие в России её и ненавидят. Мышление приматов. Как нибудь найду самые сочные комментарии о России и русских, где они призывают к убийству русских. Русский пользователь их собирал и на одной из тем, где они восхваляли себя (какие они толерантные), выложил накопившиеся цитаты.

Хочу вам показать статью Гамида Гамидова. Он учился в МГУ на журфаке и несколько лет прожил в Москве.
KCity

Гамид Гамидов

Итак...

1. Местные (назовем их просто - москвичи) больше всего ненавидят чеченцев. Ненавидят, но боятся. Ненавидят, но не презирают. То есть, отдают должное чеченской смелости, мужественности и т.д.

2. Чуть меньше они боятся дагестанцев. И уважают соответственно меньше.

3. Азербайджанцев - не боятся, не уважают. Частично презирают. Увы, в сравнении с теми, кто влияет на образ азербайджанцев негативно, тех, кто может имидж азербайджанца повысить, ничтожно мало.

4. Армян - не боятся, в большинстве своем уважают.

5. Грузин - не боятся, уважают, и, что поразительно для меня, очень любят, несмотря ни на что.

6. Узбеков, таджиков, киргизов - не уважают, не боятся. Не презирают. Скорее, брезгуют.

Поразительно, что местные совершенно не воспринимают дагестанцев и чеченцев своими соотечественниками, такими же россиянами, как они сами...

Естественно, сказанное про азербайджанцев касается далеко не всех наших соотечественников, проживающих в РФ. На себе, например, я негативного отношения почти ни разу не испытал. Правда, подозреваю (а в некоторых случаях, подозрения эти оправдывались), что большинство тех москвичей, кто видел меня раз в жизни, общался редко, были уверены, что я не азербайджанец. При том, что, по нашим меркам, я - ярко выраженный азербайджанец.

Несколько раз, заговаривая о своей национальности, я видел, как глаза людей округлялись. Один раз даже нам с другом пришлось убеждать собеседника в том, что мы не прикалываемся.

Стереотипы. Увы. В головах местных давно и прочно засел стереотип – азербайджанец – либо торгаш на базаре, причем почти всегда «кидала», либо бомбила, который готов везти тебя дешевле других, не зная при этом дороги, ну, или большой миллионер, который, почти всегда (вообще такое отношение ко всем миллионерам, вне зависимости от национальности) нажил свое добро нечестно в неспокойные 90-е.

А главное, говорить по-русски чисто, по мнению большинства местных, азербайджанец не может. Мне даже как-то пришлось спорить с одной дамой, которая говорила, что чище других кавказских народов на русском говорят армяне.

Заблуждение. Полнейшее. И у армян, и у грузин всегда, даже по прошествии многих лет, остается ярко выраженный акцент, выдающий в них армян и грузин. Наш человек, говорящий по русский чисто, делает это без акцента, или почти без акцента. В любом случае чище и в большинстве своем грамотнее представителей соседних стран.

Насколько справедливо к нам подобное отношение, как давно о нас так думают и почему, уже не так важно. Куда важнее другое. Как исправить эту ситуацию? И кто должен начать действовать первым? Кто должен задать тон, показать пример, преподнести урок всех остальным?

В РФ на сегодня мы имеем сотни и сотни ведущих азербайджанцев-ученых, азербайджанцев-чиновников, азербайджанцев-врачей, азербайджанцев-бизнесменов, азербайджанцев-преподавателей, азербайджанцев-спортсменов, азербайджанцев-деятелей культуры. Меньше журналистов. Зато каких? Наргиз Асадова, Ирада Зейналова, Азер Мурсалиев, Рустам Арифджанов и т.д.

При желании, с помощью специально написанной программы, и при грамотной работе мы сможем не только сломать стереотип относительно азербайджанцев в РФ, но и кардинально изменить отношение россиян к азербайджанцам, Азербайджану, а значит, по-другому взглянуть на наши проблемы, в том числе карабахскую.

Так кто должен первым начать работу в этом направлении? Считаю, что больше остальных в этом должна быть заинтересована диаспора – азербайджанцы, которые живут в РФ и каждый день сталкиваются с негативным отношением к себе и своей нации.

Но наша диаспора, вне зависимости от страны проживания, почти везде – структура гиблая. Надеяться на нее в чем-то бесполезно. Повторю, за исключением пары стран и пары диаспорских структур все остальные не стоят и гроша ломаного. Кстати, в этой связи я абсолютно не понимаю, чем таким полезным, РЕАЛЬНО полезным занимаются в Госкомитете по работе с азербайджанцами, живущими за рубежом? Но речь не об этой структуре сейчас. Надеюсь, о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз.

А пока вернемся в РФ. О диаспоре мы уже упомянули, с нее никакого спроса.

Остается посольство. Но тут понимаешь: неизвестно, от какой структуры пользы меньше.

Каковы достижения нашего посольства в этом направлении? Каковы вообще достижения нашего посольства за последние годы? Объединило ли оно азербайджанцев? Попыталось ли? Какую работу по изменению имиджа азербайджанцев в РФ проводит посольство, кроме регулярных встреч в узком кругу с одними и теми же приглашенными гостями?

В общем, господа, ответы, увы, пока что неутешительные. А когда понимаешь, что именно в РФ у нас самая большая диаспора, и что именно в РФ нам в первую очередь надо иметь твердую и, желательно, единую позицию по многим актуальным вопросам, становится совсем грустно.

Комментарии

Азербайджанец? На каком базаре торгуешь?
Увы...

цитата: Наш человек, говорящий по русский чисто, делает это без акцента, или почти без акцента. В любом случае чище и в большинстве своем грамотнее представителей соседних стран.

Как э - без акцента?

Потому что таких там большинство

Да ее да. Зато наших любит ОМОН, где поймает там и любит.

Когда я в РФ говорил что азербайджанец тоже все до единого не верили.Правда не такой я и черный даже в Баку часто думают что я лезгин но все же.

по-моему, давно пора забить на то, кто и как к нам относится. их проблемы. пусть других волнует то, как к ним относимся мы..

Жила в Москве долгое время и не видела к себе вообще никакого негативного отношения. Жила в момент обострения отношений России с Грузией. Подружка - грузинка, та да, постоянно была в проблемах. каждый патрульный пост обязательно останавливал её. а меня никогда... Также согласна с тем, что негативное отношение складывается из-за наших торгующий граждан. Я, вот честно, когда ходила на рынок, старалась к нашим вообще не подходить. Поскольку, как только узнавали, что я тоже азербайджанка, сразу же обвешивали.
и ещё случай. Жила я практически в центре. Однажды вечером, возвращаясь домой, услышала звуки знакомой азербайджанской мелодии. Долго не могла найти источник звука, завернув в соседний двор, увидела белый мерседес, с затемнёнными стёклами из которого орала (да да именно орала) музыка. Если честно - мне стало стыдно. Было уже почти 9. и это просто некорректно вот так себя вести.
и вообще, находясь в чужой стране, надо вести себя по правилам страны, а не по тем, к кот ты привык. всё это чисто ИМХО конечно.

До тех пор пока власть полу-империи будет к нам относится так, народ будет относится плохо.Грузин зауважали после конфликта, когда оказалось что маленькие но гордрые, как и чеченцы, а армян с такой гос поддержкой было бы странно если бы их не любили.

Да помоему им по барабану кто какой нации -для них все на одно лицо кавказкой национальности...)

относятся как к рычагу давление... если надо что-то выторговать давят на мигрантов (рынки, паспортный режим итд).

Адонирам

Азербайджанцы бывают разные.
У меня и в Москве и в Питере есть друзья - очень солидные ребята, которых русские очень уважают.. Но нужно сказать, что ребята заслужили это уважение. Они приехали в Россию в середине 90-ых и постепенно поднялись. Сейчас занимаются нехилым бизнесом, постоянно создают новые рабочие места и немало помогают людям.. Есть только одно «но» - они стараются как можно меньше общаться с азербайджанцами. Особенно с теми, кто из новых... Потому что именно из-за этих новых уважение к азербайджанцам упало ниже плинтуса.. Я сам служил в армии в Москве в конце 80-ых и утверждаю, что в те времена наших уважали гораздо больше...

Никогда за азербайджанцев не принимали ни меня ни мужа с детьми. Принимали либо за евреев, либо меня за армянку. Подходили армяне и спрашивали как всегда - вы армяне? Русские в массе своей, даже люди в возрасте, как будто не слышали про азербайджанцев и Баку. Если свободно говоришь на русском и нормально одет-никто за азербайджанцев не принимает. К сожалению.

Не владею пером, как господин Гамидов, но написала бы по сути тоже самое... Не любят наших и мы не в силах что-то изменить, так как сами в своем городе возмущаемся поведению тех, представители которых представляют нашу нацию в России. А какого им, тем кто сталкивается с невоспитанностью и примитивизмом чужаков на своей территории, и я их понимаю. Ну что же поделаешь, пока наши власть имущие серьезно не займутся образованием своего народа, будет еще хуже....

И ко мне тоже относились и относятся какк своему, но не сразу... МОсквичи тоже ведь расные. Те, с кем я обшался и общаюсь, это интелигентнейшие люди, мы говорим на одном языке, цитируем одних поэтов...Ну есть другие москвичи... с ними тяжелее, они обозлены тем, что понаехали, обозлены экономической обстановкой... да много чем...

Но в общем, надо согласится, что нас не любят. К армянам относятся лучше, и то в последние годы. К грузинам относятся нехорошо. Считают неблагодарными)) Не раз спорил.
Но отношение к азербайджанцам упало не с неба. Практически любой базар заполнен абсолютно безграмотными невоспитанными, неумеющими разговаривать на русском языке представителями нашей с вами нации. И здесь не прохляет любимая фраза многих наших: «зачем мне знать русский, я же азербайджанец, мне надо знать свой язык». И ведут себя достаточно агресссивно.

По поводу чеченцев и дагов. Их реально ненавидят. И есть за что. Ведут они себя отвратительно. Да, они смелые, мужественные люди. Но стоит им появится где либо, сразу нарастает напряжение. Ведут себя чересчур нагло, очень нагло, вызывающе, очень агрессивно. И мне очень понятна позиция москвичей по отношению к ним. Если, доспустим, наши соотечественники, там работают, плохо, хорошо, легально или нелегально, но работают. То северокавказцы в основной своей массе занимаются криминалом.

импульс to Фернандо Альтамирано

)))))
Допустим россияне не особо разделяют чеченцев,ингушей,дагестанцев и кабардинцев и т.д..,для них это Кавказ.))Скорее всего их не понимают,по этому немного побаиваются и обходят стороной,делать равенство между боятся-уважают не правильно,просто видят что творится на Сев.Кавказе,видят не покорность людей и стараются обходить стороной.))
Грузины им ближе,не смотря на недавние разногласия,во первых любят выпить и песни попеть,правда не до такой степени,во вторых осталось ещё поколение называющее всех кавказцев без исключения грузинами и считавших Кавказ щедрым и гостеприимным народом.))
Между армянами и нами,особой разницы не видят,иногда даже путают,кто мусульманин,кто христианин,если не объяснишь.))Разница между нами, в особом поведении самих армян,мы не лезем с «любовью»,не навязываем себя,они это делают постоянно.))
Что касается нас,то это опять стереотипы сложившиеся годами,нас больше,чем всех остальных кавказцев,а большинство не любят ни где.))Будет в России засилие поляков или финнов,будут ненавидеть их,пока наших больше,будет и негатив,останутся единицы,ни кто не будет обращать на нас внимание,перекинуться на других.))
К среднеазиатам отношение потребительское,а брезгует всеми,кто плохо одет и ниже по статусу,вы думаете,что в Советские времена дворниками и подсобниками не брезговали?)))
Национализм,был и будет всегда,в большей,или меньшей степени,раньше не любили евреев,сейчас не любят кавказцев,закончиться кавказский вопрос,начнут не любить кого то другого.)))Обычно ненавидят толпой,нос к носу уважают,или нет,как личность.))
П.С.Весь Кавказ ведёт себя вызывающе,это ответная реакция на национализм.))Это как видишь недруга и невольно задираешь голову,говоришь громче и ведёшь себя агрессивней и т.д..,как только СМИ,перестанут мурыжить тему кавказцев,всё встанет на круги своя.))А если на рынках будут торговать исключительно мужики из Тулы,начнут не любить туляков,а лет эдак через пятьдесят,называть их торгашами и бог знает кем.))

Много раз бывал в России,и совершенно не испытал на себе негативного отношения.Все зависит от человека самого,от его культуры общения и воспитания.Иногда конечно наши соотечественики ведут себя «по свинский» и даже стыдно за Азербайджан.Вот в Тюмени наблюдал такую картину.Азербайджанец торгует фруктами и рядом в коробке лежат мятые апельсины который он уже готовиться выкинуть,подходит бабуля и просит сынок можно возьму,в ответ НеТ НЕЛЬЗЯ а когда уже выходил с рынка увидел как он эти апельсины с коробкой выкинул прям под свой газель.Ну что тебе жалко было их отдать???

импульс to Ruslan Sabitov

Глупости не говорите,бабушки наших любят и даже обожают.)))Только наши и дают им то,чем торгуют.))Пройдись бабушка по рядам со словами:«Сынок,у меня денег нет»,так по яблоку и апельсину,целую сетку выносят.))Так что про мятые и гнилой товар не надо,побойтесь бога.)))

гнида.. если такого забьют скины или менты - его будет совершенно не жалко..

Выражу свою точку зрения. Дело в том, что как бы то не было, наши люди это все таки народ живущий под знаменем алвера. Редко кто тратит время на самосовершенствование, на повышение собственной культуры и образования. Нам хочется только ДЕНЕГ! и побыстрее. Армяне как ни крути в этом плане ХИТРЕЕ. где надо и подлижут и и подмажут и на центральное телевидение выйдут. Кстати, мне тоже многие не верили что я из Азербайджана, когда я общалась на российских форумах. В Россию в большинстве едут выходцы из сёл, впрочем в самих российских сёлах дело обстоит не лучше. большой уровень безграмотности, скудоумие, первобытные инстинкты, алкоголизм. достаточно каждый вечер смотреть Пусть говорят Малахова.

Habicht to HR agency

В Наших селах дела обстоят получше.. у нас народ работающий, а у них бухающий. В Россию едут чтоб работать.. работа грязная, но всеж работа. Сидеть на шее у родителей и у жены в России распространено несравнимо больше и именно эти мудаки брыгают на наших торговцев-работяг.

Наша проблема - недостаточное самоуважение. «Алверчи» - это звучит гордо! Только идиоты думают, что это оскорбление.

На рынках иметь 2-3 точки, жить в сезон в бараках и дома на родине содержать семью, пастроить дом, провести все коммуникации в село за кровные - это по нашенски! Это круто! Мы живем для своих семей, для родины, а что думают о нас алкашня нам не интересно.

Нуууууу, видя количество наших в РФ,я бы сказал,что........... хорошо.Даже любят.

В России,как и среди отписавшихся на этой теме есть адекватные,культурные уважающие себя и этим заставляющие уважать себя люди,так и не адекваты,быдло,хамы и не умеющие себя вести,не уважающие себя и при этом вызывающие отвращение к себе люди!!!
И не важно какой они нации

Везде, а не только в России, цивилизованные местные относятся нормально к цивилизованным же иностранцам. А мнение быдла меня никогда не интересовало.

Для них все мы хачи. (Хач - крест по армянски. Азербайджанцы называют армян хачиками)

Я уважаю торговцев на рынках, одетых в лохмотьях, больше, чем торговцев украшениями или хламом в дорогущих бутиках, но при этом одетых с иголочки. Почему? Объясняю!

Чтоб торговать быстропортящимися товарами из южных широт нужно быть мастерами логистики. Это умение и ноу хау! Я уверен, что ни один из вас, тех кто тявкает на наших алверчи и пренебрежительно относятся к их профессии, не в состоянии организовать этот процесс. Я еще умалчиваю, что многие из них выращивают на родине те культуры, которые продают в Москве. Вы только тявкать умеете, педики мля.

Люди не зацикливайтесь на России, наплевать как они к нам относятся. Относятся также как к русским относятся во всем остальном мире.

В далекие 70-е имел несчастье проживать в Москве, был молод но воспоминания ужасные, очень часто слышал в свой адрес «черно……», приходилось часто конфликтовать из-за этого, хотя в то время еще никто и никуда не понаехал и т.д., это тут совсем не причина. Я думаю, что ненависть к инородцам закладывается в их семьях, другого объяснения такого отношения к себе ровесников я до сих пор не нахожу. Не утруждайте себя путями решений этой проблемы, ее просто нет в природе. Для себя я это решил очень просто, призираю всех их, без исключения, они не стоят даже моей ненависти. В россии не был с тех пор и стараюсь даже транзитом не летать. Очень удивлен классификацией, видно все очень изменилось с тех времен, тогда мы были для них чернож….. или пиздогла…… Ну Вам там виднее.

Нежность чувств

Россия что авторитет?? С России сделали пуп страной,да они для начало,пусть сами к себе научатся относится по доброму,потом уже к кавказцам.............
Для того что бы наши не вежи торговцы,не позорили нашу страну,пусть наша глава,даст им нормальную работу и зарплаты по больше.......Не от хорошей жизни они там........

Platynum Egoiste

определенно чеченцев и дагестанцев русские боятся как огня,так как они единственные кто достойно дает отпор русским националистам.

Этот пиз---бол типичный представитель выскочка эмигрантуры которая живет там на дашбашах,цветах и алверах. Ни один нормальный образованный азербайджанец не позволит себе такой лексикон и такое обращение к оппоненту. Служил в Москве и много там бывал по делам и точно могу сказать, внимание москвичей в первую очередь привлекают те, которые безобразно себя ведут. Орут,ругаются, срут, задевают девушек, не соблюдаю очередь и хамят как скоты. А такими, к сожалению, оказваются наши больше.
Позорят народ и создают идиотский стереотип чобана и быдла!
Часто с ними сталкиваюсь на рынках, толкучках и прочих торговых центрах.
Никто не хочет учиться, знать язык, научиться приличной специальности, быть опрятным и вежливым. Поэтому, когда москвичи общаются с русскоговорящими азербайджанцами живущими в Москве, то удивляются, что есть грамотные. Не хотят азербайджанцы интегрироваться в общество. Как он крутит баранку такси, так и всю жизнь будет крутить или продавать помидоры. И дети по наследству будут продавать. И пяткой в грудь ударять на форумах, что какие они на базаре уважаемые...

ISESCU ve UNESCU

Как относятся к нашим в России, в Турции или, скажем, в Англии - это тоже, конечно, важно, но меня всегда больше беспокоил вопрос, почему наши сами не уважают друг друга. Разве мы сможем кого-то убедить в том, что нас можно и нужно уважать, пока мы не начнем сами этого делать по отношению к самим себе.

А вопрос «уважать самих себя» - это не только и не столько уважение на бытовом уровне, типа, уступил место соотечественнику в обществуенном месте или не перебил его речь. Это большая проблема по строительству максимально справедливого и гуманного общества.

Это и демократия (настоящая, а не псевдо-демократия, которая сейчас царит у нас) в общественной и политической жизни, это и честность и порядочность в личных отношениях, это и воспевание и, более того, следование принципам гуманизма и справедивости в семейных или гендерных отношениях, это и целесообразность в рыночной экономике и многое многое другое.

Желать уважения других к себе -это тоже своего рода уровень прозрения и, возможно, признак пробуждения национального самосознания, но мне видится более важным и ценным желание и потребность в уважении своих соотечественников друг к другу. Последнее может инициировать первое, но необорот.

Азербайджанцы, уважайте себя, не комментируйте эту тему!!!

Меня лично не интересует что о нас думают урусы, бушмены, зулу, дагестанцы, чечены, индейцы чероки и прочие.. Меня может интересовать, что обо мне думает турок, ибо он брат, он друг.. на остальных нассс+*#ть

Товарищ Гамидов я понимаю это ваше субъективное мнение,но я сама несколько лет прожила в Москве и прекрасно знаю как к кому там относятся.Вы забыли упомянуть молдаван))
Во первых в некоторых случаях азербайджанцы сами о себе портят мнение.Но живя там я всегда ругалась и защищала видя несправедливость.
Например представьте вы москвич,у вас появились соседи с Кавказа.Которые, в 21.00 садятся в машину возле блока и часов так до 00.00 на полную мощность включают мугам.Вам бы это понравилось?
С другой стороны была свидетелем того как в очереди,бабульки не заслуженно хаяли женщину которая покупала себе шоколадные конфеты.«Ведь только они могут себе такое позволить» молвили старушки.
На самом деле также как и вы не очень любите русских и даете им определенные ярлыки,также и вам вешают ярлыки и вы также можете не нравится.От этого не плохо не вам ни русским.
А важна еще одна деталь.В Москве коренных единицы,туда со всей огромной страны съезжаются люди чтоб кормить семьи.У кого получается у кого то нет.Кто то остается человеком а кто то гниет изнутри.Отсюда и злость и словесная диарея.
Не обращайте внимание и не принимайте близко к сердцу.
На счет грузин еще пару слов.Их любят за их сладкий язык.Редко встретишь грузина который, как заклятый ненавидит русских.Я таких не встречала.

За свои 22 года пребывания в РФ, могу сказать только то, что многие русские, или «россияне» (татары, чуваши, ингуши, итд итп...)не особо отличают азербайджанцев от грузин, армяней, и других кавказских наций. Для них все одинаково - КАВКАЗ! Некоторые знакомые, бывшие одноклассницы, однокурсницы спрашивают как ты там живешь? Наверно вся в черной длинной одежде ходишь, не понимающие смысла слова говорят -маджахеды, паранжа, талибы)))наслышались по новостям. Некоторые даже спрашивали а где Биробиджан находится))))Говоря что я живу в Баку, они спрашивали и как там грузинки красивые? Поэтому пришла к одному выводу, для русских людей не важно какая нация все это одно - КАВКАЗ.

Как В России Относятся К Азербайджанцам? - Каждый получает то отношение, которое он заслужил. В 2011 отвез маму на операцию в Москву в интитут нейрохирургии им. Бурденко. Добился, чтобы ее прооперировал сам директор института, 73 летний Н. Коновалов, без какой либо взятки и тапша. Он в Москве редко проводит операции, в основном в разъездах. Весь персонал уважительно относился к нам, к нашим просьбам, от мед.сестер, до глав.врачей. Никто меня не боялся, никто не презирал, и даже больше чувствовал к себе уважение, чем к русским. Хотя врачей армян там было больше, чем азербайджанцев. После выяснилось, что заместитель директора института 70 летний азербайджанец. Уверен, это уважение было не только ко мне, но и ко всему народу в целом. Одна из мед.сестер к маме подошла и сказала «я очень люблю азербайджанцев, не из-за того, что мой муж из Хачмаза, а просто» И в Московском офисе нашей компании все очень хорошо относились, больше всего со мной заговаривали 2 армянки из офиса. Я уже не говорю о том, как прекрасная половина России неравнодушно дышит в нашу строну..

фигня все
сам жил долго в россии
если к русским хорошо относиться (чужой огород меселеси)
они тебе добром отплатят
а идиотов в каждой нации хватает
и у нас
и у русских

В Москве москвичей давно нет.

Я тоже жила в Москве сначала на Кунцевк затем недалеко от Шаболовки. Кавказцев они не любят и не уважают. Чиченцы просто сами себе цену знают. Никогда чиченец своего не сдаст. Они гордый народ. Что не скажу про дагестанцев.Дагестанцы как и мы любят выпендриваться.А чиченцы очень уважительно относятся к нашим женщинам.В массе нохчи мне по духу очень близки.А про таджиков и узбеков - они по натуре своей трусы. Но в каждой квартире г. Москва которую мы снимали я начинала с того что чистила квартиру от домашних животных на букву Т.Которых у них в изобилии.В массе Москвичи не любит убить квартиру. А про своих могу сказать они вести себя не могут.

А вообще братцы кролики ни один ли хрен разница как к нашим относятся в РФ?Этот вопрос должен стоять на самом последнем месте в списке наших национальных интересов.Наше дело завоёвывать бескрайние и безхозные российские просторы и ассимилировать местное полуспившееся население.Как то так

Конкретно многое зависит от самого человека. Хотя в России, особенно сейчас, очень много неадекватов. Готовых броситься в драку только от слова «азербайджанец»
Впрочем, хрен с ними
Один американский товарищ выложил своё фото на фоне памятника Гейдару Алиеву, и спросил мнением своих земляков. Всем понравилось, все в восторге. Ни одного отрицательного коммента, сплошной позитив

Вот это я понимаю, вот это действительно классный народ

Уже на одной теме писала и еще раз повторю.
В России не любят никого (даже русских), а уважают очень немногих.

Но в принципе топикстартер в целом прав по пунктам, хотя на внешний вид или на слух) мало кто из русских определит кто перед ним азербайджанец, армянин, грузин или чеченец.

А по поводу грамотности и безакцентности, извините, БРЕД!
Любой человек на неродном языке будет так или иначе говорить с акцентом.
Да, что там неродной язык, даже если язык родной, возьмем русских из разных областей, то и там все говорят по-русски с разным выговором и сразу видно кто из Москвы, кто из Питера, кто из Костромы. Так же и русские (или рускоязычные азербайджанцы) из Баку, они говорят иначе чем те кто родился и вырос в Москве.

Во первых бабы наших очень даже любят. Ну не базарников. Хотя и их тоже не обделяют вниманием.Во вторых зависть. У них о нас представление что мы богатый народ.Ведь они судят по ТВ или по рассказам наших. Которые так описывают что у нас МОЛЧНЫЕ РЕКИ КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА. И сами сидим ЭЛЛЭРИМИЗ БАЛДА АЙАГЛАРЫМЫЗ СМЕТАНДА ДЫР

Под Россией все подразумевают Москву и Питер. Но вот в других городах пример на севере люди добрые отзывчивый и им все равно кто ты по национальности и какой цвет кожи.Единственное что там имеет место быть это их трагедия пьянство.Не люблю Москву наверное потому что там долго жила.Но люблю северные народы. Вообще не люблю националистов. А там где экономика в хвосте всегда поднимается нац. вопрос. Для того чтобы отвлечь и занять молодежь. Им внушают что враги это кавказцы и азиаты.. Ну вообщем как у господина Гитлера

slayer_ll to gylya

Полнейшая глупость.Назовите хоть одно государственное СМИ в РФ которое внушает,что враги это-азиаты и кавказцы.
Наоборот все конфликты с местным население,в том числе и уголовные квалифицируются как преступления на бытовой почве.Хотя и ежу понятно,что эти преступления имеют межнациональную окраску.После Кандопоги, когда сняли президента Карелли,все главы субьектов РФ любой межнациональный конфликт,пытаются изобразить в ракурсе бытового конфликта.Типичная позиция страуса.Но народ не обдуришь.Нарыв не может нарывать вечно,он лопнет и тогда мало не покажется всем...и власти и оборзевшим гамадрилам.

gylya to slayer_ll

а скинхеды что сами собой организовались? И что означает последнее слова я не поняла.

slayer_ll to gylya

Я много слышал про скинхедов,но вживую не видел.Хотя вру.Один раз позвонил мне сын и сказал,что его и его друзей задержали и отвезли в РОВД,Приезжаю в РОВД и выясняю,что шьют ст.282 ч.2.Начинаю разруливать и выясняю,что причиной задержания послужило то,что один товарищь из их компании стрельнул сигарету у негра возле общаги иностранцев.ЧОП позвонил на 02 приехала ПМГ и их задержала.Потом бодро отрапортавали в ГУВД.Короче я все разрулил и по башке получили все,кто этого заслуживал.Вот такие вот псевдоскинхеды.
Гамадрилы-это подвид павианов.

Barbarosa (о видео про проституток в России)

Я же говорю менталитет такой у них любвеобильный и дело вовсе не в нас как многие сами себе любят повторять как мантру.

До конца 50-х Азербайджан являлся основным регионом Советского Союза по переработке углеводородного сырья и сохранял этот статус, пока не началось освоение богатых нефтью территорий Запдной Сибири и интерес к нашей нефти резко снизился. Но наши специалисты и в Западной Сибири показали себя с наилучшей стороны. Да и не только в Сибири. Это я к тому что, нас знали не только как продавцов фруктов и овощей.
В Самаре как-то зашел в магазин и продавщица спросила:«А вы откуда?». «Из Баку»- говорю. «А у моей подруги парень тоже из Баку, он на рынке торгует» Хотел сказать, что многие сойдя с поезда оказываются бакинцами. Желания поехать на базар и проверить русский у того парня не было, поверил на слово).
А давайте спросим себя:«Готовы ли мы подойти к тому же торгашу на базаре и спросить как дела, как дети?» Нет, не готовы. Мы выше. Мы- азербайджанцы студенты, бизнесмены, врачи и т.д. Мы лучше их. А они- не наши, они торгаши. Правда, азербайджанцы, но- не наши! Странно, не правда ли?
Автор прав. Потому что чем дальше, тем более мы разрознены. Каждый сам по себе.

Статья мне понравилось..близко..но наших иногда тоже брезгуют,честно говоря,есть за что..такие экземпляры попадались.

Да, есть среди наших такие, которых и мы сами брезгуем, но и в россии полно тех, кто вызывает брезгливость.

Политическую реальность всего нашего региона невозможно представить без Азербайджанской республики, государства, расположенного на востоке региона. Преимуществами Азербайджана являются выгодное географическое расположение и серьезные запасы нефти и газа. Значительная часть Азербайджана расположена на Великом Шелковом пути, некогда связывавшим Европу со странами Центральной Азии и классического Востока. И если новорожденная Азербайджанская демократическая республика (АДР) многими политиками начала ХХ века не воспринималась в качестве серьезного и прочного государственного образования, то современная Азербайджанская республика представляет собой геополитическую реальность, с которой нельзя не считаться.

Впервые самопровозглашение АДР произошло в результате свержения царизма в России и, как следствие, распада Российской империи. Тогда от России отпало немало территорий, в том числе и Закавказье. В конце мая 1918 года армяне, грузины и кавказские татары, или, как их еще называли, закавказские турки (тюрки), провозгласили о своих государствах, названных соответственно Республикой Армения, Грузинской демократической республикой и Азербайджанской демократической республикой. Но если армяне и грузины уже имели многовековые традиции собственной государственности, то пришлые в регионе закавказские турки приобретали государственность впервые, и на территории, провозглашенной Азербайджанской демократической республикой, не имели численного преимущества. Большая часть населения новообразованной республики состояла из коренных армян, талышей, лезгин, парсийцев, аварцев, цахуров, удин, и других остатков албанских племен.

Провозглашение закавказскими турками «своего» национального государства стало возможным исключительно в результате военной интервенции регулярной турецкой армии под командованием генерала Нури. Но даже после этого марионеточное правительство Азербайджанской демократической республики еще свыше ста дней не могло вступить в провозглашенный столицей АДР Баку. 15 сентября 1918 года Баку был захвачен турецкой армией, на штыках которой в город вошло правительство Азербайджана. Падение Баку, который защищали представители практически всех населяющих город национальностей, завершилось кровавой резней христианского населения, в первую очередь, армян. В результате трехдневной вакханалии турецких аскеров и вооруженных банд закавказских турок, в городе было вырезано свыше 30 тысяч жителей армянской национальности.

Название «Азербайджан» явилось следствием стратегии пантюркизма, направленной на подготовку почвы для будущих территориальных притязаний к соседнему Ирану, северные провинции которого без малого два с половиной тысячелетия носят это название. Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов, историк, академик В.В. Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан».

Таким образом, новое государственное образование, так, кстати, и не признанное Лигой Наций и мировым сообществом, уже с самого своего зарождения преследовало и планировало аннексионистские и ассимиляторские цели. Эти цели Азербайджанской республики по сей день не потеряли своей актуальности. Симптоматично, что на Второй съезд азербайджанцев мира, прошедший в Баку в середине марта 2006 года, азербайджанцы из Ирана приглашены не были. Бакинские чиновники заявили, что не считают их диаспорой. Объяснения официальных лиц Баку заключались в следующем: диаспора живет за пределами родины, а заселенные азербайджанским населением северные провинции Ирана являются временно отторгнутой частью Азербайджанской республики.

В этом плане характерно высказывание экс-президента Азербайджана А. Эльчибея, сделанное им весной 2000 года в Анкаре: «Сорок миллионов азербайджанских турок и семьдесят миллионов анатолийских должны объединиться и создать 110-миллионное государство, мощный региональный гигант, к мнению которого прислушивался бы весь мир». Данное заявление Эльчибея, который в числе «азербайджанских турок» «сосчитал» и тюркоязычное население Ирана, не только касается территориальной целостности Ирана, тюркоязычных иранцев северных провинций которого он огульно причислил к туркам, но и полностью игнорирует как гражданские, так и национальные права проживающих в Азербайджане и Турции нетюркских народов. Куда деваться не желающим стать турками примерно 15-20 миллионам курдам Турции, или, например, пяти миллионам народа заза в той же Турции? Как быть с проживающими в Азербайджанской республике лезгинами и талышами, аварцами и удинами, парсийцами, курдамии цахурами, не имеющими никакого отношения к тюркам? С другой стороны, это заявление, как и многие подобные, является наглядной и зловещей иллюстрацией аннексионистского значения названия Азербайджанская республика и экспансионистской политики этого государства.

С первых же дней своего провозглашения в мае 1918-го года Азербайджанская республика предъявила претензии на огромные территории Грузии и Армении. Вместе с тем, на провозглашенной территории республики велась активная и агрессивная политика насильственной ассимиляции древних автохтонных народов, в первую очередь, удин, парсийцев, талышей и лезгин.

Следует сказать, что подобная политика требовала от бакинских властей немало изворотливости. Собственно тюркских сил в республике явно не хватало. Необходимо было убедить (или заставить) ассимилируемые народы воевать за жизненное пространство для ассимиляторов-тюрок. И правительство Азербайджана взялось за эксплуатацию религиозных чувств жителей страны. Это было тем более удобно, что самоназванием закавказских турок было, да и сегодня остается, мусульманин. А подавляющая часть жителей названного Азербайджаном государства также являлись мусульманами.

Тем не менее, это обстоятельство не мешало мусульманам-туркам всячески притеснять, как единоверцев шиитов, так и суннитов Азербайджана. Фактически государство взяло на вооружение не признающую религии политику пантюркизма. С этой точки зрения все жители-нетюрки Азербайджанской республики воспринимались представителями тюркских племен если не прямыми врагами, то досадной и нежелательной помехой на пути построения тюркского государства. А таковых было много: ираноязычные талыши, курды и парсийцы; кавказоязычные лезгины, аварцы, цахурцы, удины, народности шахдагской группы: крызцы, хиналугцы, джекцы, будухцы, гапутлинцы и т. д. Это не считая армян, естественно, воспринимаемых турками в качестве наиболее нежелательной нации в новоявленном государстве.

Советизация Азербайджана никак не повлияла на внутреннюю и внешнюю ассимиляторскую политику этого государства. Более того, процесс ассимиляции нетюркских народов республики принял особо массовый характер после того, как волевым решением Сталина в 1936 году тюркские племена Азербайджана стали именоваться азербайджанцами. Фактический абсурд, когда разношерстные пришлые кочевые племена, создав на турецких штыках государство, назвали его Азербайджаном, затем сами «стали» азербайджанцами, привел к восприятию их в качестве титульной нации республики. Между тем, на территории современной Азербайджанской республики тысячелетия проживали аборигенные народы, которые сегодня преподносятся (и воспринимаются!) официальной пропагандой в качестве национальных меньшинств.

Самопровозглашение Азербайджанской республики в мае 1918 года стало возможным в результате фактической оккупации территории автохтонных армян, талышей, удин, лезгин и других населяющих юго-восток Закавказья народов, сопротивление которых было сломлено с помощью турецкой регулярной армии. Особенно активным было сопротивление армян, талышей и лезгин. Так, армии кавказских тюрок так и не удалось захватить населенные армянами горные регионы Арцаха, а также часть территории Утика.

Сильное сопротивление было оказано захватчикам и на территории Талышского ханства, где населением весной 1919 даже была провозглашена Талыш-Муганская Советская Республика. Данное государственное образование просуществовало чуть более года, после чего было потоплено в крови с помощью турецкой иррегулярной армии. Тем не менее, рецидивы сопротивления талышей тюркскому господству имели место еще и после установления в крае советской власти.

Не менее ожесточенный характер носило сопротивление лезгин и аварцев, прекратившееся много позже установления советской власти в Азербайджане. Так, достаточно кровопролитным было направленное на выход из Аз. ССР восстание аварцев в 1930-31 годах. Тогда под предлогом создания колхозов, у авар были изъяты крупные земельные наделы в пользу закавказских турок.

Надо сказать, что советизация Азербайджана произошла в условиях массового обвала провозглашенных Азербайджанской демократической республикой границ. В результате поражения Центральных Держав в Первой мировой войне, Турция была вынуждена в ноябре 1918 года покинуть большую часть Закавказья. Потеряв важнейшего стратегического партнера, «родителя», воевавшего за сохранение оккупированных и приобретение новых территорий для Азербайджана, Баку стремительно стал терять как реально контролируемые, так и лишь провозглашенные им территории. Вышел из подчинения Южный Лезгистан, была провозглашена Талыш-Муганская республика, добился независимости Арцах… На границе с Арменией турки терпели поражения, свои претензии на Закатальский округ предъявил Тбилиси, зафиксировавший в принятой парламентом Конституции принадлежность региона Грузии.

В 1919 году Азербайджан потерял контроль над Шарур-Даралагязом и Нахиджеваном, равно как и нагорной частью Казахского уезда. В этих условиях ввод 11-ой Красной Армии, ныне преподносимой бакинской пропагандой как оккупация Азербайджана, стал спасением для этой республики. Советские войска, продолжая дело турецкой армии, хотя и из совершенно других побуждений, не только помогли Азербайджану выжить, но и приобрели для него новые территории: Закатальский округ, Арцах, Нахиджеван, Южный Лезгистан, Талыш-Муганская республика.

Тем не менее, сопротивление населяющих республику коренных народов не прекращалось. Это стало еще одной причиной того, что при советизации Азербайджан был объявлен интернациональной республикой, что способствовало ослаблению сопротивления нетюркских этнических групп. Проживающие в республике нации и народности стали воспринимать себя в качестве носителя государственности. Обмануть их помогло и то обстоятельство, что это была единственная советская республика, не носящая название титульного народа, которого просто не было (не забудем, нации под названием «азербайджанцы» еще попросту не существовало).

Советская власть сохранила за территорией и название «Азербайджанская республика», прибавив к нему определение «Советская социалистическая». Вообще, слово «Азербайджан» явилось для большевиков «подарком судьбы», ибо способствовало политико-идеологическому «обоснованию» попыток экспорта большевистской революции на территорию Ирана, а также предъявлению территориальных претензий Тегерану. Замыслы большевизма и пантюркизма в этом плане были практически идентичны, а турки невольно проделали для большевиков всю «черновую» работу.

Левон Мелик-Шахназарян