Личность как субъект и объект общественной жизни. Проблема сохранения человеческой индивидуальности

Академия социального управления

ЛЕКЦИЯ

По дисциплине: «Социология»

Тема 5.

Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.

Москва - 2013

Тема 5. Социология личности. Социальная детерминация поведения личности

Основные вопросы темы:

1. Личность как объект социологии.

2. Механизмы социальной детерминации поведения личности.

3. Социальные факторы развития личностного и человеческого потенциала.

4. Инновационная (новаторская) личность.

В данной теме рассматриваются социологические аспекты изучения личности, понятийный аппарат социологии личности, концепции личности в современной социологии, механизмы регуляции и саморегуляции социального поведения, факторы развития личностного и человеческого потенциала.

Личность как объект социологии

Человек является объектом изучения многих гуманитарных и социальных наук. Каждая из них имеет свой предмет исследования и выявляет интересующие эту науку существенные черты, свойства, качества человека, закономерности его бытия. В контексте классической, неклассической и постнеклассической парадигм в науке подходы к изучению человека эволюционировали от представлений человека в начале XVIII века в качестве жестко детерминированной машины до современных информационных, синергетических и хаотических моделей личности, раскрывающих нелинейность, многофакторность, неустойчивость, бифуркационность, фрактальную структуру поведения человека. Из совокупности таких представлений складывается современное «человекознание», центральное место в котором занимают теории личности, разрабатываемые в рамках психологии и социологии. Одна из работ, дающая достаточно полное представление о теориях личности, представлена на рисунке.

Кэлвин С. Холл , Гарднер Линдсей - Теории личности.

Социология личности – область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений и социально-типичного субъекта этих отношений. Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.



На социологию личности заметное влияние оказывают философские концепции человека и психологические теории личности. Однако если в философии больше используют понятие «человек», обозначающее принадлежность к человеческому роду, в психологии обращают внимание прежде всего на индивидуальные психические качества конкретных людей, то в социологии усилия сосредоточиваются на изучении социальных качеств, которые формируются и проявляются у людей в процессе общежития и взаимодействия с другими людьми. Социологию интересует, прежде всего, человек как элемент социальной системы, как субъект социального действия и взаимодействия с другими людьми, хотя ясно, что в социальных качествах субъекта проявляются и общие родовые, и конкретные индивидуальные качества людей. В социологии личность рассматривается в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи человека с социальными институтами, со всеми социальными структурами, с обществом в целом.

Из многочисленных определений личности воспользуемся определением В.А. Ядова: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания себя как субъекта деятельности и члена социума.

В социологии сложилось большое разнообразие методических подходов к исследованию качеств личности. Бихевиористский (поведенческий) подход исходит из того, что наука должна описывать только непосредственно наблюдаемые проявления качеств человека при его поведении. Личность при этом характеризуется совокупностью реакций (ответов) на некоторые стимулы (вопросы). В ролевой теории личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. В теории зеркального «Я» личность понимается как результат социального взаимодействия, в ходе которого человек смотрит на себя как на объект глазами других людей. В функциональных теориях личность трактуется как субъект действия и характеризуется совокупностью качеств, которые проявляются в действиях людей. Такой методический подход чаще всего используется в теориях социального управления.

Любой руководитель сталкивается с вопросами изучения и оценки качеств личности. В связи с этим важное значение имеет понимание различных подходов психологов и социологов к раскрытию структуры качеств личности. Остановимся на наиболее важных теориях личности.

Одна из первых классических теорий личности была разработанаЗ. Фрейдом.

Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud - Зигмунд Фройд , полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд ; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор,Чехия) - 23 сентября 1939, Лондон) - австрийский психолог.

До конца девятнадцатого века изучение личности связывалось прежде всего с анализом сознания человека как основной детерминанты его поведения. Фрейд уподобил психику айсбергу, где малая видимая на поверхности часть представляет область сознательного, в то время как гораздо большая невидимая часть является областью бессознательного.

Более сорока лет Фрейд исследовал роль бессознательного в поведении человека и дал свое толкование структуры личности индивида, выделяя в ней три компонента: «Оно» («Ид»), «Я» («Эго»), «Сверх-Я» («Суперэго»).

«Оно» (Ид) - это наиболее архаичная часть личности, которая включает в себя всё генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. «Это темная, недоступная часть нашей личности ; то немногое, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Я. Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия». «Оно» изначально иррационально: для процессов в «Оно» не существует логических законов мышления, «Оно» ничего не знает ни об обществе, ни о морали: «Оно» не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами». Вместе с тем «Оно», которое содержит инстинкты, служит источником энергии для всей личности.

Другой компонент личности - «Я» (Эго) - следует принципу реальности, осознает окружающий мир. Посредством своей деятельности «Я» способно учитывать социокультурные ценности общества, использовать их в своих интересах. Более того, «Я» в процессе развития обретает способность контролировать требования «Оно», определяя возможности реализации потребностей во избежание ущерба для личности в целом. Говоря о взаимодействии «Я» и «Оно», Фрейд метафорически сравнивает их с отношением наездника и лошади: животное дает энергию для движения, и наездник обладает преимуществом в определении цели и направления движения; но часто возникает ситуация, когда складываются далеко не идеальные взаимоотношения и тогда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается.

Третий компонент личности - «Сверх-Я» (Суперэго) - развивается в раннем детстве из системы запретов и приказаний. Основой формирования «Сверх-Я» является идентификация, т.е. уподобление собственного «Я» чужому «Я» (Фрейд полагал, что ребенок прежде всего идентифицирует себя с отцом, тем самым в его совести содержатся наставления и запреты, воплощенные в отцовском «Сверх-Я»). На «Сверх-Я» ребенка влияют также заместители родителей - воспитатели, учителя, идеальные примеры.

На основе такого представления структуры личности Фрейд раскрывает динамику и механизмы развития личности как сложной энергетической системы. При этом основную роль в детерминации поведения играет сексуальная энергия («либидо»).

Ещё одна из наиболее известных теорий личности принадлежит Карлу Юнгу.

Карл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии.

Карл Юнг сначала поддерживал взгляды З. Фрейда и сотрудничал с ним, а с 1914 года произошел разрыв отношений в силу расхождения их теоретических взглядов. Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человек в настоящем виде сформирован кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Наиболее важные структурные элементы личности : эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетипы, самость.

Эго – это сознательный ум, который строится из сознательных воспоминаний, мыслей и чувств. Личное бессознательное состоит из слабых и вытесненных из сознания переживаний. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков, в том числе дочеловеческих и животных предков и определяющих предрасположенности человека. Основным структурным компонентом коллективного бессознательного выступают архетипы. Архетипы – это мыслительные формы, содержащие значительный эмоциональный элемент и являющиеся «осадком» переживаний, повторяющихся на протяжении многих поколений. Самость – это центр личности, вокруг которого группируются и интегрируются все остальные компоненты личности.

Юнг рассматривает личность как частично закрытую энергетическую систему. Решающую роль в динамике личности играет распределение психической энергии. Динамика личности подчиняется двум основным принципам: принципу эквивалентности и принципу энтропии , которые являются психологическими аналогами первого и второго законов термодинамики. Настоящее личности определяется не только прошлым, но и будущим. Явления телепатии, ясновидения и другие паранормальные явления Юнг объяснял синхронией событий, происходящих одновременно, но не выступающих в отношениях причины и следствия.

Важная теория личности с точки зрения понимания механизмов самоуправления разработана Эриком Берном .

Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne , наст. имя: Леонард Бернстайн , 10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр.

Человек по Э.Берну – это живая энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он все время пытается прийти в состояние покоя. Вышедшая из равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке физически и психически. Психически напряжение проявляется в чувстве беспокойства и удрученности. Это чувство происходит из потребности каким-нибудь способом восстановить равновесие и снять напряжение.

В каждый момент, если не возникает каких-либо помех, человек склонен вести себя так, чтобы по возможности снять сильнейшее из своих напряжений, удовлетворив самое заветное из своих желаний. Каждое удовлетворенное желание приближает его к цели – к ощущению покоя и безопасности, или к свободе от беспокойства. Беспокойство – это признак напряжения; оно убывает, когда восстанавливается энергетическое равновесие.

Никто никогда не достигает цели вполне, потому что все время возникают новые желания, и слишком много желаний жаждет удовлетворения в одно и то же время, так что удовлетворение какого-нибудь из них зачастую усиливает напряжение других.

Два самых мощных стремления человека – это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость, пылкое произведение потомства и радостное творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, Э.Берн называет либидо . Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти. Напряжение, дающее силу этим чувствам, Э.Берн называет мортидо. Наиболее концентрированно это напряжение выражается в борьбе за существование; при надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и внешних опасностей. На обычном языке либидо – это энергия воли к жизни, сохраняющей род; мортидо – энергия воли к смерти, сохраняющей индивида, если объектом ее является подлинный враг. Эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая человека к противоположным поступкам по отношению к людям и окружающей среде.

Природа и другие люди не только препятствуют человеку, мешая ему удовлетворить тут же на месте его желания, но также постоянно угрожают его жизни. Всевозможные энергетические системы вокруг него: бурные моря, ревущие столбы воздуха, именуемые ветром, потрясающие землю вулканы, готовые к прыжку звери и, наконец, другие человеческие существа – все они также ищут пути уменьшить свои напряжения, как только эти напряжения возникают.

Очевидно, чтобы удовлетворить свои желания, не навлекая на себя неприятностей, человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим собою, другими людьми и природой. Мы имеем в себе нечто, позволяющее нам справляться с этой трехликой действительностью, которую приходится удерживать в столь чувствительном равновесии. Эта система называется Эго ; она производит правильные наблюдения и составляет правильные суждения о внутренних напряжениях индивида и о напряжениях окружающих его энергетических систем; она руководит индивидом в соответствии с этими данными, наилучшим образом способствуя его благу. С помощью этой системы индивид откладывает, когда это выгодно, удовлетворение своих желаний, пытаясь перестроить окружающий мир таким образом, чтобы эта цель оказалась достижимой впоследствии. По мере того как личность знакомится с действительностью, энергия Эго служит для управления первичной энергией.

Первичная энергия человека обозначается термином Ид . В Ид заключены инстинкты и напряжения «неоконченных дел», никогда не доходившие до сознания или вытолкнутые из сознания, происходящие от либидо и моридо, от любви и ненависти. Как бы ни был искусен человек в обращении с людьми и окружающими предметами, он не найдет покоя, если не научится так же хорошо справляться со своим Ид. В конечном счете наше счастье зависит не от способности очаровывать женщин или добывать деньги, - пишет Берн, - но от способности утвердить мир в собственной психике . Проблема человеческого Эго в этом трудном мире – найти путь наименьшего внутреннего и внешнего сопротивления для безопасного удовлетворения созидательных и уничтожительных стремлений.

Еще одна подсистема, участвующая в управлении и принятии решений, Э. Берном названа Суперэго. Она состоит из норм, идеалов и образов того, чем человек хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества. Здесь же сознательный образ того, что хорошо и что плохо, полученный главным образом от его религиозных наставников, школьных учителей и других авторитетов; эти авторитеты и формируют то, что обычно называется совестью. Нормы Суперэго формируются в процессе жизни и, как отмечает Э.Берн, «начинают с того, что побуждают индивида не пачкать пеленки, и приводят в конечном счете к идеалам Объединенных наций».

В целом механизм самоуправления личности может быть представлен следующей схемой (рис. 1.),

Рис. 1. Механизм самоуправления личности (по Э.Берну)

Наблюдение за пациентами привело Э.Берна к открытию, что в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго . Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент. Три состояния Эго , в которых может находиться любой человек, носят названия Родитель, Взрослый и Ребенок . Независимо от возраста, каждый человек, за исключением младенцев, может существовать в одном из трех состояний Эго.

Родительское состояние Эго по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях – карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.

Взрослое состояние Эго - это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый – это тот, кто работает. На работе лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго. На вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно.

Состояние Эго, именуемое Ребенком , – это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми, и каждый человек, независимо от его хронологического возраста, может иметь те же мысли и чувства и вести себя так же, как некогда в детстве. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество.

Перечисленные три состояния, по Берну, составляют структуру личности.

Психологические теории структуры личности дополняются исследованиями социальных психологов и социологов – представителей интеракционизма. Примером могут служить исследования Джорджа Герберта Мида.

МИД , ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (Mead, George Herbert МИД , ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (Mead, George Herbert ) (1863-1931) - американский философ, социолог и социальный психолог, заложивший основы символического интеракционизма

Мид Джордж Герберт (англ. George Herbert Mead ) (1863-1931) - американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма.

Джордж Герберт Мид утверждает, что формирование структуры личности осуществляется через процесс развития самости - способности людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Самость формируется только на основе социального опыта и поддерживается благодаря социальным контактам, прежде всего языковой коммуникации. Говоря о сути формирования самости, социолог отмечает: «Мы постоянно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем в других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение». По Миду, личность индивида имеет двойственную природу : самость = «I» + «Me». При этом социолог различает два аспекта формирования самости. Первый - «I» - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя, внутренний стержень личности, с позиций которого в конечном счете формируются социальные требования. Второй аспект - «Me» - обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом, совокупность установок других, которые, будучи усвоенными, образуют личностные ценностные ориентации. Благодаря внутреннему взаимодействию «I» и «Ме» люди становятся личностями, которые осведомлены, что ожидается от них в конкретных социальных и культурных условиях и действуют соответственно - ставят цели для себя, планируют будущее и просчитывают последствия от возможных альтернативных вариантов своего поведения.

Среди отечественныхпсихологов, занимающихся исследованиями в области психологии управления, сложилось по­нимание социально - психологической структуры личности с выделением в личности четырех блоков. Первый блок включает в себя психические процессы : ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание. Второй блок представлен психическими свойствами : темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера личности (чувства, эмоции, воля). Третий блок - психические состояния (подъем, упадок, депрессия, напряженность, стресс, возбуждение), а четвертый - психические образования (знания, умения, навыки, опыт, мастерство, профессионализм). Некоторые исследователи акцентируют внимание на таких свойствах личности как направленность, характер, темперамент и способности . Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности об­щую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, инте­ресов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмо­циональных свойств и, наконец, характер - как синтез отноше­ний и способов поведения.

Социологи при исследовании структуры качеств личности как элемента социальной общности чаще всего используют три понятия: индивид; социальный тип; индивидуальность.


Рис.2 . Структура качеств личности при её взаимодействии с социальной средой

Индивид – отдельно взятый человек как представитель человеческого рода, общества, класса, социальной группы, социальной общности. Социальный тип – обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств людей, входящих в какую-либо социальную общность (социальную среду). Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости личности, то специфическое, что отличает одного человека от другого.

Взаимосвязь между понятиями состоит в том, что каждый индивид несет в себе в определенной мере типичные качества и свойства тех социальных общностей, в которые он входит, и в то же время остается неповторимой личностью, т.е. индивидуальностью. Эту двойственность каждого из нас Э.Дюркгейм выразил так: «В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и отличающие нас, тогда как состояния, охватываемые вторым, - общи для всей группы. Первое представляет и формирует только нашу индивидуальную личность; второе представляет коллективный тип и, следовательно, общество, без которого он не существовал бы. Когда наше поведение определяется каким-то элементом последнего, мы действуем не из нашего личного интереса, а преследуем коллективные цели. Но эти два сознания, хотя и различны, связаны между собой, так как в итоге составляют одно целое; оба они имеют один и тот же органический субстрат».

В отличие от психологов социологи рассматривают личность прежде всего как объект и субъект социальных отношений (см. рис. 3.).

Рис. 3. Личность как объект и субъект социальных отношений

В структуре личности классическая социология заостряет свое внимание преимущественно на устойчивых, типичных качествах личности в различных социальных общностях, выявляя и исследуя различные типы личности. Так, американский социолог Р. Линтон выделил нормативный и модальный типы личности. Нормативный тип личности представляет такую совокупность социальных качеств, которая наилучшим образом отвечает основным ценностям культуры общества. Модальный тип – это статистически доминирующий тип личности. Величина отклонения между двумя этими типами выступает показателем состояния и движения общества.

При исследовании проблем перехода личности из одной культуры в другую Р. Парком был выделен маргинальный человек как тип личности, находящейся на стыке культур. Маргинальность сопряжена с дуальностью и определенной размытостью этнического самосознания и возникает прежде всего при миграционных процессах, при резких переходах общества в ходе модернизации и т.д. В личном плане маргинальность вызывает психическое напряжение и может привести к различным формам девиантного поведения.

На основе типологии личности по признаку конформности Э.Фромм выделил тип авторитарной личности как основу тоталитарных режимов. Этот тип личности характеризуется такими чертами как консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, нетерпимость к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм и т.д.

Одномерный человек – тип личности, характерный для индустриальной цивилизации. По мнению Г.Маркузе , ему присущи некритическое отношение к существующим порядкам, к поведенческим стереотипам, отсутствие индивидуальности. Свое положение он воспринимает как единственно возможное и не пытается его изменить.

Подобных модальных типов личности разработано много: массовый человек; человек толпы; человек организации и т.д. Все они раскрывают механизм стереотипизации человека в определенных условиях и чаще всего несут негативную характеристику общества. Множество нормативных типов личности раскрывают совокупность требований или желательных качеств человека при выполнении ими определенных функций в конкретных социальных организациях (личность предпринимателя, личность руководителя, личность педагога, личность государственного служащего и т.д.). В первые годы после Октябрьской революции в ходу была любопытная аббревиатура – УСКОМЧЕЛ (усовершенствованный коммунистический человек). Это тоже нормативный тип личности, переросший затем в понятия «социалистическая личность», «советский человек».

Перечисленные понятия и характеристики личности используются при исследовании проблем формирования личности и развития её качеств в неразрывной связи с функционированием и развитием той или иной общности (организации), при изучении процессов социализации личности.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, элементов культуры, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования и выполнения социальных ролей индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек приобретает способность к социальной жизни. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие – на отдельных стадиях жизни. По разным основаниям выделяются различные виды социализации – семейная социализация, профессиональная социализация, политическая социализация, социально-бытовая социализация и другие.

Обычно исследователи условно выделяют две последовательные фазы социализации личности: социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация - это приспособление к ролевым функциям, социальным нормам, социально-экономическим условиям, к среде жизнедеятельности. Интериоризация – это фаза включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, в устойчивую структуру личности. Однако реальный процесс социализации носит нелинейный характер, он противоречив, конфликтен и проходит через множество кризисных ситуаций, неустойчивостей.

Начало профессиональной социализации совпадает с периодом жизни человека, который можно назвать переходом в мир взрослых. Это период социализации, который характеризуется внутренним конфликтом телесно-эмоциональной сферы и духовной, сознательной сферы, развитием в сознании подростка критического, рефлексирующего, полного сомнений мышления.

Процесс социальной адаптации есть результат взаимодействия индивида с кардинально изменяющейся социальной средой. Успешность данного процесса в значительной мере определяется добровольностью или вынужденностью адаптации. Добровольная социальная адаптация сопровождается непротиворечивым усвоением новых ценностей и способов поведения, которые воспринимаются индивидом без особого психологического напряжения. Вынужденная социальная адаптация может привести к протестным реакциям, к отклонениям индивидуального поведения от норм и разного рода социальным деформациям.

Таким образом, социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами. Специфика социализации личности в условиях той или иной организации обусловлена особенностями конкретной организации. Особый статус личности, специфика социальной организации, особенности профессиональной деятельности могут порождать различные проблемы социализации, которые решаются средствами социального управления.

2. Механизмы социальной детерминации поведения личности

Детерминация (от лат. determinatio – ограничение, определение) применительно к поведению людей означает ограничение возможных способов действий, обусловливание определенных из них, придание определенности поведению. Одна из проблем социологии личности связана с вопросом – чем обусловлено то или иное поведение человека?

Сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его связей и отношений с окружающей средой определяют многообразие подходов в науке, философии и других формах постижения мира к пониманию детерминации поведения личности. Например, существуют различия между «западным» и «восточным» способами объяснения детерминации поведения: преобладание в одном случае преимущественно рациональных и индивидуальных факторов, а в другом – эмоциональных и коллективных факторов.

При ответе на поставленный вопрос необходимо прежде всего отметить, что нельзя отрывать духовные и природные факторы формирования личности, индивидуальную жизнь человека от объективного мира природы, социальных связей, исторических и культурных условий. Вот как, например, выглядит солнечный протуберанец в период повышенной солнечной активности (см. рис. 4).

Рис. 4. Солнечный протуберанец в сравнении с нашей планетой

Может ли поведение людей оставаться вне влияния подобных мощных природных воздействий? Анализируя влияние солнечной активности на поведение человека, А.Л. Чижевский писал: «Анализируя наши настроения, надо признать, что мы вибрируем в унисон с тем огромным количеством различных колебаний, которые обусловлены непрерывной динамичностью физико-химических процессов внешней среды. В таком свете наш организм представляется нам как своего рода частица-клетка огромного земного организма. И подобно тому как клетка живого организма подчиняется целому организму, так и целый организм – будь то растение, животное или человек – подчинен общей и совокупной жизни земного шара со всеми его ритмами, колебаниями и возмущениями» .

Поведение личности детерминируется и общими социальными условиями бытия людей. В данном случае личность выступает как объект социальных отношений в обществе. Наиболее важные компоненты социальных условий представлены на рис. 5.

Рис. 5. Социальные условия поведения личности

Перечисленные социальные условия микросреды и макросреды активно влияют на поведение личности.

Однако не следует преувеличивать внешней обусловленности поведения личности. Для З. Фрейда , например, ключевым является представление о том, что не только внешние факты правят поведением людей, но и внутренние силы . Эти внутренние силы могут олицетворять собой как сознательное, так и бессознательное. В этом заключено принципиальное новаторство ученого, который упраздняет отождествление душевной жизни человека только с разумом, с сознательным. Отсюда вытекают два основных постулата психоанализа. «Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни». Фрейд первый, кто эмпирически изучил бессознательные влечения и обосновал бессознательную мотивацию поступков. Второй постулат касается того, что страсти и вожделения человека способны к сублимации, т.е. отклонению от своих сексуальных целей и направлению на цели социальные. «Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что...сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать».

Внутренние факторы характеризуют поведение личности как субъекта социальных отношений. Наиболее важные из них представлены на рис. 6.

Рис. 6. Внутренние факторы поведения личности как субъекта социальных отношений

Итак, социальные действия индивидов могут быть детерминированы как внешними, так и внутренними факторами, отношения между которыми весьма динамичны. Какие из них доминируют?

П.А. Сорокин , анализируя детерминацию поведения интегрированных социокультурных систем, включая в них и личность, пришел к следующим выводам:

1) Любая функциональная или логическая система, будучи неким единством, имеет в процессе своего функционирования и изменения определенную степень автономии и внутренней саморегуляции, обладает определенной степенью независимости от внешних условий или иммунитетом к ним. В одних случаях эта свобода может быть большей, в других – меньшей, но в той или иной степени она свойственна любой системе, претендующей на интеграцию.

Личность как преобразуемое воплощает черты объекта развития и обозначается как «Я-развиваемое». Объект развития может быть описан как некая часть внутреннего мира личности, на которую, вопервых, личность как субъект направляет свои воздействия с целью самоизменения и которая, во-вторых, поддается этим воздействиям субъекта.

Понятие «объект развития» позволяет задать рамки проявления субъектной активности, которые имеют место при саморазвитии, ибо саморазвитие не является самодовлеющим и всеобъемлющим процессом, который определяет все изменения, происходящие в личности. Возможности личности по саморазвитию ограничены, что обусловлено двумя причинами.

Первая причина является интерперсональной и представлена факторами генетической и социальной природы, оказывающими влияние на личностное развитие. Нормативно с возрастом жизненный путь личности всё больше определяется фактором самодетермина- ции (Я-влияния), а развитие перерастает в саморазвитие - и тем не менее на протяжении всей жизни развитие продолжает подчиняться действию и факторов генетической, и социальной природы. Личность может бороться за то, чтобы отвоевать себе как можно большую зону самовлияния, чтобы как можно меньше подчиняться действию названных сил. Однако эта борьба никогда не может прекратиться.

Вторая причина является интраперсональной и связана с сопротивляющимися изменению силами в пространстве внутреннего мира личности. Выше было указано, что в структуре саморазвивающейся личности сосуществуют субличности, исполняющие функции субъекта и объекта. При этом объектная субличность не является абсолютно пассивной, безвольной, податливой, поскольку представляет собой часть целостной личности, которая может сопротивляться побуждающим к развитию посылкам субъектной субличности. В результате можно наблюдать борьбу личности не только с внешними по отношению к ней силами (природой и социумом), но и с самою собой, что может снижать результативность саморазвития.

Обнаружение в ходе исследований индивидуальных различий в успешности формирования и эффективности использования стратегии саморазвития заставило исследователей предложить конструкт «барьер саморазвития», призванный описать группу интер- и ин- траперсональных факторов, препятствующих саморазвитию [Маралов, 2002а; Lee, 2002 и др.]. В общей форме понятие «барьер» можно определить как такое отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них [Шакуров, 2001]. Психологический барьер, как правило, возникает перед чем-то новым, когда человек входит в новую для себя среду, знакомится с новыми людьми, берется за новое дело и т. д. Движение к неведомому, к новому, будущему «Я», которое осуществляет личность в зоне саморазвития, провоцирует актуализацию свойственных личности психологических барьеров. Современные исследователи саморазвития выделяют целую группу внутриличностных факторов, препятствующих саморазвитию.

Так, Г.А.Цукерман и Б. М. Мастеров обращают внимание на риски саморазвития, понимаемые как прогнозируемые личностью возможные негативные последствия саморазвития, которые затрудняют его осуществление. Среди них: 1) риск быть оцененным - риск в процессе самоизменений стать объектом пристального внимания со стороны окружающих, риск потенциально конфликтного отношения различных социальных групп к происходящим изменениям; 2) риск несоответствия: после изменения личность может оказаться несоответствующей ценностям референтной группы, оказаться в ситуации отвержения; 3) риск выбора, который появляется в ситуации выбора пути саморазвития, может сопровождаться конфликтом смыслов, ценностей и требует принятия ответственности за последствия выбора; 4) риск самораскрытия - риск осознания противоречий между безусловной ценностью внутреннего «Я» и теми отрицательными свойствами, которое оно содержит.

В. Г. Маралов , определяя барьеры саморазвития, придает большее значение не тем преградам, которые выстроены социальным окружением личности, а тем, что порождаются особенностями ее собственной природы. Это отсутствие субъектной позиции в развитии; неразвитость способности к самопознанию; определенная система стереотипов и установок; несформированность механизмов саморазвития (самопринятия и самопрогнозирования); отсутствие навыков самовоспитания и волевого саморегулирования.

Исследовательницы казанской школы саморазвития В. Л. и Ю. Л. Блиновы полагают, что саморазвитию могут мешать другие люди, однако чаще препятствия к саморазвитию связаны с личностными факторами. К ним авторы относят отсутствие ответственности за свою жизнь, неразвитость способности к самопознанию, влияние сложившихся стереотипов и установок, несформированность механизмов саморазвития, а именно самопринятия и самопрогнозирования .

По словам С.В.Яремчук, тормозящее влияние на осуществление преобразовательной активности личности, направленной на само- изменение, оказывает переживание смысловых конфликтов в отношении к изменяемым особенностям, или чертам, личности: «человек может стремиться приобрести черты, которые, как ему кажется, обладают только положительным смыслом и облегчат для него процесс удовлетворения потребностей, или стремиться избавиться от какого- то своего свойства, черты, привычки, акцентируясь на его негативном смысле. Но поскольку любая особенность человека включена в систему его личности и обладает одновременно позитивным и негативным смыслом, мотивы человека вступают между собой в борьбу» .

Группа исследователей во главе с Ю. В.Трофимововой использует термин «уход от саморазвития», раскрывая его феноменологию через следующие известные в психологии явления: 1) «бегство от свободы», несущее за собой тревогу и чувтво бессилия (Э. Фромм); 2) противоположная самостоятельности «выученная беспомощность» со свойственной ей пассивностью, фрустрированностью, замкнутостью (М.Селигман, В. Г. Ромек, М. Боуэн, Д.А. Циринг); 3) ведущее к дезадаптации «псевдотворчество» и ведущее к конформизму «подавленное творчество» (Д.А.Леонтьев); 4) «уход от ответственности» через слияние с группой и передоверивание ей ответственности за свою жизнь и поступки (В. Франкл); 5) «уход от проблемы» в форме игнорирования ее наличия, толерантности к неудовлетворенности и фрустрированности (О. К. Тихомиров, В.Е. Клочко) [Трофимова, Дьякова, Носонов, 2010].

В. Ю. Костенко, разработавший методику диагностики препятствующих саморазвитию индивидуальных особенностей , в качестве таковых называет эгоизм, ригидность и внутреннюю несогласованность личности.

Исследовательница из Великобритании М.Ли полагает, что основным препятствием к практике саморазвития является для личности страх неизвестности, боязнь расстаться с устоявшимися схемами поведения и взглядами на фоне непредсказуемости возможного результата. Саморазвитие требует выхода из оболочки «довольства», что может сопровождаться болезненным опытом: чувству самооценки бросается вызов, старые схемы оказываются расформированными, а привычная жизненная позиция - опрокинутой. «Для изменения мы должны иметь мужество, чтобы удивляться и искать за пределами нашей добровольной границы... нужно мужество, чтобы достичь порога известного и принять вызов того, что выходит за его рамки» .

Американские психологи Э.и Дж.Паппас , обобщая опыт изучения учебной деятельности современных студентов, выделяют три группы барьеров на пути саморазвития их познавательного потенциала, эффективного мышления и поведения. К барьерам первой группы относятся чрезмерная электронная стимуляция и отвлечение, связанные с использованием социальных сетей, видеоигр, электронных систем связи на фоне снижения возраста доступности таких устройств и культуральной мотивации их использования в социальных и академических областях . Кроме того, в сочетании с доминирующей в современном социуме стратегией соперничества виртуальная коммуникация препятствует переживанию опыта взаимопомощи в развитии в студенческом сообществе . Вторая группа барьеров - это дисфункциональные отношения со временем, под которыми подразумевается синдром дефицита времени и низкого контроля над ним: студенты чувствуют, что должны быть постоянно чем-то заняты, они торопятся больше успеть, погрузиться в решение многочисленных задач, но это приводит к обратному эффекту - снижению концентрации внимания и памяти, невозможности выйти на обобщенный уровень управления своей жизнью и деятельностью в силу переживания нехватки на это времени . Такая стратегия гонки оставляет меньше времени для ухода за собой, наслаждения художественным творчеством, правильного питания, управления не виртуальными, а реальными социальными отношениями, а также для направления сознания на самого себя в ходе саморазвития. Наконец, третья группа барьеров саморазвития - это трудности в осуществлении намеренных изменений. Многие студенты ожидают, что личностные изменения будут достигнуты с легкостью и наступят быстро, поэтому они могут отказаться от саморазвития, обнаружив, что это не так. Стресс, тревога, низкая самооценка и депрессия среди студентов находятся на небывало высоком уровне и часто мешают эффективному обучению и развитию социальных навыков . Чувство несоответствия ожиданиям родителей, преподавателей, общества и самих себя может вместо саморазвития привести студентов к порочному кругу в виде переживания стресса и избегания трудностей с помощью виртуальной игровой реальности, дающей ощущение псевдоуспешности , использования лекарств, рекреационных наркотиков и алкоголя , а также к увеличению количества случайных сексуальных связей .

Вскрытие интраперсональных барьеров и конфликтов позволяет понять, что саморазвитие есть упорная, трудная, рискованная работа с непредсказуемым результатом именно потому, что усилия отдельных субличностей могут быть несогласованны или согласованы не в той мере, которая необходима для обеспечения эффективного (т. е. оптимального по затрате ресурсов) его протекания. Только если личность преодолеет свои же инерционные силы, внутренние противоречия, защиты, ленность и неподвижность, станет возможным успешное осуществление ее качественного преобразования.

Человек - биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление - социальную сущность.
«Человек» - понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» - обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества.
Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”

в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. При этом следует отметить, что чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами. И наоборот, чем оно более развито и демократично, тем больше возможностей у его членов к развитию своей индивидуальности. Следовательно, личность - продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
Затем - коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее - трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации - процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
Следовательно, социализация - процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании - культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.


Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Социальный тип личности - это отражение совокупности повторяющихся существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность

По К. Марксу, личность - это не только субъект, но и объект общественного развития. Ее жизнедеятельность определяется обществом в виде социальных условий существования, наследием прошлого, объективными законами истории. Личность влияет на ход исторического развития через практику, освоение в процессе труда объективного мира, его преобразование.

Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. - Питер - 1997., С. 24. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

* В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка-чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбина-ции дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изуче-ния индивидуальных различий.

* В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетиче-ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное не-посредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность -- абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

* В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лич-ности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся об-стоятельства окружающей среды.

* В большинстве определений личность представлена теми характеристика-ми, которые “отвечают” за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружа-ющей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения лично-сти у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич-ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна-чимые для людей поступки.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, на-ряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “инди-вид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова упот-ребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхожде-ние с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единич-ный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, пот-ребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае упот-ребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологи-ческих факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-ис-торической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “инди-вид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рас-сматривается как отправной момент для формирования личности от ис-ходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А.Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000, С. 67..

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, от-личающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъ-екта деятельности, познания и творчества. Психология изучает лич-ность в качестве устойчивой целостности психических процессов. свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не-разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.:Центр, 1997 с.72..

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего харак-теризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная незави-симость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю Там же. - с.74..

В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, ко-торый как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?

Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его “при-рода” не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по своему.

Итак, понятие “личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность -- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

В социологии личность определяется как:

Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие “личность” показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.

1.2.Особенности взаимоотношения личности и общества

0

1. Понятие личности в социологии.

2. Ролевые теории личности.

3. Социализация личности.

1. В социальном и гуманитарном знании проблемы сущности человеческой личности, возможности ее формирования в необходимом для конкретного общества направлении всегда были очень актуальными. Ведь основным элементом и необходимым условием существования общества и является человеческая личность. Но что включает в себя это понятие? Философия больше оперирует понятием «человек», которое включает в себя и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Психология больше обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, особенности поведения. Социология, опираясь на философский и психологический анализ личности, рассматривает личность как определенную совокупность социальных качеств, которые формируются у человека в процессе совместного существования с другими людьми. На уровне обыденного сознания мы часто отождествляем понятия «человек», «индивид» и «личность». Но социология их четко разграничивает.

Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем представителям этого биологического вида свойств и качеств.

Индивид - это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивид рассматривается как единство биологического, психологического и социального начал. Но это скорее количественная характеристика, чем качественная. Качественной характеристикой человека (индивида) выступают понятия «индивидуальность» и «личность». Но «индивидуальность» указывает на психофизиологические особенности человека (индивида), а «личность» - на социальные.

Каждый человек обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют структуру его личности. В этой структуре иерархически выстроены биологические и социальные качества человека. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову) выглядит следующим образом:

Краткое название подструктуры

Компоненты

подструктуры

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биологический уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В социологии личность - это устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Социально значимые черты и качества индивида формируются и реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты и общности. Личность выступает здесь не только как объект внешних воздействий, но и как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, устремления, интересы, способный оказывать обратное воздействие на социальную среду.

Понимание личности как субъекта социальной деятельности включает исследование его потребностей, интересов, ценностей, целей, мотивов и стимулов деятельности. Потребности - это исходный источник деятельности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. В свою очередь, интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют мотивы и цели деятельности. Мотивы - это внутренние побудители деятельности, а внешними побудителями являются стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию (социальную установку) личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Таким образом, личность - это интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой активности личности, преобразования условий жизни и, следовательно, развития общества в целом.

Когда мы говорим о социальном типе личности, прежде всего обращаем внимание на то, что он отражает устойчивые черты характера, сформированные под влиянием историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей в конкретной общественной системе.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальный - это усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный - это тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего.

В современной социологии существуют и другие типологии, выстроенные по различным основаниям (например, по ценностным ориентациям, устойчивым поведенческим стереотипам и др.).

2. Организационно-регулирующим механизмом социализации является система статусов и ролей. Общее понимание социального статуса и социальной роли показано в теме «Социальная структура».

Зная социальный статус конкретного человека, мы можем ожидать от него типичного набора действий, т. е. выполнения соответствующей статусу социальной роли.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма (1858-1917), М. Вебера (1864-1920), а затем оно разрабатывалась в работах Дж. Мида (1863-1930), Т. Парсонса (1902-1979), Р. Линтона (1893-1953), Я. Морено (1892-1974) и др.

Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие ролевых ожиданий со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых ожиданий и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Парсонс одним из первых попытался систематизировать социальные роли. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1) эмоциональной - одни требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом - часть сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т. д.

Морено в своей книге «Кто должен выжить? » классифицирует социальные роли следующим образом:

Психосоматические роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой;

Психодраматические роли, когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

Социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Но любая роль не является чистой моделью поведения. Как правильно отмечает в своей работе В. Харчева, процесс реализации ролей зависит от следующих факторов:

Биопсихологических возможностей человека, способствующих выполнению той или иной социальной роли или тормозящих его;

Личностного образа, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, ожидаемых от человека;

Характера роли, принятой в группе, и способа социального контроля за выполнением ролевого поведения;

Структуры группы, сплоченности и степени идентификации индивида с ней.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого поведения. Между ними никогда не бывает полного совпадения, но каждый имеет большое значение в поведении личности. Роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом личности. Если ожидания не оправдываются, возникает конфликт между личностью и обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют четыре элемента:

1) описания типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей практически одновременно, может возникнуть конфликт. Ситуация, когда человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Но ролевой конфликт может происходить не только между ролями, но и в пределах одной роли. Подобный конфликт может быть разрешен посредством рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация роли - это неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человек как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Первые два вида действий являются неосознанными защитными механизмами, третий в основном используется осознанно и рационально.

3. Социализация - это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация - это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «Я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т. е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и определению своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной). Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяются их самооценкой и групповой принадлежностью.

Социализация включает ряд этапов, имеющих свою специфику и по-разному трактуемых социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность, и поэтому выделяют три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: первичная социализация (от рождения до формирования личности) и вторичная (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее активно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети осваивают будущие социальные роли.

В процессе вторичной социализации личности очень значимым может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки теряют свое определяющее значение. Ресоциализация - это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни знаний, ценностей, ролей и навыков.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, заинтересованных в том, чтобы человек усваивал определенные социальные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это - агенты и институты социализации. Среди них можно выделить:

Отдельные личности - агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (родители, учитель и другие);

Учреждения - институты социализации, которые направляют и контролируют ее протекание (школа, вуз);

Средства массовой информации (особенно телевидение), обеспечивающие усвоение ценностей и стандартов поведения.

Существует множество теорий социализации, но мы обратим внимание на наиболее известные теории Ч. Кули (1864-1929) и Дж. Мида.

Кули выдвинул теорию «зеркального Я», согласно которой человеческое «Я» открывается через реакцию других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Он включает:

Представление о том, каким я кажусь другому человеку;

Представление о том, как этот другой оценивает мой образ;

Вытекающее из этого специфическое чувство гордости или унижения (самоуважение).

По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если он будет общаться с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, одновременно будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса он обозначает «Я» (I) и «Меня» (me), где «Я» отражает субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности, а «Меня» - объективный.

Мид утверждает, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем и оцениваем самих себя. По мнению Мида, «обобщенный другой» - это средство связи каждого из нас с обществом. С помощью «обобщенного другого» мы впитываем в себя (интериализуем) организованную систему взглядов нашей группы и(или) всего общества так, что социальный контроль превращается в самоконтроль.

Используемая литература: Социология. Курс лекций: учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;
под ред И.А. Акимовой - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. - 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.