Lovetorun – беговые путешествия. Отечественные психологи Биографии известных психоаналитиков

Постепенно мы будем расширять на данной странице список психологов, внесших вклад в развитие психологии. (род. 1916) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Основатель и редактор журналов "Personality and IndividualDifferences" и "Behaviour Research and Therapy". (1878-1949) - австрийский психоаналитик. Пытался использовать психоаналитическую методологию применительно к молодым делинквентам. С 1932 г. занимался частной практикой. В 1946 возродил Венское психоаналитическое общество. (1891-1964) - американский психоаналитик.Занимался проблемами психоаналитической теории неврозов, объясняя их возникновение нарушением самоконтроля, криминальной психологии. Один из начинателей психосоматической медицины. Выводил основные психосоматические заболевания из типичных человеческих конфликтов. Показал, что длительное эмоциональное напряжение связано с развитием таких заболеваний, как язва желудка, гипертония, астма, колит, артрит. (1864-1915) - немецкий психиатр и невропатолог, открыл болезнь, названную его именем. (род. 1920) - немецкий психолог. Преимущественное внимание уделял проблеме структуры интеллекта. Разработал тест структуры интеллекта (один из наиболее популярных тестов интеллекта). (род. 1908) - американский психолог. Президент Американской психологической ассоциации (1971-72).Занималась проблемами дифференциальной психологии, формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий его воспитания. Разработала ряд психологических тестов. (род. 1924) - отечественный психолог. Создатель московской школы социальной психологии. Специалист по широкому кругу проблем социальной психологии (теория и методология социальной психологии, методы эмпирического социального исследования, когнитивные процессы в группе, психология трудовых коллективов и др.). (род. 1924) - отечественный психолог. Один из ведущих специалистов в области методологии, теории и истории психологической науки, особое внимание ею уделялось принципу развития. Разрабатывала проблемы теории мышления как отражательной аналитико-синтетической деятельности. (род. 1904) - американский психолог. С 1933 г. по 1938 г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940 г. работал в США. С 1968 г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете. Специалист в области психологии визуального мышления. (род. 1923) - американский психолог, специалист в области психологии мотивации. В исследованиях 1948-53 гг. показал, что те или иные мотивационные состояния (например голод) влияют на содержание воображения. Для учета индивидуальных различий мотивов, в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения х вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях. (1871-1946) - немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы.Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции, в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым под названием методики "двойной стимуляции". (1896-1970) - венгро-английский психотерапевт.С 1949 г. по 1956 г. совместно с Э. Балинт проводил семинары врачей по теме "Психические нарушения во врачебной практике", принесшие ему всемирную известность. Такие рабочие семинары врачей, обсуждающих под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт, для выявления собственной субъективности и снятия страха, и вырабатывающих тем самым оптимальный метод метакоммуникаций и "психосоматическое мышление", стали называться "балинтовскими группами". (1883-1971) - английский психолог. Специалист в области психологии интеллекта. В 1930-х одним из первых в психологии стал проводить факторные исследования интеллекта. Занимался также проблемами ненормальных детей, малолетних преступников. (род. 1886) - английский психолог.Работал в области экспериментальной психологии мышления, восприятия, памяти,затем - в области военной психологии. Функции и структуру памяти рассматривал в контексте культуры. Американский психиатр. Занималась проблемами детской шизофрении, умственного развития, методов психотерапии. Разработала визуально-моторный гештальт-тест. (1902-1970) - американский психотерапевт и психолог, создатель"трансактного анализа". По аналогии с классическим психоанализом "трансактный анализ" ориентирован на выявление "сценариев" жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет "структурного анализа", при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям. (1857 - 1927) Основатель рефлексологии. Поддерживал Сеченова. Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Изучал быстроту и форму протекания реакций. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. (1857-1911) - французский психолог, один из основателей тестологии. В начале ХХ в. совместно с Т. Симоном приступил к созданию тестов уровня умственного развития детей, обобщившие их разработки по изучение памяти, внимания, мышления. По Бине, этот уровень не зависит от обучения. Ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития, который определяется лишь генетическими факторами. Занимался также проблемами патологии сознания, умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии. (1878 - 1950) -немецкий психиатр и психолог. В работе "Строение психоза" сделал попытку решить задачу построения архитектоники личности, поставив на место традиционного клинико-описательного метода, принятого в психиатрии, свой структурный анализ,объединяющий преддиспозиционные и провоцирующие факторы патогенеза психозов.Написал "Историю психиатрической науки" и первый словарь медицинской психологии.Изучал многие проблемы криминальной психологии, в частности, "тюремные психозы", индуцируемость при различных психопатологических типологиях. (1857-1939) - швейцарский психиатр и патопсихолог. Профессор психиатрии, с 1898 г. по 1927 г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете. С 1909 г. по 1913 г. совместно с З. Фрейдом издавал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований". Проводил исследования шизофрении. (1876-1939) - французский психолог. Профессор психологии в университетах Страсбурга и Парижа. Последователь Э. Дюркгейма и А. Бергсона. Специалист по социальной психологии. Разрабатывал проблему социальной психологии эмоций. (1884-1942) - российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался также проблемами развития мышления, сексуального развития. (1908-1981) - отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского, сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. (1861-1934) - американский психолог, социолог и историк. Один из родоначальников американской социальной психологии. Разрабатывал понятие "круговой реакции", под которым понимал процесс постоянного взаимодействия организма и окружающей среды. Основной задачей психологии считал исследование индивидуальных различий. Видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. В педагогике выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии. (род. 1904) - швейцарский психиатр, психолог, представитель экзистенциального психоанализа. Сотрудничал с К.Г. Юнгом (1938).Основывался на философии Хайдеггера. Разработал основы экзистенциального психоанализа, ориентированного на излечение неврозов и психозов за счет устранения предвзятых понятий и интерпретаций пациента. (1838 - 1917) В свое время был известен как противник Вундта. Разработал план новой психологии об. Область психологии - это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Он стоял у истоков направления - функции - анализа. Психология - наука опытная и наблюдательная. (1903-1955) - венгро-американский психолог, представитель "вероятностного функционализма". Специалист по проблемам восприятия, в частности восприятия пространства. Отстаивал идею о том, что в основе восприятия лежит процесс принятия решений. (1818-1903) - английский психолог, представитель ассоциативной психологии. Развивал идеи о спонтанной активности нервной системы, формы которой имеет тенденцию к закреплению, если сопровождаются чувством удовольствия; о невозможности образования ассоциаций без наличия особой активности ума, выраженность которой у разных людей разных разная; о существовании творческих ассоциаций, которые не сводятся просто к сумме исходных ощущений. (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе, где предложил доказательства безобразности мышления. После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, которое трактовал как прохождение трех стадий (инстинкта, навыка и интеллекта). Также работал в области языкознания. (1893-1974) - немецкий психолог. С 1970 г. -президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 - 30-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психическогоразвития ребенка, для диагностики которого ввела понятие "коэффициента развития"(вместо "коэффициента интеллекта"). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии. (1849-1934) - русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг "Биологические основания сравнительной психологии", 1910 - 1913 и "Возникновение и развитие психических способностей", 1924 - 1929. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных ("биологический метод"). Проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу о изменчивости инстинктов. (1879-1931) - американский психолог, сторонник бихевиоризма. Трактовал психологию как раздел физики. Пытался дать анализ психических явлений в физико-химических терминах. (1879-1962) - французский психолог, педагог. Предложил схему стадий онтогенетического развития на основе эмоционального и познавательного развития. (род. 1921) - американский психиатр и психолог. Специалист по проблемам социальной психологии, в частности человеческих коммуникаций. (1856-1925) - русский философ и психолог. Разработал на основе учения И. Канта философскую систему "логицизма". В книгах "О пределах и признаках одушевления" (1892) и "Психология без всякой метафизики" отвергал экспериментальный подход к анализу душевной жизни. (1890 - 1964) -немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г. Кафке. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии развития. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии,в патопсихологии и в психологии народов. (1492 - 1540) Один из первых противопоставил эмпирико - психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации. Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными. (1870-1915) - немецкий психолог, представитель австрийской психологической школы. Специалист по проблемам восприятия. Пытался объяснить психопатологические явления снижением гештальтобразующей деятельности субъекта. (1869-1962) - американский психолог, представитель функциональной психологии. В книге "Динамическая психология" (1918) развивал положение о принципиальной важности мотивов в организации поведения. Выдвинул гипотезу о том, что сформировавшиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование. (род. 1924) - американский психолог. Профессор Пенсильванского университета. Специалист в области психологических аспектов приема и передачи информации. (1902-1988) - отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы, автор концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного подхода. Американский психолог, один из основателей детской психологии. Разработал метод наблюдения за детским поведением, с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Ввел нормы развития ребенка. (1896-1967) - советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники. Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановления утраченных во время войны психических функций. (1904-1979) - американский психолог, один из основателей экологической психологии. Специалист по проблемам восприятия.Разрабатывал основы новой науки, названной им экологической оптикой, цель которой является анализ того, как организм видит окружающую среду, в которой активно действует. В его подходе признавалось, что не только отдельные ощущения, но и целостные образы обусловлены особенностями внешней стимуляции. (1897-1976) - американский психолог, разработчик модели творческой личности. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, пользуясь психологическими тестами и факторным анализом, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской системе образования, науке и промышленности. (1878-1965) - немецко-американский невролог и психолог. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий. (1861-1946) - немецкий психолог. Специалист по генетической психологии. Автор теории игры, где она рассматривалась как подготовка к жизненным испытаниям, в которой происходит тренировка органов. (1852-1899) - русский философ-идеалист, психолог. С 1886г. профессор Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889).Развивал теорию, основанную на введении особой единицы анализа психического - "психического оборота", в котором он видел объединение ощущения, чувствования, мышления и воли. (1886-1959) - американский психолог. Специалист по проблемам детской психологии и психологического тестирования. Разработала методику "Нарисуй человека", служащую для измерения интеллектуального развития детей. (род. 1906) - отечественный психолог. Специалист по проблемам психофизиологических различий и психодиагностики. Предложил комплексный подход к профессиональной пригодности, в котором сочетается анализ социальных факторов развития профессионала, в частности профессиональных требований и престижности профессии, с одной стороны, и психофизиологических особенностей, с другой. (1875-1949) - американский психолог. Специалист по общей, социальной психологии, психологии религии. (1833-1911) - немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: психологию аналитическую ("номотетическую"), объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте "атомов" и последующего "синтеза" из них высших процессов сознания, и психологию описательную ("идеографическую"), которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Ценности культуры, по мнению Дильтея, "объективируются" в психике отдельного человека. (1922-1985) - отечественный психолог. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. (1859-1952) - американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии. (1901-1977) - отечественный психолог. Учился у Л.С.Выготского. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. (1900-1988) - советский психолог. Психологическое образование получила в 20-е гг. в Германии в лаборатории К. Левина, где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник. Основоположник отечественной патопсихологии. (1881-1944) - немецкий психолог, сотрудник Вюрцбургской психологической школы. Автор книги "Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924). Проводил исследования мышления, в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий "проблемный комплекс", завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций, благодаря которым возможно такое завершение (абстракция, репродукция свойств и пр.). (1903-1969) - отечественный психолог. В 30-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. Пришел к заключению,что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных знаний. (род. 1923) - американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций выделил три уровня: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание-депрессия, гнев-отвращение-презрение, страх-тревожность, стыд-застенчивость, вина. (1864-1944) - немецкий биолог, зоопсихолог, философ, один из основателей зоосемиотики. Автор теории функционального круга. (1883 - 1940) - немецкий психолог, возглавлявший Марбургскую психологическую школу. Специалист по изучению эйдетизма. В структуре сознания выделял три уровня: уровень последовательных образов, уровень эйдетических образов и уровень образов-представлений. (1876-1956) - американский психолог. Специалист в области поведения животных, в частности приматов. (1870-1920) - немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии. Работал в Геттингене. (1884-1953) - западноевропейский психолог. Работал вместе с Э. Рубиным под руководством Э. Гуссерля. Специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии, считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта. (род. 1921) - американский социальный психолог. Специалист по проблемам межличностных взаимоотношений, атрибуции,групповой динамики. В соответствии с его теорией прогнозирование поведения другого человека обусловлено тремя факторами, к которым относятся степень похожести поведения данного человека на поведение других людей (консенсус), вариативность его реагирования на разные стимулы (своеобразие), устойчивость реагирования на один и тот же стимул (консистентность). (1905-1966) - американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или "личностных конструкторов", свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод "репертуарных решеток", названный его именем. (1860-1944) - американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г. Лотце и В. Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался также проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации. (род. 1905) -англо-американский психолог. Разработал структурную теорию черт личности. (1872-1956) - немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области характерологии. (1873-1940) - швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.-Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной психологии. (1879-1957) - отечественный психолог, автор реактологического учения. В 20-х гг. выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода. (1890 - ?) - американский психолог. Специалист по детской психологии, автор тестов интеллектуального развития. (1886-1941) - немецкий психолог. В 1911-1924 гг. работал в качестве приват-доцента в университете Гессена, с 1927 г. - профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М. Вертгеймером и В. Келером является основателем гештальтпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги "Принципы гештальтпсихологии" (1935). Издатель журнала "Psychologische Forschung". Занимался проблемами психического развития ребенка. (1912 - 1977) - американский психолог. Специалист по проблемам специальной психологии, психодиагностики личности. Во время второй мировой войны занимался разработкой методологии опросов общественного мнения. Наиболее известны его исследования конформности. (1916-1994) - американский психолог. Занимался проблемами образования, в том числе разработкой военных тренировочных программ. Обосновал основные критерии разработки и проведения психологического тестирования, прежде всего для диагностики интеллекта и личности. (род. 1917) - отечественный психолог.Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний. (1874-1948) - немецкий философ и психолог, основатель"лейпцигской школы" в психологии. С 1906 г. профессор психологии, с 1917 г.директор Института экспериментальной психологии в Лейпциге. Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания. В качестве генетической основы гештальта рассматривал "комплекс-качества", которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные образования. Американский социальный психолог и социолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического общества. (1857 - 1926) - французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). Повлиял на Й.Г. Шультца, создателя метода аутогенной тренировки. (1862-1915) - немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа так называемые высшие психические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. (1874-1917) - русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер ("эндопсихика"), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру ("экзопсихика"). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности. (1858-1921) - русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам. (1857-1939) - французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными. (1890-1972) - отечественный психолог. Занимался разработкой и внедрением диагностических тестов для профориентации и профконсультации. Дал всестороннее освещение сущности, динамики и генезиса психических состояний. Рассматривал психические состояния как наиболее реальные факты психики, занимающие промежуточное место среди других, в той или иной степени сконструированных образований (психических процессов и психологических свойств личности). (1904-1988) - немецкий невролог, психиатр и психолог. Профессор неврологии в неврологической клинике университета им. Гумбольдта в Берлине. Специалист в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей. (1890-1958) - американский психолог. Разрабатывал проблему локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально исходил из предположения о равнозначности любых участков головного мозга, но в дальнейшем отошел от него. Стал использовать лабиринт для исследования научения у крыс. (род. 1900) - немецко-американский психолог.Специалист по проблемам социальной психиатрии. Занимался проблемами психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, психологии общения,психотерапии и психоанализа. (1880-1933) - немецкий психолог и психотехник. Ученик Г.Эббингауза и В. Штерна. Специалист по проблемам общей и специальной одаренности, исследовал особенности практического интеллекта. Предлагал, в противовес количественным характеристикам интеллектуального развития ребенка, качественные. Сделал значительный вклад в развитие промышленной психологии. (1903-1988) - австрийский биолог, основатель этологии.Проводил исследования поведения животных и человека, в частности импринтинга и агрессивности. Автор книг "Кольцо царя Соломона" (1970), "Человек находит друга"(1971), "Агрессия". (1902-1977) - отечественный психолог, основоположник отечественной нейропсихологии. Создал оригинальную психофизиологическую методику"сопряженных моторных реакций", которая направлена на анализ аффективных комплексов. Занимался разработкой методов восстановления психических функций, которые были нарушены при локальных поражениях мозга. (1866-1950) - американский психиатр. Сторонник психобиологического направления. Создал концепцию эргазиологии, на основе которой предложил систематику психопатологических расстройств, соответствующих различным эргастическим реакциям. Майер (Maier) Генрих - (1867-1933) - немецкий философ и психолог. С 1900 г. профессор университета в Цюрихе, с 1901 г. - в Тюбингене, с 1911 г. - в Геттингене, с 1918 г. - в Гейдельберге, с 1920 г. - в Берлине. Предложил классификацию мышления. (1888-1983) - французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии. Автор книги "Психологические функции и произведения" (1948). Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах культуры. (род. 1900) - швейцарский психолог. Специалист в области факторного анализа личностных и интеллектуальных признаков, генетической психологии. (1862-1915) - немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды. (1853-1920) - австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано, главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальтпсихологии. Основал в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии. (1989-1982) - отечественный психолог. Занимался проблемой связи волевого действия и условно-рефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. (1863-1931) - американский философ, социолог, социальный психолог. Основывался на работах У. Джемса и Дж. Дьюи. Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма. (1901-1978) - американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Исследовала процессы социализации детей в различных культурах. (род. 1920) - американский психолог. Профессор Гарвардского университета. Занимался экспериментальным изучением речевых коммуникаций. (1892-1974) - американский психиатр, социальный психолог, автор исследовательского метода социометрии и психотерапевтической методики психодрамы. Исследовал связи субъективного благополучия, переживаемого личностью, с ее социально-психологическим статусом. (род. 1925) - французский психолог, социолог. Руководитель лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. Специалист в области социальной психологии. (род. 1909) - американский психолог, представитель гуманистической психологии. Пытался объединить психоанализ и экзистенциализм. Трактовал любовь и волю как базовые потребности человеческого существования. (1850-1934) - немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии в Германии. Проводил исследования в области психофизики, психологии памяти, визуальных представлений. Исходил из принципа изоморфизма психических и физических явлений. Рассматривал ассоциации как в значительной степени обусловленные реализацией сознательной установки. (1863-1916) - немецко-американский психолог, один из основоположников психотехники (ввел сам термин "психотехника"), ученик В. Вундта и У. Джемса. Занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения. Разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях. (1893 - 1988) - американский психолог. Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррей в области теории диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия "Я", "Оно", "Сверх-Я", нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от З. Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными,потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. (1893-1973) - отечественный психиатр,психотерапевт, психолог. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Разработал теорию личности на основе ее отношений. Проводил исследования психофизиологических и социально-педагогических аспектов психотерапии. (род. 1928) - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. В 1933 г. его семья эмигрировала в США. В 1950 г. закончил Гарвардский университет со степенью бакалавра, в 1952 г. защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956 г. - докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии. Проводил исследования процесса образования "схемы" как основы когнитивных процессов. (1903-1978) - отечественный психолог. Специалист по проблемам восприятия художественной литературы и воображения. (род. 1935) - американский психолог. Профессор Калифорнийского университета. Специалист в области психологии восприятия, памяти, внимания. (1897-1967) - американский психолог, специалист по психологии личности. Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов). (1916-1991) - американский психолог. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала. (1886-1963) - американский психолог. Занимался разработкой психологических тестов. Для нужд вооруженных сил создал Тесты альфа и бета. (1907-1978) - отечественный психолог. Автор концепции оперативного отражения. В основу исследований было положено положение, согласно которому эффективность трудовых действий определяется особенностями отражения объекта труда. В процессе выполнения конкретного действия с предметом формируется его оперативный образ, предназначенный специально для данного действия. (род. 1924) - отечественный психолог. Ведущий специалист по проблемам теории и методологии марксисткой психологии. Автор социально-психологической теории коллектива. Разработал теоретические проблемы психологии личности и ее развития. (1906-1984) - отечественный психолог.Проводил новаторские исследования в области психологии труда. Разработал новые методы психологического анализа деятельности летчика, в частности создал самолет-лабораторию. (1856-1931) - французский психолог. Специалист в области исследования когнитивных процессов, прежде всего мышления, речи, памяти. Занимался проблемами аффектов. (1903-1942) - французский философ-маркcист, психолог.Исходя из материалистического понимания общества и истории, пытался построить новую психологию. "Конкретная" психология, которую он разрабатывал, должна была сосредоточить свое внимание на смыслах и реальной деятельности личности. (1841-1897) - немецкий физиолог, психолог, специалист по проблемам детской психологии. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии. Развивал идеи Ч. Дарвина. В противоположность ассоциативной психологии отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. (род. 1919) - американский нейропсихолог. Профессор Стэнфордского университета. Рассматривал мозг как голографическую структуру. (род. 1925) - американский зоопсихолог. Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков.Несколько ранее супругам Р. и Б. Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве "слов"использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна была выкладывать на специальной магнитной доске, при этом ею было усвоено около 130 знаков, при помощи которых могли быть составлены достаточно сложные последовательности("фразы"). (1873-1956) - священник и психоаналитик в Цюрихе. Пытался поставить учение психоанализа на религиозную почву. Состоял в оживленной переписке с З. Фрейдом. (1881-1964) - французский психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии, ассистент П. Жане. Разрабатывал систему психологии на основе естественнонаучных данных. Отстаивал принцип изучения психики без обращения к явлениям сознания, а лишь на основании поведенческих актов. (1880-1939) - австрийский психолог, психотерапевт. Основной потребностью индивида является возвращение в изначальное состояние внутриутробного существования, в котором он един с природой, но эта потребность фрустрируется из-за воспоминаний о травме рождения. Преодоление этой травмы должно осуществляться в условиях специальной психотерапии. Позже сформулировал положение, согласно которому каждый этап индивидуального развития характеризуется актуализацией травмы рождения, что субъективно воспринимается как чувство покинутости, но предоставляет возможность установления новых отношений с миром. Американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. Получил известность благодаря анализу связей между языком, мышлением и действием. Проводил исследования использования языка в конфликтных ситуациях. Один из первых применил теорию игр для анализа поведения. (1786 - 1869) Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии. Его система строилась на двух фундаментальных принципах: 1. Отражение, 2. Реальность действия. Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам. (1897-1957) - немецко-американский психолог,психоаналитически ориентированный исследователь. С 1922 г. руководитель венского семинара по психоаналитической терапии. Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания оргазма. (1839-1916) - французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг "Болезни памяти" (1881), "Болезни воли" (1883), "Болезни личности" (1885). Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий. На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики. Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо. В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и эмоций. (1850-1935) - французский физиолог, психолог, гипнолог. Автор книг "Экспериментальные и клинические исследования чувствительности" (1877), "Опыт общей психологии" (1887). Установил три фазы сомнамбулизма. (род. 1933) - американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта Пигмалиона. (род. 1907) - американский психолог. Профессор университета Сент-Луис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест - рисуночную методику фрустрации. (1884-1922) - швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, получивший его имя. Получил медицинское образование, защитил докторскую диссертацию в области психиатрии. С 1911 г. приступил к опытам с чернильными пятнами. (1860 - 1928) Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности. Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп:

· Внимание

· Восприимчивость

Руководитель по научно-методической работе, руководитель реабилитационной программы, руководитель отделения психолого-педагогической реабилитации, координатор направления соматосенсорной терапии, психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир». Помощник ректора Московского государственного психолого-педагогического университета по вопросам профессиональной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ.

Член Правления Международной Ассоциации “Autism Europe” (Autism Europe’s Council of Administration). Член Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Эксперт Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и сопровождения их семей и межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Министерстве труда и соцзащиты Российской Федерации. Член рабочей группы по инклюзивному образованию при Департаменте образования г. Москвы. Член рабочей группы по вопросам организации медицинского обеспечения молодых инвалидов и детей-инвалидов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член общественного совета по делам молодых инвалидов при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Член рабочей группы по вопросам вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь города Москвы при Департаменте культуры г. Москвы.

Член Совета по вопросам детей-инвалидов Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Член Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ). Член правления Национальной федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов. Руководитель направления «Социальная реабилитация и взаимодействие с родительскими общественными организациями» Московской ассоциации специалистов службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности. Член рабочей группы «Социальная справедливость» Московского отделения Общероссийского народного фронта. Член Международного экспертного совета по проблемам аутизма МИА «Россия Сегодня».

Блюма Вульфовна Зейгарник

Выдающийся отечественный психолог, неутомимый исследователь, чьи достижения в области медицинской психологии, патопсихологии сложно переоценить, основательница нового направления науки – экспериментальной психологии, преподаватель МГУ, профессор - Блюма Вульфовна Зейгарник.

Эдвард Ли Торндайк

Имя Эдварда Л. Торндайка известно сегодня каждому специалисту в области психологической науки. Этот выдающийся американский исследователь, психолог, преподаватель, педагог, автор огромного количества научных публикаций.

Михай Чискентмихайи

Всемирно известный ученый, психолог, исследователь венгерского происхождения, один из основоположников позитивной психологии, создатель идеи «потока» (особого состояния увлеченности выполняемой деятельностью), автор книг-бестселлеров по психологии – Михай Чиксентмихайи.

Вильгельм Вундт

Известный психолог, физиолог, основоположник так называемой экспериментальной психологии, создатель особой лаборатории, функционировавшей в рамках основанного им направления психологической науки, ученый, оказавший влияние на многих других выдающихся психологов – Вильгельм Вундт.

Пол Экман

Пол Экман является одним из наиболее выдающихся и влиятельных исследователей-психологов современности. Крупнейший специалист в области психологии лжи, большинство исследований посвящено исследованию лжи, а также невербальным проявлениям человеческих эмоций и чувств.

Джон Боулби

Джон Боулби является одним из наиболее выдающихся психологов, психотерапевтов двадцатого столетия. Принадлежащая ему теория привязанности сегодня является одной из классических в психологии. Кроме того, работы Джона Боулби положили начало новому направлению исследований, которые позже были включены в психологию привязанности

Курт Левин

Американский психолог германского происхождения, Курт Левин по праву считается одним из основоположников обширной области психологической науки – социальной психологии, а также одним из наиболее выдающихся психологов двадцатого века, чей вклад в психологию трудно переоценить.

Леон Фестингер

К заслугам этого выдающего исследователя, психолога, преподавателя относят внесение им значительного вклада в психологию в целом, а также в становление и развитие когнитивной и социальной отраслей психологической науки.

Жан Пиаже

Выдающийся психолог, философ родом из Швейцарии, автор теории, оказавшей влияние на психологию развития и детскую психологию, - теории когнитивного развития, талантливый и продуктивный автор, создатель собственного подхода к природе познания – Жан Пиаже.


Уильям Шелдон

Американский исследователь, талантливый психолог, Уильям Шелдон внес существенный вклад в психологическое учение о темпераменте, выявив его связи с особенностями телесного строения и создав так называемую конституциональную теорию темперамента.

· Эрнст Кречмер

Эрнст Кречмер является выдающимся немецким медицинским психологом, психиатром, завоевавшим всемирную известность благодаря созданию классификации характеров на основе особенностей строения тела, что стало основой дальнейших исследований в области психосоматики.

Мюррей Боуэн

Американский психиатр, психоаналитик, профессор психиатрии Джорджтаунского Университета, один из пионеров семейной терапии и основателей системного подхода в психотерапии семьи – Мюррей Боуэн.

Гарри Стак Салливан

Американский исследователь, психолог, психиатр, создатель теории, соединившей в себе психодинамические и бихевиористские идеи, преподаватель, Гарри Салливан гораздо менее известен русскоязычным специалистам, чем, по мнению ряда авторов, заслуживает того.

Альберт Эллис

Основатель рационально – эмотивной поведенческой терапии, талантливый психолог, психотерапевт, исследователь, продуктивный писатель, обладатель ряда наград и премий, эксперт в области консультирования по вопросам сексуальных отношений. Все это – Альберт Эллис.

Ролло Мэй

Ролло Мэй – это удивительно талантливый экзистенциальный психолог, замечательный американский психотерапевт, писатель, преподаватель, исследователь. «Никто не становиться человеком во всей полноте смысла этого слова безболезненно» - Это слова Ролло Мэя, которые особым образом относятся и к его жизни и судьбе.

Карл Витакер

Карл Витакер является всемирно известным американским семейным психотерапевтом, автором ряда уникальных психотерапевтических техник, применяемых сегодня для помощи семьям, талантливым психиатром, медиком, исследователем, преподавателем.

Джулиан Роттер

Джулиан Роттер - американский исследователь и психолог, известный всему миру, прежде всего, как автор теории о локусе субъективного контроля, а также создатель ряда психодиагностических методик, позволяющих выявить особенности субъективного контроля и другие показатели

Сальвадор Минухин

Сальвадор Минухин является одним из величайших современных семейных психотерапевтов. Его заслуги уже сейчас высоко оценены специалистами в области семейной психологии и психотерапии, а его книги стали настоящими пособиями для желающих получить знания по данному направлению психологической науки.

Вирджиния Сатир

Вирджиния Сатир является одним из наиболее известных, талантливых и влиятельных семейных психотерапевтов в мире. Преподаватель, автор ряда книг по семейной психотерапии, обладатель множества наград – все это также относится к Вирджинии Сатир.

Джеймс Бьюдженталь

Имя этого замечательного психотерапевта знакомо многим современным специалистам – психологам и психотерапевтам, особенно тем, кто работает в гуманистическом и / или экзистенциальном направлениях. Автор ряда статей и книг по психотерапии, талантливый психотерапевт и преподаватель – Джеймс Бьюдженталь.

· Джордж Келли

Джордж Александр Келли – влиятельный американский ученый, исследователь, выдающийся психолог, талантливый педагог, создатель известной теории психологических личностных конструктов, автор ряда работ, посвященных исследованию данной проблематики.

Александр Романович Лурия

Имя Александра Романовича Лурии хорошо известно как отечественным, так и зарубежным специалистам - как имя выдающегося советского психолога, основателя российской нейропсихологии, связанного с такими учеными как Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник и др.

Ганс Айзенк

Имя Ганса Айзенка наверняка известно каждому психологу и психодиагносту – как имя создателя часто используемых диагностических методик (EPI, EPQ и др.). Ганс Айзенк является выдающимся британским ученым, психологом, исследователем, создателем так называемой факторной теории личности

Реймонд Бернард Кэттелл

Реймонд Кэттелл – американский и английский психолог, исследователь, автор теорий личности и интеллекта, внес важный научный вклад в отрасль дифференциальной психологии (в области исследования черт личности, мотивации, способностей).

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (26 июля 1875 – 6 июня 1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).

Эрик Леннард Берн

Эрик Леннард Берн - известный американский психолог, психиатр, живший в середине ХХ века, автор теории транзактного анализа как сути человеческих взаимоотношений. Принципы транзактого анализа популярны по сегодняшний день.

Владимир Михайлович Бехтерев

Владимир Михайлович Бехтерев вошел в историю русской и мировой психологии и психиатрии как выдающийся врач, ученый и исследователь. Находится в числе основателей русской экспериментальной психологии. Создатель учения, известного в современной мире под названием рефлексологии.

Лев Семёнович Выготский

Выготский Лев Семёнович - известный на весь мир выдающийся советский психолог, ученый, мыслитель. Внес значительный вклад в ряд отраслей психологической науки (общую, детскую, педагогическую, нейропсихологию, патопсихологию, психологию искусства), а также в дефектологию и педагогику. По словам философа С. Тулмина, Выготский – «Моцарт в психологии».

Уильям Джемс

Уильям Джемс (Джеймс) – выдающийся американский философ, психолог, ученый. Известен как один из основоположников функционализма, является теоретиком прагматизма. Джемс отвергал абсолютный идеализм, а собственную позицию обозначал как плюрализм и индивидуализм.

Эриксон Милтон

Милтон Эриксон – это имя американского психиатра, ставшего всемирно известным благодаря созданию уникального психотерапевтического метода, отличавшегося от традиционной гипнотерапии и получившего название эриксоновского гипноза. Это особая гипнотическая методика оказалась весьма эффективной и с каждый днем становится все популярнее в кругах специалистов – психологов и психотерапевтов.

· Ханскарл Лёйнер

Ханскарл Лёйнер – немецкий психиатр, известный как создатель и основоположник символдрамы – особого психотерапевтического метода, уже неоднократно доказавшего свою эффективность. Основатель и первый президент Европейского колледжа по изучению сознания.

Мартин Селигман

Мартин Селигман – выдающийся американский психолог, преподаватель, автор множества книг и публикаций, известный во всем мире как основатель целого направления современной психологической науки – позитивной психологии. Наиболее известное его открытие – феномен выученной беспомощности.

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу – известный американский психолог - ученый, один из основателей гуманистического направления в психологии. Наиболее известны его идеи о мотивации, самоактуализации личности, а также о комплексе Ионы как препятствии к достижению самоактуализации.

Альфред Адлер

Альфред Адлер - австрийский медик, психолог, более известный во всём мире как основатель индивидуальной психологии, а также как один из родоначальников психоанализа наряду с К.Г.Юнгом и З. Фрейдом. Наиболее известны его идеи о стремлении к превосходству, комплексе неполноценности, порядке рождения, жизненном стиле и социальном интересе.

Карл Роджерс

Карл Роджерс известен как один из наиболее влиятельных и авторитетных психологов ХХ века, психотерапевт, один из создателей гуманистического направления в психологической науке (наряду с Абрахамом Маслоу). Создатель так называемой «клиент – центрированной терапии».

Гордон Олпорт

Гордон Олпорт – известный американский психолог, крупный исследователь в области черт личности, внесший значительный вклад в исследование личности человека.

Карен Хорни

Имя Карен Хорни известно каждому, кто интересовался или изучал психологию. Известный психолог, врач, талантливый психоаналитик и психиатр, преподаватель, исследователь - неофрейдист, одна из основательниц женской психологии – все это Карен Хорни.

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон – всемирно известный психолог, психоаналитик, персонолог, специалист в сфере психологии развития, теоретик постфрейдизма, значительно расширивший границы психоаналитической теории. Наиболее известен в научном мире благодаря теории психосоциального развития и идеи кризиса идентичности.

Анна Фрейд

Анна Фрейд – талантливый австрийский психолог и замечательный психоаналитик, соосновательница детского психоанализа и эго – психологии, младшая из детей З. Фрейда, его главная помощница и последовательница, которой удалось внести значительный вклад в теорию психоанализа.

Эрих Фромм

Эрих Фромм – выдающийся философ, социолог, мыслитель, талантливый психолог и психоаналитик, сооснователь и яркий представитель неофрейдизма. Большинство его работ посвящено теме места человека в мире, а также смысла его существования.

· Беррес Фредерик Скиннер

Беррес Фредерик Скиннер – талантливый американский психолог, автор теории оперантного научения, яркий представитель бихевиоризма, возглавивший список самых выдающихся психологов 20 века (по мнению Американской психологической ассоциации), обогнал даже Зигмунда Фрейда.

Ирвин Ялом

Ирвин Ялом – всемирно известный современный экзистенциальный психотерапевт, крупный специалист в своей области, популярный писатель, автор ряда бестселлеров, чьи произведения выдержали множество переизданий миллионными тиражами.

Альберт Бандура

Альберт Бандура – всемирно известный современный психолог, исследователь в области изменения поведения, агрессивности, автор теории социального научения, ученый, чьи суждения и идеи до сих пор оказывают значительное влияние на современную психологию.

Петр Яковлевич Гальперин

Петр Яковлевич Гальперин – известный советский психолог, доктор психологических наук, выдающийся профессор, автор теории поэтапного формирования умственных действий человека.

Виктор Эмиль Франкл

Виктор Эмиль Франкл – известный австрийский психолог, психотерапевт, психиатр, выдающийся философ и мыслитель, создатель Третьей Венской Школы психотерапии, а также автор логотерапии (метода экзистенциальной психотерапии). Предполагал, что главная сила, движущая человеком, – это поиск смысла.

Сергей Леонидович Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн – известный советский психолог, философ, талантливый ученый и исследователь, автор концепции, которая легла в основу деятельностного подхода в психологии

Аарон Тёмкин Бек

Аарон Тёмкин Бек – гениальный американский психотерапевт, автор и создатель когнитивной психотерапии, профессор психиатрии. Бек – автор ряда научных работ и психодиагностических методик, а также заслуженный обладатель наград за вклад в психиатрию и психотерапию.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд – известный всему миру австрийский врач, выдающийся психиатр, создатель психоаналитического течения в психологии (по праву называемый «отцом психоанализа»), автор теории психосексуального развития, которая произвела революцию в представлениях общества о детстве, автор работ по толкованию сновидений.

Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие .
В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology», в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.

10 влиятельных психологов-мыслителей

В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди – самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.

1. Б. Ф. Скиннер

В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.

2.

Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.

3. Альберт Бандура

Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.

4.

Работы Жана Пиаже затрагивают понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

5. Карл Роджерс

Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.

Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.

8. Иван Павлов

Иван Павлов – русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.

Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.

10. Выбор читателей

Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.