Артистизм в повседневной жизни. Речевой артистизм и коммуникационные эффекты Крылатые выражения об артистизме

Можно ли развить способности естественно выражать эмоции, владеть голосом, мимикой, жестами, быть пластичным и лучше понимать партнера? Преподаватели актерского и ораторского мастерства отвечают, что развитие артистизма у взрослых возможно, только нужно чуть больше времени и усилий. А главное – настойчивости.

Что значит артистизм?

В определении понятия «артистизм» часто встречается краткое, лаконичное толкование: художественная одаренность, склонность к искусству, мастерство. Когда мы смотрим кино или спектакль, то обращаем внимание, насколько искренне передана эмоция, создана атмосфера, ограничен актер с персонажем. Получилось или нет? Так значит, у актеров не все решает природный талант. И как развить в себе артистизм?

Иногда кажется, люди ходят на спектакли, потому что забыли, как играли в детстве, наблюдают чужую игру, чтобы почувствовать себя естественными, получить эстетическое удовольствие, освободиться от эмоций. Во время действия зритель становится пассивным участником всего происходящего на сцене. А если попробовать поиграть? Для этого существуют упражнения, развивающие навык перевоплощения.

Вспомните, какими вы были в детстве: активными, напористыми или скромными и стеснительными. В течение десяти-пятнадцати минут побудьте полным своим антиподом. Часто противоположности не вызывают симпатии. Развитие артистизма помогает лучше узнать окружающих людей, наладить социальные связи.

Дикция и не только

Артист должен четко, внятно произносить слова. Это нужно взять на вооружение. К концу предложения многие говорят приглушенно, собеседник может не расслышать концовку фразы. Некоторые слова настолько похожи по звучанию, что могут сбивать с толку, если их комкать. В таких случаях помогают скороговорки. Важно четкое отделение, «упругость» произносимых слов.

Можно взять диск с любым произведением, попробовать подражать чтецу на записи. Войдя в роль, вы почувствуете точку опоры, основание, которое позволяет голосу литься легко, звонко, свободно. Точка опоры находится в животе, который нужно подобрать, а плечи, по возможности, расслабить.

Тренировка мастерства

Голос, интонация, речь – необходимо развивать людям разных профессий. Чтобы вас слушали, важно говорить не монотонно, а живо. Изучить разные интонации позволяют многие произведения, где присутствует насыщенный диалог. Представьте персонажей, манеру речи – изобразите в небольшом отрывке.

Подражание детским голосам в актерской разминке похоже на подражание героям мультфильмов. Как происходит озвучивание? Актер смотрит на действие и произносит слова по листочку. В доме обязательно где-то лежат детские книжки, например, про Винни-Пуха. Попытайтесь озвучить его, Пяточка и Ослика. На всех — не больше одной минуты. В этой скорости чередования образов есть определенный смысл: сознание не успевает сковывать действия.

Для тренировки хорошо включить мультфильм и произносить фразы за героями. Играя, вы освобождаетесь от негатива. Здесь артистизм помогает необыкновенно.

В актерской разминке присутствует смена образов:

  • Скучный профессор;
  • Зазывала;
  • Ворчащий бюрократ;
  • Ведущий дискотеки.

Пребывание в каждом образе не дольше одной минуты развивает искусство перевоплощения. Высвобождается положительная энергия, развивая творческие способности.

Смена ролей: выберите одну фразу и произнесите ее с позиций разных героев (девочка, мама, бизнесмен, руководитель). Добавьте смену эмоций.

Мимика и пластика

Выражение лица – самый мощный, красноречивый инструмент для передачи внутреннего состояния человека. Лицо передает больше, чем тысячи слов. Актеры, преподаватели, бизнесмены, руководители, дипломаты, родители иногда вынуждены сдерживать проявление эмоций.

Но чрезмерная сдержанность приводит к противоположному результату: общение сильно беднеет из-за скованных жестов, мимики, интонаций.

К определенному возрасту характер человека читается по его застывшим мимическим морщинам. Поэтому полезна зарядка для лица, как развить артистизм упражнения:

  • Произносить протяжно звуки: а, о, ы;
  • Усиленно поднимать и опускать брови;
  • Широко улыбнуться, затем сложить и вытянуть губы вперед;
  • Жмуриться и широко открывать глаза.

Перед зеркалом попытайтесь изобразить радость, удивление, печаль, возмущение, гнев, восторг, задумчивость.

Пластика развивает способность расслаблять зажимы тела. Сбрасывать лишнее напряжение можно прыжками, танцевальными движениями. Пластику развивают упражнениями «волна» — вытянуть в стороны руки, пустить волну через плечи, «стена» — ладонями перебирать по невидимой стене, «покраска забора» — движения кистью, «гребля» — имитация гребли на веслах.

Новые возможности

Преподаватели актерского мастерства рекомендуют перед сценой делать упражнение на напряжение-расслабление. Встаньте прямо, поднимите руки, посмотрите на них, поднимитесь на носочки и потянитесь вверх в течение десяти секунд, а затем расслабьтесь. Упражнение снимает скованность. Если представится возможность сыграть роль на вечеринке у друзей – не отказывайтесь. Вы можете себя приятно удивить.

Сущность понятия «артистизм»

Феномен артистизма привлекает внимание различных ученых, занимающихся проблемами философии, эстетики, психологии, педагогики, и педагогики музыкального образования в том числе.

Артистизм в эстетике и искусствознании рассматривается как особое выразительное качество, проявляющее себя в разных видах и жанрах искусства. Предметом анализа становится многогранность понятия «артистизм», его разнообразные эстетические профили: от доминирования виртуозности, игрового начала, импровизации, до утверждения ценности сиюминутного переживания, способности парадоксального снятия антиномической напряженности элементов художественной формы, обнаружения граней внутреннего, скрытого артистизма произведения (О.А. Кривцун, О. Семенов, А.К. Якимович).

Философы осмысляют вариации артистического начала как важнейшую онтологическую составляющую искусства, порождающую «смысл поверх смысла», вносящую новое измерение в художественное содержание. Б.М. Берштейн отмечает, что особенности проявления артистизма исследованы как в классическом искусстве, так и в приемах неклассической выразительности, в особых формах жизнетворчества, в разных художественных течениях и стилях, на материале живописи, литературы, архитектуры, рекламы, истории костюма, музыки.

Теоретическая и практическая разработка проблемы развития артистизма стала предметом тщательного исследования К.С. Станиславского. «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением». Первая ступень в овладении искусством актера заключается, по утверждению К.С. Станиславского, в умении привести себя на сцене в «правильное, почти совершенно естественное человеческое самочувствие», вопреки всем условностям сценического представления. Это «правильное, естественное» самочувствие актера К.С. Станиславский называет творческим самочувствием и одной из наиболее важных составляющих артистизма. К.С. Станиславский различает внутреннее, внешнее и общее сценическое самочувствие.

Проблема формирования артистизма занимает весьма существенное место в системе К.С. Станиславского. Он настойчиво подчеркивает естественный, органичный характер творческого (сценического) самочувствия. «К удивлению, то, что так хорошо нам известно, что в подлинной жизни происходит естественно, само собой, то бесследно исчезает или уродуется, лишь только артист выходит на подмостки. Нужна большая работа... для того чтобы вернуть на сцену то, что в жизни так нормально для каждого человека».

Наиболее существенным моментом, противодействующим проявлению артистизма, является публичность творчества. Самочувствие артиста характеризуется, прежде всего, потерей самообладания, ощущением «зависимости от толпы». «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать».

Таким образом, артистизм -- достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд разноуровневых (как физиологических, так и психологических) характеристик. В физиологическом плане артистизм-- это не превышающий определенных пределов уровень активации в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. В психологическом плане -- это определенный характерологический уровень тревожности, под которой принято понимать отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, «горячки», взбудораженности, переходящих в ажиотацию возбуждения непродуктивного, демобилизующего характера.

Результаты предпринятого анализа позволяют выделить три группы разноуровневых характеристик, связанных со способностью проявления артистизма в специфических условиях творчества:

  • 1. Характеристики, обеспечивающие возможность быстрого и динамичного угашения «эмоциональных помех», «выбивающих» актера из оптимального творческого состояния.
  • 2. Характеристики, обеспечивающие возможность активного (произвольного) сосредоточения актера на сценическом действии, формирующем «сценическую доминанту» -- устойчивый очаг возбуждения, подавляющий влияние отвлекающих, дезорганизующих творческий процесс факторов.
  • 3. Характеристики, обеспечивающие возможность реализации направленности «вовне», на перспективу роли, главную цель персонажа (сверхзадачу), тем самым «отвлекающие» актера от своих собственных не связанных с «жизнью роли» переживаний отрицательного характера, не в меньшей мере чем сама по себе публичность творческого процесса, способных дезорганизовать сценическое поведение .

Для музыканта артистизм становится ключевым условием развития интерпретационных способностей, умения быстрой смены персонажных состояний и самочувствий, настройки на тот или иной эмоциональный модус, присвоения характера, мышления героя произведения и действования в русле его логики. Здесь возникает вопрос о владении музыканта специальной психотехникой, которая побуждает певца к актерскому самовыражению. Чтобы явить на сцене персонаж, исполнителю необходимо силой воображения, ума и воли создать его в своей душе, а затем отчасти подчинить ему свое психофизическое существо. Ф.И. Шаляпин выразил суть перевоплощения в формуле, подразумевающей объективацию сознания персонажа посредством психофизического аппарата исполнителя: «Правда актера, но независимо от него. Через актера-творца независимо от актера-человека» .

Силантьева И.И., исследуя проблему перевоплощения музыканта -в вокально-сценическом искусстве, отмечает, что в процессе перевоплощения в исполнителе постепенно реализуется «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности видятся неведенье возможностей собственной эмоциональной природы, а также боязнь сильных переживаний, склонность к щадящему душевному режиму, нежелание эмоциональных затрат. Агрессия культуры «видео», невостребованность мирового литературного наследия и связанное с этими факторами ослабление функции воображения снижают потенциал сопереживания миру и рефлексии как залога самовыражения в искусстве. В этом, по мнению Силантьевой И.И., заключается один из важнейших аспектов психолого-педагогической проблемы развития артистизма .

Говоря о проблеме развития артистизма Н.В. Суслова отмечает, что полиперсонализм сознания, присущий исполнителю-объективисту, подразумевает множественность Я в одной личности. Многогранность личности как результат многовариантности сознания проявляется в разнообразии персонажных жизней.

Несмотря на различные взгляды ученых на рассматриваемую нами проблему, объединяющим все теории моментом является признание того факта, что способность к перевоплощению во многом определяет фактор памяти. В период работы над ролью от замысла до сценического воплощения память непрерывно и емко заполняется разнообразными впечатлениями, из элементов которых строится личность персонажа. В результате непрерывного процесса присвоения персонажных содержаний складывается суммарное Я эволюционирующей личности исполнителя .

Важная особенность артистической памяти - уметь «помнить, забыв»: она обусловливает возможность исполнителя не допустить к процессу персонажного существования собственную память о будущем своего героя, так чтобы персонаж, во всеведущем исполнителе мог каждое мгновение своего виртуального бытия проживать и переживать экзистенциально - «здесь и сейчас», в соответствии с правдой сценической жизни.

Память, в которой продолжают жить впечатления и переживания человека, обеспечивает исполнителя в условиях персонажного существования аффективными чувствами, которые «профильтрованы» временем, очищены от бытового привкуса и утратили болевую остроту, в силу их вторичности и осознанности творческой задачи сценического переживания. Содержания памяти, облекая их в образы, реорганизует и синтезирует воображение.

Воображение в контексте проблемы перевоплощения рассматривается учеными, работающими в области музыкальной психологии прежде всего как инструмент создания виртуальной реальности: оно направляет, сосредоточивает и удерживает психическую энергию в сфере персонажного сознания. Детальное, интенсивное и долговременное воображение дает содержание и саму жизнь персонажу, потому что его сценическое бытие это непрерывное воображание исполнителем умственного и душевного состояния персонажа в каждое текущее мгновение. Даром природы исполнителю является способность процессуального внутреннего видения, не уступающего в яркости восприятию реального мира, а также чувственное воображение, призрачное прикосновение которого вызывает физиологическую реакцию у певца, вплоть до влияния на фактуру голоса.

Яржемский Г.Л. говоря о психологических механизмах развития артистизма отмечает, что многие, обусловливающие перевоплощение, факторы опираются на скрытые в бессознательном механизмы психологической защиты: актуализацию одной из латентных личностей, проекцию, конгениальность или дополняющую контрастность; потребность забыться в созерцании или переживании чужой душевной жизни; исповедальность под маской героя; альтруистическую любовь к душевным качествам иного Я; потребность правдиво изобразить прекрасную душу как идеал. Среди глубоко скрытых импульсов, приводящих в активное состояние творческую энергию, упоминается и сублимация .

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм как качество представляет собой системное образование, включающее такие компоненты как понимание содержания, музыкальная память, воображение, эмпатия.

Артистизм - особое искусство. Оно сводится к двум сиддхам, соединенным вместе. Первая - проникнуть в ту роль, которую вам необходимо играть, причем не важно, играете вы на сцене или в жизни. Чтобы хорошо сыграть роль Анны Карениной, необходимо прожить изнутри те чувства и страсти, которые испытывала она в романе. Как это делать, можно прочесть у Станиславского, у Чехова и других специалистов по артистизму. Но тонкость в том, что если в момент, когда вы будете играть роль на сцене или в жизни, вы сами будете пропускать через свои чакры ту эмоциональную энергию, которая соответствует роли, причем много энергии, ведь роль часто очень эмоциональна, то ваш организм просто будет изнашиваться. Так работают некоторые, даже известные артисты, но это очень выматывает человека, а для йога совсем не годится. Отсюда вторая сиддха: закрыть чакры, не верить в глубине себя в то, что вы сейчас проживаете, а в своем энергетическом поле, в ауре, выставленной вперед, изобразить как можно натуральнее целый энергетический спектакль. Если вы подстроите голос, движения и мимику, но не дадите поток энергии, то это еще не совершенный артистизм. Хороший артистизм - это когда в вашей ауре переливаются и вспыхивают желаемые энергии, а чакровая, внутренняя энергия на это не расходуется. Откуда вы возьмете эту внешнюю энергию: притяните из астрала, накопите от зрителей, или еще что-нибудь, это уже надо придумывать самому. Еще одно замечание для артистов: если вы на сцене будете работать открыто с энергетической точки зрения, то вся энергия зрителей будет попадать прямо вам внутрь. Но ведь ее нельзя назвать чистой. Кто-то завидует, кто-то насмехается, кто-то осуждает вас - и все это вы проглатываете вместе с восхищением, слезами, радостью и т.

По сути, артистизм в жизни - это умение прятать свою сущность, свои внутренние реакции, свои мысли, свои недостатки и даже достоинства. Многие могут возразить, что это не сочетается с йоговскими принципами правдивости, честности и прямоты. Теоретически, это верно, однако, как уже говорилось, мы живем в мире, который весь еще пропитан законами Кали-юги, и если вы будете во всем откровенны, то вас могут не понять, осмеять, посчитать дураком и даже забить камнями. Артистизм является необходимым защитным оружием в эпоху, когда мы ежедневно подвергаемся энергетическим и психическим нападениям, даже от нечужих нам людей. Главное в этой игре - иметь чистую совесть и быть честным с самим собой. А снаружи необходимо уметь носить маски, и не одну, а несколько. Вот конкретные техники, которые помогут наработать артистизм, если конечно, приложить к этому достаточно усилий.

1) Выучите песню, а лучше десяток песен, которые вас глубоко трогают внутри, которые вам нравятся, законами которых вы живете. Проживите их, когда вы один или с теми людьми, на кого вы можете быть открыты, а потом научитесь петь их кому угодно и где угодно, причем так, чтобы во время пения в вашей груди все было спокойно и чисто как стеклышко, чтобы песня вас не пробивала внутри на эмоции.

2) Найдите людей, к которым у вас пока есть презрение, или брезгливость, или еще какое-нибудь неприятие. Конечно, эти качества нужно убирать, для духовного развития они не годятся, но пока вы еще не добрались до них своим осознанием, не вычистили из подсознания, то их можно использовать - можно учиться чему-то другому, используя свои недостатки. Так вот, тренируйтесь общаться с людьми так, чтобы внешне вы были безупречны, чтобы никто даже догадаться не мог, что у вас есть неуправляемые пока реакции неприятия.

Не бойтесь специально ставить себя в трудные ситуации - ведь это ускорит намного ваше развитие.

3) Предположим, есть человек, которого вы побаиваетесь, или хотя бы чувствуете неуверенность, когда он рядом, который сминает вас своей формой поведения, социальным статусом или еще чем-то. Специально побольше общайтесь с ним, тренируя форму легкого, независимого поведения. Именно легким и свободным, а не наглым и вызывающим должно стать ваше поведение. Вы одновременно будете тренировать волю, бесстрашие и артистизм, а так же чувство собственного достоинства . Это очень ценные люди для вашего продвижения - те люди, которых вы боитесь. Это вовсе не монстры из боевика, это скорее всего ваш начальник по работе, директор фирмы, ваши собственные мама с папой и все остальные, кто в чем-то заметно сильнее, чем вы.

4) Если у вас есть роман или вы кого-то любите, то наверняка будут ситуации, где вам придется скрывать от окружающих свои чувства к партнеру, характер ваших отношений и т.д. Это тоже прекрасная ситуация для наработки искусства носить маски. Ни один неожиданно заданный вопрос о ваших отношениях не должен застать вас врасплох. Или вы вообще ничего не ответите и по вам нельзя будет определить что-либо о ваших чувствах, или вы сыграете роль и выставите несколько не те чувства, которые имеете внутри. Здесь нужно уметь управлять своими чувствами - то проявлять их, то совсем выключать.

5) Чтобы скрыть мысли, надо их просто не думать в присутствии тех, от кого вы хотите их спрятать. Нужно тренироваться держать голову пустой или наоборот, наполненной, но чем-то совсем другим, отличным от того, что хотят из вас выудить. Нужно уметь уводить свои истинные мысли о ком-то, о чем-то глубоко на задний план и еще сворачивать их там в маленькие точечки. А впереди пускать как кинопленку целые парады разных интересных, умных, глубоких, цветастых мыслеформ, которые, ну никакого отношения к вашей истинной сущности не имеют.

Итак, артистизм - это искусство не быть собой, когда требуется по ситуации.

Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности учащегося, усилили потребность в формировании творческой индивидуальности каждого ребенка, реализации его творческих способностей, развитии творческой деятельности. На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной и танцевальной культур. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм.

Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей в процессе обучения хореографии необходимо уточнить понимание понятия артистизм.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Артистизм - это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки. Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм - тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут творческой деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, - виртуоз, мастер своего дела.

Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие - это способность воздействовать и заражать зал.

Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии. По мнению А.Я. Вагановой основная задача танцора в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера. Один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от отточенной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. А великий хореограф Игорь Моисеев писал о том что «танец как вид искусства всегда выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства». Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» .

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела, которые свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, своеобразие личности. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора в единое целое. И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Хореография - искусство изначально синтетическое, и вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).

Как же добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами у каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий. Однако о том, какова роль артистизма в искусстве хореографии не уделяется должного внимания. Специфика хореографического искусства - выразительность, красноречие человеческого тела. Оно связано с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Макаренко сказал, что «труд ради труда ещё не сделал ничего положительного. Только труд через эмоциональное состояние дает потрясающие результаты».

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности. По сути, актерское мастерство - это умение быть самим собой, играя какую-то роль. К этому умению добавляется обладание и другими, не менее важными навыками. Сюда можно отнести внутреннее раскрепощение, управление мышцами лица и тела, дыхание, внимание, взаимодействие с партнером, преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, развитие и улучшение пластики и памяти. И все они обязательно нужны человеку.

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что артистизм - достаточно сложное понятие, объединяющее целый ряд как физиологических так и психологических характеристик. Для исполнителя артистизм становится ключевым условием развития творческих способностей, овладения учеником умениями и навыками художественно-образного воплощения средствами танцевального, музыкального и театрального искусства. Опираясь на анализ литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что формирование артистических способностей у учащихся является возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность.

«Стоять перед публикой и играть на скрипке казалось мне совершенно естественным. Стандарты, на которые я ориентировался, были наивысшими, и я ровнялся по ним, восхищаясь, а не желая выказаться лучшим».

Иегуди Менухин, из книги «Странствия»

Артистизм - художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. Особое изящество манер, грациозность движений. (

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ефремовой)

Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни.

Артистизм - это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

  • Артистизм - это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм - это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм - это умение стать другим - на сцене, в жизни - когда этого требуют обстоятельства.

Суть артистизма заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением. Здесь на первый план выходит способность не только глубокого психологического проникновения в музыкальное произведение, но также и способность подчинить аудиторию своей творческой воле - «артистический магнетизм». Не последнюю роль играет личностное обаяние. Например, о выдающимся американском пианисте В. Клайберне говорили, что даже если бы он только общался с публикой, то всё равно имел бы большой успех, настолько музыкант был обаятелен. Артистическое умение вовлечь в музыкальное переживание слушателя.

Артистичность включает в себя способность двойного переживания времени на эстраде. Оно заключается в мгновенном предчувствии, предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. И также это проживание реальных мгновений, которое проявляется в направленности сознания, воли на общее движение музыкальной мысли. Двойное переживание времени немыслимо без резкого психического переключения с хорошей мышечной реакцией. Двойное переживание времени предполагает и умение «раздваивать» внимание, быть одновременно увлеченным и холодным аналитиком. Особенность артистического исполнения заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает музыкант, должны быть им продуманны и прочувствованны заранее, в процессе вживания в музыкальный образ. Они должны стать как бы сутью энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в реализации своих замыслов.

Артистизм - это особое психическое свойство натуры, не всегда соответствующее её общим психическим качествам. Хотя нередко яркий музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает спокойным человеком с мягким характером. И наоборот, исполнение императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть безвольным, лишенным харизматических качеств.

Понятие артистизма не идентично понятию эстрадной выдержки. Историческая практика подтверждает, что нередко яркие, артистические натуры чувствовали психологический дискомфорт при публичном выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, ничего «не теряя», но и не потрясая уши слушателей. Обладание эстрадной выдержкой зависит от психического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией и наоборот, мещающее самовыражению, является непродуктивным.

Считаю неправильным целенаправленное и акцентированное воспитание в музыканте ощущения общественной значимости выступления, так как зачастую именно этот фактор является причиной чрезмерного и непродуктивного волнения. Отмечают, что большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену. Умение абстрагироваться от гнетущей «ответственности», преодолеть мрачные предчувствия требует и волевых усилий и серьезного самовнушения. Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену обязательно имеет определенную (общественную или социальную) цель, значимую для него: будь - то зависимость от успешного выступления зачисление в учебное заведение, сдача переходного экзамена, получение лауреатского звания, утверждение профессионального статуса и т. д., наконец, просто комфортное психологическое состояние - формируется в первую очередь страх публичного унижения, получения отрицательных отзывов о выступлении. А так как зачастую музыкант идентифицирует себя со своим творчеством, «качество себя» с качеством владения инструментом и мастерством интерпретации, то в результате, публичное выступление вызывает предчувствие, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В переживании подобного состояния невозможно говорить об артистичном или даже хотя бы просто выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические ресурсы музыканта уходят на то, чтобы справиться со страхом, просто «пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых для социальной самореализации процессов.

Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали, что эстрадная выдержка поддается воспитанию.

Безусловно, основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде чем вынести произведение не концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности. Это понятие ввел и использовал Л.Л. Бочкарев. Критерий эстрадной готовности включает в себя: умение осознанно управлять игрой, умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии, исчезновение представлений о технических трудностях, проявление импровизационной свободы, возможность эмоционального «проживания», своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры, способность регулировать психологическое состояние. Только произведение, выученное на таком уровне, следует играть публично, в этом случае можно говорить о сценической адаптации.

Если мы говорим, что музыкант это артист , а не просто человек, профессия которого связана с работой на публику, то соответственно воспитание музыканта должно проходить не только в рамках обучения совершенному владению инструментом, но и как актера.

Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти образы, где они заложены в произведении. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта. Вживание исполнителя в образ происходит в самообразе посредством "механизма видения, созерцания, просматривания" (К.С. Станиславский). Мыслящему художнику предоставляется свобода в понимании исполняемого, потому что для него есть одно обязательное - это идея, лежащая в основании произведения. Познать эту идею, перечувствовать ее или освятить светом разума - вот что является первой задачей исполнителя.

Сценическое искусство музыканта-исполнителя связано с мастерством художественно-сценического мышления, так как только в результате творческого, сознательно организованного специфического процесса образного мышления музыканта на сцене рождаются глубокие, разносторонние чувства, содержательное, эмоциональное инструментальное звучание. Поэтому перед исполнителем ставится задача не только понимания знакового текста композитора, анализа формы и содержания произведения, но и создание программы психологического воздействия на слушателя и ее передачи в зал, переводя слушателя в другую реальность, выводя его на новый тип переживаний созданием виртуальной реальности и уходом в свой внутренний мир.

Для развития художественно-сценического мышления музыканта можно воспользоваться опытом практики подготовки актеров, в которой прежде всего уделяется внимание развитию общих способностей у представителей всех видов искусства: воображения, образной памяти, образного мышления, способности переводить абстрактную идею в образную форму, активной реакции на явления действительности, тонкой чувствительности, общей эмоциональной восприимчивости.

Для области театральной режиссуры выделяются специальные способности: аналитические (глубина, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления), экспрессивные (пластика, мимика, жесты, речь). Для актерской профессии также выделяются значимые способности: сценический темперамент, способность к перевоплощению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность.

Эти теоретические предпосылки важны для описания задач подготовки музыкантов, так как между театром и музыкой имеются не только различия, но и некоторые черты сходства: это временные искусства; они нуждаются в исполнителе - творческом посреднике между драматургом и зрителем, композитором и слушателем. Психология музыкально-исполнительской деятельности (В.И. Петрушин) изучает проблему передачи композиторского замысла в конкретном воплощении музыканта-исполнителя.

Актуальна проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения: "Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стремится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя становятся его собственными. В отличие от актеров музыканты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии. Поэтому здесь встает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский"

На основе выделенных специфических черт актерской деятельности исследователями отмечаются сходства актерской деятельности с деятельностью музыканта-исполнителя: музыкант-исполнитель, как и актер, - один в "трех лицах" (творец, материал, из которого создается сценический образ, и конечный результат - предмет творчества); музыкант-исполнитель, как и актер, должен постичь образ, внутренне его смоделировать и воспроизвести, проникнув в атмосферу авторского замысла и увлекая музыкальным выражением.

Музыкальное перевоплощение осуществляется только во внутреннем плане, отличаясь своей неявностью, художественно оправданное звучание вырастает как результат внутренней работы, а не как сама актерская игра. "Но проникновение в эту сферу - в до - или сверхзвуковую реальность происходит только через артистизм, через возможности перевоплощения». Публичность творчества музыканта-исполнителя требует особой физической организации его эмоционального аппарата и творческого мышления, что необходимо актеру. Музыкант-исполнитель в одном лице и артист, и режиссер, и актер, что требует развитых творческих способностей, интеллектуального потенциала и гибкости мышления.