Бенуа парад при павле 1 описание. Приемы работы с историческими картинами. Это тематическая или сюжетная историческая картина

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), как и все мирискуссники, безмерно любил и хорошо знал XVIII век и, уж конечно, не мог пройти мимо его феерического конца, когда на престоле оказался сын Екатерины Великой император Павел Петрович, продержавшийся у власти меньше пяти лет. Для русского общества это были необыкновенные, памятные годы. Павел пришел к власти после смерти Екатерины 6 ноября 1796 года. Он приехал в столицу из Гатчины, где жил последние 20 лет по собственным, полупрусским порядкам, в окружении близких ему людей, получивших прозвание «гатчинцев». И сразу же жителям столицы показалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы: император и его люди были одеты в незнакомые полупрусские мундиры, которые Павел ввел в своем гатчинском войске. И вели они себя также необычайно для либерального екатерининского Петербурга. С первого дня своего царствования Павел начал переносить в столицу гатчинские военизированные порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, и для прежде никогда не спящего, веселящегося до утра города был установлен строгий комендантский час. После восьми вечера никто не имел право высунуть нос на улицу, иначе можно было угодить в лапы архаровцев – так называли подчиненных свирепого военного губернатора столицы Н. П. Архарова. Недаром слово «архаровцы» как символ «законного беззакония» остался в народной памяти, пережило время Павла и много других времен – явление же сохраняется!

Отчего же Павел стал таким неожиданно крутым, суровым правителем? Ведь молодой цесаревич когда-то мечтал о воцарении в России законного порядка, хотел быть правителем гуманным, царствовать по «непременным» законам, содержащим в себе добро и справедливость. Но не все так просто. Философия власти Павла была сложна и противоречива. Как и многие российские правители, он пытался совместить власть самодержавия и гражданские свободы, «власть личности» и «экзекутивную власть» - словом, пытался совместить несовместимое. Кроме того, за годы ожидания своей «очереди» на престол (он взошел на трон в 41 год) в душе Павла наросла целая ледяная гора ненависти и мести. Он ненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, вообще мир, в котором она жила. А как известно, с ненавистью в душе править можно, но недолго…

В итоге, что бы ни думал Павел о праве и законе, во всей его политике стали преобладать идеи ужесточения дисциплины, регламентации. Он начал строить исключительно «экзекутивное государство». В этом корень его трагедии… Борьба с «распущенностью» дворян означала прежде всего ущемление их прав, наведение порядка в разных сферах вело к неоправданной жестокости. Павел не смог отделить главное, принципиальное от второстепенного, он тонул в мелочах. А их-то как раз и запоминали люди. Так, все смеялись, когда он запретил употреблять слова «курносый» (намек на его внешность) или «Машка» (намек на императрицу Марию Федоровну). В погоне за дисциплиной он не знал меры. Жители Петербурга услышали множество диких указов. В апреле 1800 года был запрещен ввоз из-за границы «всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия <…>, равномерно и музыку», то есть нот (боялся, что ввезут ноты «Марсельезы»). Потом было предписано все частные типографии «запечатать, дабы в них ничего не печатать». Правда, вскоре это нелепое распоряжение пришлось отменить – в городе исчезли этикетки, билеты и ярлыки. Павел издал особое распоряжение о том, что хлопать в ладоши в театре можно только тогда, когда это делает государь, и наоборот, если государь прекращает хлопать, то так же должны поступать остальные зрители. Полиция с остервенением набрасывалась на прохожих, которые посмели проигнорировать императорские указы о запрете ношения жилетов, модных башмаков и круглых «французских» шляп. Общение с императором становилось тягостным – он был подозрителен и капризен. Особенно опасно было встретить на улице самого императора, крайне строгого к внешнему виду прохожих. Так случилось, что на месте гуманной, терпимой Екатерины Великой вдруг оказался человек нервный, неуправляемый, вздорный. Видя, что его указы не исполняются, он негодовал, наказывал, распекал. Как писал Н. М. Карамзин, Павел, «к неизъяснимому удивлению россиян, начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды – прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных <…>. Героев, приученных к победам, учил маршировать…».

Как раз борьба императора с так называемым «развратом» в армии запомнилась людям более всего. В принципе, он исходил из благой цели – армия требовала наведения порядка. В ней во времена Екатерины царило казнокрадство, офицеры отлынивали от службы, годами сидели в отпусках, отсутствовала и должная боевая подготовка войск. Павел пытался исправить положение посредством суровой дисциплины, введения прусских уставов службы, усиления муштры. Вахтпарад – обычная ранее при смене дворцового караула процедура – вдруг превратился при Павле в важное государственное дело, которое проходило с обязательным присутствием императора и наследника престола. Развод караула во всех странах обычно обставлялся и обставляется до сих пор торжественно и даже празднично: этим символически подчеркивалась важность и почетность караульной службы по охране покоя и безопасности правящей особы или охране священного места. Было это мероприятие и важной психологической встряской заступавших на пост караульных. Да и ныне, чтобы посмотреть развод караула морской пехоты на Арлингтонском кладбище в США или гвардейцев у Букингемского дворца в Лондоне, на индо-пакистанской границе, у Мавзолея в Москве, у королевского дворца в Стокгольме и у вечного огня в Афинах, собираются тысячи людей – столь красочным является это зрелище со всеми его атрибутами: порой неестественным шагом, почти цирковыми фокусами с подбрасыванием карабинов, музыкой и барабанным боем. Но вахтпарад по инициативе прусского короля Фридриха Великого стал не просто сменой караула, а длительной (на несколько часов) церемониальной процедурой со сложными перестроениями подразделений при соблюдении определенной уставом дистанции между шеренгами и подразделениями, с особыми, не применяемыми в боевой подготовке командами, с фигурными выкрутасами эспантонами (копьями) и ружьями, со специальными мелодиями и маршами оркестра. Вахтпарады проводились в будничной, праздничной или парадной форме. Присутствие (а оно было почти непременным) на вахтпараде государя, всех высших офицеров гарнизона превращало смену дворцового караула в многочасовую пытку офицеров и солдат и наводило на всех участников ужас: чересчур строгий император, стремившийся посредством вахтпарадов «подтянуть армию», не терпел ни единой ошибки, и редко вахтпарад не заканчивался наказаниями. Вот как описывает павловский вахтпарад военный историк: «Все военнослужащие генералы, штаб и обер-офицеры, свободные от других должностей, собирались ежедневно к разводу, к 9-ти часам утра, который длился иногда до 12-ти. Государь весьма точно приезжал до прибытия дававшего развод баталиона и лично назначал точку правого фланга, по которому расставлялись офицеры для обозначения линии, по которой становился караул. После того приносили знамя из Зимнего дворца, войско встречало его с отданием чести, барабанным боем и музыкой, причем император снимал сам шляпу и за ним все присутствующие. После того он обходил баталион, осматривая каждого солдата лично и обращая строгое внимание на одиночную выправку. Затем император производил ученье с несколькими эволюциями. Государь лично подавал команду, которую принимал от него штаб-офицер, дежурный по караулам, что продолжалось около часу времени. По окончанию ученья пехоты выезжал взвод кавалерии, который исполнял разные построения. Затем государь принимал рапорты представляющихся и после того, при пароле, отдавал высочайший приказ. В заключение войска проходили церемониальным маршем, при прохождении знамен государь и присутствующие снимали шляпы. Великие князья Александр Павлович и Константин Павлович проходили на правом фланге первых двух шеренг. После церемониала главный караул следовал во дворец, где во внутреннем дворе в присутствии государя сменял старый караул, от которого знамя относилось во внутренние покои». Вахтпарады становились истинной пыткой для солдат и тяжелым испытанием для офицеров, причем рассказывали, что, идя на вахтпарад, многие из офицеров брали с собой деньги на случай, если разгневанный император прямо с плаца отправит провинившегося офицера в ссылку. Для своей картины Бенуа и выбрал вахтпарад перед Михайловским замком в присутствии сидящего верхом императора. Судя по неразобранным лесам, замок еще достраивался, то есть все действо происходило в конце зимы 1801 года. Правда, есть сомнения относительно того, можно ли было тогда из-за продолжавшейся стройки проводить вахтпарад на площади Коннетабль, перед установленным Павлом в 1800 году памятником Петру Великому работы Растрелли. И хотя Бенуа, как и в других своих картинах на темы XVIII века, не избежал иронии, но на этот раз она довольно умеренна и полотно вполне реалистично отражает общую тягостную атмосферу зимнего петербургского утра на плацу…
Как известно, строгости и капризы Павла добром не кончились. Против него созрел заговор, ночью 11 марта 1801 года император был убит в Михайловском замке. Но вахтпарады продолжались долгие десятилетия: сыновья Павла Александр, Константин, Николай и Михаил будто с молоком матери впитали любовь Павла к шагистике и с наслаждением занимались муштрой.

1907 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Бумага на картоне, гуашь, акварель. 59,6 x 82

Картина Александра Бенуа Парад в царствование Павла I входила в серию полотен на сюжеты из русской истории заказанных художнику в 1907 году историком С. А. Князьковым.

Художник переносит зрителя в конец XVIII столетия. На зимнем плацу разворачивается картина армейского парада. Император Павел I в компании двух сыновей наблюдает за происходящим. Представители царской династии изображены верхом на конях. Фигуры всадников полны комичного величия. Они высокомерно взирают на группу солдат и офицеров. Один из служивых, вытянувшись и сорвав с головы треуголку, застыл, немея от ужаса под испепеляющим взглядом монаршей особы.

На переднем плане картины Парад в царствование Павла I Александр Бенуа изображает шлагбаум. Введение в композицию этого предмета достаточно символично. С одной стороны он не позволяет зрителю погружаться в происходящее, с другой закрывает выход императору: на заднем плане полотна, на фоне мрачного небосвода грозно обозначился роковой фасад недостроенного Михайловского замка - здесь в ночь на 12 марта 1801 года в результате заговора Павел I будет убит офицерами.

В картине Парад в царствование Павла I отразились историко-культурные реминисценции характерные для

Картина А.Н. Бенуа «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен - России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. В последней картине не следует видеть прямых ассоциаций с жизнью современной художнику России. Речь может идти разве лишь о личных переживаниях, размышлениях автора о реакции, о современном Петербурге с его полицейским режимом и русских правителях.

Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках). «Парад»- высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем, и лучшая среди его исторических композиций вообще.

Современники замечали, что положительные результаты царствования Павла сказывались в провинции, в Петербурге же, где император вмешивался во все дела, «царил ежедневный ужас». Пугали не столько нововведения Павла, сколько его нетерпимость и мелочность, которые граничили с безумием: всякое отступление от установленных императором правил становилось преступлением, и нарушителю еще везло, если он оставался на свободе. Павел амнистировал государственных преступников екатерининских времен, но множество честных людей отправлялись в ссылку только из‑за незначительных нарушений формы одежды или неумения красиво пройти на параде.

Павел произвел в армии настоящую революцию. Мундиры прусского образца были самым заметным, но отнюдь не самым важным новшеством. Дело в том, что, несмотря на все победы, боеготовность екатерининской армии была крайне слаба. Три четверти офицеров числились лишь на бумаге, очередные чины получали только по протекции, дезертирство стало массовым, а срок службы ружей доходил до 40 лет. Гвардейские офицеры не утруждали себя службой, предпочитая балы, пирушки и придворные интриги. Павел в течение нескольких недель ввел новые уставы и новую систему управления вооруженными силами, а также улучшил содержание солдат.

Хотя Павел окружил себя своими людьми, гонений на екатерининских вельмож не было – большинство из них вышли в отставку с повышением в чине. Даже предполагаемый убийца Петра III, граф Алексей Орлов‑Чесменский частенько обедал у Павла. Вообще современники склонны были преувеличивать размах репрессий Павла, когда говорили о тысячах дворян, сосланных в Сибирь и посаженных в крепость. Павел, бесспорно, был легок на расправу, но большинство арестованных через считанные дни выходили на свободу, часто с повышением в чине.

Труднее оценить законодательную деятельность Павла. За четыре года его правления было принято 2179 законодательных актов, часто противоречащих друг другу. В основном они были направлены на укрепление власти монарха и государственного аппарата. Дворянство лишилось части своих прав, которые гарантировала Жалованная грамота Екатерины; города лишились самоуправления; были закрыты частные типографии и введена цензура; подданным было запрещено покидать страну, а из‑за границы – ввозить иностранные книги. Но простой народ почувствовал при Павле некоторое облегчение. Улучшилось материальное положение белого духовенства; государственные крестьяне получили самоуправление; в России была введена свобода вероисповедания, а старообрядцы получили право строить свои церкви. Противник расширения империи, Павел разрешил употребление польского языка на присоединенных польских землях и особый статус Курляндии.

Важнейшим актом Павла стала отмена петровского указа о престолонаследии. Отныне трон переходил от государя к его старшему сыну. Одновременно было принято «Учреждение об императорской фамилии», определявшее порядок содержания особ царствующей семьи.

В отношении крепостного права политика Павла была двусмысленной. С одной стороны, положение крепостных улучшилось: обязательная работа на помещика ограничивалась тремя днями в неделю, помещик мог быть наказан за жестокое обращение с крепостными. С другой стороны, за четыре года своего правления Павел раздал около 600 тысяч душ – немногим меньше, чем Екатерина за три с лишним десятилетия пребывания на троне.

Наполеон I Бонапарт. Литография М. Левине

Противоречивой была и внешняя политика Павла. Он хотел мирного сосуществования со всеми государствами, но международное положение на рубеже веков отнюдь этому не способствовало. Первоначально он продолжал политику Екатерины, стремясь сдержать распространение идей Французской революции. Россия открыла двери французским эмигрантам и вступила в союз с Австрией и Англией. Одновременно Павел надеялся распространить влияние России на все Восточное Средиземноморье. Добиться этого он рассчитывал, заключив союз с Турцией. С той же целью Павел 4 января 1797 года взял под покровительство Мальтийский орден (орден иоаннитов), а когда Мальта была захвачена французами, принял звание Великого магистра ордена. Все это привело к столкновению России с республиканской Францией, которая тоже стремилась к господству в этой части Средиземного моря.

Вид Михайловского замка в Петербурге. Художник Ф. Алексеев. 1799‑1800 гг.

В 1798 году армия под командованием Наполеона направилась в Египет. Наполеон должен был обеспечить Франции выход в Индию – жемчужину английской короны. Павел объявил Франции войну и направил в Средиземное море эскадру под командованием адмирала Федора Ушакова. Адмирал, действуя совместно с турецким флотом, изгнал французов с Ионических островов и создал там республику, фактически находившуюся под контролем России. Тогда же свой союз России предложила Черногория, единственное славянское государство на Балканах, не попавшее под власть Османской империи. Таким образом, русский флот обрел надежную базу на Адриатике. Противники Франции, Австрия и Англия, убедили Павла направить против французских войск армию под командованием А. В. Суворова. Знаменитый полководец разбил французов в северной Италии и провел русские войска через Сен‑Готардский перевал в Швейцарию, но победа оказалась бессмысленной – союзники бросили русскую армию на произвол судьбы. Еще больше оскорбили Павла действия англичан: отобрав у французов Мальту, они и не подумали отдать ее во власть ему, Великому магистру ордена. Поэтому 4 января 1800 года Павел решил предложить Франции союз.



Наполеон к тому времени стал первым консулом республики, и в его преобразованиях Павел видел воплощение в жизнь некоторых своих идей. Он без промедления начал действовать: выгнал из России всех французских эмигрантов, включая претендента на французский престол Людовика XVIII, и послал 22 500 донских казаков на завоевание Индии (добираться они должны были, разумеется, по суше). В ответ в Балтийском море появился британский флот, а английский посол в России оказал материальную помощь организаторам заговора против Павла I.

Недовольство «безумным» императором достигло пика в ночь на 12 марта 1801 года. Заговорщики ворвались в Михайловский замок и убили Павла. Возглавлял заговор губернатор Петербурга граф Петр Пален. Среди убийц были братья Зубовы (Платон Зубов был последним фаворитом Екатерины II). Не последнюю роль в заговоре сыграл и старший сын Павла Александр, когда‑то очень близкий отцу, но в последние годы относившийся к его правлению резко критически. Но двадцатитрехлетний Александр не предполагал, что за смену правления придется заплатить так дорого, и впал в полное отчаяние. Тогда граф Пален сказал ему: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать!»

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ КАРТИНАМИ

А. Бенуа. Парад при Павле I

1. Это тематическая или сюжетная историческая картина.

Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр переплетается с другими жанрами - бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»); особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий.

Элементы тесного переплетения всех этих жанров можно проследить на примере картины А. Бенуа «Парад при Павле I».

2 . Картину художника можно использовать в школьных курсах:

3 . Вопросы и задания направленные на (разноуровневые задания – 3 уровня сложности обозначены римскими цифрами ):

А) атрибуцию источника и/или факта, на нем изображенного.

1. (I) Какое явление изображено на картине? К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным приготовлениям, к повседневной жизни России? Как вы думаете, то, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?

2. (II) Когда создано это произведение? Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины? К какому направлению в искусстве принадлежал художник?

3. (II) Изображены ли на картине реальные исторические лица? Кого Вы смогли узнать?

4. (III) Можно ли определить социальное положение представителей общественных групп?

5. (III) Какое архитектурное сооружение изображено на картине? В каком оно состоянии? Изменилось ли название этого сооружения сейчас?

Б) описание содержания картины.

1. (I) Что изображено на переднем плане картины? Кто изображён на среднем плане? Чем заняты отдельные фигуры? Что изображено на заднем плане? Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думаете, почему? В каком положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении?

2. (I) Чем именно занимаются эти люди? Как одеты люди на картине? Где это видно точно и чётко, где даётся общим фоном? Почему? Что этим хотел сказать художник? Какие у людей причёски?

3. (II) Как художник передал настроение картины? Какое время года изображено? Каковы его признаки? Какую погоду изобразил художник? Какими средствами живописи она передана?

4. (II) Какие цвета использовал художник? Как художник использует свет? Почему именно так?

5. (III) Для чего на переднем плане А. Бенуа нарисовал верстовой столб и шлагбаум?

В) критический анализ изображения.

1.(I) Каково отношение художника к изображённому на картине: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Как вы думаете, почему?

2. (I) Почему художник изобразил парад не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую, промозглую, зимнюю, петербургскую погоду? Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I?

3. (II) С какой целью художник изображает архитектурное сооружение? Почему на картине А. Бенуа “Парад при Павле I“ Михайловский замок изображён недостроенным?

4. (III) С какой целью художник нарисовал памятник перед зданием Михайловского замка? Чья статуя, по Вашему мнению, изображена на картине? Знаете ли Вы, какие слова выбиты на постаменте этой конной статуи?

5. (III) Почему шлагбаумы не изображены слева, справа или на заднем плане? Какой вывод можно сделать о проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое значение при Павле или не придавалось значения вовсе?

1.(I) Объективно ли изображение парадов на картинах? Был ли художник современником происходящих событий?

2.(I) Какое ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось? Не напоминают ли они Вам карикатуру, игрушки в детской игре, клип и т. п.?

3. (II) Достаточно ли полно отражено на картине такое явление, как парад? Соответствует ли изображение Павла, выговаривающего что-то офицеру, торжественности парада?

4. (III) Можно ли на основе картины охарактеризовать историческую эпоху? Какие художественные приёмы передают торжественность, мрачность, праздничность, иронию, “игрушечность”?

5. (III) Чем примечательно время создания картины “Парад при Павле I”? Почему А. Бенуа назвал свою картину “Парад при Павле I“, а не “Подготовка к параду”?

Д) праксеологический анализ репродукции как текста.

1.(I)Что нового вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина? Чем в этом вам помогла картина?

2. (II) Что нового Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия при Павле I?

3. (II) Что Вы узнали об отношении Павла I к дворянам, офицерам, солдатам?

4. (III) Является ли эти картина историческим источникам? Объясните почему?

5. (III) В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение? Или эта информация отсутствует?

4. Свой вариант пояснительного текста к репродукции.

На картине изображён мрачный зимний день. Тёмное небо. Сыплет снег. В глубине плац-парада – мрачное здание строящегося Михайловского замка. Император и два его сына на конях (справа) только что подъехали. Павел вызывает из строя несколько провинившихся солдат и офицеров. Они онемели от ужаса, видя безумный, уничтожаю-щий взгляд Павла, и слыша его гневный голос. На втором плане проходят полки под громыхание оркестра. За полками бегут солдаты, которые подбирают упавшие с голов неудобные кивера и шляпы.

“...Я с давних пор питал какое-то особенное чувство к личности Павла, нечто даже похожее на сочетание благоговения с нежностью и жалостью... странное существо – художник. Вот я, например, всеми силами души ненавижу войну, военщину, строевое рабство, а между тем нахожу какое-то необъяснимое наслаждение... изображать и как бы временно перевоплощаться и в безумного Павла, и в каждого из этих фрунтовых мучеников. Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа – всё это ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах такие видения”. (Из книги А. Бенуа. “Мои воспоминания”. Гл. 3).

Вопросы:

1. Почему художник так «странно» относится к изображенному на картине событию?

2. Как композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I?

3. Совпадает ли отношение художника к Павлу I с Вашим отношением к этой исторической личности?

Фрагменты документов к картине.

1. «Каждый день Павел присутствовал на параде конной гвардии. И если какой-нибудь офицер совершал ошибку, то царь хлестал его своей тростью, подвергал разжалованию, ссылал в Сибирь или тут же и навсегда заставлял надеть мундир простого солдата!.. За промашку наказывали кнутом, тюрьмой и даже вырывали ноздри, отрезали язык или уши, подвергали другим пыткам...» (А. Валлоттон. Александр I. М.,1991. Стр.43-44. Цитата дана из книги Б. Муравьёва)

2. «Страстно увлечённый, как и его отец, армией, Павел I особенно следил за тем, что называется «drill» (муштровка), и за обмундированием своих солдат. Менее чем за 5 лет он... девять раз сменил мундиры конной гвардии! Старый маршал Суворов ни во что не ставил новую форму, треуголки, парики, косички на прусский манер, которые солдаты обязаны были носить. «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, а я не немец, а природный русак», - говорил он. За выражение недовольства он был сослан в свою деревню...Наказания, порка, аресты и даже ссылки били главным образом по офицерам; для этого достаточно было тусклой пуговицы, не в лад поднятой при маршировке ноги!» (А. Валлоттон. Александр I. М.,1991. Стр.44-45).

3. «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества; к неизъяснимому изумлению Россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг;; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; ... умертвил в полках наших благородный дух воинский, воспитанный Екатериною, и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать; отвратил дворян от воинской службы; презирал душу, уважая шляпы и воротники... ежедневно вымышлял способы устрашать людей – и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец – и соорудил гробницу!». (Карамзин о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М.,1991. Стр. 44-45.)

4. « ...У мирискусников мы часто встречаем сюжеты, связанные с выездами, выходами, - разного рода прогулки, торжественные появления императоров или императриц, царские охоты и так далее. Популярен мотив гуляний, праздников, народных сборищ (Кустодиев, Бенуа)... русская иконография модерна имеет свои отличительные черты. Некоторые её мотивы, такие, как шествие, ожидание, предстояние, возможно, восходят к древнерусскому искусству. Отечественная история, заинтересовавшая Бенуа в 1900-е годы, стала предметом так называемой «Русской серии». Лучшим произведением Бенуа в этом цикле явился лист «Парад при Павле I»...Художник сосредоточен не столько на архитектуре, сколько на событии или действии. Фигурная часть композиции господствует над пейзажем или интерьером. В картинах больше повествования, подробностей, деталей; характеристики персонажей более объективные. При этом, однако, тот поэтически-иронический строй, который преобладал в «Версальской серии», отступает перед прозаическим началом...материал отечественной истории и более конкретный подход к ней, выдвинутый самой задачей, продиктовал эти особенности».(Сарабьянов русского искусства конца XIX – начала XX века. М.,1993. Стр. 68-71, 74).

5. Н. Карамзин Из «Оды на случай присяги московских жителей его императорскому величеству Павлу Первому, самодержцу Всероссийскому»

Итак, на троне Павел Первый?

Венец российские Минервы

Давно назначен был ему...

Он добр и любит россов нежно!

То царство мирно, безмятежно,

В котором царь есть царь сердец;

От неба он венцом украшен

И только злым бывает страшен;

Для злых во мраке туч гремит,

Благим как бог благотворит.

6. «...Место парадов называлось лугом (Царицын луг) , но луга никакого не было, а была очень просторная площадь, посыпанная песком. На этой площади и происходил царский парад...Тысячи и тысячи моих любимых солдатиков продвигались стройными во всех направлениях, все в ногу и без всякого видимого усилия, с удивительной быстротой повинуясь одним только выкрикам офицеров...

С особым восторгом относился я и к проходу...павловцев. На головах у этих рослых парней были высокие медные кивера с красной спинкой, а мундиры их сверкали золотом, но самое замечательное было то, что все они были на подбор курносые – как того требовала традиция, восходившая ещё ко временам державного учредителя этого полка, Павла I, отличавшегося, как известно, вздёрнутым до уродства носом...

Вспоминая эти Марсовы потехи – как становится понятной муштровально-мундирная мания, коей были одержимы едва ли не все государи прошлого, но которая особенно ставится в вину пруссакам Фридриху, Вильгельму I и Фридриху II, а также нашим царям: Петру III, Павлу, Александру I и Николаю I. Однако, хоть и кажется это смешно и хоть много бывало под этим мучительства, однако насколько же тогдашние царские забавы в общем были менее жестоки и чудовищны, нежели всё то дьявольское усовершенствование военного дела, до которого теперь дошло человечество – и в самых демократических странах...не детской ли игрушкой представлялась Павлу вверенная ему богом империя, эта неисчерпаемая кладовая оловянных солдатиков, которых он гонял через всю Европу, которых он посылал сражаться в защиту священных и грандиозных, но всё же им как-то по-детски понимаемых идей?.. Не детским ли гневом плохо воспитанного ребёнка гневался он на тех, кто не умели ему угодить, кого он прямо с плацпарада отправлял в Сибирь за отстегнувшуюся пуговицу? Не детским ли кошмаром было всё его пресловутое безумие, его растерянность, его страх, его жажда подвигов и столь неуместная, несвоевременная, плохо направленная «справедливость»?..».(А. Бенуа. Мои воспоминания. Книга 1. М.,2005. Стр.18-19, 330-331).

7 . «Военный парад при Павле I на картине Бенуа кажется парадом игрушечных солдатиков…Но и печаль, и иронию, и даже зловещие мотивы «плясок смерти» художники «Мира искусства» умели претворить в нечто красиво-праздничное.» (Дмитриева история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. М.,1993. Стр.314-315).

Вопросы и задания для работы с документами.

1. В отрывках из текстов приведённых источников найдите комментарии к картине. Составьте из них описание к картине.

2. Что нового Вы узнали о Павле I и его времени в приведённых отрывках?

3. Какую оценку происходящему на картине А. Бенуа даёт Д. Сарабьянов? Докажите или опровергните его мнение о том, что «Парад при Павле I» лучшее произведение Бенуа на историческую тему.

4. Чем Вы можете доказать или опровергнуть мнение Н. Дмитриевой о том, что парад при Павле I кажется «парадом игрушечных солдатиков»? Как это соотносится с воспоминаниями А. Бенуа?

5 . Какие из приведённых оценок Вам кажутся более точными? С какими оценками Вы не согласны?

Работа с другими иллюстрациями.

Г. Шварц “Строевые учения русской армии по прусскому образцу в Гатчине при Павле I»

Вопросы:

1. Сравните манеры изображения парадов А. Бенуа и Г. Шварца. Чем они отличаются? Почему?

2. По какой из этих картин можно составить наиболее полное представление о правлении Павла I? Свой ответ аргументируйте.

3. Можно ли эту картину прокомментировать словами Н. Дмитриевой о том, что парад при Павле I кажется «парадом игрушечных солдатиков»? Почему?

4. С помощью картин Бенуа и Шварца охарактеризуйте черты, связывающие Павла I и Фридриха Великого (прусские порядки в Гатчине, а позже и в Петербурге, прусская одежда, парики с буклями, гвардейский «плац-балет», введение жёсткой регламентации во всех сферах жизни общества и т. д.) .

А. Бенуа. “Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I”

Вопросы:

1. Найдите черты сходства и отличия в этих картинах А. Бенуа.

2. Составьте рассказ о правлении Павла I по этим картинам А. Бенуа, опираясь на слова (шлагбаумы, прусские мундиры, единообразие, противопоставление императоров, бездушная регламентация и тупая исполнительность, снежная мгла павловской власти закрывает прежний екатериненский свет)

3. Павловские реформы коснулись и русского языка , в котором больше появилось слов немецкого происхождения, слов-команд, жёстких и резких. Глядя на картины А. Бенуа, попробуйте вставить в пробелы нужные слова.

Ступай - Марш Заряжай - Шаржируй

Обозреть - Осмотреть Выполнить - Исполнить

Стража - ? Отряд - Деташемент

Общество - Собрание Гражданин - Мещанин

? - Торшрейбер Рогатки - ?

К ружью - Вон

Прусские военные мундиры времен Фридриха II

Вопросы;

1. Сравните военную форму времен Павла I и Фридриха II. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать?

2. Прокомментируйте отношение к этой форме на основании его высказывания: “Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, а я не немец, а природный русак”.

3 . До наших дней дошел интереснейший документ - дневник капитана Московского гренадерского полка Николая Грязева. Проследите на основании этого документа умонастроения офицеров той эпохи, их отношение к павловским новациям. Длиннополый кафтан Грязев называет «нескладным мешком, делающим и самого прекрасного мужчину безобразным привидением». О шляпе пишет, что она «едва прикрывала головы наши», о галстуке - что он «перетягивал шеи... до самой невозможности». Высмеивает Грязев и прусские прически «с волосами, облитыми вонючим салом и обсыпанными мукой».

5. Триединая целевая установка урока.

Образовательные (познавательные):

    создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать историческую картину А. Бенуа «Парад при Павле I» как источник информации о правлении Павла I; обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты (репродукции картин А. Бенуа «Парад при Павле I»; А. Бенуа «Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I”; Г. Шварца “Строевые учения русской армии по прусскому образцу в Гатчине при Павле I»; иллюстрацию «Прусские военные мундиры времен Фридриха II» и исторические документы по данной теме); содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений

Развивающие:

создать условия для формирования у учащихся:

· умения работать с репродукциями картин, иллюстрациями, историческими документами;

· навыков логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера;

· навыков творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий;

· умения критически оценивать информацию при работе с разными историческими источниками;

· умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления русского и прусского военных мундиров кон. XVIII – нач. XIX вв.; объяснять причины сходства и различия;

· умений объяснять свое отношение к изучаемым объектам, самоопределяться в дискуссионных вопросах истории и современности (Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?), аргументировать свою точку зрения;

· навыков по развитию речи, обогащение и усложнение ее словарного запаса.

Воспитательные:

· воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны;

· продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностными установками периода правления Павла I;

· способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения при работе с документами и формированию толерантного отношения к личности исторического деятеля.