Артур Шопенгауэр – самые мудрые цитаты великого немецкого философа. Афоризмы артур шопенгауэр Кто видит человека во всей его глупости

1. Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок

2. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля

3. Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности

4. В болезни или в горе воспоминание рисует нам каждый безболезненный или безнуждный час бесконечно завидным, как потерянный рай. Но переживая наши красные дни, мы не замечаем их вовсе и тоскуем по ним лишь тогда, когда настанут черные

5. В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет

6. Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя

7. Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать

8. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья

9. Есть одна только врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья

10. Истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют

11. Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою

12. Лучше обнаружить свой ум в молчании, нежели в разговорах

13. Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди

14. Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости

15. Тщеславие делает человека болтливым

16. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь

17. Не говори своему другу то, чего не должен знать твой враг

18. Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства

19. Ставить кому-либо памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет

20. Те, которые надеются стать философами путем изучения истории философии, скорее должны вынести из нее то убеждение, что философами родятся, так же, как и поэтами и притом гораздо реже

21. Ценить высоко мнение людей будет для них слишком много чести

22. Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта

23. Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями

24. В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле

25. Кто не любит одиночества - тот не любит свободы

26. Одиночество есть жребий всех выдающихся умов

27. Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет

28. Как животные лучше исполняют некоторые службы, чем люди, напр., отыскивание дороги или утерянной вещи и т. п., так и обыкновенный человек бывает способнее и полезнее в обыденных случаях жизни, чем величайший гений. И далее, как животные никогда собственно не делают глупостей, так и средний человек гораздо меньше делает их, нежели гений

29. То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека

30. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое

31. Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели

32. Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо - мысль природы

33. Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных, замечаний: обидеть человека - легко, исправить же его - трудно, если не невозможно

34. Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь

35. Все негодяи, к сожалению, общительны

36. Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит

37. Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы

39. Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно

40. Жизнь и сновидения - страницы одной и той же книги

41. Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя

42. Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок

43. В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре

44. С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое

45. Человеческую жизнь нельзя, в сущности, назвать ни длинной, ни короткой, так как в сущности она именно и служит масштабом, которым мы измеряем все остальные сроки

46. Врач видит человека во всей его слабости, юрист - всей его подлости, теолог - во всей его глупости

47. Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав

48. Чем больше человек имеет в себе, тем меньше могут дать ему другие люди. Вот почему интеллигентность приводит к необщительности

49. Скука терзает прежде всего знатных и богатых людей

50. Сотни предметов, доставляющие людям удовольствие, для большого ума скучны

51. Весьма ограниченный в умственном отношении человек в сущности – самый счастливый, хотя никто не позавидует такому счастью

52. Глубокое знание есть первое условие счастья

53. Мнение других о нашей жизни ценятся обычно, по слабости человеческой натуры, непомерно высоко. Как кошка мурлычет, когда ее гладят, так же стоит похвалить человека, чтобы его лицо непременно засияло истинным блаженством

54. Необходимо умерить чрезмерную чувствительность к чужому мнению как в том случае, если нам льстят, так и в том, если нас порицают. Иначе мы станем рабами чужих мнений и настроений

55. Если нам доведется услыхать, как полдюжины баранов пренебрежительно ругают выдающегося человека, тогда мы поймем, что ценить высоко мнение людей – будет для них много чести

56. Гордость – готовое убеждение человека в своей высокой ценности. Тщеславие – желание вызвать это убеждение в других

57. Тщеславный человек должен бы знать, что доброе мнение других, которого он так добивается, гораздо легче и вернее создается молчанием, чем говорливостью

58. При бесстыдстве и глупой наглости большинства, всякому, обладающему какими-либо внутренними достоинствами, следует открыто выказывать их, чтобы не дать о них забыть. Особенно этот образ действий советуют тем, кто обладает высшими реальными личными достоинствами, о которых нельзя постоянно напоминать (титулами и орденами). В противном случае может осуществиться латинская поговорка о свинье, поучающей Минерву

59. Кто в простоте душевной общается с людьми, как с равными, того люди искренне сочтут за ровню

60. Самая дешевая гордость – национальная. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подмечает ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости

61. Нельзя не признать, что в национальном характере мало хороших черт, ведь субъектом его является толпа

62. У толпы есть глаза и уши, но крайне мало рассудка и столько же памяти. Она аплодирует в момент совершения заслуг, но вскоре забывает о них. В этом случае уместно создать в виде креста или звезды всюду и всегда слышное толпе напоминание: Этот вам не ровня, за ним есть заслуги! Однако при несправедливом назначении орден теряет эту ценность, поэтому в этом следует проявлять осторожность

63. Человек видит, что не столь важно быть деятельным членом общества на свой взгляд и совесть, сколько казаться таковым на взгляд других. Отсюда старательная охота за благоприятным мнением других людей

64. Ругая кого-либо, человек тем самым показывает, что он не может привести против него ничего обоснованного, ибо иначе он начал бы с этого, а делать выводы спокойно предоставил бы другим

65. Кто нарушил раз доверие – теряет его навсегда

66. Средство не может быть дороже цели

67. Грубость – наисильнейший аргумент, против которого не устоит никакой ум

68. Мудрец не должен обращать внимания на оскорбления

69. В средние века Бога заставляли не только заботиться о нас, но и судить нас

70. Каждый упрек может задевать лишь по мере того, что малейший намек, попадающий в цель, поражает гораздо глубже, чем самое тяжкое обвинение, не имеющее никакого основания. Вот почему, кто действительно сознает, что не заслуживает упрека, тот будет спокойно презирать его. И какое шаткое мнение о своем собственном достоинстве должен иметь тот, который торопится зажать рот всякому задевающему его заявлению, чтобы оно не огласилось

71. Честь нации заключается не только во внушенном мнении, что ей следует доверять, но также и в том, что ее следует бояться: поэтому она никогда не должна оставлять безнаказанными никакие посягательства на свои права

72. На честь притязает каждый, на славу – лишь исключения, ибо славу можно стяжать только необыкновенными отличиями

73. Каждый может ценить и понимать лишь родственное ему и односущное. Но плоскому родственно плоское, пошлому – пошлое, и каждому больше всего нравятся его собственные произведения, как самые родственные

74. Кто хочет подвести итог своей жизни в смысле благополучия, должен вести счет не по пережитым им наслаждениям, а по количеству избегнутых им зол

75. «Жить счастливо», значит «жить менее несчастливо»

76. Блистательные, шумные празднества и увеселения имеют в себе внутреннюю пустоту, потому что они громко противоречат скудности и горемычности нашего существования

77. Академии и философские кафедры представляют вывеску, внешний вид мудрости, но она там отсутствует, и искать ее надо в совершенно ином месте

78. Иные слишком много живут в настоящем – это легкомысленные; другие слишком сильно заняты будущим – это боязливые и заботливые. Редко, кто точно придерживается надлежащей меры

79. Те, которые упускают настоящее, не пользуясь им и не наслаждаясь, а стремлением и надеждами живут только в будущем, – такие люди, несмотря на свои важномудрые мины, похожи на тех ослов в Италии, ход которых ускоряют тем, что на привязанной к их голове палке вешают у них перед носом связку сена, и они всё надеются до нее добраться. Такие люди обманывают себя на целое существование, живя постоянно временно

80. Чтобы сохранять в себе спокойствие духа, мы должны постоянно помнить, что нынешний день наступает только раз и никогда не возвращается

81. Мы пропускаем с угрюмой миной тысячи приятных часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом вздыхать по ним с тщетной тоской

82. Кто живет в сутолоке дел или удовольствий, не продумывая пережитого, а только лишь сматывая клубок жизни, у того ускользает осмысленная сознательность. Дух его представляет хаос, а в его мысли закрадывается некоторая путаница, что тот час же замечается по отрывочности и бессвязности его беседы

83. В самой полной гармонии можно находиться только с самим собой; не с другом, ни с возлюбленной, ибо различие индивидуальности и настроения всякий раз производит некоторый диссонанс. Поэтому глубокий мир сердца и спокойствия духа возможны только в уединении

84. Людей делает общительными их неспособность переносить самих себя в одиночестве. Недовольство внутренней пустотой – вот, что гонит их в общество

85. В каждом обществе, коль скоро оно многолюдно, преобладает пошлость

86. Когда приходит хороший тон, уходит здравый смысл

87. природа положила самое резкое различие между людьми во всех отношениях. Общество, пренебрегая этим, ставит всех на одну доску, и более того, ставит искусственные различия по ступеням сословия и ранга, которое весьма часто противоположно рангу, положенному природой

88. Человек, одаренный умом и духом представляет собой единицу, а не дробь

89. Великие умы имеют также мало склонности сходиться с остальными, как педагоги вмешиваться в игры шумящих вокруг них детей

90. Как в каждом городе рядом с благородными живет всякого рода чернь и сволочь, так и в каждом, даже самом благородном человеке есть в задатке совершенно низкие и подлые черты человеческой натуры. Не следует будоражить этой внутренней черни и позволять ей выглядывать из окон

91. Следует всегда и везде оставаться господином над впечатлениями от окружающего

92. Истинно великие умы ютятся одиноко, как орлы на вершинах

93. Большая часть людей до того субъективны, что их ничто не интересует, кроме их самих

94. человек с правильным взглядом среди заблуждающихся и сбитых с толку похож на того, у кого часы идут правильно, между тем как все городские поставлены неверно. Он один знает настоящее время, но что в нем толку? Все проверяют и ставят свои часы по неверным городским, даже и те, кто знает, что их часы показывают правильно

95. Не легко потерять друга вследствие гордого и несколько пренебрежительного обращения, но очень нетрудно вследствие излишнего дружелюбия и предупредительности, которые делают его высокомерным и несносным

96. Следует тщательно остерегаться составлять себе очень благоприятное мнение о человеке по первому знакомству, а то в большинстве случаев придется разочаровываться

97. Человек обнаруживает свой характер в мелочах и пустяках, при которых он не сдерживается. И таких случаев не следует упускать, чтобы наблюдать о нем и делать выводы о нем

98. Если кто в мелочных обыденных житейских отношениях поступает, не принимая в расчет других, ищет лишь собственных выгод во вред прочим, то будьте уверены, что в его сердце нет никакой справедливости, и что он и в крупных делах окажется негодяем

99. Понять правило – одно, а научиться применять его – другое. Первое усваивается умом сразу, а второе – путем упражнений, постепенно

100. Как тяжесть собственного тела носишь, не замечая ее веса и чувствуешь каждую постороннюю тяжесть, так не замечаешь и собственных пороков и недостатков, а видишь только чужие

101. Обнаруживание своего ума и способностей (перед другими) есть только косвенный способ уличения других в бездарности и тупоумии

102. Обнаруживать свой гнев и ненависть на лице и в словах бесполезно, смешно и пошло. Проявлять гнев и ненависть можно не иначе, как на деле

103. Ничто не может нас лучше приспособить к спокойному перенесению постигающих нас несчастий, как убеждение в истине, что всё, что совершается – от великого до последней мелочи – совершается необходимо

104. Как жесткий воск посредством небольшой теплоты можно сделать таким мягким, что он принимает любую фигуру, так самых упорных и враждебных людей посредством небольшой доли вежливости и приязни можно сделать податливыми и любезными

105. Вежливость – признанное лицемерие

106. Вежливость – фиговый листок эгоизма

107. Вежливость есть открыто признанная фальшивая монета

108. Если бы мы постоянно помнили, что обыкновенная вежливость – только маска, то и не кричали бы в ужасе, если она когда-нибудь немножко сдвинется или ее на минуту снимут. Когда же кто-нибудь становится прямо грубым, то это всё равно, что если бы он сбросил одежды и предстал во всей натуре

109. Кто хочет, чтобы доверяли его суждению, должен высказывать его хладнокровно и без всякой страстности

110. Никогда не поддавайтесь соблазну самовосхваления, даже при неоспоримых правах на это

111. Лицо человека говорит больше, чем его уста, будучи монограммой всех его мыслей и стремлений

112. Уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы

113. Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости

114. Мужчины могут не заметить, что лежит у них под носом, а женщины видят это ясно

115. Между мужчинами существует от природы простое равнодушие; между женщинами уже природная враждебность

116. Как мы не чувствуем общее здоровье нашего тела, а только небольшое местечко, где жмет сапог, так точно и думаем мы не о сумме вполне благополучно идущих дел, а о какой-нибудь ничтожной мелочи, которая нас раздосадовала

117. Кто хочет вкратце поверить утверждению, что наслаждение превышает страдание, пусть сравнит ощущения двух животных – пожирающего и пожираемого

118. Мы похожи на ягнят, которые резвятся на лугу в то время, как мясник выбирает глазами того или другого, ибо мы среди своих счастливых дней не ведаем, какое злополучие готовит нам рок – болезнь, обеднение, слепоту, увечье или сумасшествие

119. Всё, за что мы боремся, оказывает сопротивление, ибо всё имеет свою собственную волю, которую надлежит преодолеть

120. История, изображая жизнь народов, только и рассказывает нам про войны да возмущения: мирные годы проскальзывают кое-когда только как краткие паузы, как антракты. Точно так же и жизнь человека есть непрерывная борьба – с нуждой, со скукой, с другими людьми. Он повсюду встречает супостатов, проводит жизнь в непрерывной борьбе и умирает с оружием в руках

121. Если бы человеческий род не испытывал нужды, тягостей, неприятностей, то люди бы частью перемерли со скуки или перевешались, частью воевали бы друг с другом и резали и душили бы друг друга и причиняли бы себе гораздо больше страданий, чем возлагает на них природа

122. Представим себе, что акт зарождения человека не сопровождался бы ни потребностью, ни похотью, а был бы делом чисто благоразумного размышления: мог ли тогда еще существовать человеческий род?

123. Самым подходящим обращением людей друг к другу вместо: «милостивый государь», «sir» и т.д. должно бы быть: «товарищ по страданию»

124. Мужество допускает такое объяснение, что человек добровольно идет навстречу беде, грозящей ему в текущую минуту, дабы тем предотвратить еще большие в будущем беды, между тем как трусость поступает наоборот

125. Даже самый величайший гений оказывается решительно тупым в какой-либо отрасли знания; даже самый прекрасный, благородный характер иногда поражает нас отдельными чертами испорченности – как бы затем, чтобы признать свое родство с человеческой расой

126. Наш цивилизованный мир есть не более, как громадный маскарад. В нем есть рыцари, духовенство, солдаты, доктора, адвокаты, жрецы, философы. Но все они не то, что они представляют. Под этими масками скрываются отъявленные торгаши и спекулянты

127. Красивая девушка не имеет подруг, потому что ее стараются избегать из-за зависти к ее преимуществам

128. Но все-таки в этом мире, всякий раз снова нас поражая, весьма разрозненно всплывают явления честности, доброты и благородства, а равно и великого ума и гения. Они сияют нам из громадной темной массы, как отдельные блестящие точки

129. Такой удел людей великих в мире: их тогда лишь признают, когда их нет в живых

130. Если кто-то выделяется среди нас, пусть убирается – вот единодушный лозунг посредственности повсеместно

131. Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тотчас же все посредственности этой профессии стараются замять дело и лишить его случая сделаться известным

132. Зависть есть несомненный признак недостатка того, к чему она обращена

133. каждый может хвалить только за счет собственного значения, всякий, утверждая славу за другим деятелем своей или родственной специальности, в сущности отнимает ее у себя. Вследствие этого люди склонны не к похвале, а к порицанию, т.к. через это они косвенно себя хвалят. Если же они все-таки хвалят, то для этого у них другие мотивы и соображения

134. Парик – символ ученого. Он украшает голову обильной массой чужих волос за неимением собственных, точно так же, как ученость в уснащении головы огромным множеством чужих мыслей

135. Самая совершенная ученость относится к гению, как гербарий к постоянно возрождающемуся, вечно свежему, вечно меняющемуся миру растений

136. Постоянное чтение отнимает у ума всякую упругость, как постоянно давящий вес отнимает ее у пружины, и самое верное средство не иметь собственных мыслей – это во всякую свободную минуту тотчас же хвататься за книгу

137. Менее всего стоит ради чтения удаляться от созерцания реального мира

138. Ученые – это те, которые начитались книг; но мыслители, гении и двигатели человечества – это те, которые читали непосредственно в книге вселенной

139. Всякое великое страдание, всё равно, телесное или духовное, говорит нам, чего мы заслуживаем, ибо оно не могло бы постичь нас, если бы мы его не заслуживали

140. Вместо того чтобы исключительно и вечно заниматься планами и заботами о будущем или предаваться тоске о минувшем, мы должны всегда помнить, что одно настоящее реально и единственно достоверно. Поэтому мы всегда должны чествовать настоящее радушным приемом, каждым сносным часом наслаждаться с сознанием его ценности, не омрачать его досадливыми гримасами из-за несбывшихся надежд в прошлом или заботами о будущем

Arthur Schopenhauer

Немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп.

Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма. Основной философский труд - «Мир как воля и представление» (1818), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой смерти.

Ц итаты и афоризмы

С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости - очень короткое прошлое.

Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.

Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.

Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.

Нет, истина - не продажная женщина, кидающаяся на шею тем, кто ее не хочет; напротив, она - столь недоступная красавица, что даже тот, кто жертвует ей всем, еще не может быть уверен в её благосклонности.

Каждый принимает конец своего кругозора за конец света.

Примириться с человеком и возобновить с ним прерванные отношения - это слабость, в которой придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва.

Цитатами следует пользоваться только тогда, когда действительно не обойтись без чужого авторитета.

Каждое общество прежде всего требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества - не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность.

Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.

Есть одна только врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья.

Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив.

Без женщины наша жизнь была бы: в начале - беззащитна, в середине - без удовольствия, в конце - без утешения.

Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.

Самостоятельность суждений - привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример.

Единственный мужчина, который не может жить без женщин, - это гинеколог.

Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.

Чем более человек имеет в себе, тем менее для него могут значить другие.

Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет.

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности.

Постучитесь в гробы и спросите у мертвецов, не хотят ли они воскреснуть, и они отрицательно покачают головами.

Счастье - это чувство свободы от боли.

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.

Мир - это госпиталь неизлечимых больных.

Врач видит человека во всей его слабости, юрист - всей его подлости, теолог - во всей его глупости.

Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.

Богатство подобно солёной воде: чем больше её пьешь, тем сильнее жажда.

Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.

В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.

Eсли хoчешь пoдчинить себе все, пoдчини себя рaзуму.

Kонечно же человек всегда делает то, что он хочет, но вот только то, что он хочет, всегда находится вне его власти.

Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно.

Большинство людей вместо того, чтобы стремиться к добру, жаждет счастья, блеска и долговечности; они подобны тем глупым актёрам, которые желают всегда играть большие, блестящие и благородные роли, не понимая, что важно не то, что и сколько играть, а как играть.

Артур Шопенгауэр – самые мудрые цитаты великого немецкого философа обновлено: 9 июля, 2017 автором: сайт

ИЗ ИНТЕРНЕТА

Артур Шопенгауэр - один из самых выдающихся немецких философов. Артур строил теорию своей философии, опираясь на три источника: философия Платона, древнеиндийский трактат Упанишады и трансцендентальная философия Канта. Его философия стала первой попыткой совмещения западной и восточной культуры. Самая большая трудность этого слияния заключалась в том, что восточный стиль мышления был иррационален, а западный - рационален. Отличие восточного стиля мышления от западного заключалось в том, что иррациональный стиль основывался сугубо на мистическом подходе, т.е на вере в существование недоказанных наукой высших сил, которые управляют человеческой жизнью из вне. Эти две теории объединяет идея, пришедшая к нам из античной мифологии - о том, что помимо того мира в котором живем мы существуют параллельные миры, не поддающиеся нашему разуму и науке. Но наша жизнь становится противоречива, если не брать в оборот эту идею.
Артур Шопенгауэр - цитаты

Час ребёнка длиннее, чем день старика

С точки зрения молодости - жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости - очень короткое прошлое.

Есть одна только врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья.

Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации через ординарную голову.

Если хочешь подчинить себе все, подчини себя разуму.

Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок.

То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

Единственный мужчина, который не может жить без женщин, - это гинеколог.

Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.

Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы.

А что люди называют судьбой, это большей частью просто их собственные глупые выходки.

Всякий раз, как умирает человек, погибает некий мир, который он носит в своей голове; чем интеллигентней голова, тем этот мир отчётливее, яснее, значительнее, обширнее, тем ужаснее его гибель.

Как рабочий, трудясь над возведением здания или не знает или не всегда отчетливо представляет себе план целого, так же и человек, отбывая отдельные дни и часы своей жизни не имеет общего представления о ходе и характере своего существования.

Кто не любит одиночества - тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.

Нужно сдерживать свое воображение во всем, что касается нашего счастья или несчастья.

По настоящему подходящее обращение между двумя людьми, вместо Сэр или Господин,... должно быть мой товарищ по несчастью. Насколько странно бы это ни звучало, это согласуется с фактами и представляет другого человека в наиболее правильном свете, а также напоминает нам эту наиболее необходимую вещь - терпимость, терпение, снисходительность и любовь к ближнему, в которой каждый из нас нуждается от других и которую обязан давать другому.

Чтобы оценить положение человека с точки зрения счастья, надо знать не то, что дает ему удовлетворение, а то, что способно опечалить его, и чем незначительнее это последнее, тем человек счастливее: чтобы быть чувствительным к мелочам, надо жить в известном довольстве: в несчастии ведь мы их вовсе не ощущаем.

Судьба тасует карты, а мы играем.

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.

Глубокие истины можно только усмотреть, а не вычислить, то есть впервые вы познаете их, непосредственно осененные мгновенным впечатлением.

Для каждого человека ближний - зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

Если бессмыслицы, какие нам приходится выслушивать в разговоре, начинают сердить нас, надо вообразить, что это разыгрывается комическая сцена между двумя дураками; это испытаннейшее средство.

Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.

В некоторых частях света водятся обезьяны, в Европе же водятся французы, что почти одно и то же.

Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается внутреннее противоречие.

Вежливость, как игорная марка, есть открыто признанная фальшивая монета. Скупость на нее доказывает скудоумие, щедрость, напротив - ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо марок настоящие червонцы.

Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.

Мудрецы всех времён постоянно говорили одно и то же, а глупцы, всегда составлявшие огромнейшее большинство, постоянно одно и то же делали - как раз противоположное; так будет продолжаться и впредь.

Кто критикует других, тот работает над собственным исправлением.

Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.

Немцев упрекают в том, что они всегда подражали во всем французам и англичанам; но забывают, что это самое умное, что они, как нация, могли сделать, потому что собственными силами они не произвели бы ничего дельного и хорошего.

Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.

Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет.

Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.

Человек, одаренный духовными силами высшего порядка, преследует задачи, которые не вяжутся с заработком.

Смерть - вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала.

Рожденные для того, чтобы направить мир чрез море лжи к истине и вывести его из глубокой пропасти дикости и пошлости - на свет, к высокой культуре и благородству, - они, хотя и живут среди людей, однако, все же не принадлежат, в сущности к их обществу и потому уже с юности сознают себя значительно отличающимися от них существами; впрочем, вполне ясное сознание этого слагается не сразу, а с годами.

Постоянный умственный труд делает нас более или менее непригодными к заботам и треволнениям действительной жизни.

Под конец жизни дело идёт, как в конце маскарада, когда снимают маски.

Плохие книги не только бесполезны, но положительно вредны. Ведь девять десятых текущей литературы только затем и публикуются, чтобы выманить из кармана доверчивой публики пару лишних талеров.

Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.

Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.

Науку может всякий изучить - один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать.

Мы только к концу известного периода жизни, а то и к концу самой жизни, можем правильно судить о наших поступках и творениях, понять их связь и сцепление и, наконец, оценить их по достоинству.

Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.

Здоровый нищий счастливее больного короля.

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.

Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.

Когда человек отнес все страдания и муки в ад, для неба не осталось ничего, кроме скуки.

Людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, - то есть самих себя.

Мир - это госпиталь неизлечимых больных.

В этом и заключается сила истины: ее победа трудна и мучительна, но зато, раз одержанная, она уже не может быть отторгнута.

Жизнь и сновидения - страницы одной и той же книги.

Если подозреваешь кого-либо во лжи - притворись, что веришь ему, тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, - притворись не верящим; он выскажет и остальную часть истины.

Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.

Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями...

Врач видит человека во всей его слабости, юрист - всей его подлости, теолог - во всей его глупости.

Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда.

Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.

Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.

Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.

Не стоит досадовать на людскую низость: что бы о ней ни говорили, она - сила.

Гениальный человек не есть только моральное существо, каким бывают обыкновенные люди; напротив он носитель интеллекта многих веков и целого мира. Он поэтому живет больше ради других, чем ради себя.
............................
(из др.сайта- возможны повторы)

Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок.

Самая дешевая гордость - это гордость национальная.

В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре.

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

Ставить кому-либо памятник при жизни, значит обьявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.

Самоубийца именно потому и перестает жить, что не может перестать хотеть.

Жизнь с точки зрения молодости - бесконечное будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое.

Мое время и я - не соответствуют друг другу; это ясно.

Любовь - большая помеха в жизни.

Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.

Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.

В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.

Кто не любит одиночества - тот не любит свободы.

Врач видит человека во всей его слабости, юрист - во всей его подлости, теолог - во всей его глупости.

То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека.

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в сообществе с другими он может сделать многое.

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

Я держался истины, а не Господа Бога.

Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так и во множественном числе.

Вера и знание - это две чашки весов: чем выше одна, тем ниже другая.

Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти.

"Почему" можно назвать матерью всех наук.

Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир - это самопознание воли.

Все, что совершается от величайшего до последней мелочи, совершается необходимо.

В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.

Истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.

Обыватель - это человек, постоянно и с большой серьезностью занятый реальностью, которая в самом деле не реальна.

То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных нами глупостей.

Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.

С точки зрения молодости, жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое.

Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя.

Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.

Объективно - честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно - наша боязнь перед этим мнением.

Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою.

Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.

Государство - это "намордник".

Кто умеет мыслить, для того движение от толчка нисколько не понятнее, чем движение от притяжения: в основе того и другого явления лежат неведомые нам силы природы.

Свободное - значит, ни в каком отношении не подлежащее необходимости, то есть независимое ни от какого основания.

Обозреть то, что может случиться, - для этого нуден ум, а для обзора того, что уже случилось, требуются только внешние чувства.

Относительно многих самое умное будет думать: "Изменить я его не изменю, постараюсь поэтому его использовать".

Известно, что беды становятся легче, когда их переносят сообща; к ним люди причисляют, по-видимому, и скуку, - вот почему они устраивают собрания, чтобы скучать вместе.

Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него.

Тысячи наслаждений не окупают одного страдания.

Каждое деяние человека есть необходимое произведение его характера и наступающего мотива.

Характер - неизменен.

Жизнь - коротка, а правда действует далеко и живет долго; будем же говорить правду!

Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.

Ценить высоко мнение людей будет для них слишком много чести.

Прогресс - это сновидение XIX века, подобно тому, как воскресение из мертвых было сновидением X века; у каждого времени свои сны.

Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресеченное хотение.

Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.

Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих трат.

Придет поколение, которое будет радостно одобрять каждую мою строчку.

Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила.

Излучение Упанишад было утешением моей жизни и будет утешением, когда я буду умирать.

Моя метафизика - это изложенное в отчетливых понятиях знание, почерпнутое из интуиции.

Издревле говорили о человеке, как о микрокосме. Я перевернул это положение и выяснил, что мир - это макроантропос.

Ты из себя должен понять природу, а не себя из природы. Это мой революционный принцип.

Каждый истинный мыслитель в известном смысле подобен монарху: он непосредствен и никого не признает над собой.

Артур Шопенгауэр – один из самых знаменитых немецких философов и мыслителей, последователь идей иррационализма и мизантропии, а также философии Древнего Востока.Родился известный философ 22 февраля 1788 года в городе Гданс, Речь Посполитая (современная Польша) в довольно зажиточной семье представителя крупной торговой компании. Благодаря отцу, Генриху Шопенгауэру, Артуру удалось получить хорошее образование – сначала в частной гимназии Рунке, а после в Гёттингенском университете на медицинском и философском факультетах.

В 1811 году Шопенгауэр заканчивает Гетингенский университете и заочно получает в Йенском университете звание доктора философии. В этом же году будущий философ перебирается в Берлин, где становится последователем знаменитого на то время философа Фихте.

После сражения при Бацеене и Люцене, Шопенгауэру приходится бежать из Берлина и искать убежища в Саксонии, где работает переводчиком и пишет свой труд «О четверояком корне закона достаточного основания», который был издан только в 1813 году. После, известный философ пишет и издает еще один свой труд «Мир как воля и представление», который приносит ему настоящую популярность. После написания этих работ, Шопенгауэр мечтает стать профессором в одном из университетов Берлина, но после нескольких неудач отправляется путешествовать по странам Европы.

В 1833 году Артур Шопенгауэр селится во Франкфурте-на-Майне, где и живет безвыездно на протяжении 28-ми лет. В апреле 1860 года у известного философа начинаются серьезные пробелы со здоровьем.

Не стало известнейшего немецкого философа 21 сентября 1860 года. После себя Артур Шопенгауэр оставил огромное наследие в виде его философских трудов, которые в этой науке используются и по сей день.

Сборник изречений

“Врач видит человека во всей его слабости, юрист – во всей его подлости, теолог – во всей его глупости.”

“Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости.”

“Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок.”

“Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собою.”

“Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.”

“Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь.”

“Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы.”

“Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.”

“Нет более прекрасного утешения для старца, чем видеть всю мощь своей молодости, воплощенной в трудах, которые не состарятся подобно ему.”

“То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.”

“Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного.”