Как писать обзоры правильно: осваиваем нестандартное направление. Аналитический обзор научных источников Аналитический обзор публикаций на тему

Аналитическим обзором называется сжатое изложение содержания первоисточников посредством вычленения основных фактических сведений и выводов. Аналитический материал создается на базе книг, официальных документов, а также публикаций в газетах и журналах. Требования к данному типу работ жесткие, заключающиеся в необходимости представления систематизированной информации в сжатом виде.

Этапы работы:

  1. Изучение литературы и подбор фактического материала.
  2. Составление плана, помогающего четко понимать последовательность изложения информации, ее структурность, степень перегруженности или недостаточной освещенности разделов, возможность отказа от определенных вопросов, выявление ошибок построения текста.
  3. Обязательно формулирование заголовка. Соответствие реферируемым источникам не обязательно, так как аналитический обзор о теме создается на базе нескольких отечественных и зарубежных публикаций.
  4. Требуется следование принятой схеме написания:
  • тема;
  • предмет (объект);
  • характер, цель публикации;
  • метод осуществления работы.
  • В начало выносятся элементы информационно-поискового языка, то есть ключевые слова (при необходимости). Их максимальная численность – 15 слов или словосочетаний, способных наиболее точно отразить суть публикации. Необходимость данного этапа обусловлена потребностью поиска аналитического материала в информационной системе автоматизированного типа. Формат ключевых слов – именительный падеж, прописные буквы, через запятую.
  • Сам текст следует начинать с указания на суть вопроса, за которой следует раскрытие определенных или особенных сторон.
  • Допустимо описание методов проведения работы, если они интересны в рамках темы обзора. Методы, известность которых не вызывает сомнения, только обозначаются.
  • Указание конкретных данных сопровождается обозначением источника, характера получения и обработки.
  • Изучение публикации на иностранном языке и изложение материала должно сопровождаться использованием языка оригинала в отношении фамилий, названий учреждений, организаций, фирм, а также изделий и иных имен собственных.
  • Требуется использование стандартной терминологии. В случае использования непривычных символов и терминов в тексте обзора требуется вносить разъяснения на стадии первичного упоминания.
  • Допускается использование аббревиатуры и общепринятых текстовых сокращений, не изменяющих смысл контекста.
  • Использование формул обусловлено невозможностью иного способа передачи содержания.
  • В аналитическом обзоре разрешается использование иллюстраций и таблиц, помогающих раскрытию содержания и сжатию текстового материала.
  • Объем аналитического обзора различается в зависимости от типа реферируемых материалов (500-2500 и более печатных знаков).
  • Написание аналитических обзоров относится к категории особой ветви писательского мастерства, в рамках которой автор демонстрирует умение проникать в суть проблематики, быстро находить и анализировать тексты отечественных и иностранных публикаций, осуществлять критическое обобщение материала, взятого из различных источников. И все это при условии соблюдения критериев важности, новизны и простоты изложения. Обзор, ставший основой книги или учебника, признается успешным, а неудачные аналитические обзоры остаются невостребованными. Чтобы аналитический обзор отечественных и зарубежных публикаций по теме диссертационного труда был признан успешным, автору придется приложить либо массу сил и энергии, либо обратиться за профессиональной помощью к сотрудникам

    Аналитический обзор научных источников должен полно и систематизированно, на основе современных научных источников раскрыть состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу.

    Предметом анализа в обзоре должен стать анализ достижений в исследуемой об­ласти. Аналитический обзор обычно заключается в изложении концепций различ­ных авторов, касающихся предмета исследования. Аналитический обзор может включать:

    · перечень основных вопросов, которые рассматривались исследователями при изучении данной проблемы;

    · информацию о том, кто и когда занимался данной проблемой;

    · описание основных концепций;

    · общую характеристику основных методов исследования проблемы;

    · обзор основных эмпирических исследований, посвященных данной проблеме.

    Распространенной ошибкой является простое перечисление различных теорий и концепций без их анализа и систематизации.

    Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу [Куликов, 2002].

    Хронологический принцип предполагает последовательное изложение мате­риала в порядке возникновения теорий и концепций. Хронологический принцип может быть полезен, когда важно провести исторический анализ проблемы, про­следить особенности ее развития в науке. Особенно важно это в случае историко-психологического исследования. В этом случае можно опираться на сле­дующий ряд вопросов.

    1. Кто впервые обратился к изучению данной проблемы?

    2. Какие проблемные вопросы ставили перед собой исследователи? Как изме­нялся круг вопросов с течением времени?

    3. Как развивались эмпирические исследования в данной области? (Проследить линию развития исследований с опорой на классиков и ведущие психологические школы).

    5. Какие противоречия существовали во взглядах представителей различных школ или у отдельных исследователей и как они разрешались?

    6. Состояние проблемы на настоящий момент времени.

    Хронологическая форма изложения материала также может быть удобна, когда проблема мало разработана и существует ограниченное число исследований по интересующей автора теме.

    Однако хронологический метод не рекомендуется, если тема, выбранная для работы, представлена многочисленными исследованиями, которые сконцентриро­ваны в ограниченном временном промежутке, если существует множество част­ных взглядов на проблему и противоречивых подходов к ее исследованию. В этом случае предпочтителен логический метод изложения материала, который позво­лит систематизировать разнообразную и разрозненную информацию [Куликов, 2002; Мельникова, 2009].



    Логический принцип построения обзора источников заключается в груп­пировке подходов , концепций, эмпирических исследований различных авторов в соответствии с основными вопросами, характеризующими исследуемую область. Полезно выделить и прописать эти основные вопросы уже в начале первой главы, чтобы обозначить линию теоретического анализа. В качестве таких вопросов могут выступать.

    1. Определение основных понятий, существенных для понимания явления.

    2. Феноменология явления (проявления, внешние отличительные признаки).

    3. Структура явления (составляющие элементы и связи между ними).

    4. Функции явления (назначение, для чего служит).

    5. Динамические аспекты явления (формирование и развитие).

    6. Виды, формы явления (существующие классификации).

    7. Место среди других психических явлений.

    8. Прикладной аспект (практические технологии, касающиеся изучаемого яв­ления) [Андреев, 2004; Куликов, 2002].

    Автор работы может остановиться на тех вопросах, которые больше его инте­ресуют, наиболее актуальны, согласуются с целью исследования. По каждому из выбранных для анализа вопросов излагаются, независимо от времени их возник­новения, подходы, концепции и, при необходимости, эмпирические исследования. Позиции разных авторов сравниваются, сопоставляются, отмечаются общие тен­денции, точки рассогласования, противоречия во взглядах.

    В большинстве случаев аналитический обзор, построенный по логическому принципу, пред­почтителен.

    Теоретическое исследование



    Теоретическое исследование − одна из са­мых сложных форм исследовательской деятельности. Для более сложных работ, в особенности магистерских диссертаций, недостаточно простого аналитического обзора научной литературы. Качественно выполненная магистерская диссертация предполагает самостоятельное авторское теоретическое исследование. Основу теоретического исследова­ния составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. В целом теоретическое исследование должно продуцировать новое знание, полученное логическим
    путем.

    Теоретическое исследование может представлять собой:

    Теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия «эмоциональный интеллект» и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);

    Обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);

    Создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);

    Создание новой классификации явлений;

    Классификацию методов исследования по теме;

    Разработку и обоснование структурной модели, лежащей в основе какой-либо диагностической методики (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);

    Разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обу­чающей программы.

    Теоретическое исследование начинается с постановки пробле­мы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце кото­рого уже обозначены основные проблемы, далее выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:

    Существуют «белые пятна» − неизученные или мало изученные вопросы;

    Имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании яв­ления, противоречивые эмпирические данные;

    Существуют методологические сложности при изучении явления;

    Отсутствует необходимый инструментарий;

    Исследования не имеют практического выхода.

    Теоретическое исследование должно претендовать на новизну. Поэтому важно, чтобы в его основе лежала «сильная» идея. Признаки «хорошей идеи проявляются в том, что она [Мельникова, 2009]:

    1)углубляет, расширяет теоретические знания;

    2) дает более простое объяснение известному явлению;

    3) позволяет построить теоретическую модель явления;

    4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;

    5) позволяет создать «красивую» практическую технологию;

    6) открывает возможности для дальнейших исследований.

    Целью эмпирической части, сопровождающей теоретическое исследование, может быть доказательство собственной концепции, апробирование разработан­ной модели или сбор эмпирической информации в соответствии с новым подходом.

    Обоснование выбранного направления работы должно показывать его преимущества по сравнению с другими возможными решениями проблемы. Необходимо дать оценку принятому направлению исследования с точки зрения его эффективности как научной, так и практической. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.

    Обоснование выбранного направления (цели) работы не следует подменять обоснованием ее целесообразности (необходимости) самой работы.

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБУ «Специализированный центр учета в агропромышленном комплекс е»

    (ФГБУ «Спеццентручет в АПК»)

    подготовке аналитических обзоров


    Москва 2011

    Аннотация

    Основная цель деятельности - анализ и прогнозирование состояния конъюнктуры рынков сельскохозяйственной продукции, продукции перерабатывающей промышленности и продовольствия, материально-технических ресурсов и услуг для выработки и принятия мотивированных решений о развитии агропромышленного производства, реализации продукции и продовольствия всеми субъектами АПК.

    За счет широкой филиальной сети учреждение формирует единую взаимосвязанную систему информационного обеспечения АПК, осуществляя качественный сбор, оперативную обработку и профессиональный анализ рыночной информации.

    Ведущими направлением деятельности организации является анализ экономической информации по различным сегментам агропромышленного рынка и рынка материально-технических ресурсов, а также оказание информационных услуг в сфере АПК (сбор, обработка, анализ и обобщение статистических сведений и данных, информационно-аналитических материалов, показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, отчетности, рыночной информации по сельскохозяйственной продукции и продовольствию, материально-техническим ресурсам и услугам для села), подготовка, выпуск и обеспечение свободного доступа к аналитическим отчетам по различным сегментам агропродовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов России и мира («Россия в агропродовольственном рынке мира», «Рынок зерна и продуктов его переработки», «Рынок масличных и продуктов их переработки», «Рынок картофеля, овощей и фруктов», «Рынок сахара», «Рынок биотоплива», «Рынок сельскохозяйственной техники », «Рынок минеральных удобрений», «Рынок молока», «Рынок мяса», «Рынок нефтепродуктов», «Рынок трудовых ресурсов в АПК»).

    Векторами развития ФГБУ «Спеццентручет в АПК» являются: модернизация и постоянное совершенствование существующей системы работы с рыночной информацией, совершенствование методов контроля достоверности первичной информации, тесное сотрудничество с региональными управлениями АПК, эффективное участие в реализации мероприятий по развитию Системы Государственного Информационного Обеспечения в сфере сельского хозяйства.

    1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ РЫНКА АПК РФ.. 4

    2 ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИТИЧЕСКИМ ОБЗОРАМ... 5

    2.1 Требования к содержанию материала. 5

    2.2 Требования к форме подачи информации. 6

    2.3 Дисциплинарные требования. 7

    3 ОФОРМЛЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ.. 8

    3.1 Общие требования. 8

    3.2 Построение аналитического обзора. 8

    3.3 Нумерация страниц аналитического обзора. 9

    3.4 Нумерация и оформление разделов, подразделов, пунктов, подпунктов аналитического обзора 9

    3.5 Иллюстрации. 11

    3.6 Таблицы.. 12

    3.9 Список использованных источников. 15

    3.10 Приложения. 17

    4 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ.. 19

    4.1 Молоко и молочная продукция. 19

    4.2 Мясо и мясная продукция. 26

    4.3 Зерно и продукты его переработки. 34

    4.4 Масличные и продукты их переработки. 37

    4.5 Картофель, овощи и фрукты.. 40

    4.6 Сахар. 43

    4.7 Рынок труда российской аграрной сферы экономики. 46

    4.8 Энергоресурсы.. 49

    4.9 Биотопливо. 51

    4.10 Минеральные удобрения. 53

    4.11 Сельскохозяйственная техника. 55

    4.12 Россия в агропродовольственном рынке мира. 57

    1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ РЫНКА АПК РФ

    Анализ рынка АПК предполагает выявление факторов, повлиявших на изменение ситуации на мировом агропродовольственном рынке за анализируемый период, обзор и оценку наблюдаемых показателей и индикаторных товаров за анализируемый период как в России, так и за рубежом, отслеживание основных тенденций и динамики развития показателей, построение прогнозов.

    Процесс анализа агропродовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов в АПК при должном уровне организации процесса предполагает, что исследователь является высококвалифицированным специалистом по предметной области и способен дать экспертную оценку сложившейся на мировом рынке и внутреннем рынке страны ситуации.


    Аналитический обзор, как результат анализа, должен представлять собой законченный, логически структурированный, отвечающий поставленным целям и решающий поставленные задачи продукт, позволяющий пользователю получить максимально полную, достоверную, актуальную информацию, представленную в понятном для пользователя формате.

    Основной целевой аудиторией аналитических обзоров рынка АПК являются органы Управления АПК, сектор реального аграрного бизнеса, включающий коллективные и фермерские хозяйства, прочие заинтересованные пользователи.

    Основной целью аналитических обзоров является информационная поддержка деятельности организаций агропромышленного комплекса на основе современных форм и методов экономического анализа .

    Основной задачей аналитических обзоров является наглядное и структурированное предоставление актуальной достоверной аналитической информации о текущей ситуации и тенденциях развития различных сегментов агропродовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов России и мира для принятия оперативных организационных и управленческих решений заинтересованными пользователями.

    2 ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИТИЧЕСКИМ ОБЗОРАМ

    2.1 Требования к содержанию материала

    2.1.1 Полнота обзора анализируемого сегмента рынка АПК России

    Содержание и наполнение аналитического обзора должно в полной мере раскрывать заявленную тематику. C целью достижения полноты отражения в аналитическом обзоре избранной тематики необходимо четко представлять себе все слагаемые его содержания; быть компетентным, хорошо ориентированным во всем спектре связанных с темой обзора отраслевых и прочих информационных источников.

    2.1.2 Разносторонность и легитимность используемых источников информации

    Для подготовки обзора должен быть задействован широкий и разноплановый спектр источников, включая рекомендованные официальные, отраслевые, информационные издания и сайты, отраслевые и статистические базы данных .

    2.1.3 Актуальность отраженной в обзоре информации

    Приводимая в обзорах информация и анализируемые данные должны быть актуальны и охватывать соответствующие сведения за весь отчетный период. Сведения, относящиеся к теме, но выходящие за рамки обозначенного периода, допустимы в тексте обзора только для построения сравнительных выводов по отношению к текущим показателям.

    2.1.4 Корректность и обоснованность интерпретации

    Содержание всего аналитического обзора, все сведения, в него включаемые, должны иметь нейтральный, сугубо тематический характер, исключать любые отзывы и оценки, касающиеся деятельности отдельных официальных и должностных лиц, а также не допускать комментарии к тем или иным политическим событиям (это условие относится и к авторской аналитике, и к цитированию источников). При этом должна прослеживаться обоснованность интерпретации, которая подразумевает логическую связанность, объективность и адекватность производимых автором обзора обобщений и выводов, четкое понимание анализируемой информации и достаточную компетентность в специфике рассматриваемого предмета.

    Приводимые в обзоре сведения и статистические показатели не должны выглядеть пространным перечислением. Работа со статистическими данными должна включать оценку и анализ показателей с выявлением основных тенденций и динамики.

    2.2 Требования к форме подачи информации

    2.2.1 Оформление аналитических обзоров

    Аналитический обзор должен быть оформлен в соответствии с рекомендациями, приведенными в разделе 3 настоящих методических рекомендаций. Допускаются отступления от рекомендаций по представлению аналитической информации с целью улучшения восприятия данной информации заинтересованными пользователями (допускается, например, оформление выводов, цепочек диаграмм, таблиц в отдельных «блоках», вписываемых в общий текст обзора, однако подписи таблиц, рисунков и прочие элементы оформления должны соответствовать требованиям, приведенным в разделе 3 настоящих методических рекомендаций).

    2.2.2 Лексико-стилистическая и орфографическая грамотность обзора

    Аналитический обзор должен быть выполнен с соблюдением следующих требований:

    Отсутствие грамматических ошибок;

    1.1.2 Цены на нефть

    1.2 Мировая экономика

    2 СИТУАЦИЯ ПО ОСНОВНЫМ СЕГМЕНТАМ РОССИЙСКОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

    2.1 Животноводство

    2.1.1 Молоко

    2.2 Растениеводство

    2.2.1 Зерновые

    2.2.2 Масличные

    2.2.3 Картофель и овощи

    2.2.4 Сахар

    3.4.4 Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.

    3.4.5 Если текст обзора подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего обзора.

    3.4.6 Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

    3.4.7 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

    Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

    Пример:

    3.4.8 Если обзор состоит из двух и более частей, каждая часть должна иметь свой порядковый номер. Номер каждой части следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием вида обзора, например, «Часть 2».

    3.4.9 Каждый структурный элемент обзора следует начинать с нового листа (страницы).

    3.4.10 Нумерация страниц обзора и приложений, входящих в состав обзора, должна быть сквозная.

    3.5 Иллюстрации

    3.5.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в обзоре непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в обзоре.

    3.5.2 Все иллюстрации должны быть выровнены по центру страницы без абзацного отступа. Выше и ниже каждой иллюстрации должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

    2.5.3 Стилевое оформление иллюстраций должно быть единым для всего аналитического обзора.

    3.5.4 Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. При оформлении иллюстраций следует учитывать специфику черно-белой печати, то есть элементы рисунков и диаграмм должны быть визуально различимы в черно-белом варианте.

    3.5.5 Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

    Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

    3.5.6 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

    3.5.7 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Размер шрифта подписей к иллюстрациям должен быть на кегль меньше, чем шрифт основного текста (10 пт). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

    Пример:

    Рисунок 1 - Логотип Федерального государственного бюджетного учреждения

    "Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе"

    3.5.8 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, 3 .

    3.6 Таблицы

    3.6.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Размер шрифта подписей к таблицам должен быть на кегль меньше, чем шрифт основного текста.

    При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

    3.6.2 Таблицу следует располагать в обзоре непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Выше и ниже каждой таблицы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

    3.6.4 Все таблицы должны быть выровнены по ширине страницы. Информация в таблице должна быть оформлена в соответствие со следующими правилами:

    Выравнивание числовых данных по горизонтали - по правому краю ячеек. Значения округляются до сотых;

    Выравнивание текста по горизонтали – по левому краю ячеек;

    Шапка таблицы выравнивается по горизонтали по центру ячеек;

    По вертикали все ячейки таблицы выравниваются по центру;

    Междустрочный интервал в таблице равен 10 мм.

    3.6.5 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

    Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик.

    Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

    3.6.6 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

    Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

    Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

    Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или « 1», если она приведена в приложении В.

    3.6.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе , а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

    3.6.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

    Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

    Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

    Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

    3.7 Примечания

    3.7.1 Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

    3.7.2 Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

    3.7.3 Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

    Пример:

    Примечание -___________________________________

    Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

    Пример:

    Примечания

    1_______________________________________________

    2_______________________________________________

    3_______________________________________________

    3.8 Ссылки

    3.8.1 Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки.

    3.8.2 Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.

    3.8.3 При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

    3.9 Список использованных источников

    3.9.1 Список использованных источников рекомендуется оформлять в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

    3.9.2 Библиография, то есть список использованной в работе над исследованием литературы, помещается вслед за основным текстом перед приложениями.

    3.9.3 Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.

    3.9.4 Список использованных источников следует располагать в следующей последовательности:

    Печатные издания;

    Периодические издания;

    Электронные ресурсы.

    В рамках каждой группы записи располагаются в алфавитном порядке.

    3.9.5 Каждая библиографическая запись включает в себя основные сведения:

    Основное заглавие;

    Сведения об издании;

    Выходные данные: место издания, издательство, дата издания;

    3.9.6 Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:

    Литература на языках народов, пользующихся латиницей.

    3.9.7 Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, web-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, web-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.).

    3.9.9 В примечании приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу.

    3.9.10 Сведения о системных требованиях приводят в тех случаях, когда для доступа к документу требуется специальное программное обеспечение (например, Adobe Acrobat Reader, PowerPoint и т. п.).

    3.9.11 При наличии сведений о дате последнего обновления или пересмотра сетевого документа, их указывают в ссылке, предваряя соответствующими словами «Дата обновления» («Дата пересмотра» и т. п.). Дата включает в себя день, месяц и год.

    3.9.12 Если по экранной титульной странице электронного ресурса удаленного доступа (сетевого ресурса) невозможно установить дату публикации или создания, то следует указывать самые ранние и самые поздние даты создания ресурса, которые удалось выявить.

    3.9.13 Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator - унифицированный указатель ресурса).

    Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса.

    Примеры оформления ссылок:

    1. Книги

    Федотов, и модели построения эмпирических производственных функций / . – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 220 с.

    Williamson, O. E. The mechanisms of governance/ O. E. Williamson. – New York: Oxford University Press, 1996. – 429 p.

    Экономика и финансы недвижимости / [и др.] ; под ред. . – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. – 186 с.

    Семь нот менеджмента / под ред. В. Красновой, А. Привалова. – Изд. 3-е, доп. – М.: Журнал Эксперт, 1998. – 424 с.

    2. Статьи, журналы

    Кущ, аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт / , // Российский журнал менеджмента. − 2004. – Т. 2, № 1. − С. 33-52.

    Patokina, O. Privatization in Russia: The search for an efficient model / O. Patokina, I. Baranov // Russian and East European finance and trade. – 1999. – Vol. 35, № 4. – P. 30-46.

    3. Электронные ресурсы

    ***** : научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – М. : Интра-Плюс, 1– Режим доступа: http://www. *****, свободный.

    Справочники по полупроводниковым приборам // [Персональная страница В. Р. Козака]/ Институт ядер, физики. [Новосибирск, 2003]. URL: http://www. inp. nsk. su/%7Ekozak/start. htm (дата обращения: 13.03.06).

    Жилищное право: актуальные вопросы законодательства: электрон, журн. 2007. № 1. URL: http://www. ***** (дата обращения: 20.08.2007).

    3.10 Приложения

    3.10.1 Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

    3.10.2 В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

    3.10.3 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

    3.10.4 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

    Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

    В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

    Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

    3.10.5 Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

    3.10.6 Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. При необходимости такое приложение может иметь «Содержание».

    4 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ

    4.1 Молоко и молочная продукция

    4.1.1 Примерная структура аналитического обзора

    Для проведения анализа состояния рынка молока и молочной продукции на основе доступных источников информации необходимо провести обзор и анализ информации и структурировать её по разделам, представленным в перечне ниже:

    Обозначения и сокращения

    1 Производство

    1.1 Динамика численности поголовья молочного стада

    1.2 Производство молока

    1.3 Переработка молока и производство молочной продукции

    2 Обзор ценовой конъюнктуры на российском рынке

    2.1 Динамика цен реализации сырого молока

    2.2 Динамика цен приобретения молочного сырья

    2.3 Динамика цен производства молочной продукции

    2.4 Динамика потребительских цен на молочную продукцию

    3 Внешняя торговля

    3.1 Экспорт

    3.2 Импорт

    3.3 Таможенное регулирование

    4 Обзор мирового рынка молочной продукции

    4.1 Общие тенденции мирового рынка молока и молочной продукции

    4.2 Обзор по странам

    5 Тенденции, прогнозы и перспективы развития отрасли

    Список использованных источников

    Требования к курсовым работам для студентов 5 курса

    Специальностей: Начальное образование. Практическая психология. Логопедия. Специальная психология.

    Структура курсовой работы

    § Титульный лист

    § Введение

    § Заключение

    § Библиографический список (15-20 источников)

    § Приложение

    Введение

    Наличие развёрнутого введения (2-3 листа машинописного текста) – обязательные требования к курсовой работе. Введение должно ясно, чётко определять суть или концепцию темы и обосновывать е правомерность, актуальность.

    Во введении обосновывается актуальность темы, намечается цель и ставятся конкретные задачи курсовой работы, выдвигается гипотеза научного исследования. Небольшой историографический образ может содержать оценку разрабатываемой проблемы с точки зрения её изученности, представленности в литературе, многосторонности и т.д.

    Рекомендуется сформулировать свою оценку степени разработанности темы в изученной научно – исследовательской литературе, отразить значение данной проблемы в позитивном преобразовании действительности, а также высказать своё отношение к необходимости этих преобразований. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что данная проблема ещё не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, необходимо перейти к формулировке цели исследования. Также необходимо узнать конкретные задачи исследования, которые предстоит решать в соответствии этой целью.

    Цель исследования – научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

    Задачи исследования – это последовательные этапы организации и проведения исследования. Формулировка задач курсовой работы обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать…, провести…). Одним из требований, предъявляемым к постановке и формулировке целей и задач исследований является чёткость, определённость, конкретность. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

    Объект исследования – та часть реального мира, которая познаётся, исследуется, преобразуется студентом, т.е. явление избранное для изучения.

    Предмет исследования определяется целями и задачами исследования – изучение психических явлений с помощью экспериментальных методов (выявление зависимостей…, определение закономерностей…, выявление различий…, изучение…). Обязательным элементом введения является постановка гипотезы исследования.

    Гипотеза – это научное предложение для объяснения каких – либо явлений, проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.

    Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

    Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой, не содержащей неопределённых, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;

    Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путём;

    Гипотеза должна объединять весь круг явлений, на которые распространяются содержащие в ней утверждения.

    В результате проведённых исследований гипотеза может подтвердится или быть опровергнутой. Не следует боятся отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят свой вклад в научное познание. Во введении курсовой работы указывается методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели. Завершается введение изложением общих выводов о научной значимости темы, о степени её изученности и определяются те вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.

    База исследования – где проводились исследования, число испытуемых (20-30 чел.)

    ГЛАВА 1

    Аналитический обзор литературы по проблеме исследования

    В главе «Аналитический обзор литературы» излагается суть проблемы, определяется авторская позиция студента. Название данной главы формулируется исходя из её содержания.

    Например:

    Проблема…в зарубежной и отечественной психологии

    Теоретико – методологические аспекты проблемы…

    Направления и подходы в изучении проблемы…

    Параграфы, из которых состоит глава, должны иметь своё название, определяемое её названием. Так, например, содержание главы может быть разделено на следующие параграфы:

    1.1. Определение…

    1.2. Характеристики и составляющие…

    1.3. Взгляды на природу…зарубежных и отечественных психологов.

    Студенту необходимо проявить умение последовательно излагать особенности и проблемы при одновременном её анализе. Следует отдавать предпочтение главным, основополагающим фактам, позволяющим раскрыть суть поставленной проблемы, а не деталям, которые могут увести от целей, стоящих в курсовой работе. После изложения конкретного вопроса в конце каждого раздела следуют краткие выводы в порядке анализа проблемы.

    Аналитический обзор литературы по теме в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. В конечном итоге данная глава должна отвечать на следующие вопросы:

    - Что и с кем уже сделано по данной проблеме?

    - Что не сделано?

    - Почему это важно?

    В конце главы полезно обобщить ранние сделанные выводы, где перечисляются основные положения первой главы.

    ГЛАВА 2

    | следующая лекция ==>
    Оформление других частей работы |

    Технология подготовки аналитического обзора как средства представления

    результатов исследования

      Сущность аналитического обзора

      Состав стадий и этапов формализованного составления аналитического обзора

      Подготовительная стадия составления аналитического обзора

      Основная стадия составления аналитического обзора

      Заключительная стадия составления аналитического обзора

    Сущность аналитического обзора

    Наиболее древним и распространенным способом поиска новых решений является непроизводительный метод проб и ошибок, основанный на переборе различных вариантов без определенного системного подхода. Альтернативой этому служат аналитические методы, связанные с выявлением новых объектов, их аспектов, новых проблем и способов их решения на основе информационного анализа и синтеза. Именно это составляет сущность профессиональной деятельности информатика-аналитика, призванного производить всесторонний анализ отдельных сторон, свойств, составных частей объекта исследования, осуществлять аналитические рассуждения, порождая при этом новую информацию и предлагая нетрадиционные подходы, способы решения выявленных проблем. При этом должно происходить уменьшение интеллектуальных, трудовых, финансовых, материальных и т. п. затрат.

    Аналитическая деятельность является разновидностью интеллектуальной деятельности, которая характеризуется преобладанием творческих процедур, позволяющих порождать новую информацию, выявлять новые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения.

    Результатом аналитической деятельности является подготовка информационно-аналитических продуктов, к которым относятся аналитические справки, аналитические доклады, аналитические обзоры, аналитические отчеты, аналитические прогнозы, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки, экспертные заключения, патентные заключения, информационные модели, описание объектов предметной области и т. п.

    В основе создания информационно-аналитических продуктов лежит использование таких методов, как информационный анализ, информационный синтез, моделирование (информационное, структурно-лингвистическое, библиометрическое, наукометрическое, имитационное, гносеологическое, вербальное, инфометрическое и др.), экспертиза (патентная, лицензионная, информационная, нормативно-правовая, экологическая и т. п.), прогнозирование, диагностика, информационно-аналитический мониторинг.

    В практике научных исследований и проектных разработок важнейшее место занимают аналитические обзоры, обеспечивающие многоаспектную, обоснованную характеристику изучаемой предметной области (проблемы). Аналитический обзор является важнейшей составной частью курсовой работы, курсового и дипломного проектов, выполняемых студентами, обучающимися по специальности «Прикладная информатика (по областям)».

    Аналитический обзор –это результат аналитико-синтетической переработки совокупности доку­ментов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения.

    Целью аналитического обзора является интерпретированная ориентация конечных пользователей в информационном потоке по конкретному направлению (проблеме). В зависимости от выполняемой функции аналитические обзоры подразделяются на:

    Обзоры-обоснования, в которых дается оценка состояния исследуемого вопроса с обоснованием необходимости решения выявленной проблемы, а также с набором и сопоставительной оценкой путей и методов ее решения;

    Итоговые обзоры, в которых дается оценка исследуемого вопроса с характеристикой достигнутого уровня, а также имеющихся на данный момент в изучаемой сфере нерешенных проблем;

    Прогностические обзоры, в которых дается оценка состояния и определяются перспективные пути развития исследуемой предметной области на основе аргументированной оценки существующей ситуации, а также тенденций и темпов ее изменения.