Психологический анализ проблемы клиента. Психологические проблемы клиентов, переживающих кризис середины жизни Психологические проблемы клиентов

Задача любой психотерапии в конечном итоге заключается в том, чтобы клиент смог обходиться без нее. С этим вряд ли можно поспорить, но, невзирая на этот столь очевидный факт, многие психоаналитики, работающие в пространстве переноса, крайне болезненно переносят уход клиента из терапии. Окончание терапевтических отношений для многих специалистов является темой, наполненной травматическим содержанием, и ее специфика заключается еще и в том, что единственным методом проработки данной проблемы является грамотная и регулярная супервизия.

Для психотерапевта существенной ошибкой зачастую становится смещение фокуса внимания на терапевтический процесс, который начинается после формирования рабочего альянса. При этом часто упускается из вида тот факт, что такое плодотворное взаимодействие не возникает из пустоты и является следствием сложных глубинных процессов, способствующих установлению связи между клиентом и терапевтом, а затем неизбежно завершится расставанием. Не стоит забывать о том, что главное отличие психотерапевтических отношений от отношений дружеских или любовных - это не только наличие жестких рамок сеттинга, но и конечность коммуникативного процесса. Каждая сессия неизбежно подходит к концу, и сама терапия рано или поздно будет прекращена. В каком-то смысле ход терапии можно сравнить с циклами развития цивилизаций в рамках биологизаторского подхода. Как и человеческую цивилизацию, терапевтические отношения можно представить в виде живого существа, развивающегося и прогрессирующего. Этап рождения (начало терапии) сменяется этапом взросления (формирование рабочего альянса). Постепенно «взросление» через множество кризисов приводит к расцвету и периоду наибольшей продуктивности совместной работы. Именно в это время появляются озарения, инсайты, и вскоре после этого неизбежно наступает этап спада. В этот период возможны повторные кризисы, возможно разочарование пациента в терапевте, и нередко негативная терапевтическая реакция приводит к разрыву отношений. Если период начала терапии достаточно подробно прорабатывается в ходе подготовки к работе, то завершение терапевтического взаимодействия многие аналитики упускают из виду. В результате данная область превращается в область теневых содержаний психотерапевта, переходит в сферу вытесненного, и эта проблема может повредить не только профессиональной идентичности психоаналитика, но и формированию здоровой идентичности у его клиентов.

Нередко можно встретить ситуации, когда уход клиента настолько пугает и травмирует психоаналитика, что на месте полноценной психотерапии формируются симбиотические отношения. Формируется болезненная взаимозависимость клиента и терапевта, симбиотические отношения в терапии укрепляются и стимулируются обеими сторонами, и результатом могут стать годы и десятилетия бесплодного анализа, который дает пациенту чувство мнимого удовлетворения, однако не удовлетворяет его истинных потребностей и не способствует его полноценной индивидуации.

Когда речь идет о пространстве переноса, нельзя не вспомнить о том, что в аналитической терапии чаще всего имеет место быть родительский перенос. Трансферентная материнская фигура, воплощенная в фигуре психотерапевта, обладает огромной мощью и значительным влиянием на бессознательное пациента. Материнский трансфер может способствовать успешной и здоровой символической сепарации, тем самым, развивая и укрепляя эго-функционирование пациента, но в то же время он может стать и основой затяжных симбиотических отношений, отнюдь не способствующих индивидуации и развитию необходимых клиенту внутренних качеств .

Завершение терапии - важнейший этап аналитических отношений, заслуживающий пристального внимания, обладающий серьезной символической значимостью. Каждому специалисту необходимо помнить о том, что любой клиент рано или поздно уйдет. Важен не сам факт того, что он уйдет, а то, как именно он это сделает.

Важность терапевтического сеттинга

Осознанное завершение терапии по обоюдному согласию - идеальный вариант завершения терапевтических отношений, после которого клиент вступает в так называемую постаналитическую фазу, немаловажную для его личностного становления. Тем не менее, так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще встречается травматическое завершение терапии, неосознанный выход из аналитического взаимодействия, вызванный непроработанной в рамках рабочего альянса негативной терапевтической реакцией, процессы отыгрывания, реализация каких-либо вытесненных содержаний, которые так и не были переведены в сферу сознательных. Подобный исход опасен еще и тем, что он часто приводит к обесцениванию и нивелированию достаточно большой части достигнутого успеха. При отсутствии супервизирования психотерапевт может столкнуться с серьезным кризисом профессиональной идентичности, который, будучи непроработанным, приведет в дальнейшем к непреодолимому страху перед уходящими пациентами .

Сеттинг или терапевтический контракт - то, что отчасти позволяет предотвратить вышеописанный исход. Задача сеттинга - не удержать клиента в терапии, а на рациональном организационном уровне предотвратить определенные действия, которые в первую очередь повредят самому клиенту. Наконец, сеттинг устанавливает границы реальности, что позволяет психотерапевту всегда сохранять дистанцию и избегать по возможности формирования симбиотических терапевтических отношений .

Любые социальные и организационные рамки, которые психотерапевт вводит в самом начале терапии, являются залогом безопасности аналитического пространства. В начале терапии, когда терапевт еще не знаком близко с бессознательным пациента и не имеет к нему доступа, подобные организационные рамки позволяют сформировать прочную и эффективную базу для дальнейшего рабочего альянса. В терапевтическом договоре большую важность имеет пункт, касающийся завершения работы. Нередко его оставляют без внимания, однако его стоит донести до клиента в числе наиболее значимых условий. Клиент должен знать, что завершить терапию можно только очно, по взаимной договоренности и после определенного количества завершающих сессий.

Наименее благоприятный исход любой терапии - это своеобразное «бойкотирование» и демонстративный отказ от работы со стороны клиента в случае непроработанного переноса. Такой уход становится результатом работы механизма сопротивления, он становится последней защитой психики, не желающей проникновения в травматические содержания, и он редко имеет положительный прогноз .

Нежелателен уход при наличии непроработанного или не до конца озвученного конфликта с терапевтом. Любой конфликт требует изучения. В ситуации непонимания и какой-либо конфронтации требуется проработать конфликт в кабинете, и только после этого принимать решение об уходе.

Еще один нежелательный исход - уход клиента, который борется с личными чувствами к терапевту, испытывая смущение и стыд. Задача специалиста - помочь клиенту выразить свои чувства и обсудить их в безопасной форме, не нарушая рамок сеттинга. Озвучивание подобных сильных чувств к терапевту может послужить началом по-настоящему продуктивной работы с переносом.

Наконец, любому психологу необходимо помнить: если клиент все же решил уйти, психолог не вправе удерживать его в терапии силой. Любые манипулятивные действия и попытки удержать клиента в терапевтических отношениях, особенно при наличии сформированной симбиотической зависимости, заметно ухудшают ситуацию и субъективно лишают клиента чувства свободы и личной безопасности .

Конец терапии как символическая сепарация

Терапевт, пытающийся удержать уходящего клиента, сам того не желая, превращается в контролирующего родителя, который по собственному усмотрению хочет предохранить свое детище от саморазрушения и побега. Тем не менее, бывают ситуации, когда этот символический побег становится единственным способом сепарации от символической родительской фигуры, которая может быть воплощена в личности терапевта .

Сепарация - это, пожалуй, символически наиболее близкий к завершению анализа процесс. Уходя от психоаналитика по взаимной осознанной договоренности или в результате негативного переноса и обесценивания, клиент в любом случае расстается со значимой фигурой. Это расставание всегда травмирует его, как если бы его травмировало расставание с матерью. При этом, как и в случае сепарации от материнской фигуры, такое расставание одновременно является и травматичным, и освобождающим.

Существуют определенные закономерности поведения пациентов при окончании анализа, в зависимости от того, насколько хорошо была пройдена реальная сепарация в реальных взаимоотношениях пациента с его родителями в детский и подростковый период.

В частности, если в отношениях с матерью у пациента наблюдалась задержка сепарации, и мать не отпускала ребенка от себя, не давая ему свободы действий, клиент будет всеми силами избегать неприятной и тревожной темы расставания. В итоге расставание с терапевтом может произойти внезапно, в результате резкого обесценивания совместной длительной работы, сопровождаясь страхом и чувством вины за самостоятельно принятое решение. При этом в отношениях с матерью сепарация по-прежнему остается не пройденной: расставание с аналитиком безопасно, оно не разрушает пациента, чего нельзя сказать о всепоглощающей материнской фигуре. Таким образом, клиент бежит от осознания того факта, что определенные травматические содержания остаются непроработанными.

Бывают и такие ситуации, в которых близость с матерью в принципе отсутствовала даже в раннем детстве, если мать была недостаточно эмпатичной и принимающей. Такие пациенты избегают не столько расставания, сколько близости как таковой. Формирование рабочего альянса в таких случаях представляет собой длительный и трудоемкий процесс. Близость неизвестна пациенту, как и чувство эмпатии и доверия. Уход из терапии не осознается как нечто, приводящее к потере ценных отношений, так как у пациента не сформировался опыт осознания этой ценности. Если же терапевт столкнулся с ситуацией, когда всепоглощающая мать травмировала ребенка деструктивной близостью, любое сближение будет казаться опасным. При малейшем нарушении границ реакцией может стать уход.

Немаловажной в ситуации завершения терапии является нарциссическая компонента. Клиенты с значительным нарциссическим радикалом могут уйти из терапии с ощущением собственной ничтожности и несоответствия ожиданиям значимой фигуры, чередующимся с ощущением превосходства над терапевтом.

Очень важно, чтобы большинство наиболее важных травматических содержаний, переживаний, вытесненных страхов и желаний были озвучены и проработаны в ходе сессий. Это поможет избежать неосознанного и несвоевременного прекращения работы и обесценивания ее результатов.

По мнению Зигмунда Фрейда, анализ может считаться завершенным естественным образом лишь в том случае, если пациент осознал достаточный объем внутренних содержаний, вызывающих сопротивление, и если аналитик убежден, что клиент проработан настолько, что может не опасаться повторения патологических процессов. Это не гарантирует, что пациент будет защищен от всевозможных дальнейших внутренних конфликтов, однако является в представлении основателя психоанализа неотъемлемым условием здорового конечного анализа .

Конец терапии всегда символичен. В случае успешного исхода конец становится совместным подведением итогов, и клиент уходит с ощущением благодарности, наполненности ценными переживаниями, и что не менее важно - со знанием о том, что он в любой момент может вернуться, и его примут, как если бы приняли в родительском доме. Такой исход - символическое воплощение здоровой сепарации. Если и клиент, и терапевт сумели грамотно проработать сопротивление и моменты, связанные с переносом, завершение анализа будет пережито без психологического урона обеим сторонам и превратится в значимый внутренний опыт. Если на протяжении терапевтического взаимодействия клиент был вынужден опираться на аналитика, то после здорового завершения терапии он получает возможность твердо стоять на земле, творчески преобразовывать действительность, гибко адаптироваться к изменениям окружающего мира самостоятельно, благодаря укрепившемуся Эго.

Если уход пациента травмирует: наиболее частые ошибки

Самая распространенная ошибка, которая вызывает у многих психотерапевтов панический страх перед потерей очередного пациента - это стремление дать ему быстрые результаты по запросу. Внутрипсихические процессы не могут быть ускорены искусственным путем, а логическая интерпретация не помогает устранить травматическую фиксацию или донести до сознания вытесненное переживание. Работа может идти медленно, и нетерпеливые клиенты могут высказывать недовольство. Задача психотерапевта - не пытаться с чувством вины всеми силами удовлетворить запрос клиента в момент «здесь и сейчас», а помочь ему проработать его чувства недовольства, нетерпения, раздражения.

Существуют пациенты, не настроенные на долгосрочную работу. Они стремятся решить свои проблемы быстро и безболезненно, отказываясь от всяческой ответственности за результаты терапии. В этом случае терапевт может также столкнуться с серьезным чувством вины перед уходящим пациентом, так как пациент вербально или невербально обвиняет его в невыполненных обязательствах и недостаточной профессиональной компетентности. Здесь снова стоит вспомнить о рамках сеттинга, объясняя которые, терапевт должен разделить ответственность с клиентом. Очень важно, чтобы клиент осознал, что ровно половина ответственности за дальнейший успех терапии лежит на нем.

Наконец, существенной ошибкой терапевта является непроработанный контрперенос. Единственным способом избежать этого являются своевременные супервизии клинических случаев. Супервизия - обязательный спутник практикующего психотерапевта, независимо от опыта работы и уровня профессионализма. Она в равной степени необходима и начинающим специалистам, и опытным психологам, которые успешно работают на протяжении многих лет. Только с помощью грамотной супервизии можно распознать непроработанные отношения трансфера в терапии, из-за которых и возникает непреодолимый страх потери клиента, защититься от профессионального выгорания, обезопасить собственную профессиональную идентичность.

Литература

1. Гарсия Х. Окончание анализа. От требования любви до дарования. Три сновидения и один подарок // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007, № 4.

2. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994. – 491 с.

3. Кан Майкл – Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 148 с.

4. Кинодо Ж.М. Приручение одиночества: сепарационная тревога в психоанализе. – М.: Когито-Центр, 2008. – 254 с.

5. Сандлер Джозеф, Дэр Кристофер, Холдер Алекс. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса / пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Когито-Центр, 2007. – 254 с.

6. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ: в 2 т. – М., 1996.

7. Ференци Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности. Серия «Классика психоанализа» / пер. с нем. – М.: NOTA BENE, 2003. – 362 с.

8. Фрейд З. Анализ конечный и бесконечный. – М.: МГ Менеджмент, 1998. – 224 с.

9. Ferenczi, Sàndor. The problem of the termination of the analysis // Final contributions to the problems and methods of psychoanalysis. (Michael Balint, Ed.; Eric Mosbacher, et al, Trans.). New York: Basic Books.

10. Holmes, Jeremy. Termination in Psychoanalytic Psychotherapy: an Attachment Perspective. European Journal of Psychoanalysis/ Number 1 – 2014/1/ Электронный

Психологическое консультирование. Справочник практического психолога Соловьева Светлана Леонидовна

4.1. Клиент

4.1. Клиент

Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации психологических проблем, уровнем и глубиной понимания, проникновения в проблему, а также своими установками и ожиданиями в отношении возможностей консультирования, собственными представлениями о том, какую конкретно помощь следует ожидать от профессионального психолога.

«Человек с улицы», обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый в принципе представляет себе, что такое психология, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т. д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, – объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.

Бывает, что, придя к консультанту по поводу какой-либо частной психологической проблемы, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Клиент может прийти к пониманию того, что необходима длительная и упорная работа над собой, связанная с перестройкой системы установок и ожиданий, привычных способов разрешения жизненных ситуаций, типичных эмоциональных реакций, что необходимо кардинальное преобразование собственного психологического мира. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью – это может случиться не скоро или не случится никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии – основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

4.1.1. Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска в плане пограничных нервно-психических расстройств. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

В психологическую консультацию обычно обращаются не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для получения обстоятельной консультации психолога необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно повторяющиеся неудачи, психологические конфликты и проблемы вынуждают этих людей, чувствующих себя в целом физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться, когда находится в состоянии, близком к возникновению душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями. В целом люди обращаются за помощью, когда чувствуют, что сами со своей жизнью не справляются.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым – это в большинстве своем одинокие люди – просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение. Иногда человека в психологическую консультацию приводят одновременно несколько мотивов: клиенты одновременно нуждаются в эмоциональной поддержке, хотят проверить и подтвердить правильность своего решения либо поискать вместе с психологом другие возможные варианты выхода из ситуации; при этом практически всегда присутствует и интерес к работе консультанта, и желание общаться.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью профессиональному психологу сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично. Сам факт, что человек обращается за психологической помощью, означает, что он в ней нуждается, пусть не в такой, на которую он претендует, и помощь эту ему необходимо оказать.

4.1.2. «Трудные» клиенты

Каждый клиент по-своему труден для консультанта. Пациенты имеют разные профессиональный, материальный и социальный статусы, отличаются семейным положением, жизненным опытом, своими психологическими трудностями, возможно, комплексами, страданиями, скрытыми проблемами. Каждый по-своему реагирует на психологические проблемы, трудные жизненные ситуации. Пациенты с высоким социальным статусом и привычкой к чрезмерному контролю поведения, стремясь «сохранить лицо», не сообщают психологу до конца свои переживания, сомнения и страхи, опасаясь выглядеть «слабыми» или даже «симулянтами». Лица с высоким интеллектуальным потенциалом в контексте взаимоотношений с консультантом часто подчеркивают свою значимость, пускаются в длительные рассуждения по любому поводу, что может мешать составить точную картину актуальной жизненной ситуации клиента. К «трудным» относятся интровертированные клиенты, замкнутые на своем внутреннем психологическом мире, трудно вступающие в контакт, отвечающие односложно и лаконично, опуская важные для консультанта подробности и детали, которые обнаруживаются лишь при длительном и тщательном целенаправленном расспросе. Пожилые люди с нарушениями психической деятельности на фоне прогрессирующего атеросклероза со снижением памяти, нарушением концентрации внимания, с интеллектуальным снижением или с неадекватными эмоциями, не соответствующими физическому состоянию (например, пациенты в состоянии эйфории при наличии тяжелого соматического заболевания), – такие клиенты также бывают трудными на определенных этапах процесса психологического консультирования. Наиболее сложными клиентами, общение с которыми требует больше всего времени и терпения, являются депрессивные пациенты с высоким риском суицидального поведения, а также лица с тревожно-мнительной акцентуацией характера.

Тревожно-мнительные клиенты . Эти пациенты постоянно заняты обдумыванием трудностей, проблем, которые могут встретиться в будущем. Они озабочены возможными осложнениями актуальной жизненной ситуации, неблагоприятного развития событий, возможных последствий тех или иных действий. Постоянно во всем сомневаются и буквально преследуют своими сомнениями и колебаниями своего консультанта, по малейшему поводу обращаются за дополнительными разъяснениями. Прежде чем принять какое-либо решение, тревожно-мнительные клиенты тщательно изучают, взвешивают и анализируют все возможные положительные и отрицательные последствия, но даже после многократного обдумывания и проговаривания всех деталей актуальной жизненной ситуации и всех возможных вариантов поведения у пациентов остаются сомнения, которыми они делятся с окружающими. Если быстрого эффекта, ожидаемого от процесса психологического консультирования, не наступает, то своими страхами, сомнениями и колебаниями клиенты буквально преследуют психолога. Они постоянно и во всем сомневаются, обращаются все с новыми проблемам. Часто и после окончания процесса консультирования они без достаточных оснований продолжают посещать консультанта, требуя к себе постоянного внимания. Тревожно-мнительная акцентуация характера у таких клиентов является прогностически неблагоприятной, поскольку на фоне хронической тревоги возможно формирование и пограничной нервно-психической патологии, и психосоматических нарушений, и нарушений поведения в виде, например, аддиктивного поведения.

Депрессивные клиенты . Депрессия в психологии описывается как утрата жизненной перспективы. Планы и программы, надежды и мечты о будущем придают смысл настоящему. Сегодняшний день важен и осмыслен потому, что он является шагом на пути достижения поставленной цели. Когда человек теряет перспективу, цели и задачи будущей жизни, то и настоящее начинает казаться ему лишенным смысла. «Депрессивная блокада» может приводить к мыслям о суициде. Не случайно поэтому врач-психиатр, решая вопрос о выписке депрессивного пациента, задает ему вопрос: «Каковы Ваши планы на будущее?» Если больной на этот вопрос ответить не может, то это часто означает, что депрессивное состояние еще сохраняется. Тяжелое соматическое заболевание, психическая травма, стрессы, хронические конфликты в большинстве случаев сопровождаются формированием депрессивных переживаний – будущее кажется безнадежным и бесперспективным. У депрессивного клиента, потерявшего надежду на благополучный исход, возможны суицидальные тенденции. Случается, что, закончив какую-либо важную работу, достигнув значимой цели, к которой пришлось идти многие годы, отказывая себе в удовольствиях и отдыхе, добившись, наконец, успеха, человек вдруг обнаруживает у себя растерянность и пустоту, отсутствие каких-либо целей и дальнейших перспектив. Вместо чувства гордости и торжества он переживает опустошенность и безразличие ко всему. Вместе с разочарованием может прийти и соматическая болезнь. В этом смысле инфаркт миокарда, например, называют иногда «болезнью достижения». Однако депрессивное состояние с суицидальной настроенностью может развиться и при иных ситуациях, делая жизнь бессмысленной и лишенной перспектив. Любая утрата, касающаяся наиболее значимых для человека ценностей, – потеря отношений, имущества, социального статуса, привязанности – может спровоцировать депрессивное состояние. В подобных случаях перед психологом встает вопрос о возможности прогнозировать суицидальное поведение депрессивных клиентов. Шведские авторы описывают так называемый «пресуицидальный синдром», т. е. ряд признаков в поведении, настроении, самочувствии пациентов, позволяющих с определенной степенью достоверности прогнозировать у них суицидальные действия.

4.1.3. Клиент сопротивляется

Консультанту часто приходится сталкиваться с реакцией сопротивления у клиента, когда тот, обычно не вполне осознавая это, препятствует психологу в его желании понять психологическую проблематику клиента, проанализировать ее и помочь разрешить. Причин такого поведения, когда клиент фактически уклоняется от предлагаемой помощи, может быть много: страх перед изменениями и необходимостью меняться самому, нежелание понимать и принимать свои негативные черты, избегание интенсивной интеллектуальной деятельности, требующей значительных психологических усилий; склонность к манипуляциям в межличностных отношениях. Проявления поведения сопротивления также многообразны – молчание или бурные сцены со слезами, поверхностность со стремлением развлекаться, рассказывать анекдоты, сплетничать о посторонних людях; игнорирование психологической помощи, отказ от посещения консультации, агрессия, сексуальная провокация и многие другие формы поведения, направленные на то, чтобы отвлечь консультанта от психологической проблематики клиента.

А. Ф. Копьев описал несколько типичных и не всегда распознаваемых начинающими психологами форм блокады диалогической интенции:

Психологическая интоксикация. Выглядит как совершенно непродуктивный, рассуждательный интерес к психологии и психотерапии. Осознание и подача себя в понятиях тех или иных психологических концепций становится эффективным средством избежать ответственности за свою жизнь, вывести свое поведение из зоны действия нравственных категорий. Сродни обыденному объяснению: «Среда заела». Подлинные обстоятельства жизни, поступки, мысли, чувства оказываются более или менее зашумленными психологическим диагнозом. Человек отказался от своей воли. Обращение к психологу выполняет защитную функцию – позволяет клиенту ничего не менять, снимая с него ответственность за нелепости и неустройства его жизни, но при этом отражает подспудную неудовлетворенность и тревогу человека за то, что происходит в его судьбе.

Эстетизация личностных проблем . Человек воспринимает свои проблемы, невзгоды и комплексы как эстетическую ценность, как нечто, что сообщает его личности значительность и глубину. Это связано и с повсеместным распространением кино и телевидения – «фабрики грез». В результате, одержимый другим, двойником, человек не может жить для себя. Клиенты говорят об «этапах большого пути», сообщают, что «это – материал для романа». Человек становится как бы невменяемым, в стороне от себя самого.

Манипуляция-пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми, его жизнь – активный поиск путей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психологе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, отчаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полюбить его таким, какой он есть на самом деле, поэтому прибегает к манипуляции.

В качестве одного из способов работы с ситуациями блокады диалогической интенции Копьев предлагает использовать молчание. Консультант должен сохранять «душевную автономию» и не включаться в предлагаемую клиентом игру. Принципиальный дефицит значимых реакций психолога по отношению к высказываниям и реакциям клиента, которые носят искусственный, игровой характер, создает между ними как бы «свободное пространство», побуждающее клиента к самораскрытию и самоопределению.

4.1.4. Проблема доступа к клиенту

Один из ключевых вопросов консультирования – насколько оно действительно помогает клиенту в решении его психологических проблем. Можем ли мы изменить другого человека, сделать его добрее, умнее, терпимее; можем ли мы научить его жить иначе, иначе реагировать на жизненные неурядицы и невзгоды? Действительно ли наши клиенты способны к изменениям, действительно ли они могут принять предлагаемую психологическую помощь и воспользоваться ею?

Как отмечают Дж. Тодд и А. К. Богарт (2001), все направления психотерапии и психологического консультирования сталкиваются с проблемой, которую авторы называют проблемой доступа. Она состоит в том, что на самом деле психологических изменений достичь крайне трудно. Несмотря на то, что клиенты активно высказывают желание измениться, и даже предпринимают ради этого героические усилия, они все же постоянно обнаруживают, что к изменениям не готовы. «Оказывается, – отмечают Тодд и Богарт, – что эти усилия не имеют глубинного доступа и не становятся частью индивидуальной системы мыслей, эмоций и мотиваций личности. Можно понять проблему доступа, представив себе личность состоящей, по крайней мере, из двух частей: той, которая хочет измениться, и той, которая препятствует переменам. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы обратиться к первой части, стремящейся к изменениям, достучаться до нее и помочь ей, обойдя вторую часть, противящуюся этому».

Действительно, как правило, теории личности, лежащие в основе различных направлений психотерапии и психологического консультирования, делят личность на части и дают им различные названия, например, «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в психоанализе, или «познание», «эмоция» и «поведение» в теории познания-научения. Теории психотерапии различаются в зависимости от того, какие части личности они считают способствующими или препятствующими изменениям. Например, с точки зрения психоанализа сознательная часть личности желает перемен и конфликтует с бессознательной частью, которая этим переменам противится. В других теориях, например, в клиент-центрированной терапии, подчеркивается, что проблемой является как раз сознательная часть личности, между тем как игнорируемые, или бессознательные эмоции человека могут помочь переменам.

Тодд и Богарт полагают, что все психотерапевтические методики служат попыткам обойти ту часть личности или ситуацию, которая сопротивляется переменам, и получить доступ к той части личности, которая им благоприятствует. Например, психоаналитическую методику свободных ассоциаций можно трактовать, как попытку проникнуть внутрь сопротивляющегося бессознательного и сделать его содержание сознательным. Использование эмпатии в клиент-центрированной терапии можно понять, как стремление сосредоточиться на игнорируемой эмоциональной стороне личности, избегая обессиливающих «если бы» и сознательной самокритики индивида. Гипноз можно рассматривать как технику, сбивающую с толку логическое мышление для того, чтобы внушение напрямую воздействовало на другие части личности (Тодд Дж., Богарт А. К., 2001).

Каковы бы ни были теоретические пристрастия консультанта, каких бы теорий личности он не придерживался в своей работе с клиентами, в любом случае он понимает, что все люди разные, все живут в своем собственном пристрастном и субъективном психологическом мире, ориентируясь на собственную систему ценностей, пристрастий, убеждений и установок. Говоря, может быть, на одном и том же языке, люди вкладывают в произносимые слова разное содержание. Поэтому индивидуальная работа с клиентом всегда требует чего-то большего, чем умения применять психотерапевтические техники, эмпатию и аутентичность; она во многом опирается на интуицию консультанта, на его жизненный опыт, на его способность постигать внутренний мир другого человека.

Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Контекст, другие и клиент Клиенты легко учатся создавать сцены в реальной жизни, в воспоминаниях, в воображении и ощущать себя своим Ребенком в этих сценах. Если происходит только это, результаты можно назвать совершенно антитерапевтическими. Клиент снова и снова

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Клиент В терапии новых решений клиент - это ведущий актер в пьесе с победным концом. То, что в нашей книге многие записи заканчиваются облегченным смехом клиента или его радостным «Здорово!» - не совпадение и не подтасовка. Так должны заканчиваться сцены новых решений,

Из книги Формы человеческих отношений автора Берн Эрик

Глава 9 КЛИЕНТ–ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с

Из книги Что такое психотерапия автора Хейли Джей

Поставщик и клиент Не существует законов, специально запрещающих бизнесмену иметь сексуальные отношения со своими заказчиками, но имеются определенные профессиональные отношения, связанные с «доверием». В них клиент находится в руках поставщика и склонен полагаться автора Курпатов Андрей Владимирович

4.1. Клиент Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Клиент, психотерапевт, супервизор. Это та самая игра, которая так неназойливо углубляет интерес участников друг к другу и к самим себе.На том осеннем марафоне с Лерой Александровной мы так и не успели в нее сыграть. Но я обещал рассказать о ней. Это теперь с радостью и

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Пациент (клиент) Как правило, наш пациент (клиент), пользуясь излюбленным роджеровским понятием, – «застывший», «остановивший процесс». Ведь чем больше мы углубляемся в понимание природы человека, в изучение системы его внутренней организации, тем больше мы удивляемся

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Клиент доны Карлетты Мэри спросила дону Карлетту, можно ли ей рассказать о своих наблюдениях работы доны Карлетты с одной женщиной во время семинара; тогда Мэри делала подробные записи. Дона Карлетта согласилась. Клиентка испытывала подавленность в отношении самой себя

Из книги автора

Клиент – это вы Мадам Фламбе взволнованно и очень театрально сказала, что сеансы разбора случаев привели к совершенно потрясающему открытию. То есть с годами Орел увидел, что терапевты чаще всего заходят в тупик с клиентами, которые работают над процессами и краями,

Из книги автора

Клиент – это не вы! Мадам Фламбе продолжала: «До сих пор мы узнали, что иногда затруднения с клиентом связаны с тем фактом, что вы проходите через сходные этапы развития. Однако, – предостерегла она, – в некоторых ситуациях вы можете думать, что клиент похож на вас, но ваше

Из книги автора

«Клиент всегда прав» Все мы слышали этот девиз. На самом деле клиент не всегда прав, и те, кто непосредственно общается с клиентами, могут это подтвердить.Если очевидно, что клиент неправ и его требование решить проблему нереально, то продавец должен дипломатично убедить

Из книги автора

А как же клиент? В то время как психотерапевт наблюдает за клиентом и анализирует полученную от него информацию, клиент не должен быть пассивным. Перед ним стоит задача, от разрешения которой зависит успех терапии. На самом раннем этапе первичной консультации он должен

Из книги автора

Как клиент реагирует на психотерапевта В этой главе мы рассматривали различные аспекты знакомства с клиентом. Никогда не надо забывать, что одновременно и клиент знакомится с психотерапевтом. Имея в виду цели этой книги, мы не будем интерпретировать мысли клиента о

Из книги автора

С чем клиент приходит на терапию? Каждого клиента можно характеризовать с трех сторон. Во-первых, со стороны его прошлого опыта, культуры, личности, физических особенностей – все это изменить нельзя. Во-вторых, со стороны способов его поведения и общения, которые,

Наряду с психодиагностикой важнейшим аспектом психологической практики в социальной работе является применение разнообразных психотехнологий для непосредственной социально-психологической терапии установленного диагноза клиентов, для психокоррекции и социально-психологической реабилитации.
Предварительно отметим основные наиболее типичные психологические проблемы выявляемые у людей, обращающихся за психосоциальной помощью и нуждающихся в ней. Опыт психосоциальной работы, накопленный за рубежом и в нашей стране свидетельствует, что среди многочисленных психологических проблем у клиентов встречаются дезадаптация, разного рода стрессовые состояния, неврозы, повышенная тревожность, чрезмерное беспокойство, беспочвенные страхи, неумение управлять своими импульсами, направлять свое поведение, заниженная самооценка, неуверенность и нерешительность в действиях, суицидное настроение, чувство неудовлетворенности своей жизнью, агрессивность, наркозависимость, алкоголизм, сексуальные расстройства и т. п.
Все отмеченные и им подобные психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.). С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью. Отсюда вполне понятно, что психосоциальный работник обязан в своей работе с клиентами оказать ему не только социально-организационную помощь в рамках своих возможностей, но и уметь достаточно грамотно решать чисто психологические проблемы клиента, активно используя коррекционно- реабилитационные методы и средства.

Еще по теме 4.2.1. Основные психологические проблемы клиентов.:

  1. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  2. ЛОБАЧЕВСКИЙ И ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МАТЕМАТИКЕ1.

Клиентов, с которыми психотерапевтам бывает трудно общаться, можно разделить на две группы — одни имеют хронические психические заболевания, другие — расстройства личности. Безусловно, эти клиенты обладают наиболее выраженными нарушениями, как правило, длительно существующими, прогноз в отношении которых весьма сомнителен. Стиль общения таких людей выглядит вызывающим: они практически не способны налаживать и поддерживать здоровые отношения с окружающими. Обычно эти клиенты тяготеют к одному из двух полюсов — они пассивны, апатичны или же склонны к агрессивности, импульсивности, мстительности, манипулятивному поведению. Как правило, такие люди ведут себя подобным образом уже в течение длительного времени и полны решимости следовать прежним курсом.

Многие авторы считают, что трудных клиентов не существует, есть лишь трудные психотерапевты. Чтобы проверить это утверждение, было проведено специальное исследование с целью выяснить мнение выдающихся американских клиницистов по этому поводу. Все опрошенные психотерапевты сошлись в едином мнении на том, каких клиентов следует считать наиболее трудными. Естественным образом выделились некоторые диагностические категории: пограничные, параноидные, антисоциальные личности и с соматическими проявлениями. Нарциссические расстройства также попали в этот список, поскольку клиенты с указанными расстройствами склонны к актам насилия, в том числе и над собой. Чаще других в категорию трудных попадали лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, хроническими психическими заболеваниями, клиенты, входящие в состав патологических семейных систем, и пациенты госпиталей, известные под названием «gomers» (Get Out of My Emergency Room - Убирайтесь из моей приемной - как правило, пожилые люди, которым недостает внимания, объединяют их необратимые изменения психики, наличие сложной симптоматики, неспособность справляться с нормальными взрослыми ролями и отсутствие места, куда бы они могли пойти после выписки из больницы) .

Проводя факторный анализ возможных внутренних реакций психотерапевтов на поведение трудных клиентов‚ исследователи обнаружили, что на фоне проблемной популяции наиболее сильные чувства вызывают клиенты, страдающие депрессией и имеющие суицидальные наклонности. Клиницистам было гораздо труднее контактировать с клиентами, страдающими выраженной депрессией, которые вызывают сильные противоречивые чувства, чем с госпитализированными пограничными личностями или шизофрениками. С одной стороны, психотерапевт испытывает сильнейшее желание спасти жизнь клиенту, помочь ему справиться с отчаянием. С другой стороны, он ощущает разочарование, страх и собственное бессилие. Сходные чувства вызывают и другие клиенты, относящиеся к категории трудных, которые не столько сопротивляются, сколько с ними просто бывает трудно работать, в частности речь идет о жертвах или виновниках инцеста, а также жертвах пыток.

Следует признать, что практически все диагностические категории клиентов служат источником уникальных проблем и вызывают у психотерапевтов особые сложности, трудности в общении с клиентом в процессе психотерапии мало зависят от их симптоматики: главную роль играет способ их реагирования на свои проблемы. Далеко не все наркоманы или лица, страдающие обсессивно-компульсивными расстройствами или хронической депрессией, представляют для психотерапевта особые трудности. В действительности, наибольшее удовлетворение можно получить от работы именно с теми, кто страдает выраженной патологией.

Нередко клиницисты предпочитают работать с клиентами, которые страдают наиболее выраженными расстройствами, не только для повышения своего авторитета или в приступе мазохизма, а, главным образом, потому, что такие клиенты больше других нуждаются в их помощи. Психотерапевты, имеющие опыт подобной работы, придерживаются мнения, что характер расстройства не обязательно служит причиной проблем, касается ли дело больных шизофренией, насильников, пограничных личностей или злоупотребляющих психотропными веществами, главную роль играет уникальный способ проявления симптоматики в каждом конкретном случае и реакция клиента на производимые вмешательства.

Всякая попытка представить клиента, склонного противодействовать изменениям, как трудного, порождает как минимум две проблемы. Во-первых‚ такая концепция отражает взгляды на сопротивление самого психотерапевта и может не учитывать значения факторов окружающей среды. Во-вторых, тогда надо признать дихотомизм такого конструкта: клиент может быть либо трудным, либо нетрудным.

Большинство из нас понимает, что дело вовсе не в том, труден клиент или нет, а в количестве и выраженности проблем, возникающих в процессе терапии. Следовательно, надо принимать во внимание не только уникальные личностные особенности клиента (которые могут предопределять его несговорчивость), но учитывать целый ряд других вопросов. Кто, помимо непосредственных участников, саботирует терапию? Чем вызвано обострение отношений с клиентом? Что в окружении клиента и обстоятельствах его жизни способствует возникновению трудностей?

Возможность надежной диагностики становится еще более проблематичной, поскольку этот процесс сам по себе весьма субъективен. Если предложить 10 различным психотерапевтам оценить состояние одного и того же клиента, вряд ли мы услышим два одинаковых мнения. В качестве иллюстрации представьте себе, что в ваш офис входит новый посетитель и задает примерно следующий вопрос: «Могу я получить сведения о вашей квалификации и профессиональной подготовке, прежде чем заключу с вами контракт?»

Пока вы обдумываете свой ответ на заданный клиентом вопрос, давайте посмотрим, как интерпретируют такое начало знакомства другие психотерапевты.

- Знакомый случай. С ним будет нелегко.

- Неплохой вопрос для начала. Я тоже не стал бы вверять свою жизнь специалисту, о котором не имею ни малейшего представления.

- Вероятно, в непривычной обстановке он чувствует себя неуютно и пытается выиграть время, чтобы освоиться.

- До тех пока он будет сосредоточивать внимание на мне, ему нет необходимости говорить о собственных проблемах.

- Любопытно, что он начал именно с этого вопроса. Хотелось бы знать, почему?

Любой из этих вариантов оценки ситуации может оказаться правильным. Не исключено, что работа с таким клиентом будет не из легких, но в равной мере вероятно и то, что его вопрос вполне оправдан и продиктован обстоятельствами. Опираясь на множество других особенностей данного случая — невербальные, контекстуальные сигналы, причины направления на терапию, психотерапевт делает ряд выводов: о том, что данный клиент относится к категории трудных (психотерапевты А, В или Д), что вопрос клиента вполне адекватен (психотерапевты Б или Г) или что окончательное решение следует отложить до тех пор, пока не будут получены дополнительные данные (психотерапевт Е). Вероятно, именно последний вариант предпочтителен, поскольку психотерапевт сохраняет нейтральную позицию и внимательно наблюдает за происходящим; этот же вариант и наиболее труден, ведь решение еще только предстоит принять.

Во время первой встречи с клиентами мы и сами нередко волнуемся — пытаемся произвести благоприятное впечатление, стараемся выяснить суть происходящего, принять решение о том, в какой именно помощи нуждается данный клиент и в наших ли силах ее оказать. Внутреннее напряжение усугубляется тем, что и клиент нас проверяет, чтобы решить, туда ли он обратился за помощью. Он хочет знать, в чем, по мнению психотерапевта, заключается его проблема и приходилось ли терапевту уже сталкиваться с подобными ситуациями? Какова предполагаемая продолжительность психотерапии? В чем, собственно, будет эта психотерапия заключаться? Основная трудность состоит в том, чтобы, не выдавая своего волнения и тревоги, попытаться получить полное и по возможности объективное представление о том, что же стоит за тем или иным поведением клиента.

Одни психотерапевты считают трудными практически всех своих клиентов; другие с этим не согласны или вообще не задумываются на эту тему. Психоаналитики склонны искать признаки сопротивления у каждого клиента, считая это нормальным, вполне естественным явлением, и готовы терпеливо ждать, пока сопротивление, наконец, проявится. Психотерапевты, ориентированные на решение проблем, напротив, считают, что понятие сопротивления ввели фрустрированные клиницисты, не способные дать клиенту то, что ему требуется. В любом случае следует различать сопротивляющегося и трудного клиента.

Сопротивление изменениям в действительности может оказаться вполне естественным, поскольку клиент расстается со своими старыми привычками и заменяет их новыми, более эффективными способами функционирования. Что касается трудных клиентов, то они склонны сопротивляться особенно изощренными способами. Следовательно, речь идет о некоем диапазоне проявления сопротивления терапевтическому процессу, то есть все дело в выраженности присущего данному клиенту поведения во вред себе, а также в степени фрустрации психотерапевта.

Можно сомневаться в том, как правильно оценить вопрос клиента в предыдущем примере - является ли он естественным и закономерным, отражает ли волнение, служит ли признаком несговорчивости или находится где-то посередине, но вряд ли у кого-либо возникнут сомнения по поводу вопроса, заданного другой клиенткой: «Что дает вам право лезть в чужую жизнь? Вас научили задавать глупые вопросы в университете или вы от природы страдаете любопытством?»

В данном случае большинство психотерапевтов от А до Е (а также все другие буквы алфавита) сошлись бы во мнении, что эта клиентка, несомненно, относится к категории трудных. Независимо от причины ее враждебности, будь то глубокая душевная рана или же просто повышенная чувствительность, эта клиентка наверняка доставила бы немало хлопот даже самому терпеливому клиницисту.

Что делает клиента трудным

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что отдельные авторы настаивают на том, что не существует трудных клиентов, а есть лишь трудные психотерапевты. Так, Лазарус и Фэй считают сопротивление измышлениями тех клиницистов, которые не берут на себя ответственности за неуспех терапии. Критикуя психотерапевтов, склонных винить во всех неудачах своих клиентов, есть опасность впасть в другую крайность. Безусловно, за неуспех терапии в равной мере несут ответственность оба участника терапевтического альянса.

Конечно, психотерапевты способны на ошибки и неверные суждения. Действительно, наш терапевтический стиль, профессиональный опыт и личностные особенности в значительной мере влияют на исход психотерапии. Трудно отрицать и факт существования «трудных» психотерапевтов, которые настолько ригидны, что не могут помочь некоторым своим клиентам и обвиняют их в отсутствии гибкости. Однако встречаются и клиенты, поведенческие особенности которых сильно затруднят работу любого клинициста, независимо от уровня его компетентности. Основываясь на выводах, к которым пришли многочисленные исследователи, а также на собственном опыте общения с клиницистами Коттлер выделил несколько типов клиентов, которые считаются наиболее трудными. Их отличительные особенности описаны в следующей заметке.

Если внимательно проанализировать отличительные особенности тех клиентов, которых психотерапевты считают наиболее трудными, обнаруживается, что главное — это необходимость уделять им повышенное внимание. Независимо от конкретного диагноза (параноидное состояние, нарциссизм или пограничное состояние), первого впечатления (упрямство, манипулятивность, склонность жаловаться), а также независимо от своего поведения (отклонение помощи, нежелание сотрудничать, склонность к неоправданному риску), трудные клиенты претендуют на нечто большее, чем обычное внимание со стороны психотерапевта, во всяком случае, главной проблемой для психотерапевтов является необходимость затраты на таких клиентов дополнительных сил и времени.

Еще одна важнейшая особенность трудных клиентов, которую отмечают психотерапевты, - их склонность контролировать терапевтические отношения. Сопротивление клиента часто объясняется тем, что на фоне безысходности он пытается вернуть себе уверенность в собственных силах, для чего стремится взять под контроль ход терапии и самого психотерапевта. Это обычное явление. Истинно трудный клиент, однако, тот, кто проявляет сопротивление не только в контексте определенной ситуации, но предрасположен к нему по складу характера. Такой человек реагирует на угрозу (которая видится ему во всем) попыткой доминировать во всех межличностных отношениях, которые складываются у него на протяжении жизни.

Третьей отличительной особенностью трудных клиентов от обычных служит характер механизмов их психологической защиты. Люди с ведущими защитными механизмами более высокого порядка, например подавлением, интеллектуализацией и рационализацией, гораздо более легки в общении, чем те, у которых задействованы описанные Кернбергом сравнительно примитивные защиты, например расщепление, то есть реальная диссоциация неприемлемых импульсов, присущая пограничным личностям. Такие механизмы эффективно защищают клиента от внутренних конфликтов, но имеют и побочное действие, в частности, снижают гибкость и приспособляемость клиента.

Четвертая особенность трудных клиентов — их склонность к экстернализации проблем. Эти люди находятся в состоянии войны со всем человечеством. Им настолько плохо, что они готовы мстить за все нанесенные им в прошлом обиды. «Вместо того чтобы признать наличие проблемы в себе самом, а следовательно, и возможности ее разрешить, такой человек приписывает проблему внешнему миру. Это “другие люди" его не любят, мешают ему жить, служат причиной его тревог и волнений, узурпируют его права». Следовательно, все силы бросаются на то, чтобы восстановить справедливость, рассказать всем и каждому о вопиющем беззаконии и защититься от воображаемых нападок, атакуя наиболее близких людей.

Можно сделать вывод о том, что большинство психотерапевтов обладают сходными представлениями о наиболее трудных клиентах. Такие клиенты требуют от нас большего, чем мы можем или готовы дать. Они постоянно борются с нами, пытаясь принудить к исполнению их прихотей. Они упорно не соглашаются с нашим видением их проблем. А если все же признают у себя некоторые недостатки, то отказываются выполнять наши рекомендации по их преодолению.

Продолжение https://сайт/publications/na-prieme/psihologicheskie_portreti_trudnih_klientov/

Colson, D.B. and others. An anatomy of countertransference: staff reactions to difficult psychiatric hospital patients. Hospital and Community Psychiatry. 1986
Jeffrey A. Kottler. The compleat therapist. Compassionate therapy: Working with difficult clients. San Francisco: Jossey-Bass. 1991 (автор текста)
Kernberg, O.F. Severe Personality Disorders: Psychotherapeutic Strategies 1984

Lazarus, A.A. & Fay, A. Resistance or rationalization? A cognitive behavioral perspective. In P. Wachtel (Ed.), Resistance: Psychodynamic and behavioral approaches. 1982

Steiger, W.A. Managing difficult patients. Psychosomatics. 1967

Wong, N. Perspectives on the difficult patient. Bulletin of the Menninger Clinic. 1983

Психологические оценки, согласно Kleinmuntz (1982; цит. по: Gelso, Fretz, 1992), -- это системные или стандартизированные процедуры наблюдения за поведением. По существу, оценками занимается большинство психологов. На основании сопоставления поведения разных людей и анализа поведения одного и того же индивида в разные промежутки времени делаются обобщения о целях прогноза. Поэтому психологическая оценка имеет большое значение как для теории психологического консультирования, так и для практики. Оценка широко применяется во многих областях психологии, однако ее применение в консультировании имеет один важный аспект: мы предоставляем клиенту новые сведения о нем и его перспективе.

Психологическая оценка -- это очень широкое понятие. Например, Сох (1988) говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:

нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);

психодинамическом (выделение доминирующих механизмов психологической защиты, обусловленных онтогенетически);

экзистенциальном (анализ субъективного мира клиента).

В общем, психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях людей: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т.п. Далее мы поговорим об этом подробнее.

Проблемы и их вербализация

Хотя книга посвящена работе консультанта с самыми разными проблемами людей, установление их конкретного характера позволяет выделить и некоторые универсальные аспекты затруднений клиентов.

Каждая проблема человека -- это констелляция его чувств, мыслей и интенций. Поэтому ее можно разрешить, меняя свою жизнь -- ее образ, отношения, внутреннюю ориентацию. Иногда возникает соблазн во всех своих проблемах обвинять окружение (или наследственность). Окружение бесконечно важно как арена, на которой человек борется за себя, однако думать, что окружение является причиной трудностей личности, -- неконструктивно и неправильно. Как говорит May (1967), окружение представляет собой шахматную доску и фигуры, однако по доске и фигурам нельзя предвидеть, как будет происходить игра. May продолжает:

"Некрасивая девушка может жаловаться, что такой родилась, однако надо помочь ей понять, что некрасивость появляется из-за неумения подать свою внешность в выгодном свете вследствие ошибочных установок".

Каждый из нас имеет трудности в жизни. May (1967) признается: "Откровенно говоря, я не встречал клиента, проблем которого не усматривал бы и у себя, по крайней мере потенциально". Поэтому первое и важнейшее положение в консультировании (о котором консультант должен сообщить клиенту): наличие проблем -- это нормальное явление. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними.

Расстройство в одной сфере жизни, как правило, вызывает нарушения и в других сферах. Например, нарушение межличностных отношений в семье обычно приводит к расстройству сексуальной сферы партнеров. Можно найти бесконечное множество таких примеров. Поэтому обычно нет оснований говорить об одной проблеме, они существуют своеобразными "гроздьями". Этот взгляд противоречит распространенному в практике консультирования положению, когда делается попытка идентифицировать именно конкретную проблему. Однако попытка свести сложности и трудности жизни к какой-либо одной проблеме часто обусловливает неправильное понимание их истинных причин.

Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, является неповторимой и обязательно требует индивидуального подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что могут существовать какие-либо алгоритмы решения отдельных проблем. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента.

Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, имеют свою историю возникновения и развития. Когда консультант знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к консультанту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои проблемы, и о таких попытках и результатах консультант должен знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем.

Иногда работа над проблемами клиента уподобляется доказательству геометрических теорем. Не следует забывать, что каждая проблема имеет глубокие личные корни. Если мы будем излишне интеллектуализировать и объективировать проблему, то столкнемся с угрозой недооценки значения чувств в ее возникновении и разрешении.

Каким же образом можно установить иерархию проблем? Прежде всего важно выяснить, насколько неудовлетворенная потребность и недостигнутая цель значимы в жизни клиента. Потом следует установить, в какой степени блокируется цель или фрустрируется потребность. Также важно, сколько времени существует проблема. Если она имеет длинную историю, клиент уже мог найти много способов (чаще всего непригодных) компенсации, которые затрудняют выявление подлинных причин трудностей. Очень значимо понимание истоков проблемы самим клиентом. Если понимание ошибочно, клиент уже построил целый ряд объяснений, не соответствующих реальности и затрудняющих развязку.

Существенную роль в консультировании играет идентификация и вербализация проблем. Передать свои затруднения словами не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще в консультировании мы говорим с клиентом о вещах, которые он знает, однако они никогда не были точно высказаны. Проблемы скорее всего находятся "в голове". Это похоже на нередко встречающийся феномен, когда мы знаем слово, но назвать его не можем; в таких случаях говорят "слово вертится на кончике языка". В консультировании бесконечно важно точно обозначить проблему, поскольку в самом процессе наименования, вербализации, как и при сдаче письменного экзамена, выясняется, что мы знаем в действительности, а что нам только кажется известным. Вербализация проблем также придает реальность несформулированным мыслям, чувствам, фантазиям, мечтам. Наименование устраняет эфемерность. Вербализация выполняет еще одну функцию. Она помогает клиенту в определённой степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Высказывания о себе создают психическую дистанцию от самости; такая дистанция необходима при желании понять, контролировать, а также изменять себя. Сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то по крайней мере в данный момент они не управляют им. При высказывании "Я сержусь" происходит отдаление от этого чувства. Высказать то, что чувствуешь, -- это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому вербализация проблем очень важна, даже если они представляются неразрешимыми.

Диагностика: "за" и "против"

Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода (Corey, 1986).

С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага:

установление симптомов;

установление их причин;

нахождение эффективных способов лечения этих симптомов.

Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и болезней. Симптомы психических нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Например, симптомы воспаления легких намного более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы шизофрении. Поэтому применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии малополезно и едва ли оправдано. Между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии существуют довольно явные противоречия в отношении диагностики.

Представители разных теоретических ориентаций, как правило, выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентированный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист -- поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии -- субъективному миру. Это делает системы психологической диагностики нестабильными и говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определенный диагноз практически всегда предполагает специфическое лечение, соответствующее уровню развития медицины в данный момент, то в психологическом консультировании характер и способы помощи легче предугадать по теоретической ориентации консультанта, нежели по проблемам клиента (Gelso, Fretz, 1992).

Все эти обстоятельства заставляют обсудить аргументы "за" и "против" диагностического подхода в психологическом консультировании и психотерапии.

Консультанты, настаивающие на необходимости диагностики (чаще всего представители психоаналитической и бихевиористской ориентаций), утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения клиента в прошлом и настоящем, позволяет правильно планировать процесс психологической помощи. По их мнению:

диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения;

диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях;

диагностические схемы позволяют эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует конкретным характеристикам поведения;

диагноз определяет границы научно-исследовательских работ (Corey, 1986).

Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциально-гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден. Они выдвигают следующие основные аргументы:

диагноз обычно выражает экспертный взгляд консультанта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий;

диагноз игнорирует сложность человека; по мнению Rogers (1951), большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации;

при попытке вместить человека в рамки диагностических категорий он принижается, потому что превращается в объект; наконец, большинство клиентов, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, нельзя причислить ни к одной категории; у них существуют трудности приспособления к жизни, которые не чужды многим людям; клиенты просто нуждаются в помощи, чтобы восстановить способность преодолевать возникающие проблемы; наилучший способ понять другого человека -- это погрузиться в его субъективный мир, а не прибегать к классификациям;

диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту, заставляет его принимать во внимание лишь то, что вмещается в поставленный диагноз, а это чаще всего проявления, связанные с различными недостатками, и тем самым забывается главнейшая предпосылка консультирования -- ориентация на потенциальные возможности человека, рост личности, развитие;

диагноз заставляет человека принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента -- оценивать его по поставленному диагнозу; по мнению известного английского психиатра и лидера антипсихиатрического движения Laing (1967), клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и начинает соответственно оценивать свое поведение: "Я сумасшедший. Так что вы можете ждать от меня?" По мнению Szasz (1968), диагноз в большинстве случаев не столько разрешает проблемы, сколько обостряет их: когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия.

О некоторых опасностях диагностики говорят и не слишком радикальные ее противники (Bramer, Shostrom, 1982):

на основе недостаточных данных можно сделать ошибочные выводы;

консультант очень долго занимается историей жизни клиента и уделяет мало внимания его насущным поведению и установкам;

у консультанта возникает соблазн передовериться результатам тестирования;

при диагностике слишком много внимания уделяется патологическим реакциям клиента и недостаточен интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни;

диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.

Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возникает, когда в консультировании мы сталкиваемся с представителями разных культур, потому что нормой обычно считаются доминирующие культурные стереотипы. Sue (1981) приводит пример, когда клиенты азиатского происхождения в американской среде оценивались как сильно заторможенные, поскольку неохотно раскрывались, проявляли неуверенность и эмоциональную сдержанность. В американской культуре одобряются совсем противоположные стандарты поведения. Не удивительно, что азиаты, ориентированные на проявление эмоций и скрытность вне семейного круга, кажутся американцам странными.

По мнению Kennedy (1977), диагноз является никчемным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. А так и случается при ремесленном взгляде на консультирование, когда диагностика становится основным предметом занятий консультанта. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искреннему и спонтанному отношению к клиенту. Категоризация клиентов, их "раскладывание по полочкам" по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто-то пытается причислить его к одной из категорий вместо попытки понять.

Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика -- составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска и откровения. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:

Что происходит сейчас в жизни клиента?

Что ожидает клиент от консультирования?

Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование, и помогающим консультанту концептуализировать проблемы клиента.

Наконец, если абсолютно игнорировать диагноз, следует пренебречь такими реальными заболеваниями, как, например, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Ведь при указанных психических расстройствах человек опасен для себя и окружающих.

По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".

Психологический анамнез

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

Демографическая информация:

возраст клиента;

семейное положение;

профессия;

образование.

Актуальные проблемы и нарушения:

возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

возраст, в котором возникли проблемы;

изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

непосредственная причина обращения клиента;

предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

употребление лекарств;

семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Как известно, A. Adler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами. Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму.

Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.

Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих.

Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития. Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

информации о его социальном поведении;

информации по данным самооценки;

информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;

информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается);

информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное. Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

Использование тестов

Вопрос о тестировании противоречив и является предметом таких же дискуссий, как и проблема постановки диагноза. Точка зрения представителей экзистенциальной и роджерианской ориентаций на тестирование соответствует их взглядам на диагностику. Тестирование, по их мнению, инструмент внешнего понимания и не способствует успешному консультированию. Эти доводы ясно сформулировала Arbuckle (1975):

"Если придерживаться традиционной научной парадигмы и рассматривать человека как существо, которое можно измерить, опираясь на внешние критерии, тогда постановка диагноза и тестирование должны быть составной частью процесса консультирования. При рассмотрении человека изнутри, с позиций экзистенциализма, тестирование и диагноз, наоборот, уводят в сторону от понимания человека".

Представители более умеренных взглядов пытаются обосновать использование тестов в процессе консультирования тем, что они позволяют получить больше информации о клиенте и предоставить дополнительную информацию самому клиенту, чтобы тот смог принимать более реалистичные решения. Уже упомянутые Bramer и Shostrom (1982) являются сторонниками активной роли клиентов в тестировании и приглашают их участвовать в выборе тестов. Они внедряют в практику следующие положения:

клиент и консультант во время беседы решают, какая информация, доступная с помощью тестов, может оказаться необходимой при решении проблем клиента;

консультант знакомит клиента с разными типами тестов;

консультант дает возможность клиенту высказать свои сомнения и отрицательные чувства по отношению к отобранным тестам; сомнения и чувства обсуждаются совместно.

Подобной модели участия клиентов в тестировании соответствуют и представленные Corey (1986) соображения:

клиенты должны участвовать в процедуре отбора тестов и сами решать, какого типа тесты выполнять;

обсуждаются причины, по которым клиенты выбирают определенные тесты, а также опыт прежнего тестирования;

консультант обязан знать, для чего предназначены конкретные тесты, и разъяснить клиентам целесообразность их использования и возможные ограничения;

консультант должен помочь клиентам понять, что тесты не могут дать окончательных ответов, а лишь предоставляют дополнительную информацию, которую следует обсудить в ходе консультирования;

консультант обязан подробно ознакомить клиентов с результатами тестирования и совместно их обсудить; интерпретируя результаты, консультант должен быть нейтрален, не следует забывать, что тестирование является лишь одним из способов получения сведений о клиентах и полученные результаты следует проверить и подтвердить другими данными;

представляя результаты, консультант по возможности должен воздерживаться от оценок и позволить клиентам самим делать выводы.

Такой способ использования тестов в консультировании, когда консультант не абсолютизирует их значение, а интерпретацию полученных результатов интегрирует в процесс консультирования, помогает выбирать валидные и надежные тесты в целях улучшения консультативного контакта и повышения эффективности консультирования.