Этот государственный деятель изображен в образе марса. Легенды и мифы. Дэникен сравнивает "бога" со скафандром

Фигура "Великого бога Марса", обнаруженная французским исследователем Анри Лотом среди тысяч наскальных рисунков в Тассили-н-Аджер (Сахара), стала едва ли не символом посещения пришельцами Земли. Юрий Гагарин, пораженный ее сходством со скафандром, расписался на репродукции и подписал: "Похоже... и непохоже!" А Эриху фон Дэникену сомнения были не свойственны:

"Наряду с изображениями зверей нас удивляют существа в костюмах, подобных водолазному скафандру. Великий бог Марса - так окрестил Лот гигантский рисунок - первоначально имел высоту 6 м... Нет необходимости особенно напрягать фантазию, что Великий бог Марса был изображен в космическом или водолазном костюме. На его могучих неуклюжих плечах лежит шлем, который соединен с туловищем с помощью своего рода шарнира. Там, где находятся рот и нос, шлем имеет различные щели".

Прорисовки "Великого бога Марса".



Еще одно изображение "Великого бога Марса".


В сенсации был отчасти виноват и сам Анри Лот. В книге "В поисках фресок Тассили-н-Аджера" он писал:

Одна из таких фигур, обнаруженная нами в глубокой пещере с неровным сводом, имеет в высоту около 6 м... Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы - двойной овал. Мы наделяем, обычно, такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа! Если марсиане и побывали когда-либо в Сахаре, то это могло случиться лишь очень много веков назад..." Археолог пошутил, но "исследователи" тут же ухватились за его слова.

В фильме "Воспоминания о будущем" Дэникен использует демагогический прием: показывает "марсианина", а потом - очень натуралистические рисунки животных как доказательство, что местные жители хорошо умели рисовать. Вывод - рисунок "бога" тоже был точно срисован с натуры.


Дэникен сравнивает "бога" со скафандром.

На самом деле рисунки Тассили наносились на протяжении тысячелетий, причем старые рисунки часто соседствуют с новейшими. Ученые выделили несколько частично перекрывающихся временных периодов - "изображений крупной дикой фауны" (12-6000 лет до н. э.), "изображений круглых голов", "пасторальный", "лошадей и ливийских всадников" и "период верблюдов". Они отличаются по качеству и технике исполнения рисунков, а художники явно принадлежали к разным племенам.

Рисунок "бога" относится к периоду "круглых голов" (9500-7000 л. до н.э.), когда художники предпочитали изображать людей с круглыми головами без черт лица. То, что это люди, доказывают рисунки "круглоголовых" с прорисованными грудями и половыми органами или с банальными предметами (копья, луки, корзины на головах и т. п.). Некоторые "круглоголовые" изображены горизонтально, как бы плывущими или парящими. Возможно, так изображались сны, шаманский опыт употребления наркотиков или что-нибудь в этом духе.

Один из рисунков "круглоголовых" с банальными предметами в руках.



"Круглоголовая" несет корзину на голове.

"Прорези", изображенные на том, что Дэникен принимает за шлем - всего лишь женская прическа в стиле "braid". Их до сих пор предпочитают модницы из Сахары. Аттилио Гаудио в книге "Цивилизации Сахары" (М., 1985) описывает, как делаются такие прически: "Волосы сначала смачивают грязью, растертой растительным маслом, в котором предварительно замачивают в толченом виде шесть различных благовонных растений (в том числе гвоздику)... Все волосы на голове делят на две половины: заднюю и переднюю... На затылке их разбирают надвое и заплетают с каждой стороны в шесть свободно падающих кос. Спереди волосы тоже разбирают пополам и заплетают по три толстые косы, завязанные вместе и ниспадающие справа и слева. Каждая из этих шести толстых кос состоит из шести тоненьких косичек, туго заплетенных от корня до кончиков волос".


Современная прическа в стиле "braid".

Если на скале изображена конкретная женщина, видимо, художник в нее сильно влюбился, если не пожалел сил и времени на шестиметровый портрет!

В последнее время появились серьезные свидетельства, что Лот и его коллеги занимались фальсификациями. Как минимум пять наскальных рисунков, из которых они делали далеко идущие выводы насчет "египетского влияния" и т.п., были нарисованы самими французами. Другие рисунки были перерисованы с искажениями, испорчены при копировании или вырваны из общего контекста. Но "великий бог" был зарисован ими правильно. Версии, где рядом с ним изображены "летающие тарелки", появились уже в наши дни не без помощи фотошопа.

В 1798 году войсками Наполеона были захвачены Северная Италия и Швейцария. Россия по договорённостям с этими странами должна была помочь в войне с Францией. Страны-союзники обратились к Павлу I с просьбой назначить главнокомандующим русско-австрийской армией фельдмаршала Александра Васильевича Суворова. Однако к тому времени Суворов был отправлен императором в ссылку в своё имение. Пришлось Павлу I писать полководцу письмо: "Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии..."

Из военного похода граф Суворов возвращается с победой. По такому случаю Павел I приказал возвести в Гатчине памятник полководцу. Впервые в русской истории решено было поставить памятник при жизни героя.

В 1799 году был принят проект скульптора Михаила Ивановича Козловского. В разработке проекта также участвовал А. Н. Воронихин . Уникален памятник тем, что он стал первым крупным монументом полностью созданным русскими мастерами. Отлил скульптуру литейщик Василий Екимов который по договору от 12 октября 1800 года обязывался отлить и отшлифовать статую к 1 апреля 1801 года. Но вышла задержка из-за большой загруженности литейной мастерской. В то же самое время там отливали ворота для Михайловского замка, статуи, чаши и вазы для Большого каскада в Петергофе. Бронзовый барельеф на пьедестале выполнил скульптор Ф. Г. Гордеев.

Во время проектирования планируемое место расположения памятника было изменено. Павел I захотел видеть его у своей новой резиденции - Михайловского замка . Для изготовления пьедестала использовался материал, оставшийся от строительства Исаакиевского собора : "тивдийский" (олонецкий) светло-красный полированный порфир. Ступени к пьедесталу выполнены из сердобольского дикого камня с мызы Келла. Козловский несколько раз жаловался на недобросовестность подрядчиков, выполнявших пьедестал. То он был грязным и не в нужных скульптору пропорциях, то установлен "косо и на один бок".

Прижизненным памятник так и не стал. За год до открытия граф Суворов скончался. Не увидел открытия памятника и сам император, в Михайловском замке за два месяца до открытия монумента он был убит. Памятник А. С. Суворову был открыт 5 мая 1801 года на Марсовом поле у берега Мойки . На церемонии присутствовал новый император Александр I.

Скульптор Козловский изобразил Суворова в образе бога войны Марса, который щитом с гербом Российской Империи прикрывает жертвенник с коронами неаполитанских и сардинских королей и тиарой папы римского.

В 1818 году по предложению архитектора К. Росси монумент перенесли в центр только что созданной Суворовской площади. В 1834 году постамент из блоков мрамора вишнёвого цвета пострадал из-за сильных морозов. Его заменили на постамент из розового гранита.

Во время блокады Ленинграда памятник планировали спрятать, один из вариантов предполагал его перемещение в подвал соседнего дома. Однако сделать это так и не удалось. Между тем в один из блокадных дней артиллерийский снаряд пролетел рядом с монументом и влетел как раз в тот подвал где мог быть памятник. За всё военное время памятник Суворову не пострадал.

Марс, лат., греч. Арес - римский бог войны и покровитель римской мощи, сын Юпитера и Юноны.

В отличие от , который был у греков богом неистовой войны и не пользовался особым почетом, Марс был одним из самых почитаемых римских богов, выше его стоял только Юпитер. Согласно римским мифам, Марс был отцом Ромула и Рема, основателей Рима. Поэтому римляне считали себя его потомками и верили, что Марс любит их больше всех других народов и обеспечивает им победы в войнах. В архаичные времена Марс почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся молитв земледельцев и название первого месяца весны (март).

Супругой Марса была богиня Нерия (Нерио), о которой известно только, что Марсу пришлось похитить ее. Но Ромула и Рема родила ему весталка Рея Сильвия, дочь латинского царя Нумитора. В битвах Марса постоянно сопровождали Паллор и Павор, «Бледность» и «Ужас», соответствовавшие спутникам Ареса и Фобосу. В качестве своего праотца римляне называли его именем Марс Патер или Марспитер, в качестве бога войны, дарующего победу, он назывался Марс Виктор. Свою благосклонность к Риму Марс проявил уже в древнейшие времена, сбросив с неба собственный щит, чтобы он охранял город. По приказу царя Нумы Помпилия впоследствии было изготовлено одиннадцать точно таких же щитов, чтобы злоумышленник, который вздумал бы похитить щит Марса, не сумел опознать его. Весь год эти щиты хранились в святилище Марса на Форуме. Только 1 марта, в день рождения бога, его жрецы (салии) носили их по городу в торжественной процессии, под пляски и пение. Священными животными Марса были волк, дятел, символом - копье.



«Марс и Рея Сильвия», Рубенс

Римляне почитали Марса специальными празднествами. Кроме процессий салиев это были, в частности, конские состязания (еквирии), проходившие ежегодно 27 февраля и 14 марта. Однако самым важным празднеством была так называемая «суоветаврилия», проходившая раз в пять лет по окончании очередной переписи римского населения (ценза). Она заключалась в том, что вокруг римлян, собравшихся на Марсовом поле и построившихся в боевом порядке, трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву Марсу. Этой жертвой римский народ очищал себя от всех грехов и обеспечивал себе помощь и защиту Марса на будущее.

Кроме Марса римляне знали и чтили других богов войны: в древнейшие времена это прежде всего был , которого впоследствии отождествили с основателем Рима Ромулом; почитали они и богиню войны . Позже под греческим влиянием они перенесли на свою богиню Минерву некоторые свойства , и в результате она тоже стала богиней войны. Однако культ Марса как бога войны решительно преобладал до самого падения античного Рима.



«Битва Марса и Минервы», Жак Луи Давид

В честь Марса римляне возвели в своем городе несколько храмов и святилищ. Древнейший из них стоял на Марсовом поле (на левом берегу Тибра), где проходили военные учения, цензорские смотры и народные собрания, на которых в давние времена решался вопрос об объявлении войны. Очень древним считалось и святилище Марса на Форуме. Отправляясь на войну, каждый полководец приходил в святилище, потрясал щитами Марса, просил у бога помощи и обещал ему часть военной добычи. Самый великолепный храм был посвящен императором Августом Марсу Мстителю (Марс Ультор) в память о возмездии, постигшем убийц его приемного отца, Юлия Цезаря. Храм был освящен во 2 г. н. з. на новом форуме Августа, от него сохранились несколько поврежденных колонн и основание храмовой статуи. Марсово поле в Риме исчезло в результате застройки уже во времена империи. В конце 1 в. н. э. император Домициан велел построить на его месте стадион, контуры которого соответствуют нынешней римской площади Навона. (Столетия спустя новые Марсовы поля возникли в Париже, Петербурге и в других городах - даже в Детройте).


«Венера, Марс и грации», Жак Луи Давид

Марс давно уже умер вместе с остальными античными богами, но, к сожалению, человечество приносит ему все новые и новые жертвы: Марс - самый известный и все еще живой символ войны. Уже в древнейшие времена Марс перешел из мифологии в астрономию как «кровавая планета». В 1877 г. американский астроном А. Холл открыл два спутника планеты Марс, Деймос и Фобос, существование которых предвидел Свифт за 150 лет до этого открытия. Сохранилось множество античных статуй и изображений Марса, а в новое время их было создано еще больше (см. статью «Apec»).

В ряде городов место военных смотров называли Марсовым полем:

«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…»
- А. С. Пушкин, «Медный всадник».

Древнеримский бог, считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем Италийском полуострове, а позже - и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а позднее и войны.

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

Марс - очистительный бог, бог люстраций: к нему взывал земледелец о плодородии угодий, семьи, скота и рабов, арвальские братья при обряде люстраций Рима. Марс сопровождал идущих на войну воинов, принимал жертвенные дары пред битвой и появлялся на поле брани в сопровождении богини войны Беллоны. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя - регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя Нумы Помпилия, а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Полководец, отправляясь на войну, взывал к Марсу, приводя в движение развешанные во дворце щиты и копье. По окончании военных богу войны приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги.

Большой популярностью пользовался Марс в период Республики: его изображения чеканились на монетах, бога награждали эпитетами "победитель", "сражающийся", "расширяющий империю", "умиротворитель". В западных римских провинциях с образом Марса связывали главных богов территориальных и племенных общин. Именно поэтому некоторые исследователи предполагали, что ранние римские представления о Марсе как о верховном божестве продолжали жить в народных преданиях.

Марс изображался как воин в полной броне для сражения, носящим украшенный гребнем шлем и щит. Его священные животные - волк и дятел, и он сопровождался Фугой и Тимором, персонификациями полета и страха. В искусстве Марс изображен как бронированный воин с украшенным гребнем шлемом. Он также часто изображался на колеснице со щитом и копьем, входящим в сражение. Щит символизирует Рим, и согласно легенде его щит упал с неба, чтобы спасти римлян.

Женой Марса была малозначительная богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с Венерой и Минервой. Рассказывают, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время Анна Перенна сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва , а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима.

Богу войны Марсу в древнегреческой мифологии соответствует бог Арес. Но отличие от греческого Ареса, Марс почитался в Риме выше других богов, возможно потому, что, по легендам, его сыновья Рем и Ромул основали этот город. Считалось, что Марс был наделен тремя жизнями.

2) (планета)

Четвёртая по удалению от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Марс, как и другие планеты Солнечной системы, назван по имени одного из богов античного пантеона - бога войны Марса (соответствующего греческому Аресу). Аналогичным образом выбраны названия и для спутников планеты: Фобос и Деймос - имена двух сыновей Ареса, сопровождавших его в бою. Иногда Марс именуют «Красная планета» - благодаря придающему красноватый оттенок поверхности Оксиду Железа (III).

Марс почти вдвое меньше Земли по размерам - его экваториальный радиус равен 3396,9 км. (53 % земного). Площадь поверхности Марса примерно равна площади суши на Земле. Достаточно быстрое вращение планеты приводит к заметному полярному сжатию - полярный радиус Марса примерно на 21 км. меньше экваториального.

Марс - планета земной группы с разреженной атмосферой. Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных и вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных. Марсианский потухший вулкан Олимп - самая высокая гора в Солнечной системе, а Долина Маринера - самый крупный каньон. Помимо этого, в июне 2008 три статьи, опубликованные в Nature, представили доказательства существования в северном полушарии Марса самого крупного известного ударного кратера в Солнечной системе. Его длина 10 600 км., а ширина 8500 км., что примерно в четыре раза больше, чем крупнейший ударный кратер, до того также обнаруженный на Марсе, вблизи его южного полюса. В дополнение к схожести поверхностного рельефа, Марс имеет период вращения и смену времён года аналогичные земным, но его климат значительно холоднее и суше земного.

Из-за низкого давления вода не может существовать в жидком состоянии на поверхности Марса , но вполне вероятно, что в прошлом условия были иными, и поэтому наличие примитивной жизни на планете исключать нельзя. 31 июля 2008 года вода в состоянии льда была обнаружена на Марсе космическим аппаратом НАСА «Феникс».

Share

Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств.

Здесь он был определен в культурный класс, в котором преподавал Н. Жилле — фр анцузский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени.

Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок. Поэтому при выборе специальности, он долго колебался, не зная, чему отдать предпочтение: живописи или скульптуре.

В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР).

Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны. Художник еще не пришел к строгой лаконичности и сдержанности, которые будут характерны для зрелого периода его творчества.

Получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Возвращение Святослава с Дуная» (1773), Козловский заканчивает Академик художеств. Для продолжения образования он отправляется в Италию Знакомство с произведениями древности, глубокое изучение памятников античности и полотен художников эпохи Возрождения обогащают его творчество, расширяют кругозор.

К сожалению, из римских работ, кроме нескольких рисунков, выполненных с огромным темпераментом и совершенством, до нас ничего не дошло.

Аполлон

В 1780 году Марсельская Академия искусств присваивает художнику звание академика. Это — свидетельство популярности его произведений за границей. Вернувшись на родину, Козловский выполняет многочисленные работы по украшению архитектурных памятников.

Он исполняет барельефы для концертного зала в царском Селе (архитектор Д. Кваренги) и для Мраморного дворца в Петербурге (архитектор А. Ринальди). Тогда же он исполнил мраморную статую Екатерины II, представив ее в образе Минервы (1785, ГРМ). Художник создает идеализированный, полный величия, образ императрицы-законодательницы. Статуя понравилась Екатерине, и Козловский получил разрешение на поездку в Париж «для приобретения познаний в своем художестве».

Гименей

В 1790 году в Париже скульптор выполнил статую «Поликрат» (ГРМ). Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведении, созвучна революционным событиям во Франции, свидетелем которых был Козловский.

Поликрат. Гипс. 1790. Русский музей.

Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву. Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения. В этом помогли ему великолепное знание анатомии, работа с натуры.

В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году — старшим профессором.

Роль его как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев, В. Демут-Малиновский и другие.

Минерва и гений художеств.

Конец 80-90 годов XVIII века — период расцвета таланта скульптора.

Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника.

В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ). Знаменательно, что художник обратился к темам русской истории, событиям недавнего прошлого.

«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ». Мрамор. 1797. Русский музей.

Его привлек образ сподвижника Петра, не побоявшегося в присутствии императора разорвать подписанный царем несправедливый указ, налагавший непосильные тяготы на разоренных крестьян. Фигура Долгорукого исполнена решимости, твердости. Лицо его гневно, сурово. В правой руке факел, в левой — весы правосудия; у ног — мертвая змея и маска, олицетворяющие коварство и притворство.

Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского (1780е, ГРМ).

В статуе «Александр Македонский» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Привлекательны красота и совершенство фигуры, гибкость и плавность движений юношеского тела. Продуман силуэт статуи, отличающийся четкостью и выразительностью контуров.

Бдение Александра Македонского.

На гомеровскую тему создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой — мужская дружба передана в напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте. Контраст мертвой неподвижности поникшего тела Патрокла и сильного мускулистого Аякса придает сцене драматизм.

Почти все произведения Козловского последних лет проникнуты героическим пафосом, духом мужественной борьбы. В бронзовой группе «Геркулес на коне» (1799, ГРМ) символически выражена идея победоносности походов Суворова.

Художник представил полководца в виде юноши Геркулеса, скачущего на коне. Его фигура очень жизненна и реальна. Эта группа в известной степени явилась подготовительным этапом в работе художника над самым значительным, самым крупным произведением — памятником великому русскому полководцу А. В. Суворову.

Геркулес на коне

С огромным увлечением приступил Козловский в 1799 году к созданию памятника. Сохранившиеся в Русском музее эскизы свидетельствуют о длительных и сложных композиционных поисках, бесконечных изменениях в решении образа.

Только в последних вариантах художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова. Главная мысль, выраженная художником в памятнике, — показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Рыцарь изображен в энергичном, но сдержанном движении. Он стремительно, легко делает шаг вперед. Высоко, словно для удара, занесена рука с мечом. Щитом он прикрывает корону и папскую тиару. Резко повернута в сторону голова. В открытом, юном, гордом лице — выражение спокойного мужества.

Фронтальное решение статуи отличается торжественностью, спокойствием, монументальной четкостью. При взгляде справа особенно ощутимо движение воина в наступательном порыве; зритель, смотрящий на памятник с левой стороны, яснее чувствует подчеркнутую твердость, уверенную мощь фигуры. Постамент, спроектированный Козловским при участии Л. Н. Воронихина, гармонично связан с пластическим решением.

памятник Суворову

Массивная, ритмично расчлененная форма контрастно противопоставлена легкой и грациозной фигуре героя. Монумент был торжественно открыт 5 мая 1801 года и установлен в глубине Марсова поля, вблизи Инженерного замка. Только в 1820 году, в связи с реконструкцией зданий на Марсовом поле.

Памятник Суворову — вершина творчества скульптора. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России. С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века.

Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением Петергофских каскадов явился «Самсон»-центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев и др.

Но, пожалуй, наиболее значительной была роль Козловского, произведение которого композиционно завершило и объединило скульптурный комплекс Большого каскада. Художник вновь обратился к Символическому решению. Богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев — побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Самсон, разрывающий пасть льву

«Самсон» Козловского — одно из наиболее выдающихся произведений декоративной скульптуры. Ансамбль петергофских фонтанов, уничтоженный фашистами в годы Великой Отечественной войны, теперь восстановлен.

Последними произведениями Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800) и С. А. Строгановой (1802, «Некрополь XVIII века», Ленинградский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби.

Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта.

Амур со стрелой

Гений. Павловский дворец

Психея

Аякс защищает тело Патрокла