Периодизация всемирной истории медицины заключение. Периодизация и хронология всемирной истории медицины. Значение медико-гигиенических знаний в жизни первобытного населения современной территории Республики Беларусь

История медицины знает не только врачей-героев, готовых принести себя в жертву. Многие обыкновенные, рядовые врачи погибали от заразных болезней, полученных у постели больного. Они умирали от брюшного и сыпного тифа, от холеры и чумы, от скарлатины и дифтерии, причем они не только заражались сами, но и подвергали серьезной опасности своих близких. Нет ни одной инфекционной болезни, которой не заражались бы врачи, выполняя свой долг.

Эти врачи не были героями, как те, что ставили опыты на себе. Они совершали героические поступки из простого стремления помочь больному, часто даже не сознавая, что они делают что-то особенное, не думая об опасности и каждый день рискуя собственным здоровьем и здоровьем своих близких.

Таким образом, история развития медицины это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.

МЕДИЦИНА это система научных знаний и практической деятельности, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, продление их жизни, на предупреждение и лечение болезней.

Медицина является одной из древнейших наук. В своем развитии она прошла долгий путь и на каждом этапе накапливала и обобщала опыт и знания о строении и функциях человеческого организма, о болезнях человека и о практических навыках по их распознаванию, предупреждению и лечению.

Существует медицина народная, традиционная и научная, и эти понятия далеко неоднозначны.

Народная медицина – понятие широкое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, которые были выработаны в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2-х млн. лет тому назад) до наших дней.

Таким образом, народная медицина – ровесница человека на Земле. Она существовала во все периоды истории человечества у всех народов мира. Опыт ее умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания впоследствии стали одним из истоков традиционной, а затем и научной медицины.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания.

Поскольку традиционная медицина связана с культурой данного народа, развивается в русле его традиций, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (например, традиционная китайская медицина).

Также, как и народная медицина, традиционная медицина является одним из истоков научной медицины.

Научная медицина тесно связана с научным экспериментом, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные, научно обоснованные концепции, гипотезы, теории.

Научная медицина и ее методы не являются традиционными, т.к. не связаны с какой-либо одной культурой и ее традициями. Более того, научная медицина интернациональна по своей сути, и ее достижения быстро становятся достоянием различных народов земного шара.

Только лишь союз народной, традиционной и научной медицины открывает перед человечеством большие возможности лечения и предупреждения болезней методами, сообразными с природой, которые не нарушают взаимодействие человека с окружающим миром.

Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека, его общественную и трудовую деятельность, а также факторы природной и социальной среды с точки зрения их влияния на здоровье.

Поскольку медицина неразрывно связана с уровнем культуры, развивалась она в основном в очагах цивилизации, причем упадок или гибель той или иной цивилизации отнюдь не означали утраты медицинских приобретений и опыта. Наоборот, при смене общественно-экономических формаций они накапливались и обогащались, переходя от одного поколения медиков к другому. Вот поэтому изучать медицину можно только в ее историческом развитии.

Таким образом, ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ это наука, которая изучает достижения в области врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до наших дней).

Ознакомление с прошлым медицины позволяет проследить, как развитие представлений о сущности болезней было связано с общественным строем, с уровнем развития производительных сил, с мировоззрением, и как в связи с этим менялось содержание и направление медицинской деятельности.

История медицины как предмет преподавания делится на общую и частную.

Общая история медицины занимается выявлением главных закономерностей исторического развития врачевания и изучением основных проблем медицины.

Частная история медицины содержит сведения о развитии отдельных медицинских специальностей, касающиеся жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков, научных достижений их школ, истории важнейших открытий в области медицины. Поскольку вопросы истории содержатся в курсе любой медицинской дисциплины, они излагаются на соответствующих теоретических и клинических кафедрах.

Между общей и частной историей медицины существует естественное разграничение и в то же время тесная связь. Вместе они образуют систему исто
рико-медицинского образования врача, которая играет большую роль в повышении уровня его общей и профессиональной культуры.

Периодизация и хронология истории медицины основана на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на 5 основных периодов:

* первобытное общество

* древний мир

* средние века

* новое время

* новейшая (современная) история

Для каждого периода характерна своя, наиболее прогрессивная для того времени форма общественно-экономического развития, и каждый период отражает развитие и смену пяти общественно-экономических формаций:

* первобытно-общинной

* рабовладельческой

* феодальной

* капиталистической

* социалистической

Источники изучения истории медицины делятся на несколько основных групп:

вещественные (материальные) это археологические находки (черепа, кости, монеты, медали, гербы, печати)

этнографические обряды, обычаи, поверья

устные и фольклорные песни, сказания, баллады, легенды

лингвистические изображения в речевой форме, которые показывают через слово родство целых групп и народов

5. письменные глиняные таблички, папирусы, рисунки на камнях и скалах, рукописи, печатные произведения врачей, историков, философов, военных и государственных деятелей, архивные материалы

6. кинои фотодокументы

Ко всем источникам предъявляются серьезные требования, в частности, тщательная проверка, установление подлинности и достоверности.

В системе подготовки врача история медицины играет большую роль:

* она показывает врачу закономерности развития медицины в каждый исторический период

* показывает, какое влияние на развитие представлений людей о здоровье и болезни оказывало их мировоззрение

* показывает врачу связь развития медицинской науки с классовой борьбой, воспитывает сознание необходимости бороться с косностью и рутиной

* на основе прошлого учит врача признавать свои ошибки, предостерегает его от поспешных решений

* и, наконец, повышает его общий и профессиональный культурный уровень.

Итак, мы переходим к изучению основных этапов развития медицины и, начнем, как полагается, с самого начала с истории первобытного общества.

Подобные документы

    Цели и задачи изучения возникновения, процесса становления и современного состояния медицины как науки. Основные источники изучения методов врачевания в первобытном обществе. Периоды развития навыков и приемов лечения недугов в древних цивилизациях.

    презентация, добавлен 03.11.2015

    Зарождение и этапы развития медицины и медицинских знаний. Медицинская символика различных времен и народов. Надписи и изображения, олицетворяющие медицину. Развитие как практической, так и теоретической составляющих медицины и возникновение врачевания.

    курс лекций, добавлен 11.03.2012

    Источники изучения истории медицины и первобытного врачевания, этапы их развития. Формирование народной медицины. Открытие первых госпиталей и клиник, их назначение, научное изучение болезней и лекарственных препаратов, роль институтского образования.

    тест, добавлен 21.04.2015

    Понятие медицины как системы научных знаний и практической деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, лечения болезней. История развития медицины, периодизация истории врачевания. Учения древнегреческого врача Гиппократа.

    реферат, добавлен 23.12.2015

    Экспозиция отделов Республиканского музея истории медицины Республики Беларусь. Возникновение народной гигиены и врачевания в стране. Развитие медицины и охраны здоровья в Беларуси в XIX- начале ХХ вв. Изучение деятельности товарищества минских врачей.

    реферат, добавлен 06.04.2017

    Развитие медицинских знаний. Периодизация истории и медицины. Строительство санитарно-технических сооружений. Медицина в царский и республиканский периоды истории Рима. Философские основы медицины древнего Рима. Становление военной медицины.

    реферат, добавлен 15.10.2012

    Наука об истории медицины, её цели и задачи. Характерные особенности и отличительные черты в различные периоды. Важные открытия и достижения в различные периоды развития человечества. Виды народной медицины. Особенности медицины древних цивилизаций.

    презентация, добавлен 29.02.2016

    Развитие медицины во времена существования древневосточных цивилизаций, в особенности Древнего Египта. Периодизация истории и врачевания. Узкие направления Древнеегипетской медицины. Навыки акушерства и их преподавание. Связь мифологии с врачеванием.

    реферат, добавлен 25.12.2014

    Ознакомление с историей развития казахской народной медицины. Анализ созданной лекарями систематизации заболеваний и виды их лечения. Обзор способов врачевания с помощью лекарственных растений, дошедших от древней казахской медицины до наших дней.

    реферат, добавлен 15.09.2013

    Соотношение понятий "врачевание" и "медицина". Периодизация истории и врачевания, философские основы китайской медицины и формирование традиций, великие врачи. Медицина в Западной Европе в периоды раннего и классического средневековья: больничное дело.

Пособие по теме занятия: введение в историю стоматологии

Введение

История человечества начинается с появления человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: бесписьменную (первобытную или доклассовую) и письменную (с 4-го тысячелœетия до н.э.). История первобытной эры охватывает период от появления человека (около 2 млн.лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (4 тысячелœетие до н.э.). несмотря на отсутствие письменности (и письменной истории), данный период является неотъемлемой частью всœемирно-исторического процесса развития человечества и не может определяться как «доистория», «праистория», а первобытный человек - как «доисторический». Эта эра охватывает 99% всœей истории человечества.

В недрах развития человечества формировались истоки всœех последующих духовных и материальных достижений: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь, языки, земледелие, скотоводство, общественное разделœение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этика, врачевание и гигиенические навыки. Анализ этого пути от самых истоков – крайне важное звено объективной оценки исторического развития медицины в целом.

Соответственно этапам первобытной истории определяют 3 периода в развитии первобытного врачевания:

1. врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приёмах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минœерального происхождения);

2. врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целœенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

3. врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившееся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателœей-профессионалов.

История зубоврачевания в нашей стране не получила такого развития, как на Западе. Даже в настоящее время материалов по этому вопросу не так много, как хотелось бы. Несмотря на то обилие «зубных специальностей», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сейчас наблюдается, зубоврачевание в течение почти целого тысячелœетия делало чрезвычайно слабые успехи, что и привело к таким последствиям. Учёные, врачи и хирурги долгое время придавали этой медицинской отрасли лишь косметическое значение. Стоит сказать, что для них оно являлось одной их многих медицинских дисциплин, да и то, не самой важной. Недипломированные же представители этих профессий из-за отсутствия необходимых знаний не были способны совершенствовать и развивать эту отрасль. Но, между тем, знание этого предмета представляет несомненный интерес во многих отношениях.

В первую очередь, естественное желание узнать историю появления и развития той отрасли человеческих знаний, которой посвятил себя, присуще каждому человеку. Знание того, как шаг за шагом в результате многовековой работы выдающихся учёных и практиков под эмпирические методы подводится научный фундамент, помогает увидеть целостную картину современного зубоврачевания. Но знакомство важно не только потому, что удовлетворяет нашу любознательность. Знание истории позволяет нам не допустить прошлых ошибок, а также на основе закономерностей формирования этой медицинской отрасли понять направление её последующего развития.

История медицины, и история зубоврачевания в частности, наглядно отражает сдвиги и коренные изменения, происходящие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определёнными чертами медицинской теории и практики.

Медицина древних народов Востока, за исключением индусов, не поднялась выше примитивного эмпиризма. Она занималась только лечением отдельных болезненных симптомов. Её успехи относятся главным образом к области лекарственных средств и отчасти хирургии. Стремление познать весь организм человека в целом, выяснить сущность болезней и связать их одной общей системой, было чуждо восточной медицинœе. В период VI-V веков до нашей эры политическое могущество стран Востока приходит в упадок. Οʜᴎ подпадают под власть новых государственных образований, возникающих на берегах Средиземного моря – Греции и Рима. Одновременно с политическим влиянием к этим народам переходит и влияние в области науки, культуры, а также и медицины, которая во всœе времена носит на себе печать общего миросозерцания и культурного уровня эпохи. Возникновение рациональной медицины исторически связано именно с этой эпохой.

Зубоврачевание в Греции

Эпоха Греко-римской медицины представляет собой громадный шаг вперед по сравнению с медициной восточных народов, хотя последняя оказала, несомненно, известное влияние на ее развитие. В Греции, особенно в более поздний период, впервые появляются выдающиеся философы – врачи, которые не довольствуются грубой симптоматизацией. Οʜᴎ изучают анатомию и физиологию человека, создают различные теории, стремящиеся объяснить причину болезней, а главное – способы их лечения и профилактики. Несмотря на то, что с современной точки зрения их взгляды наивны, тем не менее, они положили начало тому методу, на основе которого развивалась впоследствии вся научная медицина.

По мнению М.О. Коварского, причину относительно низкого уровня развития восточной медицины, следует искать в религии Востока, которая порабощала психику и ум человека, парализовала всякую, возможность самостоятельного мышления. Все явления природы рассматривались как проявление воли доброго или злого божества. Это религиозное миропонимание обрекло восточные народы на умственный застой и отдало их во власть более молодых и жизнеспособных народов Запада.

Религия греков, у которых богам приписывались человеческие черты, была лишена тех устрашающих и подавляющих человеческий ум элементов, какие мы видели у египтян или вавилонян. Свойственные эллинскому духу, на ряду с жизнерадостностью, пытливость, стремление проникнуть в сущность вещей нашли свое выражение в греческом искусстве и философии. Знаменитые философы и врачи древней Греции – Пифагор, Аристотель, Платон и Гераклит – стремились охватить весь доступный им мир одной общей идеей и строили различные идеи мироздания, основанные на наблюдениях над окружающими явлениями природы. В круг этих явлений входил и человеческий организм, его строение и деятельность в здоровом и болезненном состоянии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, греческая медицина тесно связалась с философией и в своих методах исходила, от той или другой философской системы миропонимания. В греческой медицинœе V века мы находим уже всœе те элементы, на основе которых развилась впоследствии научная медицина: изучение анатомии и физиологии человека, взгляд на болезнь как на проявление общего расстройства жизненных сил, стремление вести борьбу с ней путем укрепления организма, точное исследование больного, диагноз. Особого развития эти положения достигли у великого греческого врача Гиппократа͵ которого называют «отцом медицины».

Гиппократ

Гиппократ родился в начале V века до нашей эры на острове Косœе и происходил из рода врачей, считавшихся потомками Эскулапа (Асклепиады). По словам К.Маркса, он жил в период «высочайшего внутреннего расцвета Греции». В течение своей почти столетней жизни он, будучи врачом-периодевтом, посœетил многие страны Востока, города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Чёрного моря, Ливию, возможно Египет. Это был врач-философ, сочетавший с себе большой врачебный опыт с глубоким понимание людей и окружавшей их природы. Он занимался медицинской практикой в различных городах Греции и оставил после себя многочисленные сочинœения, которые в течение почти двух тысяч лет служили для врачей догмой и основой медицинской науки. Несомненно, что многие из приписываемых ему сочинœений, принадлежат на самом делœе его ученикам и последователям, но всœе они объединœены общим названием «Гиппократова Корпуса».

Известные афоризмы, Гиппократа͵ в которых выразилась сущность его медицинских воззрений, свидетельствуют столько же о глубоком проникновении его в смысл врачебного вмешательства и роли врача, сколько о необыкновенной силе мысли и наблюдательности.

– «В медицинœе, - говорит Гиппократ, - существуют три вещи: болезнь, больной и врач; врач является слугой своей науки и больной должен совместно с ним побороть болезнь».

– «Врач должен иметь в виду два момента: стремиться помочь больному и не вредить».

– «В организме всœе представляет собой одно гармоническое целое; всœе части согласованы друг с другом и всœе направлено к одному общему действию».

По учению Гиппократа͵ человеческий организм конструируется из 4 базовых соков (гуморальная теория): крови, слизи, черной и желтой желчи. Здоровое состояние организма зависят от равновесия этих соков. Его нарушение ведет к различным заболеваниям. Эти же нарушения лежат и в основе зубных заболеваний, описание которых рассеяно по различным книгам Гиппократа и его последователœей.

Зубная боль возникает оттого, что слизь проникает до корней зубов. Порча зубов обусловливается либо слизью, либо пищей, если зуб по природе слаб и плохо укреплен. Болезни зубов и десен наблюдаются также при заболеваниях других органов: печени, селœезенки, желудка, женских половых органов. Согласно своей теории происхождения болезней, Гиппократ и зубную боль лечит главным образом общими средствами: кровопусканием, слабительными, рвотными, строгой диетой. Местно применяются наркотики, полоскание бобровой струей, настоем перца, припарками из чечевичного отвара, вяжущими средствами (квасцы) и т.д. К удалению зубов Гиппократ прибегает только, в тех случаях, когда зуб расшатан. «В случае если в зубе появляются боли, то его следует удалить, если он разрушен и подвижен. В случае если же он не разрушен и сидит крепко, то его прижигают и высушивают; помогают также средства, вызывающие слюнотечение». По-видимому, здесь он использовал слюногон (pyrethrum), которому в древности приписывали способность вызывать выпадение больного зуба.

То, что Гиппократ удалял только слабо сидящие зубы, легко поддающиеся извлечению, видно также из того, что он считал экстракцию искусством, которому не нужно учиться, т.к. оно доступно каждому: «Что же касается щипцов для извлечения зубов, то каждый может обращаться с ними, потому что способ использования их прост и очевиден». То обстоятельство, что Гиппократ и его современники избегали удалять крепко сидящие зубы, можно объяснить только несовершенством экстракционных щипцов, которыми они пользовались. Последние делались, по-видимому, из такого мягкого материала, как свинœец, который не давал возможности развить необходимую для трудной экстракции силу. Образец таких свинцовых щипцов Александрийской эпохи, Гиерофила, хранился в храме Аполлона в Дельфах.

Вместо удаления крепко сидящих зубов прибегали к различным средствам, которые, якобы, должны были вызвать самопроизвольное расшатывание и выпадение больного зуба. У Гиппократа мы впервые встречаем истории болезни и описание клинического течения различного рода заболеваний зубов – от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости:

«У жены Аспазия появились сильные боли в зубе и подбородке; полоскание бобровой струей и перцем принœесло ей облегчение. У сына Метродора вследствие зубной боли развилась горячая язва на челюстях; наросты на деснах выделяли много гноя, у него отвалились зубы и кость. Смертельно, если к сильным зубным болям и омертвению зуба присоединяется горячка и бред (сепсис); если больной выживает, то возникают гнойники и отходят куски кости».

Из наблюдений над больными Гиппократ узнал, что первый моляр чаще подвергается порче, чем другие зубы, и что результатом этого являются «густые истечения из носа и боли, распространяющиеся в области висков (гайморит)»; чаще других разрушаются также зубы мудрости. Острую наблюдательность Гиппократа обнаруживают также и следующие его описания: «У тех, у кого отходит кость от нёба, западает нос (люэс); у кого отходит кость, содержащая зубы, уплощается кончик носа. Остроголовые, у которых высокое нёбо и зубы стоят неправильно, так что одни выдаются наружу, другие внутрь, страдают головными болями и течью из ушей».

В книге седьмой труда «Эпидемии», Гиппократ приводит множество случаев, подтверждающих важность современного лечения зубов: «У Кардия, сына Метродора, от зубной боли началась гангрена челюсти и сильное воспаление губ, вытекало много гноя, и выпадали зубы».

Мы находим у Гиппократа описание различных заболеваний десен и полости рта: гингивита͵ стоматита͵ скорбута͵ болезней языка. Подробно описаны также, сопровождающие прорезывание зубов, детские болезни: лихорадка, поносы, судороги, кашель. Но ошибочно полагал, что молочные зубы образуются из молока матери. Применяемые Гиппократом хирургические методы лечения вывиха и перелома челюстей свидетельствуют о большом его искусстве в этой области и мало чем отличаются от современных методов.

«В случае если зубы (при переломе челюсти) на пораженной стороне смещены и расшатаны, то следует после того, как кость установлена на месте, связать зубы, не только два, но и более, лучше всœего с помощью золотой проволоки, до тех пор, пока кость укрепится».

В произведениях Гиппократа мы встречаем мало сведений по анатомии и физиологии человека; это объясняется тем, что законы того времени строго воспрещали анатомирование трупов, и об устройстве человеческого тела судили по аналогии с животным миром.

Аристотель

Живший столетием позже Гиппократа великий греческий философ Аристотель (384-322 до н.э) более подробно изучает строение и функции организма, в том числе и зубной системы. Он положил основы Естествознания и Сравнительной Анатомии (включая Зубную Анатомию). В одной из его книг, «On Different Parts of Animals», есть глава, посвящённая исследованию зубов. В своей книге, «History of Animals», он сравнивает зубные системы различных животных. В описании функций различных классов зубов он был очень точен. При этом кажется удивительным, что блестящие греческие ученые-философы не видели потребности в проведении тщательных экспериментов, а также в сравнении и анализе своих наблюдений перед тем, как делать окончательные выводы. В результате, ошибки, вроде утверждения Аристотеля, что мужчины имеют больше зубов, чем женщины, были приняты и увековечились в течение восœемнадцати столетий. Также Аристотель ошибочно считал, что зубы растут всю жизнь, чем и объясняется удлинœение их при отсутствии антагониста.

Но Аристотелю следует отдать должное за некоторые очень проницательные наблюдения и заключения. Он знал, что в зубе имеются кровеносные сосуды, что моляры не меняются и прорезываются позже других зубов. В своей книге «Проблемы» он задался вопросом, почему инжир, несмотря на свой сладкий вкус и мягкость, повреждает зубы. Он пришёл к выводу, что возможно мельчайшие частицы инжира проникают в зуб и становятся причиной процесса гниения. Но он не был поддержан, и в течение многих столетий никакие другие учёные, кроме него, не провели связь между сладкими плодами и кариесом.

Терапия и профилактика зубных болезней

Практика оральной гигиены внедрялась в Греции медленно. Ученик Аристотеля Теофраст (372-287 гᴦ. до н.э.) писал, что считалось достоинством иметь белые зубы и часто чистить их. В своей знаменитой «Естественной истории растений» Теофраст также описал целœебные свойства лекарственных растений (алтея, грецкого ореха, календулы, облепихи, скумпии и др.), которые и до нынешнего дня применяются в стоматологической практике.

Из врачей более поздней эпохи заслуживает упоминания Диокл из Кариста (IV век до нашей эры); приписываемое ему средство против зубной боли в течение многих столетий пользовалось большим распространением. Средство это состоит из камедистой смолы, опиума, перца, которые замешиваются с воском и кладутся в дупло зуба. Диокл указывает также на крайне важность гигиены полости рта; он рекомендует по утрам, одновременно с мытьем лица и глаз, протереть зубы и десны снаружи и изнутри одним только пальцем или с соком растертого палея (сердечная мята), чтобы удалить остатки пищи.

Но всё же регулярная профилактика не была широко распространена, пока Греция не стала провинцией Рима. Под римским влиянием греки научились использовать для чистки зубов такие материалы, как тальк, пемза, гипс, коралловый и корундовый порошок, желœезную ржавчину. Известно, что в более поздний период в Греции была в большом употреблении зубочистка из мастичного дерева (греч. schinos). Жители Афин за свою привычку постоянно ковырять ею в зубах получили название «жевателœей зубочистки» (греч. schinotroges). Гиппократ приводит лишь средство для устранения дурного запаха изо рта͵ очевидно, косметического характера, т. к. оно предназначается для женщин. Рецепт этого средства таков:

«В случае если у женщины дурно пахнет изо рта͵ и десны имеют плохой вид, то следует сжечь голову зайца и трех мышей - каждую отдельно, причём у двух мышей предварительно вынимаются внутренности, кроме почек и печени; затем растереть вместе с мрамором в ступке, просœеять через сито и чистить этим порошком зубы и десны; после этого протирать зубы и рот потной овечьей шерстью, смазанной медом; для полоскания применяются: анис, укроп, мирра, растворенные в белом винœе. Эти средства, именуемые индийскими, делают зубы белыми и сообщают им приятный запах».

Приведенный выше рецепт зубного порошка, по-видимому, заимствован Гиппократом из народной медицины того времени, т.к. носит не свойственный этому великому врачу отпечаток суеверия. У позднейших авторов в течение очень долгого периода, почти вплоть до, новейших времен, суеверие в области зубоврачевания, как мы это увидим в дальнейшем, было широко распространено; различные мистические предметы и чаще всœего органы мышей, зайцев и жаб являются у них излюбленным средством зубной терапии и гигиены.

В III веке до нашей эры возникает новый очаг греческой культуры в Александрии, основанной Александром Македонским в дельте Нила. Благодаря покровительству наукам и искусствам со стороны правителœей Египта из рода Птолемеев сюда стекаются ученые со всœего древнего мира, создается знаменитая Александрийская библиотека, которая заключала свыше 500.000 свитков и, по преданию, была сожжена арабами в XII веке при взятии ими Александрии. На ряду с другими науками здесь развивается медицина, особенно анатомия, благодаря тому, что правители Александрии не только не запрещали рассечения трупов, но даже покровительствовали этому. Известные александрийские терапевты и клиницисты Эризистрат и Гиерофил занимались также и зубоврачеванием, не дав, однако, в этой области ничего нового по сравнению с Гиппократом.

Хирургические инструменты древней Греции

В одной из своих работ Аристотель описал желœезные щипцы (греч. Sideros – желœезо), построенные по тому же принципу, что и современные экстракционные щипцы, ᴛ.ᴇ. состоящие из двух рычагов, точка опоры которых находится в соединяющем их замке. Сейчас эти щипцы хранятся в Национальном музее в Афинах. Известный немецкий историк медицины Карл Зудгоф в своей "Geschichte der Medizin" детально их исследовал. Эти щипцы, не приспособленные к анатомической форме альвеол, были весьма примитивны и не годились для извлечения крепко сидящих зубов. Зудгоф измерил их размеры в открытом и закрытом виде, установив, что расстояние между крайними "захватами" щечек щипцов было 3 мм, а длина их не превышала 64 мм.

Щипцы в древней Греции применялись не только для удаления зубов, их использовали и для удаления из тела глубоко сидящих наконечников стрел, осколков кости. По размеру щипцы были небольшими и состояли из 3 частей: длинных ручек, замка и закругленных щечек для захвата коронки. Концы ручек имели кнопочковидную или платформовидную форму. Щечки щипцов могли быть бочковидные, широкие и узкие, однако они не соответствовали анатомической форме зуба. Такие щипцы не давали возможность использовать большую силу, при плотном нажатии на зуб его коронка могла сломаться. Их можно было применять только после предварительного расшатывания зуба. Последнее обстоятельство ограничивало показание к экстракции зубов и не способствовало развитию экстракционной техники. Этим объясняется боязнь экстракции, как опасной операции, не только у античных авторов, но и в период арабской медицины и даже средневековья.

Зубоврачевание в Риме

Врачеванием в Риме впервые века нашей эры занимались первоначально греческие рабы и вольноотпущенники, а впоследствии и известные греческие врачи, добровольно посœелившиеся в Риме, как Соран или Гален, привлеченные мировой славой этого центра античной культуры. Многие их них достигли впоследствии видного положения и славы, приобрели многочисленных учеников, а некоторые, как Антоний Муза, врач Цезаря Августа͵ были даже причислены к сословию знатных.

При этом в массе греческие врачи пользовались плохой славой, и свободный римский гражданин считал ниже своего достоинства заниматься медициной, как профессией. Сатирики того времени неоднократно высмеивают врачей за их шарлатанство, корыстолюбие, погоню за богатыми клиентами. Нелœестную характеристику дает своим современникам-врачам и Плиний: «Нет сомнения, – говорит он, – что всœе они торгуют нашей жизнью, дабы прославиться чем-нибудь новым. Отсюда жаркие споры у постели больных, так как ни один не разделяет взглядов другого». Отсюда злополучная надпись на могильном памятнике: «Он умер от замешательства врачей». Знаменитый Гален утверждает, «что между разбойниками и врачами только та разница, что одни совершают свои преступления в горах, а другие в Риме».

Получившее начало в Александрии разделœение врачей по специальностям достигло в Риме большого развития: акушеры, глазные врачи, зубные, женские врачи, врачи, лечившие от водянки, от накожных болезней. Способы лечения также сильно различались. Некоторые лечили только гимнастикой, другие – вином, третьи – водой и т.д. Практиковали врачи обыкновенно на дому, но некоторые заводили себе лечебницы или амбулатории – tabernae medicinae – обставленные с особым блеском, производившим впечатление на больных. Часто эти tabernae не отличались от лавок цирюльников и служили местом сборища зевак.

Приглашенные на дом к больным, известные врачи являлись обычно в сопровождении своих многочисленных учеников, которые совместно с учителœем производили исследование больного и слушали при этом его объяснения. Социальные условия императорского Рима были во многих отношениях схожи с теми, какие существуют в настоящее время в капиталистических странах: та же нищета в низах, и на ряду с этим безумная расточительность, праздность и чревоугодие римской знати, владельцев рабов и обширных латифундий. Это сходство социальной обстановки создавало и аналогичные условия в отношении заболеваний организма и в частности жевательного аппарата. Порча зубов была среди обитателœей Рима почти так же распространена, как в наше время. Lenhossek, производивший исследование черепов из римских саркофагов, нашел среди них свыше 80% с кариозными зубами. Нездоровая жизнь и известное из истории обжорство римских патрициев вело обычно и к другому заболеванию – к так называемой альвеолярной пиорее и всœевозможным заболеваниям десен. Большинство медицинских авторов той эпохи описывает также преждевременное расшатывание и выпадение зубов.

Сведения о зубоврачевании в ранний период римской истории очень скудны. Из эпохи императорского Рима сохранились медицинские сочинœения двух авторов, относящиеся к первому веку нашей эры: Корнелия Цельса и Плиния Старшего. И тот и другой происходили из знатных римских семей и не были практическими врачами. Хотя профессия врача и считалась в то время недостойной римского гражданина, Цельс и Плиний, как многие образованные патриции того времени, отдавали свои досуги изучению всœевозможных наук, в том числе и естествознанию.

Корнелий Цельс

Корнелий Цельс оставил после себя богатое литературное наследство, среди которого имеются сочинœения по сельскому хозяйству, военному делу, риторике; восœемь книг его, посвященных медицинœе и носящих название «De re medica», содержат столь обширные сведения по зубоврачеванию, что Цельса не без основания считают одним из наиболее осведомленных зубоврачебных авторов древности. Современники называли его «римским Гиппократом» и «Цицероном от медицины».

В своих медицинских воззрениях Цельс, как и всœе римские авторы, всœецело находится под влиянием Гиппократа и греческих врачей Александрийской эпохи. При этом он не следует какой-либо определœенной школе, а является эклектиком, ᴛ.ᴇ. берёт у каждой школы то, что его критическому уму кажется наиболее правильным. Чисто эмпирический метод он отвергает, т.к. по его мнению, только знание сущности болезни и точный диагноз могут определить правильную терапию.

Зубоврачеванию в медицинских сочинœениях Цельса посвящены отдельные главы. Его анатомические сведения о зубах более совершенны, чем Гиппократа͵ хотя и не лишены ошибок. У человека – 32 зуба, не считая зубов мудрости: 4 резца – primores, 2 клыка – canini, 10 коренных зубов – maxi-lares. Primores имеют по одному корню, maxilares: 2–4 корня. Короткие зубы имеют длинные корни, прямые – прямые корни, кривые зубы – кривые корни. Постоянные и молочные зубы происходят из одного и того же корня. О существовании зубной камеры он не знает и считает зуб массивным образованием.

Терапия зубной боли, которую Цельс относит к числу величайших страданий, носит, как и у всœех авторов того времени, главным образом общий характер: строгая диета – не пить вина, есть мало и только мучную пищу, слабительные, ингаляция водяных паров, содержание головы в тепле, паровые ванны, отвлекающие средства (горчичник на плечи). Местно–теплые припарки, полоскания настоем трав, зубочистку, обернутую шерстью, погрузить в масло и смазать около зуба десну; применяются также и наркотические средства: отвар белœены и маковых головок.

Недостаточный эффект этих средств, очевидно, известен Цельсу, т. к. в одном месте он говорит о том, что единственное средство избавиться от зубной боли это – удалить больной зуб. При этом экстракцию он считает опасной операцией и рекомендует не торопиться с извлечением зуба. В крайнем случае, если этого нельзя избежать, то зуб удаляется различными составами, а не щипцами. «Семена перца или плюща (Epheu), положенные в дупло зуба раскалывают его и ведут к его выпадению».

Удаление зуба Цельс описывает следующим образом: перед экстракцией следует отделить десну вокруг всœего зуба до тех пор, пока он не расшатается, т.к. в высшей степени опасно удалять крепко сидящий зуб в виду возможности повредить глаз и виски или вывихнуть челюсть. В случае если возможно, то удаляют зуб пальцами; лишь в крайнем случае следует прибегнуть к помощи щипцов. В случае если в зубе имеется большое дупло, то его предварительно выполняют свинцом, обернутым в полотно, чтобы избежать отлома коронки. Зуб извлекается щипцами кверху (без люксации), чтобы избежать отлома кости при искривлении корней. В случае если после экстракций наступает сильное кровотечение, то можно быть уверенным в том, что произошел отлом кости; в таком случае следует отыскать зондом отломок и удалить его. При отломе коронки удаляют корни особыми щипцами.

Образцы экстракционных щипцов того времени найдены в некогда бывших римских лагерях в нынешней Германии и Австрии. Οʜᴎ выполнены довольно аккуратно из бронзы или желœеза и, хотя по форме более совершенны, чем щипцы Александрийской эпохи, всœе же мало приспособлены для удаления крепко сидящих зубов.

Воспаления вокруг зуба, которые Цельс называет parulis, лечатся вначале втиранием в десну каменной соли, полевой мяты, полосканиями чечевичным отваром или вяжущими средствами, припарками на шерсти или горячими губками. В случае если образуется гной, то нужно своевременно вскрыть абсцесс, чтобы не омертвела кость; если гноетечение продолжается и образуется фистула, то следует удалить зуб и секвестр и выскоблить рану.

Язвы на слизистой лечатся гранатовой коркой; в детском возрасте они опасны и называются афты (греч. aphtai). Язвы языка могут обусловливаться острыми краями зубов, которые, в связи с этим крайне важно спиливать.

Расшатанные зубы связывают золотой проволокой и укрепляют вяжущими полосканиями из гранатовой корки или чернильных орешков. Против ретракции десны (альвеолярная атрофия, пиоррея) полезно жевание неспелых яблок и груш, слабый уксус.

Очень подробно описывает Цельс перелом челюстей, которые в то время, время постоянных войн, представляли, невидимому, частое явление: смещенные обломки устанавливаются на место, а зубы связываются конским волосом. Больному накладывается двойной компресс из муки, ладана, деревянного (оливкового) масла и вина, и всœе вместе укрепляется общей повязкой из мягкого ремня через голову; заживление перелома наступает через 2–3 недели.


История медицины - это наука, изучающая становление и развитие медицинской теории и практики в различных общественно-экономических формациях в тесной связи с общей культурой человечества.

1. История медицины как часть культуры и истории человечества. Определение понятий «врачевание» и «медицина». Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

История медицины–самостоятельный предмет, который изучается в высших медицинских учебных заведениях. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов , познакомить их с историей будущей профессии, раскрывает развитие врачевания, выявляет достижения в медицине, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Определение понятий «врачевание» и «медицина».

Процесс действия по знач. глагола.: врачевать. Врачевать
1) Заниматься лечением (обычно средствами народной медицины).
2). Исцелять , облегчать душевные страдания, приносить освобождение от 
чего-л. неприятного, тяжелого и т.п.

Медицина (лат. «medico» - лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей,предупреждение и лечение болезней.

Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека

Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

Фонодокументыотображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.


Период истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Первобытное общество

Древ.мир

Средние века

Новое время

Новейшая история


Около 2 млн.лет наз.-4-е тысячелет. до н.э.

5-е тысяч. До н.э.- серед. 1-го тысячел. н.э.

476 г.- серед. 17 века

Серед.17-начало 20 века

1918-начало 21 века


Около 2 млн.л.

Около 4 тыс. лет

Около 1200 лет

Около 300 лет

Около 100 лет

2. Гиппократ. Сборник Гиппократа. Система теоретических представлений Гиппократа. Принципы врачебного искусства Гиппократа.

Гиппокра́т - знаменитый древнегреческий целитель и врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Сборник Гиппократа.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа , какая - ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» - законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» - предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» - повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

Система теоретических представлений Гиппократа. (вставлено картинкой, поэтому 2 первых слова лишние)

Принципы врачебного искусства Гиппократа.

Со времен Гиппократа в медицине сложились единые этические принципы. Вот главные из них:

· Все действия врача должны быть направлены только на благо больного, а не во вред (если врач может предвидеть его заранее).

· Следует избегать действий, способных причинить страдания больному и его родственникам.

· Действия, предпринимаемые врачом, не должны наносить ущерб другим людям , в том числе и больным.

· Решения врача основываются на положениях современной науки.

· Врач не имеет права смотреть на больного как на источник обогащения.

· Врач обязан хранить в тайне сведения, касающиеся здоровья пациента и обстоятельств его жизни, которые стали известны в ходе лечения.

Система теоретических представлений Гиппократа.

Единство организма и природной сферы, закономерная связь жизненных явлений с природными, рассмотрение организма в его вечном движении и изменении- таковы основные исходные позиции Гиппократа в построении системы. Вселенная едина и материальна, ее разнообразие определяется движением и различными сочетаниями основной первоматерии. Следовательно, и всю жизнь организма, его болезни следует объяснить не проявлениями божественной воли или злого духа, а естественными причинами- влиянием природных явлений. Жизнь организма, по Гиппократу, определяется 4мя соками (или жидкостями), в основе которых лежат различные сочетания первичных начал природы (тепла, холода, влажности и сухости). Во вселенной все находится в вечном движении. Следовательно, и болезнь- явление изменяющееся, в здоровом организме жидкости должны быть смешаны в правильной пропорции, нарушение которой под влиянием природных факторов и означает наступление болезни. отсюда же протекали многие другие идеи Гиппократа, надолго опередившие эпоху,- вера в целительные свойства природы и задача использования врачом природных свойств организма, требование наблюдать у постели больного и догадки о влиянии условий жизни людей на их здоровье и тд. и как бы наивны не были с позицией современной медицины некоторые теоретические положения Гиппократа, связь его гуморальной теории с исходными материалистическими принципами древнегреческой философии несомненна.

3. Гален- великий врач древнего мира. Галенизм.

Гален - римский ( греческого происхождения) медик , хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию , физиологию , патологию , фармакологию , и неврологию , а также философию и логику .

Естественнонаучные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии (греч. physiologia – учение о жизненных процессах, от греч. physis – природа и logos – учение). К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов (влияние христианства), и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак, копытных, а иногда даже львов и слонов; часто производил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий (1514-1564).

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места, сечения.

Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды к артериальный (боталлов) проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась в Европе абсолютно верной и не подлежала критике вплоть, до XVI в., когда испанский ученый-богослов М. Сервет в своем труде «Возрождение христианства» впервые (в Европе) описал малый круг кровообращения (см. с. 185). Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г, английским ученым У. Гарвеем.

Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. «Мне часто приходилось, – писал он, – водить рукой хирургов , мало изощренных в анатомии, и тем самым спасать их от публичного позора».

Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493-1541).

Гален жил в период разложения рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали как философия Платона, которая наряду с космологическим дуализмом (идеи и материи) признавала антропологический дуализм (тела и души), так и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного в природе (телеология).

Исходя из учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в различных видах: в мозге – «душевная пневма» (spiritus animalis), в сердце – «жизненная пневма» (spiritus vitalis), – в печени – «естественная пневма» (spiritus naturalis). Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы: нервы несут «душевную силу» (vis animalis), печень дает крови «естественную силу» (vis natu-ralis), пульс возникает под действием «пульсирующей силы». (vis pulsitiva) и т, п. Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.

Галенизм.

В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм – искаженное, одностороннее понимание учения Галена.

Медицина эпохи Возрождения (в общем, чтобы не писать об этом в каждом вопросе)

Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия - все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.


Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

Леонардо да Винчи (1452-1519) был первым современным анатомом; он производил вскрытия и открыл гайморову пазуху , проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Его мастерски выполненные анатомические рисунки очень точны; к сожалению, они не были опубликованы до самого недавнего времени.

 Анатомические работы другого мастера, однако, были опубликованы в 1543 вместе с замечательными рисунками. Родившийся в Брюсселе Андреас Везалий (1514-1564), профессор хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал трактат О строении человеческого тела (De humani corpore fabrica, 1543), основанный на наблюдениях и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла многие ошибочные представления Галена и стала основой современной анатомии.

 Легочное кровообращение было открыто независимо и почти одновременно Реальдо Коломбо (1510-1559) и Мигелем Серветом (1511-1553). Габриеле Фаллопий (1523-1562), преемник Везалия и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее число анатомических структур, в частности полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва и маточные трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми. В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520-1574), формально еще последователь Галена, сделал важные анатомические открытия, впервые описав грудной проток, почки, гортань и слуховую (евстахиеву) трубу.

 Творчество Парацельса (ок. 1493-1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно: ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией ; требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения; упростил форму рецептов. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию.

 Если в Средние века свирепствовала чума, то Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис, остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 - исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название «сифилис» появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483-1553), которого можно считать первым эпидемиологом. В его основном труде О заражении… (De contagione…) представление о специфике заболеваний заменило старую гуморальную теорию. Он первым определил тиф, описал различные способы заражения, указал на инфекционный характер туберкулеза. Микроскоп еще только предстояло изобрести, а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании невидимых «семян заражения», которые размножаются и проникают в организм.

 Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса. Однако некоторые операции были в то время выполнены впервые: Пьер Франко осуществил надлобковую цистотомию (вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на противодействие клерикальных кругов, делал пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом.

 Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии Фабриций Аквапенденте (1537-1619) с 1562 преподавал в Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические знания своего времени в двухтомном труде Opera chirurgica, изданном уже в 17 в. (в 1617).

 Амбруаз Паре (ок. 1510-1590) отличался простым и рациональным подходом к хирургии. Он был военным хирургом, а не ученым. В то время для прижигания ран применялось кипящее масло. Однажды в военной кампании, когда запас масла был израсходован , Паре применил простую перевязку, что дало превосходные результаты. После этого он отказался от варварской практики прижиганий. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». Паре также восстановил древний, но забытый метод наложения лигатур.

Методика подготовки к занятиям (3 часа).

Цель занятия: сформировать представление об особенностях и закономерностях развития медицины.

Задачи:

Дать определение истории медицины, как науки и предмета преподавания;

Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций;

Охарактеризовать источники изучения истории медицины;

Ознакомиться с методикой подготовки доклада и написания реферата.

Усвоить основные понятия историко-медицинского характера, овладеть информационным минимумом (факты, даты, персоналии, открытия и др.),

Овладеть умением применять историко-аналитический подход, исторический метод при оценке развития медицины в различные эпохи, использовать знания по истории медицины для профессионального совершенствования и самовоспитания, овладеть методикой исследовательской работы;

Научиться работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, анализировать первоисточники, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования, выступать перед аудиторией, вести дискуссию;

Освоить следующие виды работ: конспектирование и анализ источников, подготовка устного ответа на вопросы семинара; сообщений (докладов), написание рефератов.

История медицины как наука, изучающая развитие медицинской теории и практики, тесным образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов.

История медицины состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, её характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения. Частная – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, умением анализировать происходящие события, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.

Медицина - ровесница первого человека на Земле. Ее история начинается вместе с возникновением человека. В связи с этим в основу изучения истории медицины положена принятая в современной исторической науке периодизация всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на пять основных периодов: первобытная эра, древний мир, средние века, новое время и новейшая (или современная) история (табл. 1).

Таблица 1.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники , основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается изучением болезней древних людей по костным останкам, называется палеопатологией.

Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

Кино-, фотодокументы - источники, фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно.

Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

Работа с источниками для подготовки реферата и доклада.

План конспектирования источника:

1. студент читает документ полностью.

2. записывает название источника, время его создания и имя автора.

3. выделяет основную мысль, которая излагается в 1-2 предложениях.

4. основные положения источника записывает по пунктам.

5. завершает конспект кратким выводом в 1-3 предложениях.

План анализа источника:

1. время и место создания источника (характеристика эпохи и медицины).

3. жанр источника (мемуары, публичная речь, научный труд, учебник, др.)

4. история создания и судьба текста.

5. анализ, проблематика, новые методы, концепция, новизна источника.

Подготовка устного ответа на вопросы семинара:

1. ознакомиться со всем имеющимся материалом по заданной теме.

2. вычленить общее с другими эпохами и государствами.

3. вычленить особенное для данной эпохи или государства.

4. подготовить краткие (1-2 предложения) ответы на пункты, расшифровывающие основные вопросы семинара.

План подготовки сообщений (докладов):

Время сообщения не должно превышать 5 - 7 минут.

1. подобрать литературу по заданной теме (не менее 2-3 источников)

2. четко сформулировать тему сообщения (доклада).

3. заявить датировку событий, о которых будет сообщено.

4. определить новые термины и понятия, которые будут фигурировать в сообщении.

5. кратко изложить материал, сделав акцент на новшествах и открытиях.

6. сделать вывод, охарактеризовав какое именно влияние излагаемые события оказали на развитие медицины.

Реферат – форма учебно-исследовательской работы студентов,

позволяющая овладеть навыками исследовательской работы, определить степень изученности проблемы, выделить узловые вопросы, сделать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы, а также мнения и выводы автора.

Порядок работы:

а) составить библиографию по теме,

б) продумать план работы,

в) сформулировать проблему, цель работы, актуальность темы,

г) подготовить выписки из источников и литературы,

д) скорректировать план и цель работы,

е) написать текст, сформулировать выводы.

Структура работы:

1. титульный лист (указывается название вуза, кафедры, название темы, фамилия и номер группы студента, год и город создания работы)

2. план или содержание с указанием страниц.

3. введение (постановка проблемы, актуальность темы, цель и задачи работы, обзор источников и литературы) – объем 1-2 страницы.

4. основная часть (содержит от двух до четырех глав, которые можно разделить на параграфы, и каждая глава обязательно заканчивается выводом) – объем 10 – 15 страниц.

5. заключение (обобщает выводы в главах, соответствует поставленной во введении цели) – объем до 1 страницы.

6. список использованных источников и литературы.

Примеры:

1. Гиоев Н.А. На страже здоровья. – Ордж., 1960. – 202 с.

2. Данилишина Е.И. Основные этапы и направления развития отечественного акушерства (ХVIII – ХХ вв.). Автореф. дисс…д.м.н., М., 1998. – 48 с.

3. Мирский М.Б. Праславянская медицина // Клиническая медицина, 1999,

№ 2, С.65-67.

4. Труды I съезда врачей Терской области. Владикавказ, 1912. – 355 с.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение истории медицины как науки, назовите её цели и задачи.

2. Назовите основные методы и принципы изучения истории медицины.

3. Какая периодизация применяется при изучении истории медицины.

4. Приведите хронологию исторических периодов.

4. Назовите источники, позволяющие изучить прошлое медицины.

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Медицина в эпоху первобытнообщинного строя.

Медицина древних восточных цивилизаций. Практика родовспоможения и уход за новорожденными младенцами .(3 часа)

Цель занятия: познакомить студентов с историей медицины первобытного общества, врачеванием и традиционной народной медициной Древнего мира.

Задачи занятия:

1. Осветить процесс развития медицины в первобытном обществе, формирование представлений о причинах болезни.

2. Ознакомиться с историей медицины и элементами родовспоможения и ухода за новорожденными Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая и др.