Урок "Правописание приставок пре и при"(6 класс). Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум III этап. Повторение теоретического материала

Правописание гласных в приставках пре и при

(конспект урока)

Исполнитель:

Головко Мария Сергеевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ №1»

Мариинск, 2014

Содержание:

1. Введение.

2. Конспект урока.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

Введение.

Конспект урока по русскому языку 6 класса составлен по модели проблемно-диалогического урока изучения нового материала. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Сочетаются продуктивная и проблемная формы работы.

На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Используются формы и методы обучения, повышающие степень активности учащихся.

Урок построен так, чтобы обучать детей рефлексивному действию оценивать готовность к знанию и обнаруживать незнание, причины затруднения.

На уроке формируется атмосфера сотрудничества и комфорта.

Правописание гласных в приставках пре и при.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;

Тренировать учащихся в определении основных значений приставок пре и при;

Совершенствовать орфографические умения и навыки.

Личностные:

    организовать понимание ценности выполненной деятельности,

    формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Познавательные и регулятивные:

    развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

    целеполагание, умение структурировать знание (построение схемы);

    развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

    развивать сообразительность, мышление, память.

Коммуникативные:

    создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

    воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

    воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

Ход урока:

    Организационный момент (самоопределение к деятельности, проверка готовности класса к уроку. Приветствие.)

    Актуализация знаний. (10 минут), (познав.,регул.,коммуник. УУД).

На доске записаны слова, классу даётся задание, вставить пропущенные гласные.

Пр..лив,пр..бежит,пр..лестный,пр..мудрый,пр..школьный,пр..ехать,пр..открыть,пр..шить,пр..градить,пр..писать.

Что связывает между собой эти слова? (приставки пре и при).

Дать определение приставке.(морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).

Какими бывают приставки? (изменяемые и неизменяемые)

Какая проблема возникла при выполнении задания? (проблема написания гласных в приставках пре и при).

Значит, какова тема сегодняшнего урока? (гласные в приставках пре,при).

Подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках? (написание гласных в приставках зависит от лексического значения).

Определите значения слов? (приближение, присоединение, прибавление, близость, неполнота действия, значения «очень», «пере»).

Прилив,прибежит,приехать- приближение;

Пришкольный-близость;

Прелестный,премудрый-значение «очень»;

Приоткрыть-неполное действие;

Пришить,приписать-присоединение;

Преградить-значение «пере».

3 . В результате проделанной работы составим опорную схему . (15 минут),(регул.,познав.УУД).

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пре

1.предобрый, премудрый=очень

2.прервать, преградить=пере

Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре и при? (от лексического значения).

Учащийся даёт развёрнутый ответ по схеме на новую тему (организация первичного закрепления знания по построенной схеме, проговаривание нового знания в речи).

4.Закрепление знаний на практике.

Задание№1. (5 минут), (коммуник.,познав).

Замените выражение одним словом с приставкой, графически обозначить.

Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать).

Задание№2 .(5 минут), (коммуник.,познав).

Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить своими примерами.

1группа - приближение,

2группа- присоединение,

3группа - «пере, очень»,

4группа – близость,

5 группа – неполное действие.

Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,приусадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.

5.Рефлексия по уроку. (5 минут), (личностные,коммуник.).

Что показалось сложным?

Что нового узнали?

Что запомнилось больше всего?

- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее

- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся

- Присутствовал(а) на уроке

Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.

Д/з по группам .

1 группа: найти по орфографическому словарю случаи правописания гласных в приставках пре и при, неизученных на уроке. Приготовить рассказ классу о данных случаях (для сильных).- приставки пре и при- сложные случаи.

2 группа: выучить правило, составить рассказ, используя все случаи написания приставок пре и при по схеме, составленной на уроке.

6.Итоги урока.

Заключение.

Проблемно-диалогический урок изучения нового материала. На уроке создаётся проблемная ситуация - противоречия, которые порождают у учащихся стремление решить проблему самостоятельно. Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие - проговаривают и осознают его.

В результате проделанной работы, обучающиеся формируют ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение структурировать знание, а также умение раскрыть новый материал по сжатой схеме, алгоритму.

А также формирование и развитие опыта оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, умение оценить выполненную работу на уроке самостоятельно.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/(М.Т.Баранов,Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч.ред. Н.М.Шанский).-27-е изд.-М.: Просвещение,2007.-239 с.

2. Орфографический словарь русского языка/Инст-т русского языка.; Редкол.: В.В.Лопатин,Б.З.Букчина, Л.П.Калакуцкая и др.- 30-е изд.,стер.-м.: Рус. Яз.,2004.-516 с.

3. Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб, пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.

4. Самолова,Т.Н. Русский язык.5 класс. Сборник упражнений.-Новосибирск-2000-104 с.

Васильева Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Петъяльская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Петъял, Волжский муниципальный район, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание приставок пре- и при-".
Дата публикации: 26.12.2015
Раздел: среднее образование

Технологическая карта конструирования урока
в условиях реализации ФГОС Предмет, класс Русский язык, 5 Тема урока Правописание приставок пре- и при-. Тип урока Изучение нового материала Используемые педагогические технологии Технология проблемного обучения, развития критического мышления Цель урока Ознакомление с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ- Задачи урока
Образовательные:
1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках; 2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-; 3. Повторить морфемный разбор слов; 4. Развить умение формулировать определение понятий; 5. Обогащать словарный запас учащихся; 6. Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1. Осуществление системно-деятельностного подхода; 2. Развитие внимания; 3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): 4. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; 5. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; 6. развивать умение применять новые знания; 7. развитие творческих, речевых способностей учащихся;
8. формирование логических умений; 9. развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; 10. развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку; 2. Воспитание ценностного отношения к слову; 3. Развитие коммуникативных УУД:  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества. Планируемые результаты:
Личностные:
1. Уважительное отношение к родному языку; 2. Стремление к речевому самосовершенствованию; 3. Пополнение словарного запаса; 4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности; 2. Владение разными видами речевой деятельности; 3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5 . Проведение морфемного анализа слов. Оборудование Экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»(авторы: (Е.А. Быстрова, Л.В.Кирибеева, Ю.Н.Гостева)
Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Приемы и формы

работы

Формируемые УУД
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Подготовка обучающихся к работе на уроке, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, психологический настрой Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Принцип психологической комфортности Коллективная Личностные, коммуникативные 2. Актуализация знаний Совершенствование знаний, умений и навыков Организует игру «Веришь – не веришь» Подтвердить данные определения на тему «Морфемика» Письменно отвечают на вопросы условными знаками. Правильное утверждение - цифра 1, неверное – 0. Индивидуальная познавательные 3. Постановка Организация и Создает Отвечают на Развитие Регулятивные
учебной цели целенаправленность деятельности обучающихся, проблемную ситуацию, предлагает определить тему и цель урока, конкретизирует их поставленные вопросы, определяют тему и цель урока, оформляют тетрадь критического мышления через чтение Коллективная (самостоятельное формулирование темы и цели урока) 4. Усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, первичного запоминания изучаемого материала Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила написания приставки ПРЕ-, ПРИ- 1. Вместе с учителем выводят правило написания приставки ПРЕ- в словах. 2. Работают в группах. Прочитав небольшой текст, находят слова с приставкой ПРИ- и делают вывод, в каких случаях пишется данная приставка Коллективная Групповая Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, обобщение, рассуждение) 5.Первичное закрепление новых знаний Развитие умения применять новые знания. Организует работу, включающим тренировочные упражнения Выполняют упражнение 79 учебника (по вариантам), выявляют слова, в которых ПРЕ и ПРИ не являются приставками, а входят в состав слова Индивидуальная Коллективная Регулятивные (работа со словами) 6. Физкультминутка (пауза релаксации) Организует физкультминутку Выполняют упражнения Коллективная
7. Закрепление изученного материала Закрепление полученных знаний Организует работу по закреплению правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-, проводит распределительный диктант, тест Распределяют словосочетания в нужную графу Работа в парах Индивидуальная Познавательные (опираются на уже известное), коммуникативные (способ взаимодействия, сотрудничества 8. Рефлексия деятельности Обобщение, вывод, самооценка Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает Каждый анализирует свои достижения Коллективная Познавательные, регулятивные 9. Домашнее задание Сообщение информации о домашнем задании, методики его выполнения Предлагает выбрать задания на выбор: задания трудные – на «5», средней трудности – на «4», легкие – на «3». Выбирают и записывают домашнее задание Ход урока
1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята! Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний

-
А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”. 1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа. 2. Значимая часть слова – морфема. 3. Основа- часть слова без окончания. 4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова. 5. Корень - главная значимая часть слова. 6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень. 7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
(слайд 1)
- Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
(слайд 2)
Лист достижений ученика(цы) 5 класса_________________________ по теме «Правописание приставок пре-при» Задание Оценка «Веришь – не веришь» Работа в группах Упр.79 Распределительный диктант Тест Оценка учителя Общая оценка Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» 23 – 25 баллов 18 – 22 баллов 15 – 17 баллов

3. Постановка учебной цели.
- Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать. Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия. - Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы) - Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и). - А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках) - Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-). - Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока. - Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет) - Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило) - Вы правы. Так какова цель нашего урока?
Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?

(
научиться правильно писать слова с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.) -Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.
4. Усвоение новых знаний.
Прекрасная погода, Приятели мои, Два неразлучных друга- Приставки Пре- и При- . Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос: «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.
Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку. Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая. - Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ).
(слайд 3)
- Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение. - Слушаем сказку дальше. Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь.
-
Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске - ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ)
(слайд 4)
-
Давайте сделаем вывод:
в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?(когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу) ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом
«ОЧЕНЬ»
проверяем Или
ПЕРЕ-
заменяем. - Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.
(работа в группах)

1 группа
Язык прикусил – не совсем откусил, Пригрело – не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Слегка, едва, чуть-чуть: Пришёл, привстал, затем прилёг- Не хочет снова в путь.
-
Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске ПРИКУСИЛ, ПРИГОРЕЛО, ПРИШЁЛ, ПРИВСТАЛ, ПРИЛЁГ. (слайд 5) Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?
(
Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

2 группа
Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл, поезд - «прибыл» , пароход – «приплыл», космонавт «прилетел» из Вселенной, конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился. - Какие слова с приставкой при вы нашли? ПРИШЁЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. (слайд 6) Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?
(
Приближение)
3 группа.
Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать. - Какие слова с приставкой при- вы нашли? ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. (слайд 7) - Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Присоединение, прибавление)
4 группа.
Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький. - Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте? ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. (слайд 8) - Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?(Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».) - Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)
5. Работа с учебником
. - Сверим наши выводы с учебником (§9, стр.47,48). - Есть расхождения? Нет? - Проблема решена? (Да).
6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)
- Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. Это будет вашим домашним заданием. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа,
2 ученика работают у доски).

Закончили? Давайте проверим. -Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик) - В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить.
Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.
- Оцените свою работу. 2)
Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова) - Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили. А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались: «А ведь преинтересный урок у нас получился!» И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.
7. Закрепление изученного материала.

-
Следующее задание - распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу.
1. Распределительный диктант.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при

приближение

присоединение

близость

неполнота

действия

очень

пере-

Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы)
(слайд 9)

2. Тест
1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр…рекаться, пр…одолеть б) пр…лестный, пр..красный в) пр..прыгнуть, пр..вратить г) пр..городить, пр..мудрый 2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..выкаю, пр..глашаю б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе) в) пр..творить (мечту), пр..выкаю г) пр..шить, пр…града 3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..сутствовать, пр..рода б) пр…близить, пр..града в) пр..гласить, пр…неприятный г) пр..смотреться, пр…тяжёлый 4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..одолеть, пр..града б) пр..ставка, пр…дворный в) пр..казать, пр…вязать г) пр..кратить, пр..вратить 5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..учить, пр..рвать б) пр..интересный, пр..годится в) пр…морский, пр..зидент г) пр..одолеть, пр…длинный
6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..милый, пр…коснуться б) пр...неприятный, пр..дворный в) пр..усадебный, пр..рвать г) пр…бежать, пр…плыть 7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..кусить, пр..открыть б) пр..вокзальный, пр..клеить в) пр..тащить, пр..винтить г) пр..интересный, пр…любопытный - Проверьте себя по слайду. У вас должна была получиться 5
.
а б в г 1 х х х х 2 х 3 х 4 х х х х 5 х 6 х 7 х х х х
(слайд 10)
А если не получилось, не стоит огорчаться. На следующем уроке обязательно получится. 3.
Игра «Одним словом».
- Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется
«Одним

словом».
Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.
Спросить еще раз (переспросить) Расположенный у берега (прибрежный) Очень добрый (предобрый) Сесть на краешек (присесть) Немного открыть окно (приоткрыть) Заболеть, но не сильно (приболеть) Нарушитель закона (преступник) Очень скверный (прескверный) Участок около школы (пришкольный) Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент)
8. Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги. 1. Какова была цель нашего урока? 2.Выполнили мы поставленные цели? 3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой. 4.Довольны ли вы своей работой в течение урока? Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой. 5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой. 6.Какая форма работы вам понравилась больше? - Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу. Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание
А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (
Задание дифференцированное)
Выберите одну карточку для работы. 1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5» Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия, а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?) 2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4». Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».
Из снежного плена.
Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес…. в движение. Всё оживает. СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок. Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и). 3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».
«Корректор».
Исправьте ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ- Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел Иванушка на предорожный камень и презадумался. - Завершая урок, хочу пожелать вам цвести, расти, копить, крепить здоровье, Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет. Спасибо за урок!

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа

№ 1 р.п. Татищево» в д.Македоновка

Конспект урока

«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум»

Собянина Ольга Геннадьевна, учитель русского языка

д.Македоновка

2011 год

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку, развивать познавательный интерес у учащихся.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

III . Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Запись темы урока.

IV. Актуализация знаний учащихся.

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке?
(3 группы)
– Какие это группы приставок?
(1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

3. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ- 1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ- Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

V. Закрепление материала .

1.Выборочный диктант: выпишите слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- , обозначьте орфограмму в словах

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

Взаимопроверка.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

2. Словарная работа

– Рассмотрим слово «приветствовать», мы поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть?
(Этимологический словарь.) .
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.

Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?

– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

3. Игра «Одно словечко».

Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный ).
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).
  3. Участок около школы. (Пришкольный ).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать ).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться ).
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный ).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть ).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).

4.Шарады

Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.

(прилагательное)

Приставка из слова пришел , корень из слова колотушка , суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.

(приколотили)

5 . Диктант-игра "Четвертое лишнее".

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать ;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный , привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться , прекратить, пренебречь.

6.Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ-

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ-

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

7. Работа с текстом. Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

VI. Домашнее задание.

Творческая работа.

По заданному началу написать сочинение.

Пожалуй, осень самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в чудесный, переполненный фантазией мир, открывающий преогромные возможности для воображения.

Итоги урока . Оценка деятельности учащихся

VII .Рефлексия.

– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что было интересно?

Лирическое отступление. Чтение стихотворения С.Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Список использованной литературы

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1994
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М., «Просвещение», 1999

Урок русского языка в 6 а классе по теме: "Правописание приставок -пре- и -при-", проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
  2. Развитие внимания;
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Уважительное отношение к родному языку;
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Пополнение словарного запаса;
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.


Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.

На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.

Алгоритм работы

1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.

2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.

3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.

4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом (группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.

5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.

6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.

Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.

7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.

8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.

2.Самостоятельная работа с карточками

Карточка № 1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье ,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

Очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

Пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

Неполное действие

ПРИгореть

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Ответы:

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать ;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный , привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться , прекратить, пренебречь.

2. Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

Проверь себя.

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.
  2. Участок около школы.
  3. Гнаться за кем-нибудь.
  4. Слегка задеть что-либо.
  5. Вызывающий восхищение, красивый.
  6. Немного открыть окно.
  7. Расположенный у дороги
  8. Спуститься с неба на землю.
  9. Очень длинный.

Ответы:

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный ).
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).
  3. Участок около школы. (Пришкольный ).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать ).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться ).
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный ).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть ).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).
  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться ).
  10. Очень длинный. (Предлинный ).

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческий диктант. Задание дифференцированное.

Выбери одну карточку для работы.

Карточка с красным заголовком – трудная.

Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка с синим заголовком – простая.

1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

3.Рефлексия

Оценочный лист

Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)

№ задания

баллы

Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или -)

примечания

Карточка №1

Продолжи фразу:

1.правило

Сегодня на уроке я понял(а) ……..

Карточка №2

2. если ее можно заменить приставкой пере-

пре красный – очень красивый

пре большой – очень большой

пре рвать – пере рвать,

пре ломить – пере ломить

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

при близиться, при бытие, при ехавший

при клеенный, при давить, при соединение

при школьный, при морье, при брежный

при сесть, при подняться

Дополнительный материал

При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать .

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования

1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный .

2. Приближение: приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный .

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать .

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать .

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться