Клинико психологические аспекты проблемы стресса. Физиологические аспекты стресса и его последствия. Возникновение. Психологические последствия стресса

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

3) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

Это относительно легкий для субъекта способ справиться с нарастающими чувствами гнева, ярости и злости в случае, когда аффективно заряженные реакции не могут быть направлены на партнера или группу партнеров, вызвавших эти чувства, либо по причине известной субъекту собственной слабости и невозможности себя отстоять, либо по существующи.

В своей работе я рассказал о существовании Закона Притяжения. Я рассказал, как сильно влияют на нашу жизнь наши мысли! Рассказал и показал, как можно контролировать мысли при помощи эмоций. Раскрыл механизм работы Закона Притяжения. На примерах показал, как можно использовать Закон Притяжения для финансового благополучия, для взаимоотно.

Феномены, которые называют защитами, имеют множество полезных функций. Они появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. В тех случаях, когда их действие направлено на защиту собственного «Я» от какой-либо угрозы, на избежание конфликтной ситуации, их можно рассматривать как «защиты», и.

3.2 .

Возникновение стресса в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

Ощущение неопределенной угрозы;

Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое, в свою очередь, представляет собой центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

2) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

6) тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем, при значительной интенсивности, лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Феномен стресса был открыт канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Первоначально Г. Селье уделял основное внимание биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов.

Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Первая стадия — стадия тревоги (в течение 48 часов после начала воздействия), во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы, происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. Однако на этой фазе часто возникают заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических». При большой силе воздействия реакция тревоги может закончиться гибелью организма. Но если организм переносит эту стадию синдрома, то наступает вторая стадия.

Вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления (начинается спустя 48 часов после повреждающего действия), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Если повреждающее действие было не столь сильным, отмечает Г. Селье, то возрастает сопротивляемость организма, и в более поздний период второй стадии вид и функции органов практически возвращаются к норме. Но если действие повреждающего агента продолжается дальше, то после этой стадии организм теряет свою резистентность, что приводит к третьей стадии.

Третья стадия — стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. При отсутствии «помощи» происходит гибель организма.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный стресс». В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально- психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей, а потому, что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

Что может быть источником стресса:

* Травма или кризисная ситуация

* Мелкие ежедневные неурядицы

* Конфликты либо общение с неприятными людьми

* Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей

* Ощущение постоянного давления

* Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе

* Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили

* Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине

* Сильные позитивные эмоции

* Ссоры с людьми и особенно с родными (также к стрессу можно привести наблюдение на ссоры в семье)

* Переезд из одной страны в другую

* Пожилые люди и дети

* Люди с заниженной самооценкой

* Люди, злоупотребляющие алкоголем

* Люди, с генетической расположенностью к стрессам

Психологические аспекты стресса

Психологическая реакция человека на стресс

О переживаниях связанных с психологическим аспектом стресса, далеко не всегда говорят просто «я в стрессе». Гораздо чаще описывают это состояние в связи с эмоциями такими как: гнев, ярость, беспокойство, вина, стыд, ревность. Таким образом, переживание, связанное со стрессом, несомненно, является эмоциональным переживанием. Большинство психологов разделяют эмоциональные переживания на два типа: приятные, или положительные эмоции и неприятные, или отрицательные эмоции.

Изучение психологических реакций на стресс посвящено большое число исследований, хотя многие из них и не имеют этого конкретного названия. Следует указать несколько четко очерченных областей, в которых велись исследования. При изучении животных исследователей интересовали поведенческие компоненты эмоций, (особенно отрицательных, таких, как страх), влияние на поведение наказания и поведения в конфликтных ситуациях. В исследованиях, проводимых на людях, интерес концентрировался на клинических, производственных и военных ситуациях. При изучении клинических ситуаций основное внимание обращалось на этиологию нервных расстройств и предшествующих им изменениях в психическом состоянии. При рассмотрении производственных или военных ситуаций интерес также сосредотачивался на исследовании состояния индивида, более подробно изучалась его деятельность в экстремальных условиях. Основная проблема в понимании психологических реакций человека на стресс касается его способности справиться со стрессогенной ситуацией. В результате всех этих исследований было разработано несколько разных моделей для объяснения психологических реакций на стресс, каждая из которых более или менее отвечает своим специфическим условиям, но лишь частично адекватна как общая модель. Ни одна из существующих моделей не может представить полного объяснения стресса. Переживание стресса у человека рассматривается как причина, вызывающая нарушение психологического равновесия, которая приводит в действие механизмы, направленные на ослабление этого нарушения. Это механизмы преодоления стресса, которые являются частью поведения. Если же нормальная реакция преодоления не достигает успеха в ослаблении или преодолении стресса, то это может привести к дезорганизации поведения. Если же продолжительность и устойчивость стресса сильнее, то это может привести к коллапсу поведения. Концепция преодоления многим обязана трудам Лазаруса, «преодоление, — пишет он, — лучше всего считать формой решения проблемы, целью которого является благополучие человека, в то время как человеку не совсем ясно, что нужно делать». Это особенно относится к трудным ситуациям, которые воспринимаются как стрессогенные. Путем преодоления человек делает попытку овладеть ситуацией. Согласно Лазарусу, преодоление включает два процесса, один — непосредственная двигательная реакция, и другой — временное облегчение.

Непосредственная двигательная реакция относится к реальному поведению, направленному на изменение взаимоотношений человека с окружающей средой. Имеет формы в виде: подготовки к защите от вредных воздействий, агрессия, избегание и пассивность. Под понятием «избегание» Лазарус подразумевает удаление себя от реально существующей опасности или угрозы. Подготовка к защите от вредного воздействия является формой истинного поведения избегания, при которой человек может предпринять определённые действия в отношении опасности. Реакция студентов на экзаменах является хорошим примером подготовки к защите от вредных воздействий. Поскольку экзамены обычно соответствуют чётко установленной форме, у студентов имеются месяцы для подготовки к ним. По мере того как приближается опасность (провал на экзаменах со всеми вытекающими отсюда последствиями), всё большее число студентов начинает интенсивно заниматься, постоянно увеличивая время занятий и глубину изучения материала. Агрессия, по-видимому, часто сопутствует стрессу, но не всегда бывает адекватной и, следовательно, эффективной формой преодоления. Она выражается в нападении личности на источник возникновения проблем, который может восприниматься или как конкретный человек, группа людей, или организация. Уничтожение или хотя бы частичное поражение источника, вызывающего проблемы, может избавить человека от опасности или уменьшить переживания, связанные со стрессом. Человек может нападать на свою жену, тогда как истинным источником его проблем является его непосредственный начальник на работе. Однако его жена может быть более уязвимой целью с меньшей способностью к противодействию. Чтобы такое непрямое нападение стало эффективной формой преодоления, человек должен воспринимать свою жену как источник вреда в его стрессогенной ситуации. Если очевидно, что это неверное восприятие, тогда в дальнейшем может возникнуть чувство вины, которое ещё более усилит переживание стресса. Спор между соседями, который привел к словесным оскорблениям друг друга в очевидной вспышке ярости, сопровождавшейся соответствующей позой и размахиванием руками. Это событие может быть проанализировано следующим образом: цель — конкретный индивид, характер агрессии — словесные оскорбления с соответствующим поведением, эмоция — гнев. Подобное поведение может разрешить спор с позиции сильнейшего и устранить источник стресса или повысить уважение к себе (в связи с победой) и тем самым ослабить переживание стресса.

Бегство является третьей формой непосредственной двигательной реакции, так же, как гнев часто обозначают как эмоциональный коррелят агрессии, так и страх связывают с понятием бегства. Случаи, когда солдаты бегут с поля боя или дезертируют, могут служить примером бегства от страха. Лазарус рассматривает агрессию и бегство как реакцию на стресс. Четвертой формой является пассивность. Это замирание как непосредственная реакция на воздействие стресса. Пассивность также можно рассматривать как продолжительную реакцию на хроническое переживание стресса. Это можно связать с депрессией и чувством безнадёжности. Депрессия является общей клинической реакцией на длительное воздействие сильного хронического стресса. Это одна из форм относительной пассивности, выражающейся, очевидно, в чрезвычайной замедленности и вялости реакций на любые раздражители [цит.6; стр.103] «Некоторые ситуации, вызывающие, могут не оставлять никакой надежды на то, что можно облегчить стресс или устранить действительный вред. Вероятно, из-за отсутствия, каких бы то ни было очевидных способов преодоления, человек не станет развивать своего стремления справиться с трудностями и совсем потеряет способность делать это, — считает Лазарус — пассивность может являться результатом явной безнадёжности ситуации».

«Ещё не решено, — считает Кокс — что же такое безнадёжность — отсутствие возможности преодоления или одна из форм преодоления стресса, параллельная реакция замирания или, возможно, симуляция смерти».

Преодоление может выражаться не в форме непосредственной двигательной реакции, а в форме временного облегчения. Временное облегчение выражается в смягчении страданий, связанных с переживанием стресса, и в уменьшении психофизиологических воздействий. Временного облегчения можно добиться несколькими способами. По Лазарусу двумя, симптоматическим и интрапсихическим. Первый способ включает употребление алкоголя, транквилизаторов и седативных препаратов, тренировку мышечной релаксации и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека. Интрапсихический способ временного облегчения рассматривается в плане механизмов когнитивной защиты. Описание этих механизмов во многом обязано развитию психоанализа. Фрейд использовал выражение «защитные механизмы» для обозначения бессознательного психологического механизма, с помощью которого человек может ввести себя в заблуждение относительно присутствия угрозы или внешней опасности. Смысл этой «защиты» заключается в том, что уменьшается восприятие угрозы опасности, а не сама угроза. Интрапсихическое временное облегчение по Лазарусу рассматривается с точки зрения этих механизмов, и называются: идентификация, перемещение, подавление, отрицание, формирование реакции, проекция и интеллектуализация. Перемещение агрессивности можно наблюдать, например, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника, и проявляет агрессию по отношению к другому менее сильному. (В случае, когда муж проявляет агрессию на жену, хотя виноват начальник). При отрицании человек преодолевает угрозу или опасность, просто отрицая, что она существует. Отрицание обычно считают тесно связанным с подавлением в том, что подавление подразумевает отрицание внутренних угрожающих импульсов. Чтобы отрицание было эффективным, может понадобиться создание сложных когнитивных механизмов для восприятия информации, делающей ложным отрицание. Например, врач, который сообщает больному с тяжёлым сердечным приступом, о тяжести и серьёзности его заболевания, с позиции отрицания может быть дискредитирован в глазах больного, и информация врача не будет принята к сведению. Интеллектуализация является способом защиты, при которой человек может реагировать на угрожающую ситуацию бесстрастно, оценивая её аналитически как предмет для улучшения или интересное явление. Профессионал — врач, психолог или медсестра по этой причине не любят лечить тех, кто им эмоционально близок. В такой ситуации трудно сохранить бесстрастность.

В период с 1971 по 1977 г. в лаборатории клинических исследований стресса в Стокгольме Леви и Коган развили взгляд Селье на стресс и разработали теоретическую модель для описания психологических факторов как посредников в возникновении физического заболевания.

Их основная гипотеза заключается в том, что психосоциальные ситуации могут быть причиной ряда таких расстройств. Леви и Коган предполагают, что в большинстве случаев изменения условий существования вызывают физиологическую стрессовую реакцию, которая готовит личность к активному физическому противодействию стрессору. Леви и Коган представляют этот процесс на диаграмме в виде блок-схемы. Внешние влияния, определяемые как психосоциальные стимулы, переплетаются с генетическими факторами и с влиянием окружающей среды. Эти индивидуальные факторы Леви и Коган называют «психобиологической программой». Вместе психосоциальные стимулы и психобиологическая программа определяют ответную реакцию на стресс, которая, в свою очередь, может вызвать состояние, предшествующее заболеванию, а затем и саму болезнь.

Ещё исследования В. Кеннона (1927-1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем, когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими приемами.

По Шмидту, в схеме обращают на себя внимание несколько моментов:

· сам по себе психологический стресс приводит к симптомам напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это определяет и профилактические мероприятия в этом периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса;

· лишь на последующих этапах, а именно начиная с появления дезинтеграции, выявляется отрицательная симптоматика, в которой всегда отмечаются и психические расстройства;

· развитие отрицательной симптоматики имеет определенную поступательность. Между нормальной адаптационной реакцией напряжения и формированием невроза или выраженных психосоматических заболеваний обнаруживается промежуточные, временные состояния функциональных расстройств (в том числе психических);

По мере усиления роли психического стресса не подлежит сомнению, что в исследованиях необходимо сочетание методов медикобиологических, психосоциологических, клинических, ибо психический стресс — это проблема комплексная.

Психологические аспекты стресса

Глава 1. Научное объяснение стресса с. 3

Глава 2. Психологическая реакция человека на стресс с. 9

Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям с. 20-23

Прежде чем сесть и писать эту работу, я долго думала, что же я знаю о стрессе.

И. Бородин считает, что «стресс – это двигатель прогресса, существует предположение, что наши обезьяноподобные предки, жили в верхнем ярусе тропического леса и почти не имели врагов. Но вот леса стали уступать место саванне, и предчеловеку пришлось столкнуться с множеством опасностей. И стресс был на каждом шагу». «И чтобы выжить – утверждает ученый – будущие люди пошли по пути создания неспецифического приспособления – они обзавелись интеллектом». «Увы – замечает Бородин – добавление стресса при этом только усилилось. Животные реагируют только на непосредственную опасность, они не в состоянии прогнозировать. А человек к сиюминутным стрессам прибавляет грядущие».[цит.12; стр.8]

это побуждающая или принуждающая сила.

это усилие или большая затрата энергии.

это силы оказывающие воздействие на организм.

Основные научные подходы к проблеме определения стресса обсуждались разными авторами, такими как Лазарус, Анклей и Трумбелл, Левин и Скотч, Кокс и другие. Первый подход трактует стресс как зависимую переменную, определяя его как ответ организма на беспокоящее или вредное окружение (см. рис.1). Второй подход трактует стресс с точки зрения стимулирующих воздействий этого беспокоящего или вредного окружения и таким образом обычно считает стресс независимой переменной (см. рис.2). Третий подход рассматривает стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между личностью и средой. В этой форме стресс изучается с точки зрения воздействия предшествующих ему факторов и их последствий. При всех трёх подходах слово «среда» употребляется в самом широком смысле и относится как к внутреннему так и к внешнему миру личности, к её физическому и психосоциальному окружению.

1.1 Общий адаптационный синдром Г. Селье

Особое внимание к стрессу проявилось после работ Ганса Селье. Селье больше всего интересовал физиологический механизм стресса. И это привело к близкой ассоциации между моделью основанной на ответных реакциях организма.

О кружающая среда Личность

С тимул Реакция

Рисунок 1. Модель стресса, основанная на реакциях. Селье. [взят из 6; стр.18]

Окружающая среда Личность

Рисунок 2. Модель стресса Леймана. [взят из 6; стр.17]

В концепции Селье о стрессе имеются три основных положения. В первых, он считает, что физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида животного. Во вторых, что это защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит через три определенные стадии, которые он назвал «общий адаптационный синдром». В третьих, что защитная реакция, если она будет сильной и продолжительной, может перейти в болезнь, так называемую «болезнь адаптации». Болезнь будет той ценой, которую организм заплатит за борьбу с факторами вызывающими стресс. Воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. Ведущим звеном в этой цепи адаптации Селье считает эндокринно-гуморальную систему. Общий адаптационный синдром имеет (по Селье) три стадии (см. рис.3):

Реакция Стадия резистентности Стадия истощения

Рисунок 3. Общий адаптационный синдром Г. Селье. [взят из 6; стр.20]

Данные Мэсона (1971) свидетельствуют о том, что некоторые вредные физические условия не вызывают общего адаптационного синдрома. Автор имел в виду физическую нагрузку, голодание и жару. [цит.6; стр.21]

«Важными вопросами при определении стресса основанного на стимулах, является следующее: какие условия могут приниматься за стрессовые и каковы их общие характеристики? На подобные же вопросы приходиться отвечать и в отношении стресс-реакции, когда используется определение стресса, основанное на ответных реакциях», — замечает Т. Кокс.

1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса.

Кокс и его коллеги полагают, что стресс может быть наиболее точно описан как часть комплексной и динамической системы взаимодействия человека и окружающей среды(см. рис.4). [цит.6; стр.32] В этой системе можно определить пять стадий. Первая стадия представлена источником требований, предъявляемых человеку, и является частью окружающей его среды. Человек имеет психологические и физиологические потребности, их удовлетворение для него важно, и это определяет его поведение. Эти потребности объединяются в общее внутреннее требование. Осознание человеком этого требования и его собственная способность справиться с ними составляют вторую стадию. Если ситуация требует от человека слишком многого, а он не представляет себе пределов своих возможностей, он будет работать, не подвергаясь воздействию стресса, до тех пор, пока ему не станет ясно, что он не в состоянии справиться с подобной ситуацией. Тогда он поймет, что между требованием и возможностью равновесия нет, и впадет в состояние стресса. Психофизиологические изменения могут рассматриваться как третья стадия этой модели и представляют собой реакцию на стресс. Ответные реакции на стресс иногда считают конечным звеном стрессового процесса, их следует рассматривать, как доступные человеку способы справиться со стрессовой ситуацией; четвертая стадия, наиболее важная, которую часто игнорируют, касается последствий реакции противодействия стрессу. Пятая стадия – это обратная связь, которая отмечается во всех остальных стадиях системы стресса и которая эффективна в формировании исхода каждой из этих стадий. [цит.6; стр.33]

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

Современный человек все меньше сталкивается с естественными биологическими стрессорами, которые требуют немедленных действий, и все больше испытывает давление психологических факторов, обусловленных цивилизацией, на которые он не может реагировать обычными способами, присущими его природе. Тем не менее, стресс современной жизни, будучи психосоциальным по сути, реализуется через вполне определенные биологические механизмы, затрагивающие неизменную биологическую сущность человека. К томуже и для понимания роли стресса в старении и болезнях, важно рассмотреть природу стресса как сложного биологического явления.

В реализации различных фаз стресс-реакции в организме участвует множество регуляторных систем - центральная нервная система, вегетативная нервная система и система нейро-эндокринной регуляции. В рамках стресс-реакции (особенно при длительно действующих, хронических, негативных сигналах социальной среды) особая роль принадлежит гипоталамо-гипофизарно-кортикоидной оси (ГГКО).

Гипоталамическая зона мозга – это главный регулятор метаболических процессов, насыщенный скоплениями нейросекреторных клеток. Как часть лимбической системы, гипоталамус тесно взаимодействует с префронтальной корой мозга, лимбической системой, центрами обработки сенсорной информации и стволовыми структурами, тем самым участвуя в интеграции эмоциональных реакций, сферы принятия решений и нейро-эндокринной регуляции обмена веществ и различных видов поведения. Нейроны гипоталамуса не только имеют обширные входящие и исходящие связи в пределах мозговых структур, но и являются коллектором информации обо всех внутренних процессах в организме через рецепторы к гормонам, метаболитам и прочим физиологически активным молекулам.

Под влиянием внешних негативных стимулов (то есть стрессовых сигналов) или внутренних переживаний (то есть эмоциональных реакций, которые связаны, например, с фрустрацией или ожиданием неприятного события), опосредованных вышеупомянутыми мозговыми структурами, запускается следующая цепь событий:

активация (скорее всего, как следствие входящего нейронного электрического сигнала) протоонкогена c-fos, кодируемого геном FOS (из числа немедленных ранних генов, являющихся транскрипционными факторами);

протоонкоген c-fos активирует экспрессию гена CRH;

ген CRH активирует секрецию клеткам паравентрикулярного ядра гипоталамуса полипептида, известного как кортикотропин-релизинг-гормон (КРГ, СRH) или кортиколиберин;

КРГ через межклеточные пространства мигрирует в передний гипофиз, где стимулирует продукцию клетками-меланотрофами проопиомеланокортина (ПОМК) - крупного полипептида, являющегося предшественником целого ряда регуляторов: адрено-кортико-тропного гормона (АКТГ), эндорфина, липотропинов и меланотрофинов (определенную роль в регуляции выброса АКТГ также играют гормоны задней доли гипофиза – окситоцин и аргинин-вазопрессин, особенно при хроническом стрессе) [повышение концентрации АКТГ в крови по механизму обратной связи через рецепторы гипоталамуса тормозит дальнейший синтез КРГ];

АКТГ через соответствующие рецепторы клеток коркового вещества надпочечников индуцирует повышение уровня кортизола в крови (и по принципу отрицательной обратной связи тормозит секрецию КРГ);

свободный кортизол (повышение концентрации кортизола является опасным для организма, поэтому вначале его избыточные количества связываются с белками сыворотки крови) легко проникает через плазматические мембраны и барьеры и связывается со специфическим рецепторным белком, который представлен во всех видах тканей и клеток, включая нервную ткань;

комплекс кортизола с рецепторным белком (являющийся транскрипционным фактором) активирует ряда генов, которые, в свою очередь, стимулируют образование новых белков-ферментов, биорегуляторов и модуляторов различных систем организма, включая иммунную систему; происходят значительные метаболические перестройки в различных тканях, особенно в мышцах, жировой ткани, костях и в печени:


    ■ повышение уровеня глюкозы в крови (на фоне усиления глюконеогенеза) и снижение интенсивности ее утилизации тканями (кортизол антагонист инсулина);
    ■ усиление липолиза и протеолиза (увеличение свободного пула жирных кислот и аминокислот);
    ■ подавление способности иммунных клеток реагировать на различные химические сигналы (подавление воспалительной реакции);
    [в долгосрочной перспективе] снижение уровня коллагена в коже, нарушение обмена веществ в мышцах и, особенно, в костной ткани (остеопороз);

    кортизол имеет несколько очень важных точек приложения действия непосредственно в головном мозге (структуры лимбической системы):

    ■ гиппокамп: в физиологических условиях в этой структуре кортизол, потенцируя эффекты катехоламинов, обеспечивает запоминание эмоционально важной информации, в том числе о событиях, которых следовало бы избегать; клеточные элементы гиппокампа в процессе формирования следов памяти используют глутаматергические механизмы, связанные с перевозбуждением, вследствие чего сами легко повреждаются при стрессе, гипоксии и нейроинтоксикациях; многочисленные экспериментальные исследования и данные нейровизуализации у людей показывают, что в условиях хронического стресса повышенные концентрации кортизола оказывают прямое нейротоксическое действие на нейроны гиппокампа; в итоге в связи с гибелью нейронов объем гиппокампа уменьшается, и это становится причиной когнитивных нарушений, в частности ослабления автобиографической памяти, из-за чего индивидуум, как полагают, теряет способность вырабатывать успешные стратегии совладания с проблемными ситуациями; таким образом, кортизол, который при нормативном уровне стресса обеспечивает формирование поведенческих реакций, ответственных за умение избегать опасности или успешно справляться с ними, при хроническом или тяжелом повреждающем стрессе (дистрессе) ухудшает функционирование и ослабляет приспособляемость к жизненным трудностям;
    ■ амигдала (миндалина): выполняет роль регулятора таких эмоций как настороженность, страх, тревога, ярость, агрессия; в силу этого амигдала участвует в реализации поведенческих реакций, связанных с реагированием на опасность, социальным доминированием, или наоборот, подчинением, что сопряжено с проявлением (или подавлением) агрессии; при нормативных сигналах среды эти реакции выполняют важные социальные функции, поддерживая статус индивидуума и обеспечивая социальное функционирование, однако при хроническом стрессе гиперактивация амигдалы порождает постоянную тревогу, панические атаки и способствует развитию депрессии;


следует при этом иметь в виду, что и гиппоккамп, и амигдала, и другие структуры лимбической системы, а также фронтальная кора имеют нейронные проекции в гипоталамус и участвуют в «запуске» ГГКО при стрессовых ситуациях «психологического» характера (связанных с переживаниями, обусловленными социальными интеракциями, а не с прямой физической угрозой);

в стресс-реакции свой вклад вносит и кортиколиберин (кортикотропин-релизинг-гормон [КРГ]), который не только стимулирует выброс АКТГ в системе «гипоталамус - гипофиз», но и синтезируется в различных отделах мозга - коре, амигдале и стволе; нейроны разных структур, продуцирующие кортиколиберин, имеют связи с паравентрикулярным ядром гипоталамуса (главным источником КРГ) и стволовыми образованиями (которые являются основными источниками норадреналина и серотонина и имеют проекции в префронтальную кору):


    1 - голубое пятно (locus coeruleus): компонент ретикулярной формации, содержащее богатые адреналином нейроны и участвующее в физологической реакции на напряжение и тревогу;
    2 - ядра шва (nuclei raphes): участвуют в поддержании циркадных ритмов;
в силу этого КРГ при стрессе стимулирует нейро-эндокринные реакции через ГГКО, эмоциональные реакции страха и тревоги через амигдалу, когнитивные и поведенческие реакции напряжения через кортикальные нейроны и вегетативные реакции через стволовые структуры; он также вносит вклад в развитие нарушений сна и депрессии, влияя на серотониновую систему.

Все перечисленные механизмы во многом объясняют, почему хронический или тяжелый повреждающий стресс (дистресс) сопровождается тревогой, напряжением, подавленным настроением, то есть важнейшими предпосылками депрессии (самого распространенного последствия хронического стресса). Обычно эти изменения преходящи и в большинстве случаев сменяются восстановлением устойчивого настроения. В то же время у некоторых индивидуумов (примерно у 10% женской части популяции и у 3% мужской) результатом стресса становится клиническая депрессия, примерно у такого же количества лиц после тяжелых травматических событий развивается посттравматический стрессовый синдром (ПТСР), у значительного числа лиц со временем развиваются различные аддикции. Таким образом, негативное воздействие стресса охватывает большие контингенты, но расстройства психического здоровья формируются лишь у наиболее уязвимой части популяции.Также хронический стресс приводит организм к тому или иному хроническому заболеванию, поражающему эндокринную систему, сердечно-сосудистую систему, почечную ткань, печень, мышцы или костный скелет. Иными словами хронический или тяжелый повреждающий стресс постепенно разрушает физическое здоровье, оказывая влияние, по-видимому, и на вероятность возникновения злокачественных опухолей.

В последние годы представлено много доказательств на экспериментальных моделях и на клиническом материале (с очень хорошей согласованностью проявлений у грызунов, приматов и людей), что разнообразные стрессовые ситуации и негативные жизненные события раннего периода развития вызывают долговременные анатомические и функциональные нарушения в различных мозговых структурах. При этом специальное внимание уделялось фактору времени - периоду, в течение которого наносилось повреждающее стрессовое воздействие. На основании этого значительного массива информации, обобщенного сравнительно недавно в ряде обзоров, можно сделать следующие выводы:

Наиболее сильным повреждающим влиянием обладают пренатальные негативные воздействия. Если мать во время беременности испытывала сильный стресс, интенсивную тревогу или депрессию, или же получала глюкокортикоиды, это может привести к снижению веса и размеров тела плода при рождении, снижению размеров гиппокампа, клеточным нарушениям в мозге. В последующей истории жизни у такого ребенка с высокой вероятностью могут проявиться многочисленные нарушения психического здоровья, включая депрессию, аддикции, тревожные расстройства, асоциальные проявления, синдром гиперактивности и дефицита внимания. Все это связывают с множественными нарушениями клеточных механизмов в мозге и преимущественным поражением гиппокампа, дофаминергических структур мезолимбической системы и амигдалы.

Ранний постнатальный стресс связан, прежде всего, с дисфункциональными материнско-детскими взаимоотношениями, нарушениями механизмов привязанности ребенка к матери. Многочисленные наблюдения за грызунами и приматами убедительно показали, что недостаток материнского тепла и ухода приводит к негативному программированию ГГКО мозга, причем в этот процесс активно вовлекается гипоталамическая область. В итоге, наряду с нарушениями аффективной сферы и поведенческими расстройствами, в последующем при взрослении могут проявляться метаболические дисфункции, диабет, нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия). Одной из особенностей стресса в данном периоде жизни является формирование не только готовности к постоянному повышению активности ГГКО, но и противоположное явление - гипокортикозолизм (то есть стабильно низкий уровень кортизола), признаками которого могут быть синдром «ингибированного ребенка», депрессия и ожирение (по-видимому, гипокортикозолизм обусловлен гиперактивностью механизма обратной связи за счет повышенной чувствительности центральных рецепторов к кортизолу).

Стресс в подростковом периоде имеет свои особенности. Именно в этом периоде наиболее ярко начинают проявляться все психопатологии и поведенческие расстройства, обусловленные гормональным негативным средовым программированием, имевшим место в пренатальном и раннем постанатальном периоде развития. Эти расстройства возникают в ответ на тот или иной стрессовый эпизод в жизни подростка, при этом высокая реактивность ГГКО и сопряженных систем сопровождается у таких индивидуумов изменениями в структурах фронтальной коры, снижением размеров поясной извилины, а также уменьшением размеров гиппокампа. Вследствие этого симптоматика смещается в сторону личностных расстройств, асоциальности, конфликтности, нарушений навыков преодоления жизненных трудностей и склонности к самоповреждениям (суицидальности).

Следует отметить, что негативные тенденции у жертв ранней травмы наблюдаются вплоть до зрелого и позднего возраста, а не ограничиваются только периодом взросления. У пожилых людей это проявляется в торможении нейрогенеза (за счет стволовых клеточных элементов) в гиппокампе и раннем ослаблении когнитивных функций. Таким образом, стресс ранних периодов жизни ответственен за нарушения памяти у пожилых. Возможно именно в связи с этим общее соматическое здоровье и высокая мышечная активность после 45 лет, связанная с более эффективной продукцией стволовых клеток, препятствует этому.

4590 0

Стресс — это состояние организма человека, возникающее при действии чрезвычайных и патологических раздражителей и приводящее к напряженной деятельности неспецифических адаптационных механизмов организма. Термин «стресс» ввел в медицину в 1936 г. Г. Селье, который определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований.

Компенсаторные возможности организма человека, позволяющие ему приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, большие. Условиями, необходимыми для становления полноценной адаптации, являются: оптимальное состояние механизмов адаптации (здоровье человека), интенсивность и продолжительность воздействия раздражителей внешней и внутренней среды организма и время, необходимое для становления процесса адаптации.

К числу механизмов, осуществляющих адаптацию организма, относятся изменения деятельности сердца, дыхательного аппарата, обмена веществ и иммунной системы. В становлении адаптационных механизмов огромная роль принадлежит нервной системе и эндокринным органам (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.).

Стрессовые реакции могут возникать под влиянием самых разнообразных раздражителей (травмы, ожоги, болезни и др.), а также при эмоциональном воздействии — эмоциональный стресс. Состояние стресса у большей части населения провоцируют или вызывают многочисленные неблагоприятные экологические факторы. Неоптимальными для сохранения здоровья являются условия жизни и привычки, сформировавшиеся в больших группах людей. Экологически опасным становится все увеличивающийся поток информации, получаемой индивидом по своей воле или помимо ее.

Нередко возникают ситуации информационного стресса. Навязываемая по утрам населению радиопрограммами поп-музыка нарушает естественный ритм вхождения в рабочее состояние организма, особенно у людей среднего и пожилого возраста. Высокоскоростной, эмоциональный ритм современной жизни, особенно в городах, создает нагрузку для функционирования основных центров нервной системы. Различные раздражители придают стрессу свои особенности, обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия.

Научно-технический прогресс создает все новые стрессовые ситуации: высокие темпы жизни, информационные перегрузки, перенапряжение при нервной ответственной работе, умственные перегрузки, утомление от монотонной однообразной работы. Научно-технический прогресс в высокоразвитых странах привел к возрастанию удельного веса интеллектуального труда. Изменился характер труда рабочих в результате широкого внедрения механизации и автоматизации производственных процессов. Рабочие все в большей степени обслуживают машины и механизмы, занимаясь не физическим, а интеллектуальным трудом. Возросший поток информации захлестнул не только ученых.

С момента изобретения книгопечатания до 1945 г., т.е. за 500 лет, в мире было опубликовано около 30 миллионов разных книг, такое же количество книг опубликовано за последующие 25 лет. Усложнился и увеличился объем учебных программ школ и вузов, возросла учебная нагрузка. Резко возросло количество времени, которое посвящено просмотру телевизионных программ и кинофильмов. Многие из них, особенно с сюжетами ужасов, насилия и убийств, вызывают сильнейшие, отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся резким увеличением содержания в крови адреналина (сердцебиение, повышение артериального давления).

Возникновение и характер стресса во многом определяются реактивностью самого организма, которая, в свою очередь, зависит от функционального состояния физиологических систем, наследственных свойств организма, ранее перенесенных заболеваний, от возраста и других факторов.

Современная жизнь полна внешних стрессовых раздражителей, которых невозможно избежать. Город порождает шум и загрязнение воздуха наряду с высокими скоростями, столпотворением, преступностью и грубостью. Для того чтобы любой стрессовый раздражитель, например шум, вредно воздействовал, ему необязательно быть громким. Стрессовый эффект наступает при любом повторяющемся неконтролируемом шуме.

Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс (волнение, возбуждение, напряжение) — это субъективное состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком (удовольствие или неудовольствие, радость, страх, гнев и т.д.) конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных и биологических потребностей.

Ответственные реакции организма на эмоции зависят от поведенческих реакций, психологических особенностей и воспитания человека. Сложность данной проблемы состоит в том, что в отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, т.е. оставаться выдержанным, спокойным. Такой человек стремится погасить возникший в организме пожар, т.е. сдержать соматические проявления, двигательные ответы и речевые реакции. И тут-то проявляется конфликт: усилием воли человек подавляет двигательные реакции. В результате вегетативная буря обрушивается на сердце и сосуды. Чем меньше тренированность организма к предельным нагрузкам, в том числе психогенно-эмоциональным, тем в большей степени возрастает состояние максимальной мобилизации сердечно-сосудистой системы. Важно подчеркнуть, что индивидуальные особенности человека, его адаптационные возможности противостоять стрессовым ситуациям весьма различны. Так, в частности, выделяют психологический и поведенческий типы ответных реакций организма.

Эмоции возникают за счет первичной активации специализированных структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает положительные эмоции, которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательных эмоций, которые организм стремится устранить или ослабить.

Биологическое значение эмоций определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменения окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей.

Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения), способствуя выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения. Эмоции служат средством повышения надежности и расширения приспособительных возможностей организма, а также одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Эмоции человека в основном социально обусловлены. Они, так же как и поступки человека, обусловливаются нормами морали и права. Высшие формы эмоций возникают на основе социальных (нравственных) и духовных (эстетических, интеллектуальных) потребностей.

Эмоциональные возбуждения строятся на основе специфических нейрохимических механизмов (нейромедиаторов). Периферические компоненты эмоций подразделяют на произвольно управляемые (движение, деятельность мышечной мускулатуры, речевая функция, дыхание) и неуправляемые (деятельность сердца, гладких мышц сосудов, бронхов, кишечника и эндокринных желез).

Из всех стрессов следует особо выделить те, которые вызывают отрицательные эмоции. «Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимает страх, печаль, малодушие, уныние, тоска, зависть», — писал еще в XVIII в. Х.Ф. Гуфеланд. Действительно, печаль, страх, тоска угнетают психическую деятельность, мышечную активность, тормозят любые ответные реакции организма. Гнев же, ярость, ненависть, наоборот, повышают энергообеспечение, стимулируют деятельность рецепторов мышц, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

К числу положительных эмоций относятся радость, надежда и др., которые приносят здоровье, силу, работоспособность. «Веселые люди всегда выздоравливают» (Амбруаз Паре). Как отметил Н.И. Пирогов, раны у солдат-победителей заживают быстрее, чем у побежденных. Положительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния напряжения. Положительные, эмоции особенно важны для функционирования сердечно-сосудистой системы.

Адреналин, наводняющий организм человека во время стресса, вызывает целый каскад реакций: повышается кровяное давление, напрягаются мускулы, дыхание становится поверхностным и быстрым, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Рассказывают, что Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме человека увеличивается выделение адреналина, который вызывает сужение сосудов и бледность, а при реакции гнева выделяется норадреналин, вызывающий расширение сосудов, и человек краснеет.

Широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, предательством, обманом, разочарованием. В подобном положении конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможностью ее осуществить в создавшихся условиях. Однако большинство людей, поставленных в безвыходные ситуации, не погибают, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим стрессорным ситуациям.

При воздействии различных экстремальных факторов (физических, психических) в организме возникают нейроэндокринно-гуморальные изменения, направленные па преодоление действий этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Выраженность адаптационного синдрома зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем организма и характера поведения человека.

Повседневный жизненный опыт, а также данные экспериментов на животных, наблюдения над больными свидетельствуют о том, что возникновение эмоции нередко предшествует нашим действиям, что именно эмоции оказываются поводом к действиям. Эмоциональное возбуждение может возникнуть до того, как человек успеет составить программу действий, и даже до того, как он сможет хотя бы сознательно оценить ситуацию. Эмоция зачастую представляет собой первую импульсивную реакцию на внезапно возникшую чрезвычайную обстановку. Лишь потом уже следует анализ и оценка обстановки и необходимые обдуманные действия.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.