Зимний дворец Екатерины II

Доменико Трезини - наиболее выдающийся зодчий времен Петра I, построивший множество зданий, любимых и петербуржцами, и иностранцами, да и вообще - ценителями красивой архитектуры. Портал «ЗаграNица» приглашает вас на прогулку вдоль великолепных сооружений мастера

Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.

Петропавловская крепость

В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек - зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.

Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы - до самого 2012 года.

Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.

Здание Двенадцати коллегий

В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого - государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.

По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.

Адрес: Университетская набережная, 7/9.

Летний дворец Петра I

Еще одно здание легендарного архитектора, над которым он трудился 4 года (с 1710-го по 1714-й), сохранившееся до сегодняшних дней. Летняя резиденция Петра достаточно скромная как для тех времен и состоит из 14 комнат и двух кухонь.


Фото: rutravel.net

Барельефы, которыми украшен фасад, выполнены не Трезини, а его коллегой - немецким архитектором Шлютером, который в глине воплотил события Северной войны. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею.

Адрес: Набережная Кутузова, 2, Летний сад.

Зимний дворец Екатерины II

Дворцы руководителей были слабостью талантливого и трудолюбивого швейцарца. Еще одно его творение - зимний дворец Екатерины - считалось утраченным, поскольку именно на этом месте другой архитектор, Джакомо Кваренги, построил Эрмитажный театр. Но в конце прошлого века археологи во время раскопок нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых предположительно располагались покои Екатерины.


Фото: shutterstock.com

Адрес: Дворцовая набережная, 32, здание Эрмитажного театра.

Дом Трезини

Дом самого архитектора был задуман как показательный проект. Наряду с его эстетической составляющей в стиле петровского барокко, здание должно было стать и воплощением комфорта жизни, поскольку здесь он не только обитал, но и давал первые уроки архитектуры будущим зодчим.

Сооружение возводили в размеренном темпе: в 1723 году был заложен фундамент, а закончили дом только в конце 20-х годов.

С течением времени дом архитектора несколько раз перестраивался, а в 2005-м провели его масштабную реконструкцию. С 2013 года в здании располагается пятизвездочный , предлагающий гостям размещение в 21 номере класса люкс. Каждый номер отеля - это эксклюзивный дизайн, антикварная мебель, мрамор и роскошь эпохи Петра I.

Шикарная обстановка всех апартаментов была произведена по уникальным дизайн-проектам итальянских художников, а многие из деталей интерьера кропотливо создавались вручную. Помимо этого, каждый номер пятизвездочного отеля эксклюзивен, поэтому гости могут выбрать апартаменты по своему вкусу и предпочтениям.

В отеле работает ресторан, названный именем жены известного архитектора - «Мария Карлотта», который предлагает гостям изысканные блюда европейской и русской кухни, а в баре посетители могут выбрать эксклюзивные напитки из обширной коктейльной карты и вина. Обслуживание номеров круглосуточное. В котором бы часу вы ни вернулись с прогулки по прекрасному Петербургу - ужин в номер заказать не будет проблемой.

Отель «Дворец Трезини» - отличный выбор для проживания гостей, которые ценят пятизвездочную роскошь в сочетании с близостью культурных памятников Северной столицы. Теперь у вас есть возможность жить в исторически ценном здании в самом сердце Петербурга!

Адрес: Университетская набережная, 21.

Александро-Невская лавра

Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы - тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская.

Работа - это подготовка нескольких поколений архиереев. Многие епископы Русской церкви в то или иное время служили в монастыре в XVII-XIX веках.

Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.

Главная придворная аптека

Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.

Адрес: ул. Миллионная, 4.


Фото: citywalls.ru
Фото: tourbina.ru

Имперская столица России своим внешним видом обязана итальянцам — именно они со своими ордерными системами, барокко и любовью к камню спроектировали большую часть парадного Петербурга. Начал эту “итальянскую традицию” еще тогда никому неизвестный итальянский архитектор при датском дворе Доменико Андреа Трезини.

Биография

В 1670 г. в семье обнищавших итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико. Семья жила в маленьком городе Астано в Швейцарии, жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень. Еще в детстве Доменико познакомился с этим ремеслом. Но сидеть всю жизнь в горах он не собирался. Мальчика устроили учеником в мастерскую родственника — проектировщика и архитектора. Такая практика была широко распространена: ребенка отправляли учиться к родне, где он постепенно осваивал профессию, продвигался от ученика к мастеру, а затем открывал собственную мастерскую и принимал в ученики своих кузенов.

Судя по сохранившимся письменным источникам, Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции, которая на тот момент являлась одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе. Но в Италии он не остался, и после женитьбы в родном Астано на Джованне ди Вейтис уехал в Данию в поисках лучшей жизни. Там он получил работу фортификатора — инженера оборонительных сооружений — и в конце концов дослужился до архитектора крепостей. Но ни денег, ни славы эта работа ему не принесла. Пока в 1703 г. судьба не свела его с Андреем Измайловым. Измайлов был русским послом при датском дворе и знал о планах Петра по созданию новой столицы Российского государства. И эта столица нуждалась в неприступной крепости.

Ознакомившись с работами Трезини, 1 апреля 1703 г. Измайлов заключил с ним договор, согласно которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тыс. рублей в пересчете на современные деньги) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя. Конечно честолюбивый архитектор согласился не раздумывая, оставил жену на попечение родителям и отправился в Россию. Ему предстояло заложить архитектурные основы города на Неве.

Величайшие работы первого архитектора Петербурга

Петропавловский собор

По замыслу Петра город должен был начинаться с крепости, поэтому именно дату закладки первого камня в основание Петропавловской крепости — 27 мая 1703 г. — считают днем рождения Санкт-Петербурга. Еще продолжалась Северная война и шведы могли попытаться вернуть свои территории, поэтому на Заячьем острове была устроена крепость, а на Васильевском установили артиллерию, которая должна была остановить врага еще на подступах к городу. Крепость соответствовала последним достижениям военно-инженерной науки, хорошо оборонялась и была почти неприступна.

Однако детище Петра так и не поучаствовало ни в одном сражении. Через 2 месяца после начала строительства крепости на ее территории возвели небольшую церковь из дерева в честь покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. В 1712 г. хрупкое бревенчатое сооружение снесли и на его месте построили большой собор по проекту Доменико Трезини. Петр I так и не увидел Петропавловский собор во всем его великолепии, так как умер за 10 лет до окончания строительства, которое завершилось при императрице Анне Иоанновне в 1735 г. Первый российский император был похоронен под сенью своих небесных покровителей и заложил традицию для всех своих потомков. Вся династия Романовых, начиная от Петра I, была похоронена в Петропавловском соборе, кроме Петра II и Иоанна VI.

Петропавловский собор кардинально отличается от всего, что было до него. Итальянец, выросший в окружении лучших образцов Ренессанса, не стал возводить русский православный храм с крестово-купольной системой сводов и центральным круглым куполом. Собор стал первым базиликальным не центричным сооружением православной России. Вместо купола он имеет высокую вытянутую башню, прямоугольную в сечении, которая расположена на центральной оси здания, но не в его композиционном центре. Башню венчает шпиль с фигурой ангела. Он не имеет аналогов в мире, его видно всегда и при любой погоде. Кажущийся простым фасад здания, начинает мерцать тем сильней, чем ближе вы к нему подходите. Такой эффект достигается благодаря тонким валикам и филенкам, которые обрамляют стены собора.

Летний дворец Петра I

В 1711 г. началась постройка Летнего дворца Петра I. Зная вкусы своего заказчика, Трезини спроектировал здание, которое вовсе не похоже на дворец в привычном понимании. Это небольшое двухэтажное здание с 14 комнатами и 2 кухнями некоторые воспринимают павильоном Летнего сада. Высокое предназначение выдают в нем только барельефы между первым и вторым этажами, окаймляющие собой все здание. На них аллегорически изображены победы России в Северной войне — главной победе Петра.

Зная любовь Петра I к воде, Трезини располагает дворец на небольшом полуострове так, что вода подступает прямо к стенам дворца. Нева и Фонтанка создают природные водные границы, с третьей же стороны выкапывается гаванец, предназначенный для хозяина дома и его гостей. В последующие годы, когда берега рек подсыпали, дворец оказался отодвинут от воды. Вскоре и гаванец оказался засыпан.

Александро-Невская Лавра

Строительство святыни, посвященной Александру Невскому, задумывалось Петром еще на стадии осмотра болотистых шведских территорий, вскоре ставших столицей России. В 1710-ых гг. архимандрит Феодосий начинает обустройство монастыря по правую сторону Черной речки.

Изначально Монастырка была частью Чёрной речки, пока в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой, а направление течения реки изменилось: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал.

Архитектурный проект будущего духовного центра страны берет на себя Доменико Трезини, который создает симметричный ансамбль в духе классицизма. Монастырь работал с первого же дня его основания, поэтому все строительные работы проводились также и его настоятелями и монахами, обрастая все новыми и новыми постройками, в том числе бытового и утилитарного характера. Работы были закончены в 1723 г.

Кронштадт

Первой работой итальянского архитектора в России было создание знакомых ему оборонительных сооружений. Царь не желал отдавать новоприобретенные территории Швеции, а потому было необходимо остановить врага до подхода к строящемуся Петербургу. Доменико Трезини было поручено разработать проект форта на острове Котлин. Уже через пару месяцев новый форт Кроншлот успешно отразил атаку врага, а иностранный архитектор заслужил почет и уважение. К сожалению, до наших дней форт Кроншлот не сохранился.

Здание Двенадцати коллегий

Васильевский остров, по задумке Петра I должен был стать центром Санкт-Петербурга. На нынешней стрелке Васильевского острова причаливали иностранные корабли, это были, по сути, морские ворота города. К концу первой четверти 18 в. вся панорама острова состояла из здания Кунсткамеры и различного предназначения временных бараков порта. Было решено возвести здание, которое бы служило фоном для причала и символизировало реформу государственной власти.

Трезини разработал проект здания Двенадцати коллегий по образцу Дома для именитых. Оно состоит из двенадцати отдельных зданий, соединенных галереями. У каждого ведомства был собственных вход, сейчас эти двери заложили. На фасаде разделение зданий можно увидеть по крышам — каждая коллегия имеет собственную завершенную крышу. Это государственное учреждение, но его архитектурное решение имеет определенную прелесть в сочетании яркого красного цвета стен и умеренного классицистического декора.

Существует много легенд про то, почему здание Двенадцати коллегий выходит боковым фасадом к Неве, тогда как все остальные постройки Петра I ориентированы на Неву. Но на деле так как это здание служило фоном для панорамы Васильевского острова с причала, то его логично развернули лицевым фасадом к прибывающим кораблям.

Захоронения Трезини и Растрелли на Сампсониевском кладбище

В 1709 г. Петром I была заложена Сампсониевская церковь в честь победы в Полтавской битве. Тогда же при церкви появилось православное кладбище, а чуть позже и кладбище для иноверцев. Именно здесь была похоронена большая часть иностранных архитекторов, художников и военачальников, работавших в России и в ней умерших. В том чиле и 2 великих итальянца Петербурга — Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли. Спустя века кладбище заросло культурным слоем. Летом 2018 г. компания ООО «Нейшлотский, 3» приняла решение построить на этом месте жилой многоквартирный дом. После археологических исследований и раскрытия культурного слоя стройку отложили. Останки, найденные на месте бывшего Сампсониевского кладбища для иноверцев, подлежат перезахоронению.

Память о Доменико Трезини

Дом Трезини

В 1723 г. началась постройка дома первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Это были не только личные апартаменты зодчего и его семьи, в здании также находились мастерские, где он работал со своими учениками. Дом стал образцом петровского барокко и украсил собой Университетскую набережную. После кончины Доменико Трезини здание перешло во владение его вдовы и детей. В течение 19 и 20 вв. он неоднократно менял владельцев, пока совсем не опустел. Лишь в начале 21 в. дом Трезини отреставрировали и в нем открылся пятизвездочный отель “Дворец Трезини”.

Памятник

Собственный памятник Трезини получил в конце 20 в. совершенно случайно. В 1995 г. молодой скульптор П.П. Игнатьев разработал его в рамках своего учебного задания. Работой скульптора заинтересовались власти и из учебного задания вырос большой проект. Из-за большого количества доработок и нехватки средств процесс создания монумента итальянскому зодчему все время тормозился, пока наконец в 2014 году он не был торжественно открыт в присутствии правительства Санкт-Петербурга и представителей генконсульств Швейцарии и Италии. Архитекторв в бронзе стоит перед собственным домом на площади Трезини. Он одет по моде своего времени, в шубу и парик, в его руках — чертежи и инженерный циркуль.

Площадь Трезини

Площадь была названа в честь первого архитектора Санкт-Петербурга в 1995 г., до этого площадь не имела названия. Сейчас на ней находятся отель “Дом Трезини” и памятник самому архитектору.

Астероид Трезини

13 октября 1990 г. в Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Карачкина и Г. Кастель открыли астероид, который получил имя великого архитектора.

Памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”

17 октября 1995 г. на территории бывшего Сампсониевского кладбища, где был похоронен Трезини и многие другие великие “русские немцы”, открыли памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”, посвященный Д. Трезини, Б. Ф. Растрелли, А. Шлютеру, Ж.-Б. Леблону и Б. К. Растрелли. Памятник неоднократно подвергался актам вандализма.

  • Доменико Трезини был трижды женат. Первая его жена Джованна ди Вейтис осталась в Швейцарии с детьми, в России Трезини был женат еще дважды. Последняя жена Мария Карлотта родила ему 5 детей — 4 мальчиков и 1 девочку.
  • В России Трезини получил имя Андрей Петрович Трезин (Трецин).
  • Одна из самых известных легенд о расположении здания Двенадцати коллегий гласит, что в отсутствие Петра I генерал-губернатор Санкт-Петербурга князь А.Д. Меншиков решил развернуть здание боком к Неве, чтобы освободить больше места для территорий своего дворца. Вскоре император вернулся в столицу и, увидев столь чудовищное нахальство, заставил Меншикова бежать вокруг здания Двенадцати коллегий 12 кругов.

А рхитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.

«Договор с господином Трецином»: переезд в Россию

Доменико Андреа (по другим сведениям - Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции - в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.

Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей» , но желаемого дохода ему это не приносило.

Форт Кроншлот. Архитектор Доменико Трезини. 1704. Изображение: artcyclopedia.ru

Нарвский замок. Основан датчанами. 1256. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:

«За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.
Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.»

Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге .

Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

«Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация»

В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства - леса, кирпича, извести - найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.

Петропавловская крепость. Архитектор Доменико Трезини. 1706-1740. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Петропавловский собор. Архитектор Доменико Трезини. 1712-1733. Фотография: Дмитрий Яковлев / Фотобанк Лори

Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя - «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» - и ворота заменили на каменные.

К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.

Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация» .

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I . Резиденция вышла довольно скромной по тем временам - в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.

Летний дворец Петра I. Архитектор Доменико Трезини. 1710-1714. Фотография: Igor Lijashkov / Фотобанк Лори

Александро-Невская Лавра. Архитектор Доменико Трезини. 1713. Фотография: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори

В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры - симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.

В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» - городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города. Архитектор собирался поселиться в в новом доме - красивом и удобном - и подать пример остальным. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, однако по неизвестным причинам сам в особняке жить не стал, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Домом Трезини в современном Петербурге называют другое здание, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом архитектор также спроектировал самостоятельно, а затем и поселился в нем вместе с семьей, учениками, личным писарем и прислугой.

Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини - Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий здание передали во владение Главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Дом Трезини на Университетской набережной. Архитектор Доменико Трезини. 1721-1723 . Фотография: Сергей Васильев / Фотобанк Лори

Дом двенадцати коллегий. Архитектор Доменико Трезини. 1722-1742. Фотография: A.Savin / wikipedia

Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.

Тип здания Здание рядовой городской застройки Автор проекта Д. Трезини Строитель М. Г. Земцов Первое упоминание 1721 Строительство - годы Известные насельники Д. Трезини с семьёй Статус Объект культурного наследия РФ № 7802312000 Состояние Перестроено Координаты : 59°56′13″ с. ш. 30°17′16″ в. д.  /  59.93694° с. ш. 30.28778° в. д.  / 59.93694; 30.28778 (G) (Я)

Дом Трезини - здание в Санкт-Петербурге, находится по адресу Университетская набережная , д. № 21. Историческая и культурная достопримечательность, место жизни знаменитого архитектора Д. А. Трезини . Участок под строительство дома был выделен Петром I для архитектора в 1721 году .

Общие сведения

Первое упоминание об этом участке датируется 19 сентября 1721 года , когда по указу императора Петра I это место было отдано архитектору Доменико Трезини для строительства собственного дома.

С большой долей вероятности можно утверждать, что проект здания выполнен самим Трезини, при этом строителями здания были Стефен ван Звитен , позже - М. Г. Земцов . Дом представлял собой образец петровского барокко , это было двухэтажное здание с высоким крыльцом, на уровне второго этажа был балкон, в доме был устроен мезонин в три окна.

Строительство шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году , но в 1726 году дом ещё не был подведён под крышу.

В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьёй. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того, как Д. Трезини в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове (третьей жене архитектора) и детям .

Долгое время дом сохранялся в неизменном виде, во второй половине XVIII - первой трети XIX веков во дворе были построены флигели жилого и хозяйственного назначения.

В 1830-х годах дом был перестроен по проекту И. К. Лаутера : перестроен фасад и надстроен один этаж. Фасад здания был оформлен в стиле безордерного классицизма , окна второго этажа были решены в виде арок . Дом был украшен аттиком , венчающим ризалит .

Следующая перестройка здания произошла по указанию очередного хозяина дома Е. И. Клочкова. Перестройку осуществлял архитектор Х. И. Грейфан , облик дома был решён в виде эклектики . Фасад был оформлен рустом , окна второго этажа построены в прямоугольных формах, интерьеры обогащены лепниной , ряд комнат приобрёл камины .

Вместе с этим был построен флигель дома, выходящий на Академический переулок . В таком виде здание просуществовало в течение долгого времени .

Напишите отзыв о статье "Дом Трезини"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дом Трезини

Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.

Епархия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Тип здания Здание рядовой городской застройки Архитектурный стиль Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автор проекта Д. Трезини Строитель М. Г. Земцов Архитектор Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Основатель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Первое упоминание 1721 Дата основания Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Строительство - годы Дата упразднения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Известные насельники Д. Трезини с семьёй Статус Герб России Объект культурного наследия РФ № 7802312000 Высота Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Материал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Состояние Перестроено Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). 12px [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Дом Трезини]] на Викискладе Координаты :

Дом Трезини - здание в Санкт-Петербурге, находится по адресу Университетская набережная , д. № 21. Историческая и культурная достопримечательность, место жизни знаменитого архитектора Д. А. Трезини . Участок под строительство дома был выделен Петром I для архитектора в 1721 году .

Общие сведения

Первое упоминание об этом участке датируется 19 сентября 1721 года , когда по указу императора Петра I это место было отдано архитектору Доменико Трезини для строительства собственного дома.

С большой долей вероятности можно утверждать, что проект здания выполнен самим Трезини, при этом строителями здания были Стефен ван Звитен , позже - М. Г. Земцов . Дом представлял собой образец петровского барокко , это было двухэтажное здание с высоким крыльцом, на уровне второго этажа был балкон, в доме был устроен мезонин в три окна.

Строительство шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году , но в 1726 году дом ещё не был подведён под крышу.

В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьёй. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того, как Д. Трезини в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове (третьей жене архитектора) и детям .

Долгое время дом сохранялся в неизменном виде, во второй половине XVIII - первой трети XIX веков во дворе были построены флигели жилого и хозяйственного назначения.

В 1830-х годах дом был перестроен по проекту И. К. Лаутера : перестроен фасад и надстроен один этаж. Фасад здания был оформлен в стиле безордерного классицизма , окна второго этажа были решены в виде арок . Дом был украшен аттиком , венчающим ризалит .

Следующая перестройка здания произошла по указанию очередного хозяина дома Е. И. Клочкова. Перестройку осуществлял архитектор Х. И. Грейфан , облик дома был решён в виде эклектики . Фасад был оформлен рустом , окна второго этажа построены в прямоугольных формах, интерьеры обогащены лепниной , ряд комнат приобрёл камины .

Вместе с этим был построен флигель дома, выходящий на Академический переулок . В таком виде здание просуществовало в течение долгого времени .

Напишите отзыв о статье "Дом Трезини"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дом Трезини

– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!