Эмпирически полученный результат включает истинное значение. Анализ основных методов эмпирического и теоретического познания. Результаты эмпирического исследования и их анализ

Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос «как». Теоретическое же познание - сущностное познание, отвечающее на вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты.

Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи. Остановимся на разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.2. Эмпирические методы (наблюдение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы (идея, гипотеза, теория) выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Рассмотрим особенности некоторых методов научного познания. Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы рис.3.

Рисунок 2. Методы эмпирического и теоретического познания


Рисунок 3. Соотношение общенаучных методов

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах («Все лебеди - белы»), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких- то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

  • 1) Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.
  • 2) Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.
  • 3) Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
  • 4) Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер.
  • 5) Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания. С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно - экономическая формация, государство и т.д.

Рассмотрим методы теоретического познания. Идея как форма познания, прежде всего, есть единство объективного и субъективного. Объективная реальность не просто отражается в идее, но и как бы мысленно достраивается в ней, а именно: сущее достраивается до должного. «Идея - это есть «придуманный», «увиденный» (т. е. найденный пока лишь в сознании), возможный выход за пределы сложившейся противоречивой ситуации - за рамки существующего положения вещей и выражающих его понятий». В исходном пункте и в конце своего формирования идея - есть единство субъективного и объективного. А по отношению к теории она - ее зародыш и своеобразный мостик между эмпирическим и теоретическим. Идея выражает творческий, преобразующий характер человеческого мышления. Выражая потребности и интересы людей, она выступает программой и методом их теоретической и практической деятельности.

Гипотеза. Развитие идеи вначале с необходимостью принимает форму гипотезы. Человек движется от одного уровня освоения действительности к другому, и противоречие между этими уровнями заставляет искать все новые и новые идеи, пытаться их обосновать, систематизировать. И именно это противоречие и придает гипотезе объективный и совершенно необходимый характер. Иными словами, гипотеза принципиально неустранима из процесса развития познания. Гипотеза содержит в себе и достоверные и недостоверные, доказанные и недоказанные моменты. Этим она отличается от теории, которая носит достоверный, научно-доказанный характер.

Теория. Отмечая такие важные признаки теории, как системность, полнота, достоверность, формальная непротиворечивость, наличие совокупности выводов и т. д., важно подчеркнуть наличие в ней исходных понятий, на которых базируется все ее развитие, развертывание в некое единство многообразного, выявление всеобщих условий духовно воспроизводимой ею конкретной целостности.

И все же самое глубинное отличие теории от гипотезы и эмпирического обобщения заключено в особенности практики, лежащей в ее основе, задающей ей направленность развития и проверяющей ее выводы.

Конечно, практика и теория в своем развитии обусловливают и поддерживают друг друга, взаимодействуют друг с другом, однако не всякая практика порождает потребность в теории, а только практика, достигшая состояния целостной предметной деятельности, ориентированной не просто на преобразование вещей, естественных форм предметов, а на преобразование процессов, внутренних взаимосвязей систем этих предметов. Такая практика исторически формируется со времени возникновения капиталистического производства, а с ней возникает и наука как особая форма общественного сознания.

научный моделирование познание

Анализ различий выраженности показателей предполагает, что Вы в табличной или графической форме представляете средние значения выраженности психологических показателей по группе данных по шкалам соответствующей методики. Рассмотрим на примере.

Пусть одна из методик, используемых в работе, - это «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко».

Методика позволяет определять уровень эмпатических способностей по 6 шкалам, отражающим различные виды (каналы) эмпатии: рациональная, эмоциональная, интуитивная, установки на эмпатию, проникающая, идентификация.

Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов.

Общая эмпатия определяется как сумма 6-ти компонентов.

Итоговый показатель уровня эмпатии варьируется от 0 до 36 баллов. При этом автор теста предлагает следующую градацию общего уровня эмпатии по уровням:

Менее 14 баллов - очень низкий уровень эмпатии;

15-21 - заниженный уровень эмпатии;

22-29 - средний уровень эмпатии;

30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии.

Таблица исходных данных для 10 испытуемых выглядит следующим образом:

Таблица 1. Результаты психодиагностики уровня эмпатии

№ исп.

Рациональная

Эмоциональная

Интуитивная

Установки на эмпатию

Проникающая

Идентификация

Общий уровень эмпатии

Среднее

19,3

Такого рода сводные таблицы результатов психодиагностики обычно помещаются в приложении.

Если расчеты проводятся в статистической программе , то в ней есть удобные функции построения гистограмм средних значений и распределений.

Важно отметить, что описание данных по каждой из тестовых методик (средние значения и распределения ) не всегда связано непосредственно с сутью эмпирического исследования. Эти результаты часто даже не включаются в выводы. Для более серьезных исследований такой анализ уместен, так как позволяет проводить предварительный анализ данных, что важно для последующих расчетов (например, проверка показателя на нормальность распределения ). Но в большинстве курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии такого рода первичный анализ данных носит сугубо иллюстративный характер. Тем не менее, грамотное оформление этой части эмпирического исследования показывает понимание студентом сущности диагностируемых по тестам психологических показателей.

Статистическая обработка и анализ данных

Обязательным требованием ко всем курсовым, дипломным и магистерским работам по психологии исследовательского типа является наличие в них статистического анализа.

Сущность эмпирического экономического анализа.

Замечание 1

Эмпирический метод в экономической теории является первым способом изучения экономических явлений и связей.

Для эмпирического анализа характерны следующие черты:

  1. Сбор фактов;
  2. Первичная их обработка;
  3. Описание используемых данных.

Самой главной задачей эмпирического метода является первоначальный сбор необходимой информации с целью обобщения, а так же, использования ее для дальнейшего теоретического анализа.

Эмпирическое экономическое исследование является независимым, но, тем не менее, связано с теоретическим уровнем познания.

Теоретический подход изучает логические связи между исследуемыми объектами и является еще одним методом экономического анализа.

Эмпирический анализ опирается на теоретические знания.

Характеристика эмпирического анализа:

  • Объект исследования – определенные системы экономических отношений.
  • Направленность - описание экономических явлений и процессов.
  • Методы исследования – наблюдение, измерение данных, сравнение, эксперимент.

Характеристика методов исследования.

    Экономическое наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие экономических фактов. В данном случае, аудитор отмечает экономические факты, при этом, активно не воздействуя на объект наблюдения. Данные факты, обработанные и осмысленные, используются в теоретических моделях и построениях.

    Основные требования, которым должно отвечать наблюдение:

    • Прогнозируемость;
    • Планомерность;
    • Системность;
    • Избирательность;
    • Целеустремленность.
  1. Экономическое измерение - это определение количественных значений, свойств объекта. При этом используются технические устройства, а так же единицы измерения. В данном случае осуществляется использование серийно выпускаемых машин, соответствующих ГОСТу, подкрепляющиеся официальными документами, либо может возникнуть необходимость в создании специализированных приборов и каких либо других установок.

    Данный метод исследования увеличивает точность знаний в экономике. Базисом для такого метода, как измерение – является метрология.

    Определение 1

    Метрология – это такая наука, которая изучает метода и средства измерений.

    Экономическое измерение как отдельная операция углубляет экономический анализ, позволяет дополнить качественный метод в экономическом исследовании количественным методом, так же, увеличивает точность экономических знаний.

    Экономический эксперимент – исследование хозяйственного явления путем активного воздействия на него.

    Классификация экспериментов:

    • В зависимости от отрасли науки – биологические, химические, социальные и т.д.;
    • В зависимости от целей исследования – поисковые, контролирующие и т.д.;
    • В зависимости от способу формирования условий – естественные, искусственные;
    • В зависимости от организации места проведения эксперимента – лабораторные, выездные, производственные и т.д.;
    • В зависимости от типа используемых моделей – материальные, мысленные;
    • В зависимости от характера анализируемых объектов – технологические, социометрические и некоторые другие признаки.
  2. Сравнение – данный метод осуществляет установление сходства и различий между объектами. Сравнение происходит при наличии у анализируемых объектов общих характеристик, а так же по более важным признакам.

Основной формой научного знания являются научные факты, совокупности эмпирических обобщений, эмпирические законы и закономерности; понятия, обобщающие наблюдаемые предметы либо явления.

Примером могут служить статистические закономерности распределения. Данные закономерности отражают свойства экономических явлений.

Стратификация является единственным способом исследования и контроля значений других, помимо экспозиции и заболевания, переменных при анализе данных. Под стратификацией понимают деление данных на подгруппы, или страты. Например, стратификация по полу или возрасту означает, что данные классифицируются по мужчинам и женщинам или по категориям возраста. В разделе содержится раздел о стандартизации, в котором в качестве примера приводится стандартизация по возрасту. Процедура стандартизации является одним из типов стратифицированного анализа.

Основной целью стратифицированного анализа является оценка и при необходимости контроль мешающих факторов. Смешивание возникает, когда какая-либо причина помимо исследуемой экспозиции является более распространенной в экспонированной группе, чем в неэкспонированной. При стратификации данных по мешающему фактору, например, на мужчин и женщин, каждая страта окажется свободной от смешивающего эффекта стратифицированной переменной. То есть, если связь между экспозицией и заболеванием анализируется отдельно, скажем, у мужчин и женщин, каждая из двух страт по полу даст оценку эффекта экспозиции, свободную от мешающего фактора пола. Такие стратифицированные результаты часто сообщаются не отдельно, а объединяются в один результат. Примером этого служит стандартизация по возрасту в том же разделе, где контролируется таким образом смещение со стороны возраста.

Еще одной целью проведения стратифицированного анализа является анализ модификации эффекта. Модификация эффекта означает, что эффект экспозиции в одних стратах сильнее, чем в других. Если, например, относительный риск заболевания в связи с экспозицией составляет 2 для женщин и 3 для мужчин, пол будет модифицировать это влияние и являться, таким образом, модификатором эффекта.

Основной принцип использования стратификации для контроля смешивания будет проиллюстрирован на двух примерах: из когортного исследования и из исследования случай-контроль.

Похожие статьи:

Примите к сведению

Информация на этом сайте представлена в справочных и образовательных целях и не должна быть использована как инструкция по лечению. В любых случаях необходимо консультироваться у врача.

1.Программа социологического исследования . Цели социологического исследования – анализ проблем, имеющих ключевое значение для жизни общества. Главная причина обращения к социологическим исследованиям – потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно – технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Методология – составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, система норм и регулятивов проведения социологического исследования. Создавая исследовательские программы, социолог – методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Теория дает объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает, как надо исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

этап социологического исследования – подготовка- обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д.

этап – сбор первичной социологической информации – записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент – анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Виды социологического исследования: разведывательное (пилотажное, зондажное), описательное, аналитическое.

разведывательное – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет « обкатка» инструментария: анкеты, бланка – интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа- относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно – следственных связей – главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методического.

Методологический: формулировка и обоснование социальной проблемы; определение объекта и предмета социологического исследования; определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический: определение изучаемой совокупности; характеристика методов сбора первичной социологической информации; последовательность применения инструментария для ее сбора; логическая схема обработки собранных данных на ЭВМ.

Социальная проблема – «социальное противоречие», сознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Объект исследования – любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие – либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что, подлежит непосредственному изучению.

Определение целей, задач исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологического анализа.

Логический анализ понятий – упорядочение основных категорий – наиболее общих понятий, которые будут применяться в исследовании. Основные категории занимают ведущее место в определении предмета исследования.

Выборка – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, и есть единицы анализа.

Рабочий план исследования - основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании.

2.Методы социологического исследования . Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Интервью – своеобразная целенаправленная беседа «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.

Наблюдение – сбор первичной специальной информации путем прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианта решения социальной проблемы.

Анализ документов. Под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе. Контент – анализ или научный анализ содержания текста – метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении.

3.Анализ эмпирических данных. Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов.

Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование.

Кодирование – связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в его обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией.

Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям (вариантам ответов) проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.

Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой – либо признак, и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре.

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в исследовании, решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.п. Кроме того, в приложении чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в ответ. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.


Похожая информация.