Образ главного героя в произведение «Уроки французского». Оригинальный способ помощи

Тема: В.Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость и чувство собственного достоинства

Цель: продолжить работу над анализом художественного произведения; показать духовные ценности и нравственные законы, по которым живут герои рассказа; способствовать формированию этических норм взаимоотношений учащихся.

Оборудование: раздаточный материал для работы в микрогруппах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Беседа

О чем повествует рассказ «Уроки французского»?

Что привлекает вас в мальчике? В его характере?

В каких эпизодах проявляются эти черты характера?

Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?

Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

Охарактеризуйте игроков в «чику» (Вадика, Птаху, Тишкина).

2. Слушание аргументированных ответов на вопрос: «Что в характере героя вызывает уважение уже с первых страниц рассказа?»

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Подчеркивая важность детских впечатлений, В.Г.Распутин как-то заметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо». Продолжая эту мысль, он уточнил, что «чуть ли не упрямством всю жизнь» держался тех душевных открытий, которые им были сделаны до четырнадцати-пятнадцати лет.

И сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в рассказе «Уроки французского», выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

IV. Работа над темой урока

  1. Работа над сжатым пересказом

Найти страницы текста, посвященные столкновению с Вадиком и Птахой при игре в «чику» и страху разоблачения.

Можно сжато пересказать текст по плану:

1)Почему мальчик играет в «чику»?

2)Почему между ним и Вадиком с Птахой происходит столкновение?

3)Почему после избиения он снова ищет возможность играть?

2. «Учимся быть читателями» (беседа)

Чью сторону приняли бы вы?

Кому вы сочувствуете, а кого осуждаете?

Какие душевные свойства главного героя вы считаете главными?

В каких эпизодах они раскрываются?

3. Работа в группах (по уровням) по составлению плана к рассказу о герое

1 уровень. Простой план

1)Одиночество мальчика.

3)Снова избили.

4)Занятия французским языком.

5)Игра в «замеряшки».

6)Лидия Михайловна уехала.

2 уровень. Цитатный план

  1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».
  2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
  3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб».
  4. «Я шел туда как на пытку».
  5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
  6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

4. Слушание рассказов о главном герое по составленному плану

5. Работа в микрогруппах («Мозговой штурм»)

Учащиеся объединяются в микрогруппы, каждая из которых получает карточку «Твое поведение в сложившейся ситуации».

  1. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?
  2. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия?
  3. Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.

В рассказе "Уроки французского" автор раскрывает перед читателями жизнь и душевный мир деревенского подростка, которого тяжелая судьба и голод вынуждают искать разные способы выхода из тяжелого положения.
Герой произведения - умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает» . Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Ответственность и чувство долга не позволяют мальчику бросить учебу и вернуться домой.
Наверняка, многие на его месте давно бы уже сдались или нашли бы другие, непорядочные способы заработать деньги и еду. Однако развитое чувство собственного достоинства не позволяет
главному герою даже воспользоваться своим умением играть в «запретную» игру и выигрывать больше суммы, необходимые для ежедневной покупки молока. Перебарывая себя, он не поддается даже на уговоры учительницы, всеми правдами и неправдами старающейся помочь ему, подкормить. Без тени сомнения мальчик возвращает ей посылку с драгоценными макаронами и так необходимым ему гематогеном. При этом главный герой никому не жалуется на свои беды и проблемы, всячески их скрывает.

Несмотря на то, что герой рассказа "Уроки французского" ввязывается в игру на деньги, он вызывает глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.

Подробное решение Страница 111-144стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014

1. Какое впечатление оставил у вас рассказ? Что вам показалось особенно интересным, запомнилось, понравилось?

Рассказ оставил сильные впечатления, очень понравился главный герои и его учительница. Было интересно узнать, в какие игры были у школьников, в послевоенное время, какой жизнью они жили. Очень понравилось как учительница и главный герой играли в «замеряшки».

2. Какие эпизоды из него вам хотелось бы пересказать своим близким, друзьям? Какие мысли родились у вас в процессе чтения или после него, какие желания?

Хотел бы рассказать о том, как учительница помогала своему ученику не только изучить французский, но и не умереть от голода.

Было удивительно узнать, что есть такие учителя, готовые на все, чтобы помочь своим ученикам. Хотелось бы, чтобы у нас такие же были.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Вы, наверное, обратили внимание на то, что главный герой и рассказчик - одно и то же лицо. Что говорит он о себе, своей семье, жизни деревни, об отношениях людей? Как он относится к учёбе? Каков характер мальчика?

Главный герой – неуклюжий мальчишка из села, который приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» - так внешне можно описать главного героя. В деревне его любили и уважали за талант к наукам. За счет этого мальчик выживал, чтобы не умереть от голода, так как его мать не в силах была прокормить свою семью.

Когда он переехал в город на обучение, жизнь его значительно ухудшилась. Одинокий, вечно голодный и недоверчивый, он тем не менее привлекателен прежде всего, своими чертами характера: честностью, добросовестностью, жаждой справедливости и недюжинным упрямством, которое и помогает ему добиваться поставленных целей. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих. Зная, на какие жертвы пошла его мать, чтобы обеспечить ему учебу в районной школе, он осознает всю ответственность, возложенную на него, что способствует развитию в нем добросовестного отношения к учебе. Он успешен практически по всем предметам, кроме «загадочного и непонятного» французского языка, который преподает Лидия Михайловна.

2. Как ему живётся в городе? Почему он тоскует? Почему не уехал с матерью, когда она сказала: «Собирайся. Хватит...»? Как переживает голод? Как пытается найти выход из своего трудного положения?

В городе ему живется голодно и одиноко. Там, где он жил на квартире, у него крали последние харчи и мальчик часто оставался голодным. Он тоскует по деревне, по простой и даже относительно сытной жизни там, ведь там можно было удить рыбу или собирать дары леса. Скучал по матери и родному дому. А не уехал он потому что упрям, добросовестен, честен. Он стойко переживает свой голод. И однажды соглашается сыграть на деньги, понимая, что это запрещено, но он видел в этом способ добывания себе на кусок хлеба.

3. Почему мальчик стал играть на деньги? Согласны ли вы с тем, что правила жизни и игры в этой группе подростков жестокие? Чем вы могли бы это доказать? Почему мальчик; рассказчик быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? Почему так жестоко с ним обошлись? Чего ему не простили? Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём держатся их отношения? Что это за пара?

Он стал играть на деньги из-за голода. Правила подростков были очень жестокими, он несколько раз избивали героя, нападая кучей на одного.

Они не просто играли честно, а наоборот, пытались жульничать, страшно завидовали, если кто-то у них уводил «кассу».

Мальчик быстро разобрался, потому что был сообразительным, ловким и метким, этому он был научен, еще живя в деревне.

В случае с Вадимом и Птахой вскрывается огромное мужество мальчика, его смелость и храбрость. Ведь эти ребята были на несколько лет старше рассказчика и сильнее. Когда он решил было воспротивиться мнению авторитета и отстоять правду, его избили эти же мальчишки. Но рассказчик не пал духом, он не стал преклоняться перед сильнейшим и упорно добивался своей правды.

Вадик и Птаха типичные хулиганы, которые жили по принципу прав тот, кто сильнее. Их отношения держаться только на условиях взаимовыгодных (Птаха подыгрывал Вадику и сам оставался не в накладе).

4. Что поняла Лидия Михайловна и как пыталась помочь мальчику? Почему он боялся, что учительница поведёт его к директору? Почему мальчик снова пошёл к игрокам? Почему так закончился последний эпизод игры?

Лидия Михайловна увидела его избитым и оставила после уроков. Мальчик боялся, что она отведет его к директору и его могут выгнать из школы, чего ему бы совсем е хотелось. Герой честно рассказывает ей о том, что о играет на деньги и объясняет почему. Лидия Михайловна просит его так не делать, но мальчик не смог сдержать обещания, потому что не знал как по-другому он мог еще раздобыть деньги на существование. И его снова избивали, так как он вновь смог выиграть рубль.

5. Унижение. Каков смысл этого слова и какие ситуации унизительны для человека? Что такое чувство собственного достоинства? чувство чести? Как неиспорченный человек обычно реагирует на унижение?

Унижение - поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей.

Ситуации могут быть разными, все зависит от человека и его моральных принципов.

Чувство собственного достоинства - благодарное и почтительное отношение к самому себе, сознание собственного достоинства, своей ценности; самоуважение.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Чем выше самооценка, тем спокойней человек реагирует на подобные выпады недоброжелателей.

6. Отношения мальчика с Лидией Михайловной. Почему он не хочет принимать посылку? Как чувствует себя в квартире учительницы? Почему?

В своем стремлении ему помочь, учительница дарит посылку с едой, пытается накормить у себя дома, куда позвала его под предлогом дополнительных занятий по французскому. В ее квартире он забивается в угол и чувствует себя страшно стесненным. И хоть он голоден, ему кусок не идет в горло. Будучи человеком гордым и имеющим самоуважение, главный герой отвергает все ее попытки помочь.

7. Почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги, не соблюдая правил игры? Почему не побоялась уронить себя в глазах ученика? Знала ли она, что директор ей этого не простит? Что значат слова бесстрашие, душевная щедрость?

Видя, что все ее попытки помочь своему ученику ни к чему не приводят, следующий решительный шаг учителя - игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой - не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу. Она не побоялась этого, так как ее вело искренне желание помочь мальчику, возможно, было реализовать, только дав ему ощущение справедливости и честности полученных денег. В данном случае, путем честной игры в «пристенок».

То, что директор ей этого не простит, она, возможно не знала, так как он появился совершенно не ожидано, она этого не предвидела. Но не могла не знать, что ее могут уволить. Но все же рискнула ради помощи своего способного ученика.

Бесстрашие - нравственно волевое качество личности, выражающее способности и умение человека подавлять страх, боязнь, панику.

Душевная щедрость - это моральное качество человека быть внимательным к другим людям и готовность разделить их проблемы, сопереживание, сострадание, готовности выслушать, понять, помочь.

8. Почему директор так отнёсся к поступку учительницы? Как это его характеризует? Как иначе он мог бы поступить? Какие неписаные правила нарушила учительница и во имя чего? А какие нарушил директор?

Директор, заставшего ее в самый раз¬гар игры с учеником на деньги, вся эта ситуация была однозначно отрицательна: «Это преступление. Растление. Совращение»,- кричит он, не намерева¬ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля¬ет смелость, честность, чувство собственного достоин¬ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва¬силий Андреевич не захотел увидеть этого. Хотя так же был педагогом и он не захотел до конца разобраться, что побудило учителя на такой шаг. Он показал себя как бессердечный, невнимательный человек.

ОБОБЩАЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Почему рассказ так назван? Только ли французскому научила мальчика Лидия Михайловна? Как сейчас, став взрослым, он понимает прошлое, как оценивает то, что тогда случилось?

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна¬чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи¬тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро¬ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми¬хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Поступок Лидии Михайловны - это высшая педагогика, она прон¬зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш¬ным светом естественного примера,... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя.

2. Сравните правила игры у подростков и правила «игры» взрослых. Чью жестокость можно понять и объяснить и, может быть, простить? А чью - нет? Что думает об этом автор?

Жестокость детскую можно объяснить и даже простить - дети выживали как могли в послевоенное, голодное время. Для многих из них такой способ добычи денег становился способом пропитания.

У взрослых - наоборот. Здесь директор мог бы попытаться разобраться в ситуации, но он не захотел. Он судил поверхностно, не внимательно, показал свое равнодушие, как человек, как педагог. Ему нельзя этого простить.

Автор пытается ответить на множество вопросов: возможен ли был другой исход этой истории? Нет. Действия директора были обусловленными нормами морали в обществе. Был ли этот урок полезен? Да. Главный герой, наконец, смог раскрыть свою душу перед учительницей, осознав, что именно она сделала ради него. И в конце рассказ сквозит ностальгией и добротой, которая переполняет мальчишку, заставляя его самого стать еще чуточку лучше.

3. Почему рассказ посвящён учительнице? В чём смысл авторского замечания: в начале рассказа - о вине перед учителями и родителями (с. 112)?

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

В начале рассказа автор пишет: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

4. Присмотритесь к композиции рассказа. Попробуйте объяснить целесообразность такого размещения его частей, художественную значимость одной; двух из них. Какое звучание придают рассказанной истории несколько замечаний, по которым видно, что рассказчик - уже взрослый человек? Найдите эти замечания.

Композиция внешне довольно проста. Рассказ начинается с замечания автора «Странно…». Далее автор постепенно часть за частью ведет рассказ о случае из своей жизни. Завязка начинается с того момента, когда мальчик из деревни попадает в сложные условия жизни в городе. Кульминация – когда директор застает учителя играющего с учеником на деньги. Развязка - Лидия Михайловна уезжает из города. Авто последовательно рассказывает нам эту добрую и грустную историю. Каждая из частей имеет свою важную художественную значимость.

Одно из замечаний звучит в самом начале «Странно…»

"Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не было".

Так же его замечание перед кульминацией рассказа: «Знать бы нам, чем всё это закончится…»

НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Какие иллюстрации вам хотелось бы нарисовать к рассказу В. Распутина? Опишите словами то, что кажется вам особенно значимым. К каким эпизодам вам хотелось бы видеть иллюстрации в учебнике?

Хотелось бы увидеть иллюстрации из сцен, когда мальчик играет на деньги с учительницей, или как герой противостоит Птахе и Вадику, Мальчик дома у Лидии Михайловны.

2. Найдите и рассмотрите иллюстрации к рассказу «Уроки французского» художников Б. Алимова, В. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шапирко и др. Какие из них вам больше нравятся? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Больше всего понравились иллюстрации Гальдяева, Тризны и Шапирко.

Каждый из художников по-своему отразил видение главных героев. Для каждого важны детали, позы героев, их мимика не особо выразительно, но фигуры, жесты и общий план сразу наводит на мысли о том, что происходит в комнате.

3. Посмотрите телефильм «Уроки французского». Какие сцены из него произвели на вас наибольшее впечатление? Чем вы это можете объяснить? Есть ли расхождения между авторским текстом и сценарием? Чем вы могли бы это объяснить?

Филь произвел общее хорошее впечатление и смотреть его было интересно, особенно моменты, когда Лидия Михайловна пыталась помочь мальчику Вове, красиво сняты пейзажи. В финале произведения крупным планом показана посылка с яблоками. Режиссер фильма - Евгений Ташков (это киноповесть), расхождений здесь не много, только введены некоторые новые герои. Это обусловлено тем, что в кино главное диалоги и действие.

В. Распутин “Уроки французского”.

(урок литературы в 6 классе)

Тема: Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль учительницы в жизни мальчика

Цель: Познакомить учащихся с содержанием рассказа, его героями, показать огромное желание мальчика учиться, его стремление к независимости, выяснить, какую роль сыграла учительница в жизни мальчика, формировать умения и навыки характеризовать героя, давать оценку его поступкам, развивать умения обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к учебе, к учителям, предупреждения усталости на уроке.

Ход урока

I.Орг. момент

II.Чтение стихотворения об учителе

Ты нужен, нужен на веку

И юноше и старику,

Чтоб их обогащать упорно.

Так добывается руда,

Так весны свет несут всегда

И так выращивают зерна.

Твой труд…

Так ювелир подчас

Шлифуют крохотный алмаз,

Так сообщают блеск булату.

Да, главным в нынешней судьбе

Земля обязана тебе

И высь, открывшаяся взгляду.

Ты, как над колыбелью мать,

Когда опять, опять, опять

Листаешь школьные тетради,

Ночами не смыкая глаз.

Ты знаньями питаешь нас

Добра и счастья в мире ради.

Учитель! Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят

И вознесут на трон из песен,

Чтоб с каждым поколеньем

Впредь тебе волшебно молодеть,

В труде, который так чудесен!

О чем и о ком будем говорить на уроке?

    Работа над темой урока.

Сегодня познакомимся с произведением В.Г.Распутина “Уроки французского и его героями”.

1.Беседа по тексту .

Давайте обратимся к произведению и прочитаем 1 абзац. Какова его главная мысль? Какое настроение оно придает всему произведению?

Расскажите о жизни мальчика в деревне.

Тяжелая жизнь послевоенной деревни. Каковы ее приметы в рассказе. Примеры.

Когда у мальчика началась самостоятельная жизнь?

2.Мозговой штурм ” .

Взрослый человек из села, попадающий в город, не всегда может приспособиться к городской жизни, трудно это сделать так же и ребенку такому, как герой рассказа “Уроки французского”. Посоветуйте юному сельскому жителю, как вести себя, оказавшись в городе. (писать на доске)

3. Беседа по тексту .

Посмотрим, как ведет наш герой в райцентре

Почему “самое страшное” начиналось у него, когда он приходил домой?

У мальчика однажды была возможность уехать. Почему он отказался?

Расскажите об игре в чику. Что заставило нашего героя принять в ней участие?

А как ведет себя наш герой? О чем – это свидетельствует? Черты характера.

4.Ситуация: если бы вы попали в такую ситуацию с игрой на деньги, как герой рассказа Распутина, как бы вы поступили: играли бы по правилам Вадика и Птахи или нет? А были ли у вас такие ситуации? Приведите примеры.

5.Работа с текстом. (портрет, характеристика )

Почему именно рассказчика выбрала Л.М. для индивидуальных занятий? Случайно ли это?

Давайте посмотрим, какую портретную характеристику дает автор мальчикам.

Задание по вариантам:

    Найти и выбрать характеристику мальчиков, которые окружали героя.

    Найти и выписать характеристику главного героя.

Зачитывают.

В чем отличие?

6.Продолжение работы с текстом.

Прочитайте сцену “Возвращения посылки”. Почему мальчик вернул ее? Какие чувства испытает он в этот момент? А что чувствует учительница?

С какой целью Л.М. стала играть в “замеряшки”? Что выдавало ее во время игры?

- “.. Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сразу назвать вам поступок… Это преступление. Растление, совращение.”

Согласны ли вы с такой оценкой поступка Л.М? А как вы оцениваете ее поступок?

7.Ситуация: Представь себя главным героем рассказа Распутина “Уроки французского” и предположи, как бы сложилась твоя жизнь в городе, если бы не было в твоей школе такой учительницы, как Л.М?

    Проверка д/з.

Воспоминания родителей о своих учителях.

    Итог.

“Микрофон” .

Какую роль в жизни человека играет учитель? Чему учат?

    Выставление оценок.

Домашнее задание.

    Средний уровень: подготовить пересказ текста.

    Достаточный уровень: составить план рассказа о жизни мальчика.

    Высокий уровень: согласны ли вы с мыслью, что испытания, выпадающие на долю человека закаляют его характер? Можно ли утверждать, что это произошло с героем Распутина? Аргументируйте свой ответ.

Цель:

показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.


Ход урока


I. Проверка домашнего задания
Перед тем как перейти к анализу произведения, обязательно прочитаем заключительные страницы рассказа со слов «...Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете».
II. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени
- В какое время происходит действие рассказа? Назовите приметы этого времени в рассказе.
- Когда и как началась самостоятельная жизнь героя? Какие испытания ожидали его? (3-й вопрос учебника)
Самостоятельная жизнь героя началась в 11 лет, когда он отправился в райцентр на учебу в пятый класс. Его ждали тяжелые испытания: голод и одиночество.
- Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Рассказчик говорит: самым страшным была тоска по родной деревне, по родным людям и душевной теплоте, тоска, которая наваливалась после уроков на одинокого ребенка.

III. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

Эвристическая беседа
- Чем интересен для вас герой рассказа?
В самых трудных обстоятельствах герой не терял чувства собственного достоинства, у него был сильный характер.
- Как вы понимаете слово характер ?


* Характер - совокупность психических и духовных свойств человека, которые обнаруживаются в его поведении.


Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? «Бесхарактерными» мы называем слабовольных людей, которые не умеют принимать решения или исполнять их.
- Какие еще выражения со словом характер вы знаете? Выдержать характер - сохранить твердость, не уступить в чем-либо; человек с характером - человек с сильным характером.
- Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?
- Как мы об этом узнаем?
Подведем учеников к мысли о том, что автор дает своему герою литературную характеристику , т. е. с помощью художественных приемов описывает отличительные качества, свойства и черты героя.
- С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя?
Приемы характеристики литературного героя :
- портрет (Настя и Митраша в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»);
- рассказ о поступках (Ассоль и Грэй в феерии А. С. Грина «Алые паруса», Маттео Фальконе в одноименной новелле Проспера Мериме);
- речевая характеристика (Санька Левонтьев в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»).
- Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?
«Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки».
Эпитеты живо помогают представить себе героя.
- Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
- Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
Этот вопрос сложен для детей. Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке. Здесь можно обратиться к эпиграфу: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», - писал Л. Н. Толстой. Человек с чувством собственного достоинства не будет оскорблять это чувство в других людях.
- Почему герой начал играть в «чику»?
- Кто из ребят был заводилой в игре?
- Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного - рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой».
Эпитеты «рослый», «крепкий», характеризующие Вадика, противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметный своей силой и властью» противопоставлено определениям «диковатый», «одинокий».
- Какой прием использовал автор?
Рисуя портреты героев, автор использовал антитезу.
- Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?
Голод заставил мальчика задуматься, как можно добыть деньги. Но в райцентре мальчик никак не мог ни заработать, ни получить деньги. Мать помогала ему, чем могла, и он начал играть в «чику». Герой относился к игре как к единственному способу, которым он может добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением. Для Вадика эта игра была развлечением и возможностью проявить свою власть, командуя младшими мальчиками. Вадику игра давала удовольствие властвовать над другими людьми.
Выполним 5-е задание учебника: сравним описания пейзажа того дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.
Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Первая зарисовка описывает день, когда рассказчик в первый раз выиграл в «чику». Вторая зарисовка соответствует рассказу о том, как Вадик и Птаха побили главного героя и выгнали из игры за то, что он позволил себе выигрывать. Картины природы отличаются друг от друга. В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. Во второй настроение рассказчика подчеркивает черная крапива, жесткая, сухая трава. Эти детали помогают автору передать настроение рассказчика, который сначала счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, и потом испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.
Объясним ученикам, что охарактеризовать состояние героя можно не только с помощью портрета, передачи его поступков и слов, но и с помощью описания окружающей героя природы.
- Почему Вадик и Птаха избили героя?
Вадик и Птаха избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться перед заводилами игры. Автор пишет: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».
- Каким было после этого состояние героя?
Передавая состояние своего героя, автор пишет: «Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».
- Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?
На этом вопросе завершим этот урок.


Домашнее задание
Подготовить ответы на 7-9 вопросы учебника. Письменно выполнить 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову».


Индивидуальное задание
Принести на урок отдельное иллюстрированное издание рассказа «Уроки французского», подготовить отзыв об иллюстрациях к рассказу.