Консультативная помощь лицам с овз. Выступление на рмо педагогов-психологов на тему "особенности психологического консультирования родителей детей с овз в условиях фгос"

«Особенности психологического консультирования

родителей детей с ОВЗ в условиях ФГОС»

Содержание:

    Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

    Алгоритм семейного консультирования родителей детей с ОВЗ.

    Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

    Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

    Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

    Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н

    «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535)

    Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р

    Концепция развития образования РФ до 2020 г. от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

    «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)

    «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

    «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

    Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

    Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)

    «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

    «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, -Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г.

    «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

    Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

    "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва.

    Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - Методические рекомендации. (серия «Инклюзивное образование») М., 2014

    Трудности родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию .

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [ там же ].

В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам : инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.

Диагноз ребенка с ОВЗ для родителей – . Нередко он сопровождается .

Принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану:

    Отрицание . Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.

    Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.

    . На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом.

    Эмоциональная адаптация . Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.

Прохождение этапов длится в среднем от полугода до года. Это стадии переживания . Нужно пройти каждую из них. При застревании на одном из этапов показана работа с психологом. В противном случае родители не смогут корректно воспитывать ребенка, выберут неадекватную стратегию поведения.

Популярны три стратегии поведения. Две деструктивные:

    Пассивное принятие типа «на все воля Бога» или «все само собой образуется». При таком поведении стресс будет только усугубляться, трудности – нарастать.

    Вера в судьбу. Тоже пассивная позиция. От первой отличается наличием постоянного чувства вины и беспомощности, страха обвинений со стороны.

Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.

Первые 2 стратегии поведения могут вылиться в группы проблем, с которыми родители детей с ОВЗ обычно обращаются за помощью к психологу:

    Трудности, возникающие в процессе обучения ребёнка;

    Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка;

    Проблемы взаимоотношений со сверстниками (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам; здоровые дети оказывают на больного ребёнка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребёнка, не хотят с ним дружить и др.);

    Межличностные контакты больного ребёнка с близкими, их отношение к нему (жалость, гиперопека; со стороны больного ребёнка может проявляться грубость и агрессия по отношению к близким);

    Заниженная оценка возможностей ребёнка специалистами образовательной организации (родители жалуются, что преподаватель недооценивает возможности их ребёнка, в домашних условиях ребёнок показывает лучшие результаты успеваемости);

    Нарушения супружеских отношений между матерью и отцом больного ребёнка, возникшие из-за дефекта ребёнка;

    Эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребёнка с ОВЗ, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения;

    Сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребёнку с ОВЗ и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессивности).

Если проанализировать вышеописанные проблемы, то можно разделить их условно на три группы:

1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

    Примерные виды помощи родителям детей с ОВЗ.

Психолого- педагогическое сопровождение семей детей с особыми образовательными потребностями, определено следующими видами деятельности педагога-психолога :

    Выступления на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

    Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению.

    Круглый стол для родителей: «Как взаимодействовать с тревожными детьми», «Как взаимодействовать детьми».

    Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

    Индивидуальные консультации для родителей особых детей по: обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей, повышению самооценки детей.

    Групповая консультация для родителей детей-инвалидов: «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей». «Упрямый ребенок». «Организация летнего отдыха» .

    Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения».

    Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями».

    Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам .

    Алгоритм консультирования родителей детей с ОВЗ.

Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму.

    1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта.

    2 этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих .

Психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым.

На этом этапе у психолога формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

Довольно часто родители детей с ОВЗ озвучивают:

1) трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка (ребенок не справляется с образовательной программой; семья обращается к психологу, чтобы определить учреждение, в котором ребенок сможет учиться);

2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (негативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);

3 ) негармоничные отношения со сверстниками (здоровые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестры, подвергают их насмешкам и унижениям; в школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить, называют глупым или дураком и др.);

4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случаях родственники жалеют больного ребенка, гиперопекают и «заласкивают» его, в других не поддерживают с больным ребенком отношения; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к близким);

5) заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения (родители жалуются, что воспитатель или учитель недооценивает возможности их ребенка, в домашних условиях ребенок показывает лучшие результаты успеваемости);

6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка ;

7) эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка с отклонениями в развитии , в крайних случаях отказ даже от его материального обеспечения;

8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

На этом этапе у психолога формируется первичное обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

1) у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом развитии, и ему необходима специализированная помощь;

2) родители используют неадекватные модели воспитания, которые искажают личностное развитие ребенка;

3) члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.

    3 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.

На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.

Цели психолого-педагогического обследования ребенка включают:

1) определение характера и степени нарушений у ребенка;

2) выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка;

3) оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям психолога или близких.

    4 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.

Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.

В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные о ребенке, историю его рождения и развития, изучает документацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогических исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует творческие и контрольные работы ребенка.

На этом этапе у психолога формируется первичное обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи.

Но, кроме опроса, бывает необходимо провести еще и психологическое обследование родителей и их взаимоотношений!

Предложение психолога о проведении обследования самих родителей вызывает у отдельных родителей негативную реакцию. Психолог объясняет, что, безусловно, участие родителей в психологическом обследовании является добровольной процедурой и родители имеют полное право от нее отказаться. Однако в таком случае вряд ли удастся определить причины внутрисемейных проблем и затем их разрешить. Психолог доказывает родителям важность психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома. Он мягко, но настойчиво убеждает родителей в необходимости их участия в диагностическом обследовании.

Одновременно родителям сообщается, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не будет использована во вред ребенку или его семье, что предписано этическим кодексом психолога.

В начале обследования с целью снятия опасений и лишних сомнений родителям предлагаются самые элементарные тесты: методика М. Люшера, методика «Моя семья», а затем уже опросники, включающие значительное число вопросов, СМОЛ (СМИЛ) ММРI, ACB и др. Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, психолог напоминает им о том, что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумывая, а правильность выбора всегда относительна. В качестве домашнего задания родителям предлагают методику «История жизни с проблемным ребенком», подробно объяснив инструкцию к ее выполнению. Обследование родителей при первичном консультировании продолжается не более 40-50 минут. Это время, которое большинство родителей соглашается потратить на обследование. В случае если возникла необходимость в дополнительной информации, семья приглашается на повторное консультирование.

5 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем .

Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы стремится убедить в неправильности их собственной позиции.

    6 этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер:

    выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида специальной (коррекционной) образовательной организации;

    организация коррекционной работы в домашних условиях;

    выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам;

    формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми;

    изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка.

На этом этапе консультирования специалисту, возможно, придется включиться в «Как говорить о дефекте ребенка в семье?» Для многих семей характерно табуирование обсуждения дефекта и его возможных последствий. Чтобы начать такой разговор, консультант может спросить: «Как вы справляетесь с тем, что ребенок может (не получить образования, не найти спутника жизни, умереть, пережить рецидив болезни и т.д.)?», «Что помогает Вам справиться?». Если родители выказывают страх в отношении обсуждения с ребенком его особенностей, можно спросить их: «Как вы думаете, когда ребенок будет готов к обсуждению проблем, связанных с его инвалидностью?». Скорее всего, родители определят некий отдаленный возраст. «Что поможет вам понять, что он уже достаточно взрослый для таких разговоров?». Обычно родители указывают на то, что ребенок начинает задавать вопросы. «А если он начнет задавать вопросы раньше?», «Ждете ли вы, когда ребенок спросит о чем-то, или можете сами начать разговор?». Основным доводом со стороны родителей становится страх расстроить ребенка: «Я боюсь сделать ему больно». Консультант вправе заметить, что ребенок может оказаться более расстроенным в ситуации, когда он не будет знать, что , и каковы его ограничения. Для позитивной дискуссии консультант может использовать следующие вопросы:

«Что дает вам уверенность думать, что ребенок не думает о своей инвалидности?»;

«Как вы думаете, что изменится в лучшую сторону, если все члены семьи будут знать особенности дефекта и его повседневные проявления?»;

«Как вы думаете, кому станет легче всего, если с темы инвалидности будет снято табу?»…

    7 этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.

При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда.

У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.

При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

1) установлением контакта на уровне «обратной связи»;

2) коррекцией понимания родителями проблем ребенка;

3) коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.

При необходимости важнейшим условием конструктивного взаимодействия психолога с семьей становится пролонгированное консультирование. Оно может длиться столько времени, сколько это необходимо семье, т. е. два, три сеанса, а иногда и более. В некоторых особо сложных случаях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи.

Возможные темы консультаций для родителей воспитывающих ребенка с ОВЗ:

    Детская агрессивность и ее причины.

    Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать?

    Как развить у ребенка с ОВЗ интерес к чтению?

    Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.

    Ваш ребенок с ОВЗ в коллективе детей.

    Детский эгоизм. Как его преодолеть?

    Друзья в жизни ребенка с ОВЗ.

    Причины и последствия детской застенчивости.

    Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с ОВЗ с другими детьми.

    Социальная адаптация ребенка с ОВЗ и ее результаты.

    Причины детского одиночествадетей с ОВЗ.

    Грубость и непонимание в семье.

    Друзья детей с ОВЗ – друзья или враги?

    Детско-родительские взаимоотношения детей с ОВЗ.

    Если ребенок с ОВЗ ворует.

    Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

    Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

    Индивидуальные особенности обучающихся детей с ОВЗ.

    Искусство наказывать и поощрять детей с ОВЗ.

    Как научить детей с ОВЗ учиться.

    Как помочь родителям понять своего ребенка с ОВЗ.

    Как услышать и понять своего ребёнка.

    Как помочь родителям понять своего ребенка.

    Как научится понимать ребенка.

    Как организовать досуговую деятельность детей с ОВЗ.

    Как помочь ребенку в учебе с ОВЗ.

    Как помочь ребенку адаптироваться?

    Компьютер и дети: будьте осторожны!

    Как учить детей разного возраста обращаться с деньгами.

    Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

    Как воспитывать ребенка с ОВЗ без наказания.

    Как избежать школьных неудач.

    Как помочь ребенку учиться.

    Как заметить гения в вашем ребёнке.

    Как найти общий язык с проблемным ребёнком
    36. Как научить ребенка с ОВЗ беречь деньги?
    37. Как приучить ребенка с ОВЗ самостоятельно выполнять домашнее задание
    38. Личностно профессиональное самоопределение детей с ОВЗ;
    39. Личностно профессиональное самоопределение- и мотивация;
    40. Межличностные отношения с учащимися:
    41. Межличностные отношения в семье детей с ОВЗ;
    42. Надо ли учить ребенка вежливости?
    43. Наказания и поощрения детей с ОВЗ.
    44. Наказания детей. Какими им быть?
    45. Настоящее всегда важнее прошлого.
    46. О непослушании детей детей с ОВЗ.
    47. Особенности воспитания ребенка с ОВЗ мамой и папой.
    48. Особенности формирования навыка чтения у детей.
    49. Особенности адаптации ребенка к условиям обучения в школе.
    50. Правила проведения социометрического исследования.
    51. Поддержка и внушение уверенности в себе детей с ОВЗ.
    52. Поощрение и наказание детей в семье.
    53. Профилактика неврозов у детей с ОВЗ.
    54. Причины неуспеваемости ребенка с ОВЗ.
    55. Профилактика компьютерной зависимости.
    56. Психологическая поддержка детей с ОВЗ
    57. Проблемы, возникающие у детей с ОВЗ в процессе обучения
    58. Профилактика неуспеваемости школьников.
    59. Профилактика жестокого обращения в семье.
    60.Повышение мотивации ребенка к школьному обучению.
    61. Психофизическая готовность ребёнка с ОВЗ к школьному обучению.
    62. Проблемы внимания детей с ОВЗ.
    63. Правильная мотивация в учебе детей с ОВЗ.
    64. Помощь ребенку в подготовке домашних заданий.
    65. Помогите ребенку победить страх!
    66. Поможем ребенку сосредоточиться
    67. Плохая память детей с ОВЗ. Как ее развить?
    68. Родительское программирование
    69. Роль семьи в развитии способностей детей с ОВЗ.
    70. Родительское программирование на неудачу детей с ОВЗ
    71. Ребенок с ОВЗ и телевизор.
    72. Роль школьной оценки в воспитании.
    73. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
    74. Разрешение конфликтных ситуаций в семье;
    75. Снижение уровня тревожности детей с ОВЗ

76. Способы снятия нервно-психческого напряжения детей с ОВЗ
77. Стили семейного воспитания.
78. Секреты успешного родителя.
79. Система поощрений и наказаний в родительской педагогике
80. Трудности и ошибки воспитания. Пути их преодоления
81.Трудности для взрослых и трудности для детей
82. Тревожность детей. К чему она может привести?
83. Трудности и ошибки воспитания. Пути их преодоления
84. Учёт по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения;
85. Язык взаимопонимания отца и матери
86. Я и компьютер
87. Я спокоен… или Способы борьбы со стрессом детей с ОВЗ
88.Уровень обучаемости школьников
89. Учим детей с ОВЗ общаться
90. Школьные трудности детей с ОВЗ
91. Школьная тревожность детей с ОВЗ
92. Эффективное взаимодействие в решении проблем обучающихся группы риска.
93. Эмоциональный компонент отношения матери к ребенку.
94. Формирование у детей с ОВЗ уверенности в себе…. обучение отстаиванию своего мнения.

Реабилитация детей обязательно должна проходить в условиях взаимодействия, сотрудничества родителей, образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика. Важна открытость, гуманность, профессионализм, ответственность в отношениях.

Недопустимо ограничивать самостоятельность ребенка, выполнять за него каждое действие. Нужно поощрять самообслуживание, обучать детей даже с тяжелыми степенями умственной отсталости.

Родители (совместно с и педагогами) обязаны:

    создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;

    успехи ребенка сравнивать только с его же достижениями, а не другими детьми;

    стараться безоценочно принимать ребенка;

    ориентироваться на сохраненные навыки, положительные личностные качества как потенциал для коррекции;

    Не акцентировать внимание на особенностях;

    постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями, развивать таланты и , чем воспитывать чувство самоуважения и самоценности.

Чтобы добиться этого:

1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком.
Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.

Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.

2. Читайте . Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём, мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.

3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда . Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.

4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ . Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.

Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том или ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре (приход в гости, поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на работу, разговор с чужим человеком на улице и т.п.), а потом и в реальной ситуации. На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте ребёнка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

5 . Что делать НЕ НАДО . Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш главный помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений.

Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны.

Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря – понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.

Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.

6 . Помните о домашних занятиях . При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы.
Первоначально задания выполняются ребёнком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребёнком по заданию дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка без лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны носить занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь, что вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

Игры и занятия должны быть разнообразными, чередуйте занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления. Чтобы ребёнку было легче удерживать внимание, не забывайте про «переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в подвижную игру, сделайте несколько физических упражнений.

Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха. Позвольте ребёнку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.

7 . Развивайте у детей специальные умения и навыки . Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.

8 . Помните о своих интересах и желаниях . Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.

9 . Отслеживайте, как идет развитие ребёнка . Вспомните школьные годы и заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.

10 . Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям . Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.

Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь.
Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми.
Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего ребёнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей , к которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования.

Социальная помощь проявляется в следующем:

♦ периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям;

♦ долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с ограниченными возможностями - это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на различных возрастных этапах в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам.

Структура современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер, представленный следующим образом.

♦ Государственный сектор: учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств (Министерство труда и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.).

♦ Муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы органов регионального и местного управления.

♦ Негосударственный сектор - учреждения, предприятия и службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. В настоящее время социально-педагогическая деятельность тормозится отсутствием статистической информации о лицах с ограниченными возможностями.

Социальный педагог взаимодействует с представителями всех социальных институтов, педагогами, врачами, психологами, с родителями и другими заинтересованными лицами.

♦ формирование гуманных отношений в социуме;

♦ содействие саморазвитию личности ребенка;

♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников;

♦ направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;

♦ устранение личных и социальных проблем учащихся;

♦ выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

♦ организация правового просвещения;

♦ представление интересов учащихся от имени учреждения в органах милиции или в суде;

♦ сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы детей;

♦ патронаж детей, нуждающихся в социальной, медицинской помощи.

В организации социально-педагогической помощи инновационными учреждениями являются комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-педагогические центры.

В системе Министерства труда и социального развития существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями:

♦ дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;

♦ детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;

♦ специальные технические училища;

♦ дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

♦ психоневрологические интернаты.

Выделим основные направления развития сферы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.

1. Развитие государственной общественной системы социально-педагогической помощи.

2. Совершенствование процесса социального воспитания как в самой специальной школе, так и за рамками школьного возраста, т. е. после окончания школы.

3. Воздействие новых межведомственных учреждений (ПМПК, реабилитационные учреждения).

4. Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики.

5. Переориентация организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников.

Главная линия государственной социальной помощи в области социальной педагогики лицам с ограниченными возможностями в России - перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на указание прямых социальных условий.

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью определено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О защите инвалидов РФ» в 1995 году. Этими законами определена деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов.

Статьями закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной работоспособностью.

Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс мер (медицинских, педагогических, психологических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление или формирование способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе и профессионально-трудовых.

В рамках индивидуальной программы реабилитации просматривается профессиональная ориентация человека с учетом возможностей его трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации является рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так и платную (в составе служб занятости и др.).

Первая группа инвалидности приписывается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствием травмы или дефектом развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены:

♦ способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве;

♦ способность к общению и контроль над своими действиями.

Ко второй группе инвалидности относятся те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травмирующих дефектов развития.

Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения. Для детей такое сочетание не требуется.

Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению жизнедеятельности.

Инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе, несмотря на зависимость содержания и метода профориентационной работы от характера и степени тяжести нарушения. Существуют общие закономерности в организации такой работы.

Для выявления внешних и внутренних факторов, от которых зависит способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности, необходимо:

1) установить характер и степень выраженности нарушений различных систем организма, индивидуальных и психофизиологических особенностей;

2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда;

3) выявить его личные интересы и склонности в деятельности или профессии;

4) выявить, какова умственная и физическая трудоспособность;

5) определить состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер;

6) установить, насколько развита речь и коммуникативные навыки, значимые для профессионального развития.

Для взрослого человека важно определить характер изменений психологического и социального статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития.

Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации и ограничению общения с окружающими. Негативные стереотипы социального взаимодействия определяются при общении сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность человека с ограниченными возможностями.

Инвалидность в зрелом возрасте наносит психологическую травму тем, что человеку приходится менять среду и образ жизни, круг общения; усиление его зависимости от окружающих, смена трудовой деятельности могут нанести моральный и материальный ущерб.

Выбор профессии в школьном возрасте должен проводиться особенно квалифицированно, и существует система вакансий для учащихся.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения, человек с ограниченной трудоспособностью может получить различные виды профессионального образования: от начального до высшего профессионального.

При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные возможности обучения в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.

Таким образом, в данном пункте плана лекции были рассмотрены основные системы помощи лицам с ОВЗ в нашей стране, дана их развернутая характеристика и обозначена сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-логопед Ялаудинова Ю.А.

Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ

Выступление на родительском собрании

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.

Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности школы. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и учителей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у ребенка отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо получить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи:

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка,

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР,

Единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации,

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения,

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

В нашей школе сложилась определенная система работы логопеда с родителями, которая включает в себя:

1. выступления учителя-логопеда на общешкольных родительских собраниях;

2. проведение практикумов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей в рамках «Родительского лектория»;

3. индивидуальные консультации;

4. информационные стенды, речевые уголки в младших классах;

5. выпуск памяток и методичек для родителей по развитию:

Фонематического слуха;

Артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

Обучение детей с СНР рассказыванию;

По формирование навыков звукобуквенного анализа;

По коррекции письма и чтения.

Родители получают также советы по необходимости пройти консультацию и лечение у врача психиатра, психоневролога или невролога.

На стенде перед кабинетом размещаем полезную информацию. В качестве справочного материала вывешиваются конкретные советы и рекомендации по развитию речи. В младших классах есть речевые уголки, куда вывешивается речевой профиль класса. Здесь наглядно каждому родителю видно на каком этапе проходит автоматизация поставленного звука, над чем надо работать дома.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях мы с ребенком демонстрируем успехи в преодолении дефекта, я объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе.

Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Я приглашаю родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы те могли видеть, как он занимается, какие трудности испытывает, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Особенности консультирования родителей детей с УО

Чем обусловлена необходимость консультирования родителей? Прежде всего, несформированностью контроля, слабостью волевых процессов у детей с умственной отсталостью. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может.

Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, когда после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи в начале каждого нового учебного года начинается практически с самого начала.

Привлечь внимание родителей к работе детей над речью, помогает изготовление детьми открыток к праздникам с надписью: «Начал работать над звуком. Учусь говорить. Уже говорю. Произношу правильно. Я стараюсь произносить четко» и т.д. На открытках красочные букеты цветов, смешные сюжеты, сказочные герои и т.д. в которых прячутся буквы тех звуков над которыми работает ребенок. Таким образом, мы решаем две задачи: с одной стороны ребенок самостоятельно оценивает и планирует дальнейшую работу, а для родителей это является рекомендацией к действию автоматизировать полученные речевые навыки.

Особенности консультирования родителей детей с ТМНР

Мы работаем с детьми с особой аномалией психического развития, при которой имеют место стойкие своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребёнка с окружающим миром - атипичный аутизм.

Консультативная работа с родителями таких детей носит индивидуальный характер, приходится учитывать особенности осведомленности родителей о специфике работы с такими детьми, определить необходимость обучения родителей правильному взаимодействию с ребёнком.

Мы понимаем что, эффективность работы намного повысится, когда её активным участником становится мать ребёнка с отклонениями в развитии, которая будет хорошо ориентирована не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педагогики.

Консультативную работу с родителями этой категории детей проводится по мере появления положительных результатов. Обязательна тесная взаимосвязь специалистов с учителем, который общается ежедневно с родителями и сообщает успехи детей, полученных на занятиях и рекомендует к какому специалисту сегодня надо обратиться за консультацией.

Основные направления консультативной работы логопеда родителям с «неговорящими» детьми отражена в программе «Альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями»: это --установление зрительного контакта, эмоционального контакта, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развитие речи в обучающей ситуации и т. д.

При установлении контакта с аутичным ребёнком рекомендуем соблюдать правила: обращаться к ребёнку на доступном ему эмоциональном уровне, не допускать, чтобы он почувствовал свою несостоятельность в контакте, в ответах на вопросы, исключить ситуации, требующих каких- либо запретов, обращаться к ребёнку лучше опосредованно, используя комментирующую речь и т.д. Также родителям рекомендуется вести дневник цветного поведения, визуализировать расписание, предъявлять единые требования.

Формирование спонтанной речи у детей с ТМНР ни в игре, ни в быту,ни в других ситуациях- не реализуется, поэтому консультируем, как взрослому нужно комментировать свои действия и действия ребёнка, что позволит преодолеть разрыв между практикой и речью. Как включиться в игру на речевом уровне, как осторожно взять инициативу в игре на себя; как ненавязчиво и строго дозированно усложнять речевое оформление игры, какие стихи и песни в ходе игры могут стимулировать речевую активность.

Очень помогают фотографии, видео занятий, используемых на консультациях, собраниях.

Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.

При проведении консультациий необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.

Мы уверены, что родителям необходимо находиться в тесном контакте со специалистами,знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях- это главный принцип консультативной работы логопеда и всех специалистов, что позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечить успешное овладение ими учебной деятельностью, а родители, обладая определенными знаниями, смогут очень много сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни.


Консультация «Организация консультативной помощи родителям детей с ОВЗ и инвалидов».

М/ф «Вы имеете право на особую заботу».

Каждый ребенок имеет право на особую заботу. Но есть дети, которые чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, чтобы ближе подойти к теме, прошу принять участие в игре «Белая ворона».

Ход:

Педагоги встают в круг спиной к центру. Прикрепляются каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все?

Попадал ли в подобную ситуацию?

Испытывал такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу?

Что вы чувствуете к одинокому человеку?

Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди.

«Традиционное воспитание детей с нарушениями развития расслаблено тенденциями жалости, отравлено ядом болезненности. Нужно не обкладывать подушками больное место, а открыть преодолению, компенсации широкий путь. Следует помнить, что судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект, а его социальные последствия»

Л. С. Выготский

Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе, ждут понимания и безусловного принятия их проблем. Важным звеном помощи детям с проблемами в развитии является поддержка их родителей. Одной из основных форм работы педагога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является консультирование.

Перед нами педагогами ставятся следующие задачи.

Основные задачи в работе с детьми и родителями, имеющими ОВЗ.

    Обеспечение благополучия и развития каждого ребенка независимо от состояния здоровья;

    Создание условий для полноценной адаптации в группе сверстников;

    Формирование у родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ;

    Организация квалифицированной коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;

    Оказание адресной консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ.

Принципы организации консультативной помощи родителям:

    принцип конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;

    принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;

    принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;

    принцип доступности: вся информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.

Направления работы:

Организационно-методическое.

    Составление индивидуальных планов развития.

Например, родителям воспитывающих слабовидящих детей рекомендуется покупать крупные и яркие игрушки, ставить их все время на одно и тоже место. Тем самым у слабовидящего ребенка формируются представления о предметах, наполняющих пространство, и они учатся использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке.

Осязание – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют детям зрение, с их помощью они получают представление о тех или иных предметах. При обследовании предметов взрослый управляет руками ребенка (приём рука на руке, накладывая на них свои руки, одновременно рассказывая, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.

Помочь в подборе игр, упражнений, заданий.

Игры для слабовидящих детей.

- «Я тебя знаю!»: учатся узнавать предметы на ощупь;

- «Я хочу погулять с тобой!»: учатся распознавать подошвами ног некоторые покрытия;

- «Я хочу поиграть с тобой!»: учатся обследовательским действиям;

- «Я хочу дружить с тобой!»: учатся различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме; весу; температуре; характеру поверхности; материалу;

- «Я хочу дотронуться до тебя!»: учатся способам активного осязания.

    Программно-методическое обеспечение. (дать консультацию о разработанных программах для детей с ОВЗ).

Например: « Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,Т.В.Тумановой направлена на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием;

«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.Б.Чиркиной направлена на формирование у детей фонетической системы языка и развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза.

Диагностическое.

Помочь определиться с педагогом-психологом, дать информацию о центрах реабилитации по месту жительства. Центр помощи семье и детям.

Коррекционно-развивающее.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Воспитатель: Организовать встречу со специалистами детского сада.

Учитель-логопед, педагог психолог разрабатывают для родителей рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Специалисты организуют коррекционно-развивающие занятия с детьми и родителями, применяя методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.

Используют приемы:

    Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).

    Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

    Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, речи, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

    Примером могут быть игры: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».

    Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

    Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

    Игры с песком и водой.

    Логические игры, задачи.

    Упражнения на классификацию «Рассели по домикам», «Магазин».

Развитие мелкой моторики

гимнастика в стихах,

игры с палочками,

игры с шариками,

самомассаж пальчиков,

массаж пальчиков массажером.

работа с трафаретами.

контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

дорисовка;

Информационно-просветительское.

Консультативное.

Консультативно-просветительская помощь родителям.

    собеседования при записи ребенка в детский сад;

    индивидуальные консультации специалистов и педагогов;

    родительские собрания, гостиные «Давайте познакомимся;

    совместное консультирование» родитель+ребенок»;

    организация нетрадиционных форм взаимодействия:

Клуб общения «Особый ребенок»,

«Школа заботливых родителей.»,

«Родительский факультатив»

    семинары, «Декада семьи»

    тренинги, встречи «Час для вас»

    игровой тренинг «Мы вместе»

    анкетирование

    день открытых дверей

    участие в праздниках и т.д

Организация консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, выполнения совместной работы с ним, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.