Духовная жизнь ссср в 20 е. Культурная и духовная жизнь в конце XIX - начале XX века. Идеология и культура


Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет " О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР ", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество " Долой неграмотность " под председательством М. И. Калинина.


« Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество " Долой неграмотность " под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.


Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил « Положение о единой трудовой школе РСФСР ». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП / б " О всеобщем обязательном начальном обучении ". К концу 30- х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена


Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно - интеллектуального уровня


« ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА " БОЖЬЯ ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...» Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А. А. Блок)






« Сменовеховство » идейно - политическое и общественное движение, возникшее в начале х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника " Смена вех ", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.


« Сменовеховство » (результаты) А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:


Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры) г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).


Из Постановления Политбюро ЦК РКП (б) " О политике партии в области художественной литературы " 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе


Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.


Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.


На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.


Books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID= Источники: А. А. Данилов, История России XX – начало XXI века М., « Просвещение », 2008 г. Интернет - ресурсы:

Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. В.И. Ленин, определяя главных врагов социалистической революции, помимо прочих называл также неграмотность населения России.

В 1918 г. началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР". В основу этого документа были положены самые передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов. Новая советская школа была бесплатной, в ней внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка. Впрочем, иногда педагогические поиски того времени переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялась урочная система, задания на дом, учебники, отметки.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. "О правилах приема в высшие учебные заведения" преимущество при поступлении в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах создавались рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так начала создаваться советская интеллигенция.

Власть и интеллигенция. В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры "серебряного века". Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х годов за границей оказались многие виднейшие мастера культуры (И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и многие другие). Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на о. Капри (Италия). Однако не все избрали участь эмигрантов. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжали творить в традициях русского инакомыслия - А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков.

Большевики, придя к власти, стремилась привлечь к тесному сотрудничеству ученых, особенно тех, кто тем или иным образом способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание. Им обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это вовсе не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков. Среди них мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К. А. Тимирязева и др.

Начало партийного контроля над духовной жизнью. После окончания гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики стали все более активно брать духовную жизнь страны под свой контроль. В августе 1921 г. газеты опубликовали сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая якобы готовила "кровавый переворот". Активными участниками этой организации была объявлена группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, некоторые из них были приговорены к смертной казни. Среди расстрелянных значились знаменитый ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и крупнейший русский поэт Н. С. Гумилев.

В конце августа 1922 г. советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых - гордость не только российской, но и мировой науки. В числе высланных были философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились уезжать из России. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились не угодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Тем не менее вплоть до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры большевистских вождей мешали им выработать единую линию в области идеологии. С укреплением позиций И. В. Сталина партия "поворачивается лицом к культуре". В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". Она положила начало идеологизации и партийному диктату в отношении художественного творчества. Выступая перед интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей "идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии". Началось упразднение художественного разномыслия.

Большевики и церковь. Большевики поставили перед собой цель воспитать "нового человека", достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование личности, что во все времена являлось прерогативой церкви. Поэтому борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и их стремлением убрать опасного конкурента из духовной сферы жизни общества.

Первым актом устранения церкви из общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались "для революционных нужд". Священнослужителей подвергали арестам и отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами.

Главой Русской Православной Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме. Когда в 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод, патриарх Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи развернул активную деятельность, подняв на борьбу с голодом всю верующую Россию.

Большевистские лидеры не могли смириться с тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком издал декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета в некоторых местах вылилось в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало массовый протест, в течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Ленин решил использовать эти события для нанесения церкви решающего удара.

В апреле-мае 1922 г. в Москве и в июле - в Петрограде были организованы шумные судебные процессы над церковными деятелями. Несколько священнослужителей - епископов и митрополитов - приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал "Безбожник". После смерти Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр в 1926 г. был выслан на Соловки.

Начало "нового" искусства. Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявляла о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой, социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Для этого они создавали специальные художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Был создан Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В нем начинали свою творческую деятельность будущие светила советского искусства: кинорежиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др. Проповедуя идею "чистой" пролетарской культуры, пролеткультовцы призывали выбросить "на свалку истории" все культурные достижения прошлого.

В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Поэтому все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось "идеологически вредным".

Появились писатели нового поколения, участники революции и гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Э. Бабеля ("Конармия"), А. С. Серафимовича ("Железный поток"), К. А. Тренева ("Любовь Яровая"), М. А. Шолохова ("Донские рассказы"), Д. А. Фурманова ("Чапаев") были талантливы, отражали настроения народа. Литература с их помощью спускалась с заоблачных вершин "чистого" искусства, становилась более доступной для понимания широких масс.

Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Коммунистам, захватившим власть, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появились талантливые мастера этого жанра - В. Н. Дени, Д. С. Моор. В это же время в изобразительном искусстве возникли самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала Ассоциация художников революционной России (АХРР). В своей декларации "ахрровцы" объявили, что гражданским долгом каждого мастера является "художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве". Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова.

Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее "городов будущего", в стиле которых преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение "Башня III Интернационала", заложившее основы современного индустриального дизайна.

Продолжал развиваться кинематограф. В 20-х гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", "Октябрь", положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.

Октябрьская революция (полное официальное название в СССР - Великая Октябрьская социалистическая революция) - одно из крупнейших политических событий в истории человечества, повлиявшее на всю историю XX века, этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25-26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры.

Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне, отставанию от прочих современных государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи); для других - величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году скорее спасшее её от катастрофы. Между этими крайними точками зрения есть и широкий спектр промежуточных. С этим событием также связано много исторических мифов.

В контексте общегосударственной ситуации октябрьских дней захват власти в России большевиками не был неизбежен, неизбежным его сделали конкретные ошибки Правительства, которое имелo все возможности его предотвратить, однако не сделало этого, пребывая в уверенности, что это выступление большевиков гарантированно ожидает та же участь, что и в июльские дни.

Причины Октябрьской революции

01 августа 1914 года в России началась Первая мировая война, продлившаяся до 11 ноября 1918 года, причиной которой стала борьба за сферы влияния в условиях, когда единый европейский рыночный и правовой механизм не был создан.
Россия в этой войне была обороняющейся стороной. И хотя патриотизм и героизм солдат и офицеров был велик, не было ни единой воли, ни серьезных планов ведения войны, ни достаточного снабжения боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Это внушало неуверенность армии. Она теряла своих солдат и терпела поражения. Военный министр был отдан под суд, смещен со своего поста Верховный главнокомандующий. Главковерхом стал сам Николай II. Но ситуация не улучшилась. Несмотря на непрерывный экономический рост (росли добыча угля и нефти, производство снарядов, орудий и других видов вооружений, были накоплены огромные запасы на случай длительного ведения войны) ситуация складывалась так, что в военные годы Россия оказалась как без авторитетного правительства, без авторитетного премьер-министра, так и без авторитетной Ставки. Офицерский корпус пополнялся образованными людьми, т.е. интеллигенцией, которая была подвержена оппозиционным настроениям, а каждодневное участие в войне, на которой не хватало самого необходимого, давало пищу сомнениям.
В городах появились очереди, стояние в которых было психологическим надломом для сотен тысяч рабочих и работниц.
Преобладание выпуска военной продукции над гражданской и рост цен на продовольствие приводили к неуклонному росту цен на все потребительские товары. При этом заработная плата не поспевала за ростом цен. Недовольство нарастало как в тылу, так и на фронте. И обращалось оно прежде всего против монарха и его правительства.
Если учесть, что с ноября 1916 года по ма

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ. Соменкова Екатерина Владимировнаучитель истории МБОУ СОШ № 1О г. Арзамас Определите цели «культурной революции» А.В.Луначарский - нарком просвещения: Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории». Определите цели «культурной революции» Л.Д.Троцкий- член Политбюро В ближайшие 20 – 50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появиться «новый человек». Декрет Совета Народных Комиссаров. 26 декабря 1919 г. В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска… 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне 1921-1922 проводились субботники помощи школам(добровольное собирание средств)1923 г. организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», возглавлял М.И.Калинин Итоги мероприятий по ликвидации безграмотности введение всеобщего обучения с 8-50 лет, создаются при университетах и институтах рабочие факультеты (рабфаки),открывались школы, ликвидировалась безграмотность. Высказывание Н.И.Бухарина в 1924 г. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике».Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определенный манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике». Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Эмигра́ция (от лат. emigro - «выселяюсь») переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам Духовная оппозиция М. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольди др. В.В.Маяковский А.А.Блок Автор К.С.Петров-Водкин Приветствовали революцию «Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. «Сменовеховство» (результаты) А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков: Остались на Родине В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).Август 19221922г. –1922г. – учреждение Главлита.1925г. Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы«1918 г. декрет об отделение церкви от государства Расстреляны деятели культуры и наукиВыдворение из страны 160 крупных ученых и философов.Контроль за все печатной продукциейУпразнения художественного разномыслияПроизвол на местах по отношению к церкви и ее служителей Классовой подход к культуре Большевики и церковь. Из записки В. И. Ленина. 19 марта 1922 г. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком, сопротивлении они не смели и думать. - С какими целями предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей? На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их избирательных прав;Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. Основные направления духовной жизни советского общества появились новые кадры советской интеллигенции, борьба с неграмотностью, возникло «новое искусство», установился партийный контроль над духовной жизнью страны, борьба с религией. Домашнее задание параграф 22, рубрика «Расширяем словарный запас», ответить на вопрос письменно: Определите достижения и потери духовной жизни страны.

17. 02.2017
Духовная жизнь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
в 1920-1930-е гг.
1918 год -
Преодолеть недостатки
развития культуры
НАРОДНЫЙ
периода царской России:
КОМИССАРИРИАТ
сословные ограничения;
ПРОСВЕЩЕНИЯ
низкий уровень
образования и пр.
(НАРКОМПРОС)
политизировать
культуру;
поставить ее на службу
советскому государству
и большевистской
партии;
воспитать «нового
А.В.Луначарский
человека» –
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Главные задачи культурной революции:

преодолеть культурное неравенство,
сделать доступным для трудящихся
сокровища культуры;
ликвидация неграмотности: в 1919 году
СНК принял декрет «О ликвидации
неграмотности
среди
населения
РСФСР», по которому все население от
8 до 50 лет обязано было обучаться
грамоте на родном или русском языке;
в
1923
году
было
учреждено
добровольное
общество
«Долой
неграмотность» под председательством
М.И.Калинина.

1. Борьба с неграмотностью
Прочтите
документ
(стр. 159)
и ответьте
на вопросы
к документу.
Отправной точкой уровня грамотности по всей
стране на начало века принимаются данные на
1897 год, признанные отечественными и
зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том
числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин.
По Сибири грамотность составляла
соответственно 12 % (за вычетом детей до 9
лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 %
соответственно из всего населения.
И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень
грамотности возрастал (по различным оценкам
до 30-45 % в индустриально-развитых
губерниях), но «после войн и вообще усиленных
Курсы ликбеза
наборов процент грамотности падает».
Курсы ликбеза
Ленин одной из главных задач построения социализма
в стране считал борьбу с неграмотностью.

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой
неграмотность» под председательством М.И.Калинина.
Были открыты
тысячи пунктов
для ликвидации
неграмотности
насиления

1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917-1927 годах
было обучено грамоте
до 10 млн. взрослых,
в том числе в РСФСР
5,5 млн.
Советские агитационные
плакаты 1920-х гг.


В 1918 году было
утверждено «Положение
о единой трудовой школе
РСФСР» - школа
провозглашалась
бесплатной, она
управлялась на основе
самоуправления,
поощрялось
педагогическое
новаторство, уважение
к личности ребенка.
Урок в школе,
кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.
Но ряд экспериментов
имел отрицательную
сторону - отменялись
уроки, парты, домашние
задания, отметки,
экзамены.

Народное образование

30 сентября 1918 года Следующая
важная
ВЦИК
утвердил веха - принятие в 1930
«Положение о единой году постановления ЦК
трудовой
школе ВКП/б «О всеобщем
РСФСР». В основу обязательном
положен
принцип начальном обучении».
бесплатного обучения.
К концу 30-х годов
Декретом СНК от 2 массовая
августа
1918
г. неграмотность в нашей
преимущественное
стране в основном
право поступления в была преодолена
вузы получили рабочие
и крестьяне

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы
преимуществами
пользовались рабочие
и крестьяне, направляемые
на учебу по партийным
и комсомольским путевкам.
Для того чтобы рабочие
и крестьяне могли учиться
в ВУЗах, при них
создавались рабочие
факультеты.
Государство обеспечивало
выпускников рабфаков
стипендиями
и общежитиями. Рабфак идёт (вузовцы)
(Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР
насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума
(в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школы
Н.К.Крупская –
А.В.Луначарский –
А.С.Макаренко –
с 1929 года заместитель
наркома просвещения
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
советский педагог
и писатель
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения,
в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский,
талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

3. Реформа русского языка
Декабрь 1917 года –
реформа русской орфографии:
из русского алфавита были исключены
устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и
десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на
конце слов и частей сложных слов, но
сохранялся в качестве разделительного
знака (подъём, адъютант);
в родительном и
винительном падежах прилагательных
и причастий окончания -аго, -яго
заменялось на -ого, его (например, новаго → нового, лучшаго
→ лучшего, ранняго → раннего), в
именительном и винительном падежах
множественного числа женского и
среднего родов -ыя, -ія - на -ые, ие (новыя (книги, изданія) → новые)
и т.п.
Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией.
Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

4. Власть и интеллигенция
ПОДДЕРЖКА
РЕВОЛЮЦИИ
ЭМИГРАЦИЯ
М.Горький,
И.Бунин,
А.Куприн,
Ф.Шаляпин,
С.Прокофьев,
С.Рахманинов,
И.Репин,
М.Шагал,
В.Кандинский
и др.
Большевик
(Б.Кустодиев. 1920 год)
ОППОЗИЦИЯ
А.Ахматова,
М.Булгаков,
М.Волошин,
М.Пришвин
и др.
В.Маяковский,
А.Блок,
Б.Кустодиев
К.Петров-Водкин
и др.

Остались на Родине

В.М.Бехтерев
Н.И.Вавилов
В.И.Вернадский
Н.Е.Жуковский
Н.Д.Зелинский
К.А.Тимирязев
И.П.Павлов
К.Э.Циолковский

М. Волошин
А. Ахматова
Н. Гумилев
В. Маяковский
М. Булгаков
В. Мейерхольд

4. Власть и интеллигенция
... Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

4. Власть и интеллигенция
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет
«серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества
оказались за границей.
«Смена вех» - сборник
публицистических
статей
философскоВернулись
в Россию
политологического
содержания,
(в 1920-1930-е
гг.):
опубликованный в Праге в 1921 году
А.Толстой,
С.Прокофьев,
видными
представителями
либерального
направления
в
М.Цветаева,
М.Горький
общественнойА.Куприн
мысли русской
эмиграции.
Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской
интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей
год
сборника стала мысль о возможности принятия большевистской1909
революции
и
примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского
государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их
деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались
условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что
надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
И.П.Павлов
Н.Д.Зелинский
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского,
К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.

4. Власть и интеллигенция
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной
сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская
боевая организация.
По обвинению
в принадлежности
к ней были
расстреляны
Н.Гумилев,
М.Тихвинский
и другие деятели
науки и культуры.
Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева.
1921 год

4. Власть и интеллигенция
«Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке
неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
П. А. Сорокин
Н. А. Бердяев
C. Н. Булгаков
И. А. Ильин
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых.
«Мы этих людей выслали
Среди высланных русские философы и мыслители: потому, что расстрелять их не
И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков,было
В. В. Зворыкин,
И. А. Ильин,
повода, а терпеть
было
Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин,
невозможно»
Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой,
Л.Д.Троцкий
А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.

4. Власть и интеллигенция
В эмиграции работали ученые
с мировыми именами:
микробиолог С.Н.Виноградский,
геолог Н.И.Андрусов,
почвовед В.К.Агафонов,
химики В.Н.Ипатьев
и А.Е.Чичибабин,
авиаконструктор И.И.Сикорский,
один из создателей
телевидения В.К.Зворыкин,
историк Н.П.Кондаков и др.
И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор,
учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире:
четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год),
пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год),
трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта
одновинтовой схемы.

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден
Главлит, осуществлявший
цензуру за всей печатной
продукцией.
В 1923 году создается
Главрепетком с теми же
функциями.
Но до 1925 года в культуре
сохранялась относительная
духовная свобода.
Партийные вожди, борясь друг
с другом, не могли
договориться об единой линии.
С возвышением Сталина
ситуация изменилась,
началась идеологизация
художественного творчества.

5. Государство и церковь
В конце октября 1917 года
в России было восстановлено
патриаршество.
Деятельность патриарха Тихона:
осудил расстрел царской
семьи;
осуждал гонения на церковь;
боролся против конфискации
церковных ценностей
(1922 год);
пытался наладить диалог и
сотрудничество государства
и церкви.
Патриарх Тихон
(1917-1925 гг.)

5. Государство и церковь
Причины борьбы
с церковью и религией:
атеистические воззрения
партийных лидеров;
стремление убрать
конкурента из духовной
сферы.
Фрагмент Декрета о свободе совести,
церковных и религиозных обществах.
1918 год
В начале 1918 года
церковь была отделена
от государства,
а школа от церкви.

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных
ценностей.
«Мы не можем одобрить изъятия из храмов,
хотя бы и через добровольное
пожертвование, священных предметов,
употребление коих не для богослужебных
целей воспрещается канонами Вселенской
Церкви и карается Ею как святотатство -
миряне отлучением от Неё,
священнослужители - извержением из
сана»
Из Воззвания патриарха Тихона.
Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит
крестьянство России».
Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал,
Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от
различных культовых учреждений (православных, католических и
мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра
Невского и изъятие драгоценной раки.
Май 1922 года.

5. Государство и церковь
Имущество церкви
реквизировалось в фонд борьбы
с голодом. Это привело к
выступлениям верующих.
В ответ власть перешла в
наступление. Весной 1922 года
в Москве и Петрограде прошли
судебные процессы над
церковными деятелями.
Несколько человек были
казнены, а патриарх Тихон
арестован. В 1925 году после
смерти Тихона выборы
патриарха были запрещены (до
1943 года).
Симонов монастырь. Разорение храма.
1923 год.

Литературные течения
XX века в России
символизм
акмеизм
имажинизм
футуризм

Символисты (французское symbolisme от греческого
symbolon - знак, символ).
З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов,
К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб,
А. А. Блок,
С..Соловьёв,
К.Бальмонт,
В.Иванов,
И.Ф.Анненский
А.Блок
А.Белый
К.Бальмонт
Символизм
построенные
на
основе
интерпретации понятия символа как первооснования
связи бытия, мышления, личности и культуры.

Акмеисты (от греческого akme` - остриё, высшая
степень чего-либо, цветущая сила).
Н. С. Гумилёв
А. А. Ахматова
О. Э. Мандельштам
Г. В. Иванов
В. И. Нарбут
А.Ахматова
О.Мандельштам
Акмеизм
основывался
на
провозглашение
материальности, предметности тематики и образов,
точности слова.

Футуристы (от латинского futurum - будущее).
В. Хлебников
В. В. Маяковский
Д. Д. Бурлюк
И. Северянин
Давид
Бурлюк
Велимир
Хлебников
Футуризм основывался на скорости, движение,
энергии, которые
пытались передать достаточно
простыми приёмами.

Имажинисты (от французского image - образ)
С. А. Есенин
С. Есенин
А. Б. Мариенгоф
В. Г. Шершеневич
Анатолий
Мариенгоф
Имажинизм характеризует
анархические мотивы.
творческий
эпатаж,

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный
контроль над духовной жизнью общества.
1921 г. – процесс над Петроградской боевой
организацией (известные ученые и деятели
культуры).
1922г. – выдворение из страны 160 крупных
ученых и философов.
1922г.

учреждение
Главлита
(главном управлении по делам литературы и издат
ельств), а затем Главреперткома (орган
одобряющий цензуру).

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» - 18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас
классовая борьба вообще, так точно она не
прекращается и на литературном фронте. В
классовом обществе нет и не может быть
нейтрального искусства.
Партия должна подчеркнуть необходимость
создания
художественной
литературы,
рассчитанной на действительно массового
читателя, рабочего и крестьянского; нужно
смелее
и
решительнее
порвать
с
предрассудками барства в литературе

6. Новое искусство
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - массовая
культурно-просветительская
и литературно-художественная
организация пролетарской
самодеятельности при Наркомате
просвещения, существовавшая
с 1917 по 1932 год.
Идеологи Пролеткульта исходили из
определения «классовой культуры»,
сформулированного Плехановым.
По их мнению, любое произведение
искусства отражает интересы и
мировоззрение только одного класса
и поэтому непригодно для другого.
Следовательно, пролетариату
требуется создать «свою»
собственную культуру с нуля.

6. Новое искусство
Первый рабочий театр
Пролеткульта в 1924-32 гг.
располагался в
кинотеатре «Колизей»
на Чистопрудном
бульваре (ныне здание
театра «Современник»).
Ставил перед собой
агитационные задачи,
способствовал развитию
и утверждению на сцене
советской драматургии.
В театре работали:
Г.В. Александров,
Э.П. Гарин, И.А. Пырьев,
М.М. Штраух;
С.М. Эйзенштейн и др.
Театр рабочей молодежи (ТРАМ).
1930 год.

6. Новое искусство
С.М.Эйзенштейн.
«Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм,
снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм»
в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы
признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов
по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

6. Новое искусство
В 1921 г. вышел
первый номер
первого советского
толстого журнала
«Красная новь».
Редактором с 1921 – 1927 гг.
был А.К.Воронский.

6. Новое искусство
«Тихий Дон» - роман-эпопея
Михаила Шолохова в четырёх
томах, написана с 1925 по 1940 год.
Одно из наиболее значительных
произведений русской
литературы XX века, рисующее
широкую панораму жизни донского
казачества во время Первой
мировой войны, революционных
событий 1917 года и гражданской
войны в России.
За этот роман в1965 году
Шолохову была присуждена
Нобелевская премия по
литературе с формулировкой «За
художественную силу и цельность
эпоса о донском казачестве в
переломное для России время».
Журнал «Роман-газета», 1928 год.
(одна из первых публикаций романа
и портрет автора)

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство
Ленин
И я,
и теперь
как весну человечества,
живее всех живых.
рожденную
Наше знанье
- и в бою,
в трудах
пою
сила
мое отечество,
и оружие.
республику мою!
Из поэмыИз поэмы «Хорошо»
(1927 год).
«Владимир Ильич Ленин»
(1924 год).
В.В.Маяковский.

6. Новое искусство
«Окна сатиры РОСТА» -
серия плакатов, созданная
в 1919-1921 годы
советскими поэтами
и художниками, работавшими
в системе Российского
телеграфного
агентства (РОСТА).
«Окна РОСТА» -
специфическая форма
массового агитационного
искусства, возникшая
в период Гражданской
войны и интервенции
1918-1920 гг.
Большую роль в создании «Окон
РОСТА» сыграл В.Маяковский.

6. Новое искусство
Д.Моор.
Агитационные плакаты.
В.Дени.
Агитационные плакаты.

6. Новое искусство
В.Э.Мейерхольд
Е.Б.Вахтангов
А.Я.Таиров
В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы
художественного выражения (революционная романтика, гротеск,
сатира, биомеханика и пр.)

7. Коммунальный быт
Коммунальная квартира –
квартира, где проживает
несколько семей,
не являющихся
родственниками.
Появились после революции
1917 года в ходе
«уплотнений», когда
большевики принудительно
отбирали жильё у богатых
горожан и подселяли к ним в
квартиру новых людей,
активных сторонников
советской власти
(коммунисты, военные,
сотрудникиЧК) .
Больше всего коммунальных
квартир появилось
в Ленинграде (Петербурге).

8. Сатира
М.А.Булгаков
Повесть написана в 1925 году, впервые
опубликована в 1968 году одновременно
в журнале «Грани» (Франкфурт) и
журнале Алека Флегона «Студент»
(Лондон).
В СССР в 1960-е распространялась в
самиздате. Впервые официально была
опубликована в СССР в 1987 году в 6-м
номере журнала Знамя.
С тех пор неоднократно переиздавалась.

8. Сатира
И.Ильф и Е.Петров

8. Сатира
В.В.Маяковский.
На заднем плане «Окна РОСТА»

ИТОГИ:
+
значительно поднят уровень
грамотности населения
культура стала массовой и
общедоступной
в 20-е годы ещё сохранялась
относительная свобода
творчества, нет жесткой
цензуры
Плакат. 1920 год.
Автор: А. Радаков.

ИТОГИ
окончание «серебряного века»
множественность путей развития
культуры начинает постепенно
ликвидироваться советской властью
по мере формирования диктатуры
Сталина началось партийное
наступление на культуру,
ограничение свободы творчества,
развитие «социалистического
реализма»
деятельность интеллигенции
постепенно будет поставлена под
партийный контроль (особенно это
проявиться в 30-е гг.)
Плакат. 1930 год.
Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ. 1.Борьба с неграмотностью.2. Власть и интеллигенция.3.Партийный контроль.4.»Сменовеховство».5.Большевики и церковь. Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. «Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы. Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...» Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок) Остались на Родине В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский Остались на Родине М. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольди др. «Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества. «Сменовеховство» (результаты) А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков: Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура). Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”. Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений. На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их избирательных прав;Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г.Интернет- ресурсы.