О сильных и слабых сторонах электронного обучения. Теоретические аспекты разработки и применения электронных учебных пособий Теоретические аспекты сравнения традиционного и электронного обучения

Выделяется два традиционных метода обучения

1. Репродуктивный

2. Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.

У данных методов можно выделить множество недостатков :

2. Низкая самостоятельность учащихся.

3. Рассевание внимания.

4. Неполное усвоение материала.

5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.

6. Средний объём знаний.

7. Средний темп в изучении материала.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам , происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

К ним принадлежат:

  • упражнения, носящие творческий характер;
  • групповые задания;
  • образовательные, ролевые, деловые игры;
  • уроки-экскурсии;
  • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

Традиционные Инновационные
Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем
Формы организации Фронтальные, индивидуальные. Групповые, коллективные.
Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные. Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный.
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая деятельность, рефлексия
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций. Организатор сотрудничества. консультант
Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Методы обучения

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения разделяют на три группы:

Методы организации.

  1. Словесные методы
  2. ; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
  3. Наглядные методы:
  4. наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
  5. Практические методы
  6. : устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы

Методы контроля.

1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

3. Лабораторного контроля , машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

Методы стимулирования.

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

истанционное, а точнее, электронное обучение (от общепринятого термина e-learning; в действительности понятия дистанционное обучение и e-learning неравнозначны, но в России обычно трактуются одинаково, поэтому не будем нарушать традиции) занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях и, по данным IDC, по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома; активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах.

Столь большой интерес к электронному обучению объясняется довольно просто. В последнее десятилетие произошли значительные изменения на рынке труда: возросли требования к персоналу, практически во все сферы деятельности начали широко внедряться ИТ-технологии, а сам персонал стал более мобильным. Подобные изменения обусловили необходимость создания условий для непрерывной, быстрой, гибкой, и одновременно высококачественной подготовки кадров, и поскольку традиционные системы обучения не способны соответствовать данным потребностям, потребовался поиск альтернативных систем.

Основные преимущества e-learning в сравнении с традиционным очным обучением

снову образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом e-learning следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.

Один из важнейших плюсов e-learning — меньшая стоимость обучения, которая, по данным Cedar Group, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости — в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике (рис. 1). Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении — если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.


(источник — РЕДЦЕНТР, 2005)

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность — согласно данным Cedar Group, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда — все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики — если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов, в том числе ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов, обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только «при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала».

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, как считает Владимир Тихомиров (председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науки Государственной Думы Российской Федерации), электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение — единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.

В целом, по мнению Игоря Морозова, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, «когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения».

Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому — это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми «лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными», — считает Игорь Морозов. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.

Поддержка государства

ксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования e-learning как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.

В последнем отчете Комиссии по электронному обучению для президента и Конгресса США в числе основных задач указаны создание и развитие образовательных Интернет-ресурсов, обучение преподавателей и администраторов учебного процесса и разработка качественного e-learning-контента, а на их выполнение выделено 6 млрд. долл.

В финальном отчете Европейской комиссии по образованию и культуре за 2004 год отмечено, что 77% европейских университетов уже имеют необходимые технические решения и надлежащий профессорско-преподавательский состав для ведения электронного обучения, а для 65% вузов развитие e-learning — важнейший приоритет настоящего времени.

Европейским парламентом было принято немало решений по вопросам e-learning, в том числе решение от 05.12.2003 г. № 2318/2003/ЕС об адаптации долгосрочных программ с целью эффективной интеграции информационно-телекоммуникационных технологий в образовательные европейские системы e-learning.

В отчете ООН о состоянии электронного обучения в странах, вошедших в Европейский Союз в 2004 году, содержался перечень вузов и учебных центров, продвигающих e-learning-решения, и рассматривались возможности сотрудничества в данной сфере.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Сферы использования дистанционного обучения

егодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования — в первой e-learning нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,

e-learning получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность e-learning при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной — хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее — удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности — ведь, по очень верному высказыванию Анри де Гейза («Живая книга»), «способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними». Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.

В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования, то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин (Sloan Consortium, 2005).

В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении (рис. 2).

Рис. 2. Степень популярности e-learning в разных сферах
(источник — Sloan Consortium, 2005)

E-learning в мире

азвитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой — развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.

Наибольшее количество сегодняшних потребителей e-learning-решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран — в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов.

Еще более активно растет число онлайновых курсов, предлагаемых иными структурами и ориентированных на корпоративный сектор. Например, согласно недавнему пресс-релизу British Telecom, только эта компания предлагает для обучения персонала свыше 1,7 тыс. программ e-learning.

Рост популярности электронного обучения относительно стабилен. Так, в США, судя по последнему отчету Sloan Consortium, подавляющее большинство из рассмотренных высших учебных заведений подтвердили рост числа студентов, выбирающих один или более онлайновых курсов. Количество руководителей учебных заведений, признающих перспективность онлайнового обучения, также растет, хотя и гораздо медленнее — в США за три года оно увеличилось с 48,8 до 56% (рис. 3), а число оппонентов при этом осталось практически неизменным.

Рис. 3. Отношение руководителей учебных заведений к перспективности e-learning
(источник — Sloan Consortium, 2005, %)

Всего в мире, по данным Brandon Hall (http://brandon-hall.com/), на конец 2003 года было порядка 100 млн. слушателей различных e-learning-программ, а общий объем рынка дистанционного обучения составил 9 млрд. долл. На конец 2005 года число обучающихся дистанционным способом выросло до 130 млн., а общий объем мирового рынка электронного обучения, по предварительным оценкам Gartner, достиг 33,6 млрд. долл.

При этом доля США занимает более половины рынка — примерно 18 млрд. долл. (данные IDC). Значительная доля рынка приходится на Канаду, а вот в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (включая Японию) рынок дистанционного обучения пока находится в стадии формирования и растет незначительными темпами — например в Японии, согласно прогнозу IDC, в 2005-2009 годах рост рынка составит в среднем 16,6% в год. Для сравнения: в американском корпоративном секторе в компаниях среднего масштаба рынок e-learning в 2005 году вырос на 30%, а темпы роста в крупных компаниях были близки к 35%.

Согласно прогнозам, положительная динамика на мировом рынке e-learning сохранится и в 2006 году — по данным компании Bersin&Associates, объемы дистанционного обучения в 77% компаний увеличатся, а в остальных останутся примерно на том же уровне. Продолжится рост и в сфере образования, хотя темпы роста, по мнению ряда аналитиков, несколько снизятся.

E-learning в России

разу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка e-learning придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка e-learning сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

В 2005 году Россия смогла обратить на себя внимание на международном уровне — 14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения СДТ REDCLASS на соответствие международному стандарту SCORM 1.2. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере e-learning и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, а СДТ REDCLASS стала первой и пока единственной из сертифицированных на международном уровне российских систем e-learning.

Как отмечалось в одном из пресс-релизов РОЦИТ, в России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры (Академия «АйТи», РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы.

Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка e-learning, по мнению ректора Академии «АйТи» Игоря Морозова, по-прежнему остается «недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока». Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро. Например, в Системе дистанционного бизнес-обучения для предпринимателей (СДБО — совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК, http://businesslearning.ru/) темпы роста в 2005 году составили свыше 170%, а всего на момент написания статьи в ней было зарегистрировано почти 22 тыс. студентов (рис. 4).

Рис. 4. Изменение числа пользователей в системе СДБО, в 2001-2005 гг.,
(источник — СДБО, 2005)

Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости e-learning от места жительства. В то же время, по последним данным СДБО, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях e-learning.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях — даже до 75%.

Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант e-learning, видимо, пока что малоперспективен — прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Перспективы развития e-learning

Будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно — электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.

10.06.13

С тех пор, как электронное обучение получило широкое распространение, начали подавать голоса критики, ставящие под сомнение его достоинства, качества и вообще, жизнеспособность. Но так ли это? Могут ли студенты институтов традиционного образца похвастаться большими успехами, чем те, кто выбрал дистанционное обучение?

Пришло время развенчать некоторые из этих мифов.

1. Эта технология не заслуживает доверия

Большинство общественно-финансовых институтов предприятий и государственных структур так и топтались бы на месте, если бы боялись внедрения новых технологий. Суть в том, что для успешного дистанционного обучения не нужно дополнительного программного обеспечения. Все, что требуется, - это подключенный к Интернету компьютер. Никаких сложнейших инструментов и дорогого программного обеспечения. С технической точки зрения, электронное обучение – процесс предельно простой. Особенно, учитывая тот факт, что у большинства людей есть довольно надежные компьютеры и постоянный доступ к сети Интернет.

2. Студенты лишены возможности группового взаимодействия

В последние годы уровень социального взаимодействия между людьми зашкаливает. Многие академические платформы электронного обучения используют быстрый рост социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, давая людям возможность общаться и взаимодействовать, создавая таким образом благоприятные условия для совместного обучения.

В отличие от классических университетов, где студенты ограничены стенами аудитории, те, кто выбрал дистанционную форму обучения, имеют возможность общаться с людьми по всему миру.

3. Это подвергает риску профессию преподавателя

Компьютеры не заменят людей. Они просто упрощают процесс обучения, давая возможность охватить более широкую аудиторию. Профессия учителя или преподавателя ни в коем случае не нивелируется системой электронного обучения. Напротив, у профессоров появляется возможность охватить большее количество студентов и открыть местную школу, завладев большей долей рынка образовательных услуг.


4. Студенты хуже учатся, не ощущая контроля над своей работой со стороны преподавателя

Если студент или студентка не заинтересован в получении знаний, ему или ей все равно: наблюдает за его работой преподаватель или нет. В то время как электронное обучение не предполагает, чтобы студент был в определенное время в определенном месте, при этом обеспечивая ему доступ к учителю и другим сокурсникам, способным оказать помощь и поддержку.

Старая поговорка: «Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете заставить его пить» как нельзя лучше развенчивает этот миф. Если перед студентом не стоит цель получить знания и добиваться успеха, программа или учитель здесь ни при чем. Винить во всем электронное обучение глупо. Является своеобразным катализатором для доставки информации, электронное обучение не отвечает за пагубные привычки студента.


Процент отсева и структура слушателей MOOC (сверху вниз): наблюдатели, периодические посетители, пассивные участники, активные участники.

5. Учебная программа менее надежна

Вам приходилось посещать некоторые из открытых лекций Массачусетского технологического института? Его аудитории являются точными копиями традиционных учебных классов. Студенты, которые проходят электронное обучение, получают такую же подготовку, что и студенты традиционных вузов. Качество учебной программы напрямую связано с инструктором, который ее составлял. Способ доставки (в данном случае, в цифровом виде) в любом случае не влияет на качество продукта.


6. Нет универсальной единицы измерения качества полученных знаний

На протяжении многих лет специалисты пытаются найти меру оценивания полученных знаний. Определять качество образования посредством экзаменов? Успешностью в работе? Возможностью пересказать материал? Это - проблема не только электронного обучения. С достоверной точностью определить уровень полученных знаний трудно не только в сфере электронного обучения, но и традиционного тоже. Но истина в том, что инструменты для измерения успешности курсов электронного обучения ничем не отличаются от тех, которые применяют в традиционных аудиториях.


7. Дистанционное обучение является пассивным

Сидящие в аудитории студенты более пассивны по сравнению с теми, кто выбрал курс дистанционного обучения. В последнем случае слушатели лекций больше задействованы в процессе обучения, так как постоянно взаимодействуют с преподавателем. Для того, чтобы дать правильный ответ учителю в онлайн-аудитории нужна гораздо большая концентрация внимания. Это вам не на «галерке» в тетрис на айфоне играть…

8. Электронное обучение служит прикрытием для студентов из реального мира

Реальный мир полон компьютеров. В жизни из гораздо больше, университетов, особенно в маленьком городке. Студенты, отдавшие предпочтение дистанционному обучению, могут общаться с людьми со всего мира. Слушателями электронных курсов, как правило, становятся те, кто не представляет себе жизни без цифровых технологий. Поэтому и образование они предпочитают получать, не отходя от компьютера.


9. Диплом об образовании, полученном путем дистанционного обучения, не котируется

10 лет назад это еще могло соответствовать действительности, но тенденции быстротечны. Все большее число работодателей признают, что дистанционное образование вполне может составить конкуренцию традиционному институту. Многие выпускники, получившие диплом на основании электронного обучения, более технически подкованы, мотивированны и больше стремятся к самообразованию и самосовершенствованию. Нужно быть готовым к тому, что с течением времени будет появляться все больше и больше колледжей, основанных на принципах электронного обучения. Традиционному образованию придется пойти на радикальные изменения, чтобы идти в ногу с частными компаниями, которые не обязаны пробираться сквозь бюрократическую волокиту, чтобы утвердить учебный план.

10. Студенты лишены внеклассной активности

Дело в том, что электронное обучение оставляет больше времени для внеклассных мероприятий. Студент не обязан тратить время на поездку в университет и обратно, а может самостоятельно планировать свой график. Ему ничего не мешает заняться во второй половине дня искусством или участвовать в других мероприятиях, которые приходится откладывать тем, кто «привязан» к расписанию. К тому же, слушатели электронных курсов могут подключаться к проектам, которые рассчитаны на традиционную школу.


11. Без связей сложнее найти работу

Бесспорно, связи имеют важнейшее значение в процессе поиска хорошей работы. В данном случае, в менее выгодном положении находятся студенты традиционных вузов, которые изо дня в день, четыре года подряд вынуждены ходить на занятия. Получая дистанционное образование, можно оставаться активным участником рынка труда. В этом случае образование, профессиональная подготовка и налаживание контактов – три взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса. Дополнительным «бонусом» многих онлайн-курсов является возможность общаться с людьми, с которыми вы бы никогда не встретились в аудитории. Обучаясь дистанционно, вы имеете возможность общаться с людьми, которые занимают хорошие должности и могут помочь вам найти интересную и высокооплачиваемую работу.

12. Электронное обучение является безличным

Интернет-классами по-прежнему управляют реальные люди. Люди, с которыми можно связаться по электронной почте, в чате или по Skype. Электронное обучение является полностью настраиваемым. Это – идеальный вариант для людей, ограниченных в возможностях, у которых жизненные обстоятельства сложились так, что они не могут выйти за пределы своей квартиры.

Электронное обучение – прекрасная возможность взаимодействовать с окружающим миром для людей, застенчивых от природы. Согласитесь: легче ввести вопрос в окне чата, чем поднять руку в большом лекционном зале.


13. Специалисты не воспринимают дистанционное обучение всерьез

Да, и вот почему. Многие преподаватели, которые ведут онлайн-курсы, больше загружены проверкой курсовых работ и составлением учебных программ, так как могут работать с тысячами людей.

Чем более популярным становится электронное обучение, тем больше конкуренция среди преподавателей и профессоров. Это значит, что им придется прикладывать дополнительные усилия, чтобы заинтересовать студента, заставить его остановить свой выбор именно на его курсе.

14. Электронное обучение выбирают люди ленивые, не способные идти традиционным путем

Традиционный курс в колледже – это клубок проблем, не последней из которых является финансовая. Колледж – это неоправданно дорогое удовольствие. Не все талантливые и способные к наукам студенты могут себе это позволить. Не стоит считать электронное образование облегченным вариантом для лентяев. При всей гибкости расписания, студент полностью вовлечен в процесс обучения, если, конечно, он хочет добиться успеха.

15. Электронное обучение – это для людей, которые бросили школу или не смогли поступить в колледж

Это старый ярлык, не имеющий ничего общего с электронным обучением в режиме онлайн. Времена, когда отстающий ученик «уходил» в сеть, чтобы закончить школу профессиональной подготовки, канули в Лету. Теперь студенты выбирают обучение в режиме онлайн, в первую очередь, из-за его гибкой системы. К тому же, такая форма позволяет снизить затраты на получение образования и даже не оставлять своего рабочего места. Престижные школы предлагают множество онлайн-курсов, уровень которых достоин восхищения.

16. Дистанционное обучение, преимущественно, однотипно

Благодаря современным технологиям, студенты могут получать знания с помощью видео, конспектов лекций, слайдов, текстов, групповых дискуссий или же ставя эксперименты. Преподаватель и студенты не ограничены стенами класса, - у каждого человека есть возможность учиться и расти в соответствии со своими личностными особенностями и потребностями.


17. Эта технология обходится слишком дорого

Технология обучения, в основном, дешевле, нежели стоимость курса в традиционном учреждении образования. Цена программного обеспечения, подключение к Интернету и компьютер – это лишь маленькая толика в сравнении со стоимостью одного курса в колледже.

18. Электронное обучение позволяет студентам получить навыки общения

Онлайн-образование учит студентов эффективному общению. Экран компьютера – не помеха для того, чтобы задавать вопросы, обсуждать, комментировать и, вообще, взаимодействовать. Ведь все действия должны быть тщательно продуманы, четко и лаконично написаны. Связь между одногруппниками и преподавателем может быть более интенсивной, чем в традиционной аудитории. Ведь социальный аспект – основа основ программного обеспечения.


19. Существует слишком много реальных поводов отвлечься, чтобы считать электронное обучение эффективным

Это правда, ведь электронное преподавание курсов вынуждено бороться с Facebook, Twitter, YouTube, и миллионами других развлечений в сети.

Но это применимо и к реальному миру. Студенты должны научиться правильно распределять свое время, следить за своими привычками и устанавливать приоритеты. В традиционной аудитории студент практически не подвержен соблазнам окружающей среды. Но, как только такой студент устраивается на работу, он вынужден учиться приспосабливаться к требованиям реальной жизни со всеми ее отвлекающими факторами.


20. В распоряжении студента должен быть суперкомпьютер

Приходилось ли вам видеть Chromebook Google? Он стоит всего $ 249,00. Это - ноутбук, который готов работать, как только его достали из коробки. При этом в нем есть все инструменты и программное обеспечение, необходимые для учебы во время получения электронного образования. Большинство курсов преподается посредством сети Интернет. Даже если у студента слишком медленная скорость подключения к Интернету, система Wi-Fi гарантирует высокую скорость соединения из любой «горячей» точки города.

21. Слушатели дистанционных курсов обучения не имеют доступа к тем ресурсам, которыми располагают студенты традиционных учебных заведений

Когда-то студенты ведущих вузов, таких как Гарвард и Йель, имели доступ к тем профессорам и стеллажам библиотек, о которых рядовые граждане могли только мечтать. Но Интернет изменил все. Пласты информации – в открытом доступе. Знания можно черпать отовсюду, из любых источников. Причем бесплатно. Все поставлены в равные условия. И то, что раньше было доступно только «элите», сегодня, с помощью дистанционного обучения, может получить каждый. Поэтому электронное образование настолько популярно у студентов.


22. Электронное обучение – это тренд, который никогда не достигнет уровня традиционного образования

Стоимость традиционного образования неоправданно завышена. Некоторые ученые предсказывают, что вскоре мы станем свидетелями краха традиционной системы образования. По масштабам он будет сравним с обвалом на рынке недвижимости США, послужившим толчком к мировому кризису. Реальность такова, что традиционное образование обходится слишком дорого. Эта система вряд ли продержится еще хотя бы пару лет. Онлайн образование – более рентабельно и выгодно, прежде всего, для студентов. Весь научный мир стоит на пороге крупных перемен.


Процент студентов в США, которые "посещают" хотя бы один курс онлайн

23. Колледжи полностью не перейдут на систему электронного обучения, так как у нее много недостатков

Университеты не могут полностью перейти на дистанционную форму обучения. Но это не потому, что ее методы в чем-то уступают традиционным методам. Причина – в другом. В системе традиционного образования «крутится» слишком много денег. Не меньше и политики. Некоторые специалисты не хотят мириться с новыми технологиями, оправдывая свое нежелание тем, что разрушится иерархия элитарности. Не переживайте: в сети Интернет есть онлайн-курсы, которые разработаны самыми выдающимися и самыми блестящими умами на Земле.

24. Оно не обеспечивает реального жизненного опыта

Это не должны имитировать реальный опыт жизни... потому что это происходит в реальной жизни. Студенты традиционных вузов привыкли к разделению своей жизни: «В это время - учеба, в это - работа, в это – семья». Электронное обучение позволяет жить так, что все эти этапы проходят параллельно с процессом обучения.

25. Дистанционное обучение – это что-то таинственное и неизведанное

Многие студенты начинают именно с дистанционного обучения. Учебная программа, стоимость, а также возможность общаться с людьми со всего мира является причиной, по которой этот способ получения образования станет самым перспективным в будущем. Перемены всегда болезненны. Традиционные институты сохраняли монополию на протяжении сотен лет. Академический сектор всегда развивался слишком медленно, чтобы поспевать за технологиями. Но в один прекрасный день поборники традиционной системы обучения могут осознать: мир не стал дожидаться их и ушел далеко вперед.

26. Электронное обучение обходится гораздо дешевле, чем традиционное образование, из-за скрытых расходов

Бесспорно, затраты на организацию онлайн - аудиторий существуют. Это расходы и на программное обеспечение, и на размещение сервера, и на время, потраченное специалистами. Но разве профессорам, работающим в реальной жизни, не нужно платить? Как ни крути, даже при всех скрытых затратах, электронное обучение обходится дешевле, чем традиционное.

27. Электронное обучение предполагает проведение большого количества времени за монитором, а это вредно для глаз

Когда еще мир не знал интернета, со всех сторон сыпались апокалиптические предупреждения о негативном воздействии монитора на глаза. Но с каждым годом технологии позволяют совершенствовать дизайн экранов, делая их все более безопасными и эргономичными. Как все радовались, когда впервые появилась электронная книга и все получили возможность считывать информацию с экрана компактного электронного устройства! Никто уже не сомневается, что производители будут и дальше совершенствовать свою продукцию, чтобы минимизировать воздействие излучения на глаза.

28. Отсутствует возможность оценить качество электронного обучения

Этот же аргумент применим и к традиционному образованию. Для определения уровня знаний в электронной системе обучения можно использовать те же оценки, что и для традиционного образования. Для дистанционного образования нет ничего невозможного. Можно не сомневаться, что с развитием технологий будут придуманы и методы аттестации качества знаний, полученных путем дистанционного обучения.

29. Электронное обучение – это скучно

Если онлайн-курс окрестили «скучным», это только потому, что преподаватель плохо спланировал работу. Скучно на уроке в дистанционной аудитории не бывает: можно точно так же, как и в обычном классе, общаться в чате с другими студентами, поднимать руку, задавать вопросы, общаться с профессором, использовать возможности Интернета для исследований и составления презентаций.


30. Электронное обучение никогда не получит статус высококачественного образования

Если после прочтения перечисленных выше 29 причин ваше мнение не изменилось, вас, скорее всего, не переубедить.

Please enable JavaScript to view the

ЭЛЕКТРОННЫЙ И ТРАДИЦИОННЫМ УЧЕБНИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В.Г. Ланкин, О.А. Григорьева

Многие глубокие изменения в российской науке и образовании вызваны вхождением России в мировое информационное пространство, с развитием информационных и коммуникационных технологий, с внедрением новых технических средств, которые в значительной мере определяют характер и вектор развития образования, кардинально изменяют образовательную среду. На современном этапе большую актуальность приобрела задача поиска механизмов интеграции традиционных и новейших способов организации средств информационного обеспечения образовательной практики. Одной из узловых точек такой интеграции является современная учебная книга.

Сегодня, когда новые информационные технологии составили конкурен-8 цию печатным изданиям, возникает проблема взаимодействия традиционного учебника и средств новых информационно-коммуникативных технологий. Здесь появляется целый ряд вопросов: в чем новизна функций и условий их реализации, связанных со сменой или дополнением средств передачи учебной информации? Каков в целом статус учебной книги в новом информационном пространстве с большим разнообразием коммуникаций и средств связи? Каковы перспективы - позитивные или, возможно, негативные следствия - современной технологической эволюции в области образования?

Сравнительный анализ традиционного учебника и электронного

позволяет выделить их основные характеристики . В традиционном учебнике присутствует справочный аппарат, который помогает в поиске необходимых сведений. К нему относится оглавление, вспомогательные указатели, списки рекомендуемой литературы по той или иной теме, важная информация выделена жирным шрифтом или курсивом, присутствует система ссылок и отсылок. Эти традиционное аспекты сигнификации и логического аппарата направлены не столько на управление вниманием, сколько на достижение рефлексивного, обдумывающего характера работы с текстом. Традиционный книжный текст в этом качестве - не только источник извлекаемой информации, но и по-особому смоделированный посредник мышления. В электронном учебнике обязательно наличие поисковой системы, с помощью которой возможен анализ содержания книги, поиск нужных сведений по ключевому слову, система гиперссылок, которая в течение доли секунды переносит пользователя в нужный отрывок текста. С этими моментами связано усиление активно-направляющего начала организации книжного материала по отношению к читателю - учащемуся.

Преимущество электронного учебника заключается в его доступности и оперативности использования в режиме реального «тиражирования» информации. Традиционный учебник, при отсутствии его в личном пользовании, в магазине или библиотеке, возможно получить только спустя некоторое время, заказав по межбиб-

лиотечному абонементу в библиотеке или в книготорговой фирме. Электронный учебник можно получить в считанные минуты, заказав его в интернет-магазине или «скачав» из электронной библиотеки. У электронного учебника нет тиража в традиционном смысле этого слова. Такое издание можно копировать неограниченное число раз и при необходимости получить печатный вариант учебника или его части при помощи принтера.

Одно из преимуществ электронного учебника перед традиционным состоит в том, что авторы (педагоги, ученые), выполнив ряд регистрационных правил, могут сами издать свои произведения и распространять их на свое усмотрение, тогда как издание учебника в традиционной форме - достаточно сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. С возникновением потребности в корректировке и дополнениях текст электронного учебника исправить легче, чем заняться переизданием традиционного учебника.

При создании электронного учебника издательские расходы сводятся к нулю, что должно отразиться на цене учебника. Создание электронного учебника не требует бумаги, производство которой связано с целым рядом экологических проблем; для создания электронного учебника не используются печатные станки, не расходуется дорогая и вредная краска и т.п.

Несомненное преимущество электронного учебника заключается в его компактности. Учебники, занимающие в бумажном виде целую полку, можно разместить на одном или нескольких дисках.

В традиционном учебнике основную смысловую нагрузку несет текст, сопровождаемый иллюстрациями (рисунками, схемами, таблицами и т.п.). Явное преимущество электронных книг заключается в сопровождении

текста звуком и видеоматериалами. «Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной, динамичной форме, а инженерные конструкции, устройства, элементы - как движущиеся трехмерные объекты, тем самым в полной мере раскрывая их конструкцию и принцип действия» . При пользовании интернет-учебником возможно прямое общение обучаемого и обучающего. Обучающий может сделать необходимые пояснения, осуществить быстрый контроль знаний, полученных обучаемым. Сказывающийся здесь процесс слияния возможностей электронной книги с возможностями виртуальной медиа-среды, в целом, обещает колоссальные перспективы -не только в плане расширения средств выразительности и интерактивности в трансляции учебного материала, но и в плане трансформации всей системы образования - в обретении ею нового технологического качества, где информационно-образовательная среда вбирает в себя учащегося и преподавателя (в виде не вполне реального и не вполне персонального - функционального лектора, инструктора, консультанта и контролера) и где может 9 существенно измениться институциональная структура организации процесса.

При всех перечисленных преимуществах электронного учебника над традиционным есть ряд недостатков, которые необходимо учитывать. Пользоваться электронным учебником можно, только владея навыками работы на компьютере. Физически эта работа сказывается на здоровье. При чтении с экрана, по ряду обстоятельств, снижается скорость и эффективность чтения.

Электронный учебник также находится в зависимости от связи с сетью Интернет и от подачи электричества.

А с традиционным учебником можно работать в любом удобном для читателя месте.

Проблемы пользования электронным учебником возникают в связи с отсутствием форматов электронных книг. Для опубликования электронного издания нужно выбрать определенную программу и подготовить текст с помощью собственных инструментов для издания и распространения. Распечатка на принтере не уступает по стоимости традиционному учебнику и зачастую худшего качества, чем книга. Учебники, построенные с применением видеоматериалов и звуковым оформлением, невозможно «распечатать» на принтере.

Недостаток электронного учебника и в том, что электронные библиотеки и магазины не надежны на сегодняшний день. Сервер, предоставляющий информацию, может быть отключен, испорчен, взломан в нужный читателю момент, в то время как с традиционным учебником подобных проблем не возникнет.

При пользовании электронным учебником может появиться определенный дискомфорт, так как челове-10 ческая психика более приспособлена к последовательному восприятию информации, без передвижений по гиперссылкам. В этом случае традиционный учебник гораздо удобнее. Более того, видеоматериалы, звук, анимация, с одной стороны - прекрасные средства активизации внимания, с другой - они, как свидетельствуют исследования психологов, ведут к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры книги как базового феномена, определившего тип цивилизации разума. Технологии управления вниманием («принудительного ориентирования») не только дополняют, но и способны заменять

культуру мысли, связанную с прочтением и понимающим истолкованием написанного слова. И в этом - одна из проблемных граней слияния образовательно-учебной среды с медиа-средой, равно как и развертывания массовой по своему типу медиа-культуры (социальной медиа-технологии) как таковой. Рост медиа-технологий как интенсивных продолжений человеческой чувственности и реактивности приводит к неизбежному снижению удельного веса рефлексивного центра сознания; человек превращается в вовлеченного оператора системы, теряя креативно-осмысляющее качество. Эта общая болезнь массовой культуры (культуры СМИ и массовых медиа-технологий) способна передаться и на интегрирующуюся с ней систему медиатизированного образования. Образование может перестать быть фактором культуры человека и превратиться исключительно в социальную технологию.

При создании и пользовании электронным учебником возникает проблема защиты авторского права. Пиратская копия электронного продукта зачастую ничем не отличается от настоящего ни по качеству, ни по документации. В свою очередь, в ме-диатизированной системе образования теряет (вызывает подозрение) и аутентичная активность учащегося: мера самостоятельности участия учащегося в этих процессах никогда не может быть точно установлена. Реферируемые и компилированные материалы трудно отделить от просто копированных. Качество виртуальных тестирований и особенно их роль в плане аттестации учащегося сегодня вызывает практически повсеместное сомнение среди реально проводящих их преподавателей.

Проблема пользования электронным учебником заключается и в быст-

ром старении компьютерных технологий, связана с необходимостью обновления системы, лицензионных программ и самих машин, что носит не только (и не столько) морально совершенствующий, а и коммерчески-вы-нуждающий характер.

Учитывая все сказанное, надо признать, что для однозначно прогрессивного развития система медиати-зированной образовательной среды, важнейшим компонентом которой сегодня является электронный учебник, требует принципиального совершенствования. Эта проблема обостряется вследствие неоднозначности мнений педагогов по данному поводу, по причине отсутствия техники должного уровня и гарантий безопасности ее каждодневного применения.

Для работы с электронными учебными изданиями необходимо создание дружественного интерфейса; обеспечение оптимального управления, включая развитую систему навигации и достаточную скорость извлечения информации; обеспечение устойчивости к ошибочным действиям учащегося и т.д. Кроме того, требуется обеспечение такой структуры интерактивности, которая бы не нивелировала персональный характер встречи в медиа-пространстве учителя и ученика и не сводила бы культурное содержание образования к справочному материалу. Технология медиатизирован-ной образовательной среды не должна уступать культуре книги в способности формировать дискурсивный, рефлексивно-осмысляющий тип мышления.

Сторонники создания электронных учебников говорят о том, что, в отличие от традиционных учебных материалов на печатной основе, электронные обладают значительно большими дидактическими и методическими преимуществами: они более динамичны, виртуальны, сложно

структурируемы; облегчают организацию индивидуального обучения, обратной связи и т.д. Все это становится возможным благодаря технологическим особенностям их создания. Чтобы воспользоваться этим, необходимо дополнить систему конструктивных критериев создания учебных материалов (на основе которой выполняются традиционные - печатные) группой технологических, учитывающих особенности создания электронных изданий и специфику работы с ними.

Проблемный характер проведенного здесь сопоставления подводит к мысли, что вопрос о том, что такое учебник сегодня и каким он будет в XXI веке, остается открытым. По существу, дискуссионным остается вопрос, является ли учебник только одним из средств учебного процесса или его правильнее характеризовать как системный фактор образовательной среды? Многие современные ученые считают, что взгляд на учебник как на средство обучения - это предмет истории педагогики. В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, И.Я. Лернер, В.В. Кра-евский придерживаются теоретической точки зрения на учебник как на модель педагогической системы, в ко- Ц торой главную роль играет не столько предметный материал, сколько педагогическая сущность, на основе которой материал включается в систему образовательно-информационной коммуникации. Формируется взгляд на учебник как на образовательную среду, характеризуемую в следующих аспектах: учебник как среда обучения; учебник как среда профессиональной творческой деятельности; учебник как среда накопления знаний и культурных ценностей. При этом сегодня эволюция учебника продолжается, и это заставляет вводить дополнительные категории, организующие исследовательское внимание. Ряд авторов

считают, что учебник постиндустриальной эпохи - это образовательное пространство, поскольку обучаемый и обучающийся являются элементами этого пространства; виртуальный учебник является местом обучения, поскольку он - некая информационная область в более обширном информационном пространстве. Процесс обучения в виртуальном пространстве не зависит от времени. В виртуальном мире обучаемые, общаясь друг с другом и являясь каждый частью учебника, образуют виртуальную группу, обладающую свойством коллективного разума, в свою очередь, являясь частью виртуального учебника .

Обучение в виртуальном пространстве несет в себе тенденцию «экстрагирования» преподавателя до записанной лекции, составленного теста и т.п. При этом, с одной стороны, потенциально усиливается, а с другой -делается неявной (дистанционно скрытой) авторская включенность учащегося в образовательное пространство. Хорошо это или плохо? То, что однозначно воспринимается как позитивная новация сегодня, может таить в себе существенные и даже непопра-12 вимые деформации завтра. Вопросы формирования медиа-среды и медиа-пространства образования, показательным феноменом которых выступает электронный учебник в его сопоставлении с учебником традиционным, требуют дальнейшего внимательного осмысления и на этой основе - практического (технологического) решения. Необходимы дальнейшие исследования в области создания виртуальных учебников, разработки методологии их конструирования и использования, выявления их места и статуса в системе средств обучения, и одновременно - определения меры и средств поддержки учебной книги на печатной основе.

В заключение хотелось бы добавить, что учебник будущего - это не текст с иллюстрациями и вопросами к нему, а система дифференцированных знаний по поиску, анализу и обобщению учебной информации. Информация может быть представлена как в виде книг, так и в виде CD-дисков и материалов сети Интернет, т.е. учебник может быть как реальным, так и виртуальным, главное в учебнике будущего заключается в выполнении им функций: информационной, воспитательной, функций мотивации, руководства, стимулирования, упражнений, самоконтроля, координации и рационализации, т.е. учебник должен строиться прежде всего как образовательная система с гуманитарно-педагогической принципиальной основой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева О.А. Книга как синтез искусств: особенности и возможности традиционной и электронной форм книги / О.А. Григорьева / / Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: материалы Международной научно-практической конференции. -Томск, 2006. - С. 217-219.

2. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов / О.В. Виштак //Педагогика. - 2003. -№ 8. - С. 19-22.

3. Учебник в постиндустриальную эпоху / В. Кузнецов, Е. Клыгина, Т. Федосова, А. Горбачев // Высшее образование в России. - 2004. - №9. - С. 103-108.

4. Назарова Т.С. Стратегии развития учебной книги / Т.С. Назарова, Ю.П. Господарик // Педагогика. -2005. - № 3. - С. 10-19.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ, 2002. - 437 с.

Введение

ГЛАВА I Теоретические аспекты сравнения традиционного и электронного обучения

1. Современные проблемы традиционного и электронного обучения.12-30

2. История традиционного и электронного обучения.31-48

3. Требования к содержанию электронного обучения.49-81

Выводы по первой главе

Г ЛАВА II. Современная технология традиционного и электронного обучения

1. Формы и методы электронного обучения.82-92

2. Результаты опытно – экспериментальной работы... 93-114

3. Разработка научной основы технологии электронного обучения.115-124

Выводы по второй главе

Заключение. 125-132

Библиография... 133-149

История традиционного и электронного обучения

В составлении контекста онлайн-обучения необходимо использовать такие стратегии, которые позволяют учащимся понять и обратить внимание на информацию и активно запоминать ее. Учащиеся используют свою сенсорную систему для освоения информации в форме чувств. Необходимо использовать стратегии, максимально способствующие проявлению ощущений . Например, оответствующее расположение информации на странице, особенности страницы (цвет, графика, размер шрифта и т.д.) и методы подачи информации (аудиальный, визуальный, анимационный, видео).

Учащиеся перед восприятием и обработкой информации должны понять ее на чувственном уровне. Стратегии, необходимые для развития понимания и интереса к онлайн-обучению, приведены далее .

Важная информация должна быть расположена в середине страницы и учащиеся должны читать ее слева направо (для латинского алфавита).

Учебную информацию для привлечения внимания необходимо выделять различными способами.

Учащиеся должны понимать необходимость занятий, чтобы уметь сосредотачиваться на получаемой информации.

Презентация материалов должна соответствовать уровню знаний учащегося, чтобы он мог воспринять ее смысл. Сочетание простого и сложного материала поможет адаптации учащегося к различным уровням обучения.

Эти стратегии позволяют учащимся сохранять информацию в долговременной памяти и придавать смысл новой информации. Задача учащихся состоит в налаживании связи между новой и хранящейся в долговременной памяти информацией.

Стратегии должны способствовать реализации следующих моделей: – подготовка концептуальных моделей, которые учащиеся могут применить в своих существующих ментальных моделях, или для сохранения структуры необходимо их использовать при изучении деталей урока; – используйте предварительные опросы для прояснения ожиданий и активизации имеющейся структуры знаний учащихся и обеспечения мотивации к поиску дополнительных ресурсов и достижения результата. – информация должна передаваться по частям, чтобы предотвратить переполнение активной памяти. Учебные материалы онлайн-обучения должны составлять от 5 до 9 пунктов на одной странице, чтобы облегчить обработку в активной памяти; – если урок содержит много пунктов, то он должен быть организован в виде информационного плана. Информационный план является видением представления занятий онлайн, которые могут быть сформированы в трех формах: 1 – линейной, 2 – сетевой и

В процессе урока каждый пункт отображается в общем информационном плане и затем разделяется на подпункты. В конце урока, интерпретируя связи между элементами, в генеральный план повторно вносятся корректировки. С целью углубленной обработки, учащиеся должны в конце каждого урока обращаться для предоставления информации и ее обновления в плане .

Эффективные онлайн-занятия должны использовать техники, предоставляющие учащимся возможность поиска и постижения информации, обеспечивающие стратегии высокой обработки и сохранение информации в долговременную память .

Требования к содержанию электронного обучения

Следует отметить, что хотя цели виртуального обучения совпадают с задачами дистанционного обучения, однако они различны по сути.

Проблема роста претендентов на получение высшего образования и развитие информационных и коммуникационных технологий привели к возникновению новых подходов к обучению и его методам.

Одним из последних изменений в этой области считается виртуальное образование. Виртуальное образование возникло в качестве решения этой проблемы и обеспечило новые возможности в жизни и образовании,

особенно для взрослых людей. Для установления системы виртуального образования необходимо рассмотреть многие факторы вместе и в сочетании друг с другом. Сравнительные исследования и обзор литературы виртуального обучения показали, что самые важные составляющие системы образования состоят из:

Технологической инфраструктуры. Включает основополагающие системы коммуникации (волоконно-оптические, спутниковые ресиверы, микропроцессоры и др.), сеть Интернет, Интернет-провайдеров, подключение системы образования к сетевым системам и т.д.

Человеческая инфраструктура. Внедрение системы виртуального обучения требует привлечения квалифицированного технического персонала, разработчиков технических и учебных проектов, преподавателей, студентов, проектировщиков, администраторов и т.д.

Также необходимы обширные знания – умение использовать ПЭВМ, текстовые редакторы, извлекать из веб научные знания вместо бесцельного просмотра веб-страниц, применять программное обеспечение, мультимедиа, находить ошибки и исправлять их и т.д..

Здесь, несомненно, имеют важное значение новые подходы, изменение восприятия и понимания совокупности факторов и корректирование ролей, отношений и методов деятельности.

Педагогическая инфраструктура. Смена парадигмы преподавания и обучения, изменение от контролируемого обучения в классе к системе самообучения свободной от временных и пространственных ограничений, новые методы обучения (синхронные и асинхронные), новая педагогическая экология, смещение центра внимания от преподавателя к ученику, смещение сосредоточенности от преподавания к обучению, новейшие методы обучения и оценки и т.д.

Культурная, социальная и определяющая инфраструктура. Нетократическая культура (ориентированная на Интернет), воспитание гражданина мира с соблюдением национальных и местных ценностей, обращение внимания на цифровой разрыв и направление усилий на справедливое распределение процессов преподавания и обучения, сетевой культуры и традиций, изменение социальной роли высшего образования, развитие новой педагогической культуры (независимость и самостоятельность учащегося) в качестве доминирующей организационной культуры в средах преподавания и обучения.

Экономическая инфраструктура. Электронная коммерция, доходность, новейшие методы распределения ресурсов и бюджета, новые модели обеспечения, маркетинг и развитие рынка образования, экономика без посредников, возврат на инвестиции, макроэкономика, косвенная эффективность (расширение выбора учебных тем, преподаватель, средство массовой информации, цена, скорость, способы обучения и т.д. для учащегося).

Инфраструктура управления и руководства. Управление знаний (смещение акцента к организационному обучению, а не индивидуальному, разработка способов передачи накопленных знаний и опыта между сотрудниками организации). Выбор стратегии взаимосотрудничества и здоровой конкуренции, новые стратегии руководства и управления, включая совместное управление, превентивное и динамичное управление, международные и глобальные подходы к организационным вопросам, разработка политик, курсов и правил в области виртуального образования, в связи с такими различными факторами, как объем работы, способ привлечения научных сотрудников, методов, проверка и лицензирование, вопросы интеллектуальной собственности, качественные и количественные стандарты, обеспечение качества, оригинальности и достоверности информации, меры электронной безопасности, приемлемые политики использования и т.д.

Административная инфраструктура и система поддержки. Электронная система управления, организационная, учебная и техническая система поддержки учащихся, преподавателей и сотрудников, доступ к цифровым ресурсам, услугам и т.д. . Особенности электронного обучения Насколько хорошо разработана программа электронного обучения, настолько больше можно обеспечить специальные характеристики, полезные в процессе изучения. Во всяком случае, эти характеристики должны быть в значимой форме включены в программу электронного обучения. Насколько больше доля составляющих определенной программы электронного обучения, настолько больше возможностей и характеристик она может обеспечить. Степень эффективности характеристик электронного обучения сильно зависит от вопроса их включения в разработку программ. Качество и степень влияния одной характеристики электронного обучения можно определить через рассмотрение важных кризисных тем среды обучения. Ниже приведены примеры некоторых характеристик электронного обучения. Интерактивность, реальность, полный контроль, комфорт, самодостаточность, легкость использования, поддержка онлайн, безопасность, умеренность расходов, совместное обучение, формальные и неформальные среды, многопрофильность, оценка онлайн, поиск онлайн, глобальная доступность, межкультурные взаимодействия, отсутствие дискриминации и т.д.

Результаты опытно – экспериментальной работы

Факторы, препятствующие развитию электронного обучения Применение новых моделей обучения для тех, кто несколько лет занимался традиционным способом, будет сопряжено с определенными проблемами и трудностями. Наряду с этим, философия образования и воспитания (педагогика) в каждой стране различна. В результате появятся разные методы и подходы. Изменение моделей обучения потребует преобразования таких подходов. С другой стороны, страны различаются между собой в вопросе доступа к информационным и коммуникационным технологиям. Эти различия могут создать определенные препятствия при реализации и внедрении электронного обучения.

Виртуальный вуз Виртуальный вуз является средой, где с помощью использования таких мультимедийных средств, как ПЭВМ, сеть Интернет, факс, камера, программное обеспечение для связи онлайн и т.д. реализуется дистанционное электронное обучение .

Можно утверждать, что понятия «виртуальный вуз» и «виртуальное обучение» относятся к таким курсам и образованию, которые отличны от методов традиционного обучения. Содержание занятий может передаваться через Интернет или с использованием видеосвязи, в двустороннем активном и интерактивном режиме. А также кабельное и спутниковое телевидение могут служить медиасредством передачи этих занятий.

Виртуальный вуз является интерактивным, динамичным и ориентированным на студента заведением. Такие вузы дают возможность обучения в любом месте, в любое время и на протяжении всей жизни .

Исследовательский центр – этот центр информирует учащихся о научной и издательской деятельности. Книжный магазин – дает возможность купить электронные книги и другие учебные материалы с помощью кредитной карты (e-books). Ответственный за исполнение административных услуг, таких как регистрация перечня занятий семинара, экзаменов и лабораторных работ.

Учебные подразделения, предлагающие занятия, лаборатории, диссертации и программы экзаменов. Электронное обучение в Иране делает первые шаги в сфере образовательных технологий и дистанционного образования. Одним из важнейших доводов в пользу необходимости создания центров электронного обучения в Иране является то, что ограниченные ресурсы действующей системы образования превратились в особую социальную проблему ]19[.

Преимущества и недостатки виртуальных вузов Как было определено ранее, виртуальный вуз передает свои занятия и учебные программы через Интернет и учащийся не должен, как в традиционном образовании, обязательно присутствовать в классе. Далее назовем некоторые преимущества и недостатки данных вузов:

Преимущества. Возможность предложения занятий в мультимедиийной среде (аудио, видео, текст, анимация), что естественно значительно повышает качество содержания. Доступность содержания занятий из любого места и в любое время, плюс возможность повторения для лучшего усвоения. Отсутствие временных и пространственных ограничений дает возможность занятым людям, или даже тем кто находится в поездке, без особых проблем получать образование. Связь учителя с учащимся по сети обеспечивает возможность выбора преподавателя из любой страны мира, также как и ученик из любой точки планеты может получить образование. Доступ к цифровой библиотеке в режиме реального времени. Возможность продолжать обучение для тех, кому было тесно в рамках традиционного образования.

Разработка научной основы технологии электронного обучения

Электронное обучение представляет собой комплексную систему решений для организаций, двигающихся по пути современных технологий и изменения методов и сред обучения.

В целом преимущества электронного обучения можно изложить следующим образом: Метод предложения занятий учащимся. Отсутствие временных ограничений для занятий. Универсальность, охват, мобильность, своевременность и удовлетворение потребностей в обучении в любое время. Рост качества занятий (на основе применения мультимедийных средств). Рост эффективности и отдачи обучения (в силу снятия временных и пространственных ограничений).

Использование различных средств масс-медиа. Один из наиболее важных инструментов передачи информации и знаний аудитории состоит в использовании соответствующих средств масс-медиа.

Виртуальное обучение применяет пять средств масс-медиа, таких как текст, звук, изображение, анимация и видео в качестве важнейших инструментов передачи информации.

Равная доступность. Виртуальное обучение обеспечивает всем участникам равный доступ к средствам образования. То есть одним хорошо составленным виртуальным занятием могут воспользоваться учащиеся в масштабе одной страны или даже шире.

Обширность обучения. В настоящее время ни один из видов обучения не имеет такой потенциал распространения по миру, как виртуальное обучение через Интернет. Географические границы распространения виртуальной среды обучения совпадают с пределами Интернет. Таким образом, этот вид образования предоставляет потенциальную возможность обучения из любого места. Виртуальное обучение в автоматическом режиме доступно 24 часа в сутки. Таким образом, виртуальные контакты образования в любое время суток они могут пересмотреть свои занятия, упражнения и тесты, чтобы ответить участникам. Поэтому аудитория виртуального обучения может в любое время суток посещать занятия, выполнять задания и участвовать в соответствующих тестах. Таким образом, еще одной особенностью виртуального образования является отсутствие временных ограничений.

Электронное обучение имеет возможность обеспечения связи между преподавателями и учащимися со всего мира, что имеет немалые преимущества.

Взаимодействие между преподавателем и учащимся. Не требуется физического присутствия учителя и учащихся в классе. Сокращение времени и расходов за проезд для учащихся. Возможность обучения большого количества учащихся в классе. Возможность регистрации деятельности и успеваемости учащихся учителем. Возможность составления различных моделей обучения учителем. Простота коммуникации.

Взаимодействие и сотрудничество. Среди других преимуществ виртуального образования через Интернет можно назвать использование инструментов обеспечения связи, консультаций и сотрудничества между учителем и учащимися. Например, большинство систем управления электронным обучением имеют средства электронной почты и чата. С помощью этих инструментов можно отправлять сообщения, задавать вопросы и обсуждать научные статьи и доклады среди участников.